История документалки крутится вокруг абсурдной и загадочной дыры в стене на выставке в ДК Кирова, которую молодые художники сделали своей 'работой', в шутку назвав её 'Ноль-объектом'. Получив пару презрительных замечаний о том, что это НЕ произведение искусства, они стали фотографировать происходящее через дыру. Так были созданы 'Хроники ноль объекта', вызвавшие всеобщее восхищение молодёжи. На пустом месте возникла история. История петербургского авангарда.
Действительно, это была эпоха самых странных воплощений акционизма. Тогда девушки с синими волосами принимали античные позы и декламировали отрывки из французских сказок в Летнем саду (о прекрасных явлениях акционизма читайте в книге 'Российский акционизм 1990-2000'). Таких выходок за 10 лет набралось на целую книгу. Переворот был необходим и неизбежен, но не вечен и неповторим. 'Хроника ноль-объекта' стала хроникой эпохи, 'которая уткнулась в абсолютный и безнадёжный тупик'. Через десять лет снова настало время, когда 'нужно иметь профессию', когда 'перфоманс - это несерьёзно и смешно'.
Сокровища воспоминаний тех лет стали теряться. Кто-то умер на пике своих восхищений и гениальных мистификаций о том, что 'Ленин - гриб и радиоволна'. Кто-то дожил до болезней и разочарований, до забытого счастья и потерянности.
'Миллион историй, смешных и уморительных - умереть от смеха...Я ничего не помню' - сказал Георгий Гурьянов и вскоре умер. Так ушла эпоха.
Совсем немного фото и видеоматериалов сейчас напоминают об уникальном времени, когда были молоды четыре кита перерождения российского искусства: Курёхин, Гребенщиков, Виктор Цой и Тимур Новиков. И мало кто теперь вспомнит, что эти люди создавали то невероятное, что стало обычным после 'нулевых'. Так, Тимур Новиков подал идею для первого видеоблога ('Пиратское телевидение'), для первого ночного клуба в России ('Танцпол', Фонтанка 145) и для тотального переворота во взглядах на творчество в целом.
6 из 10