Несмотря на фамилию Гас Ван Сент в титрах, к счастью или нет, этот фильм мало похож на его творчество, в котором он всё же склонен к формальным экспериментам в той или иной степени. Данный же фильм можно было бы определить, как типичный соцреализм, если бы в Америке вообще существовало такое направление в искусстве. Хотя в России придумали для таких фильмов формулировочку капреализм, благо на этом можно было бы закончить разговор об этом предельно шаблонном творении. 'Земля обетованная' же, благодаря христианской аллюзии в названии, заставляет вспомнить 'И будет кровь' Пола Томаса Андерсона, а по тематике куда ближе к 'Эрин Брокович' Стивена Содерберга. Но вспоминая эти ленты, как-то жалостливо на их фоне выглядит опус Ван Сента, подобно герою Мэтта Дэймона, который чуть ли не со слезами на глазах просит простых фермеров подписать уже контракт на добычу природного газа. Не хватает ему ни экзистенциальной монументальности ПТА, ни искрометного чувства юмора Содерберга, подчеркнутого харизматикой Джулии Робертс.
Есть такая необъяснимая вещь, как призвание. Это касается всех направлений и всех профессий и, понятное дело, что это не обходит стороной и кинематограф. одним из таких людей, людей с призванием я называю режиссёра Гаса Ван Сэнта. Обладатель 'Золотой пальмовой ветви' на Каннском кинофестивале за картину 'Слон' (признаюсь, что 'Слон' меня поразил, испугал и не давал не секунды оторвать взгляда от экрана, несмотря, что он не спецэффект-блокбастер). Гас Ван Сэнт занял свою нишу, с которой сдвинуть его кажется сейчас невозможным, он снимает глубоко социальные картины, в которых на первом плане появляются острые социальные проблемы, коих так иногда хочется замолчать и не упоминать.
Вот и 'Земля обетованная' - одна из этой же категории острых социальных. Она рассказывает о том, как работники крупной компании по добыче полезных ископаемых, пребывают в небольшой городок с целью скупить согласие местных жителей для начала работ по бурению, тем самым обещая обогащение им. Внезапно у вполне успешных работников, причём один из них явно претендует на повышение, объявляется проблема в виде приехавшего борца за права чистой экологии. Что из этого выйдет - смотреть Вам, причём я советую это сделать.
Гас Ван Сэнт снимает фильм в своей излюбленной манере - не спеша, но с продуктивной передачей всех главных задач, будь то эмоции героев или же будут это крепко выдержанные диалоги-споры, а может это будут небольшие сцены, которые проявят собою всё отображение сложившейся ситуации. Цветовая гамма, где превалируют оттенки серого цвета словно показывают цвет жизни возле заводов и фабрик. Уже при просмотре становится пыльно и тоскливо от предоставленной колористики.
Но всё же таки сюжет остаётся для 'Земли обетованной' главным параметром. По сути, конечно же, фильм является художественным показом скандальных ток-шоу, но Гас Ван Сэнт поставил фильм на широкую ногу гуманности свою картину, дал настоящую волю персоналиям и совершил важную вещь - попытался раскрыть глаза и дать небольшой толчок к переоценке ценностей, которые меняют людей от прагматичных к более человечным.
Говоря про игру актёров, то в фильмах Гаса Ван Сэнта актёры перевоплощаются в совершенно обычных людей. Мэтт Дэймон хорош, но я больше уделял внимания про просмотре Франсиз МакДорманд - со своей трагической иронией и чисто человеческими чувствами она не может не понравиться, а продавец в захолустном магазинчике - это просто две половинки одного яблока. Ещё и явится на экране Джон Красински. У парня, уверен, большое будущее, ведь даже на фоне такой 'звезды', как Мэтт Дэймон он не робеет, а играет так, как того требует его персонаж.
Да, я согласен, что 'Земля обетованная' это не самая лучшая работа Гаса Ван Сэнта, но для других до этого очень сложно добраться. Своим фильмом Гас словно задаёт вопрос: 'А Вы готовы измениться, признав горькую правду?'