Итак, на дворе 1997 год. Проект «Годзилла» находится на заслуженном отдыхе. Студия Toho решила, что величайший из монстров после картины «Годзилла против Разрушителя» ответил на все вопросы и теперь эта история закрыта. К Годзилле в Японии никто бы и не вернулся, если бы из американского ремейка Роланда Эммериха не получилась столь откровенная и чудовищная ложь, а также извращенное сумасбродство.
Но пока Годзилла спал, в Toho начали уделять должное внимание второму по значимости монстру дайкайдзю-фильмов. Это, конечно, Мотра. Годом ранее уже была выпущена первая часть трилогии, которая составила неплохою конкуренцию ряду фильмов про Гамеру студии Daiei.
Теперь настала очередь второй части, которая смогла избежать многих промахов первого фильма. Неудивительно, ведь работники Toho уже поднабрались опыта по смещению тематики с обычного кино на кино детское. Именно на эту аудиторию была рассчитана вся трилогия.
Сохранился актерский состав Элиаса или Космоса (так называли жриц Мотры в фильмах про Годзиллу). И если Мона (или Молл) и Лора продолжают быть верными своей богине, Бельвера опять строит козни против них. В плане актерской игры, нареканий никто из троицы не заслужил.
Остальной актерский состав оказался абсолютно новым. Дети - Шиори, Кохэи и Йодзи зачастую переигрывают или наоборот, в напряженной ситуации остаются неэмоциональными. Это немного раздражает (все-таки в них стреляют всякими тепловыми лучами), но в принципе, им это простительно.
Сюжет получился более интересный, особенно если учесть, что фильм детский. Кому в детстве не хотелось пережить приключение в духе Индианы Джонса и отправиться на поиски затерянного города и его сокровищ? О чем-то подобном мечтал каждый, примерно об этом и фильм.
Представительно монстров насчитывает знакомую нам маленькую мотру Фейри, на которой летают Мона и Лора. Появился маленький смешной комок шерсти Гого, умеющий залечивать раны и являющийся кем-то вроде хранителя подводного города Нилвай Кинай. Само собой, появившийся в прошлой части, мальчик Мотра-Лео остается и здесь. Декораторы придумали перевоплощение его из летающей бабочки в бабочку умеющую плавать (жаль, что этого не могла делать Мотра-мама, утонувшая в прошлой части [это сарказм, говорящий о том, что авторы не продумали все моменты]).
Единственный раз за трилогию, монстр противостоящий Мотре сделан не по образу и подобию Кинг-Гидоры. Или как сказали бы в России – не по образу Змея Горыныча. Имя у противника Мотры – Дагара. Он умеет плавать и ползать, реже летает. Ну и конечно у него есть тепловые лучи. Маленькие красные монстрики Беремы, также помогают Дагаре сражаться с Мотрой, причем именно они доставляют наибольшие неприятности.
Про техническую часть картины можно сказать следующее. Бои главных монстров поставлены на хорошем уровне. Не часто нас балуют подводными сражениями. А вот когда в сражение ступает дракончик Бельверы Гару-Гару или когда Мона и Лора летают на Фейри, невооруженным глазом виден рассинхрон картинок переднего и заднего плана.
В целом же очень неплохая детская картина, которую можно смотреть всей семьей. Герои картины (люди, не монстры) так или иначе к концу фильма проявляют храбрость, дружбу и выручку, совершая геройский поступок.
Думаю, что и ценители истинного жанра дайкайдзю не будут разочарованы. Один уж раз посмотреть этот фильм вполне можно.
Жрицы Мотры в компании трёх ребят отправляются на поиски затерянного подводного города Нирай-Канай. Там они планируют отыскать мифическое сокровище, которое даст шанс победить смертоносного морского монстра Дагару, появившегося благодаря плачевной экологической обстановке на планете.
Сюжет стал поинтереснее, в нем помимо красивых пейзажей появились интересные моменты. Интересны битвы чудовищ.
Монстры. Их много—Мотра Лео, Дагара, Фэйри Мотра, Гару-Гару, Гого и Беремы. Мотра Лео отлично выглядит отлично и в обычной, и в радужной, и в водной форме. Во всех он выглядит красиво, но вот только наш герой уж больно пушистый. Дагара выглядит отлично и вполне реалистично. Фэйри Мотра и Гару-Гару мне не нравятся, но лучше, чем в прошлом фильме. Гого—это маленький монстрик, хранитель подводного города Нирай-Канай. Сделан он лучше всех. Беремы—это такие маленькие монстры, которых создает Дагара. Они также неплохие. Бои монстров отличные и зрелищные, но их немного.
Спецэффекты. В фильме они хороши. Мне понравились и лучи Мотры, а также Дагары, и взрывы. Однако, специальных эффектов мало.
Актерская игра. Актрисы, игравшие фей Элиас (Лора и Молл) и злую Бельверу, играли отлично. Взрослые играли неплохо, а вот дети плохо играли.
Режиссерская работа. У фильма режиссер был неопытен. Данный фильм—единственный снятый им фильм. Тем не менее, ляпов не допущено.
Музыка. Ее мало и она совсем не запоминается.
Реалистичность. И монстры, и спецэффекты вполне реалистичнее. Единственное—стоило получше постараться над Мотрой Лео, он слишком пушистый.
Ничего такой среднячок. Самый лучший фильм трилогии, хоть я и не смотрел третью часть. Я догадываюсь, что она будет хуже первой. Данный фильм не станет разочарованием даже для истинных кайдзю фанатов. Один раз его посмотреть можно.
«Мотра 2» на удивление оказалась не хуже первой «Мотры», а примерно на том же уровне. Как понимаете, в моём случае, когда первой части у меня стоит средняя оценка, это ни разу не комплимент. Однако я ожидал, что чем дальше в лес, тем, скажем так, глубже песец. На деле нет — не глубже. Но и не поверхностней… Ладно, спасу вас от убогой метафоры. Не хуже фильм, но и не лучше.
Его главная особенность — разнообразие. Ну, по сравнению с предыдущей частью. Казалось бы, зная Тохо, они могли смастерить точного клона, но на деле вышел полноценный сиквел.
Хотя… возможно, я погорячился, ведь схема сюжета такая же: половина ничего, половина монстров. Персонажи — опять дети, которые опять не бесят, но опять ничем не запоминаются. Но главная особенность той части, которая про «ничего», — больший крен в детскую версию «Индианы Джонса». Да, в «Годзилле против Мотры» 92-го года уже пробовали косить под успешный, а главное полноценный, в отличие от полуфабрикатов Тохо, фильм Спилберга, но тогда это было куда более прямолинейно и в лоб, тогда как тут у нас продукт, у которого виднеются черты собственного лица, нежели очевидного плагиата, а это уже заслуга. Тут, как говорилось ранее, на переднем плане дети, а из взрослых разве что два вора-балбеса, которые пытаются им помешать. Ищут они все тайный подводный город, скрытый от глаз всего человечества, а также нянчатся с плюшевой игрушкой, которая умеет издавать какие-то причудливые звуки — зовут этот японский мерчендайз «Гого». Все сюжетные нити в конечном итоге сплетаются воедино, и мы можем наблюдать одно из редко встречающихся явлений в сценариях Тохо-полуфабрикатов — чеховское ружьё. Заслуга номер два.
И да, здесь есть даже заслуга номер три, и имя ей — смысловая составляющая. Да, в кои-то веки к «берегите природу, твари» (которая здесь опять принимает несколько другую форму и видоизменяется в «берегите океан, твари», но разница, как всегда, только косметическая) добавился новый смысл — надейтесь и верьте. Сейчас всё плохо, но вот какие детки хорошие, всё понимают. Возможно, следующее поколение спасёт океан! Поскольку следующее поколение уже выросло, сразу спойлер — не спасёт. Но надежда и вера в светлое будущее всё ещё важна, и я рад, что фильм Тохо этот вопрос затронул, хотя казалось бы.
Зато дальше всё идёт по накатанной. Битва монстров на этот раз вышла слабенькая. Мотра огребает весь хронометраж и побеждает только в последние минут эдак десять. Причём было бы кому огребать. Нового монстра зовут Дагара. Примечателен он ровным счётом ничем. С момента просмотра прошла неделя, а я уже забыл, что он делал и как даже выглядел, представляете? Пришлось гуглить.
То же применимо и ко всему фильму в целом. Мне потребовались два абзаца в Википедии, чтобы вспомнить, что вообще было. А ведь прошла всего-то неделя! Да, я смотрел и другие фильмы, но как-то больно уж запросто «Мотра 2» оказалась погребена под их весом.
И вообще, вся трилогия вызывает большие вопросы. Я видел пока две части, и первую их половину почему-то смотреть даже приятно, но потом банально наскучивает, и начинаешь придираться и раздражаться, что приводит в дальнейшем к плохому впечатлению и низкой оценке. Вот та же вторая часть. Она берёт тему моря и, в принципе, её раскрывает. Она между брутальностью и детскостью наконец выбрала детскость и весь фильм её придерживается. Герои не бесят, приключенческая часть прикольная, смысл хороший есть, даже сюжет есть. Но Мотра-сеттинг не завезли. Злодейка такая же — фея на дракоше. Монстр забылся. Битва с ним тоже. Мотра сама по себе не работает, и, как я писал в рецензии к прошлой части, — авторы даже не стараются сделать так, чтобы заработала. Вот вроде над чем-то стараются, и это даже видно. Но что, так сложно дожать до конца? Так сложно придумать Мотре новый, хотя бы в общих чертах продуманный мир? Так сложно не плагиатить собственных же монстров, а добавлять уже существующих, раз уж идей нет, а лучшее, на что вы способны, — это Дагара? Вот и остаётся после просмотра дурное послевкусие, хотя фильм далеко не самый плохой из всей кайдзю-линейки — его и вспоминать-то будет не то чтоб больно. Просто был такой фильм. Да, плохой. Но не бесящий. Бомбить особо не на что. Но фильм также и не самый хороший. Ему далеко даже до какого-нибудь «Франкенштейна против Барагона», чего уж говорить про сольных «Годзилл» и «Годзиллу против Кинг Гидоры». Вот и остаётся такое ни рыба, ни мясо. Зацепиться не за что. Фильмы ни о чём. Никаких чувств ровно — ни хороших, ни плохих. Поэтому я каждый раз теряюсь, как это оценивать. В случае с «Мотрами» для меня это прям целая дилемма… ой, всё. Может быть, третий фильм расставит все точки над «i» и «ё».
После успешной первой картины не удивительно, что было снято ещё два продолжения. Базируясь на сюжетных идеях великого продюсера Томоюки Танака, умершего в апреле 1997, Масуми Суэтани сочинил семейную приключенческую историю о подводном городе и его безумном монстре.
Второй фильм, в отличие от первого, стал слишком упрощён, получил вектор в сторону приключений и в разы более детский сюжет, полный комичных нелепостей и всяческой ерунды, дистанцируясь от серьёзных мотивов первой картины, касавшихся как личностных отношений, так и экологических проблем. Тема загрязнения воды здесь поднята условным пунктиром и не несёт никакой движущей силы, а конфликты между персонажами слишком пресные и условные.
Иногда создатели позволяют себе несколько нетипичных ходов, пытаясь списать это на развитие тех или иных персонажей (в частности – внезапные хорошие поступки для злодеев фильма), однако к тому нет ни предпосылок ни какой-либо логики событий, что лишь усиливает общий сумбур от впечатлений.
Сценарий – определённо самое слабое место картины. С героями, казалось бы, повезло – теперь уже троица детей – пара школьных хулиганов и девочка-отличница, любимица учительницы, вынужденные взаимодействовать вместе, а также подчинённые злобной феей Бельверой двое алчных рыбаков – этакие «Толстый и Тонкий», тоже отправляющиеся за сокровищами.
Вернуться и Феи Элиас – только синяя из них на этот раз отчего-то станет зелёной. Кстати, играющая фею Молл в трилогии - Мегуми Кобаяси помимо картин о Мотре снимется ещё в «Гамере» 2006. А сыгравший здесь в костюме чудовища Дагары – Мизухо Ёшида побудет даже Годзиллой в 2001 году, и заодно ещё одним чудовищем в «Глубоководном монстре Рейго».
Кстати, о чудовище! Если уж с сюжетом и большинством его ходов картине сильно не повезло, то спецэффекты здесь просто на высоте! Главный монстр-антагонист, древнее морское чудовище Дагара представляет собой этакую смесь ската и дракона. Живёт в морской толще, при этом даже способен летать. В последний раз директором по спецэффектам выступил великий Коичи Кавакита!
И хотя внешне он, конечно, уступает невероятно шедевральному Дэс-Гидоре из первой картины Хейсей-трилогии Мотры, выполнено чудовище всё равно безупречно! Вызывает ужас и трепет, смотрится живым гигантским монстром, в которого веришь на протяжении всего просмотра картины. Кайдзю даже выбирается на поверхность, разрушая города – чего так не хватало в прошлом фильме, как одного из ключевых жанровых атрибутов (пожалуй, единственный серьёзный недочёт «Мотры» 1996), а под конец тоже мутирует, правда не столь существенно.
Мотра-Лео получает в картине ещё больше способностей и вооружения, а благодаря силе сокровища Нирай-Канай превращается в Аква-Мотру – этакий спецфический гибрит насекомого с рыбой – ведь нам предстоят подводные сражения, а как мы помним мама-Мотра как раз-таки утонула в первом фильме, необходим был существенный апгрейд.
Улучшения постигли и Гаругару – потрясного серого дракончика-киборга, на котором летает злая фея. Её добрые сёстры по-прежнему перемещаются на Фейри-Мотре, самой миленькой из представленных вариаций кайдзю-бабочки. Ну, а взрослая особь по-прежнему способна распадаться на кучу маленьких и собираться воедино вновь.
Правда, тут со сценаристами случилась беда и нам буквально покадрово пересказывают на экране «Звёздные Войны» - Икс-Винги против Тай-Файтеров на пути к уничтожению ядра Звезды Смерти. Только действие происходит изнутри тела Дагары, порождаюшего чудовищные ядовитые морские звёзды, угрожающие не только Мотре, но и всему человечеству.
Человеческих же персонажей ожидает приключение в затерянном городе, что-то в стилистике «Индианы Джонса», только гораздо более примитивное и семейное, в сопровождении глазастого мохнатого комка Гого, способного лечить любые раны. Всё это выглядит слишком вторично, да и каждый год снимается большая куча подобных фильмов для детей. Этот на их фоне выделяется разве что присутствием Мотры и кайдзю Дагары. Впрочем, такие семейные фильмы не так уж редко включают в себя различных чудовищ типа драконов.
Надо отдать должное, дети в сиквеле играют даже более естественно, нежели брат с сестрой из первой части. Там просто упор шёл больше на взрослых персонажей и их конфликты, да и концепт не зависел от детского возраста – тот же амулет могли подарить не девочке, а девушке, и ровным счётом бы ничего не поменялось. Второй фильм открыто делает больше условностей, акцентируясь многократно именно на детских персонажей, мотивируя такой подход тем, что именно от нового поколения зависит будущее планеты.
Руины подводного замка, как и его внутренний интерьер – по-настоящему впечатляют. У фильма есть и размах, и грамотно потраченный бюджет. Из спецэффектов особенно хочется выделить различного рода световые лучи в перестрелках между монстрами, у Дагары так вообще вооружения, пожалуй, одни из лучших среди большинства жанровых представителей таких фильмов.
Однако можно и поругать ряд довольно халтурных сцен. Например, эпизод с торнадо снят вообще отвратительно и безвкусно, да и сам смерч по сути служил одной единственной цели – облепить Мотру морскими паразитами-звёздочками, нежели представлял собой стихийное бедствие. Хотя сам факт, что Дагара способен устраивать и водовороты и морские смерчи не может не впечатлять, удачно дополняя его образ чудовища.
Удивительно, но подводных сцен здесь отнюдь не так уж много. Фильм сохраняет грамотный баланс между земным, подводным и воздушным – многообразие экшена несказанно радует, в то время, как персонажи со своей беготнёй кажутся вообще лишними, учитывая сюжетную развязку с сокровищем – всё приключение и вовсе выглядит бессмысленной попыткой тянуть экранное время между поединками гигантских чудовищ.
Но сильно придираться к детской картине, конечно, не стоит. Просто первый фильм был в разы серьёзнее, его едва ли можно было напрямую назвать семейной сказкой, и от сиквела никак не ожидалось настолько уж сильного упрощения, кучи условностей и попросту излишней глупости типа сцен с несчастной кошкой непонятно для какой категории юмора.
Всё же смотрится картина на одном дыхании. Такое кино выглядит в разы лучше самых детских кайдзю-муви о Годзилле и Гамере, как и всяких ещё более ориентированных на юного зрителя типа «Дайгоро против Голиафа» и большинства токусацу-телесериалов. Сиквелы вообще нечасто превосходят первые картины, поэтому очевидно, что вторая «Мотра» Хейсея на порядок слабее и хуже великолепного прошлого фильма, и это вовсе не отменяет прекрасных эффектов, красивой музыки и относительно-толковой режиссуры для дебютанта в жанре.
«Мотра 2» хорошо сочетает разнообразие мест сражений, выпускает чудовище в город, представляя Дагару реально опасным и крутым монстром, время от времени тонет в плагиате и паразитировании Голливуда, но всё-таки остаётся приятным для просмотра развлекательным фильмом о поисках затерянного города, могущественном сокровище и древнем чудовище. Вполне хороший представитель жанра кайдзю с запоминающимися монстрами.
И снова мы имеем фильм о Мотре, посвященный косвенно экологическим проблемам, которые предстоит решать весьма специфическими способами. Лозунг данной картины - еще больше персонажей-детей, еще больше полетов фей со стрельбой в духе 'Звездных войн' и еще больше роялей в кустах. Наверное, за это Мотру и любят на родине.
Сюжет повествует об очередном древнем зле, которое пробудилось, и справиться с ним может только древний артефакт в комбинации с Мотрой. Поэтому до нахождения данного артефакта Мотра выступает в качестве бабочки для битья, а основной фокус сделан на приключениях фей и детишек в древнем лабиринте древней погибшей цивилизации.
В этом фильме очень сложно зацепиться за что-то, поскольку сюжет укладывается в две строчки текста, персонажи - дети и пара неуклюжих взрослых, монстры... Да, у нас есть Мотра и ее противник, имя которого я уже успел подзабыть. Проблема в том, что это летающий дракон - довольно вторичный и незапоминающийся. Схватки с ним можно описать примерно также, часть из них происходит под водой, что делает их еще менее зрелищными.
В целом - фильм даже на международных аггрегаторах имеет менее 1000 оценок, поэтому можно смело пропускать.