Несколько лет назад я смотрел очередную программу про кинозвёзд, о новых проектах и так далее. В одном из разделом было интервью с Джуллиан Мур, которая рассказывала, что приняла решение об участии в ленте 'Дикая грация', рассказывающей о сложных отношениях внутри одной семьи. Но это была бы не редко встречающаяся драма, если бы не некоторые нюансы в сюжете. Во-первых, он был поставлен на реальных событиях, во-вторых, здесь всплывает мерзкая тема инцеста и, в-третьих, сама обстановка общего сумасшествия.
Такие фильмы, бросающие вызов нравственности общества, зачастую являются претендентами на получение различных кинонаград. Но нет, с 'Дикой грацией' этого не произошло. Отовсюду сквозили слабости этого фильма, касающиеся самой постановки. Режиссёр Том Кэлин, лишь раз до этого работавший с полнометражным кино, не смог подать материал, снабдив его должной драматической мощью. Всё было снято в довольно классическом русле: есть сцены секса, причём не без извращения, есть характерные сцены скандалов с надрывом в эмоциях и ужасающая концовка. Вроде бы неплохо, но в 'Дикой грации' оказались выпадающие сцены, которые ещё и наделены были скучным ходом действия. Если бы не актёры, которые всеми силами вытягивали фильм, то провалиться ему с шумом и треском.
Именно в актёрах надо искать то, что 'Дикая грация' всё-таки чем-то обладает и пугает. Главная героиня в исполнении Джуллиан Мур превосходно вошла в образ дамы высшего света, у которой явно не всё в порядке с психикой, хотя больной её назвать нельзя, она идёт по сиюминутным желаниям, часто плевав на остальной мир. Молодой Эдди Редмэйн также не подкачал, его плаксивое выражение лица отталкивает, но оно вполне подходящее для его героя, гомосексуалиста, сходящего постепенно с ума. Вроде бы неплохо вписались в липкую атмосферу фильма Стивен Диллэйн и Елена Анайя, но их довольно мало всё-таки в фильме, отчего полновесной оценки им не дашь.
Вряд ли у 'Дикой грации' есть фанатичные поклонники, многие даже и не слышали об этой ленте, также я не могу советовать смотреть эту картину, в виду содержания не самый приятных сцен, но как драма фильм не так уж и плох, в нём есть содержательные моменты и своя философия.
А мерзко не от того что они творили, а из-за чего они это делали. Насколько надо быть прогнившим внутри чтобы уничтожить самого любимого тобой человека. Эта история о людях которые ненавидят себя. И сами того неосознанния они 'выбрасывают' эту ненависть в виде кислоты, которая течет из глубокой душевной раны, на близких и родных.
Но это сама история. Фильм сам по себе не плох. Сценарий, постановка все это можно сдержанно похвалить. Игра актеров не 'режет' глаз, но есть огромное НО!Это не те актеры. Вроде все в порядке, но им не веришь. Хотя история сама по себе достаточно глубока чтобы оставить эмоции после просмотра фильма.
Название картины, на мой взгляд, достаточно точно отражает её декадентский характер - здесь есть и грациозность, выраженная в персонажах - представителях высшего общества, их повадках, одежде, определённой культуре и манеры общения, окружениях, в которых они пребывают; а есть и дикость, представленная зрителю гомосексуализмом, инцестом, попыткой самоубийства, убийством, разводом и уходом мужа главной героини к более молодой девушке наконец.
Фильм основывается на реальных событиях жизни светской особы и художницы Барбары Дэйли Бакеланд (её роль исполняет Джулианна Мур). Она любит своего мужа Брукса (Стивен Диллейн) - наследника крупных состояний, доставшихся ему от деда Лео Бакеланда, изобрётшего фотобумагу и бакелит. Но в то же время их отношения не очень безмятежны и плавны, что в немаловажной степени изливается из самой Барбары - мелкие интрижки, придирки, да и вообще на первый взгляд глупости, перетекающие в нечто более нервозное. Да и сама Барбара оказывается женщиной извращённой. Но, так или иначе, у них рождается сын Энтони. Он растёт и вырастает в худощавого на первый взгляд невзрачного паренька, при более внятном приглядывании к которому имеющего определённую болезненную харизму или харизму болезненности. Юноша склонен к интересам поэзии, музыке и большей чувствительности. Она ли не она, но что-то его приводит к симпатии не к противоположному полу, а к лицам мужского пола. Одним из его партнёров вскоре становится его близкий друг. Однако на пляже он встречается с испанкой Бланкой, с которой ему удаётся переспать. Но Бланку прямо из-под носа своего сына уводит Брукс, который затем вместе с ней бросает жену и уезжает. Энтони очень переживает из-за этих событий и хочет найти с отцом общий язык, сблизится с ним. Разочарование ли в девушках или некая предрасположенность заставляет Энтони снова вступать в гомосексуальную связь со своим другом, а впоследствии и с другом матери, который её всячески поддерживает и с ней также спит. Вскоре все эти сексуальные флуктуации, вкупе со страданием обоих героев из-за брошенности, перетекают в более тесные контакты матери и сына, и вот зритель уже видит в кровати троих - сына, мать и их общего друга. Барбара вскоре не выдерживает тягот душевных и пытается покончить жизнь самоубийством, перерезая вены, но Энтони вовремя её спасает. Теперь он за ней ухаживает, протирая порезы от лезвия и принося мороженое ей в ванну.
Наконец извращённый характер жизни персонажей доходит до своего апогея. Мать узнаёт, что сын снова встречается с каким-то там модельером, вокруг которого ходят слухи, что женщины его особо не интересуют. Мать, пытаясь ли отучить сына от гомосексуальной ориентации или просто-напросто удовлетворяя свои сексуальные потребности, вступает с сыном в интимную связь, но быстро достигает оргазма. Неудовлетворённому сыну мать, для завершения цикла полового ответа человека, начинает мастурбировать. Начавшись инцестом, последующие дикие страсти воспоминаний из-за собачьего ошейника оканчиваются трагедией.
Безусловно, мир, в котором живут персонажи является извращённым. Болезненные и сильные воспоминания Энтони, связанные с собакой, ошейник которой он теперь самозабвенно хранит; влечения к мужчинам (может и любовь к отцу, посылание ему писем также окрашены гомосексуализмом) и страдания ввиду ухода девушки; похотливая, но изящная, видимо уставшая от всего этого бомонда Барбара, которая в своих извращениях доходит до инцеста, пережив попытку самоубийства (по-моему возможность секса с сыном видится в её глазах ещё в те моменты, когда Энтони был мальчиком). И секс ей ближе с жестокостью и постоянным новым (например, как для женщины из фильма 'Моя любовь' Тинто Брасса).
На самом деле, при всей извращённости реальности героев, атмосферой мне не навеяло мрачной болезненностью и прочим, какой-то несусветной грязью, которой плевались некоторые отсмотревшие фильм зрители. Безусловно это должно вызывать отвращение и неприязнь у среднестатистического человека, веять нравственной и моральной мерзостью. Показательна сцена, когда Энтони со своим другом Джейком целуется и курит травку. 'Правды нет, всё разрешено'. Заходит мать, ни намёка на неприязнь - 'Могли бы и постучать...', 'А я стучалась...', говорит о встрече с отцом, забирает и выкуривает косячок, садится, нога на ногу, уходит, 'Как ты можешь жить в этой дыре ?'. Общественной нравственностью и моралью здесь и не пахнет, но пошлости и вульгарности нет. Страсти жизненные такие, дикая грация, и люди, в своих желаниях и инстинктах идущие дальше, насколько можно, прежде чем не наложить на себя руки или не стать жертвой. Страдание всему причина.
Непременно в ходе картины мне нравилась плавная и текущая классическая музыка. Классно смотрелась рыжеволосая Джулианна Мур, при всей своей внешней аристократичности, так замечательно следовавшая своей тёмной стороне в силу тех или иных причин (вообще её образ такой некоторой dominatrix даже веял). Актриса мирового уровня, пожелавшая пойти на такие неприятные темы. Та же её экранная соперница Елена Анайя смотрится весьма невзрачно.
Несмотря на всю пошлость фильма, я осталась под большим впечатлением от просмотренного. Для себя я выделила 2 основные черты, о каждой из которой скажу вкратце.
Красиво.
И дело даже не в глубоком смысле, который тоже имеет место быть. Да, 'высокое' светское общество развращает сознание людей, в него вошедших. Это скорее неизбежность. Но то, как передаются эмоции, общее оформление. Это заслуживает настоящего уважения.
Пошло.
Не обязательно насыщать фильм таким количеством откровенных сцен. Совсем не обязательно. Да, через них нам пытаются донести все глубинные переживания главных героев... Но ведь для этого есть и другие способы.
Истории из жизни порой бывают гораздо невообразимее, чем выдуманная реальность. С точки зрения морали, общественного мнения - отношения между героями омерзительны в своей пошлости, и, казалось бы, должны вызывать отторжение. Но лично мне фильм понравился прежде всего тем, что вызывал на всем протяжении неподдельные эмоции (пусть и отрицательные). На фоне чудеснейших пейзажей, прекрасных интерьеров и красивых лиц разворачивается поистине чудовищная драма, причем контраст между тем что происходит и тем, как эстетично это представлено, невероятный!
Можно было бы очень долго рассуждать о том, как аморальна вся эта история, а можно воспринимать ее как предложение задуматься о своей жизни. Где та грань, которая отделяет нравственные поступки от пошлых, почему общество пропагандирует и осуждает за одно и тоже?
Фильм на редкость полон смысла. Итог предсказуем уже по первым кадрам, когда мама с папой выдувают облака табачного дыма вокруг прекрасной маленькой колыбельки. Причина и следствие - как на ладони: разве может ребенок, с детства окруженый таким воспитанием стать психически нормальным человеком? Наличие у ребенка всех материальных благ не может компенсировать внимания и душевного комфорта, а материнский инстинкт у главной героини (если он вообще существует) очень сильно дремлет.