Сериал Жоры Крыжовникова «Слово пацана. Кровь на асфальте» о криминальных группировках Казани 1980-х стал одним из главных (если не самым главным) телепроектов 2023 года, чей успех вне всякого сомнения можно назвать феноменальным.
По степени влияния на аудиторию и масштабов обсуждения этот сериал уместно сравнить с той же «Бригадой», поделившей когда-то аудиторию на тех, кому понравилась гангстерская сага о четырёх друзьях-бандитах, и тех, кто высказался против романтизации преступного мира. Сыгравшие главные роли доселе никому не известные актёры вмиг стали звёздами, а в народ вернулась мода на 90-е с их музыкой, стилем в одежде, фильмами. Были разумеется и негативные примеры такой «славы», когда современные школьники начали скалачивать банды и нападать толпой на прохожих. И даже когда сериал продолжал еженедельно выходить в онлайн-кинотеатрах Wink и Start началась самая настоящая кампания по запрету «Слова пацана», которая ещё больше подогревала интерес населения по отношению к сериалу. «Вишенкой на торте» стал «слив» в Интернете последних двух серий (из-за чего вся съёмочная группа была вынуждена переснять практически целиком финал, чтобы успеть выпустить это по расписанию). В общем, одни ругают, другие хвалят, но, тем не менее, продолжают обсуждать то, что вызвала общественный резонанс.
Спустя более, чем полгода после финала истории (и нескольких месяцев после завершения показа на НТВ) в Wink и Start состоялась премьера документального фильма о создании сериала. Это вполне себе нормальная практика в киноиндустрии выдавать подобное для наиболее любопытных зрителей, у которых остались какие-то вопросы после просмотра. Вот только хронометраж получился слишком маленьким для такого масштабного проекта. И это не могло не повлиять на мои впечатления от просмотра.
На первый взгляд, «Слово пацана. Кровь на асфальте. Фильм о фильме» Анны Веселовой затрагивает очень интересные темы. Тут и «казанский феномен», и прототипы главных героев, и кастинг, и перфекционизм Жоры Крыжовникова, и проблема «отцов и детей», и рассказ о том, как переделывали финал, и странное проявление народного признания сериала. Вот только сложилось впечатление, будто нам тему накинули, а развить - не развили. Поскольку с момента премьеры прошло уже много времени, то часть принявших участие в данном фильме актёров (Сергей Бурунов, Рузиль Минекаев, Анна Пересильд, Слава Копейкин, Лев Зулькарнаев, Ярослав Могильников) уже в различных интервью в ютуб-каналах и на ТВ сумели более подробней рассказать про всё то, о чём они здесь лишь бегло прошлись. И это я считаю самым главным «просчётом» создателей. Всё-таки нужно было доводить формат до 1,5 часового фильма, а не довольствоваться 47-минутной доп. серией. К тому же выйди этот фильм в прошлом году в декабре, уверен, что его точно посмотрели бы гораздо больше людей, чем сейчас, когда основной «хайп» начал стихать.
6 из 10