К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Люди редко ценят то, что у них есть, пока у них этого не отнимут. Возможно, именно поэтому спортсмены-паралимпийцы зачастую добиваются больших результатов, нежели их здоровые коллеги. Экзистенциональная философия выделяет страх смерти, заставляющий человека ощутить свою ничтожность перед бесконечностью Вселенной, как одну из основных сил, подталкивающих к поиску смысла своего существования.

В данном фильме как нельзя лучше показаны, как минимум два ответа на этот вопрос. Самым очевидным может показаться, что если твои дни сочтены, то стоит взять от жизни всё. Вот только так ли уж много это даст на самом деле? Нет. Даже осуществление самой безумной мечты, если оно связано лишь с прожиганием тех немногих дней, что ещё остались обречённому, не даст ему удовлетворения, а лишь превратится в горечь за бесцельно прожитые дни. Каждому человеку хочется, чтобы его запомнили. Многим хватает лишь памяти родственников, но кто-то станет стремиться к большему. Иногда человек начинает желать даже не того, чтобы запомнили непосредственно его, а чтобы в памяти людей остались его дела, даже если в итоге само его имя и изгладится из истории. Сделать что-то не для себя, но для других. Это самый достойный выбор, но и самый сложный. Часто на него решаются лишь те, кто сознаёт, что им уже нечего терять, поскольку цена может оказаться очень и очень высокой. Но именно те, у кого хватает смелости или обречённости дойти до конца, достойны называться людьми.

20 октября 2015 | 00:29
  • тип рецензии:

Давно собирался посмотреть этот фильм. Сегодня это произошло. Сказать, что я под впечатлением - ничего не сказать.

В чем смысл жизни? Хотя бы раз каждый, вероятнее всего, задавал себе этот вопрос. Мы не можем знать наверняка, что там дальше, после жизни, будет.

Но ради чего же мы живем? Человек разумный едва ли будет доволен ответом: ради продолжения рода. А что если для того, чтобы оставить свой след в этом мире и остаться светлым воспоминанием в умах людей?

Фильм повествует историю пожилого чиновника, узнавшего о том, что совсем скоро умрет от рака. Совместно с безысходностью к нему приходят мысли о том, что за много лет он так и не жил. Вся его жизнь до рокового события уместилась в одной табличке и паре-тройке воспоминаний. И он бросает вызов жизни, стараясь изо всех сил ее обуздать, ведь когда-то давно он упустил ее из своих рук, потихоньку превратившись в 'мумию'.

Немаловажную роль в осознании вектора движения последних месяцев главного героя сыграла его подчиненная, молодая девушка с совершенно отличным от всего этого бюрократического болота подходом к жизни.

Он решил направить все свои силы на то, чтобы сделать парк в том месте, где в нем действительно нуждались люди. Ради осуществления задуманного он прошел все 'круги ада' и, таки, добился своей цели.

Он точно жил! Это доказал парк, который появился благодаря нему (вот так полгода его жизни еле уместились в целом парке), это доказали те люди, которые чтут его память и тот человек, что изменился благодаря нему к лучшему.

Это одна из немногих картин, которую обязательно надо посмотреть! Спасибо всем тем, кто работал над ней.

8 из 10

03 января 2019 | 04:39
  • тип рецензии:

Классический фильм Куросавы о стареющем служащем мэрии, узнавшем, что у него рак и что его ждёт скорая смерть.

Этот шедевр великого японца удивительно синтезирует японское мироощущение и корпоративность с европейскими гуманизмом и свободным выбором индивида. Причём делает это психологически тонко и художественно новаторски. Трёхчастная структура с прологом о смерти изложена с позиции автора (пролог), самого героя (пьяный трип в отношения с сыном и в ночную жизнь), ангела жизни (сюжет с девушкой, ушедшей из бюрократии в производство) и могильщиков (поминочный разговор бюрократов), создавая картину насколько объективную в отношении главного героя, настолько и расширяющую пространство фильма новыми темами.

А тем этих несколько (как и способов их рисования):

Свобода накануне смерти. Как всё-таки витиевато устроена жизнь - незнание о дате смерти делает нашу жизнь нескончаемой с нескончаемым же количеством шансов, что и заставляет подчиняться определенному порядку вещей, быть не собой, а членом корпорации. Дата смерти увеличивает шанс осмыслить (наполнить смыслом) существование. Куросава меняет понятия местами: продолжая жить, его персонаж остался бы мумией, умирая, он стал человеком. Неслучайной становится поэтому очередная связь японца с русской литературой - после Горького в экранизации 'На дне' им использован мотив 'Смерти Ивана Ильича' Толстого. Это и указывает на наличие моста из корпоративной Японии в гуманистический свободный рай индивидуализма) Sorry, что не удержался от сарказма. Но, скорее, это от инфляции слов вокруг подобного понимания свободы. Однако ж Куросава совсем немного добавляет менторских интонаций в этот сюжет. Зато сталкивает лбами (и тут до конца неясно - сатира ли это или метафора?) японский театр масок, явленный в бюрократической галерее и скорбно-весёлый мир надежды и безысходности девушки и старика из второй части триптиха, разыгранный почти по заветам Станиславского и не без влияния европейского экзистенциального и абсурдистского театра. А тут выстраивается и тема # 2

Отчуждение. Куросава мастерски раскручивает даже не конфликт, а именно отчуждение сына и отца, равно как и вообще поколенческий разрыв отцов и детей. Флешбеки тонко высвечивают момент этого разрыва. Попытка вернуть утраченную юность натыкается на непонимание той самой девушки, воплощающей энергию и надежду молодости... Поэтому искать искупление пришлось еще раньше, в детстве, а именно - в детской площадке.

Бюрократия. Выше поминалось, что бюрократы - это театр масок. Последняя треть фильма - срывание этих масок, прошедшее и через сатиру и даже карикатуру. Но Куросава предпочитает испытывать сочувствие и к ним, выдавая их конформизм как необходимость притворства, вынужденность в подавлении естественного состояния свободной личности. Любопытно ещё и то, что режиссёр осваивает тонкости и детали этого мира то ли зная их изнутри, то ли благодаря чудовищно развитой интуиции своего гения... И пусть всего лишь один смог заразиться вирусом жизни, но финал, скорее, сохраняет эту надежду жить.

14 февраля 2017 | 23:30
  • тип рецензии:

- Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени.

Японский режиссер Акира Куросава один из моих любимых деятелей кино. У него ряд потрясающих и замечательный фильмов. Сейчас перед нашим вниманием одна из таких его картин - лучших. Как известно воодушевившись повестью под названием «Смерть Ивана Ильича» Толстого, Куросава и снял это кино. Признаться честно, оно одно из моих любимых фильмов, что я видел. Драма очень сильная и глубокая. Она заставляет задуматься, что-то переосмыслить. Фильм удивительный, и я особенно ценю и его выделяю.

Мы видим историю пожилого мужчины. Доктор поставил ему смертельный диагноз. Старик об этом ни кому не сказал. Он вдруг понял, что жизнь прожита зря. Сын и родственники пренебрегают им, всю жизнь он занимался заурядной, пустой работой, ничего не сделал полезного. Пожилой мужчина решает что-то оставить после себя. Он становится настоящим борцом и идет против системы, помогая простым людям. Коллеги смеются над ним, он проходит ад бюрократического мира, ему угрожают, но герою нечего терять, и он идет до самого конца…

Жизнеутверждающее кино, дающее интересную тему, на которой будут в будущем сняты много еще любопытных фильмов. Я сразу вспоминаю такие картины, как «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик» и «Гитара». Все эти драмы хорошие, но это японское кино еще лучше. Оно более глубокое, мощное и какое-то невероятно трогательное, берущее за душу.

Не могу не сказать про Такаси Симура. Он сыграл так душевно, так пронзительно чисто. Его игра заставляет плакать, сопереживать зрителя. Данного его героя я не забуду никогда. Кстати, очень странно, что ни все зарубежные кинокритики заметили этот фильм и его игру в свое время. Убежден, что картину западная пресса недооценила, и она заслуживала внимания и конечно номинацию на Оскар в категории иностранный фильм.

Этот фильм о самой жизни, такой, какая она есть. О нас самих, о наших буднях, судьбе, человеческого тепла и одиночестве, а оно у нас каждое свое. История полная сожаления и драмы, бьющая в самое сердце. Есть такие фильмы, которые к просмотру обязательны, и этот именно такой, я уверен в этом.

«Жить» - японская драма 1952 года и культовый черно-белый фильм Акиры Куросава. Об этом фильме не нужно говорить, о нем не нужно рассказывать, его нужно просто посмотреть и прочувствовать. Тут без слов, картина сильнейшая. Внимания по сей день заслуживает.

Цените то, что имеете и будьте добрее.

10 из 10

27 апреля 2018 | 12:31
  • тип рецензии:

Снятая больше полувека назад в далекой Японии, кинолента действительно поражает своей актуальностью и точностью проблематики. Фильм рассказывает историю о немолодом чиновнике средней руки, которому силой обстоятельств приходится переосмыслить свою жизнедеятельность. Но, в общем, фабула кинокартины может быть близка любому зрителю, ведь суть произведения в том, что для каждого человека настает время, когда он задумывается о смысле своего существования и хорошо, если этот момент наступает не слишком поздно. Фактически, главный герой, своей историей и отвечает на вопрос, что же значит «жить».

Акира Куросава более известен, как автор фильмов, действие которых происходит во времена самураев. Но действие этой его драматической картины происходит в современной ему Японии и касается жизни обычных людей – в ней нет боев, приключений и вообще каких-либо экшн-сцен. Но этот замечательный фильм не должен представлять меньшего интереса для зрителей, ведь в нем поднимаются темы близкие и понятные всем людям и во все времена. А если зритель не хочет мыслить, не хочет смотреть серьезный фильм, то это зря – задуматься на рассматриваемую тему, в итоге, все равно придется.

Отдельно хочу отметить, что хотя герои произведения обычные, в основном непримечательные по своей сути люди, сыграны они очень типажными актерами, и весьма точно транслируют авторскую мысль.

Каждый раз, пересматривая этот фильм, я воспринимаю его, как напоминание о важных вещах, которые, зачастую, из-за повседневности, уходят на задний план. Советую «Жить» тем, кто не побоится посмотреть классический черно-белый фильм, абсолютно не развлекательный, но, безусловно, заслуживающий внимания – важный, глубокий, актуальный – оставляющий впечатление.

9 из 10

04 июня 2019 | 23:16
  • тип рецензии:

Акира Куросава неровно дышал к русской литературной классике — тут к гадалке не ходи. Сумрачный японский гений интересовался Достоевским — и снял 'Идиота'; он читал Толстого — и снял 'Жить'; его чем-то привлёк Горький — и вот вам киноверсия 'На дне'; ну, и до кучи Куросава снял и приключенческий фильм 'Дерсу Узала' по мотивам книг Владимира Арсеньева. Из всего перечисленного у Куросавы я видел только 'Жить', снятый в 1952 году. Что ж...

Господин Kандзи Ватанабэ тридцать лет верой и правдой прослужил на мелкой чиновничьей должности. За много лет работы у него не было ни одного пропуска — ни по болезни, ни по наглости. Ватанабэ-сан честно ходил на работу, честно просиживал штаны в компании таких же как он бумагомарателей, честно копил деньги на будущее для сына... И честно однажды узнал, что пока он тридцать лет сидел и перекладывал бумажки, в его желудке начала расти раковая опухоль.

Ватанабэ-сан не может поверить в свою скорую смерть — но боль отныне постоянно подсказывает ему, что конец близок. Оглянулся Ватанабэ-сан по сторонам, посмотрел на всех вокруг совсем другими глазами, да и вдруг не пришёл на работу — он погрустил дома, а затем пустился во все тяжкие по барам и проституткам. Но в барах ему быстро наскучило, а проститутки оказались тупыми и меркантильными созданиями, и скоро бывший чиновник решился на благое дело: он захотел построить на месте болотистого пустыря детскую площадку... 'Каждый должен что-то оставить после себя', не правда ли?..

Идущий на смерть не пожалел сил и средств, чтобы достигнуть высокой цели — и интересно наблюдать, как сильно может измениться бесполезный и ненужный человек, когда он загорается идеей принести пользу обществу. Фактически такой человек вдруг перестаёт быть бесполезным и ненужным — он даст фору многим, так как мотивацией к действию для него служит страх скорой смерти. А что вообще, как не страх смерти, лежит в основе нашей жизни?..

Причём Ватанабэ-сан приносит не какую-то там фиктивную пользу (как он приносил её все прошлые годы), а самую реальную — он хочет любой ценой построить детскую площадку. С учётом того, что собственному сыну Ватанабэ-сан оказался полнейшей обузой (сын ждёт смерти отца — от него останется дом), он принимает правила жестокой игры, в которую играет лицемерное общество вокруг него. И раковый больной намерен победить.

В образе Ватанабэ-сан Акира Куросава развивает предсмертную философию толстовского Ивана Ильича — последний перед смертью ничего так и не успел сделать (успел только понять), а вот герой японского мэтра успел и понять, и пойти неверным путём (по барам и проституткам), и обрести путь истинно верный — путь настоящей пользы для других людей. В этом — величие фильма 'Жить': он не только показал историю русского классика, но и продолжил её в подлинно гуманистическом, возвышенном духе.

Вообще, технически этот фильм — довольно затянутая, медитативная, долгая вещь, да к тому же ещё и чёрно-белая. Не каждый высидит два с половиной часа, наблюдая за долгими сценами, в которых очень мало действия, но много философии и японской созерцательности момента. Я честно высидел (мне не привыкать), и скажу вам так: фильм можно было бы и подсократить на полчаса, добавить действия, ужать, но как есть — так есть. Спасибо Куросаве и на том, что показал нам историю о смерти Ивана Ильича на японский лад.

30 марта 2022 | 08:23
  • тип рецензии:

Все таки как интересно Куросава обыграл поговорку 'Горбатого могила исправит'. Сидя на поминках главного героя его сослуживцы поражаются стремительному перевоплощению из жалкой мумии, которая способна только перебирать бумажки и гонять людей по кругам бюрократического цирка в целеустремленного и деятельного человека, который так любит жить и у которого нет времени на ненависть. Разгадка этой метаморфозы оказалась проста - смертельный диагноз. Когда тебя ставят пред страшным фактом не остается ничего кроме как оценить свою жизнь и попробовать хоть что то исправить. Ватанабе сан собирает свою волю в кулак и решается на свое первое и последнее полезное дело в жизни.

Коллеги понимают что когда нибудь они могут оказаться на месте своего почившего начальника. Они в один голос заявляют что поступили бы так же в этой ситуации. Рюмка за рюмкой и вот бюрократы уже начинают во весь голос кричать что так жить нельзя, что Ватанабе наставил их на путь истинный, что вместо перебирания бумажек они должны делать реальные дела. К сожалению их запал выветривается вместе с алкоголем и уже на следующий рабочий день все встает на круги своя.

Жизнь так коротка
Влюбляйтесь девушки, влюбляйтесь
Пока румянец рдеет на щеках
Пока приливы страсти с вами
Живите только одним днем
Ведь жизнь так коротка


Поет наш герой, а по его лицу видно, что грустный он не от того, что умирает так рано, а от того, что жить начал так поздно.

Акира Куросава снял свое творение уже более 60 лет назад, а оно все еще не теряет актуальности. Его все еще не скучно смотреть. Конечно этот фильм не идеален, в нем есть недостатки, но та атмосфера которая создается при его просмотре и те мысли которые возникают после с головой перекрывают все минусы.

7 из 10

15 ноября 2013 | 21:55
  • тип рецензии:

С кинолентой Куросавы я познакомился благодаря другому фильму, но вот сравнивая большинства фильмов, именно этот фильм сильно произвёл на меня впечатление на размышление о жизни.

Главный герой - Kандзи Ватанабэ, обычный трудяга, который работал постоянно и не замечал ничего вокруг, но вдруг ему диагностировали рак желудка, и с этого момента мировоззрение гг меняется. Сцена за сценой показывают атмосферу одиночества главного героя, будто он оторван от всего мира, осознания прожитой попусту жизни, после которой он ничего не оставит. Ведь жить осталось недолго и он решается оставить после себя стоящее для людей.

Фильм является одной из серьёзных работ Куросавы, который поднимает сразу несколько тем (о смысле жизни и т.д.), держит эмоциональную атмосферу на уровне депрессии и правильно передает те же ощущение, что испытывает гг.

Несмотря на свой возраст, Икиру до сих пор остаётся одним из хороших фильмов в японском кинематографе который насильно оставляет впечатления, как и большинство фильмов Куросавы.

25 ноября 2022 | 21:33
  • тип рецензии:

Задайте себе этот вопрос честно. Без алкоголя, без куража, бравады и всего прочего, что так подстегивает на громкие слова. Посмотрите на себя нагишом. Ну что? Не переживайте, единственный ответ может быть нет. И вас нечего винить. А кто ответит да? Наверное, тот, кому нечего терять. Человек, который уже не имеет своей жизни. Странно, что никто не боится умирать. Люди живут, словно не ощущают смерти, как будто этот последний пограничный пункт им не знаком и он находится очень-очень далеко. Интересно получается, что как только человека предупреждают о неизлечимой болезни, он начинает чувствовать присутствие смерти неотделимо от своего бытия. Остается только слушать душу, быть искренним, прямым и честным. Откуда вдруг берутся на всё это силы?

Главный герой этого фильма — человек, который вынужденно был воскрешен из мира мёртвых. В начале диктор произносит слова: 'Он вроде бы занят, но по сути ничего не делает'. Вот так человек в мелких заботах теряет себя и собственную индивидуальность. Желания хороши тем, что они воспламеняются с моментальной скоростью и плохи, что так же быстро стухают. Если направить свою энергию в одно русло, то человек начинает деформироваться в ровной пропорции с приложенными усилиями.

Старик узнал страшный диагноз в смягчаемой форме. Врач говорит, что это обыкновенная язва. В больнице к нашему герою подсаживается человек, который разоблачает вранье доктора. И тут накатывает полное отчаяние. Он впервые пропускает работу за 29 лет, притом раньше никогда даже отпуска не брал. Старик выгорел, стал сухим и твердым. Бюрократическая машина — всего лишь пинцет, который открывает нам человеческие характеры и натуру. Клерки, что сидят по разным департаментам не видят ничего, даже себя, а потому, можно предположить, умирают намного быстрее. Когда человек устает жаловаться на жизнь — он замолкает. Старик осознает, что в жизни не сделал ничего стоящего. Штамп на бумажках — единственное, что может его рука. От молодой, живой и так по-детски наивной сотрудницы слышит, что его прозвали 'Мумией'. Это откладывает отпечаток трагичности прожитых лет.

Переоценивать жизнь всегда не легко, особенно когда это надо сделать в сжатые сроки. У него остается всего лишь 6 месяцев. Старик практически не говорит никому о своей болезни. Из-за этого на работе ползут слухи, а дома думают, что на старости лет он решил загулять. Непонимание увеличивается. Всё, что старик делал было ради сына, но он не разглядел этого, ему и не надо было. Всё, что хотел сын — наследство.

Последняя половина фильма открывает взаимоотношения старика, который понял, что надо сделать, осознал, что единственное стоящее дело — это вместо выгребной ямы сделать детскую площадку. Берет на себя инициативу и добивается постройки уверенным и смиренным путем. Всё это мы слышим из уст его сотрудников. Они дерутся и возвеличивают главного героя у него же на похоронах, принижают себя и кричат. Верховное начальство считает, что заслуги в постройке парка не столько его, сколько государственного механизма в целом.

Акира Куросава мастерски, как хирург, показывает подноготную маленьких меркантильных человеческих душ, что неспособны строить полноценные взаимоотношения не только с другими людьми, но и с собственными мыслями. Такие люди, как правильно, и лишены очень важной способность — помочь. Эстетика реальности вонзается в сердце острым пером. Такаси Симура передает в своей мимике нечто большее, чем болезнь и муки отдельного старика. В его лице видна вечность неразрешимых человеческих проблем.

Это кино про совесть, про то, что никогда не поздно сделать что-то стоящее, про отвагу и мужество довести дело до конца, про стойкость и непреклонность. Когда жизнь уже отдана болезни и остаются считанные часы, тогда человек забывая о себе готов совершить нечто большое. И это большое — шаг на встречу к самой жизни.

Мне думается, что у людей нет времени ненавидеть друг друга и для этого не надо быть больным, для этого надо просто остановиться и громко крикнуть себе в лицо: — Я Человек!

10 из 10

22 октября 2016 | 21:29
  • тип рецензии:

Куросава во всех своих фильмах поднимал важные социальные проблемы и фильм 'Жить ' не исключение.

Основной идеей картины является тема ценности своей жизни, важности совершенных поступков. В фильме показана разница жизни и просто существования человека.

Решающую роль в изменении главного героя сыграла его подчиненная - жизнерадостная молодая девушка, которой скучно постоянно сидеть на одном и том же месте. Старый чиновник - абсолютная противоположность этой девушке, поэтому так интересно наблюдать за их взаимоотношениями.

Хуже дела обстоят с остальными персонажами. Тот самый 'Мефистофель' из бара неизвестно куда и почему пропал и вообще не понятно, как эпизод с ним влияет на сюжет. Так же непонятно почему сын главного героя даже не думал искать пропавшего на несколько дней отца. Всё что можно сказать о нём, так это то что он ждёт от отца наследства в виде денег и никак не интересуется его жизнью.

Интересно смотрится последняя половина фильма в которой с помощью флешбэков история продолжается совершенно в другом ракурсе. Именно тут происходит всё самое интересное в жизни героя.

Операторскую работу и музыку сложно оценивать по современным меркам, так как в техническом плане 'Жить' сильно отстаёт от любого современного кино. Тем не менее фильм интересно смотреть и он оставляет хорошие впечатления именно от истории, которую рассказывает.

8 из 10

26 октября 2015 | 17:01
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: