К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Джеймс Ван и его товарищ Ли Уоннелл прибыли в США с намерениями поставить свой первый большой фильм, и они своего добились. Продюсеры купили сценарий, который написали друзья, а сам Ван получил должность режиссера, с которой справился просто невероятно. Именно его талант и сделал из «Пилы» феномен, собравший в прокате более 100 миллионов долларов при бюджете в 1,2 миллиона.

В большом и грязном туалете внезапно приходят в себя двое парней – фотограф Адам и доктор Лоуренс Гордон. Они не помнят практически ничего из того, что происходило накануне, но теперь они прикованы к трубам цепями и находятся в противоположных частях помещения. Посередине комнаты также находится труп человека с пистолетом в руке. Так что герои быстро понимают, что оказались в одной из ловушек таинственного Конструктора.

Пресса и полиция именно так обозначили маньяка, который похищает людей и заставляет их пройти смертельный квест. Чтобы выжить, надо нанести своему телу серьезные увечья. Однако на подобное способны далеко не все. И очень скоро Адам и Лоуренс узнают, что рядом с ними находится пила, которой они теоретически могут прорезать себе путь на свободу. Но цена подобного очень высока и не каждый будет готов ее заплатить.

Что хорошо в этом триллере, так это то, что кровь и жестокость тут имеют свой особый смысл. Герои должны решить, что для них важнее всего и вот эта философия постепенно раскрывается по ходу действия сюжета. История редко когда выбирается за пределы помещения с Адамом и Лоуренсом, потому что Джеймс Ван хочет, чтобы ему буквально на себе прочувствовали всю эту безысходность, которая происходит с героями. Они имеют множество шансов на спасение без лишних проблем, но истинное понимание ситуации приходит к ним слишком поздно…

Сам Ли Уоннелл сыграл в данном фильме роль Адама. И интересно то, что как актер он отыгрывает свой образ вполне убедительно, не уступая при этом Кэри Элвесу, сыгравшему доктора Лоуренса. В целом данный тандем получился очень интересный, а ближе к финалу он стал еще и невероятно драматическим.

«Пила» от Джеймса Вана стала большим мировым хитом. Это фильм, который вышел в то время, когда зрители истосковались по качественным и непредсказуемым кровавым триллерам. И Ван сделал все, чтобы его дебютная работа в Америке сделала ему имя, которое впоследствии позволило ему стать одним из ведущих постановщиков своего поколения.

01 марта 2024 | 09:15
  • тип рецензии:

Прошло более 20 лет с момента создания не побоюсь этой культовой истории. Моё знакомство с Пилой произошло совершенно случайно в 2004 году. Мне посоветовал один мой знакомый, и скажу честно сначала она мне не зашла, я не понимал её смысл, не оценил сразу её глубину, а Джон Крамер мне казался очень странным дедом, но потом я изменил своё мнение...

Пересматривая эту культовую историю в очередной раз не перестаю восхищаться насколько талантливы Ли Уоннелл и Джеймс Ван. Эти двое создали нечто новое в фильме ужасов и это новое продолжает жить уже более 20 лет. Их детище живёт и по сей день. Да сейчас Пилой конечно не удивишь, но то что они создали более 20 лет назад - это настоящий шедевр.

Умный триллер, который можно смотреть на одном дыхании и восхищаться как самой историей, так и конечно поражаться насколько это сильно подано, с глубоким смыслом, где каждый на своём месте. Где очень крутой сценарий, крутая режиссура и не менее крутая актёрская игра.

Если Джеймс Ван занялся режиссурой, то Ли Уоннелл не только принял участие в сценарии, он ещё и сыграл ключевую роль, да как сыграл. Очень здорово, искренне и по-настоящему.

Ты ценишь свою жизнь?

Безусловно Пила поднимает очень важную тему. А именно ценности человеческой жизни. Показывая насколько это важно, и последующие части это конечно продолжают. Что ничего нет важнее чем твоя собственная жизнь и осознание насколько это важно приходит в течении всего фильма. А великолепная музыка Чарли Клоузера как всегда восхищает и погружает в ту безысходность в которой герои находятся.

Тобин Белл. Если сравнивать Джона в этой части, то конечно чувствуется, что о нём много неизвестного, герой много меняет своим образом, он меняет развитие фильма до неузнаваемости.

Ли Уоннелл. Адам очень искренний и настоящий. Ли очень круто играет, играет так сильно, что ему реально веришь. Его крики от отчаяния полностью передают всю атмосферу увиденного. До сих пор восхищаюсь как он передал эмоции своего персонажа.

Кэри Элвес. Доктор Лоуренс Гордон безусловно ключевой персонаж этой истории. И по сути он стал одним из тех, благодаря чему Пила стала такой живой и интересной. Его герою тоже веришь, он отлично выкладывается и изображает всю боль своего персонажа. И эта боль даже не физическая, а эмоциональная. Он отлично изображает то, как страдает по тем, кого любит.

Дэнни Гловер. Дэнни сыграл большое количество интересных ролей и конечно по сравнению с остальными в Пиле является самой настоящей звездой. И в роли детектива был очень крут. Был абсолютно неглуп и вполне амбициозен.

Пила - это больше, чем триллер и фильм ужасов. Это больше философия, которая очень быстро проникает в тебя и многое в тебе меняет. Ли Уоннелл и Джеймс Ван создали очень умное кино не имея больших возможностей. Они создали большое искусство, которое спустя более 20 лет смотрится всё также на одном дыхании. В кино хочется погружаться и быть её частью. Героям веришь. Они искренние, живые и настоящие. Фильм несёт глубокий посыл, который заставляет задумываться о важных вещах.

10 из 10

16 февраля 2024 | 22:53
  • тип рецензии:

Некоторые вещи просто ждут, чтобы быть обнаруженными.

© Ли Уоннелл

Он никого не убивал. Он создавал ситуации, при которых жертвы сами себя убивали.

© Цитата из фильма


Франшиза «Пила», согласно Книге рекордов Гиннеса, долгое время считалась самым кассовым сериалом ужасов в киноиндустриии, пока Джеймс Ван не обогнал собственное детище мистическими «Заклятиями». Но ещё будучи у истоков пути, Ван и его верный товарищ Ли Уоннелл выпустили короткометражку, зачавшую начало истории о Конструкторе. Чуть меньше чем за десять минут хронометража ребята обрисовали концепцию и, показав нужным людям, выбили бюджет для создания полнометражной версии, попутно запустив совместную большую карьеру.

Это сейчас серия считается эталоном «пыточного порно», а в далёком две тысячи четвёртом первая часть, значительно отличающаяся от потомков более учтивым уровнем жестокости, выигрывала за счёт экспериментального подхода, многообразия интересных приёмов и отборной стилистической мультижанровости. Здесь мы сразу видим герметичный триллер-головоломку: двое в ограниченном пространстве хватаются за любые подсказки в поисках спасения. Сюда же «камера, что никогда не врёт», если верить запертому фотографу Адаму, приплетает своеобразное реалити-шоу о выживании. Параллельно объяснительными сносками трещит полицейский детектив с элементами фотофильма и боевика, намекая триллеру на возможность поделить ложе с разговорным кино — в искусстве любые совокупления разрешены. В финале, когда градус накала достигает оргазменных конвульсий, в сценарную мастерскую, наконец, врывается сплэттер и с ноги даёт по щам всем своим коллегам. Хотя и до его дикого перформанса оторваться от экрана возможно лишь пустив себе пулю в лоб. Нелинейное повествование кидает из будущего в прошлое, из локации в локацию (используя зубодробительный параллельный монтаж), из шторма в штиль (и обратно — во всех трёх случаях), сшивая в единое полотно реальность с обрывками флэшбеков, будто намереваясь вытрясти из зрителя душу, плоть и остатки адекватности. А приправляется коктейль щепоткой назидательной философии, позже ставшей главным отличием идеологии Конструктора от сумбурного оправдательного потока кучи других киношных вредителей.

«Пила» рождалась далеко не ремесленным способом, коим обычно штампуются блокбастеры голливудских студий. Для неопытных выпускников киношколы их дебют (давайте не брать в расчёт нигде не доступный «Адский», смысла нет) был полноценным творческим актом, прошедшим через жернова преград.

Несбывшееся подозрение на опухоль головного мозга помогло Уоннеллу определиться с фигурой и мотивацией злодея. Сидя в ожидании процедуры МРТ перед кабинетом невролога, Ли размышлял, как можно отреагировать на известие о тяжёлой болезни и что случится, если на решение о том, жить или не жить, дадут несколько минут. Вскоре идея обрела очертания, нарастила плоть поверх скелета, и дело осталось за малым: найти финансирование. Тридцати тысяч долларов оказалось недостаточно, сделка с потенциальным продюсером провалилась, попытки пристроиться хоть куда-нибудь длились ещё около года — а далее рискованная поездка в Лос-Анджелес, презентация короткометражки, наспех склёпанной буквально «на коленке», и важные переговоры с ультиматумом, что ребята сами снимут свой фильм.

Ставки возросли: семьсот тысяч долларов на производство (позже, по общим подсчётам, миллион двести), восемнадцать дней съёмок с плотным графиком, минимум репетиций или их полное отсутствие, лимит максимум в пару-тройку дублей — явно не шикарные условия с барского плеча, но авторы мужественно ринулись в бой и, проложив путь через тернии к звёздам, выбрались наружу победителями. Правда, постпродакшен потребовал залатать пробелы в картине неподвижными фотографиями, газетными вырезками и трансляцией видеонаблюдения: всё это фанаты посчитали уникальной экспериментальщиной, хотя причиной была вынужденная необходимость.

Первый показ прошёл на «Сандэнсе»: заручившись положительной реакцией публики, компания Lionsgate предпочла полноценный прокат выпуску сразу на видео. Ну а дальше — кассовый бум, разрастание в полноценную франшизу, попадание в топы лучших, восемь номинаций и четыре победы на разных фестивалях, карьерный взлёт Джеймса и Ли, наперекор смешанным отзывам профессиональных критиков, чаще попросту неприятно шокированных, нежели справедливо возмущённых. «Пилу» называли грязной, грубо сшитой, гиперболической, бессмысленной (чего?), отвратительной, извращённой, ну и, куда без рефененсов, по-своему копирующей «Семь» Дэвида Финчера. Когда Уоннелла спросили, послужило ли вдохновением сие произведение, тот не стал отрицать: «Для меня как сценариста — определённо. Я имею в виду, что «Семь» — это очень хорошо сконструированный фильм, и если вы пишете сценарий в жанре триллера, его не помешает изучить. С точки зрения идеи, мы никогда не чувствовали, что «Семь» чрезвычайно близок к нам. Думаю, если вы сравните, то да, у вас и там, и тут есть два детектива, преследующие психопата, который использует мерзкие методы для преподавания уроков обществу. Такие моменты перекликаются. Однако нам всегда нравилось, когда сюжет рассказывается с точки зрения именно жертв, а не преследующей полиции, как вы часто видите в кино». Стоит напомнить, финчеровский Джон Доу наказывал по мотивам семи смертных грехов, будучи негласным проповедником; Джон Крамер же применял инженерные навыки, предугадывал ход человеческих мыслей и событий, разбирался в психологии, чтобы конструировать хитроумные ловушки, предоставляющие зажатым в них бедолагам выбор — спастись любой ценой или умереть. Изобретательность нового уровня в эпоху нулевых.

В следующих частях двойственная суть философии Крамера станет подробна и весьма расплывчата. При всей её магической убедительности, позволившей персонажу завоевать доверие некоторых зрителей и собственных мучеников, право пытать мужчин и женщин их же руками — не более чем самодовольство, вспыхнувшее в результате глубокой обиды на тех, кто попустительски относится к привилегиям существования. Личные мотивы — главный аргумент, почему маньяки, возомнившие себя вершителями судеб, остаются слабыми, зависимыми индивидами, и даже обладая гениальными способностями, а также устоявшейся системой ценностей, пользуются властью исключительно во зло. А пока Конструктор — лишь таинственная тёмная фигура, которую только предстоит раскрыть.

Давайте подведём итоги.

Почему «Пила» действительно может считаться революционным ужастиком?

Во-первых, перед нами хоррор, выходящий за пределы классических концепций, оттого шокирующий как содержанием, так и формой.

Во-вторых, крепко сбитый «монстр Франкенштейна» из жанров, подходов, направлений не рассредоточивает внимание, а наоборот, захватывает в плотные тиски.

В-третьих, явление миру жуткого, мыслящего, расчётливого, крайне неоднозначного и тем интригующего антагониста, вершащего «суд праведный» якобы во благо — достойный ответ Джейсонам Вурхизам, Фредди Крюгерам, «Кожаным лицам» и прочим кровожадным обиженкам, часто списанным с реальных прототипов.

В-четвёртых, касательно расходов и доходов, это невероятный успех при чудовищной работоспособности на тот момент совсем ещё новичков в индустрии, позволивший скомпилировать буквально из ничего маститую франшизу и породивший десятки подражаний.

В-пятых, для кого кинематограф — не пустой звук, а свет и тьма, дар и проклятие, призвание и крест, пример Вана и Уоннелла — доказательство, что даже два молодых парня почти без гроша в кармане могут исполнить мечту, если ставят целью не сухие амбиции, а замысел, который выше и сильнее их самих.


10 из 10

18 октября 2023 | 00:55
  • тип рецензии:

Американское кино всегда славилось тем, что бандиты, преступники, маньяки были у них положительными героями. И хотя некоторые фильмы как Поймай меня если сможешь нравятся. Но когда речь заходит о маньяках, то Молчание Ягнят и Старикам тут не место - это пример всего плохого, что есть в человеке. Честно говоря, я согласен с автором одной из предыдущих рецензий, в которой он говорит данные фильмы стали частым явлением, как и эротика. Да, к сожалению, это правда. Фильмы про вампиров, оборотней, серийных убийцах, путешествующих по равнинам, аллеям и городам стали чем-то большим (разумеется, в количестве) чем любимая всеми классика. Не говоря уже о сексуальной стороне вопроса. Но тут я немного отвлекся от темы.

Еще раз повторюсь, что я ни раз бывал в Америке и американцы часто любят смотреть именно фильмы ужасов и триллеры, гораздо меньше, комедии и мелодрамы. Скажем, Побег из Шоушенка, Зеленая Миля и Туман (у нас перевели как Мгла) у них сильных чувств не вызывает. В то время как мы любим познавать героев и даже им сочувствовать. Мы не любим кино, в котором полиция, ФБР и многие другие структуры выставлены в негативном свете. У американцев это тема пестрит постоянно. Сюда можно внести фильмы, где защищают права негров и людей нетрадиционной сексуальной ориентации.

Я бы тоже ни за что бы не стал писать рецензию об этом кино. Поскольку как в детстве, так и в юности, а затем и во взрослой жизни вызвало у меня негативные эмоции. Если бы не симпатия к злодею и некий философский посыл. Я бы никогда к этому не вернулся. Но как ни странно, многим он нравится. И я не удивлюсь, что позитивные отзывы могут писать, как студенты, так и школьники. Но увы, сейчас это может делать каждый.

Сюжет фильма в чем-то похож на Десять Негритят, и это, пожалуй, единственное его достоинство. Преступник отличается от традиционных маньяков Лектора и Чигура. Но при этом, он руководствуется такими же понятиями о чести и морали (если таковые у него имеются). Как и в знаменитой книге Агаты Кристи, непонятно кто преступник, а кто жертва. Но всех их объединяет одно. Они косвенно или прямо убили человека (или создали ситуацию). Есть там и смертельно больной среди них, как и в сегодняшнем фильме.

Но главное, почему я хочу сказать, что мне фильм не нравится. Прежде всего, все симпатии к убийце. Если в Молчании Ягнят я симпатизировал Джеку Кроуфорду и Клариссе Старлинг. В Старикам тут не место шерифу. Тут просто нет персонажей, которым хотелось бы поставить знак плюс. Но это еще не беда. А вот то, что многие взрослые сами охотно смотрят Пилу, сериалы Чикатило и Фишер. Это же будут смотреть их дети и внуки. И чему такие фильмы нас научат. И каков вывод во всей этой истории.

Вывод прост: Авторы фильма предлагают нам ненависть. Ненависть к близким, родным и даже людям, которые имеют шанс на исправление.

Мой совет: Смотрите классику Диснея и другие хорошие фильмы. Да и лучше где-то Стивена Кинга. Хотя бы там есть некая мораль. Я уж не говорю про хорошее советское кино. Так что лучше подумайте о том, что мы смотрим. И стоит ли смотреть это с девушкой, с друзьями и даже с родными.

23 июня 2023 | 13:49
  • тип рецензии:

Как же, как же. Я помню то времечко, когда всерьёз подсел на эту франшизу. Иные окружающие не одобряли моего увлечения - смотришь, мол, резню всякую, так и психику повредить недолго... Но что за беда? Я с нетерпением ждал каждой новой серии. Я обожал пересматривать эту франшизу, мог просто включить какой-нибудь полюбившийся момент и смаковать его, смаковать каждый пазл в этой истории. Даже в то время не все во франшизе мне нравилось. Например, пятую 'Пилу' я находил слабоватой ещё тогда. Но для меня вычленять из 'Пилы' отдельные части было всё равно что рассматривать 'Возвращение короля' отдельно от всей саги 'Властелин колец'. 'Пила' - одна большая история, кровавая и увлекательная, и воспринимать её надо как одну историю, ничего оттуда не выбрасывая.

За прошедшие с тех пор годы восторг, конечно же, поутих. Я приобщился к довольно кустарной седьмой 'Пиле', потом к очень спорной восьмой, а теперь и к клоунаде под названием 'Пила: Спираль'. Ни один из этих сиквелов не делает чести франшизе. Но вот теперь я постараюсь от них абстрагироваться, теперь буду рассматривать 'Пилу' по главам - какие из них получились хорошо, какие плохо, а какие просто одноразовыми.

Итак, 'Пила: игра на выживание'...

Сюжет этого фильма настолько известен, что не нуждается в описании. 'Два человека очнулись прикованными в сортире, и чтобы выбраться, им надо отпилить себе ноги' - в мире кинохоррора этот сюжет столь же известен, как и 'подростки приехали в лесную хижину и пробудили там демонов' или 'подростков во сне убивает жуткий обожженный человек с лезвиями на пальцах'. Он стал известен, как и подобает сюжету любой классики хоррора. Да, 'Пилу' можно смело назвать классикой жанра. Благо и времени с выхода первой части прошло достаточно (черт, как же быстро время летит!).

Положа руку на сердце, лучше 'Пилы' Джеймс Ван ничего не снял. Я с симпатией отношусь к его 'Мёртвой тишине', но всё же это не то, другая весовая категория. А такие хиты Вана, как 'Астрал' и 'Заклятие', меня не впечатлили (вкусовщина, да). Джеймс Ван совершенно не верил в успех своей картины. 'Пилу' собирались выпускать прямиком на видео. Но произошло чудо - зрители тест-просмотров пришли от фильма в восторг. И 'Пилу' все-таки показали в кино. А дальше уже история. Новый культовый хоррор-злодей (на которых XXI век удивительно беден). Новая культовая хоррор-франшиза, которая была самой кассовой из всех хоррор-франшиз, пока 'Заклятие' всё того же Вана не отобрало эту корону. И новый культовый хоррор-саундтрек, ибо композицию Hello Zepp можно слушать бесконечно.

Первая 'Пила' замечательный фильм, причем не похожий на свои кровожадные сиквелы. Нет, впечатлительным зрителям и первую 'Пилу' лучше не смотреть, но упор здесь совершенно не на кровищу. Это хитроумно закрученный триллер, с прекрасным саспенсом, накалом страстей, который в финале просто взрывается, постоянно подбрасываемыми неожиданными сюжетными поворотами... Смотреть 'Пилу' одно удовольствие, этот триллер одобрил бы сам Хичкок.

Кстати, о Хичкоке. А ведь 'Пилу 1' уже постигла участь хичкоковского 'Психо'! То же 'Психо' мы смотрим с удовольствием, но нам не испытать того шока, который постиг его первых зрителей - ведь неожиданный финал 'Психо' известен каждому настоящему киноману. То же самое и с первой 'Пилой' - её финал шикарный и выбивает почву из-под ног у неподготовленного зрителя, но с каждым годом таких неподготовленных становится всё меньше. Слишком уж известен главный антагонист франшизы. Ну что ж, такое неизбежно, когда хоррор с неожиданной концовкой обзаводится продолжениями. Как же я завидую первым зрителям 'Пилы' в 2004 году. Теперь же фильм многих уже не удивит, но мы все равно с удовольствием наблюдаем, как ловко Джеймс Ван водит зрителя за нос. Вот как Хичкок в 'Психо'.

Но что же ловушки, что кровавые сцены? Ведь франшиза славится в первую очередь ими. Вот здесь у первой 'Пилы' всё скромненько. Хотите жести - обращайтесь к сиквелам (особенно к третьей и четвёртой 'Пиле'). А в первой части оператор предпочитает отворачивать камеру от кровавых сцен или же показывать их в ускоренном темпе. В режиссерской версии (а только она и лежит в сети) крови чуть побольше, чем в театральной, но все равно маловато. Ловушек здесь тоже немного, хотя знаменитая сцена с медвежьим капканом вам непременно запомнится. Но в этом нет ничего плохого - зато первая 'Пила' богаче всех на крутые сюжетные повороты, на саспенс, на 'сопереживательность', в конце концов. Маньяка здесь не пытаются рядить под учителя жизни, как это делали в продолжениях - здесь он именно больной ублюдок, мучает невинных людей (в частности, мать с ребенком), ему не может быть оправданий. А ещё первой 'Пиле' очень повезло с дубляжом - голос Конструктора в нем звучит круче, чем в оригинале.

И какой из всего этого следует вывод? Да очень простой - если вы ещё не видели первую 'Пилу' (и может быть - счастливчик! - вообще ничего не знаете о ней), возьмите и посмотрите. Если в двадцать первом веке и появился ужастик, достойный звания классики, то это 'Пила'.

12 июля 2022 | 21:12
  • тип рецензии:

Очень заманчивый, интересный, ставший классикой триллер. Смотришь первую часть и понимаешь, что в фильме столько секретов, что явно необходимо продолжение. Которое и было. Много раз.

Но пилот получился крайне эмоциональным: по началу зритель совершенно не понимает, что происходит, начиная складывать паззл в голове.

Неподражаемое спокойствие Тобина Белла - просто взрыв! Равнодушный взгляд, мудрость и нестерпимая боль - вот что выражает лицо, где не дергается ни один мускул. Играет глазами, просто необыкновенно!

Идеи Джеймса Вана просто поражают: иногда даже со страхом думаешь, что в голове у создателя культовых ужастиков.

Крайне короткий съемочный процесс, видимо, создавался для неподдельных эмоций - тем более когда речь идет об испуге. По сравнению с остальными частями - съемка и монтаж очень простой и совершенно недорогой: возможно, это было необходимо для того, чтобы создать иллюзию стационарности, чтобы зритель не ощущал движений, наблюдая за обездвиженными героями.

В итоге фильм произвел фурор, породил кучу новых идей, легенд и продолжений, собственно.

А незабываемую музыку подарил нам Чарли Клаузер. Действительно саундтрек, который также стал классическим при описании страха и ужаса.

Фантазия просто необъятна, даже страшно становится, если понимаешь, что все эти жуткие идеи в одной единственной голове...

10 из 10

15 июня 2022 | 17:50
  • тип рецензии:

Невероятный известный и уже культовый фильм. С мыслью, которая прекрасно известна.

Жизнь - это самое важное. И мы должны наслаждаться ей, не опускаясь в обман, не делая вид что всё нормально. И мысль поистине заставляет задаться вопросом 'Стараюсь ли я решить свои проблемы, а не убежать от них?'.

Сами герои и подходят про выше сказанное.

Доктор Лоуренс попадает из-за самообмана и обмана своей семьи что всё нормально, не считая должным что стоит поговорить, перенося всё на потом.

Адам же лишает себя личной жизни, выслеживая жизнь человека, фотографируя каждый его шаг. Следя и следя и вечно жалуюсь, как у него всё плохо, при этом ничего не меняя.

Попадая в игру они в шоке, они вспоминают всё, что с ними было, и кто-то даже решает что-то изменить.

Сама же съемка хороша. За миллион долларов сделали как надо. Не могу не выделить монтаж, он сделан отлично.

Ну и сама атмосфера напряжения, которая держит по полной. Зная всё что будет наперёд, меня не отпускало до последнего. Картина даже не является ужасом, это в больше части детектив - история, где ты узнаешь почти всё.

По итогу поистине понимаешь, почему фильм стал культовым. Я рад что при пересмотре лента всё ещё доставляет сильные эмоции.

03 июня 2022 | 21:21
  • тип рецензии:

Пила - культовая хоррор-франшиза, которая насчитывает 9 фильмов, включая свежий спин-офф 'Спираль' от Криса Рока. К тому же 'Пила' является одной из самых кассовых хоррор-франшиз в истории, которая собрала по всему миру 1 миллиард долларов. А первый фильм является ещё и одним из лучших хорроров 21 века. А также это один из самых влиятельных и революционных фильмов ужасов.

А началось все со студентов из Австралии, а именно с Джеймса Вана и Ли Уоннелла, которые написали сценарий для 'Пилы', ссылаясь на свои страхи, как вдохновения для сюжета. Также идея снять свой фильм пришла Вану и Уоннеллу на волне успеха 'Ведьмы из Блэр'.

В 2003 году Джеймс Ван и Ли Уоннелл сняли короткометражку, чтобы привлечь внимание продюсеров разных студий. И в итоге продюсеры студии Lionsgate совершили сделку и дали 1,2 миллиона долларов на съёмки фильма. Режиссёром стал Джеймс Ван, а сценарий написал Ли Уоннелл, также в фильме он играет Адама, одного из главных героев.

Изначально фильм должен был выйти сразу на видео, то есть на DVD, но на кинофестивале 'Сандэнс' лента получила очень хорошие отзывы. И в итоге фильм вышел в кинотеатры в 2004 году. При бюджете в 1,2 миллиона долларов фильм собрал 100 миллионов. Что довольно впечатляющий результат.

Сюжет рассказывает о двух незнакомцах докторе Гордоне и Адаме, которые оказались в странном помещении. В центре помещения находится труп с простреленной головой и держа в одной руке револьвер, а в другой - магнитофон. Они прикованы цепями к трубе и ничего не помнять, как тут они оказались. Они находят найденные кассеты, и голос с этих кассет велит доктору Гордону сделать выбор - убить Адама, или дать умереть его жене и дочери. И на выбор отдаётся всего 7 часов.

Начну с того, что фильм сильно отличается от сиквелов своей подачей. Во первых, это психологический триллер и детектив, где большой упор сделан на раскрытий персонажей и расследованиях, а не на показе убийств. Справляется со своей задачей отлично.

Кстати, самые жестокие сцены фильма были показаны за кадром, например отпиливании ноги. И честно а этом есть своя прелесть, ибо закадровое насилие порой больше может напугать и шокировать, чем показ самого насилия.

Ещё фильм местами медленный и неторопливый, и отлично нагнетает атмосферу и саспенс.

Во-вторых, режиссёр Джеймс Ван. И его режиссерский почерк здесь чувствуется, особенно после просмотра других его работ. Например, пролёт камеры вокруг объекта съемок, некоторые стильные переходы из одной локации в другую и так далее. Да и любовь Вана к страшным куклам сделала своё дело. Да, я говорю про ту самую культовую куклу Билли, которую часто использует Джон Крамер для своих игр с жертвами. И ещё Ван является поклонником джалло, пожданр итальянских фильмов ужасов. И в 'Пиле' есть отсылки к работам Ардженто, а также элементы поджанра. Например, Джон Крамер одет в кожу и использует лезвие в качестве оружия. Ещё есть сцены с красной цветовой гаммой. Да и кровавые сцены стилистически отсылают к джалло.

В-третьих, образ Джона Крамера в этом фильме находится в тени до конца фильма. И это неплохо придаёт элемент загадочности, который потом загубили в продолжениях. Да и фильм больше построен на размышлениях главных героев, которые пытаются вспомнить, как они сюда попали и кто их похитил.

Технически состовляющая фильма добротная. Холодная синяя и темно-зелёная цветовая гамма отлично подчёркивает мрачный тон картины. Добротная операторская работа и монтаж, которые неплохо сглаживают недостатки бюджета. Ловушки простые и суровые, и они не уходят в убогую фантастику, как например в Пиле 8 с этими погаными ошейниками с лазерами.

Самое интересное то, что испытание главных героев по сути простое, так как в нём нет ловушек и различных приспособлений, лишь ножовка с револьвером. И при этом само испытание куда больше нагнетает ужас и тревогу, чем обычная расчлененка.

Актёрский состав неплохой. Кэри Элвес и Ли Уоннелл справились неплохо, хоть и далеко не идеально. Также в фильме есть Дэнни Гловер, известный благодаря роли в фильме 'Смертельное оружие', Кен Люн, который до 'Пилы' играл второстепенные роли в фильмах Брэтта Ратнера, например 'Час Пик' и 'Семьянин'. Они играют детективов, которые расследуют преступления, совершенные Джоном Крамером. Ещё в фильме играет Майкл Эмерсон, который получил известность благодаря роли Бена Линуса из сериала 'Остаться в живых'. Все справились неплохо со своими ролями.

Ещё одним из плюсов фильма является саундтрек Чарли Клаузера. Да, та самая культовая композиция 'Hello Zepp', которая звучит в конце фильма, где раскрывается неожиданный твист. Мало того, что твист удивляет, да ещё и музыка Клаузера придаёт эпичности.

Один из самых напряжённых и пугающих моментов фильма для меня является сцена с медвежьим капканом на голове Аманды Янг, одной из жертв Крамера. Само задание заключалось в том, что в желудке сокамерника есть ключ, которым можно открыть замок на капкан, чтобы от него избавится, и за 60 секунд Аманда должна успеть достать этот ключ. Даже сейчас эта сцена неплохо пугает. Темно-зелёная цветовая гамма и отличная напряжённая атмосфера безысходности сделали своё дело. Да и отличная актёрская игра Шоуни Смит придаёт весь ужас ситуации. Эта ловушка кстати была и в короткометражки, как и само задание с ключом в желудке.

Итог: Пила - это современный шедевр среди фильмов ужасов, который заслуженно стал культовым. Яркий пример того, что не имея огромного бюджета можно снять отличное кино, которое к тому же хорошо окупилось. А всего лишь надо иметь желание, талант и энтузиазм.

11 мая 2022 | 17:59
  • тип рецензии:

Ужасы #33

- Месть может изменить человека, превратить в того, кем он быть не может.

Я посмотрел этот фильм достаточно давно, еще в середине нулевых. После просмотра фильма «Хостел» решил найти что-то подобное. Естественно этим подобным оказалась «Пила. Игра на выживание». Поначалу меня не впечатлил фильм. Очень уж запутанный сценарий, да и не очень люблю, когда большая часть фильма проходит в одной локации. Слишком примитивно. Однако когда каждый год начали выходить продолжения, и я начал замечать между ними связь, то решил ознакомится с этой франшизой более внимательно.

Двое незнакомцев просыпаются в грязной ванной комнате, прикованными цепью. Начав выяснять что же произошло, они понимают, что оказались втянуты в страшную игру безжалостным маньяком. Выход у них только один…

Чтобы понять всю суть этой франшизы, надо просмотреть все фильмы подряд за короткий период времени. По крайней мере первые семь частей. Если смотреть по мере их выхода – раз в год, или же смотреть вразброс, то гениальная задумка попросту не будет раскрыта. А всё это потому, что вся франшиза очень сильно переплетена между собой. Но обо всем по порядку.

Первое что хотелось бы отметить сюжет. Как всё начиналось. А началось всё с одной короткометражки, снятой Джеймсом Ваном и Ли Уонеллом. Последний также исполнил в ней главную роль. Если бы я не видел всю франшизу целиком, то вряд ли уловил бы смысл этой короткометражки. По ее мотивам и был снят первый полнометражный фильм. Обычно бывает, что самые первые фильмы долгоиграющих франшиз являются лучшими из всей серии. Но это не про «Пилу». Здесь мы лишь знакомимся с задумкой или идеей (кому как больше нравится) одного из самых популярных кинематографических злодеев 21-го века. Его мотивы и философия пока не проявляются, здесь лишь показана затравка для зрителей. Но концовка всё равно немного шокирует.

Второе – это саундтрек. От написанной, толком никому неизвестным композитором, заглавной темы франшизы реально бегут мурашки по коже. Тревожный мелодия уже давно ассоциируется с «Пилой», также как и “Имперский марш” ассоциируется со «Звездными войнами».

Третье – актерский состав. Главные роли в фильме исполнили Кэри Элвес и один из создателей «Пилы» Ли Уонелл. Кэри Элвес знаком киноманам как универсальный актер. Он очень органично смотрится в абсолютно разных жанрах. Начиная от романтических комедий, типа «Принцесса-невеста», заканчивая классикой жанра ужасов («Дракула Брэма Стокера»). Опыт съемок у него и правда внушительный, плюс он уже не новичок в хоррорах. Естественно и здесь он отыграл на высоком уровне. У Ли Уонелла на момент съемок опыта было маловато, что не помешало ему отыграть на одном уровне с Кэри Элвесом. Остальной актерский состав даже не буду оценивать, слишком мало экранного времени.

Пугает ли этот фильм? Нет, нет и еще раз нет. Даже несмотря на то, что франшиза «Пила» имеет репутацию “мясного” слэшера, в первой части подобного особо и не увидишь. Этот фильм в основном качается в сторону детектива, нежели хоррора. Вот только не у всех детективов такая неожиданная и шокирующая развязка.

В остальном и целом я рекомендую к просмотру все части франшизы. Помимо смертельных ловушек, которыми известна эта серия фильмов, в ней заложен глубокий смысл. Да и элемент детектива никуда не делся. Недавно Крис Рок попытался освежить франшизу новым фильмом. На мой вкус получилось неплохо, но он как то выбивается из общей картины. А вот первые семь частей, образующих единую историю, стали одной из моих любимых франшиз ужасов.

8 из 10

17 марта 2022 | 00:08
  • тип рецензии:

Год 2004. Пила: Игра на выживание

- Большинство людей в нашем мире совершенно не ценят жизнь. Но только не вы, и не теперь.

Я не являюсь поклонником хардкорных фильмов ужасов, но «Пилу» в свое время посмотрел, когда она только-только вышла. Сама по себе история меня не впечатлила. Слишком путано и заморочено для меня. Но когда стали выходить сиквелы, и оказалось что они сюжетно перекликаются между собой, мне пришлось пересмотреть свои взгляды на «Пилу».

Двое незнакомых друг с другом людей просыпаются в грязной ванной комнате, прикованные цепями. Они оказываются втянуты в странную игру, которую ведет маньяк, заставляющий людей калечить себя ради спасения. Голос на пленке, оставленной им, велит сделать выбор – убить другого чтобы выжить. И на принятие сложного решения у них совсем немного времени.

Джеймс Ван не самый продуктивный режиссер. У него не выходит по несколько фильмов в год, как у некоторых его коллег. Он работает на качество продукта, а не на количество. И у него это получается просто отлично. Что ни фильм – шедевр. Особенно если он работает в жанре хоррора. Однако есть и темная сторона. Почти все его продюсерские проекты просто ужасны. Но вернемся к фильму. Это самый первая работа, сделанная Джеймсом Ваном совместно с Ли Уоннеллом. И эта картина положила начало одной из главных хоррор-франшиз 21-го века. На данный момент насчитывается 9 фильмов и, я думаю, это не предел.

Самый первый фильм серии, как ни странно, оказался самым слабым из всех. Тема ловушек здесь еще не начала развиваться, а на первом плане знакомство с философией главного антагониста. Честно признаться, это утомляет и клонит в сон. Бесконечные допросы, размышления, споры. И всё то в совокупности занимает две трети от всего хронометража. Пара испытаний, которые поначалу кажутся искусственно вплетенными в историю, да и вообще не к месту. Ну а развязка кажется нелогичной, надуманной, и немного бредовой.

Ли Уоннелл, сценарист и давний друг режиссера, снялся в фильме в одной из главных ролей. Как оказалось, способности к актерской игре у него есть. Это было понятно еще в «Матрице», но «Пила» раскрыла его по максимуму. Недаром впоследствии его стали охотней приглашать в большое кино. У Кэри Элвеса больше ста актерских работ, но я почему-то кроме этой ни одной не видел. Сравнивать не с чем, поэтому оценивать не буду.

«Пила: Игра на выживание» может считаться лайтовой, или же некой Бета версией, того, как это должно в принципе всё выглядеть. Дальнейшие фильмы серии куда жёстче, но в то же время креативней и оригинальнее. А про их связь между собой говорить можно долго. Каждый новый режиссер франшизы оставляет неприметные зацепки, которые раскрываются в других частях. И в итоге всё удивительным образом переплетается между собой.

8 из 10

09 июня 2021 | 06:36
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: