Как бы 'Легенда о динозавре 2' или тонкости российского перевода
У каждого народа есть свои национальные герои и своя визитная кинокарточка. Пускай даже эти герои выдуманные или не совсем правдоподобные, но они есть. У американцев это многочисленные герои комиксов (начиная от Темного рыцаря, продолжая Человеком-пауком и т.д.), у французов это друиды Астерикс и Обеликс, у русских - трио богатырей, у японцев - Годзилла. Причем японцы настолько помешаны на своем сказочном ящере, что количество полноценных фильмов о содрагателе Земли достигло уже порядка трех десятков, а фантазия жителей страны восходящего солнца развивается с каждым новым фильмом и достигает невероятных масштабов. И если и у американцев, и у французов, и у русских герои являют собой живых людей с нечеловеческими возможностями, возникшими по различным причинам, то ящер, предок диназавров, появившийся на свет благодаря испытаниям радиактивного оружия и радиоактивным захоронениям - образец недюжинной фантазии азиатского народа. То, что в азиатском регионе мир воспринимается с кардинально других (по многим параметрам) сторон, по сравнению с теми же европейцами и американцами, включая и культуру, и быт, и пищу, и традиции известно давно и все творения из серии 'Годзилла' лишний раз подтверждает эту истину.
Взять к примеру американскую версию: 'Годзиллу' 1998 года или же наш фильм 'Годзилла против Мехагодзиллы 2'. Как бы ни ругали фильм Эммериха, но его годзилле веришь и прекрасно допускаешь, что такое событие могло произойти и дело даже не в современных спецэффектах. Здесь Годзилла живая, настоящая, ее можно ранить, можно убить, как и любое обычное животное и смотрится фильм как настоящий триллер, максимально приближенный к реальности. У японцев это не просто радиоактивный ящер, это НЕЧТО! Мало того, что испускает не пойми откуда возникший огненый поток (Змей-горыныч, привет!), так еще испускаемую на нее энергию способна возвращать обратно адресату!!! Мало того! Японская годзилла, оказывается, бесконечно вечная! Сколько бы ее не поражали огнем, ракетами, снарядами... все без толку! В наилучшем случае отлежится... минут 10 и снова в бой, как ни в чем не бывало! Создателям было бы неплохо определиться, создавали они сугубо фантастическую или же максимально приближенную к реальности картину?!
Название фильма в российском прокате заслуживает отдельных слов: 'Легенда о динозавре 2'. Никакой легендой здесь и не пахнет. Японские фильмы в кинотеатрах на постсоветском пространстве очень редкое явление, и когда в конце 70-х в советском прокате с успехом прошла японская 'Легенда о динозавре', ее эффект был равносилен разорвавшейся бомбе. И уже в 90-х, в современной России, прекрасно помня об японском успехе 'динозавра', решили не долго думая 'Годзиллу против Мехагодзиллы 2' переименовать в 'Легенду о динозавре', хотя НИКАКОГО отношения к фильму 77 года, 'Годзилла' не имеет. 'Годзилла против Мехагодзиллы 2' одна из трех десятков кинолент про похождения годзиллы в японской акватории и на суше. 'Легенда о динозавре' в свою очередь научно-фантастический фильм о найденных живых динозаврах, а не о радиоактивных ящерах.
Сюжетных разветвлений 3: первое - это юноша Аоки, кочующий из компании в компанию и увлекающийся динозаврами; второе - девушка - Азу, ставшая впоследствии приемной матерью детеныша годзиллы; третье - собственно борьба с Годзиллой и создание Мехагодзиллы. Вначале каждое из этих ответвлений нам подается в отдельности, ну а затем сливается воедино и образует целостную картину. В Японии продолжается борьба с годзиллой и на этот раз военные и ученые создали в противовес живому существу ее робото-прототип Мехагодзиллу (кто бы сомневался, что годзиллу-робота создадут не кто иные как японцы). С этого и начинается фильм. Отталкиваясь от этого нам кратко рассказывают о сотруднике этой компании Аоки, сотруднице лаборатории Азу и вводят в фильм саму годзиллу. Тот кто смотрел 'Годзиллу' Эммериха сразу же отличит разницу. Если американец создал фильм цельный и последовательный, с грамотным развитием сюжета, то режиссер Токао Отавара нам демонстрирует полуклип. Такое ощущение, что сценарная группа собралась за одним столом из человек 10, и каждый, рассказав свою краткую идею-вставку для фильма, послужил созданием 10-минутного ролика, а Такао Отавара, соединив 10 роликов по 10 минут и слепил, собственно, как бы 'Легенду о динозавре 2'. Нам не успеют рассказать про Аоки, как тут же переключаются на раскопки, затем стремглав показана Азу, потом годзилла, затем снова Аоки и так далее... Не до конца проработано развитие сюжетных линий, они словно обрезаны.
Есть в фильме и парочка раздражителей. Это Азу, которая детенышу повторяла постоянно 'baby'. От этого 'baby', скозившего в каждом кадре с ней, после 12 раза начинало звенеть в ушах. Годзилла также преуспела в своем разговоре. Ее однотипный рев вначале устрашал и интриговал, но если учесть, что в кадре процентов 70 фильма видна только она, то однотипный рев начинал сводить с ума. Бесконечность возрождений годзиллы с того света это отдельная глава. Да, невооруженным глазом заметны особенности комбинированной съемки и макеты разрушаемых дорог и домов, но это ни капли не беспокоит, и относишься к таким моментам с пониманием, к тому же и снято все очень неплохо, ну а во многих моментах становится, по правде говоря, жутко. В фильме присутствует парочка удачных музыкальных нарезок, особенно хороша та, что звучит во время первого появления годзиллы в кадре. Музыка величественна и массивна, как и сама годзилла, появляющаяся из моря.
В главных ролях в фильме: Годзилла, Мехагодзилла и детеныш Годзиллы. Да, это так. Потому как персонажи-люди играют в фильме второстепенную роль. Игра японских актеров - характерная для почти всех их азиатских коллег. Снова гримасы, кривляния и разнообразная мимика - далеко не самый лучший образец их мастерства. В фильме поднято много различных тем, что делает его ярче и привлекательнее для зрителя: это военные действия (борьба с годзиллой), это и материнская любовь (Азу и детеныш), это и любовь между парнем и девушкой, это наука и техника.
Сам фильм очень интересный, даже сейчас, спустя 20 лет, но вопросов, таких как: зачем издавать ртом голос (скрип) Мехагодзилле, если он ни на что не влияет, почему создателем наплевать на людские жертвы (которые здесь не показаны) и на экономику страны, зато не наплевать на мотолет Аоки, как годзилла направляясь к центру города могла внезапно оказаться на острове в горах, как можно было не обратить внимание на диспропорции годзиллы, мехагодзиллы и ее запчастей, домов и гор, как мог птеродактиль своей энергией возродить мозг годзиллы? - элементарных вопросов по ляпам, которых здесь немеренно, можно задавать очень и очень долго. Но если не обращать внимание на эти многочисленные мелочи, то увлекательный и безотрывный просмотр триллера с элементами драмы и ужасов ожидает вас!
В общем, не сказать, чтоб мои надежды на лучшее после предыдущей части как-то особо оправдались. Третья Мехагодзилльская часть вообще и первая в эпохе Хейсей — далеко не самый худший фильм в запасниках Тоховского кайдзю, но и особо хвалить его как-то тоже не хочется. А всё потому, что, мало-помалу, качества кошмарной Сёва-эры перетягиваются в Хейсей.
Первое из таких — Тоховский гигантизм. Целых три монстра, не считая самого Годзиллы, и все трое дебютируют в Хейсее со своими новыми образами и ориджинами, а значит надо всех их раскрыть. Было ли это сделано? Ничего подобного.
Первое вернувшееся чудище — Родан. Его изменения коснулись в меньшей мере, а точнее не коснулись вообще. Про него тут даже и не говорят толком. Это всё тот же летающий голубь, производящий мощные порывы ветра крыльями. Это — самый ненужный и лишний монстр фильма. Вырезать его — не изменится ничего. Он тут только для количества. Что и выявляет ещё одно качество Сёвы — добавление монстров просто чтоб были, без всякой на то цели и без адекватной привязки к сюжету.
Второе чудище — вынесенный в название Мехагодзилла. Что ж, теперь роли поменялись. Если в Сёве Годзилла был добрый, а Меха злой, то тут всё с точностью да наоборот. Меха создана японским правительством для того, чтоб бороться с Годзилльей угрозой. Хотя я, наверное, поспешил называть Меху добрым, так как под конец там вообще всё не так очевидно, ну да и ладно. Костюм у робота, по сути, не претерпел изменений от слова совсем и полностью перекочевал из Сёвы. Но он и там был хорош, так что претензий никаких.
Третье вернувшееся чудище — Минилла — он же сын Годзиллы. О да, Тохо, спасибо, это именно то, что я ожидал от Хейсея! Ну на кой чёрт тащить в перезапуск трэш-элементы, которые были созданы только из-за бессилия и творческой импотенции авторов Сёвы? В Сёве Минилла воспринимался нормально только потому, что фильмы и так были ужасны, а тут хоть посмеяться было можно, но когда в мало чем запятнанный Хейсей тащат настолько огромный кусок грязи — это вызывает лишь боль в месте ниже спины. И на перетаскивание этого сыночка в… не то чтоб мрачную, но, скажем так, адекватно-нетрэшовую… атмосферу этой части без слёз не взглянешь, потому что только слёзы и возникают, когда из-за всех сил стараются сделать адекватной частью Годзилльего сеттинга то, что адекватным быть не может априори. Объяснили тут, откуда у Годзиллы сын? Кто мать? Откуда яйцо? Да ни черта подобного! То-то и оно.
Людская линия ужасна. По меркам Хейсея. В Сёве я б такое принял и назвал не самым худшим из того, что было, но в Хейсее это определённо самые худшие герои из всех, что были до этого. Пустота и уныние — вот их главный девиз. Лётчик-комик релиф и баба-врач, которая 15 раз за одну минуту орёт «малыш!» в адрес сына Годзиллы, из-за чего её всё время хотелось придушить или хотя бы просто заткнуть. Ну и девушка-экстрасенс, которая тоже здесь лишняя и добавлена лишь потому, что того требовала Хейсеевская традиция.
Единственное, что вытягивает фильм — сражения монстров. Чудища появляются уже минуте на десятой и никуда не деваются до самого конца хронометража. Причём они не просто присутствуют, а постоянно сражаются друг с другом. А когда не сражаются друг с другом, то разносят Японию. Бои эти и разрушения вышли занятные, но постановка, как и в прошлой части, очень сильно хромает. Настолько сильно, что уменьшает вдвое удовольствие, получаемое от увиденного. А это довольно-таки немалая потеря. Снимал бы Такао Окавара получше и поэффектней, того гляди, ленту можно было бы спасти, а так имеем то, что имеем.
Хотя ладно, я утаиваю ещё одну хорошую черту картины — смысловую составляющую. Поднимаются неплохие, интересные темы и моральные дилеммы. Причём они в основном не проговариваются напрямую прямо в лоб. Бывает порою, но не шибко часто. Одна из сцен даже демонстрируют неплохую драму. Того и гляди, реально на эмоции бы пробила, не будь эта сцена связана с Миниллой.
Ещё чего не хватает, так это разнообразия. Если б уж и делали трэш, то делали бы на полную катушку. В «Годзилле против Кинга Гидоры», который после двух последующих частей кажется невероятным шедевром, были люди из будущего и путешествия во времени. Здесь нет ни черта, кроме монстро-баталий и людской линии со сценами ухода за чёртовым Миниллой. Если б в Сёве мне встретился подобный фильм, с незатихающими кайдзю-сражениями (а это — именно такой фильм), я, имеющий горький опыт в духе «Годзиллы против Гайгана», незамедлительно и без всяких вопросов впендюрил бы «7». Но не в этот раз. Видимо, «Годзилла против Кинга Гидоры» приручила меня к cлишком хорошему по меркам Тохо кайдзю. К добру или к худу.
В общем, что могу сказать в заключение? Помимо отсутствия разнообразия, лента имеет целый ряд проблем, которые все до единого перекочевали из Сёвы. Лишние элементы, добавление контента только для количества, Минилла, убогая людская линия, плохая постановка (хотя ладно, это единственный недостаток, не свойственный Сёве), отсутствие разнообразия. Смысловая составляющая и монстро-баталии хоть и вышли неплохими, но отрицательные впечатления у меня всё-таки превысили положительные. Кстати, хорошая смысловая составляющая и монстро-баталии — черты, свойственные Хейсею. Тому самому, настоящему Хейсею, когда в него ещё не начала пускать свои поганые корни предыдущая эра. Интересно, что в итоге победит — Хейсей или Сёва? Вернёт ли новая эра независимость и своё гордое знамя, или предыдущая полностью поглотит её, и Хейсей превратится всего-навсего в ещё одну Сёву? Что ж, время покажет, остаётся только смотреть дальше.
Изначально студия Toho планировала снять ремейк фильма 1962 года, «Кинг-Конг против Годзиллы». Однако владельцы прав на Кинг-Конга Turner Entertainment запросили слишком большую сумму за использование своего персонажа. Тогда в студии подумали об использовании механического Кинг-Конга, который был в фильме «Побег Кинг Конга». Но и от этой идеи было решено отказаться, поскольку существовала опасность разбирательств в суде. В итоге Toho решили сделать ремейк другой картины – «Годзилла против МехаГодзиллы» 1974 года. Именно ремейк, а никакое не продолжение, поскольку с оригиналом, эту часть ничто не связывало.
С монстрами в этом фильме полный порядок – Годзилла, Родан, Малыш, а также, разработанные людьми, Мехагодзилла и Гаруда. Целых пять монстров. Видимо, это было сделано в подарок к 10-летию Токийского Диснейленда, которое состоялось в 1993 году.
Костюм Годзиллы по сравнению с предыдущей частью изменений не претерпел. Родан по сравнению с бородатыми 60 и 70-ми стал выглядеть намного страшнее и реалистичнее. На мой взгляд, очень удачно изменилась внешность у Малыша Годзиллы. Теперь он стал больше походить на своего огромного родственника. В фантастике при создании монстров используется правило – «глаза отображают характер». У малыша в отличие от Годзиллы глаза большие и добрые, создают ощущение потерянного ребенка. Казалось бы ему невозможно не симпатизировать...
Однако этот образ крайне не понравился многим поклонникам Годзиллы, которые привыкли к его предыдущей версии – Миниллы (или Минья). Стоит полагать, что авторы согласились с этим мнением, поэтому в следующей части Малыш стал более походить на Миниллу.
Костюм Мехагодзиллы же стал самым удачным из всех используемых до этого механических монстров. Мехагодзилла был разработан на основе МехаКинг-Гидоры из фильма 1990 года «Годзилла против Кинга Гидоры». Нового робота оснастили кучей всевозможного оружия, а главным из них стал G-крашер, который был разработан для уничтожения второго мозга Годзиллы. Лучше промолчать о месте, где этот мозг находится.
Стоит упомянуть, что разработал МехаГодзиллу в фильме доктор Азимов. Нетрудно догадаться, что его явная отсылка к уроженцу поселка близ Смоленска, который в детстве переехал в США и стал известен на весь мир своими рассказами о роботах. Что ж в Годзилле доктор Азимов не только о роботах пишет, но и создает.
Акира Ифукубе вновь написал саундтрек к фильму, но учитывая, что с самого «рождения» Годзиллы в 1954 именно он писал музыку для большинства фильмов, ему пришлось лишь добавить несколько красок к старому материалу. Но насколько шикарно это получилось! Несомненно музыка является одним из главных украшений фильма. Не удивлюсь, если Ифукубе написал некоторые мелодии по мотивам творчества Бэзила Поледуриса, которому принадлежит авторство к музыкальным темам из «Конана-Варвара».
Режиссер Такао Окавага и постановщик спецэффектов Коити Кавакита продолжили свою удачную работу, которая началась в предыдущем фильме. Бои монстров и эффекты разрушений смотрятся на ура, учитывая, что фильм снимался на смешные по сегодняшним меркам деньги. Минимум компьютерных спецэффектов вообще идет фильму только в плюс.
По сюжету у многих возникают некоторые вопросы, например, чем вызвана психологическая связь Малыша и Родана. Объяснением этому служит то, что они оба долгое время пролежали на острове Адона, который был подвержен радиационным излучениям. Более того, Родан является «сводным братом» Малыша, поскольку, когда ученые нашли яйцо с Малышом, рядом валялась скорлупа от другого яйца. Вероятно, именно из него и вылупился Родан.
Другой вопрос возникает, когда Родан улетает с острова, на котором он в самом начале фильме проиграл бой Годзилле. Ведь, оказывается, птеранодон не просто выжил в схватке, у него появились и новые способности: свечение и лазерный луч. Он преобразовался в Огненного Родана, как объясняют японцы. Здесь тоже есть лазейка. Эти качества Родан получил в результате воздействия радиационного луча Годзиллы.
И Родан и Годзилла периодически по ходу фильма стараются «установить опекунство» (ведь по фактам они ему не родственники, Родан не является «братом» Малыша, как и Годзилла – «родителем») над Малышом, которого забрали в Японию ученые. Впервые в серии хэйсэй у монстров вновь появляются признаки антропоморфизма (человеческих качеств). Однако сам Малыш, являясь безобидным и беззащитным, боится своих «старших родственников» предпочитая общество людей.
Если «Годзилла против Мехагодзиллы» и не смог развить грандиозный успех предыдущей части, то во всяком случае этот фильм подтвердил высокий статус серии, заданный предыдущей лентой. Продолжение, «Годзилла против Космической Годзиллы», снималось уже без Окавагы и Ифукубе. Фильм попросту провалился в прокате, уступив своему конкуренту «Гамера: Защитник Вселенной».
В Toho поняли, что Годзилла уже исчерпал себя, поэтому Окавага и Ифукубе вернулись в фильме «Годзилла против Разрушителя», который поставил точку в истории Большого G, завершив эпоху хэйсэй, самый удачный период Годзиллы.
Годзилла и сын Годзиллы против Радона и Механического Годзиллы
По не совсем понятным причинам сценарист-новичок Ватару Мимура, который отметится следом ещё как минимум в сюжетах 5 кайдзю-фильмов, 4 из которых о Годзилле, решил связать новую картину не с предыдущим фильмом 1992 года о Батре и Мотре, а с фильмом «Годзилла против Кинга Гидоры» 1991, взяв за основу останки Меха-Гидоры, чтобы создать летательную боевую машину Гаруда и нового Меха-Годзиллу.
Предыдущий фильм был будто проигнорирован, однако из-за большого количества позитивных отзывов женской аудитории на предыдущую часть для всякой кавайной милоты продюсер Томоюки Танака обязал режиссёра внести в сюжет снова малыша-Годзиллу, сделав обаятельный ре-дизайн и добавив больше черт динозавра в его облик. Малыша даже зачем-то сделали травоядным, и вправду – момент с поеданием розы, пожалуй, очень забавный и трогательный.
По изначальному сценарию вместо Мехагодзиллы с атомным ящером сражаться должен был Механи-Конг, так как права на самого Конга были утеряны и замысел снять ремейк «Кинг Конга против Годзиллы» провалились. Картину в 1993 году вообще обещали сделать финальной в Хейсей-эре по двум причинам – из-за смерти Иширо Хонды, который так и не стал режиссёром этой картины, и из-за продажи прав студии TriStar в Голливуд.
Костюм Годзиллы был сильно изменён – поднят хвост, уменьшены плечи, ноги стали в разы худее и многое другое. Однако предыдущий – самый лучший из костюмов Годзи, из «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» 1992 был использован в ряде сцен сражений с Роданом, разрушения городов и даже перед финальными титрами. Так что по факту у нас тут аж 2 дизайна внешности, но на это мало кто обратит внимание.
После удачного возвращения на экраны Мотры и Гидоры студия решила более не придумывать новых монстров на этот раз, коими были, к примеру, Батра или Биолланте, а задействовать ре-дизайн популярных ранних персонажей – динозавра Родана (Радона) – гигантского птеранодона, получившего, наконец, достойную внешность и, собственно, Механического Годзиллы.
МехаГодзилла-2 при всём своём новом облике и дико крутом вооружении буквально раскланивается в оммажах своей старой версии. Тут вам и поворот головы на 180 градусов, и радужный луч из пасти, и даже противоречащий, казалось бы, логике – механический рёв.
Летательный аппарат Гаруда – по сути своеобразный истребитель с двумя пушками. Ничего особо выдающегося, но покруче «субмарины» Супер-Икс уж точно. Мастер спецэффектов Коичи Кавакита доказал студии, что способен делать мехов ещё в «Gunhead», ну а с монстрами и дизайнами, собственно, Годзи у Хейсей-эры проблем никогда и не было.
Даже обновлённый Малыш-Годзилла здесь сморится чуть более серьёзно и чуть менее анимашно, чем Доры из картины 1991 года и чем его же последующая версия из фильма 1994. По крайней мере, начало 90х имело каждый год по новому фильму о Годзилле! Вот же была эпоха!
Что же до человеческих персонажей – они здесь просто прекрасны. Толковый сценарий и образцовая режиссура не обделили вниманием даже ряд совсем уж побочных персонажей типа доктора Асимова или пилота-американки Сьюзан (между прочим Шелли Суини сыграет ещё аж в трёх фильмах о Годзилле и заодно в токусацу-сериале про кайдзю «Ультрамэн Тига»). Главные герои получились не менее яркими, чем в прошлой картине – лучшем фильме о Годзилле всех времён. А за счёт романтической линии, возможно, многим герои именно этого фильма запомнятся больше и лучше. Что ж, отношения механика-изобретателя и девушки-лаборантки тут и вправду очень забавно и интересно прописаны в своём развитии.
А вот из уже давно знакомых лиц в картине отметятся Кэндзи Сахара, Коити Уэда, Тадао Такашима, Акира Накао наоборот дебютирует здесь, а после снимется в огромном количестве кайдзю-картин, Юсуке Кавазу отметится в Хейсей-эре у студии-конкурента в фильмах о черепахе Гамере, туда с ним перекочует отсюда и Синобу Накаяма.
Что любопытно - игравшие миниатюрных фей в прошлой картине: Кейко Имамура и Саяка Осава здесь играют уже человеческих персонажей - девушек из центра парапсихологии, занимающихся одарёнными детишками. А вот уже в следующем фильме - они обе вновь дюймовочки Космос, чудеса! Ну, и, конечно же, лучший персонаж фильмов о Годзилле, в целом, девушка-телепат Мики Сайгуса уже совсем выросла и занимает важный и высокий пост среди всех, кто занимается обороной страны.
Родана, к слову, здесь уже не играл человек в костюме. На этот раз птеранодон был исключительно марионеткой кукловодов, в отличие от Годзиллы, его сына и его механической копии. Родан со своим тепловым лучом преподнесён невероятно эффектно, а заодно стал одним из самых живучих врагов Годзиллы. Да и врагов ли, учитывая, как и чем здесь всё оборачивается… Даже взаимоотношения монстров прописаны донельзя идеально! Кроме искреннего восхищения картина попросту ничего не вызывает.
В фильме задействовано огромное количество мэшапов – когда монстр движется на фоне реального города или среди настоящих домов, эпизодов с миниатюрами не так уж много, а количество военной техники практически сведено к минимуму из-за внимания к Гаруде и Мехагодзилле, как основному вооружению нынешней Японии в Джи-Форс (G-Force) – организации по борьбе с Годзиллой.
Ещё нельзя не отметить тот факт, что Годзилла здесь продолжает быть олицетворением ядерной войны, атомной бомбардировки и различного ужаса, в целом. Если в прошлом фильме за наиболее мрачные и суровые эпизоды отвечала, пожалуй, Батра, как ключевой злобный антагонист, то на этот раз уж Годзилле дали развернуться по-полной на всю катушку. Более злобный он разве что в фильме 2001 года.
Великолепные спецэффекты, детально проработанная мимика у всех чудовищ, натуралистично выглядящие костюмы, где и динозавры – как ящеры, и механизмы, как роботы. Новый Мехагодзилла и вовсе выше всяких похвал, есть даже эпизод, где он начинает плавиться.
Да и вообще запоминающихся сцен здесь просто пруд пруди – первое появление Радона, эпизод на стадионе, сцены с контейнером, появление Малыша из яйца и многое другое. Есть попросту потрясающие ракурсы в различных сценах экшена. Окавара – лучший постановщик фильмов о Годзилле за все годы существования короля монстров, превосходящий, пожалуй, даже Иширо Хонду, которому всё равно вечная память и огромное уважение за самый большой из всевозможных вклад в жанр.
Картина 1993 года сочетает в себе классические атрибуты кайдзю-истории, при этом оформляя всё вполне обновлённым и интересным сюжетом. Актуальность тех 90х не утрачена и по сей день, а в центре сюжета кроется даже не мораль, а философский вопрос об эре динозавров и эре человечества. Сколько мы будем ещё царствовать на планете? И не займут ли все континенты после нас вот такие чудовища типа Годзиллы, порождённые ядерными отходами и загрязнением окружающей среды?
Отличный фильм и даже несмотря на то, что моим любимым фильмом про Годзиллу является 'Годзилла против Мотры' (1992), этот по праву считаю таким же шедевром, практически ничем не уступающим. Возможно на меня повлияло еще то, что данную картину смотрел в детстве, а может здесь и иная причина, в частности, связанная с динамичным сюжетом, эффектными сражениями, что я безумно люблю во всех фильмах про Годзиллу.
Буквально с первых же минут нам показывают титры и Мехагодзиллу под динамичную, бодрую музыку, что уже подогревает интерес к данному творению. Затем же вступительные титры прекращаются и собственно говоря начинается сам фильм. Должен сказать, что сюжет получился очень интересным. Годзилла здесь сражается сразу с двумя противниками, плюс еще добавляется некий Малыш, который выступает в качестве мишени по отношению к Годзилле и Родану, желающими заполучить этого милого динозаврика.
Сражения и битвы выполнены на высшем уровне. Особенно понравилась первая встреча Годзиллы с Радоном на острове. И пускай по продолжительности вышло немного, однако какими ракурсами нам показывают этих монстров! Как красиво Радон взлетел со скалы и пролетел над водой, заставляя ту плескаться еще сильнее. Или же как эффектно он таранил Годзиллу и клевал ее по голове...Одним словом, браво!
Теперь хочется сказать о самом ящере. Образ Годзиллы вышел отличным, хотя здесь следует похвалить все фильмы Хэйсэя. На мой взгляд именно таким должен быть Годзилла: страшным, медлительным, жутким и малость симпатичным. В периоде Сева Годзилла был скорее забавным, нежели страшным. (Исключение составит лишь первый фильм). В Миллениуме же мне не нравится удлиненная форма носа Годзиллы. Хотя это уже идет дело вкуса, ибо у каждого свое представление о Годзилле, но лично мне он нравится именно по Хэйсэю.
Спецэффекты. Для 1993 года выполнены они превосходно. Разумеется сейчас при внимательном наблюдении можно заметить некие погрешности, но я предпочитаю не акцентировать на них внимание, ибо совершенно неуместно ругать в этом фильм, который по праву считается культовым и одним из лучших про Годзиллу. Я бы даже сказал иначе, что для 1993 года спецэффекты слишком хороши и я до сих пор удивлен некоторым сложным технически сценам.
Итог. Среди всех фильмов про Годзиллу 'Легенда о динозавре-2' у меня занимает почетное второе место. Действительно это очень интересный, захватывающий, атмосферный фильм. Постоянные сражения, взрывы только радуют глаз и заставляют меня еще раз окунуться в этот фантастический мир, полный монстров, роботов и разрушений, которые на сегодняшний день производят хороший эффект.
И вот, наконец-то, на пятом фильме второго периода царствования Годзиллы, стала наглядно вырисовывать проблема, которая назревала уже давно.
Да, очень похвально, что Хэйсэй все еще очень цельная и ярко выраженная франшиза (вы хотите увидеть смесь Диснеевских Marvel и DC Уорнеров? Тогда вас сюда), все фильмы которого связывает единая общая нить, которая не рвется, как бы не пинали или не пытались натянуть ее сценаристы, то и дело неумело переиначивающие исходную мифологию и скатывая все в ненужную мистику или нелогичную сумасшедшую фантастику.
Но беда в другом. Теперь, когда нужно было искать новый выход энергии заданного серьезного тона (и якобы реализма, но тут такая ахинея, что мне стыдно это слово употреблять), совсем не понимаешь, за чью сторону выступать, кому сочувствовать. Точнее, сочувствовать то хочется всем, но в этом и главная проблема. Нельзя так издеваться над чувствами зрителя и играть с его разумом.
С одной стороны, мы должны 'болеть' все за тех же за людей, ибо Годзи злюка и все крушит. С другой стороны, люди - треклятые выродки (даже рассказывать не хочется, какими иезуитскими и подлыми крысиными методами они пытались одолеть короля монстров), ведь Годзилла всего лишь хотел забрать своего сына, который, будучи одаренным наследником короля, в будущем создаст свою великую эпоху царствования - Миллениум. Даже ненароком вспомнился 'Сталинград' Бондарчука, где тоже сочувствуешь всем, но вся соль в том, что нацистов жалко гораздо больше русских, где последние представлены какими-то крысиными тварями, как люди в этой серии Годзиллы.
В этой битве чувств проигрывает зритель, чувствующий себя опустошенным. Только местный Хатико спасает положение - это настолько няшное существо, что все симпатии на его стороне. Выигрывают няшки.
Еще меня очень приятно удивила теперь уже прямо высказанная мысль о духовной солидарности монстров. Не, ну я понимаю, что очередной природный символизм и всякое такое, но когда два чудовища кромсают друг друга, а в конце, когда оба проиграли, один отдает свою энергию чтобы другой продолжил жить - это тоже несказанно няшно. И еще один гол в ворота людей.
А так, в общем-то, не очень все плохо. Фильм решили вернуть к истокам Хэйсэя, поставив батальные сцены в том же ураганном и эпическом духе, а конкретно как перезапуск мехагодзиллы фильм очень даже сносный. Намного приемлемей, чем надругательство над мифологией Кинга Гидоры. Только вот зачем цифра 2 в названии? Ну и ладно. Так то хотя бы не спутаешь, пусть это и не сиквел.
Кстати, в том же году на свет появятся знаменательные Power Rangers, которые практически полностью все свои особенности слизали с франшизы Годзи. Так что, добавлю еще в плюс то, что я снова могу здраво понимать, кто у кого 'заимствует' идеи.
Отличный фильм, один из моих любимых фильмов о Годзилле
Сюжет
С момента схватки Годзиллы с Меха-Гидорой останки киборга были подняты со дна океана, и на их основе в 1994 году было создано самое совершенное оружие по борьбе с Годзиллой – 120-метровый робот Мехагодзилла, работающий на ядерном реакторе и управляемый четырьмя пилотами. До появления Мехагодзиллы самым мощным оружием была Гаруда, чьё дальнейшее использование теперь встало под вопрос.
Инженер Гаруды Кадзума Аоки перечисляется в число пилотов-кандидатов на управление Мехагодзиллой.
В это время на острове Адона в Беринговом море совместная российско-японская экспедиция обнаруживает окаменелость птеранодона и огромное яйцо. Когда в лагере начинаются исследования, на остров прилетает чудовищных размеров птеранодон Родан, вылупившийся ранее из другого яйца под действием радиационного загрязнения. Родан пролетает над лагерем, создавая взмахами крыльев разрушительный вихрь, и в этот момент из моря появляется Годзилла. Члены экспедиции спасаются на вертолёте, увозимое яйцо при этом краснеет. Ящеры начинают сражение, но в итоге схватка оканчивается победой Годзиллы. Родан умирает, а Годзилла уходит в море.
В научном центре Киото учёный Омаэ, ведущий наблюдения за яйцом, замечает, что оно иногда начинает светиться красным цветом, и что эти перемены связаны с присутствием сотрудницы лаборатории Адзусы.
Новость о доставленном яйце быстро доходит до Кадзумы и он решительно приезжает в научный центр, намереваясь сделать несколько снимков. Там у него возникает конфликт с Адзусой, которая не позволяет ему вмешиваться в исследовательские работы, но перед уходом он тайком берёт с собой образец растения, найденного вместе с яйцом. Позже Кадзума встречается с Мики Саэгусой, и та чувствует, как растение что-то излучает. Это излучение оказывается музыкой. Как только её начинают воспроизводить, то с яйцом в лаборатории что-то начинает происходить, а потом из него на глазах у Адзусы, Мики, Кадзумы и Омаэ вылупляется детёныш годзиллазавра – сын Годзиллы. Малыш ведёт себя неагрессивно.
В это же время в Йоккаити появляется Годзилла. Помимо того, что он разрушает всё на своём пути, он постоянно подаёт голос, как будто кого-то зовёт. Навстречу Годзилле посылают Мехагодзиллу. Годзилла использует свой тепловой луч, но Мехагодзилла отражает его алмазным зеркалом и стреляет в ящера тремя лазерными пушками и мощной плазменной пушкой. Когда Годзилла начинает проигрывать, робот выстреливает в него лебёдками, по которым пускает электрические волны высокой мощности. Однако происходит непредвиденная неполадка системы, и ток начинает перекачиваться обратно. Двигатель перегревается и Мехагодзилла отключается. Годзилла роняет робота и направляется в Киото на поиски своего сына, но его прячут и Годзилла уходит.
Малыша Годзиллу перевозят в гараж, где, по одобрению властей, он будет жить в просторном вольере. Адзуса продолжает присматривать за Малышом. Во время одной из её смен её навещает Кадзума и показывает ей своего робота «птеранодона», который может летать. Вскоре приходит Мики со своими ученицами-экстрасенсами. Девочки начинают петь. По случайности они поют в той же тональности, что и та мелодия, под действием которой вылупился Малыш. Малышу это не нравится, он становится агрессивным и скрывается в вольере. Песня оказывает сильное влияние и на мертвого Родана, притаившегося на острове Адона: он оживает, приобретает новую силу и становится Огненным Роданом, способным извергать лиловый тепловой луч.
В это время на заседании властей публикуется результат исследования Малыша: в тазовой области у него присутствует второй мозг, следовательно, и у Годзиллы он тоже имеется. Новый план состоит в том, чтобы парализовать ящера выстрелом во второй мозг, а в качестве приманки использовать его сына. Адзуса, Кадзума и Мики протестуют, но они не в силах что-либо изменить. Впервые Мики видит в борьбе с Годзиллой отрицательную сторону. Малыша заводят в камеру перевозки, но он настолько боится, что Адзуса решает лететь вместе с ним. В это же время на Сендай нападает Родан. Опустошив город, он направляется на юг и перехватывает вертолёт с контейнером.
Происходит повторный запуск Мехагодзиллы, но на сей раз в воздух поднимается и Гаруда, так как по предложенной недавно идее Кадзумы можно осуществить состыковку Гаруды и Мехагодзиллы. Кадзума лично управляет Гарудой и пытается отвлечь спустившегося Родана от контейнера. Родан летит на него и Гаруда терпит крушение. Тогда в бой вступает Мехагодзилла. Он почти побеждает Родана, хотя при этом правая лазерная пушка ломается. Прилетают спасатели вместе с Омаэ и пытаются освободить из контейнера Адзусу. В это же время появляется Годзилла. Мехагодзилла начинает проигрывать, но объединяются с Гарудой в Супер-Мехагодзиллу, то парализует Годзиллу. Но когда, казалось, исход поединка разрешён, пробуждается чуть живой Родан. Он опускается на Годзиллу, дает ему энергии и ящер встает, уничтожив робота красным лучом.
После этого Годзилла подходит к Малышу. Тот сначала в страхе пытается убежать, но Мики телепатирует ему и Годзилле, что всё кончено и им ничто не угрожает. Кадзума, Адзуса и Омаэ наблюдают как Годзилла и Малыш уплывают в океан.
Сюжет очень понравился и получился интересным. Именно с этого фильма стоило брать пример Масааки Тэдзуке при создании ленты 'Годзилла:Токио С. О. С.' (2003).Есть в сюжете один косяк—Мики начинает защищать Годзиллу, так как видит в борьбе с ним отрицательную сторону, но особым минусом он не является.
9,5 из 10
Монстры
Годзилла как всегда отличный. Хорош и новый его дизайн. У него появилось новое сильное оружие, которое он использует в критических ситуациях—красно-оранжевый спиральный тепловой луч, которым он начал стрелять после того, как Родан дал ему свою энергию. Годзилла его применил в конце боя с Мехагодзиллой.
Родан тоже хорош. Его дизайн сделан отлично.
Малыш Годзилла, новый сын Годзиллы реально крут. Это не Минилла из фильма 'Сын Годзиллы' (1967).Минилла мне не понравился, а вот Малыш замечателен.
Теперь про главного противника Годзиллы. Король Монстров вновь столкнулся со своим механическим аналогом, с которым уже бился в фильмах 1974 и 1975 годов. Хоть Мехагодзилла уже реалистичнее, но в остальном его новый костюм проигрывает старому. Дизайн Мехагодзиллы убогий:Морда как у собаки, очень короткий медвежий хвост и дебильные мелкие шипы—вот минусы.
7 из 10
Спецэффекты
Стоит отметить новый спиральный тепловой луч Годзиллы красно-оранжевого цвета. Он получился просто великолепно. Старый синий луч тоже отлично сделан. Луч радужного цвета из пасти Мехагодзиллы тоже хорошо сделан. Классно получились плазменные гранаты Мехагодзиллы. Взрывы и разрушения получились хорошо. Новый луч Родана также классный.
9,5 из 10
Актерская игра
Актеры сыграли хорошо, претензий нет. В этот раз, к счастью, опять без кривляний.
10 из 10
Режиссерская работа
В фильме есть немного ляпов, но в целом Окавара справился хорошо.
8 из 10
Музыка
Акира Ифукубэ порадовал отличным саундтреком к фильму. Понравились как старые музыкальные темы Годзиллы и Родана, так и новые музыкальные темы Мехагодзиллы и Малыша.
10 из 10
Реалистичность
Часто видно, что монстры—куклы, но они реалистичнее, чем в предыдущих фильмах. Зато спецэффекты и декорации очень реалистичны.
8 из 10
Не шедевр, но все таки отличный фильм про Годзиллу. Для всех любителей Годзиллы к просмотру обязателен.
После малорадостного и довольно странного фильма «Годзилла против Мотры: Битва за Землю» начинающий режиссёр Такао Окавара решает вернуть киновселенной Годзиллы лёгкость, обращаясь к снятому ранее «Годзилле против Кинга Гидоры». И вновь для очередной части о гигантском ящере взоры создателей обратились к периоду Сёва, откуда позаимствовали сразу трёх чудовищ – Родана, Мехагодзиллу и даже новорождённого родича Годзиллы.
Первое, за что фильму стоит отдать должное, это учёт технических ошибок, сделанных в предыдущей части, где искусственные здания так и бросались в глаза. В «Годзилле против Мехагодзиллы 2» компьютерные и визуальные эффекты стали намного качественнее, а эпизоды с монстрами даже по нынешним меркам выглядят достоверно, начиная от схватки Годзиллы и Родана на скалистом побережье и заканчивая зрелищным противостоянием с Мехагодзиллой посреди небоскрёбов. Но хоть название фильма и намекает на связь с «Годзиллой против Мехагодзиллы» 1974 года, этот новый робот совершенно другой. Теперь это не беспощадная инопланетная машина-убийца, а созданный людьми механизм для защиты от гигантских монстров. И он великолепен! Многие после просмотра захотят управлять таким чудом, равно как и роботом-птеранодоном, сконструированным Кадзумой.
Что же касается Родана, то истинные фанаты получат большое удовольствие от возвращения этого персонажа, в очередной раз напоминающего о доисторических временах, когда на Земле не было места для нас – людей. С огромным птерозавром в этом фильме происходит преображение, которое тоже приведёт поклонников в восторг.
В тени этих трёх гигантов разворачивается сюжетная линия с Малышом-Годзиллой, вылупляющимся из яйца в лаборатории. В отличие от Миниллы из «Сына Годзиллы», этот персонаж действительно напоминает динозавров, но больше всего – его родителя, будь он приёмным или родным. На момент 1993 года бум вокруг компьютерной графики только-только начался, поэтому неудивительно, что для создания всех чудовищ в Японии продолжали использовать макеты и костюмы. И это придаёт фильму ощущение неподдельной реальности, которую не сможет подменить никакая графика.
В центре всех событий находится Кадзума Аоки, превосходно сыгранный Масахиро Такасимой. Мотивы и характер этого персонажа многим покажутся знакомыми. Жизнь многогранна, и можно быть одновременно пилотом, инженером и просто хорошим парнем, не бросающим друзей в беде и не забывающим всегда о своём хобби. Риоко Сано отлично сыграла Адзусу, которой приходится временно взять на себя опеку над «очень большим ребёнком», а Мегуми Одака по-прежнему неподражаема в роли Мики Саегусы, ставшей постоянным персонажем во франшизе начиная ещё с «Годзиллы против Биолланте». Именно благодаря Мики в «Годзилле против Мехагодзиллы 2» совершенно меняется взгляд на Годзиллу. В очередной раз человечество встаёт перед неоспоримой истиной, что жизнь в любом её проявлении, даже искажённом, имеет право на существование. И кто мы такие, чтобы нарушать эту гармонию? Мы можем попробовать вмешаться, повернуть всё вспять, уничтожить, наконец. Но в итоге окажемся у дымящихся развалин, а перед нами возвысится Годзилла и вся длительная история нашей планеты, в которой нам пока что отведено лишь мгновение.
Такао Окавара постарался вернуть Годзиллу в привычное для зрителей восприятие времён шестидесятых и семидесятых годов. Нельзя сказать, что он справился с этой задачей, так как привнёс много нового, но именно это и делает «Годзиллу против Мехагодзиллы 2» особенным фильмом, который обрадует любых зрителей, а не только фанатов. Десять баллов, и ничуть не меньше:
10 из 10
P. S. И всё-таки невозможно сдержать вздох от того, что наши переводчики выпустили у нас фильм под названием «Легенда о динозавре 2».