К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Не знаю, какой вывод сделали бы вы, а мне ясно: вера, основанная на мифических постулатах, разрушает внутреннюю сущность человека.
(Из фильма)

В начале – немного предыстории. Этот фильм подкинули мне друзья. Люди в общем неверующие (по крайней мере в то, что я), но духовно сочувствующие. Проявляя деликатность и, видимо, не желая оскорбить мои религиозные чувства, они заранее извинились, и, улыбчиво щуря глазом, заметили, что, дескать, не надо принимать близко к сердцу, а если не пойдет, то в любой момент можно выключить, и т.п.

Понятно, такая прелюдия возымела совершенно обратный эффект, так что фильм был отсмотрен в первый же свободный вечер со смешанным чувством любопытства и духовного долга…

Сразу скажу, что эта история о приключениях двух падших ангелов (Бен Аффлек и Мэтт Дэймон), которые решили вернуться на небеса и тем самым бросили вызов всемогуществу Божьему, а небесное воинство, вмешавшись в земную жизнь, решило им воспрепятствовать, мне в общем понравилась. (Кажется, вопреки ожиданиям друзей.) Только ее надо правильно воспринимать. Как забавный стеб, как пародию на апокалиптические фильмы, с претензией на статус духовного послания, как высмеивание нелепых представлений и предрассудков, которые питают широкие слои номинальных верующих о Царстве Божием... Не более. Думаю, именно так фильм и задумывался режиссером.

Вместе с тем, фильм на удивление корректен к основополагающим истинам христианской веры. (Кажется, авторы весьма добросовестно подошли к разработке сюжетного материала) Кроме того, на некоторых духовных аспектах бытия он делает акцент поярче многих других фильмов сходной тематики.

Начнем хотя бы с того, что сама реальность духовного мира и его обитателей подается как нечто неоспоримое и само собой разумеющееся. Ангелы небесные и преисподние, устраивающие дела на матушке-земле, высшая целесообразность происходящего в мире и Божий контроль над ситуацией – вот далеко не полный перечень вещей, которые являются камнем преткновения в поисках истины для многих людей. Неумение видеть невидимое (что и определяется Библией как вера), принимать отношения твоей души с Богом за единственную реальность, а окружающую действительность – лишь как сцену, на которой разыгрывается наша пьеса (у кого комедия, у кого – драма) является одной из главных проблем практического христианства. Но тут, на фоне общего хохота и стеба, эта тема звучит неожиданно ярко.

Еще один момент – обратите внимание, сколько в фильме людей, которые не совсем понимают, во что именно они верят. На фоне епископов с освященными клюшками для гольфа и волшебными воротами столетнего храма наиболее живая вера оказывается у преследуемой активистами движения «за жизнь» работницы абортария… (принцип «последние станут первыми», реализуемый на практике). Собственно, досужие вымыслы и предрассудки и становятся объектом насмешки фильма.

Одним из них, создавшим, собственно прецедент всей заварухи, является стремление современных церквей любой ценой затянуть к себе молодое поколение, которое с удовольствием выбирает Пепси и гораздо в меньшей степени – Иисуса Христа. Новаторство в этой области, естественно, похвально, но цель тут никогда не оправдывает средства. В частности, стремление пересказать Благую Весть тинейджерам максимально доступным языком в рамках программы «Католицизм – это круто», которое и открывает заветную дверь высшей индульгенции, опасно граничит с профанацией…

Отдельного упоминания заслуживает галерея ярких образов, которые проходят перед нами на экране. Помимо двух списанных на берег ангелов-истребителей, это, конечно же, глас Божий архангел Метатрон с «анатомией кукольного Кена», здорово сыгранный Аланом Рикманом и двое забулдыг-«пророков». Один из которых – молчун – наверное, самый умопомрачительный персонаж в фильме, с незабываемой мимикой и очень выразительной игрой (яркое камео самого режиссера).

Идея с главной героиней – последней из земного рода Иисуса Христа звучит смачной плюхой в пику заунывной псевдоисторичности «Кода Да Винчи», тем более, что кино снято за семь дет до «Кода».

Попутно отметим, что фильм предполагает в зрителях некоторое знакомство с предметом стеба, к вящему возмущению некоторых критиков (по-моему, сегодня просто стыдно заявлять на весь РУнет о том, что ты не читал Библии). Так что при просмотре постарайтесь иметь под рукой кого-нибудь сведущего, а то пропустите половину шуток.

Собственно говоря, всего два момента вызвали у меня досадное недоумение. Первое – это муза Серендипити (Сальма Хайек), представляющая, судя по всему, альтернативный путь к Богу (минуя Христа). Откровенный реверанс в адрес движения Нью Эйдж на фоне общей искрометности звучит моветоном..

Второе – зримое воплощение Бога, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» в образе дамочки неадекватного поведения, исполненного канадской певицей Эланис Мориссетт. Может, от ее голоса люди и разлетаются на куски (сам не слышал), но повод пиариться выбран не самый удачный. Так что если убрать музу и заменить певицу просто светом и гласом, получилось бы более цельно и без профанации. Кажется, тут режиссер со сценаристом немного «не дотянули» до остроумно-стильного уровня, который выдерживается во всем фильме.

После выхода на экраны это кино вызвало бурю возмущений у церковных организаций и отдельных верующих по всему миру. Его обвиняли в богохульстве, надругательстве над христианскими святынями и чувствами верующих, крайне не рекомендуя последним на пушечный выстрел приближаться к нему. Такую позицию можно понять, но оправдать – едва ли. Конечно, в некоторых моментах фильм и вправду подходит опасно близко к этой черте, но, как мне кажется, не пересекает ее, оставаясь милым, дурашливым и безобидным стебом. Что-то сродни христианскому анекдоту (у верующих они тоже есть). А умение добродушно посмеяться над собой ¬– великая сила.

Тем же, кто разделяет подобные опасения, приведу мысли на сей счет убежденного атеиста Экслера:

«Некоторые критики, впрочем, напыжившись, заявляли, что, дескать, 'этот фильм не рекомендуется смотреть людям верующим'..., но я вам на это скажу следующее: ребята, если ваша вера может пошатнуться после просмотра веселого стеба на религиозную тему, тогда этой вере - грош цена. Лучше сразу становитесь атеистами и не морочьте Богу голову. У него и без вас забот хватает.»

А ведь что-то в этом есть, не находите?

Раз уж обещал, старый христианский анекдот: Приходит еврей к раввину, просто убитый горем. «Ребе, – говорит, – у меня серьезная проблема…» – «А что такое?» – «У меня сын подался в христианство!» – «Да, это действительно серьезно, – говорит раввин. – Ладно, иди, а я помолюсь Богу, посмотрим, что Он скажет. Приходи через неделю…» Через неделю еврей снова у раввина. «Ну что, ребе? Что ответил тебе Бог?» – «Он сказал, что у Него та же проблема…»

13 апреля 2009 | 16:46
  • тип рецензии:

Изначально у меня даже в мыслях не было писать рецензию на данный фильм. Почему? Не особо-то впечатлил. Ни хорошо, ни плохо. Однако, из любопытства решила просмотреть отрицательные рецензии. И после прочтения оных поняла, что мне просто необходимо высказаться.

В первую очередь меня удивляет отношение людей к сути фильма. Это ведь всего-навсего кинокартина. Нет, я понимаю, большинство привыкло искать глубинный смысл, переживать, вдумываться... Но как же простое кино для расслабления? Конечно, для данного типа картин тема религии не совсем уместна, но всё же.

Кстати, то, что все бросаются именно на религиозную составляющую фильма, тоже не совсем верно с моей точки зрения. Религию придумали люди. Откуда нам знать, что хотел...что хочет Бог? Откуда нам знать кто он, наблюдает ли за нами? Да даже пол? Вдруг он создание свободное от этих условностей? Религия - всего лишь средство управления толпой. Нам с детства вдалбливали заповеди, твердили про Бога, то что он всегда поможет хорошим людям. Но разве они знали это наверняка? Все, кто уверяли нас в жизни после смерти и в существование Высшей Силы над нами. Они лишь повторяли слова, сказанные и пересказанные (а от того, скорее всего искажённые) другими людьми. Людьми! Библия написана людьми. Разве информация в ней может быть объективна тогда в полной мере?

Я не в коей мере не хочу заставить людей усомниться в своей вере или как-то оскорбить христианство. Я сама являюсь верующим человеком, просто я верю в Бога, а не в истории, выдуманные его последователями. Главная ошибка человечества состоит в том, что они подменяют веру религией. А ведь это два совершенно разных понятия. И в данном фильме высмеивается вовсе не вера и не Бог, ни в коем случае не Бог! Напротив, создатели как раз-таки хотят подчеркнуть, что он есть, он рядом, он следит и любит нас. Высмеивается в нём религия. Точнее её доведение до крайностей. Войны во имя 'веры', расизм, нацизм, гонения на 'еретиков'... Разве этого хотел описанный христианами Бог? Религия - оружие мирового масштаба, она как наркотик, разрушает людей, лишает их способности свободомыслия и подчиняет их единой мысли. Бац, и в ваших руках уже хорошо контролируемая, заражённая идеей толпа фанатиков.

Люди говорят, что фильм - сплошное богохульство. Но откуда им знать, чего хочет Бог? Вдруг эта картина существует именно потому, что так захотелось Всевышнему? Вдруг Творец...скажем, простой парень? Вдруг ему вовсе не нужны все эти храмы и поклонения? Какой ему толк от того, поститесь ли вы? Главное, чтобы вы верили в само его существование.

Понимаю, что мои речи скорее всего будут так же негативно восприняты, как и идея создателей фильма, потому что, к сожалению, в обществе слишком сильно влияние религии.

В завершение... Я не считаю фильм хорошим. Он мне не очень-то понравился, но и негатива после него не чувствую. Актёры, по-моему, прекрасно справились с поставленными задачами; юмор немного пошловат, но в меру; сюжет логичен, а главное, оригинален. Но самое важное, он заставляет задуматься над правильностью толкования существования Бога... Жаль, пока не каждый способен принять этот вопрос.

6 из 10

26 марта 2012 | 21:13
  • тип рецензии:

Этот фильм - несомненно шедевр! Потрясающие актеры, гениальная задумка, Кевину Смиту вообще низкий поклон. Как виртуозно он балансирует на грани комедии и религиозной философии!

Алан Рикман как всегда великолепен. Роль архангела ему очень идет, а прогулки по воде вообще смотрятся шикарно. Никто не смог бы сыграть Метотрона так же. Роль как будто создана для Рикмана.

13-й апостол Крис Рок - изюминка фильма. А пророки Джей и молчаливый Боб и муза Сальма Хайек также украшают картину. Мэтт Дэймон очень хорош. Падший ангел Локи у него получился очень интересным персонажем, а ведь непросто раскрыть своего персонажа за столь короткое время в кадре.

Что же касается Бена Аффлека, так на мой взгляд, Бартлби - его лучшая роль. Такие многогранные персонажи подходят ему гораздо больше, чем жалкие неудачники, которых он чаще всего играет.

Короче, если вы еще ни разу не смотрели этот фильм - позор вам! Так что, быстро бегите в прокат и наслаждайтесь зрелищем. Уверена, что этот шедевр займет почетное место в вашей видео-коллекции.

08 октября 2006 | 16:35
  • тип рецензии:

Религиозная тема в фильмах поднимается относительно редко, а уж глубоко философские вопросы и вовсе стараются избегать. И не только из-за резко уменьшающейся аудитории, сколько из-за щепетильности такой темы. Учитывая, что подавляющее большинство блокбастеров снимается именно в США, в которой практически царит католицизм, с изредка проблёскивающим протестантизмом, скупость таких вопросов не вызывает особого удивления. Сложно оспаривать едва ли не национальные устои, поэтому редко кто берётся за такие неблагодарные темы, хотя я заведомо упускаю телевидение (имеющий куда бОльший охват аудитории, ему можно), так как продюсирование таких картин на грани экономического суицида. Однако людей всё таки волнует вопросы бытия, и конкретно есть ли за бытием создатель, каковы его цели, и редкие явления, что выходят на большой экран интересны хотя бы самим фактом существования.

Вселенная View Askewniverse примечательна своей уникальной способностью совмещать треш уровня Asylm и Lionsgate с умопомрачительной безобидностью главных героев. Хотя весь фильм пронизан приторной иронией, лишь изредка проскакивала трезвая сатира, посему ажиотаж, созданный церковью, вокруг фильма мне так и остался непонятен. Вся картина построена вокруг логической уязвимости уровня 'всесокрушающего шара и несокрушимого столба', что является своеобразной критикой религии и церкви, последнюю в большей степени, но между тем, поднимаются вопросы гендерного определения бога и ангелов или цвета кожи Иисуса, что отводит взгляд и преподносит зрителю забавную историю.

Но всё таки, философская мысль, что идея лучше веры имеет под собой весьма твёрдую почву и лично мне импонирует куда более, чем дотошные ворчания про жестокого бога и взаимоисключающие параграфы в библии. А неоспоримо стильное повествование с чрезвычайно харизматичными персонажами, блестяще переданными такими великолепными актёрами, как Деймон, Рикман, Аффлек, Рок, и даже сам Карлин, который не совсем актёр, но как же он отлично вписался в кадр! Нет, про актёров можно строчить параграф за параграфом, но осталось лишь заметить одну деталь. Персонажи не просто имеют харизму, они разные! Они невероятно разные, каждый из них практически противопоставляется остальным, причём остаётся такое двойственное противоречие в том, что вроде бы вписаны они в историю и органично, одеяло киноленты слишком маленькое для всех и всякий пытается перетянуть его на себя. От чего общая картина получилось немного рваной и неказистой. И попытка побыстрее залатать этот недочёт прикинувшись проходным трешачком лишь прикрывает симптомы, но не исцеляет полностью.

За сим, можно сказать, что чудная история точно имеет право на существование. Она уже обрела своих фанатов, как и врагов. И она уже вписана в анналы истории как дерзкая попытка покритиковать церковь, но между тем главный посыл данного кино, на мой взгляд, всё таки состоит в том, чтобы насыщаться идеями. Разными. Возможно, взаимоисключающими. Как минимум, развивает мозг.

15 ноября 2016 | 00:54
  • тип рецензии:

Догму я впервые увидел лет 5 назад. Уже тогда проникся ее пусть и саркастичными, но продуманными диалогами. Умной, но насквозь пропитанной иронией философией. И безупречно подобранным актерским составом, правда порой при просмотре кажется что ТАКИХ актеров для фильма С ТАКОЙ ИДЕЕЙ подобрано слишком много. Ну да ладно...

Два ангела-изгнанника, Локи и Бартэлби (Бен Аффлек и Мэтт Деймон как и в жизни, друзья-не разлей вода), именуемые в простонародье 'падшими', стремятся всеми силами попасть обратно в рай из штата Висконсин, куда их низвергли. В случае, если они пройдут сквозь церковную арку, миру грозит Конец Света (прямая отсылка на Апокалипсис, обещанный в 2000 году), а ангелам будет уготовлена прежняя жизнь, полная услад и умиротворения.

-'И что мы будем делать?'
-'Убивать!'
-'Не вас, девушка!'


Фильм циничен и пошловат. Он явно рассчитан на людей от 15 до 30 лет, ибо более взрослым людям смотреть его банально не захочется. Стебущие все подряд Джей и Молчаливый Боб (Джейсон Мьюз и режиссер Кевин Смит) так и сыплют сексуальными мыслишками и похотью в отношении Линды Фиорентино. Немного ненужными в сценарии мне показались Крис Рок в образе Руфуса, тринадцатого черного апостола и Сальма Хайек в образе Музы-стриптизерши. То ли дело старина Алан Рикман в образе Метатрона (шутка с текилой порадовала) и Джейсон Ли в роли Азраэля.

'— До конца света остается пять минут — ну там, метеорит или ядерная бомба, — тогда отдашься?
— В такой маловероятной ситуации — да.
— Дешевка — наша!'


Не буду советовать фильм всем и каждому, пусть его смотрят те, кому интересны размышления на тему места религии в современном мире. Это ни в коему случае не Страсти Христовы, это не Вечерний Экспресс 'Сансет Лимитед', хотя здесь диалогов тоже полно.

PS Да, и в конце концов, часто ли вы видите в кино Бена Аффлека с крыльями?

PSS 'Безбилетники!'

8 из 10

10 ноября 2012 | 11:00
  • тип рецензии:

Фильм интересный. Смешной. Ненадоедающий. Кевин Смит - прекрасный режиссер. Иногда в своих фильмах он переходит какую-то грань приличия. Да, черт с ними, с приличиями! Главное, чтобы было смешно, чтобы с помощью этого фильма можно было отвлечься, скажу банально, от окружающих проблем.

После 'Догмы' действительно начинаешь задумываться о сущности религии, о ее иногда нелепых правилах, догматах. Смит умный парень. И не зря все здесь затрагивают философскую сторону фильма. Философия и юмор в фильме - гарант успеха.

07 января 2007 | 10:10
  • тип рецензии:

Я очень люблю этот фильм. Смотрела его раз пять и всегда смеялась. Каждый раз находишь в фильме что-то новое, какую-то с первого просмотра незаметную деталь, которая с каждым разом все больше и больше подчеркивает высокую планку этой комедии. Юмор в начале режит слух, но к нему быстро привыкаешь.

И вот тут-то и начинается размышление о сюжете. На первый взгляд сюжет может показаться бредовым даже тупым. Но почему бы и нет! Ведь эта тема всегда рассматривалась с одной стороны и религию и церковь воспринимали с одной стороны, но ведь это кино, а кино это воображаемая реальность. И почему этот фильм вызвал такой протест со стороны церкви, мне лично не понятно? Может есть что скрывать?

Актеры очень четко и с полной отдачей сыграли свои роли. Каждый персонаж имеет свой характер, который хорошо запоминается.

Интересный сюжет, свежая идея и яркие образы. Не советую смотреть сильно впичатлительным.

20 августа 2008 | 19:28
  • тип рецензии:

Такая интереснейшая картина.

Здесь не выдвигают философских идей, над которыми нужно думать неделями и при этом говорить с умным видом - поистине великолепная картина. Над этим идеями смеются. Для смеха здесь используется:

- Интересный, а значит не скучный сюжет;

- Шутки Джея(Мьюз). Нет, не так. Пошлые шутки Джея. И тут самое интересное - здесь очень умело соблюдается грань пошлости. Бесконечные домогания болтливого Джея не портят картины происходящего. Они придают фильму тот самый жанр комедии. Замечу, что иногда тут будут и просто шутки про происходящее;

- Хорошие и запоминающиеся актеры. Фильм стоит смотреть не ради главной героини (Вифания, она же Линда Фиорентино) а ради Криса Рока.

- Четвертый пункт спишем на дерьмодемона. Уж очень стоит на него посмотреть.

И все же в этой картине не хватает изюминки. Просто потому, что эту картину волей-неволей приходится сравнивать с другими работами Кевина Смита. А в этом смысле 'Догма' является чем-то средним между несравненно тупым и юмористичным до потери пульса 'Джеем и Молчаливым Бобом' и гениальным по своей истории 'Клерками'. Щепотка юмора от первого фильма, немного истории от второго. И вот она - 'Догма'.

Это не очередная комедия с парой ржачных фраз и предсказуемым хэппи эндом в конце. Это неплохой фильм Кевина Смита. А его картины порой стоит смотреть.

01 ноября 2009 | 00:02
  • тип рецензии:

Этот фильм я время от времени достаю с полки и с удовольствием пересматриваю. Актерский состав очень радует. Несмотря на то, что Деймон в остальных своих фильмах абсолютно не впечатляет,
здесь он смотрится очень органично.

Нравится Джейсон Ли, и Бен Аффлек, и Алан Рикман, и Крис Рок. Все остальные тоже на высоте. Мне кажется, что нужно время от времени посмеяться над очень серьезными вещами, иначе в нашей жизни останется слишком мало поводов для веселого беззлобного смеха

06 февраля 2007 | 17:16
  • тип рецензии:

Революционно, однако. Глубоко религиозных людей шокируют и оскорбят даже первые минуты фильма, не говоря уже о нем всем. Не понимаю только цели режиссера, что он хотел донести этой работой? Что он плевал на все религиозные догматы или, что он достиг божественного откровения, узнав, Бог - это глупая темнокожая женщина, играющая в домино?

Исходя из сюжета, небесные жители намного ближе к нам, чем мы думаем, они глупее наиглупейших смертных, они убивают просто так, они пьют мартини и постоянно думают о сексе, то есть целиком и полностью подвержены главным человеческим грехам? Что за чушь?

Христос – бодрячок!
Давайте разберемся, вы утратили веру, прочитав Алису в стране чудес?
Законы не безупречны, ведь их пишут люди.


Шутки в основном ниже пояса, и совершенно несмешные. Создается некий диссонанс, ведь вроде тема-то религиозная, а шутки на уровне озабоченных школьников. Непривычно и даже глупо. Если режиссер хотел показать свой нигилистический и скептический настрой, что ж, я уяснила это, но переубедить меня ему не удалось, да и вряд ли это возможно, унизив всевозможным образом убеждения и верования миллионов людей на протяжении 2000 лет. Но скорее всего 'догму' следует третировать как сатиру на весь американский контингент, на жителей 'бренной земли', которые утонули в низкокачественном юморе 'ниже пояса'.

Актерская игра ужасна. Давно я не видела такой бездарщины. Единственный образ, к которому я готова проявить симпатию, ангел смерти Локки, которого сыграл Мэтт Дэймон. Все остальные же, не смотря на актерский стаж, глубоко разочаровали меня. Как можно так изображать отчаяние в реке, как это делала Вифания. Глупейший демон Азраил, вызывающий демона фекалий. Это ж надо было собрать все свои извращенные фантазии и выразить их в одной кинокартине.

6 из 10

01 марта 2012 | 14:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: