К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Фильм – сказать мало. Романс, повесть, безудержный хоровод мыслей и образов вылившихся на голубые экраны зрителей, которых в сей раз занесет в по уши тонущую в дерьме, но весьма колоритную цыганскую деревню, где кипит, волнуется и бурлит жизнь народа, обреченного Господом на космополитство и кочевье. На безымянных улицах царит праздность: весело и шумно озорничает чумазая босоногая детвора; в грязи, между беспризорно бродячими свиньями и курицами играют в кости старики, просаживая пагубной страстью последние штаны; рядом шатается ленивая молодежь; где-то в ветхой избе при свечах шепчет знахарка, а толстопузый барон с приспешниками торгует, как семечками, людом, готовя очередную партию немощных байстрят на продажу. И даже главный герой – талантливый мальчуган, рожденный чтобы быть другим, солгав самому себе, подобно Адаму, ступает на скользкую дорожку, откуда пути обратно нет.

Особый момент в фильме - праздничная вакханалия у реки на день святого Георгия, слегка напоминающая купание паломников в священном Ганге. Здесь, Кустурица, хоть и ненадолго но все же открывает нам чистую и обнаженную, словно непорочная грудь Азры, сущность цыганского сердца, вводя тебя, мой друг, в глубокий духовный транс под бинауральные ритмы Эдерлези в исполнении Бреговича, без сомнения заслуживающего Оскар своими саундтреками к этой картине. Ну и низкий поклон перед покойным оператором Вилько Филачом, чьи крупные планы на долгие годы станут образцом в изображении портрета для многих голливудских глаз. Именно с их помощью удастся безмолвно рассказать и описать зрителю всю драму и трагедию жизни каждого героя, оставив при этом лишь вопросительные знаки.

Настоящее произведение искусства не требующее в своем постижении глубоких знаний в области кинематографа, а лишь грешную и открытую душу, способную не просто осознать, ну и принять рай и ад цыганского бытия.

16 сентября 2022 | 18:13
  • тип рецензии:

Это гениальный фильм со сновидческим языком, где стираются границы между сном и явью, и сама явь трагична, страшна и прекрасна. Хорошим названием для рецензии было бы 'Табор уходит в Ад', но я вижу, что его уже использовали. Гениальный Кустурица, создающий свои работы на грани магического реализма и постмодерна, здесь раскрывается особенным образом. Ругать здесь не за что, поэтому буду только хвалить.

1) За прекрасную операторскую работу, благодаря которой, посмотрев 'Время цыган' надолго врезаются в память отдельные образы и целые картины оттуда. Они приходят к тебе в сон и напоминают сон. Нужно быть готовым к такому сюру, ведь сон алогичен по своей природе.

2) Драма даётся ненавязчиво, но так пронзительно и так по-настоящему, что выдёргивает повествование из сна, словно обдавая ледяной водой. Чего только стоит сцена, где главный герой танцует, узнав новость, что его невеста беременна. И, конечно, неизвестно, от кого... Это сильные страсти, которые застят глаза. Животное начало, отсутствие логики. Такое свойственно не очень образованным, но красивым, сильным и вольным народам.

3) Через все фильмы Кустурицы проходит красной нитью тема безумия. И здесь это безумие - в неумении анализировать ситуации, в примитивной логике персонажей. Но в этом и прелесть. Нужно ещё уметь передать психологию цыгана и целого кочевого народа.

4) Фильм перенасыщен символикой и аллегориями, которые обывателем и неспециалистом по фольклору сложносчитываемы, но для специалиста это наслаждение. Видно, что сделано не на тяп-ляп. Так скажем, этот фильм может быть воспринят по-разному обывателем и специалистом. Абсолютно по-разному... И это тоже вызывает во мне восторг.

5) Не могу не сказать о музыке, чем фильмы Кустурицы славились всегда. Но 'Ederlezi' Горана Бреговича я специально, после первого же просмотра, искала в интернете и сохранила потом в свой плейлист.

В общем, советую этот фильм всем. Он шикарен.

09 ноября 2021 | 17:57
  • тип рецензии:

Из фильмов Кустурицы ранее я смотрел только два фильма: 'Чёрная кошка, белый кот', и 'Андеграунд'. Оба произвели сильное впечатление. Захотелось посмотреть что-то из его ранних фильмов, из социалистической эпохи, когда Югославия была единой и благополучной. Выбор пал на фильм о цыганах. Но в отличие от 'Чёрной кошки...' здесь уже не комедия, а драма. Да и на экране видим не благополучную Югославию из 80-ых, а откровенно нищее цыганское поселение, и даже Италия предстаёт какой-то серой и облезлой. Ну что ж, это Кустурица, его почерк!

Итак, действие происходит где-то в Словении, в большом и перенаселённом цыганском селе. Рядом находится большой город с высотками, скорее всего Любляна. Но несмотря на близость 'цивилизации', мы видим грязь, бедность, халупы без удобств, детей-оборванцев и гусей с индюками. В таких вот условиях и живёт подросток Перхан вместе с мудрой бабушкой Хатиджой, больной сестрой Данирой и непутёвым дядей Мержаном. Перхан предстаёт добрым, честным и неиспорченным мальчуганом. Такое вообще бывает среди цыган? Да, если тебя воспитывает мудрая и любящая бабушка. Но среда вокруг крайне неблагоприятна: кругом воровство, криминал, ссоры, дрязги, пьянство. Такая среда испортит кого угодно, стоит только потерять связь с мудрыми предками. Перхан очень беден, а бедность в цыганской среде не котируется: семью не заведёшь, уважать никто не будет. Вот и пришлось мальчишке связаться с плохой компанией, дабы заработать на приличную жизнь, завоевать уважение семьи невесты, и вылечить сестрёнку-инвалида. Надо сказать, сама невеста любит Перхана таким, какой он есть. Совершенно бескорыстно. Она - ещё один неиспорченный представитель цыганского 'племени', что даже удивительно при таких родителях. А маманя у неё - просто швах. Но самый мерзопакостный персонаж - это барон Ахмет. Он - прямо-таки воплощение всей той мерзости, какая только присуща цыганскому народу. Добрый и честный Перхан вынужден работать на этого отморозка, постепенно становясь таким же отморозком. И вот он в дорогом костюме выходит из Мерседеса - ну прямо мачо хоть куда! Да только вот впечатление его новый образ производит отталкивающее. Точнее - рождает мысль типа 'куда ты свернул, дурачок?'. И всё равно ему сочувствуешь. Да, испортился, но не до конца. Не менее сочувствуешь его невесте. Не верит он ей, а она страдает. Сочувствие вызывает и Данира. Причём не столько её недуг, сколько то, как с ней по-скотски обошёлся Ахмет. Последняя сцена - вообще трэш. Так и хочется сказать 'Остановись!'. Но увы, жесть пошла по нарастающей.

И кое-какие детали. От 80-ых здесь только автомобили, телевизоры, модные часы-зажигалка, и... кино с Ричардом Гиром. Остальное - вне времени. По-цыгански грязное и ободранное. Даже в Италии 'база' цыган выглядит всё также убого. Итальянские города - серые и облезлые. Старинная архитектура специально показана мрачной и ободранной: там, где цыгане, там серость и убогость. В Югославии не замечено ни одного югославского автомобиля. Сплошь немецкие и итальянские, явно б/у. Хоть бы раз промелькнула Zastava, или мопед Tomos, но нет, то Mercedes, то Fiat. Стало быть, югославские цыгане не так уж бедны? Духа социализма нет и в помине. Не скажешь, что действие происходит в коммунистическом государстве. Цыгане при любом строе одинаковы и занимаются капитализмом в самом диком его проявлении. Ведь закон для них не писан.

Из технических достижений современности в халупах цыган есть электричество, газовая плита, телевизор. А вот туалет на улице. Примерно такой же уровень жизни был и в советских деревнях. И 'качество' дорог такое же. Но в отличие от советских деревень, югославские сельские дома отличаются некапитальностью: такую лачугу можно поднять с помощью грузового мотороллера. Туалет же показан подробно несколько раз. В том числе и нелепая комичная гибель одного из злодеев в сортире. О, да, это почерк Кустурицы. Чёрный юмор.

Ну и напоследок о губящей среде. Маленький сын Перхана уже с малолетства вор. И наличие мудрой бабушки тут уже не помогает.

Кому бы я посоветовал фильм? Да всем! В числе прочего, советую, как познавательный фильм. Как энциклопедию жизни цыган. Весь быт, склоки, праздники, веселье вперемешку с грязью - всё это показано очень подробно. И будь на дворе социализм, или капитализм - неважно, цыгане всегда останутся цыганами.

03 ноября 2020 | 02:24
  • тип рецензии:

Вот как рассказать о фильме Эмира Кустурицы? Мне кажется его картины можно лишь прочувствовать. Потому что в его картинах так много образов, фантазий, аллюзий, что пересказать сюжет почти невозможно. Вот, 'Дом для повешения' или 'Время цыган'. История простого паренька, который всего - то хотел помочь своим близким, выбиться в люди, а в итоге чуть было не стал циничным дельцом. Вот, собственно, и весь сюжет. Звучит не очень оригинально, согласитесь. Но всё дело в том, как Кустурица рассказывает эту историю! В душевности, которую он вкладывает. Главный герой картины Перхан проходит сложный путь и множество трансформаций в своём характере. Он предстаёт добрым и даже наивным пареньком в начале, но постепенно изменяется в худшую сторону, отказываясь от собственных взглядов, ради достижения собственных целей. Вот только счастья ему это не приносит. Как всегда у Кустурицы, картина полна странных и забавных моментов, которые причудливым образом сочетаются с трагическими эпизодами. 'И смех, и слёзы' - этими словами можно обозначить всё творчество замечательного режиссёра. Только он может показывать, как невеста героя летает по небу, сам герой болтает с индюком и при этом мы видим тяжёлую, горькую, трагичную и абсолютно жизненную историю. Музыка Горан Бреговича - отдельный шедевр! Мелодии из 'Время цыган' великолепны и мгновенно западают вам в душу. Как и сам фильм.

10 из 10

13 апреля 2020 | 13:36
  • тип рецензии:

Несмотря на все восторженные отзывы и награды, фильм поразил скорее познавательной составляющей, а не художественной. Не то, чтобы ее там нет, но именно внутренний быт и вся эта густая вязь сложных 'семейных' взаимоотношений - вот что интересно. Что-то вроде документальных фильмов о традициях разных народностей.

Если бы не музыка.

Я не говорю, что все плохо сыграно и поставлено - очень даже наоборот. Именно поэтому создается ощущение документального фильма.

Если бы не музыка.

Ну и, конечно, отсутствие закадрового 'рассказчика'.

А в остальном фильм очень напомнил одну из сцен фильма 'Виридиана' (1961), только вот в последнем сцена заняла всего 20 минут. Которых было вполне достаточно, впрочем, там не совсем о цыганах речь, но поведенческая политика персонажей ушла совсем недалеко. И, конечно, нельзя было не вспомнить 'Небеса обетованные' (1991), хотя тут, само собой, скорее от обратного ассоциации, ведь 'Небеса' вышли гораздо позже.

В общем, если бы не музыка, я бы поругала фильм за излишнюю затянутость.

Если бы не музыка.

09 марта 2020 | 19:32
  • тип рецензии:

Молодой парень Перхан из балканской деревушки любит девушку и она любит его, но родители девушки не отдают ее за безродного бедняка. Тогда он отправляется с цыганским бароном Ахметом в Италию, чтобы заработать денег на свадьбу.

Эмир Кустурица наверно самый известный и титулованный режиссер Балканского полуострова, неоднократно отмеченный на Канском кинофестивале. «Время цыган» — первая из его работ на цыганскую тему, прекрасно передающая мятущуюся цыганскую душу, которая готова под влиянием момента отдать все, совершить непоправимое, уничтожить и растоптать то, что минуту назад было величайшей ценностью его жизни. Когда красивые слова и широкие жесты в горячей крови, сложно остановиться и подумать, стоит ли оно того и можно ли будет в будущем исправить содеянное. Все персонажи этого фильма хотят чего-то большего и лучшего, но подсознательно стремятся к не к хэппи энду, а к новой драме, потому что сытая размеренная жизнь создана не для цыган.

9 из 10

26 августа 2019 | 15:54
  • тип рецензии:

« - Я стал словно ветер, а мечты мои превратились в пыль…» ( с )

Третий ( если не брать в расчёт его ТВ – постановки ) фильм Эмира Кустурицы в отличии от лирических первых двух – стал подлинной драмой. Тоже не лишённой лирики, и возможно даже более поэтический чем предыдущие, но тем не менее самый драматичный и мрачный. Обычно после просмотра фильмов сербского режиссёра – на душе остаётся чувство праздника. И даже если ты начинал смотреть его кино прибывая в тоске – его творчество было способно её развеить. Но конкретно этот фильм, который можно признать одним из его лучших – на оборот оставляет ощущение горечи и подавленности. Хотя Кустурица по прежнему остаётся верен своему стилю: в кадре много зверья, нищета югославского населения, шебутные герои – которые будучи маленькими на которых не обращают внимание большие – плюют на правила и «рулят» по своим законам. Косвенно процитировав другого своего любимого режиссёра, хочу заметить, что и сам Эмир Кустурица говорил о том, что когда на экране идёт преследование полицейскими какого не будь бандита – его симпатии всегда на стороне бандита. Потому как он один а полицейских много, и преступником он стал очевидно не от хорошей и сытой жизни… Главные герои «Времени Цыган» ( всё таки иногда прокатчики дают фильмам более удачные названия чем сами их авторы ) – как можно понять цыгане. А какой же цыган живёт по закону?! Вот и персонажи картины живут и выживают в этом враждебном для них мире как только могут. Но не все из них поддерживают товарища по несчастью в трудную минуту. Есть мерзавцы готовые обманом и посулами заставить заниматься грязными вещами, пользуясь трудом других. Помимо «законности» действий героев, возникают понятия более важные чем юридические условности. Порой на экране творятся ужасные дела – шокирующие своей обыденностью зрителя, но являющиеся для живущих по этим правилам героев – всего лишь обыденность. Например рассказывается о порочной схеме «вольных трудяг» - как все эти оборванцы и попрошайки оказываются на улице, куда идут добытые ими деньги и как малые дети попадают в подобные компании. Видно, что Кустурица хорошо обо всём этом осведомлён, ведь он сам вырос в нищих дворах старого Сараево – которого по словам режиссёра нет уже больше. Рассказана всего лишь история нескольких цыганских семей, а сколько таких в реальности? И какого это быть без роду без племени? Обо всём этом с грустью повествует эта трогательная и в то же время жестокая картина…

Сценарий был написан как обычно Эмиром Кустурицей в содружестве с драматургом Гораном Михичем. Впоследствии, отмечая 25 – ти летний юбилей картины, режиссёр создаст на его основе мюзикл, а точнее панк – оперу, с которой будет даже в Москве. Жалко не довелось посмотреть на театрализованное музыкальное представление. Всё таки интересно как такой кинороман адаптировали для сцены. А музыка в фильме звучит и правда очень хорошая. Написал саундтрек тогдашний композитор Кустурицы – Горан Брегович, с которым в будущем их пути к сожалению разойдутся. Но не смотря на это, в фильмах сербского постановщика – музыкальное оформление всегда было и есть – первоклассное. Особо стоит отметить центральную песню «Ederlezi» - ставшую если можно так сказать лейтмотивом всей постановки. Она стала впоследствии визитной карточкой фильма и ещё долгое время звучала по радио. Она переводится как «Юрьев День» и является истинно цыганской – народной. Фильм обрёл благодаря её звучанию некую поэтику и мощь. Особенно в драматических сценах, которых здесь хватает… Замечательная работа оператора картины – ныне покойного Вилко Филача, который снимал ранние работы Эмира Кустурицы. Также следует выделить главных исполнителей, некоторые из которых до этого и после – работали с Кустурицей. Например харизматичный Забит Мамедов ( пьянчуга – сосед ), Любица Аджович ( бабка Хатиджа ) и другие. Главную роль сыграл чем то похожий на молодого Фёдора Дунаевского - Давор Дуймович. Именно сквозь призму судьбы несчастного цыганского паренька Перхана, мы познаём все тяготы и ужасы кочевой жизни мелких мошенников. Сперва он не может женится не имея достойного хозяйства, из – за чего вынужден уехать в Европу. Взявший над ним шефство главарь Ахмед – обманывает юношу. Пережив разлуку с сестрой, которую смог чудом разыскать столько лет спустя – Перхан возвращается домой, где узнаёт о неверности своей возлюбленной – Азры ( Синоличка Трпкова ) – которую всё ровно берёт в жёны. Не стану раскрывать остальные повороты сюжета, иначе самим будет смотреть не интересно. Но замечу, что несмотря на все потрясения и невзгоды, что по вине злого рока свалились на голову герою – он даже находясь на самом дне жизни, или будучи уважаемым «управленцем» - по прежнему оставался человеком иного склада, нежели его блатное окружение. Он способен на проявление искренних чувств, любит маленьких детей и те в свою очередь к нему тянутся. А этого не бывает с плохими людьми, ведь дети при всём своём наивном восприятии мира всё ровно чувствуют зло…

Вообще, эта кино - фреска полная настоящих эмоций и искренних чувств – наиболее всего близка к позе истинно «пролетарского» писателя – Максима Горького. Только у него персонажи жили в ужасающей нищете и непригодных для человеческого существования условиях – сами не осознавая ужаса своего положения. Сравнивая творчество Эмира Кустурицы с творчеством русского писателя, можно без всяких натяжек поставить знак равенства между «Временем Цыган» и пьесой Горького «На Дне». При этом, драматичность Кустурицы по прежнему лишена пафоса – который его произведением попросту чужд. Но находя моменты для юмора и улыбок, автор насыщает картину комическими ситуациями вроде скандала из – за «обрюхаченной» девушки, «поднятия» дома и эпизода с любимым индюком героя – из которого его вредный дядька, в отсутствие хозяина сварил суп. Нашлось место и фольклорным допущениям ( так бабка Перханая является ведьмой, а сам он способен взглядом передвигать металлические предметы ), излюбленным режиссёром полётам наяву и красивым в своей алогичности снам. А так же отсылкам к любимым режиссёрам самого Кустурицы – от Чаплина и Феллини ( на Новый год дядя Перхана разыгрывает сценки переодевшись Маленьким Бродяжкой, присутствует уже традиционный уличный оркестр ) до Михалкова ( на стене в кафе весит афиша его фильма «Очи Чёрные» ). И конечно же белые гуси – которые подобно музыкантам появляются в каждом фильме Эмира Кустурицы… Великий, прекрасный и очень богатый на эмоции фильм. Если бы не другой шедевр мастера - «Андеграунд» - я бы признал «Время Цыган» его лучшей картиной!

17 января 2017 | 23:35
  • тип рецензии:

Фильм глубокий и тяжелый. Он пробирает и завораживает. Он вызывает массу вопросов. К его героям, к себе, к высшему разуму. В чем правота и в чем вина его главного героя? Что он приобретает и за что расплачивается? Когда он оступился, и все пошло не так?

Вообще очень люблю фильмы Эмира Кустурицы. Они очень глубокие, душевные, очень этнические и самобытные, но при этом легко понимаемые и воспринимаемые. Герои его фильмов как живые люди - мозг просто отказывается верить, что это всего лишь игра актера, настолько это убедительно и натурально. В его фильмах всегда особая атмосфера, прекрасная запоминающаяся музыка, невероятной красоты кадры, панорамы прекрасной природы. В этих фильмах много эмоций и неизменно чувствуется душа. Самый лучший из фильмов Кустурицы на мой взгляд 'Жизнь как чудо', хотя сама я намного больше люблю 'Аризонскую мечту', хотя это немного другая история, чем традиционный Кустурица. Недавно я решила ознакомиться с 'Домом для повешения.'(Этот вариант названия подходит фильму больше.) И вот теперь о впечатлениях.

С технической точки зрения я здесь увидела много отсылок к самым ранним фильмам режиссера вроде 'Помнишь ли Долли Белл'и довольно много наработок из 'Аризонской мечты'. При том, что здесь эти наработки появляются в совсем другом контексте. В первоисточнике они мне нравятся больше, но и здесь работают в нужном ключе. Фильм снят в довольно мрачной атмосфере, что хорошо оттеняет его содержание, совсем не радостное.

Главный герой фильма Перхан конечно вызывает симпатию. В чем-то он похож на того же Акселя из 'Аризонской мечты', есть у них что-то общее, пусть и без прямого сходства, в поведении, внешности, а главное - Перхан тоже большой мечтатель. Он мечтает о богатой жизни, женитьбе на любимой девушке, выздоровлении сестры, благополучии бабушки. Но в погоне за мечтой он выбирает не тот путь, и попадает под влияние и власть недостойного человека. И продолжает действовать под его началом, участвуя. .. в торговле детьми. Может ли это остаться безнаказанным? Признаться, это первый на моей памяти фильм Кустурицы, где рассматривались бы цыгане с самых неблаговидных сторон. Торговля детьми, пьянство, обман, стремление к наживе любыми способами. Фильм не мог не получиться довольно тяжелым уже из-за этого.

Из других персонажей особенно хочется выделить бабушку Перхана, добрую и мудрую женщину с большой душой. А также мерзавца Ахмеда, который был способен обмануть и убедить в своих благих намерениях практически любого, что и привело к трагичным последствиям.

Есть в фильме и забавные моменты, которые все же уступают силой воздействия и масштабом драме. А также есть сюрреалистические волшебные моменты вроде способности Перхана двигать предметы взглядом, что во многом делает фильм особым характерным фильмом Кустурицы. И очень важен саундтрек. Он необычен, он завораживает, он передает красоту и трагизм этой истории. Для церемонии открытия Каннского кинофестиваля выбрали действительно прекрасную музыку. Но как же она ложится на важные и по своему прекрасные ключевые сцены фильма, такие как церемония в реке и финал.

За что же платит герой фильма? За занятие преступной деятельностью, за пробудившуюся меркантильность, за смертельную обиду, нанесенную собственной невесте, за недоверие к людям и к себе, за потерю веры в лучшее, в будущее. Ему воздается по вере. Но в то же время его нельзя назвать плохим человеком, виной тут служит скорее неверный путь, на который он встал. Финал фильма как таковой я по правде не совсем поняла.

Фильм намного глубже и содержательнее, чем я смогла описать здесь, посмотрев его всего один раз. Фильм прекрасный, символичный, передающий самый дух цыган с их и хороших и плохих сторон, яркими представителями которых служат с одной стороны бабушка Перхана, а с другой Ахмед. И в то же время это действительно самый тяжелый и грустный фильм у режиссера, но таким он и должен быть. История о великой мечте, попадании на скользкий путь и необратимых последствиях.

9 из 10

28 июня 2016 | 01:54
  • тип рецензии:

Прекрасная работа. В отличие от многих фильмов этот - живой, с кровью по венам. В нём есть жизненные уклады, язычески чувствуемые ориентиры, тоска и слёзы, и куча прекрасных шуток про жизнь, открытых и таких понятных. Фильм совершенно не-европейский, он для балкан и тех, кто восточнее Польши.

И конечно, актёры.. У Кустурицы есть талант набирать людей в фильмы Полностью, тотально, бесповоротно сливающихся со своими героями. Но во 'Время цыган' это доведено до абсолюта: актёрам удалось показать целые пласты человечества. Бабушка - мудрость народа, Сестра - Надежда, Сын - новая жизнь, Сосед - веселье и добрая бескорыстность, Дядя - азарт и вера, Селяне - нищета окружающего странного мира. Все они взаимосвязаны, их жизнь соответствует 'под богом ходим', никто никуда не исчезает бесследно, свадьбы идут рука об руку с похоронами. Настоящий Круг Жизни..

Великолепное. Даже Великое кино. Обязательно к просмотру.

9 из 10

10 сентября 2015 | 00:42
  • тип рецензии:

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.


Худосочный цыган по имени Перхан обладает даром телекинеза, минусовыми диоптриями на оба глаза и непомерными амбициями; его вместе с сестрой-калекой воспитывает бабушка, которая не прочь исцелить (соседских) детей одним прикосновением, а всем им не дает покоя дядя, котирующий азартные игры. Однажды Перхан влюбляется в ровесницу, проходит экстерном курс поцелуев и немедленно идет свататься, но получает отказ по причине отсутствия стабильности или хотя бы красного диплома. Далее по плану неудачная попытка суицида, эротический сон с вожделенной свадьбой в финале, яростная драка с родственниками наяву – и вот наш герой уже готов отправиться в дальние края с местным доном Корлеоне, чтобы хорошенько подзаработать – сестре на операцию и себе на свадьбу. Но что-то, как водится, пошло не так.

Слишком идейный для постмодерниста, слишком темпераментный для хождения проторенными тропами, Кустурица творит на экране эстетический кавардак, выстраивая действительно трехмерную картинку, к которой не требуются соответствующие очки. В противовес модному нынче медленному кино кадр оживает не долгими пируэтами вокруг подчеркнуто символичного статического объекта, но нахальной внутренней кинетикой, когда в каждой визуальной зоне что-нибудь непременно искрится, клокочет, извивается. Пока взгляд ищет привычной центрации на главном, сюжетно важные сцены тонут в мусоре бытовых подробностей: Перхан пытается повеситься - неподалеку нарезает круги взбесившийся индюк; герои ведут беседу в машине - снаружи снуют нескончаемые потоки людей. Длинный план у Кустурицы – это вообще некий perpetuum mobile, как только движение затухает, приходится запускать в рамку привычный зоопарк гусей, коз, кур, чумазых сорванцов и прочих шевелящих усами в такт музыке или истошно орущих. Более того, ткань реальности то и дело рвут по-феллиневски легкие, с едва заметными склейками, переходы к юношеским грезам. Ночь удаляется гулящей негритянкой, в небо плывет музыка, очередная фантазия открывается диковинным хороводом завернутых в яркие ткани тел.

Местами происходящее напоминает первые страницы «Ста лет одиночества» (чудеса прилагаются), местами типичное гэнста-муви о становлении мафиози, что постепенно покрывается коркой псевдоценностей, а кое-где будущий румынский нью-вейв на нейролептиках. Больное подсознание Европы, недоеденный глобализацией фольклорный островок, компромисс между самобытностью и повсеместным калькированием - элементы чуждого символического пространства собраны из доступных деталей: Крестный Отец в потрепанном костюме и нелепой шляпе; почти голливудская эротическая сцена в доме с картонными стенами. Кустурице удается показать культурный излом, в котором, если соскользнуть в плоскость уже обществоведческую, неплохо рифмуются здешние оборванцы, обвешанные золотыми побрякушками, со счастливыми обладателями кредитов на айфон, а попытки построить общество потребления там, где и потреблять-то, в сущности, пока еще нечего, отсылают к состоянию абстрактного пост-социализма. Ну, а мотив путешествия на запад созвучен мечтам о рае, если здешние полу-язычники вообще допускают такое место. По крайней мере, мечтам о лучшей жизни, где будет место магии, а их разрушительные энергии уравновесятся. Но по прибытии они обнаруживают только надстройку над старым миром. Извечная диалектика кока-колы и грязного кувшина с водой, рекламных вывесок и обшарпанных стен с непристойными надписями.

Но «Время цыган» – это, конечно, нечто большее, чем стилистические упражнения в духе эпохи. «Время» о грешных и несчастных людях, которые делают хорошую мину при безнадежно плохой игре. В этом смысле Кустурица ближе к товарищу по социалистическому (не)счастью Кесьлевскому, их роднит нетипично трогательное для довольно злых в кинематографическом смысле восьмидесятых сочувствие к своим оступившимся героям. Пожалуй, только здесь сербу удается идеально выдержать настроение, знаменитая формула «жизнь как чудо» действует ровно до предпоследнего мгновения, когда следует обрыв. Перхан, его невеста, да и все в таборе ищут бога, вопрос лишь в том, не оставил ли он эти края. Устоят ли кантианские императивы под варварским напором tabula rasa и всепобеждающего нигилизма. Главный герой сравнивает бога со «слепым котенком», ангел во сне является испачканным грязью. Прав был Хорхе Борхес: самые верные друзья - ушедшие, единственный подлинный рай - потерянный.

11 ноября 2014 | 21:37
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: