К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Неоднозначные впечатления от фильма.

С одной стороны, интересно посмотреть и на жизнь и обычаи в Японии. И сюжет весьма актуальный – высмеять бюрократическую систему, доведя её до абсурда. При этом Акира Куросава вряд ли представлял, что может быть еще хуже, ведь с Российской бюрократией столкнуться ему не пришлось... Но...

Страшно-, неимоверно-, мегазатянутые сцены всё впечатление от фильма портят. Динамики не то, что не хватает, порой кажется, что телевизор завис на очередной эмоции главного героя. Однако проходит буквально несколько десятков секунд и картинка оживает...

PS: кажется я знаю, откуда содрали взгляд Шрековского кота: )

24 октября 2013 | 21:46
  • тип рецензии:

Неожиданно гоголевское описание маленького человека, простого чиновника, сменяется темой Жизни и Смерти. Нехитрая комбинация заставляющая чиновника продумывать последний месяц своей жизни и выводит формулу этого фильма. Ведь, узнав о неизлечимой болезни герой многое переосмысливает - меняет отношение к близким, находит новых товарищей и упорствует в деле, неожиданно оказавшемся, делом всей его жизни.

В сущности, Акира сводит весь фильм к важности даже самого простого дела, такого например, как постройка детской площадки в городе. Ведь, скромный чиновник не сможет ограбить банк, стать миллионером, выиграть в лотерею. Но он может сконцентрироваться на самом простом деле и минуя все административные барьеры добиться желаемого. Его упорство будет настолько отважным, что даже после смерти, его коллеги будут вспоминать о его поступках - стилистичски делая фильм немного схожим с легендарным 'Расемоном'.

Такаси Симура обычно играл ведущие роли у Акиры, но был всегда несколько в тени Мифунэ. На этот раз ему был предоставлен carte blanche и он создал очень точный образ, страдающего и одержимого манией конструктивизма человека.

Моя оценка этой ленты была бы куда выше, если бы Акира не стал повышенное внимание уделять актуальности. Он настолько красочно изобразил жернова бюрократической машины, сформировавшейся в Японии, что его 'картинку' потом неоднократно калькировали даже в советском кинематографе. Вспомните веселый 'Зайчик' Леонида Быкова или многочисленные иронические филиппики Данелия - в них без труда можно усмотреть отблески фильма 'Жить' Акиры. Кстати, это кино даже в рекомендуемые списки многих обязательных программ ВГИКа попало.

Мне же этот 'остро социальный подтекст' представляется надуманным и излишним. Он ограничивает потенциал картины социальной системой, не позволяя в полной мере рассказать о вопросах Жизни и Смерти. Другими словами, безукоризненная режиссура Акиры и игра Симуры несоответствуют невысокому линейному сценарному посылу.

5 из 10

24 сентября 2013 | 13:50
  • тип рецензии:

Нет более подходящего и созвучного эпиграфа к фильму японского режиссера, чем из стихотворения Осипа Мандельштама: я качался в далеком саду на простой деревянной качели. Словом, о ключевом и символичном эпизоде фильма, но это после.

Сначала же сюжет и история.

Нарратив фильма задан уже в самом названии - Жить, что само по себе необычно, - выбрать первым словом глагол, но именно он настраивает зрителя, подсознательно или нет, на определенную динамику повествования. И динамика эта не в ритме или движении, а где-то глубже, если можно выразиться - трансцендентном, экзистенциальном уровне. Человек переживает смерть. Такие три слова могут выразить коротко картину, в которой человек при жизни дважды сталкивается со смертью - вначале душевной - почти, затем телесной - уже неизбежной и определенной.

Куросава как бы продолжает историю доктора (Такаси Симура) из Пьяного ангела, (стоит заметить еще, что вдохновлен он был повестью Льва Толстого Смерть Ивана Ильича), который теперь утратил и смысл, и вкус, и цвет жизни, работает начальником департамента по делам общественности, где видимость делания в составлении отчетов лучший способ удержаться на одном месте, - по сути же ничего не делая, разве что только отправляя просящих в другие отделы, где они будут крутиться дальше в карусели бюрократической машины. Таким образом налицо Живой труп, винтик в колесе. Но вот смерть стучится в лице рентгеновского снимка желудка, и звуки исчезают, когда приходит осознание ее приговора, который, кстати, рефреном откликнется в фильме Даррена Аранофски Фонтан.

Дома ждет сын и воспоминания - редкие фрагменты их жизни, в которых отец проявил бледное участие, хоть и пожертвовав личной после смерти жены, - обманувшиеся надежды; холодность и чуждость в отношениях встречают престарелого человека, когда он больше всего нуждается в их другой стороне.

Ватанабэ ничего не остается как идти в бар, стараясь утопить печаль на дне. Тут может, совсем кстати, подвернуться добрый Мефистофель, он же спивающийся писатель, который с радостью уведет его к вечернему Токио, к огням большого города, долженствовавшие пробудить жажду жизни. Но что может быть сильнее личного горя? Чужая радость и цветение - они лишь усиливают его, плотнее закутывая в свое безразличие и страдание. Тогда является то солнце, которое на какое-то мгновение помогает ему снять свой заношенный плащ, и даже купить шляпу! В лице молодой сотрудницы, уже бывшей, их отдела, теперь же делающей игрушки, и так, будто играя со всеми японскими детьми. Такие простые слова слышит Ватанабэ, когда отчаяние заставило его признаться ей в своем странном поведении в последнее время, будто надеясь, что она спасет его. И эти-то слова для некогда живого трупа звучат путеводной звездой к строительству парка в том месте у моста, где кроме помойки с лужами вряд ли намечались изменения.

После смерти, как и в предыдущем фильме Расемон, принесший мировую известность режиссеру, использует прием полярности взглядов. Когда весь цвет бюрократии сходится, чтобы решить - кто все же построил парк и выяснить, что случилось с Ватанабэ, а по-сути вынести свои суждения и мнения, поклясться в верности долгу и служению, и наплевательски забыть после пары деньков в карусели. Но все же оставив надежду в лице одного молчаливого молодого сотрудника, не поддавшегося минутной экзальтации и пустопорожним обещаниям.

Возвращаясь к мандельштамовским словам и тому образу человека, качающегося в парке, который он помогал создавать, можно вспомнить напоследок то самое пушкинское завещание, бьещееся в пасторальных тонах японского фильма и старой доброй песенке уже в жизнеутверждающих.

25 сентября 2012 | 05:42
  • тип рецензии:

Акира Куросава – это не какой-то там Вася Пупкин с «Любовной любовью», фильмы у него серьезные, вдумчивые, жизненные. Потому я долго нарезала круги вокруг этой картины, сомневаясь, что выдержу хотя бы первые пятнадцать минут. Совершенно зря. После просмотра с огромным удивлением читала комментарии людей, которые называли фильм тяжелым, мрачным, пронизанным отчаянием и страданием. Я бы назвала его скорее саркастическим.

Здесь напрочь отсутствует так любимое многими режиссерами смакование трагедии, приближение драмы и слёзовыжимательство. Здесь нет ни одного кадра, на котором бы демонстрировались муки человека, умирающего от рака желудка. Куросава чётко обозначил те обстоятельства, в рамках которых намерен работать с историей: Кандзи Ватанабэ прожил никчемную, бесполезную, пустую жизнь, точнее, он никогда не жил вообще, он мумия; он узнает, что болен и протянет совсем недолго. Всё. Нет, он не потратит оставшееся время на развлечения, как это сделали герои современной картины «Пока не сыграл в ящик», не станет разыскивать всех, кому когда-то сделал что-то плохое, валяться в ногах и просить прощения, не будет вести долгие слезные разговоры с сыном, который ждет не дождется его смерти, чтобы заполучить наследство. И даже не влюбится напоследок. Он сделает то, ради чего почти тридцать лет сидел в Департаменте по делам общественности, не взяв ни выходного. Одно-единственное дело. Вместо той уймы работы, что он должен был проделать за три десятка лет. И не будет фанфар и революции, ничего не изменится даже в пределах маленького Департамента, всё останется так, как и было. А о его поступке будет знать едва ли несколько человек. Потому что таков реальный мир, который Акира Куросава не пытается приукрасить или, наоборот, очернить, он просто будто ведет хронику, показывая события в их настоящем свете. Чего только стоит бюрократия, доведенная до абсурда.

Выбор актера и его игра гениальны. Он играет не словами, не телом, а будто бы только лицом. Он такой жалкий в своей никчемности, несчастности и стремлении сделать хоть что-то… Как букашка. Ничего хорошего за всю его жизнь от него никто не дождался, его все тихо ненавидят, презирают, подсиживают, высмеивают… И зритель тоже видит отнюдь не героя. Но и не злодея. И его жалко. Той жалостью, которую испытываешь при виде унижающегося человека, заслужившего это унижение.

Этот фильм стоит смотреть, причем не один раз. Он актуален спустя полвека после создания и будет актуален еще не одно десятилетие. Великолепная работа.

26 марта 2012 | 05:02
  • тип рецензии:

Жить надо уметь. Или ты существуешь, утопая в обыденности и рутине, или 'дышишь полной грудью', испытывая всю гамму чувств. Конечно мир очень сложен, многогранен, порой опасен и жесток, но человеку не дано выбирать время своего рождения...

Кто-то пребывает на Земле, проживая в стороне, в безопасности, так сказать, весь отпущенный срок. Кто-то страстно бросается в омут жизненных страстей с головой. Кто-то, кто смелее и увереннее первых, но хладнокровней и благоразумней вторых, выбирает золотую средину - и другим помочь, и себя не обидеть. Вкусы у всех различные. Один и тот же рецепт у каждого получается по-разному. Да так и интереснее... мы же люди. Каждому даётся одна жизнь в этой жизни, и хочется прожить её, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитое время. (Банально, но это так.) И, возможно, оставить след в памяти родных, чужих, всей страны или, даже мировой истории, и обрести таким образом бессмертие.

Фильму около 60-ти, а как актуален. Смотришь и забываешь, что всё происходит в Японии. Очень полезен для просмотра. Он более для тех, кто застрял в рутине. Посмотрите, чтобы опомниться.

23 сентября 2011 | 02:00
  • тип рецензии:

Старик узнаёт, что он болен, и жить ему осталось несколько месяцев. Потрясённый тем, что всю жизнь он работал на никому не нужной работе, перебирая бумажки, старик начинает задумываться о смысле своей жизни.

Куросава ставит серьёзные вопросы о смысле человеческого существования и словно с экрана задаёт вопрос зрителям, а что вы сделали в своей жизни такого, что запомнилось бы в сердцах людей? Главный герой задаёт себе именно такой вопрос и не может найти ответа.

Фильм одновременно и простой и сложный. Прост он по своей структуре, Куросава сделал его максимально понятным зрителю, однако сложны вопросы, затрагивающиеся в нём. Большинство людей живёт, не думая о завтрашнем дне, не задумываясь о своей жизни и смерти, которая, может быть, придёт очень скоро.

10 из 10

01 августа 2011 | 10:32
  • тип рецензии:

Очень часто мы начинаем ценить что-то, только потеряв это. Так и главный герой фильма, по настоящему начинает ценить жизнь, только оказавшись на пороге смерти. Ему поставили диагноз - рак желудка - и ему осталось жить несколько месяцев. Оглянулся он на прожитую жизнь и стало ему очень грустно: дерево не посадил, дом не построил, а сына хоть и вырастил, но у них не самые лучшие отношения и тот ждет смерти отца, чтобы получить наследство. И наш герой запил – очень трудно ему трезво смотреть на свой мир. Так бы он наверно и прожил оставшиеся дни, если бы не встреча с девушкой, которая очень любила жизнь. Время, проведенное с ней, вызвало у него в душе очень хорошее чувство. Не любовь, нет. Точнее, любовь, но не к ней, а к жизни. Он тоже захотел чувствовать каждое мгновенье, радоваться и огорчаться, помогать другим, сделать что-то полезное. И он решил, что время, отведенное ему судьбой, проживет по другому. Он будет жить…

Акира Куросава снимает хорошее кино. Он умеет показать историю, которая стара как мир, по-новому. В итоге у него получаются фильмы, которые, не смотря на свой возраст, прекрасно смотрятся и сейчас. Кроме того, очень интересно в его фильмах находить приемы, которые потом будут использовать другие режиссеры – Даррен Аронофски явно смотрел фильмы Куросавы и взял из них кое-что. Например, в «Фонтане» есть сцена, в которой герой Хью Джекмана идет по улице, погруженный в свои мысли, и вокруг не слышно ни звука. Так длится несколько секунд, а потом его чуть не сбивает машина. В этот же момент «включаются» звуки: шум машин, голоса людей и т.д. Или у него же в «Реквиеме по мечте» есть сцена, в которой героиня Эллен Берстин идет по улице в немного замедленном темпе, а все остальное вокруг (люди, машины) движутся, так сказать, с ускорением. Похожие сцены есть в «Жить».

Интересно было наблюдать за тем, как режиссер показал бюрократическую систему того времени. Больше пятидесяти лет прошло, а по сути ничего не изменилось: будь-то Япония середины века, или сегодня у нас.

«Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени» (с)

02 февраля 2010 | 10:27
  • тип рецензии:

Получив определенное мировое признание, после триумфального шествия по многочисленным международным кинофестивалям картины «Расемон», ее создатель Акира Куросава снимает в 1952 году свою самую трогательную и душераздирающую ленту, название которой на русский язык переводится коротко и ясно – «Жить». Начало 50-х, вообще, было очень плодотворным временем для Куросавы: через два года после «Жить», к примеру, Мастер выдаст другой свой шедевр под названием «Семь самураев», который часто признают «величайшим из всех существующих фильмов».

Главную роль в картине играет один из любимейших актеров Куросавы Такаши Шимура, которого зритель мог видеть и в «Расемоне» и в «Семи самураях». Его герой – бесстрастный чиновник, занимающий высокую должность начальника департамента по делам с общественностью. На протяжении 30 (!) лет Ватанабе сан верой и правдой служил своему учреждению, не разу не взяв больничный или выходной. Казалось бы, можно только восхищаться трудоспособностью и упорством этого персонажа, но нет, Куросава с самого начала дает нам понять, что герой Шимуры жалок как дождливый червяк – он прожил пустую, бесцельную жизнь, лишенную человеческого тепла и эмоций, замкнувшись в себе и всячески игнорируя окружающих (и это при его то общественной работе!), в том числе и близких. Стоит ли удивляться, что коллеги «подсиживают» Ватанабе, планируя в скором времени занять его «тепленькое» место, а единственный сын ждет не дождется его смерти, желая поскорее заполучить в наследство состояние отца.

Диагноз врачей (рак желудка) меняет все. Узнав, о том, что жить осталось всего пол года, Ватанабе переосмысливает прожитую жизнь и решает посвятить отведенное ему время на совершение благих поступков.

Режиссерское мастерство Куросавы чувствуется в каждом кадре, этот стиль не возможно перепутать с чем-то еще, и все же «Жить» выделяется среди других картин Мастера в первую очередь временным охватом. Если в том же «Расемоне», «Семи самураях» или, скажем, «Телохранителе» режиссер обращался к средневековой Японии, то здесь показана Япония, послевоенная.

Сложно сказать, о чем именно эта картина. О повседневной черствости и равнодушии? А может о кратком миге человеческого бытия? Или все-таки о высоконравственной попытке искупить собственные грехи? Наверное, обо всем сразу. Картины Куросавы всегда были морализаторскими, и «Жить» не исключение. Творите добро, не требуя ничего взамен, уделяйте больше внимания близким, цените каждый прожитый день – вот основной ее посыл.

21 ноября 2009 | 02:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: