Очень жаль, что мне пришлось познакомится с творчеством этого, как оказалось весьма известного и необычного режиссера именно с данной картины. Возможно я был бы более морально подготовлен к тому абсурду который мне пришлось лицезреть. Хотя впрочем в такой неподготовленности есть своя прелесть.
Первая сцена, когда человек в пижаме внезапно обнаруживает за стеной своей комнаты громадный кинотеатр, наполненный мертвенными, неподвижными лицами, гипнотически прикованными к экрану, ясно дает понять, что режиссер настроен решительно и серьезно, во всей полноте обрушить на зрителя лавины своего авторского безумия, не питая ни капли жалости к человеческому восприятию, ни идя ни на какие уступки перед избалованной голливудом публики. Далее одна, за другой следуют маленькие спектакли, миниатюрки в исполнении Дени Лавана, каждая из которых художественно насыщенна, наэлектризована эмоциями. По старой привычке зритель наверняка будет пытаться найти между ними логическую связь, уследить закономерность, и это будет большой ошибкой. Не стоит искать в этом фильме чего то сложного и запутанного, пытаться искать смысл и символизм как в других артхаусных картинах, в этот раз все гораздо проще. Хоть на первый взгляд и кажется что на протяжении всего хронометража режиссер пытается обмануть зрителя, схитрить, укрыть, извернуться и бросить пыль в глаза, в последствии, ближе к концу фильма, приблизительно к тому моменту когда начинает петь Кайли Миноуг, начинаешь понимать, что все это время ты просто смотрел кино, в его первозданном, неприкрытом и обнаженном виде. Пытаясь разгадать чем же все это время занимается главное действующее лицо, приходишь к самому неожиданному и в тоже время очевидно-примитивному ответу: 'Он просто играет'. Но играет Дени Лаван с такой фанатичной убедительностью, одновременно перемещаюсь из одной шкуру в другую, что до самого конца характер человека на заднем сидении лимузина остается неизвестным, оттого его образ олицетворяет проффесию актера в целом, ведь в действительности мы любим актеров за их образы, но сама природа актера как человека, всегда остается за кадром.
При просмотре всяческих рейтингов лучших фильмов уходящего года, составленных критиками, фильм Каракса встречал постоянно. Следует иметь в виду, что этот фильм отчасти словно бы для критиков и снят: посмодернистское цитирование, обилие простора для интерпретаций, обилие игрового начала. Сказать же, что фильм при этом сильно демократичен, не могу. Помимо шашлычного принципа подачи переодеваний героя, отсутствия линейной интриги и сюжета фильм может смутить специфической эмоциональной составляющей. Занятно для глаза, но так ни уму, ни сердцу. Замысел притчи о постоянной смене масок показался мне поинтересней воплощения. Отдельные сценки скучны. Мне вот и раньше понравился мсье Говно Каракса и сцены с ним понравились, а воплощение в старушку, в футуристический скафандр, сцена с Миноуг, общения с как бы родней (понятно, что имитации кинематографических манер) показались самими по себе малоинтересными. Ну и конечно с обезьянами режиссер славно придумал. Фильм не то, чтобы художественный, а очень дизайнерский, с привлечением медийных фигур, эстетическими визуальными конструкциями. По части буйства воображения у Каракса всегда было все в порядке. Посмотреть на раз, пожалуй, небезынтересно, но узнав все сюжетные ходы, второй ход заказан.
Некто, настрадавшись от бессонницы, лёжа в одиночестве (собака не в счет) на гостиничной кровати размера двойной кингсайз, прислушавшись к раздражающему шуму, открывает ключом железнодорожника потайную дверь, прикрытую разрисованным обойным листом, вслед за световым лучом проникая через узкий коридор на балкон омертвевшего зрительного зала, заполненного телами неподвижно застывших людей.
Кто он? Тень, призрак, дух Лео Каракса, вселяющийся в тело ужасного Дэни Лавана, переодетого респектабельным гражданином, ранним утром отправляющимся в неизведанный путь, размеченный строками сценариев, которые подкладывает ему услужливый шофёр белокурого лимо, обставленного внутри гримёркой и набитого всевозможным театральным барахлом?
Его остановки — запланированные сеансы художественных миниатюр всевозможных жанров и направлений, перехватывающих романтическую драму драматическим триллером или какой-то там криминальной войной, в которых, меняя лица, актер становится участником и главным действующим лицом выстраиваемых режиссёром ассоциативных рядов из тематических и смысловых знаков, понятных только кругу немногих посвященных, и, в большинстве своём, ясных лишь ему самому, перебирающему мотивы и собирающему мотивации, движущие телом актёра и напрягающие разум зрителя, догадывающегося или думающего, что догадывается для чего это снято и о ком.
Вопрос «о чем кино» — самый неуместный для этой картины, личной для взгляда каждого, кто решится взяться расшифровать аналитический ребус Каракса, загадавшего и разгадывающего самоё себя, таинственно увязшего в прошедшем времени, зачарованный зазеркальем калейдоскопически сменяющих одна другую сюжетных калек, в которые вплетается боль последнего расставания и круги ужасного бытия отталкивающе притягательного существа по имени Оскар, живущего иллюзией и сам умеющий её создавать.
Захочется ли кому завтра вместе с ним снова сесть в деловой лимо зависит от того, каким показалось им его сегодня, прошедшее в потоке хаотичных мыслей Каракса, воскрешающего своих прежних героев, ради новых хитросплетений мнимого и настоящего, когда красота ускользает вслед за скрытой истиной, которую, признанием режиссёр адресует своей умершей жене.
Может, вы начнете бороться с приступами зевоты уже на десятой минуте просмотра.
А может, попытаетесь проникнуться фильмом, его эмоциями, понять героев, раскрыть смысл, заложенный режиссером.
Скажу лишь одно - это все лишнее.
'Holy motors' - уникальный пример кино в чистом, концентрированном виде. Кино, которое не прячется за сюжетом, смыслом, визуальным оформлением и метафорами. Единственное, что бросается в глаза - актерская работа, мастерские перевоплощения Дени Лавана. Но на этом тоже не стоит акцентировать внимание.
Если перед началом фильма отключить все, начиная от телефона и заканчивая мыслями и эмоциями, то, по завершение просмотра можно испытать потрясающее чувство. Его невозможно точно описать, это нечто среднее между оргазмом, выплеском дозы адреналина в кровь и эстетическим наслаждением. Схожее чувство испытывается при открытии чего-то воистину нового и неизведанного. Самое главное, не надо рассматривать фильм как какую-нибудь историю, как призыв, экранизацию и т.п. Не надо даже давать ему оценку, коррелированное суждение. Поверьте, объективно фильм не подпадает ни под одну оценочную категорию. К нему не стоит присовокуплять эмоции или накопленные знания.
Просто смотрите его. Смотрите забыв обо всем, смотрите и наслаждайтесь настоящим кино в чистом виде. Этот фильм ярко свидетельствует о том, что кино тоже является самым что ни на есть настоящим искусством.
Как говорилось ранее, фильм не стоит оценивать. Нужно просто смотреть, а иначе, зачем тогда нам нужна удивительная сфера искусства под названием 'кино'?!
Возможно, я слишком консервативен, но, по-моему, Каракс поступает со зрителем немного нечестно: он рисует интересный мир, занимательных героев – и ничего не рассказывает про них. Прекрасно играет свой десяток ролей Дени Лаван, Кайли Миноуг – светлый ангел красоты и обаяния, да ещё и поёт (между прочим, дважды); но кто все эти люди и что между ними было? Очень хочется узнать побольше, но увы. Конечно, спасибо автору за то, что оставляет зрителю простор для воображения, но не до такой же степени?
Так бывает и в жизни: вот мы встречаем на улице странного человека, гонимся за ним с восторженным криком 'Weird! Weird!', но он скрывается за углом, и мы так и не узнаем, кто это был и зачем. Примерно так же и этот фильм. Каждый может по-своему объяснить, что он только что видел. Я тоже могу объяснить сам себе, что работа мсье Оскара – доживать чужие жизни; но с той же лёгкостью это может быть и не так. Когда любые варианты возможны, даже нет особого желания разбираться: это не загадка, которую автор задаёт зрителю, а просто картинки в его голове. Оценим это как модернистский ход, но можно ли от него получить искреннее удовольствие?
М-да…довольно странное произведение) С данным кинемотогафическим действом давненько хотел ознакомится, картина вышла в прошлом году и довольно бодренько прошла в Каннах, но вот довелось только сейчас. Решил предварительно ознакомиться с историей товарища Каракса, так как с картинами его до этого не сталкивался и определенно всем советую заняться этим перед просмотром. Надежда конца 80-х, один из самых перспективных режиссеров провалившийся далее с несколькими довольно дорогими и обосранными критиками и зрителями в частности картинами молчит с десяток лет, снимает короткометражку для киноальманаха Токио, кстати довольно удачную на мой взгляд, персонаж мистера Дерьмо, определенно, очень колоритный и загадочный, перенесен и в данное полотно, выдает в кратчайшие сроки увлекательное действо, в котором ни хрена не понятно и приходится усиленно нагружать остатки своего серого вещества)
Немолодой мужичок довольно неприятной внешности раскатывает весь день в лимузине, ведомый загадочной женщиной-водителем и некоей тайной (а может быть и не тайной) организацией. В течении дня он сменяет кучу личин, начиная от старухи-попрошайки, жалующейся на неудачную жизнь и нескорую смерть, продолжает тем самым Дерьмом, перевоплощается то в примерного расстроенного отца, то в киллера, умирающего старика, соблазнившего собственную племянницу…целый день встреч и на каждую новая маска. Скажем прямо, Дени Лаван, выложился на полную, ему веришь в каждой его новой ипостаси, навеянной режиссером, я б сказал игра его ну ооочень театральна. Все истории довольно органично вписываются в повествование, которое в целом кажется Одой профессии актера, а если уходить глубже приходит к Шекспировской - «весь мир театр, а люди в нем актеры». Только под конец фильма м-сье Оливер наконец то становится собой, встречая бывшую возлюбленную и поддавшись на короткий момент своим чувствам и искренним эмоциям прогуливается с ней по местам былой славы распинывая разрушенные декорации бывшего торгового центра, где он покупал ей нижнее белье и ступает по головам разбитых манекенов. Но поток чувств довольно быстро иссякает, у них обоих впереди следующие встречи, новые маски и даже смерть бывшей любовницы не в силах остановить этот неутомимый процесс. Заканчивается вечер, заканчивается день и бессмертный арлекин получает ключ от нового места ночлега, где его ждет очередная новая семья на ночь, пусть даже и не прошедшая дарвиновскую эволюцию))
К слову сказать наконец-то Ева Мендес попала со своей ролью прямо в точку) молчаливая королева красоты, непреклонная и бесчувственная, выполняющая свою роль без страха и напряжения в любых условиях, будь то исполнение колыбельной для мистера Дерьмо) Кстати ждем «Дерьмо покоряет США», Каракс не обмани, это железно твой персонаж)
Каракс посвятил сие творение своей жене, покончившей жизнь самоубийством, определенно фильм очень личный и через все повествование проникнут изрядной долей грусти и печали. Не зря бывшая пассия главного (если можно так сказать) героя выбрасывается из окна. Но несмотря на это цинизм ли, сила ли встать на ноги после утраты преобладает над этим. Жить нужно дальше, как завещал товарищ Сигарев своим достойнейшим фильмом «Жить» и Леос Каракс в этом его определенно поддерживает.
Финальная сцена, показывает нам пару десятков лимузинов, возивших арлекинов целый день и устроившихся на ночлег, перед сном решивших обсудить интересующие их моменты), довольно забавно все это реализовано, вкл/выкл. стоп-сигналы механических моторов извергают речи через субтитры): - «Людям больше не интересны заметные машины, им не нужен мощный мотор». Проводя параллели с прологом, в котором камео выступает сам режиссер, проснувшись он открывает дверь из своей спальни ведущую в зал кинотеатра, в котором полный зал зрителей и все спят. Настоящий режиссер идею преподносит через тот жанр, которым владеет.
Людям больше не интересно смотреть кино, чувствовать кино, люди ходят в кино смотреть очередной унылый блокбастер, ради галочки, факта просмотра, факта посещения. Людям больше не нужны настоящие чувства, больше не нужны выдающиеся из толпы личности, мы стремимся уйти в утопию одножопых и однолицых. Людям больше не нужны большие сердца и искренние чувства, все сжирает меркантильная природа и жажда материальных ценностей, - «не нужны большие моторы», СВЯТЫЕ МОТОРЫ.
…Из разряда тех, что еще можно вспомнить от резкого пробуждения или не слишком быстро забыть в суетливой повседневности. Сны, идущие один за другим, очертания и границы между которыми стерты в единое сюрреалистичное целое, аморфное, нелогичное, метафоричное. Сны, где между сюжетами нет ни окон, ни дверей, но объединенных тонкими нитями, которые смогли просочиться в бессознательное из осязаемой действительности.
В них мы пытаемся, в силу обыкновения своих когнитивных способностей, найти что-то логичное, последовательное, имеющее для нас хоть вскользь отдаленный смысл, первостепенную важность. И зачастую мы находим его, примеряя символы на реальные события и факты, достраивая сюжетную линию по своему усмотрению в силу своих внутренних желаний и видения мира до уровня, который показался бы нам приемлемым и допустимым в данный период жизни. Инвариантность таких допущений бесконечна.
«КСМ» - всего лишь совокупность снов режиссера Леоса Каракса. Сны, в которых главным героем и является он сам, разъезжая из «комнаты» в «комнату», из сюжета в сюжет на респектабельном авто, меняя лица, тела, целые жизни, сюжет которых основывается на двух исключительно важных вещах для режиссера: парадоксальность кинематографа и печальную гибель его музы, Катерины. С одной стороны, это эгоцентрично–снимать фильм о своих переживаниях и ощущениях, в то время, когда зритель не привык плутать по неизведанным дорожкам в чаще мрачного чужого «Я», с другой – благосклонно, когда автор пытается доверить зрителям собственный мир.
Фильм абсурден на столько, насколько он не является таковым, как и наши сны, которые мы смирились принимать как данность, а не как детально понятное руководство к жизни. Поэтому искать в нем «потерянные детали», символы и метафоры, вычленять их на отдельности, чтобы перевести на язык сознательного, логичного и легко понимаемого - не имеет никакого смысла, не за отсутствием как такового, а за ненадобностью абсолютной прозрачности. Это просто не нужно.
«КСМ»не стоит смотреть только любителям Кайли Миноуг или Эвы Мендес, а также тем, кто любит складывать пазлы, слишком подходящие друг другу, разгадывать ссылки и головоломки, имеющие четкий графичный смысл или авторский категоричный посыл. Этот фильм мрачен, как «закадровая» жизнь, иррационален, излишне фрагментарен по смыслу и по сюжету. Это грустный, местами тошнотворный фильм-экстраполяция реального внешнего мира отдельного человека во внутренний; попытка сублимации режиссера.
Этот фильм как пазлы, которые не походят друг другу, но имеют невероятную ценность, как доказательство существования хотя бы такой картинки, хотя бы какой-то жизни. Здесь сплелось все воедино: меняющий лица-жизни Оскар, говорящие авто с усталыми сердцами-моторами, дети-обезьяны, красавица-модель в «золотой клетке», спокойно отдавшая часть себя ради спокойствия и нужности.
Отдельное спасибо Дени Лавану, который умеет превратить актерскую игру в показательно –эталонное выступление для своих коллег и для зрителя. Уже давно именно он стал для Леоса Каракса главным инструментом в выражении собственного «Я» на полотнах своих картин.
Произведение слишком личное, чтобы 'рыться' в нем слишком часто...
Сразу о плюсах - добротная актерская игра и занятная картинка. Я дал себе 12 минут, чтобы заинтересоваться неизвестным фильмом, о котором ничего не читал, режиссера которого не помнил, и досмотрел фильм до конца. Это чего-то да стоит (4 балла).
Теперь о минусах - всё плохо. В европейском кино и самой Европе, если судить по фильму. Аттракцион для восторженных критиков есть, а смысла для зрителя нет - налицо деградация киноискусства.
У каждого художника есть выбор - вложить в своё произведение смысл, увлечь зрителя или читателя историей, конфликтами, развитием характеров. Или пойти по пути все более яркой и эпатажной обертки для невнятного содержания. Когда сказать нечего - можно громко кричать, желательно в необычной позе, шокируя и удивляя публику. Примеров в современном европейском искусстве - множество. Но это-то и грустно - цивилизация с богатейшими культурными традициями (гора) рождает мышь. И с каждым годом все более дохленькую. Все якобы запретные темы уже перепробованы, всё чем можно шокировать - уже использовано. Уже и до исследования каннибализма добрались... О чём дальше будем снимать, писать? Дно уже близко. Оттолкнемся и начнем всплывать? Не уверен...
В общем, фильм посмотреть можно, хотя местами он скучноват. Не шедевр для семейного просмотра, а один из тьмы современных эффектных фильмов супергениальных режиссеров (с точки зрения критиков) для этих самых эстетствующих и пресыщенных формами и блестками критиков.
Ну, то есть однозначного ответа здесь быть не может: о чём именно этот фильм.
Как и ответа на вопрос, а зачем вообще мы смотрим кино. Каждый сам собирает собственную мозаику.
В моём случае это и ответ на вопрос, кто же разъезжает в лимузинах в том числе. Полушутя-полусерьёзно.
Этот фильм настолько в хорошем смысле сбил меня с толку, что я даже воздержалась от какой-либо оценки. Она тут по сути и не нужна вовсе. Это продукт можно оценивать по шкале: хороший, добротный, не очень и далее. А тут важен факт самого просмотра. Здесь мы имеем дело с мощным концентратом, субстанцией киноискусства и свершится магия или нет зависит и от нас самих в том числе.
Мне не всё понравилось, но было интересно. И интерес здесь ключевое понятие. Это вовлекающее кино. Ты поневоле становишься безмолвным свидетелем происходящего. Не буду петь оды режиссёру, выискивать заумь глубинных философских смыслов в происходящем на экране, достаточно того, что было живо и интересно. Спасибо создателям. Тот же Дени Лаван в силу моего восприятия производит скорее пугающее впечатление, но всё вместе рождает ту самую алхимию, которая нечасто возникает между фильмом и зрителем. А здесь вот всё сошлось.
Логические выводы можно оставить для другого случая, здесь же включается сугубо эмоциональное восприятие. Фильм очень похож на сон: алогичный, местами пугающий, но который хочется досмотреть до конца. Кто знает, может, режиссёр и не поленился записать с утра всё то, что ему снилось ночью. Многим из нас по силам было бы написать подобный сценарий опираясь на собственные сны, иным порой и не такое приснится...
Впрочем, думайте сами, решайте сами: смотреть или не смотреть.
Я посмотрела и ни капли не жалею, напротив, возникло желание познакомиться и с другими картинами Каракса.
Итак, недавно я посмотрела в кинотеатре новый фильм Леоса Каракса «Корпорация “Святые моторы”». И мне хочется сказать: «Браво, Леос Каракс!». Фильм превзошел все мои ожидания.
Леос Каракс повествует нам о неком Оскаре (Дени Лаван), чья жизнь - это бесконечная череда самых своеобразных перевоплощений, непрерывное движение, которое в фильме олицетворяет даже белый лимузин, перевозящий героя.
«Корпорация «Святые моторы» состоит из многочисленных метафор. Например, машина, постоянный спутник героя, здесь некая пограничная зона. В ней Оскар на недолгий срок может оставаться собой в прямом смысле слова. Также она служит зоной смены его образов, средством перемещения из одной жизни в другую (а все остальное время Оскар в постоянной игре).
И не случайно лимузин именно белого цвета. Белый - не только цвет чистоты, но и цвет, традиционно связанный с обрядами перехода, т.е. сменой социальных ролей (например, невеста в белом платье, выходящая замуж). И это далеко не единственный пример символизма в фильме, широко наполненного им, но ровно в такой мере, чтобы зритель мог не терять связь с реальностью.
Ведь, несмотря на огромную череду, совершенно разных ролей и форм главного героя (от безумных до даже повседневных, но каждый раз уникальных), режиссер постепенно выстраивает вполне логичную, полную и глубоко эмоциональную общую картину, дающую возможность увидеть и самого Оскара за всеми проигрываемыми им жизнями, а также попытаться ответить на вопрос о том, какова его суть и человек ли он в полном смысле.
В фильме есть очень тонкие сцены, отражающие проблемы как на более широком, социальном, так и на более узком, личностном уровне. Например, сцена с Евой Мендес весьма жестко, но вместе с тем иронично показывает грань между красотой, уродством и восприятием и потреблением этого обществом. Недаром в фильме звучит цитата: «Красота в глазах зрителя». И неважно, что возможно сама проблематика несколько избита, а важно, как ее показывает Денни Лаван, а он это делает необычно и блистательно.
Кроме того, лично мне хотелось бы выделить момент с аккордеоном, он весьма эффектен. После предыдущей его «жизни», плавно отражен переход эмоционального стояния героя по средствам музыки.
Также хочется отметить сцену в разрушенном здании с Кайли Миноуг, которая, кстати, отлично сыграла (как и все актеры в данном фильме) и весьма проникновенно спела (но спасибо нашим переводчикам, которые так и не научились переводить песни с субтитрами, а не с закадровым голосом, который, как правило, портит впечатление). Эта сцена полна метафор и именно в ней нам впервые явно приоткрывается завеса тайны жизни «подлинного» Оскара.
В завершении, хотелось бы сказать, что автор своим фильмом как бы говорит нам: «А что наша жизнь, если не постоянное движение?» Все сменяется и рано или поздно уходит в прошлое. Что же лично от каждого из нас остается с течением каждой секунды жизни? И, конечно, кто же мы без наших масок и насколько они от нас отделены?