Народная поговорка, которая обозначает наше отношение к собственному здоровью – «Что имеем не храним, потерявши - плачем». В ходе своей жизни многие из нас не уделяют должное внимание вопросам здоровья. Мы обращаемся за лечением, когда болезнь уже взяла свое. Повезет, если процесс обратим и здоровье можно восстановить. Но главному герою Ватанабэ не повезло — он слишком поздно узнал о своем неизлечимом заболевании.
После известия о болезни ты начинаешь совсем по-другому смотреть на жизнь, которая осталась позади. Как я ее прожил? Ради чего все это? А чего я добился? Эти вопросы начинают беспокоить героя Такаси Симуры, но найти на них ответы оказалось сложно. Человек проработал 30 лет на должности среднего чиновника в отделе связей с общественностью. В итоге у него остались ежедневная рутина и перекладывание бумаг с места на место.
Ватанабэ начал ценить свою жизнь слишком поздно. В момент известия о болезни для него появляется шанс на небольшое искупление. Местные жители просят помочь построить новую детскую площадку, но безжалостный бюрократический аппарат не решает эту простейшую ситуацию. И вот Ватанабэ приходится сталкиваться с бюрократией, которой он был на протяжении всей своей карьеры — буквально попал по ту сторону баррикад. Но человеческая воля смогла победить коррумпированные сердца местных чиновников. Площадка оказалась на новом месте на радость детишек и их родителей.
Одна из самых жизнеутверждающих работ великого маэстро учит нас многим вещам:
— любви к близким
— стремлению к жизни
— вниманию к окружающим
— и другим вещам, которые делают наш мир лучше.
Я всем рекомендую посмотреть фильм «Жить» Акиры Куросавы. Каждый человек сможет найти в нем что-то душевное и полезное для себя.
«Я не могу позволить себе ненавидеть людей, у меня для этого недостаточно времени» – Кандзи Ватанабэ
'Жить' был первым появившимся в моём вочлисте произведением и все эти чёрт знает сколько лет мозолил глаза на самой верхушке списка планов, да как-то руки не доходили. Наконец-то дошли.
Садишься с мыслью 'ох, старые фильмы про умирающих... Не сказать чтобы новые пестрили разнообразием, а уж что говорить о прародителях'. Но нет, Куросава не предлагает выводы, к которым впоследствии пришли 'Достучаться до небес', 'Жизнь за год' и 'Пока не сыграл в ящик', он переступает через них ещё в самом начале. Действительно ли человек должен прожить свои последние дни, утопая в тупой гедонистической яме, исполняя все мельчайшие фантазии, которые приходили ему в голову до встречи с диагнозом? Посетить египетские пирамиды, Китайскую стену, прыгнуть с парашюта и устроить групповушку? Да, это вполне подходит для индивидуалистической американской культуры. А что насчёт коллективистских культур? Кандзи Ватанабэ жалок, противен даже себе и со стороны кажется просто червём, но внезапно понимает, что будущее всё-таки есть, а значит есть и возможность реализовать себя через улучшение этого будущего для следующих поколений.
С кинолентой Куросавы я познакомился благодаря другому фильму, но вот сравнивая большинства фильмов, именно этот фильм сильно произвёл на меня впечатление на размышление о жизни.
Главный герой - Kандзи Ватанабэ, обычный трудяга, который работал постоянно и не замечал ничего вокруг, но вдруг ему диагностировали рак желудка, и с этого момента мировоззрение гг меняется. Сцена за сценой показывают атмосферу одиночества главного героя, будто он оторван от всего мира, осознания прожитой попусту жизни, после которой он ничего не оставит. Ведь жить осталось недолго и он решается оставить после себя стоящее для людей.
Фильм является одной из серьёзных работ Куросавы, который поднимает сразу несколько тем (о смысле жизни и т.д.), держит эмоциональную атмосферу на уровне депрессии и правильно передает те же ощущение, что испытывает гг.
Несмотря на свой возраст, Икиру до сих пор остаётся одним из хороших фильмов в японском кинематографе который насильно оставляет впечатления, как и большинство фильмов Куросавы.
Акира Куросава неровно дышал к русской литературной классике — тут к гадалке не ходи. Сумрачный японский гений интересовался Достоевским — и снял 'Идиота'; он читал Толстого — и снял 'Жить'; его чем-то привлёк Горький — и вот вам киноверсия 'На дне'; ну, и до кучи Куросава снял и приключенческий фильм 'Дерсу Узала' по мотивам книг Владимира Арсеньева. Из всего перечисленного у Куросавы я видел только 'Жить', снятый в 1952 году. Что ж...
Господин Kандзи Ватанабэ тридцать лет верой и правдой прослужил на мелкой чиновничьей должности. За много лет работы у него не было ни одного пропуска — ни по болезни, ни по наглости. Ватанабэ-сан честно ходил на работу, честно просиживал штаны в компании таких же как он бумагомарателей, честно копил деньги на будущее для сына... И честно однажды узнал, что пока он тридцать лет сидел и перекладывал бумажки, в его желудке начала расти раковая опухоль.
Ватанабэ-сан не может поверить в свою скорую смерть — но боль отныне постоянно подсказывает ему, что конец близок. Оглянулся Ватанабэ-сан по сторонам, посмотрел на всех вокруг совсем другими глазами, да и вдруг не пришёл на работу — он погрустил дома, а затем пустился во все тяжкие по барам и проституткам. Но в барах ему быстро наскучило, а проститутки оказались тупыми и меркантильными созданиями, и скоро бывший чиновник решился на благое дело: он захотел построить на месте болотистого пустыря детскую площадку... 'Каждый должен что-то оставить после себя', не правда ли?..
Идущий на смерть не пожалел сил и средств, чтобы достигнуть высокой цели — и интересно наблюдать, как сильно может измениться бесполезный и ненужный человек, когда он загорается идеей принести пользу обществу. Фактически такой человек вдруг перестаёт быть бесполезным и ненужным — он даст фору многим, так как мотивацией к действию для него служит страх скорой смерти. А что вообще, как не страх смерти, лежит в основе нашей жизни?..
Причём Ватанабэ-сан приносит не какую-то там фиктивную пользу (как он приносил её все прошлые годы), а самую реальную — он хочет любой ценой построить детскую площадку. С учётом того, что собственному сыну Ватанабэ-сан оказался полнейшей обузой (сын ждёт смерти отца — от него останется дом), он принимает правила жестокой игры, в которую играет лицемерное общество вокруг него. И раковый больной намерен победить.
В образе Ватанабэ-сан Акира Куросава развивает предсмертную философию толстовского Ивана Ильича — последний перед смертью ничего так и не успел сделать (успел только понять), а вот герой японского мэтра успел и понять, и пойти неверным путём (по барам и проституткам), и обрести путь истинно верный — путь настоящей пользы для других людей. В этом — величие фильма 'Жить': он не только показал историю русского классика, но и продолжил её в подлинно гуманистическом, возвышенном духе.
Вообще, технически этот фильм — довольно затянутая, медитативная, долгая вещь, да к тому же ещё и чёрно-белая. Не каждый высидит два с половиной часа, наблюдая за долгими сценами, в которых очень мало действия, но много философии и японской созерцательности момента. Я честно высидел (мне не привыкать), и скажу вам так: фильм можно было бы и подсократить на полчаса, добавить действия, ужать, но как есть — так есть. Спасибо Куросаве и на том, что показал нам историю о смерти Ивана Ильича на японский лад.
Тридцать лет, без отгулов, прогулов и больничных господин Кандзи Ватанабэ приходил на службу в городскую управу. Однажды Ватанабэ узнает, что неизлечимо болен, и жить ему осталось всего ничего. В этот день он впервые не придет на работу, но снимет со счета все свои сбережения и отправится в крестовый поход по кабакам – пить и оплакивать судьбу.
И чем больше саке, тем сильнее тоска по непрожитой жизни, по невстреченным друзьям, недолюбленным детям, несвершившимся планам. Даже собутыльников - и тех не нажил! Боль от бесцельно прожитых лет терзает острее, чем смертельный недуг. Неизвестно, что сведёт в могилу раньше. Но внезапно небеса решают дать старому чиновнику последний шанс в виде встречи с юной работницей фабрики детских игрушек. Теперь Ватанабэ знает, что нужно сделать, чтобы его жизнь хоть на короткий миг обрела смысл.
Как известно, у великого Акиры Куросавы было три страсти: Годзилла, самураи и русская литература. Причем, последняя всегда занимала в его кинематографе особое место. Уже через год после триумфа «Расёмона» (1950) Куросава ставит «Идиота», а еще через год снимает фильм с коротким и ёмким названием «Жить», представляющий собой вольную интерпретацию «Смерти Ивана Ильича» Толстого. Впрочем, фабула картины настолько универсальна, что будет близка любому зрителю и без всяких литературных параллелей.
Главную роль в фильме не сыграл, но прожил великолепный Такаси Симура, которого Куросава любил и снимал, пожалуй, не меньше, чем свой талисман и alter ego - Тосиро Мифунэ.
Любопытно, что во время съемок самому Симуре, играющему больного старика, было слегка за 46.
Через пару лет он вновь встретится с Куросавой и Мифунэ на съемочной площадке «Семи самураев» - одного из самых знаковых и прославленных фильмов в истории кино.
Ну а «Жить» навсегда останется одной из самых нежных, невыразимо печальных и в то же время светлых и утешительных картин из когда-либо снятых на заданную тему.
Ведь «если не я за себя - то кто за меня? А если я только за себя - то кто я? И если не сейчас - то когда?»
Снятая больше полувека назад в далекой Японии, кинолента действительно поражает своей актуальностью и точностью проблематики. Фильм рассказывает историю о немолодом чиновнике средней руки, которому силой обстоятельств приходится переосмыслить свою жизнедеятельность. Но, в общем, фабула кинокартины может быть близка любому зрителю, ведь суть произведения в том, что для каждого человека настает время, когда он задумывается о смысле своего существования и хорошо, если этот момент наступает не слишком поздно. Фактически, главный герой, своей историей и отвечает на вопрос, что же значит «жить».
Акира Куросава более известен, как автор фильмов, действие которых происходит во времена самураев. Но действие этой его драматической картины происходит в современной ему Японии и касается жизни обычных людей – в ней нет боев, приключений и вообще каких-либо экшн-сцен. Но этот замечательный фильм не должен представлять меньшего интереса для зрителей, ведь в нем поднимаются темы близкие и понятные всем людям и во все времена. А если зритель не хочет мыслить, не хочет смотреть серьезный фильм, то это зря – задуматься на рассматриваемую тему, в итоге, все равно придется.
Отдельно хочу отметить, что хотя герои произведения обычные, в основном непримечательные по своей сути люди, сыграны они очень типажными актерами, и весьма точно транслируют авторскую мысль.
Каждый раз, пересматривая этот фильм, я воспринимаю его, как напоминание о важных вещах, которые, зачастую, из-за повседневности, уходят на задний план. Советую «Жить» тем, кто не побоится посмотреть классический черно-белый фильм, абсолютно не развлекательный, но, безусловно, заслуживающий внимания – важный, глубокий, актуальный – оставляющий впечатление.
И пока не поздно, не забывайте о том, что дело всей жизни — это не дело, а жизнь…
Давно собирался посмотреть этот фильм. Сегодня это произошло. Сказать, что я под впечатлением - ничего не сказать.
В чем смысл жизни? Хотя бы раз каждый, вероятнее всего, задавал себе этот вопрос. Мы не можем знать наверняка, что там дальше, после жизни, будет.
Но ради чего же мы живем? Человек разумный едва ли будет доволен ответом: ради продолжения рода. А что если для того, чтобы оставить свой след в этом мире и остаться светлым воспоминанием в умах людей?
Фильм повествует историю пожилого чиновника, узнавшего о том, что совсем скоро умрет от рака. Совместно с безысходностью к нему приходят мысли о том, что за много лет он так и не жил. Вся его жизнь до рокового события уместилась в одной табличке и паре-тройке воспоминаний. И он бросает вызов жизни, стараясь изо всех сил ее обуздать, ведь когда-то давно он упустил ее из своих рук, потихоньку превратившись в 'мумию'.
Немаловажную роль в осознании вектора движения последних месяцев главного героя сыграла его подчиненная, молодая девушка с совершенно отличным от всего этого бюрократического болота подходом к жизни.
Он решил направить все свои силы на то, чтобы сделать парк в том месте, где в нем действительно нуждались люди. Ради осуществления задуманного он прошел все 'круги ада' и, таки, добился своей цели.
Он точно жил! Это доказал парк, который появился благодаря нему (вот так полгода его жизни еле уместились в целом парке), это доказали те люди, которые чтут его память и тот человек, что изменился благодаря нему к лучшему.
Это одна из немногих картин, которую обязательно надо посмотреть! Спасибо всем тем, кто работал над ней.
Господин Ватанабе перед смертью решается буквально искать смысл жизни. И каким способом, недалекий человек, всю жизнь проживший в серости и отсутствии размышлений над собственной никчемностью, будет искать конечную цель, к которой вели все эти годы бессмысленной работы и бессобытийного существования?
Наблюдая за Ватанабе, мы видим, что помощи и совета он ищет в людях, которые по его мнению, знают смысл и цели в жизни. И тут режиссер нас возвращает к своим раздумьям, что каждый человек, это огромная личность со своими красотами и недостатками.
Каждый встречный, советует Ватанабе как жить и как преодолевать боль. Эскапичный писатель, считает что жизнь в прожигании, в удовольствии, и также решает, что болит-то сердечко у господина Ватанабе, из-за скучной жизни без внимания обращенного к самому себе. Собственный брат считает, что причина существования и изменения человека, в любви к женщинам. Веселая молодая подчиненная, уверена что счастлива, только когда развлекается и ест. И лишь, после общения с ней, после ее отторжения, наш герой понимает что смысл, возможно, в любви к человечеству.
Актеры, под стать времени, театрально переигрывают (большинство известно по другим фильмам Куросавы). Операторская работа по канонам периода камерная. Музыка гротескная.
Протагонист будто выпрыгнул из творчества Горького и Достоевского. Низшее существо, которое должно совершить великое дело. По мнению Куросавы великим делом для него самого было, снять этот фильм, в ответ на неразборчивость и падкость японской бюрократической системы. После полувека с момента выхода фильма, глядя на развитие Японии после войны, серьезно задумаешься, а может ведь быть, что этот самый маленький человек, (который, видимо, от познания тщетности бытия как-то решился перерезать себе горло) реально изменил системность целой страны.
А почему бы нет? Разве, человечек, поменявший мировой кинематограф, не мог поменять убеждения и самосознание целой страны?
- Я не могу себе позволить ненавидеть людей. У меня нет на это времени.
Японский режиссер Акира Куросава один из моих любимых деятелей кино. У него ряд потрясающих и замечательный фильмов. Сейчас перед нашим вниманием одна из таких его картин - лучших. Как известно воодушевившись повестью под названием «Смерть Ивана Ильича» Толстого, Куросава и снял это кино. Признаться честно, оно одно из моих любимых фильмов, что я видел. Драма очень сильная и глубокая. Она заставляет задуматься, что-то переосмыслить. Фильм удивительный, и я особенно ценю и его выделяю.
Мы видим историю пожилого мужчины. Доктор поставил ему смертельный диагноз. Старик об этом ни кому не сказал. Он вдруг понял, что жизнь прожита зря. Сын и родственники пренебрегают им, всю жизнь он занимался заурядной, пустой работой, ничего не сделал полезного. Пожилой мужчина решает что-то оставить после себя. Он становится настоящим борцом и идет против системы, помогая простым людям. Коллеги смеются над ним, он проходит ад бюрократического мира, ему угрожают, но герою нечего терять, и он идет до самого конца…
Жизнеутверждающее кино, дающее интересную тему, на которой будут в будущем сняты много еще любопытных фильмов. Я сразу вспоминаю такие картины, как «Достучаться до небес», «Пока не сыграл в ящик» и «Гитара». Все эти драмы хорошие, но это японское кино еще лучше. Оно более глубокое, мощное и какое-то невероятно трогательное, берущее за душу.
Не могу не сказать про Такаси Симура. Он сыграл так душевно, так пронзительно чисто. Его игра заставляет плакать, сопереживать зрителя. Данного его героя я не забуду никогда. Кстати, очень странно, что ни все зарубежные кинокритики заметили этот фильм и его игру в свое время. Убежден, что картину западная пресса недооценила, и она заслуживала внимания и конечно номинацию на Оскар в категории иностранный фильм.
Этот фильм о самой жизни, такой, какая она есть. О нас самих, о наших буднях, судьбе, человеческого тепла и одиночестве, а оно у нас каждое свое. История полная сожаления и драмы, бьющая в самое сердце. Есть такие фильмы, которые к просмотру обязательны, и этот именно такой, я уверен в этом.
«Жить» - японская драма 1952 года и культовый черно-белый фильм Акиры Куросава. Об этом фильме не нужно говорить, о нем не нужно рассказывать, его нужно просто посмотреть и прочувствовать. Тут без слов, картина сильнейшая. Внимания по сей день заслуживает.
Лишь понял что существовать нам осталось не долго мы начинаем жить.
Один из моих любимейших фильмов Акиры Куросавы.
Признаюсь раньше черно-белое кину если не отпугивало то заставляло воспринимать как пережиток прошлого.
Но на самом деле ещё больше полюбил черно-белое кино за его душевность и ностальгию.
Немного о бюрократии:
В фильме режиссер, в японской шутливой манере высмеивает бюрократию. В фильме женщинам нужно было подписать какую-то одну бумажку. Если вы видели то знаете эту сцену. А если нет то можете догадываться что женщины будут бегать от секретарей к бухгалтерам, от бухгалтеров к секретарем и так далее. И будите правы.
Даже сейчас вся эта бюрократия присутствует и мешает столь и так занятым людям.
Но это ещё не главная проблематика фильма а лишь маленькая сцена на 5-7 минут.
Более главный посыл картины раскрывается когда отец который работал в офисе около 40-ти лет и между прочем ни разу не брал выходной, больничный и даже отпуск. Узнав что у него рак желудка и в довольно запущенной стадии, он не знал что делать.
И тут начинается самая главная философия фильма. Вацунабе (главный герой), идёт в бар чтоб попробовать развлечься на остаток жизни, из-за того что находиться на распутье.
После баров, вечеринок, банкетов, куртизанок и алкоголя, старик всё же ничего не чувствует в себе кроме пустоты. Понимая что всё это лишь 'панацея' для тела.
Потом поэтапно Вацунабе делает добрые поступки, у которых есть только маленький убыток в сторону его кошелька. И с каждым поступком он стает все сильнее и счастливее. Он стает богаче морально, его характер меняется в невероятную настойчивость и большую силу воли.
У людей в грудях есть горшок, в этот горшок нужно что нибудь посадить. Когда человек садит туда цветок, он должен его поливать. Поливать можно чем угодно. Если в горшок заливать разгульную жизнь, то растение будет расти, и на короткий миг быть счастливым. Но на таком топливе как алкоголь, оно долго не будет процветать. Придется постоянно сажать новый и опять поливать его, и так много раз. А с пустым горшком ходить тяжеловато.
Ученые доказали что радость, или удовлетворенность от роботы к человеку приходит тогда, когда человек знает что своим делом он помог людям.
Чего не можно сказать об роботе в офисе, где ты закрыт в четырех стенах и не знаешь что и почему и зачем делаешь.
Вы будите сами цвести от радости когда будите делать приятное своим близким и видеть как от этого цветут они. Прекрасно делать что-то доброе для людей. Начать можно с малого.
Можно улыбнуться незнакомому человеку, купить еды бездомному, чаще встречаться с родственниками, приносить кофе в постель для любимой, пойти с братом на рыбалку, навестить свою мать, отправиться с друзьями в путешествия в другую страну, делать безвозмездные вещи каждый день, когда вы скрашивает жизнь своих близких, вы одновременно скрашивает и свою...
Лишь понял что существовать нам осталось не долго мы начинаем жить.