К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Я так понимаю, чтобы не пугать почтенную публику словом «артхаус», прокатчики нынче пишут вместо него «драма, фэнтези». Надо принять во внимание. В любом случае, фильм очевидно с треском провалился в прокате (на одни лимузины и гонорары должно было уйти больше 2 едва собранных млн), так что смотреть есть на что, как и в почти любом проекте, несоизмеримым по сборам со своим бюджетом. Как известно из опыта, самое дерьмо находится обычно посередине, где-то на границе окупаемости.

Признаюсь честно — я в очередной раз ничего не понял (тут должна быть известная картинка). Однако в этот раз не понимать было куда как приятнее, чем на том же «Облачном атласе». Во-первых, отличная актерская работа (играет тут один Дени Лаван, остальные статисты, но достойные) и хороший уровень остального — музыка (едва ли не самое важное в хорошем артхаусе), съемки, монтаж — всё сделано очень прилично. Во-вторых, у автора есть ирония и юмор, что сильно скрашивает все эти киноцитаты, архетипы и прочую неизменную начинку «авторского кино».

Ну и главное — каким бы ни было содержание фильма (понятно, что кому-то будет мерещиться принципиальное отсутствие нарратива, а кому-то внятный посыл, проговариваемый с предельной ясностью, притом оба будут правы), он снят вполне логично, современно и динамично. Я мало видал артхауса, но как мне кажется, большинство его губит дичайшая затянутость и банальность там, где надо бы быстро проговорить какие-то вещи и идти дальше. Каракс насовал в не слишком длинную ленту кучу символов, к которым, о счастье, не обязательно подходить с постной рожей и заранее нацепленным ярлыком. Как «стишки» Бродского — с одной стороны нечего прикидываться, что ты не знаешь, что ты великий поэт; с другой стороны, «мои стихотворения» точно звучало бы хуже. Вот и Каракс позволяет посмотреть «просто кино», буде случится такое желание, а не дрочить в очередной раз на «трагедию, создавшую искусство» (ну да, фильм посвящен самоубившейся любовнице, ну и что?). В этом он молодец.

В чем не молодец? Ну, не знаю; наверное, где-то можно было не столь явно соваться в фарс, но кто я такой, чтобы советовать Караксу? К тому же, возможно, Лео нарочно придумал эти полминуты с членом, чтобы его не показывали школьникам в программе «современное кино — старшеклассникам» — тогда зачот. Ну и вот ещё что — ездил я в таком лимузине, хрен вы там будете так расхаживать внутри, даже при убранных сиденьях и такому коротышке, как Лаван.

8 из 10

Когда-нибудь можно и пересмотреть. Интересное кино. Ах, да, на всякий случай — в целом 18+, но если самостоятельно вырезать один кусок на полминуты любым видеоредактором (или если у вас продвинутые дети), то наверное лет с 13-14 можно и детям показать — мол, смотри, не весь он нудный, этот артхаус.

28 февраля 2015 | 06:28
  • тип рецензии:

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры.» Описывает ли эта цитата фильм? Описывает ли его хоть что-нибудь? Именно данные два вопроса возникли в моей голове после просмотра картины, потянув за собой целую вереницу рассуждений о многом. В принципе, что такое кино? Это форма искусство построенная на записи реального времени, содержащая в себе некий посыл. Какое кино можно назвать хорошим? Как и любое искусство - искреннее. Как отличить искреннее кино от неискреннего? Искреннее обязательно вызовет эмоцию. Что из себя представляет фильм «Корпорация ‘Святые моторы’»? А вот тут сложнее. Дело в том, что это моя первая лента Леоса Каракса. Я не знаком с его киноязыком и мне трудно оценить некоторые выборы, совершенные режиссером по ходу съемок. И если с какими-нибудь жанровыми фильмами все просто, ибо в них ты буквально выявляешь элементы жанра, то тут такой финт не прокатит. Авторское кино оно на то и авторское, чтобы у его создателя была возможность полностью выразить себя по своему усмотрению. А дальше у тебя остаётся весьма ограниченное количество объективных инструментов, чтобы хоть как-то измерить картину, так как, по сути, перед тобой самая настоящая душа (или имитация этой души), заключенная в киноленту. Но, все же один костыль остаётся и о нем я уже упомяну в начале. Это эмоции. И что-что, но эмоции «Корпорация» вызывает.

Режиссура в фильме представляет из себя крайне выдержанную школу высокого кино. Не такое большое количество экспериментальных планов, но много хорошо выполненной старой доброй классики. К слову, учитывая, что речь об арт-хаусе, то это удивительно. Но Тарковского, скорее всего, лента бы порадовала благодаря тонкому чувству пространства, так как сны, страхи и переживания подаются неразрывно с реальностью киномира. По сути, перед зрителем антология, связанная единством времени и основного действующего лица, которая при этом несет свой главный посыл через каждый эпизод. В связи с данным фактом стоит выделить художественную постановку, ибо количество различного грима, костюмов, масок и обличий удивит даже самого прожженного киномана. Так же, лично мне, понравилась работа со светом и музыкальное сопровождение в купе с общим аудио-дизайном. Эти два элемента создавали из и так атмосферной картины что-то по истине завораживающее.

Актерская игра держится на жилистых плечах Дени Лавана. И если дальше развивать эту аллегорию, то Дени определенно настоящий Атлант. Сама концепция фильма, заключающаяся во все время меняющем облики актере - это во истину поле для творческих экспериментов. Но Лаван превзошел все возможные ожидания, показав практически весь спектр эмоций. От раздосадованного отца до хладнокровного киллера, от безумного подземного лепрекона до трагичного старца при смерти. Актерская игра Дени Лавана - та вещь, которой можно восхищаться без каких-либо пререканий.

А где они как раз таки могут возникнуть, так это в сюжете. Просто просмотреть интервью автора и вынести заложенный смысл - удел слабых. Нужно обязательно разбить свой собственный лоб о стену, чтобы из него, вместе с мозговой жидкостью, вытекло твое собственное понимание истории. Но здесь мы снова упираемся в проблему авторского кино, которое невозможно оценить, ибо каждый может понять его, или не понять, по своему. Лично я углядел идею того, что у всех есть право на мечту, на свой собственный спектакль. Эта концепция может быть максимально далека от идеи автора, но в том то и прелесть искусства, чтобы оно зажигало в каждом сознании новые огни. Любой имеет право на свой уникальный опыт. Но как понять, что перед нами не пустышка, а мои домыслы не шизотипический бред, вызванный восполнением от просмотра отборной ерунды? Возвращаемся к костылю. Эмоции. Мне кажется, что практически никто из увидевших данную ленту не остался равнодушным. Ее или заклеймили арт-хаус безуем, или тончайшем зеркалом души. Разве это не показатель?

Можно много спорить о «Корпорации ‘Святые моторы’», но я бы скорее предложил другое. Что насчет того, чтобы просто порадоваться богатству замечательного рая художника, которым является наш любимый кинематограф. Здесь могут уживаться вместе и «Счастливчик Гилмор», и «Город Астероидов», и «Чунгкингский экспресс». И это круто.

31 августа 2023 | 22:40
  • тип рецензии:

Фильм «Корпорация «Святые моторы» - это абсолютно новый опыт в просмотре кинематографа. Фильм французского режиссера Леоса Каракса обладает необъяснимой пронзительностью, несмотря на полное отсутствие понимания данной картины, после которой остаются одни только вопросы, а на ответы ответить никто не соизволил.

Каким оказался данный фильм? Он и интересный, он и странный, я бы его даже назвал трогательным в некоторых эпизодах, а в других – жизненным и веселым. В любом случае гамма эмоций, заложенная как в картину, так и вокруг нее – и это ощущается. Людям, которые выросли на картинах «массового производства» данный представитель арт-хауса к просмотру противопоказан.

Главный герой, не понятно кто он, или что он, вроде бессмертный, но кушает и пьет, он – не обладает жизнью, но хочет чувствовать. Лента «Святые моторы» - она и об одиночестве человека, и о том, каково бывает, когда ты хочешь жить не своей, а чьей-то другой жизнью. А возможно, режиссер Леос Каракс снял фильм ни о чем, а просто, дал волю своим фантазиям и сидит и ухмыляется.

Каковой бы не была реакция зрителя, данная картина была как украшением Каннского кинофестиваля в этом году, так и станет жемчужиной гурманов мирового кино в целом. За свою необычность, за неожиданность, за восторг и разочарование, за то, что Леос Каракс сумел удивить – я бы оценил данную его картину максимально.

10 из 10

23 ноября 2012 | 10:40
  • тип рецензии:

Произведение большого мастера всегда имеет множество смыслов. В фильме «Корпорация «Святые моторы» им нет числа. Чуть ли не каждую реплику, движение, сцену, музыкальное сопровождение можно анализировать, интерпретировать, искать их философские истоки, проводить параллели с человеческим существованием в целом и биографией создателя фильма в частности. При этом у каждого зрителя возникнут собственные трактовки, и всякий по-своему будет прав. Почему бы и нет?

Но каким бы сложным и насыщенным не было произведение, мастер создает его для того, чтобы донести до своего зрителя (слушателя, читателя) одну-единственную, но самую важную для него мысль. Ее он бесконечно долго вынашивал и мучился в поисках формы воплощения. В одних произведениях мысль-загадка близка к поверхности, в других скрывается в труднодоступных глубинах. Признаюсь, вопрос «Зачем все это?» начал мучить меня с начала и не оставлял до конца фильма. По мере развития сюжета (если в данном случае подобное понятие уместно) возникали разные варианты трактовки.

Картину «Корпорация «Святые моторы» можно смотреть как фильм об артисте мсье Оливье, человеке, беспрерывно меняющем личину. Насыщенный рабочий день заканчивается, он получает заработанное и идет домой. Его близкие – две обезьяны. Вместе они поднимаются на второй этаж и смотрят в окно. Да, вне работы артист становится зрителем. Или наблюдателем?..

Картину можно смотреть как череду историй о любителях острых ощущений, желающих оказаться в необычных, но заманчивых для них ситуациях. Возможно, Корпорация занимается психологическим экстримом, обслуживая контингент пресыщенных жизнью и выполняя их нестандартные заказы (вспомним фильм «Игра» с Майклом Дугласом!), а ее руководство следит за качеством предоставляемого артистом сервиса.

Возможны и иные варианты. Например, более обобщенный – о том, что менять личину не есть удел одних артистов, маски носят или надевают в определенных обстоятельствах все. Чем ближе к финалу фильма, тем мысль о лжи, притворстве, лицемерии, всеобщем лицедействе звучит все отчетливее и настойчивее. И если бы он закончился на эпизоде, в котором менеджер мсье Оливье Селина, возвратившись на территорию Корпорации, надевает маску манекена, можно было бы считать, что фильм поставлен ради того, чтобы это продемонстрировать.

Но Селина удаляется, свет гаснет, и между отдыхающими от дневных трудов лимузинами завязывается разговор. Их волнует, что с ними будет, когда они устареют, ведь все гонятся за скоростью. Так, значит, «моторы тоже плачут», святые не уверены в своем будущем, следовательно, править миром они не могут! Похоже, большие надежды возлагать на Корпорацию не стоит, а ведь создалось впечатление, что она - сила, незримо управляющая событиями.

Наступает финал. Сплелись ли, наконец, воедино все линии фильма, разбегавшиеся в разных направлениях? Кажется, нет. Он не о герое, хотя таковым можно считать актера мсье Оливье. Он не о ситуации или обстоятельствах, хотя режиссер смоделировал их более чем достаточно. Ни один из проигранных эпизодов (или встреч на языке фильма) завершения не получил. Все они обрывались, оставив зрителя в недоумении: зачем были нужны усилия актера, достигли они своей цели или нет? Исполнителем чьей воли он был? Или все случается потому, что случается? А что, если режиссеру и сценаристу Леосу Караксу хотелось представить мир как превратившееся в бессмыслицу нагромождение бесчисленных смыслов? По автору, в мире, которым не управляет некая единая воля или замысел, людям только и остается, что играть и играть устоявшиеся и стереотипные роли – богача, нищенки, безумца, модели, убийцы, авторитарного отца и так далее. Роли играются, но сценарист анонимен, цели - за пределом понимания, результаты – не ясны. Возможно, именно о том и хотел поведать режиссер своему зрителю, любителю изощренной эстетической формы. Возможно, и хотел…

На этом можно было бы остановиться, если бы не будоражила очередная версия. Она ничуть не хуже предыдущих. Как и любую из них ее легко опровергнуть, потому, что ни одну из линий фильма режиссер намеренно не довел до логического завершения. Напротив, для каждой нашел противопоставление, контраргумент. Не будем забывать, что это его личная картина мира. Конструкция, талантливо исполненная, но абсолютно субъективная.

Режиссер провоцирует свободный полет зрительской мысли, но очень жестко (и я бы сказала, жестоко) задает его эмоциональный контекст. Это безотрадность и безысходность, ибо только смерть есть радикальный способ решения сложных проблем. Надежда не промелькнула в фильме даже тенью. В нем нет ни единой светлой, радостной сцены. Веет от него холодом опустошенности и отчаяния. Если авторский замысел режиссера все-таки можно свести к лаконичной формуле, я бы сказала, что фильм создан им не столько для того, чтобы показать жизнь, сколько для того, чтобы показать свое отношение к ней, создать образную проекцию состояния своего духа: мне плохо, и потому плох мир вокруг.

Но - со свободными ассоциациями не поспоришь! – вдруг возникает следующая версия. Ее навеял фильм режиссера Чарли Кауфмана «Нью-Йорк, Нью-Йорк». По стилистике они близки, только Кауфман сказал свое слово в 2008 году. Его герой, драматург и сценарист, всю жизнь мучается от того, что с великим трудом находит идеальную форму для выражения своих замыслов. Но вот однажды он, наконец, обретает уверенность, что пришел к ней. В то же мгновение он умирает. Когда художник перестает искать, он перестает быть... Мне почему-то хочется, чтобы фильм «Корпорация «Святые моторы» был воспринят не как вершина мастерства, а как неудачная попытка талантливого художника выразить себя, этап поиска взыскательного мастера.

Если кому-то захочется взять проводником в мир отчаяния режиссера Леоса Каракса, разделить с ним его мироощущение и насладиться им, фильм «Корпорация «Святые моторы» создан для него.

07 ноября 2012 | 23:57
  • тип рецензии:

- Селин! Постойте, Селин! Какая встреча у нас первая? Я в роли нищенки? Где мой парик?

Так начинается день актёра из «Корпорации «Святые моторы». Так начинается день любого из нас. Маска, парик, грим – всё, что угодно, чтобы скрыть истинного себя. Это твой хлеб. Так ты зарабатываешь на жизнь. Участвуешь в спектаклях, необходимых другим для поддержания самооценки – возможно, таких же актёров. Труд тяжёлый, но выбора у тебя нет. Ты должен кормить своих милашек-шимпанзе – жену и детей. Они ждут тебя, чтобы позаботиться о своём больном, простуженном папочке. Ты можешь сколько угодно опрыскивать себе лицо – новей и чище ты не станешь: «Твоё наказание… - это ты сама, жить вечно с самой собой».

Некоторых на это не хватает - «Пришла пора разрушений, и мы разбрелись, кто куда. Любовь превращается в монстра, раз – и разрывает всё в клочья. И все начинают погибать». Удачно сделанная кульминация с песенкой Кайли Миноуг, красивая картинка на протяжении всего фильма не делают его лёгким и приятным для просмотра – скорее, заставляют задуматься о том, с кем же мы настоящие, с кем мы должны быть настоящими? С другими или с самими собой? Невозможно грустный фильм о том, что все мы - святые моторы. Чистые, светлые в душе и жестокие, техничные в реальной жизни. 'Ковыряние беспощадно».

8 из 10

07 февраля 2017 | 18:17
  • тип рецензии:

Пожалуй, это самый странный фильм, который я увидел в этом году. Странно и то, что он, будучи в конкурсной программе Канн-2012, остался без единой награды. А уж отзывы какие разные! Одни усмотрели в фильме «неведомое существо», которое перемещается из жизни в жизнь. Другие – компьютер в качестве телепорта. Не верьте! Нет тут ничего подобного. Зато есть шок от удара творчеством высокого напряжения.

Некий месье Оскар разъезжает по Парижу в шикарном лимузине и с разнообразными актерскими атрибутами. Выйдя из машины, он играет определенную роль: нищей старухи, бизнесмена, убийцы, безумного обитателя подземного города, отца девочки-подростка, умирающего богача… Он называет это встречами, а своё занятие – работой. И каждая роль превращается в кусочек чьей-то жизни здесь и сейчас.

Но о чем это? На протяжении всего фильма у меня в ушах звучала песня «Поезд жизни» старой московской группы «Наутилус». Там есть такие слова:

«Как-то очень давно кто-то мудрый сказал,
Мир нарочно устроен таким.
Он не так уж и плох, но похож на вокзал,
Где мы вечно то ждем, то спешим.
А когда вдруг заметим, что поезд уже ушел,
И потерянных дней не вернуть,
Мы без лишних хлопот занимаем вагон чужой,
И в чужой отправляемся путь».

Мы постоянно кого-то играем. Примеряем разные роли, разные маски. Мечемся из стороны в сторону, пробуем эту жизнь на вкус, используем сослагательные наклонения. Решаем очень важные проблемы, о которых уже завтра может не помнить. Играем роли детей, отцов, учеников, учителей, зрителей, творцов… Но где мы сами? И кто мы? И что нам действительно нужно? Герой фильма, который перескакивает из образа в образ, из жизни в жизнь, давно запутался и потерялся в этом непрерывном вихре жизни. И когда он на двадцать минут встречает свое прошлое, он его пугается.

«Я немало успел, но пугает меня одно
Вдруг и я, обленившись в пути,
Мимо жизни проеду, смотря на нее в окно,
И уже не успею сойти».

Я понял фильм так. Но можно разгадывать его как ребус. Пробуждение главного героя можно интерпретировать как возвращение самого Каракса в кино после долгого перерыва. Кстати, в фильме он собственной персоной в кинозал и заходит. Частые ссылки на другие фильмы – чем не приглашение поразмышлять об актерской профессии? И сделать вывод, что вся наша жизнь – игра.

Фильм можно воспринимать и как дань уважения кино. Мы словно путешествуем по жанрам: семейная драма, научная фантастика, фэнтези, мелодрама, мюзикл, гангстерский триллер. 74-летняя Эдит Скоб, играющая водителя по имени Селин, надевает маску, которая является прямой отсылкой к ужастику 1959 года «Глаза без лица», в котором Эдит исполнила одну из ролей.

Фильм остался без наград. Но это не удивительно. Ведь Каракс снял редкое для современности неполиткорректное кино. Чего только стоит эпизод с трансформацией гардероба Евы Мендес!

Такая, вот, история. Такой, вот, фильм, над которым надо подумать, о котором хочется поговорить.

10 из 10

02 декабря 2012 | 00:27
  • тип рецензии:

Фильм «Святые моторы» Леоса Каракса несомненно заслуживает пристального внимания. Он красив по форме, незауряден по содержанию и жесток по подаче.

Мое мнение, режиссер построил фильм на сюжетах своих снов, омраченных духовным кризисом и депрессией от потери жены.

Сны – это работа нашего бессознательного, а может коллективного бессознательного?

К. Юнг «Интерпретация глубинных снов, типа того, который мы рассматривали выше, никогда не будет достаточной, если мы останемся в сфере индивидуального. Этот сон содержит архетипический образ, являющийся неизменным свидетельством того, что психологическая ситуация сновидца простирается за пределы чисто индивидуального слоя бессознательного. Его проблема больше уже не является всецело личным делом, отныне она суть нечто, касающееся проблем человечества в целом.»

Первые кадры мы видим людей в кинотеатре, замете спящих.

Герой (сам режиссер) просыпается в своей спальне у опустевшей постели жены и начинается его сон.

Он подходит к стене и вместо пальца появляется ключ, он входит в зал кинотеатра (здание очень похоже на то в котором разворачивается сцена с Кайли Миноуг).

Мы видим бегущего голого ребенка между рядов спящих. Может быть сына?

Режиссер в лице своего альтер-эго Оскара, блистательного актера Дени Лавин, отправляется в путешествие по своим снам.

Интересно. Леос Каракс является анаграммой, составленной из слов Алекс и Оскар, и соединяет настоящее имя режиссёра и «символ фабрики грёз» (с)Википедия.

Каждый эпизод загадка. Например, в истории с Евой Мендес мне видится религиозная подоплека. Конечная гротескная сцена с голым уродливым бородачем и красавицей в парандже выглядит как картина иллюстрация с библейским сюжетом.

Аллюзия, что уродство и мракобесие не может понять красоту, и обязательно должно заточить ее в какие-то рамки, в паранджу.

Сложный фильм полный рефлексии о смысле жизни. Зачем мы живем в этом театре иллюзий, созданных самими нами и для себя же, потомков обезьян?

Героиня Кайли Миноуг перед смертью поет песню «Who We Were?» Кто мы такие?

9 из 10

09 января 2013 | 18:30
  • тип рецензии:

Может, кто-то скажет, что это кино не для всех.

Может, вы начнете бороться с приступами зевоты уже на десятой минуте просмотра.

А может, попытаетесь проникнуться фильмом, его эмоциями, понять героев, раскрыть смысл, заложенный режиссером.

Скажу лишь одно - это все лишнее.

'Holy motors' - уникальный пример кино в чистом, концентрированном виде. Кино, которое не прячется за сюжетом, смыслом, визуальным оформлением и метафорами. Единственное, что бросается в глаза - актерская работа, мастерские перевоплощения Дени Лавана. Но на этом тоже не стоит акцентировать внимание.

Если перед началом фильма отключить все, начиная от телефона и заканчивая мыслями и эмоциями, то, по завершение просмотра можно испытать потрясающее чувство. Его невозможно точно описать, это нечто среднее между оргазмом, выплеском дозы адреналина в кровь и эстетическим наслаждением. Схожее чувство испытывается при открытии чего-то воистину нового и неизведанного. Самое главное, не надо рассматривать фильм как какую-нибудь историю, как призыв, экранизацию и т.п. Не надо даже давать ему оценку, коррелированное суждение. Поверьте, объективно фильм не подпадает ни под одну оценочную категорию. К нему не стоит присовокуплять эмоции или накопленные знания.

Просто смотрите его. Смотрите забыв обо всем, смотрите и наслаждайтесь настоящим кино в чистом виде. Этот фильм ярко свидетельствует о том, что кино тоже является самым что ни на есть настоящим искусством.

Как говорилось ранее, фильм не стоит оценивать. Нужно просто смотреть, а иначе, зачем тогда нам нужна удивительная сфера искусства под названием 'кино'?!

01 февраля 2013 | 23:37
  • тип рецензии:

…Из разряда тех, что еще можно вспомнить от резкого пробуждения или не слишком быстро забыть в суетливой повседневности. Сны, идущие один за другим, очертания и границы между которыми стерты в единое сюрреалистичное целое, аморфное, нелогичное, метафоричное. Сны, где между сюжетами нет ни окон, ни дверей, но объединенных тонкими нитями, которые смогли просочиться в бессознательное из осязаемой действительности.

В них мы пытаемся, в силу обыкновения своих когнитивных способностей, найти что-то логичное, последовательное, имеющее для нас хоть вскользь отдаленный смысл, первостепенную важность. И зачастую мы находим его, примеряя символы на реальные события и факты, достраивая сюжетную линию по своему усмотрению в силу своих внутренних желаний и видения мира до уровня, который показался бы нам приемлемым и допустимым в данный период жизни. Инвариантность таких допущений бесконечна.

«КСМ» - всего лишь совокупность снов режиссера Леоса Каракса. Сны, в которых главным героем и является он сам, разъезжая из «комнаты» в «комнату», из сюжета в сюжет на респектабельном авто, меняя лица, тела, целые жизни, сюжет которых основывается на двух исключительно важных вещах для режиссера: парадоксальность кинематографа и печальную гибель его музы, Катерины. С одной стороны, это эгоцентрично–снимать фильм о своих переживаниях и ощущениях, в то время, когда зритель не привык плутать по неизведанным дорожкам в чаще мрачного чужого «Я», с другой – благосклонно, когда автор пытается доверить зрителям собственный мир.

Фильм абсурден на столько, насколько он не является таковым, как и наши сны, которые мы смирились принимать как данность, а не как детально понятное руководство к жизни. Поэтому искать в нем «потерянные детали», символы и метафоры, вычленять их на отдельности, чтобы перевести на язык сознательного, логичного и легко понимаемого - не имеет никакого смысла, не за отсутствием как такового, а за ненадобностью абсолютной прозрачности. Это просто не нужно.

«КСМ» не стоит смотреть только любителям Кайли Миноуг или Эвы Мендес, а также тем, кто любит складывать пазлы, слишком подходящие друг другу, разгадывать ссылки и головоломки, имеющие четкий графичный смысл или авторский категоричный посыл. Этот фильм мрачен, как «закадровая» жизнь, иррационален, излишне фрагментарен по смыслу и по сюжету. Это грустный, местами тошнотворный фильм-экстраполяция реального внешнего мира отдельного человека во внутренний; попытка сублимации режиссера.

Этот фильм как пазлы, которые не походят друг другу, но имеют невероятную ценность, как доказательство существования хотя бы такой картинки, хотя бы какой-то жизни. Здесь сплелось все воедино: меняющий лица-жизни Оскар, говорящие авто с усталыми сердцами-моторами, дети-обезьяны, красавица-модель в «золотой клетке», спокойно отдавшая часть себя ради спокойствия и нужности.

Отдельное спасибо Дени Лавану, который умеет превратить актерскую игру в показательно –эталонное выступление для своих коллег и для зрителя. Уже давно именно он стал для Леоса Каракса главным инструментом в выражении собственного «Я» на полотнах своих картин.

Произведение слишком личное, чтобы 'рыться' в нем слишком часто...

5 из 10

20 октября 2013 | 21:59
  • тип рецензии:

Немолодой мужчина целый день разъезжает по живописному Парижу на так называемые «встречи», в ходе которых он перевоплощается в различных персонажей и разыгрывает истории, которые могли произойти только в кино. Его водитель, Селин, воскрешает бедолагу, если тот пострадал в поножовщине или в перестрелке. Его машина боится быть сданной в утиль. Его возлюбленная ведет точно такой же образ жизни, кажется, абсолютно обезличенный, быть может, даже посмертный. Корпорация «Святые моторы» существует постольку поскольку, и нет очевидного ответа, в чем состоит ее миссия.

Похоже, что сам фильм выстроен на интуиции и образах, преследующих автора. Тут находится место и для профессиональных фантазий о сексе в стиле «caption motion», и для традиционных французских драм о семейных отношениях, и для цитат, пронизывающих фильм насквозь. Иногда Каракс цитирует сам себя (в новелле о мистере Дерьмо и супермодели), иногда он обращается к классике кинематографа (последняя жена героя удивительно напоминает персонаж из фильма Нагисы Осимы «Макс, моя любовь»). Казалось бы, все могло окончиться на форме, которую превосходно держит Дени Лаван, каждые пять минут меняясь до неузнаваемости, но в рутину этой необычной жизни то и дело проникает тоска по жизни настоящей, и фильм в эти моменты обретает целостность.

Жить, чтобы жить или проживать по одиннадцать чужих жизней в день, отчаявшись отыскать свою? Месье Оскар словно неприкаянная душа оправдывает свои страдания красотой жеста. Он существует, когда играет, он умирает дважды, когда садится обратно в лимузин. Есть соблазн назвать «Святые моторы» одой актерскому искусству, ведь в глазах Лавана так отчетливо читается желание стабильности, стабильной идентичности. Он явно устал быть кем-то другим, он смотрит на небо с затаенной мыслью разорвать контракт со «Святыми моторами». Но в то же время Оскару нравится его работа, пускай и зрителей у него нет и одноименная статуэтка не светит. Он точно на следующее утро снова присоединится к Селин для очередного путешествия по безумному Парижу.

Есть такие безусловные фильмы с миллионом условностей. Предельно синефильские и андеграундные. Кажется, с ними режиссер никогда не прогадает, если, конечно, у него есть талант и вкус, чтобы сюрреалистический философский сюжет не обернуть в пошлую оболочку из гадкого изображения и неуместных реплик. Последний фильм Леоса Каракса метит в статус культовых, предлагая зрителям вечную загадку, бесконечное поле для интерпретаций. Зрители должны с упоением трактовать каждую из одиннадцати сцен, в попытке обнаружить между ними связующую нить. Сегодня они смотрят «Святые моторы», потому что это артхаусная новинка, через год, возможно, они обратятся к фильму Каракса, потому что он станет легендой, или же забудут о нем навсегда.

26 ноября 2012 | 13:26
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: