Я так понимаю, чтобы не пугать почтенную публику словом «артхаус», прокатчики нынче пишут вместо него «драма, фэнтези». Надо принять во внимание. В любом случае, фильм очевидно с треском провалился в прокате (на одни лимузины и гонорары должно было уйти больше 2 едва собранных млн), так что смотреть есть на что, как и в почти любом проекте, несоизмеримым по сборам со своим бюджетом. Как известно из опыта, самое дерьмо находится обычно посередине, где-то на границе окупаемости.
Признаюсь честно — я в очередной раз ничего не понял (тут должна быть известная картинка). Однако в этот раз не понимать было куда как приятнее, чем на том же «Облачном атласе». Во-первых, отличная актерская работа (играет тут один Дени Лаван, остальные статисты, но достойные) и хороший уровень остального — музыка (едва ли не самое важное в хорошем артхаусе), съемки, монтаж — всё сделано очень прилично. Во-вторых, у автора есть ирония и юмор, что сильно скрашивает все эти киноцитаты, архетипы и прочую неизменную начинку «авторского кино».
Ну и главное — каким бы ни было содержание фильма (понятно, что кому-то будет мерещиться принципиальное отсутствие нарратива, а кому-то внятный посыл, проговариваемый с предельной ясностью, притом оба будут правы), он снят вполне логично, современно и динамично. Я мало видал артхауса, но как мне кажется, большинство его губит дичайшая затянутость и банальность там, где надо бы быстро проговорить какие-то вещи и идти дальше. Каракс насовал в не слишком длинную ленту кучу символов, к которым, о счастье, не обязательно подходить с постной рожей и заранее нацепленным ярлыком. Как «стишки» Бродского — с одной стороны нечего прикидываться, что ты не знаешь, что ты великий поэт; с другой стороны, «мои стихотворения» точно звучало бы хуже. Вот и Каракс позволяет посмотреть «просто кино», буде случится такое желание, а не дрочить в очередной раз на «трагедию, создавшую искусство» (ну да, фильм посвящен самоубившейся любовнице, ну и что?). В этом он молодец.
В чем не молодец? Ну, не знаю; наверное, где-то можно было не столь явно соваться в фарс, но кто я такой, чтобы советовать Караксу? К тому же, возможно, Лео нарочно придумал эти полминуты с членом, чтобы его не показывали школьникам в программе «современное кино — старшеклассникам» — тогда зачот. Ну и вот ещё что — ездил я в таком лимузине, хрен вы там будете так расхаживать внутри, даже при убранных сиденьях и такому коротышке, как Лаван.
8 из 10
Когда-нибудь можно и пересмотреть. Интересное кино. Ах, да, на всякий случай — в целом 18+, но если самостоятельно вырезать один кусок на полминуты любым видеоредактором (или если у вас продвинутые дети), то наверное лет с 13-14 можно и детям показать — мол, смотри, не весь он нудный, этот артхаус.
«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры.» Описывает ли эта цитата фильм? Описывает ли его хоть что-нибудь? Именно данные два вопроса возникли в моей голове после просмотра картины, потянув за собой целую вереницу рассуждений о многом. В принципе, что такое кино? Это форма искусство построенная на записи реального времени, содержащая в себе некий посыл. Какое кино можно назвать хорошим? Как и любое искусство - искреннее. Как отличить искреннее кино от неискреннего? Искреннее обязательно вызовет эмоцию. Что из себя представляет фильм «Корпорация ‘Святые моторы’»? А вот тут сложнее. Дело в том, что это моя первая лента Леоса Каракса. Я не знаком с его киноязыком и мне трудно оценить некоторые выборы, совершенные режиссером по ходу съемок. И если с какими-нибудь жанровыми фильмами все просто, ибо в них ты буквально выявляешь элементы жанра, то тут такой финт не прокатит. Авторское кино оно на то и авторское, чтобы у его создателя была возможность полностью выразить себя по своему усмотрению. А дальше у тебя остаётся весьма ограниченное количество объективных инструментов, чтобы хоть как-то измерить картину, так как, по сути, перед тобой самая настоящая душа (или имитация этой души), заключенная в киноленту. Но, все же один костыль остаётся и о нем я уже упомяну в начале. Это эмоции. И что-что, но эмоции «Корпорация» вызывает.
Режиссура в фильме представляет из себя крайне выдержанную школу высокого кино. Не такое большое количество экспериментальных планов, но много хорошо выполненной старой доброй классики. К слову, учитывая, что речь об арт-хаусе, то это удивительно. Но Тарковского, скорее всего, лента бы порадовала благодаря тонкому чувству пространства, так как сны, страхи и переживания подаются неразрывно с реальностью киномира. По сути, перед зрителем антология, связанная единством времени и основного действующего лица, которая при этом несет свой главный посыл через каждый эпизод. В связи с данным фактом стоит выделить художественную постановку, ибо количество различного грима, костюмов, масок и обличий удивит даже самого прожженного киномана. Так же, лично мне, понравилась работа со светом и музыкальное сопровождение в купе с общим аудио-дизайном. Эти два элемента создавали из и так атмосферной картины что-то по истине завораживающее.
Актерская игра держится на жилистых плечах Дени Лавана. И если дальше развивать эту аллегорию, то Дени определенно настоящий Атлант. Сама концепция фильма, заключающаяся во все время меняющем облики актере - это во истину поле для творческих экспериментов. Но Лаван превзошел все возможные ожидания, показав практически весь спектр эмоций. От раздосадованного отца до хладнокровного киллера, от безумного подземного лепрекона до трагичного старца при смерти. Актерская игра Дени Лавана - та вещь, которой можно восхищаться без каких-либо пререканий.
А где они как раз таки могут возникнуть, так это в сюжете. Просто просмотреть интервью автора и вынести заложенный смысл - удел слабых. Нужно обязательно разбить свой собственный лоб о стену, чтобы из него, вместе с мозговой жидкостью, вытекло твое собственное понимание истории. Но здесь мы снова упираемся в проблему авторского кино, которое невозможно оценить, ибо каждый может понять его, или не понять, по своему. Лично я углядел идею того, что у всех есть право на мечту, на свой собственный спектакль. Эта концепция может быть максимально далека от идеи автора, но в том то и прелесть искусства, чтобы оно зажигало в каждом сознании новые огни. Любой имеет право на свой уникальный опыт. Но как понять, что перед нами не пустышка, а мои домыслы не шизотипический бред, вызванный восполнением от просмотра отборной ерунды? Возвращаемся к костылю. Эмоции. Мне кажется, что практически никто из увидевших данную ленту не остался равнодушным. Ее или заклеймили арт-хаус безуем, или тончайшем зеркалом души. Разве это не показатель?
Можно много спорить о «Корпорации ‘Святые моторы’», но я бы скорее предложил другое. Что насчет того, чтобы просто порадоваться богатству замечательного рая художника, которым является наш любимый кинематограф. Здесь могут уживаться вместе и «Счастливчик Гилмор», и «Город Астероидов», и «Чунгкингский экспресс». И это круто.
Фильм «Корпорация «Святые моторы» - это абсолютно новый опыт в просмотре кинематографа. Фильм французского режиссера Леоса Каракса обладает необъяснимой пронзительностью, несмотря на полное отсутствие понимания данной картины, после которой остаются одни только вопросы, а на ответы ответить никто не соизволил.
Каким оказался данный фильм? Он и интересный, он и странный, я бы его даже назвал трогательным в некоторых эпизодах, а в других – жизненным и веселым. В любом случае гамма эмоций, заложенная как в картину, так и вокруг нее – и это ощущается. Людям, которые выросли на картинах «массового производства» данный представитель арт-хауса к просмотру противопоказан.
Главный герой, не понятно кто он, или что он, вроде бессмертный, но кушает и пьет, он – не обладает жизнью, но хочет чувствовать. Лента «Святые моторы» - она и об одиночестве человека, и о том, каково бывает, когда ты хочешь жить не своей, а чьей-то другой жизнью. А возможно, режиссер Леос Каракс снял фильм ни о чем, а просто, дал волю своим фантазиям и сидит и ухмыляется.
Каковой бы не была реакция зрителя, данная картина была как украшением Каннского кинофестиваля в этом году, так и станет жемчужиной гурманов мирового кино в целом. За свою необычность, за неожиданность, за восторг и разочарование, за то, что Леос Каракс сумел удивить – я бы оценил данную его картину максимально.
- Селин! Постойте, Селин! Какая встреча у нас первая? Я в роли нищенки? Где мой парик?
Так начинается день актёра из «Корпорации «Святые моторы». Так начинается день любого из нас. Маска, парик, грим – всё, что угодно, чтобы скрыть истинного себя. Это твой хлеб. Так ты зарабатываешь на жизнь. Участвуешь в спектаклях, необходимых другим для поддержания самооценки – возможно, таких же актёров. Труд тяжёлый, но выбора у тебя нет. Ты должен кормить своих милашек-шимпанзе – жену и детей. Они ждут тебя, чтобы позаботиться о своём больном, простуженном папочке. Ты можешь сколько угодно опрыскивать себе лицо – новей и чище ты не станешь: «Твоё наказание… - это ты сама, жить вечно с самой собой».
Некоторых на это не хватает - «Пришла пора разрушений, и мы разбрелись, кто куда. Любовь превращается в монстра, раз – и разрывает всё в клочья. И все начинают погибать». Удачно сделанная кульминация с песенкой Кайли Миноуг, красивая картинка на протяжении всего фильма не делают его лёгким и приятным для просмотра – скорее, заставляют задуматься о том, с кем же мы настоящие, с кем мы должны быть настоящими? С другими или с самими собой? Невозможно грустный фильм о том, что все мы - святые моторы. Чистые, светлые в душе и жестокие, техничные в реальной жизни. 'Ковыряние беспощадно».
Пожалуй, это самый странный фильм, который я увидел в этом году. Странно и то, что он, будучи в конкурсной программе Канн-2012, остался без единой награды. А уж отзывы какие разные! Одни усмотрели в фильме «неведомое существо», которое перемещается из жизни в жизнь. Другие – компьютер в качестве телепорта. Не верьте! Нет тут ничего подобного. Зато есть шок от удара творчеством высокого напряжения.
Некий месье Оскар разъезжает по Парижу в шикарном лимузине и с разнообразными актерскими атрибутами. Выйдя из машины, он играет определенную роль: нищей старухи, бизнесмена, убийцы, безумного обитателя подземного города, отца девочки-подростка, умирающего богача… Он называет это встречами, а своё занятие – работой. И каждая роль превращается в кусочек чьей-то жизни здесь и сейчас.
Но о чем это? На протяжении всего фильма у меня в ушах звучала песня «Поезд жизни» старой московской группы «Наутилус». Там есть такие слова:
«Как-то очень давно кто-то мудрый сказал,
Мир нарочно устроен таким.
Он не так уж и плох, но похож на вокзал,
Где мы вечно то ждем, то спешим.
А когда вдруг заметим, что поезд уже ушел,
И потерянных дней не вернуть,
Мы без лишних хлопот занимаем вагон чужой,
И в чужой отправляемся путь».
Мы постоянно кого-то играем. Примеряем разные роли, разные маски. Мечемся из стороны в сторону, пробуем эту жизнь на вкус, используем сослагательные наклонения. Решаем очень важные проблемы, о которых уже завтра может не помнить. Играем роли детей, отцов, учеников, учителей, зрителей, творцов… Но где мы сами? И кто мы? И что нам действительно нужно? Герой фильма, который перескакивает из образа в образ, из жизни в жизнь, давно запутался и потерялся в этом непрерывном вихре жизни. И когда он на двадцать минут встречает свое прошлое, он его пугается.
«Я немало успел, но пугает меня одно
Вдруг и я, обленившись в пути,
Мимо жизни проеду, смотря на нее в окно,
И уже не успею сойти».
Я понял фильм так. Но можно разгадывать его как ребус. Пробуждение главного героя можно интерпретировать как возвращение самого Каракса в кино после долгого перерыва. Кстати, в фильме он собственной персоной в кинозал и заходит. Частые ссылки на другие фильмы – чем не приглашение поразмышлять об актерской профессии? И сделать вывод, что вся наша жизнь – игра.
Фильм можно воспринимать и как дань уважения кино. Мы словно путешествуем по жанрам: семейная драма, научная фантастика, фэнтези, мелодрама, мюзикл, гангстерский триллер. 74-летняя Эдит Скоб, играющая водителя по имени Селин, надевает маску, которая является прямой отсылкой к ужастику 1959 года «Глаза без лица», в котором Эдит исполнила одну из ролей.
Фильм остался без наград. Но это не удивительно. Ведь Каракс снял редкое для современности неполиткорректное кино. Чего только стоит эпизод с трансформацией гардероба Евы Мендес!
Такая, вот, история. Такой, вот, фильм, над которым надо подумать, о котором хочется поговорить.
Зачем мы живем в этом театре иллюзий, созданных самими нами и для себя же, потомков обезьян?
Фильм «Святые моторы» Леоса Каракса несомненно заслуживает пристального внимания. Он красив по форме, незауряден по содержанию и жесток по подаче.
Мое мнение, режиссер построил фильм на сюжетах своих снов, омраченных духовным кризисом и депрессией от потери жены.
Сны – это работа нашего бессознательного, а может коллективного бессознательного?
К. Юнг «Интерпретация глубинных снов, типа того, который мы рассматривали выше, никогда не будет достаточной, если мы останемся в сфере индивидуального. Этот сон содержит архетипический образ, являющийся неизменным свидетельством того, что психологическая ситуация сновидца простирается за пределы чисто индивидуального слоя бессознательного. Его проблема больше уже не является всецело личным делом, отныне она суть нечто, касающееся проблем человечества в целом.»
Первые кадры мы видим людей в кинотеатре, замете спящих.
Герой (сам режиссер) просыпается в своей спальне у опустевшей постели жены и начинается его сон.
Он подходит к стене и вместо пальца появляется ключ, он входит в зал кинотеатра (здание очень похоже на то в котором разворачивается сцена с Кайли Миноуг).
Мы видим бегущего голого ребенка между рядов спящих. Может быть сына?
Режиссер в лице своего альтер-эго Оскара, блистательного актера Дени Лавин, отправляется в путешествие по своим снам.
Интересно. Леос Каракс является анаграммой, составленной из слов Алекс и Оскар, и соединяет настоящее имя режиссёра и «символ фабрики грёз» (с)Википедия.
Каждый эпизод загадка. Например, в истории с Евой Мендес мне видится религиозная подоплека. Конечная гротескная сцена с голым уродливым бородачем и красавицей в парандже выглядит как картина иллюстрация с библейским сюжетом.
Аллюзия, что уродство и мракобесие не может понять красоту, и обязательно должно заточить ее в какие-то рамки, в паранджу.
Сложный фильм полный рефлексии о смысле жизни. Зачем мы живем в этом театре иллюзий, созданных самими нами и для себя же, потомков обезьян?
Героиня Кайли Миноуг перед смертью поет песню «Who We Were?» Кто мы такие?
Немолодой мужчина целый день разъезжает по живописному Парижу на так называемые «встречи», в ходе которых он перевоплощается в различных персонажей и разыгрывает истории, которые могли произойти только в кино. Его водитель, Селин, воскрешает бедолагу, если тот пострадал в поножовщине или в перестрелке. Его машина боится быть сданной в утиль. Его возлюбленная ведет точно такой же образ жизни, кажется, абсолютно обезличенный, быть может, даже посмертный. Корпорация «Святые моторы» существует постольку поскольку, и нет очевидного ответа, в чем состоит ее миссия.
Похоже, что сам фильм выстроен на интуиции и образах, преследующих автора. Тут находится место и для профессиональных фантазий о сексе в стиле «caption motion», и для традиционных французских драм о семейных отношениях, и для цитат, пронизывающих фильм насквозь. Иногда Каракс цитирует сам себя (в новелле о мистере Дерьмо и супермодели), иногда он обращается к классике кинематографа (последняя жена героя удивительно напоминает персонаж из фильма Нагисы Осимы «Макс, моя любовь»). Казалось бы, все могло окончиться на форме, которую превосходно держит Дени Лаван, каждые пять минут меняясь до неузнаваемости, но в рутину этой необычной жизни то и дело проникает тоска по жизни настоящей, и фильм в эти моменты обретает целостность.
Жить, чтобы жить или проживать по одиннадцать чужих жизней в день, отчаявшись отыскать свою? Месье Оскар словно неприкаянная душа оправдывает свои страдания красотой жеста. Он существует, когда играет, он умирает дважды, когда садится обратно в лимузин. Есть соблазн назвать «Святые моторы» одой актерскому искусству, ведь в глазах Лавана так отчетливо читается желание стабильности, стабильной идентичности. Он явно устал быть кем-то другим, он смотрит на небо с затаенной мыслью разорвать контракт со «Святыми моторами». Но в то же время Оскару нравится его работа, пускай и зрителей у него нет и одноименная статуэтка не светит. Он точно на следующее утро снова присоединится к Селин для очередного путешествия по безумному Парижу.
Есть такие безусловные фильмы с миллионом условностей. Предельно синефильские и андеграундные. Кажется, с ними режиссер никогда не прогадает, если, конечно, у него есть талант и вкус, чтобы сюрреалистический философский сюжет не обернуть в пошлую оболочку из гадкого изображения и неуместных реплик. Последний фильм Леоса Каракса метит в статус культовых, предлагая зрителям вечную загадку, бесконечное поле для интерпретаций. Зрители должны с упоением трактовать каждую из одиннадцати сцен, в попытке обнаружить между ними связующую нить. Сегодня они смотрят «Святые моторы», потому что это артхаусная новинка, через год, возможно, они обратятся к фильму Каракса, потому что он станет легендой, или же забудут о нем навсегда.
Фильм прекрасный. Я чувствую послевкусие глубокого удовольствия после просмотра. Здесь огромное количество неоднозначных моментов, которые можно додумывать, по своему интерпретировать и десятки раз пересматривать.
Больше всего меня наверное восхитила новелла с мисье Дерьмо. Забавно, что он является главным персонажем другой картины Каракса 'Токио!'.
Мне очень нравится идея нечеловеческого существа, кого-то типа трикстера, вылезшего из канализации или откуда-то с кладбища, и начавшего терроризировать город. Он вроде бы и похож на человека по внешнему виду, но совершает максимально странные, нечеловеческие и противные действия. Есть в этом что-то чарующее и уникальное. Да и внешность его настолько ужасна, что становится прекрасной.
Ну и в целом эта новелла с мисье Дерьмо построена на максимальном ломание ожиданий зрителя - сначала этот Трикстер ворует супермодель, приводит в своё логово и вроде бы должен начать её раздевать, но он наоборот полностью покрывает её тело одеждой, потом он сам раздевается и кажется, что должен начать её насиловать, но он ложиться ей на колени и она начинает петь ему колыбельную.
Шикарно
Сцена в церкви с гармошкой, по сути антаракт в середине фильма - это просто экстаз.
На контрасте с остальными пережитыми образами героя это и правда ощущается как антракт. А как же красиво это выглядит и звучит... Я раз 10 уже эту сцену пересмотрел и до сих пор получаю от неё эстетическое удовольствие
Концовка тоже одна из лучших точек в кино, которые я встречал. Мы ждем каких-то ответов, но получаем диалог лимузинов, заканчивающийся знаковым 'Аминь'. Похоже на окончание молитвы. И правда, больше как будто и не нужно.
После просмотра фильма ощущение какой-то радости, удовольствия и даже немного счастья. Ты как будто получил не какую-то конкретную историю, а некий набор образов, картин, иллюстраций, в каждой из которых можно искать что-то для себя.
Если говорить про заложенные в фильм глобальные смыслы, связанные с масками, которые мы каждый день носим, то в целом это конечно интересно, но лично я получил больше удовольствия от эстетики фильма, его структуры и более локальных смыслов.
Еще раз повторюсь - фильм прекрасный. Нужно будет обязательно пересмотреть, уверен, что придет что-то новое.
Не уверен, что на шедевр нужно писать какую-либо рецензию. Настоящая Картина надолго переживет и гонителей, и ныне существующих восторженных поклонников. Те, кто могут оценить эту работу – и сами это сделают; те же, кто это произведение не поймут – не поймут его и после прослушивания любых самых красноречивых панегириков. Во всяком случае, этот фильм резко делит зрительскую аудиторию (в своей общей массе) на неистовых хулителей, столь же ярых поклонников, а также тех, кто не понял, но что-то почувствовал. Кстати, меня отрицательные рецензии на этот фильм только забавляют, ведь его нельзя испортить подобной критикой. И желания отыграться в рецензии на какой-нибудь образец ширпотреба не вызывают. Смотрите с миром…
Фильм я видел в кинотеатре почти сразу после выхода его на экраны – не терпелось узнать, что же приготовил любимый Каракс, уже отличившийся в этом столетии шедевральной короткометражкой Merde (сборник «Токио», 2008). И увиденное превзошло мои ожидания. Ведь был у Каракса достаточно слабенький (на мой вкус и на незаурядный в целом потенциал этого режиссера) «Пола Х». А «Любовники с нового моста» весьма заметно уступали «Дурной крови». Но тут режиссер превзошёл себя. Это бесспорно вершина его творчества и одна из лучших кинокартин нынешнего столетия. Кстати, посвящена памяти его супруги, Екатерины Голубевой, к сожалению покинувшей нас три года назад. Харизматичная была актриса.
Несколько слов о личном восприятии. Кино о кино: не собственно о процессе, а о части мира, а также видение человеческой составляющей мира, как части случайного распределения ролей. Кино, выходящее за рамки собственно кино и перетекающее в жизнь. И возвращающееся обратно в кино – внешним обликом существования людей. Кино также о том, что Мастеру важен не столько сюжет произведения, сколько его реализация в рамках абсолютного искусства; что одинаково гениально может быть показана банальная человеческая трагедия, заурядный детективный момент, или фантасмагория, а в качестве актера может выступить даже автомобиль. О том, что современный режиссер приходит к пониманию того, что все основные сюжеты уже много раз обыграны и для того, чтобы дать зрителю что-то новое нужно быть не ремесленником, а художником. Недаром в фильме присутствуют реминисценции на известные многим киноработы различных режиссеров и созданных в различных жанрах, без лишнего акцентирования вплетённых в канву повествования.
И конечно порадовал здоровый гротеск, так удачно сочетающийся у Каракса с общим драматизмом полотна и находящий свою кульминацию в обыгрывании персонажа из своего предыдущего фильма: прием не то чтобы новый в кинематографе, но в данном конкретном случае разыгранный блестяще. Что и говорить: сочетание Режиссер-Актер в случае Каракс-Лаван – это нечастая удача в кино.
Я не вижу в этой работе сюрреализма или абстракции – всё показательно определено и логически законченно. Казалось бы нарочитая несвязность образов, разыгранных Лаваном, на самом деле составляет основу единой режиссерской концепции, смею полагать тщательно продуманной. Именно таким образом режиссер вытягивает зрителя из привычного русла восприятия экранной картинки, как единичного объекта повествования; и делает это для того, чтобы раскрыть суть создания абсолютного кино, которое неотделимо от настоящей жизни, состоящей из великого множества картинок. Неотделимо настолько, что входящий в зрительский зал Режиссер становится зрителем, никогда прежде не видевшим ни одного фильма.
Это очень странный фильм… очень труден для восприятия.. Но это делает его еще более интересным и привлекательным… Я очень долго готовила себя внутренне для его просмотра, молясь про себя ни в коем случае во время просмотра не заснуть или вообще выключить… Готова была ко всему)… Решившись все-таки, после пяти минут просмотра оторваться уже было невозможно, и для меня эти два часа буквально пролетели- вот уже финальные титры…
Великолепный Дени Лаван еще раз показал всю многогранность своего таланта- здесь было предостаточно возможностей для этого. Как завороженная, я следила за всеми метаморфозами, которые случались с ним в течение фильма. Будем честными, здесь он блистал…) Безумно понравилась Кайли Миноуг, сцена с ее участием для меня в моей памяти останется самой впечатляющей. Не могу отметить лишь Еву Мендес, хотя возможно, я чрезмерно субъективно отношусь к ее актерским работам, и возможно, в данной картине, ей было нужно показать себя в том образе, в котором мы ее лицезрели…
Прекрасная музыка была приятным бонусом ко всем достоинствам данной картины...
Однозначно, данный фильм будет каждым из нас восприниматься по-разному: кем-то он будет принят, кем-то отвергнут, и это- хорошо, ведь каждый из нас уникален, у каждого из нас различное восприятие, и это еще раз доказывает, что создатели на правильном пути..
Для меня же он стал очень откровенным и глубоким философским повествованием, в котором каждый день я нахожу для себя другие, трудно объяснимые аспекты….