К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

'Тварь из Чёрной лагуны' - о многих смыслах примечательный фильм. Это последний по-настоящему успешный из классических хорроров Universal, один из самых популярных фильмов первой волны 3D, в этом фильме появляется единственный из 'юниверосоловских' монстров, у котрого вовсе не было реплик...

В этот момент у жанра уже был ряд канонов, и создатели 'Твари...' попытались соединить традиции хорроров Universal и таких начавших набирать популярность научно-фантастических ужасов, как 'Нечто из иного мира'. Гибрид был создан добротно и со знанием дела, но, как и Жабро-человек, он едва ли жизнеспособен и в обеих средах обитания чужой. Сюжет - слабое место 'Твари...' - он не плох, но слаб и невыразителен, темпоритм заставляет зрителя скучать на вроде бы наполненном саспенсом и экшном фильме, и картина едва ли может задеть эмоционально (чем и славились прежние творения Universal). Многие сюжетные элементы (романтика, соперничество алчного Марка и идеалистичного Дэвида, научные идеалы) включены туда будто 'для галочки'.

Во многом проблема именно в чудовище. Мы не знаем, в какой степени оно разумно, что им движет, но и сыграть на этой принципиальной чуждости (как делал Лавкрафт, которого нельзя не вспомнить при взгляде на жутковатого человека-рыбу) ни Дженк Арнольд, ни сценаристы не захотели. В итоге поступки чудовища выглядят немотивированно скорее в глупом, чем в загадочном ключе. Зачем оно приплыло к захоронению своего далёкого предка и убило помощников археолога? А главное - зачем ему Кей (Джули Адамс)? Этот сюжетный ход, напрямую позаимствованный из более ранних фильмов, пожалуй, главная проблема сюжета. С чего бы древней амфибии находить человеческую женщину прекрасной и настойчиво её похищать - совершенно неясно, идея эта явно нелепа, а отсутствие у Жабро-человека реплик мешает эту нелепость замаскировать.

Ещё одним недостатком, как я уже отметил, является темпоритм. Если в 'It Came from Outer Space' того же Арнольда затянутой и монотонной была первая часть, то тут режиссёр неоправданно растянул вторую. Самым мощным моментом фильма явно является битва двух человек и монстра под водой, но после неё картина длится ещё почти двадцать минут. Проходы в грот и из грота, подходы Жабро-человека к визжащей Адамс повторяются с минимумом изменений, и вместо страха начинают вызывать зевоту.

Но всё, чего не хватает сценарию, 'Тварь...' компенсирует визуальной выразительностью и качеством постановки. Да, сюжет не вызывает никаких эмоций, но то, как ряд сцен срежиссирован, вызывает сильный эмоциональный отклик (это в особенности касается уже упомянутой битвы, ночного появления Жабро-человека на лодке и финала). За это надо поблагодарить и композиторов - Сэлтер, Стайн и Манчини создали выразительный саундтрек, от которого в очень многих сценах и зависит накал саспенса или трагизма.

Очень красивы подводные съёмки. К этой непростой задаче авторы подошли со всей ответственностью - это относится как к качеству съёмки (а ведь работа при плохом освещении, с громоздкой подводной камерой - это вызов), так и к эстетике. 'Тварь...' в полной мере воспроизводит ту водолазную романтику, которой формально в сюжете уделено мало внимания, и наблюдать даже просто за подводными вылазками героев приятно и увлекательно. А уж когда появляется Жабро-человек...

Время выразить своё восхищение Миллисент Патрик и Баду Вестмору, которые придумали замечательный образ и костюм чудовища, выразительные, очень эффектные и, что важно, адекватные техническим возможностям времени, благодаря чему Жабро-человек и посейчас смотрится в кадре органично. Также нельзя обойти игравшего монстра под водой Рику Браунинга, чьи движения завораживают. В его исполнении Тварь из Чёрной Лагуны представляется не столько ужасной, сколько красивой - хотя в то же время и грозной природной силой. На суши монстр заметно менее интересен.

Что до остальных актёров, никто из них не запоминается. Во многом потому, что сценарий просто не даёт им работы, поэтому я поостерегусь критиковать их. Разве что Нестор Пайва в роли несколько буфонного, вечно улыбающегося капитана оставляет определенное впечатление. Джули Адамс поначалу нравилась мне, но её роль быстро свелась к тому, чтоб раз за разом без малейших вариаций повторять одну и ту же сцену испуга (серьёзно, она даже руки вскидывает одним заученным движением), так что остаётся лишь похвалить более чем привлекательную попку в белом купальнике - но и её в кадре было маловато.

'Тварь из Чёрной Лагуны' - красивый, но скучноватый фильм. Он заметно лучше многих 'ниверсоловских' ужастиков и стал достойным прощальным поклоном, но не стоит ожидать от него слишком многого.

6 из 10

16 января 2015 | 10:15
  • тип рецензии:

По хронологии не сильно получается знакомиться со вселенной монстров Universal, проектов много, сюжетных арок для каждого чудовища несколько, поэтому пойдём в хаотичном порядке. На очереди знакомство с подводным обитателем Чёрной Лагуны. Построенный по классической схеме ужастиков данный проект навивает экспозицией созданием планеты Земля. Зарождение жизни везде, разные флора и фауна, поэтому с научной точки зрения режиссёр развивает неизведанные земли Амазонки.

Картина вводит интригу нахождением доказательств существования странного существа, чтобы вскоре собрать команду и отправиться его на поиски. Фильм знакомит зрителя с Тварью раньше, чем этого ожидаешь. И для интриги, и для интереса. Сейчас, конечно, подобные костюмы Твари смотрятся комично, но на 1954 год это выглядело действительно пугающим. Саспенс в картине держится за счёт незначительной детали нашего чудовища, избегая в самый последний момент контакта с людьми.

Команда на лодке сохраняет противостояние и дух соперничества, именно поэтому включена любовная линия и наличие женского персонажа. Хотя Джули Адамс подготовлена для ключевого элемента – дама в беде. Сюжет играется со зрителем, постоянно показывая мельком Тварь под зловещий саундтрек, но при этом оставляя членов экспедиции искать останки необычных обитателей. Картина сразу помещает героев в фантастический мир Амазонки, только на словах передаётся странность этой локации. Зато великолепно нагнетают напряжение подводные сьёмки, когда ты понимаешь угрозу, а люди ничего не подозревают.

Стоит отметить разлад в команде, чтобы отвлечь и людей, и зрителей от Твари. Фантастическая Тварь и где она обитает! Споры и ссоры позволяют ужасающему компоненту картины ворваться и напугать. Охота на Тварь рождает интересные способы поимки, изобретения методов борьбы и постоянной неожиданности под водой. Обхаживая женский персонаж, режиссёр играет с напряжением: то женщина одна купается в Лагуне, то не замечает тянущейся из-под воды руки. Такие приёмы всё-таки выводят Тварь на одну площадь с людьми, чтобы показать: человек не в силах справиться с нечистью.

Местами картина выдаёт глупости: ныряния без костюма с обычным аквалангом, погружение в только что отравленную воду, но эти все детали направлены только на одно – дать как можно больше сцен схваток и силы Твари. В этом и заключается введение монстров, чтобы сравнить их обычными людьми и показать преимущества. Ключевые события развиваются под конец, оставляя залог на сиквел. А так в целом – это просто костюмированный злодей, на территорию которого вторглись люди. Нельзя сравнивать Тварь с Дракулой, Франкенштейном или Мумией, так как Бела Лугоши и Борис Карлофф вызывали «мурашки» от грима и мастерства, а Тварь – это костюм, который надевали Рику Браунинг и Бен Чэпман для сьёмок в воде и на земле.

Тем не менее, это часть Вселенной Монстров, и она действительно пугает, завораживает и впечатляет. Особенно интересными кадрами параллельного плавания: под водой монстр, на воде девушка. Конфликт учёных, доказывающих спор: выживание или научные открытия, тоже даёт интересный посыл.

12 февраля 2023 | 15:34
  • тип рецензии:

Классика увы иногда на один раз. Как и все хорошее сделанное когда-то в Голливуде было хорошо на момент снятия тех картин. Я не большой любитель самых олдскульных ужастиков на трилогию наткнулся лишь из-за Клинта Иствуда кой снялся в одной из частей в эпизоде.

Все как обычно человекоподобная амфибия с первых минут высовывает свои щупальца в кадре. Убивает как то неестественно нет какой, то борьбы все быстро и сразу. Игра актеров отвага и ну вы поняли сейчас там рука лицо должно быть. Бравые парни один хочет доказать чего он стоит в этом мире второй просто влюблен и едет со своей девушкой чтобы показать что он бесстрашный парень (так же он заинтересован по сценарию) ну и собственно самый обычный ученый которому не нужна слава дай только покопаться в реликвиях древности.

Амфибия не страшная ни сколько однако все в этом мире субъективно и на момент снятия картины наверно смотрелось страшнее и правдоподобнее.

Они едут в ту самую черную лагуну где оно и обитает. И конечно сразу же почти его обнаруживают. Не понятно то ли убить хотят, то ли сохранить для исследований, но пара смертей все расставляет по своим местам. Разве что тот самый бравый ученый который хочет доказать миру что он первооткрыватель идет за собственной смертью.

В фильме нет особого драматизма лишь героиня играет как то напыщенно по сравнению с остальными особенно ее эмоциональная часть. Чудовище и девушка с самого начала фильма режиссер как бы намекает что есть какая-то связь между ужасом и красотой, как и во многих до и после фильмах монстры тянутся к прекрасному словно позиция не справедливости во вселенной должна быть нивелирована.

Как и подавляющее большинство фильмов ужасов тех лет кино на один раз. А то что Голливуд сумел в те далекие времена снять в 3д респект правда потом все это пропало на многие годы.

06 февраля 2019 | 13:55
  • тип рецензии:

В районе Амазонки группа исследователей нашла окаменелую конечность некоего существа. Ученые фрахтуют судно и занялись поиском на глубине. Следы ведут в некую Черную Лагуну. А тем временем начинаются таинственные нападения человека-амфибии, который не в восторге от вмешательства пришельцев и количество трупов участников экспедиции растет. Да еще местный Ихтиандр оказался неравнодушен к прелестям блондинистой ученой студентки Кей.

Тварь из Черной Лагуны последний в линейке классических юниверсаловских монстров. Не такой известный, особенно у нас, как Дракула, Франкенштейн или Мумия. Да и за ним нет внятной предыстории и как персонаж он не особо интересен по-моему. Хотя в Штатах весьма сильно повлиял на массовую культуру и фильмы о нем считаются культовыми. Первую картину снял Джек Арнольд, мастер B-movies 50-х ('Тарантул', 'Невероятно съежившийся человек'). Режиссер использовал стандартный сюжет о красавице и чудовище, типичный страх человека перед водной стихией. Подводными съемками, весьма сложными для тех лет, тоже нехило заморочились. Тварь играли два человека в резиновом костюме: под водой профессиональный дайвер и участник водных шоу тех лет Рико Браунинг, в земных Бен Чепмен, взятый из-за двухметрового роста бывший морпех. Картина была снята к тому же в 3-D (хотя не совсем понятно, что тогда под этим имели в виду).

Об актерской игре сложно говорить, особо известных имен в касте нет. Разве что Джули Адамс, актриса и фотомодель, играющая блондинку-ученую, предмет вожделения нашего Ихтиандра. Актриса она посредственная, хотя, безусловно, симпатична в своем белом купальнике. Но ее истошные крики и нарочитые позы при появлении Твари больше раздражают.

Сейчас это смотрится скорее забавно. Ляпов, небрежностей в постановке и алогичности хватает. Хотя Арнольд умеет нагнать саспенса, а многие приемы из этой ленты заимствованы многими режиссерами. Среди них Гильермо Дель Торо, который в детстве очень любил данную картину. Образ человека-амфибии у него присутствует и в обоих 'Хэллбоях'. а оскароносная 'Форма воды' и вовсе вариация на тему, где роман жаброчеловека и героини стал возможным (в 50-х Арнольд показывал его образ сочувственно, допускал легкие эротические обертона в духе своего времени, но не более).

6 из 10

11 октября 2018 | 19:07
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: