Казалось бы, фильмов, посвященных наркомании, сняли уже столько, что ничего нового, кроме старых прописных истин о том, какое же это зло и как его надо сторониться, познать не удастся. И все равно, каждый раз как в первый задумываешься об этой проблеме и поисках выхода из нее теми, кто оступился, свернув в своем походе жизни не на ту тропу.
Так же и с «Дневником баскетболиста». Дополнительный эффект дает тот факт, что рассказанная в фильме история основана на реальных событиях, не написана рукой опытного сценариста, умеющего силой слова и выдуманного сюжета надавить на нужные струнки души зрителя. Здесь все не так – это было, может, и подано в чуть приукрашенном виде, кино как никак – но было. И будет, потому что одним отдельно взятым фильмом проблему не решить, можно сказать себе «да, все, что здесь показано, правильно», но наркоманов от этого меньше не станет.
Наркотики… Каждый по-своему определяет значение этого слова: отрыв от реальности, кайф, способ уйти от повседневности в яркую сказку, служащую источником всепоглощающего удовольствия. Сладкий дурман, который либо рассеется, появись только такое желание у человека, вкусившего хоть и сладкий, но ядовитый плод, или же затянет в туман смерти, выход из которого найти будет практически невозможно. Главному герою фильма Джиму Кэрроллу повезло – для него туман рассеялся, пусть и пришлось для этого пройти суровую школу тюрьмы. Но для двух его друзей все сложилось не столь удачно – один так и остался наркоманом, а второй загремел за решетку на добрый десяток лет.
Единственное, что вновь сгущает тучи над этой светлой мыслью, – наркомания ведь не обязательно проявляется пристрастием к таблеткам и порошкам, есть и иные виды зависимости. Как многие отмечают, алкоголь это тот же наркотик, или, из современного, компьютерные игры. А еще можно изо дня в день бродить в Интернете, до бесконечности переходя с одного сайта на другой, не замечая движущегося рядом мира, выпадая из него, не в силах вернуться. Похожие симптомы? Кто-то скажет «Да», кто-то «Нет», а я тем временем сделаю мышкой клик и продолжу свой путь в дебрях виртуального мира. Ведь здесь можно найти столько всего интересного! В этой яркой сказке, служащей источником всепоглощающего удовольствия.
«А жизнь швыряет, долбит нас, мы встаем как в прошлый раз,
Горечь водкой сполоснём и опять вперёд идём»
А. Дюмин.
Представьте себе: человек рождает, его ставят на дорогу, по которой он идёт по жизни. Первые лет 6-7 сплошное однообразие за редким исключением, не сознательное существование и поэтому частенько не запоминается. Дальше веселее школа, друзья, приключения за домом и в деревни, длится долго, вспоминается дальше в пути по этой дороге. Путь продолжается, появляются соблазны и искушения, т.е. дорога имеет повороты, куда повернуть решает сам пешеход, иногда выбирает не верный путь, и только в конце выясняется, где же был он Правильный путь.
Но до конца далеко, пока же человек поворачивает, в начале часто не осознавая, что его ждёт в темном переулке, и не видит надписей на указателях, вроде: образование, кружок рисования, карьера, наркотики, проституция, не ходи убьет и другие. Человек поворачивает, поскальзывается и уже не видит, куда он повернул, теперь перед ним новая дорога, во тьме назад повернуть сложнее, там темнее, впереди страшнее, но идти нужно.
Не путать мою дорогу жизни с всякими понятиями вроде судьба, кара или правительственный заговор, это все другое, там за тебя решают свыше, здесь же перед выбором стоит сам человек, созревший, пусть ещё не совсем понимающий, что к чему в этой жизни. Право выбора его ещё не лишили, он сам себя лишает. Всего: достойной жизни, здоровья, хороших друзей, верных подруг, семьи, в конце концов.
Человек существо сильное, раз господствует на планете, но слабостей не лишенное, раз ещё существует как вид. Человек боится идти по темной дороге впереди преступления, наркомания, предательства, потери. Пройдя эти новые повороты своей дороги человек, видит свет, свет его манит, свет не отвернулся от него, здесь свет черный, но свет ему пытается помочь в меру своих возможностей и желания человека. Свет меркнет...
Путь продолжается и человек пропадает, мы его теряем, а где конец его пути? Если вспомнить всякие понятия вроде судьбы, то конец предопределен, но так как дорогу жизни выбирает сам человек, конец не виден один поворот и ты опять в игре, поворот не туда и финиш, тупик, вечная мгла.
До вечной мглы дальше, сначала нужно выйти из темного переулка, вдруг эта дорога приведет к тому месту, откуда был сделан поворот? Выйти отсюда. А если, идя в этом направлении сделать ещё несколько поворотов в ненужные стороны, не видя указателей преступление, проституция, можно угадить в лабиринт. И нет здесь доброго Фавна, здесь только ты человек, ты один, ты никому не нужен. Даже себе...
Одним из сильнейших эпизодов в истории кинематографа я считаю эпизод фильма «Дневник баскетболиста» когда герой Леонардо Ди Каприо просит мать впустить его домой, а она же не может позволить себе сделать этого. Эпизод берет за душу, и душит, момент не оставляет слов, один миг длится, может быть вечность, а этот миг остается в вечности. Неподражаемый эпизод, в первую очередь благодаря Ди Каприо, актёр от Бога, по крайней мере, от Голливуда. Одна из лучших ролей товарища.
Его то дорога жизни, в отличие от дороги его героя укутана куда более приятным видом, и свет в нём есть и светиться она в темноте, а что же было у Джима Кэрролла, что было, то пропало, что оставалось он, потерял сам, он искал новые пути, только теперь уже всегда возвращался назад, он тонул, в этой грязи, в этом разврате, этот его путь был ошибочным и дорога с каждым шагом грязнее. Оказавший затянутым по пояс в этой жиже делать новый шаг сложнее (разве что опять назад), остается вариться в своей грязи, не зная где спать, что есть, от чего держать себя на плаву.
Посмеявшись над проституткой-наркоманкой, герои и предположить, не могли, что пойдут тем же путём (разделят её судьбу, если хотите), только у них был выбор, даже у неё был выбор. Только они им не воспользовались, к тому же разные социальные факторы (вроде жизни за чертой или в шаге от неё), общественное мнение (докажи, что ты пацан, уколись) и природная любопытность (а интересно, что такое «кайф») подталкивали героя.
Ошибочно утверждать, что у наркомана был выбор попробовать или нет, нужно смотреть дальше, что же его туда толкнуло, может, дорога обрывалась, и у него уже просто не осталось иного пути кроме как повернуть во тьму. Тут мы его и встретили. Тут то нам его и показали сам Джим Кэрролл, Скотт Кэлверт и Лео Ди. Это зрелище было тяжелым, опустошало...
Это зрелище не для слабонервных - это наркотики для слабых. Это зрелище не для поклонников «Реквием по мечте» - те и знают только, что говорить мол «Реквием» круче, а это уже нет. Это зрелище не для наркоманов – уже поздно. Это зрелище не для критиков на кинофестивалях - пусть это и их формат.
Это зрелище для вас – любителей кино и ценителей жизни. Всегда приятнее перед окончанием «ман» увидеть не «нарко-», а «кино-».
The true story of the death of innocence and the birth of an artist...
- Из носа течёт. В животе чёрт те что творится. Ноги дрожат, будто ты сыграл шесть игр подряд. В ушах звенит одно и то же. Ещё разочек, а потом завязываю… (с) Джим.
Мой преподаватель по «Наркологии» очень любит повторять следующие слова: «Не бывает бывших наркоманов, есть те, которые временно прекратили употребление наркотиков», и когда смотришь такие фильмы, как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» или «Реквием по мечте», понимаешь, что в этих словах есть определённая доля правды. «Дневник баскетболиста» не просто прекрасно дополняет эту подборку, но в определённых моментах демонстрирует те стороны жизни наркоманов, которые не были раскрыты в других картинах на подобную тематику…
Это история о Джиме и его друзьях. У него было перспективное будущее. Он был талантливым поэтом и баскетболистом, но в тот момент, когда он впервые попробовал злосчастный белый порошок, всё изменилось. Судьба наркомана зачастую предсказуема, и режиссёр фильма Скотт Кэлверт предпочёл рассказывать эту историю не приукрашивая, и даже наоборот, выделив особо неприятные сцены на передний план. Джиму придётся пройти все стадии жизни наркомана, начиная с преступлений, и заканчивая продажей своего тела ради очередной дозы…
Леонардо ДиКаприо сыграл эту роль даже искреннее, чем Джонни Депп в «Страхе и ненависти в Лас-Вегасе» и Эван МакГрегор в «На игле». Дело в том, что таких персонажей, как Рентона, Гарри Голдфарба или Рауля Дюка мы уже со вступительных титров видим в образах хронических наркоманов со стажем. Персонаж товарища ДиКаприо – Джим Кэррол, позволяет зрителю увидеть постепенное перевоплощение здорового и талантливого юноши в убогого бродягу, который отрешился от всего…
Вот он – молодой человек, пишущий стихотворения во время уроков в воскресной школе, а в следующий момент всего лишь жалкий бомж, опускающийся всё ниже и ниже по социальной лестнице. Вот он – перспективный и целеустремлённый баскетболист, а в следующей сцене – беспомощный человечек, который не может пошевелиться, потому находится в стадии наркотической абстиненции (ломки).
Подобно шедевру Даррена Аронофски «Реквием по мечте», и в данном фильме главных героев четверо и по ходу фильма их пути разветвляются, к финалу даруя каждому из них по заслуженной участи. Однако, если в «Реквиеме» не было даже намёка на «хэппи-энд», то «Дневник» показывает нам, что в жизни всегда найдутся те люди, которые смогут справиться с любой преградой, включая наркоманию.
Как человек, который наркотики ещё не принимал, мне тоже свято верится, что потом я смогу остановится в любой момент, всё равно, что бросить курить. Но когда видишь, что даже самые талантливые люди становятся мусором, пылящимся под социальной лестницей, невольно задумываешься: «А стоит ли оно того?».
Очень хотелось бы, чтобы таких фильмов было больше. Посмотрите его, и в вашем персональном списке шедевров появится ещё один пунктик под названием «Дневник баскетболиста»…
Картины, подобные этой, нужно регулярно показывать в прайм-тайм по телевидению как контрпропаганду наркомании.
Искусство ДиКаприо, сумевшего с небывалой самоотверженностью показать все органические проявления морального, психического и физического разложения наркомана, вызывает восхищение.
Наркомания - та же работа, только изнашивает она человека быстрее.
Умели же раньше снимать фильмы про наркотики, настолько реальные и правдоподобные, что их можно показывать детям о вреде наркотиков, как из уважаемого или простого хорошего человека происходит трансформация в бездомного наркомана, потерявший смысл жизни и духовно - психически опустошенного человека.
Молодой парень, будущая звезда баскетбола, записывает в свои дневники, все интересные моменты в его жизни. А жизнь у него «невероятно интересна»: прогулять школу, гулять и пить спиртное до утра, потом наркотики, с начало безобидные, а потом более сильные…
Да, сюжет не блещет новизной, но если правильно поставить акценты и не останавливаться на полпути, то получается шедевр. «Дневники» это шедевр, классика на все времена, и поэтому она является одной из лучших работ талантливого Леонардо ДиКаприо.
ДиКаприо в этом фильме показал недюжинный талант, как будто перед нами мастистый и опытный актер, а не 20 летний паренек. Лео четко передал, как из хорошого умного юноши он превращается в отброса общества, который потерял все, что он так любил, отдав предпочтения наркотикам (выгнали из школы, баскетбол отошел на последний план, ушел из дома, спит с проститутками и бомжами, вместе сними, колется одной иглой, ночь на морозе, после драки). Все это превращения Лео отыграл бесподобно, в особенности сценой, когда герой пришел к матери просить 20 баксов на наркоту, его все ломает, он рыдает, орет – тяжелая сцена, но Лео на высоте. Он создал, такой образ, что к каждому слову и движению, актеру веришь, как будто Лео на некоторое время стал наркоманом – нет, слов, гениально.
По сути, фильм не только затрагивает проблемы наркотиков и наркоманов, а почти все проблемы нашего общества. От Бедности, нищеты до нравственных ценностях общества.
Фильм показывает мрачную сторону общества: проститутки, отморозки, гомосексуалисты, наркоманы, бомжи, что становится жутко и не по себе, от того что ты можешь быть в любой момент вместе сними. Тяжелая потеря, стресс, развлечения – «Может по «хорошему» средству?» Да, действительно страшно, по нашей жестокой жизни, может любой человек сорваться, даже тот, кто уверен в себе.
«Все эти, чертовы умники, говорят, что не начнут колоться никогда, но почему тогда, это ПРОИСХОДИТ?» - главный герой фильма.
Да, фильм заставляет задуматься о многом. Но, хочу предупредить, что фильм очень тяжелый, после просмотра остается «мрачный» осадок. Но ленту стоит увидеть, хотя бы за гениальную игру Ди Каприо.
'По началу ты позволяешь себе это по субботам. И чувствуешь себя, как гангстер или рок-звезда. Это разгоняет скуку и понемногу входит в привычку. Тебе так хорошо, что ты начинаешь делать это по вторникам, по средам и всё...ты в завязке. Каждый умник считает, что с ним это не произойдёт, но это происходит.'
'Из носа течёт, в животе чёрти что творится. Ноги дрожат, будто ты сыграл 6 игр подрят. В ушах звенит одно и то же. Ещё разочек, а потом завязываю...'
'Ты думаешь, стоит захотеть и ты бросишь. Но это, как сон, а сон нельзя остановить. Он продолжается вопреки твоей воле...и вдруг ты понимаешь, что ты бессилен.'
'Дневник баскетболиста' - ещё один фильм про наркотики, который я посмотрела. А посмотрела я их не мало. Вывод из всех фильмов с такой тематикой одинаков: 'Наркотики к хорошему не приведут'.
Именно таким 'уличным пацаном' был Джим Кэрролл - талантливый парень, который отлично играет в баскетбол и мог бы хорошо учиться в школе... но однажды он попробовал наркотики, потому его жизнь пошла под откос, и Джим очутился на самом 'дне'...
Это очень жёсткий и даже в какой-то мере страшный фильм, ведь те действия, которые совершили герои фильма, а также чувства, которые испытывает главный герой (а ДиКаприо потрясающе их передал) не могут не пугать.
Очень понравилась игра Марка Уолберга. Я думаю, Микки (так звали персонажа Уолберга) является в какой-то мере антиподом Джима, потому как он эгоистичный, агрессивный и очень боевой парень, которому, в последствии, повезло меньше всех. Но как его сыграл Уолберг... в общем, мне понравилось.
Меня очень удивила концовка.
Итог: интересный фильм о реальном человеке. Так как тема фильма актуальна и сейчас, - посмотреть стоит.
Наркотики - это смерть. Сколько раз уже про это было говорено, сколько фильмов уже снято про эти смертельные вещества. Мы сами их делаем и сами от них умираем.
Этот фильм нужно показывать каждый день и по всем каналам. Этот фильм - шедевр кинематографии. Он наглядно показывает результат употребления наркотиков. Наркоманы забывают про все, кроме дозы. Им надо ее достать любой ценой.
Как это продемонстрировал Леонардо Ди Каприо, я просто в шоке! Я никогда не видел ничего подобного. Такая актерская игра заслуживает уважение. Возможно, это лучший фильм, в котором снялся Ди Каприо. Он со всей точностью передает то состояние наркомана во время ломки! Он играет так, что начинаешь во все это верить, как будто это не кино, а жизнь.
Впрочем, этот фильм о том, как обычные подростки, спортсмены один раз попробовали героин и подсели. Ведь стоит один раз попробовать - и ты в сетях этого смертельного химического вещества на всю оставшуюся жизнь. И подростки этого не понимают! Они идут на все: кражи, ограбления, убийства. Им нужна эта долбаная доза! Ну конечно, все думают, что бросить просто так очень легко, но это не так! И главный герой прямо в фильме об этом говорит.
Это шедевр! И я это буду всегда говорить. Потому что так оно и есть. Ди Каприо - отличный актер. Побольше бы таких фильмов и таких актеров.
Их было пятеро... Пятеро друзей не-разлей-вода. Но в их маленький мир пришла беда. Пришла не одна. Самый заводной друг заболел белокровием и скончался. Их осталось четверо... Все они связаны с баскетболом, им пророчат большое будущее в этом виде спорта, по крайней мере троим из них. После смерти одного из них друзья, по большому счёту, продолжают радоваться свободе, вести себя, в общем-то, как подавляющее большинство юношей своего возраста. Но эта вседозволенность сыграла с ними ужасную шутку: ребята познакомились с наркотиками. Вначале с самыми лёгкими и даже не с наркотиками, а с простым нюханьем аэрозоля, дающий мозгу дурман, потом появился кокаин, а за ним...героин, игла и ломка. Вырваться из этого плена они уже не могут.
Картина ведётся как некое повествование от главного героя Джима (Леонардо ДиКаприо). Смысл его жизни, который надо читать между строк, даётся зрителю в виде монологов от автора. Многое оттуда - и то, что видим, и то, что слышим - ужасает.
Главного героя, как уже говорилось, играет молодой Леонардо ДиКаприо. И как он играет! Вместе с ним, словно переживаешь всё произошедшее, описанное. Несколько сцен просто выворачивают тебя наружу и во многом благодаря максимально реалистичной игре ДиКаприо. Очень хорошо отыграли и те исполнители, которые были партнёрами его по съёмочной площадке. Хочется особенно отметить молодого и нынче весьма известного Марка Уолберга. Очень запоминающийся образ у него получился, несмотря на его молодой возраст тогда. Да и Джэймс Мадио, Патик МакГоу, Лоррэйн Бракко, Бруно Кирби, Эрни Хадсон выполнили свою работу просто безукоризненно. Ансамбль просто великолепен. Добавим ещё сюда появление Джульетт Льюис.
Как молодёжная драма эта картина - шедевр. На уровне 'Реквием по метче' и 'На игле'.
Прочитал, что фильм 'Дневник баскетболиста' запрещён в Белоруссии. Ну это их внутреннее решение. Однако, я задумываюсь над таким вопросом: а не надо ли показывать этот фильм и, допустим, эстонскую картину 'Класс' в школе? Я не знаю ответа...
Резюме таково: фильм и сама книга написана, чтобы люди не повторяли чьих-то ошибок и внутри заложена надежда, что кто-то так и поступил.
Когда ты не видишь различий, что для тебя игра - баскетбол или наркотики.
О 'Дневнике баскетболиста' узнал случайно - засадили друзья с криками: 'Ой, такой тут у нас киноман, а этого шедевра не видел'. Я сразу заинтересовался, что же там за шедевр, тем более в главной роли был небезызвестный Леонардо ДиКаприо.
Каково же было, мое удивление, что друзья не соврали. Спортивная драма от режиссера, который до фильма успел снять какие-то две короткометражки, но с очень мощными актерами на главных ролях действительно оказалась Шедевром.
Сюжет для фильмов жанра 'Спортивная драма' прост, как две копейки. Преуспевающий в баскетболе ученик старших классов вместе со своими друзьями решает попробовать 'волшебный порошок'. Что случается дальше, уже понятно. Парень серьезно подсаживается на героин, забывает про друзей, про спорт, про семью, про жизнь. Ну вот вроде и весь сюжет. Чего удивительного? А вот чего.
Фильм, как уже все догадались, вовсе не про наркотики. Фильм про то как не сбиться с пути, а если и собьешься, то как вылезти из этого дерьма. А если еще раз собьешься, то снова выкарабкиваться. Наркотики выступают здесь заменяемым персонажем. Ведь на месте парня, могла быть девушка, которой захотелось секса со взрослыми мужчинами и ее затянуло в проституцию. Это мог бы быть спившийся отец, это мог бы быть человек, случайно ставший убийцей, это мог бы быть...
Да, жизнь одна и за нее нужно держаться, как за мамину руку, когда тебя первый раз веду в школу. Нужно держаться, даже тогда, когда сил больше нет, когда ты не можешь сказать 'нет' всему сладостному и притягивающему, но запретному. Нужно держаться, ведь другие смогли - сможешь и ты.
Вердикт: Сильное, неглупое, интересное, грустное и завораживающее кино. Фонтатн чувств обеспечен даже каменным глыбам.