Картину решили посетить после красочных трейлеров на одном из сеансов в кинотеатре. Так совпало, что на фильм мы пошли втроём, с невестой и её сестрой, которая по совпадению геолог - по образованию, призванию и профессии. Скажу сразу, что фильм поглотил мгновенно и безвозвратно на все три часа... Удивительное изображение увлеченных работой людей в не менее удивительных по красоте местах нашей необъятной родины! Эмоции у меня били ключом, выплёскивались через край! Эти места - это другая планета, эти герои - это люди, сознание которых не имеет ничего общего с сознанием той массы большинства урбанизированного общество, которое населяет наши города и веси! Это увлеченные, отдающие себя до последней капли работе люди! Да, пусть это всё на грани фанатизма! Да, некоторые из них не создали семей и положили свою жизнь, погибли! Но это то, чего так не хватает нам, людям современным и попавшим в водоворот современной жизни с её искушениями, пороками, лёгкими удовольствиями и порой сомнительными ценностями! В этом фильме находишь подтверждение своим (порой случайным и сиюминутным) мыслям, что жизнь - это куда больше, куда грандиознее и масштабнее, чем просто расписание, соревнование, карьера, потребление всяческих благ с целью утешения своих плотских чувств и потребностей!
А эти люди! Это ведь те люди, про которых пел Высоцкий! Люди сложных профессий, люди лишений, преодолений, люди гор! Люди, в головах которых вся философия Вселенной! Люди, в которых есть что-то, что можно прочитать в мудром лице старика Кьяе. И я не хочу верить, что среди них могли затесаться люди случайные и способные на предательство! Это просто невозможно! Слишком много отдано каждым из них, чтобы это можно было оценить цветной бумагой!
Я бы хотел жить в обществе, где именно такие люди! И благо, что они есть среди нас. Хочется верить, что за такими людьми будущее, светлое будущее!
Невероятная картина! Большое спасибо всем тем, кто принял участие в её создании! Глоток свежего воздуха, которого так не хватало! Другого названия для рецензии просто не смог подобрать. Эта картина, которую я обязательно пересмотрю.. . в ней есть та истина, которую нужно 'пережевывать' раз за разом, чтобы движения мозга превратились в рефлекс, чтобы эта истина стала частью человеческой природы.
Обязательно прочитаю книгу.
О минусах говорит не хочу. Они, на мой взгляд, есть, но не суть.
В первую очередь для многих 'Территория' – это роман Олега Куваева, и только потом – одноимённая экранизация Александра Мельника. Так что же это за роман такой, будто бы всплывший из пучины небытия и, благодаря опытным манёврам режиссёра, заставивший вновь говорить о себе?
Это роман-путешествие. Роман-открытие. Роман-жизнь. Роман о людях, которые не побоялись бросить всё, вырваться из заточения бетонных коробок и уйти на Крайний Север, в холод и неизвестность, чтобы сохранить тлеющий огонёк в груди, вопреки здравому смыслу разгоревшийся ярким пламенем в условиях, близких к нечеловеческим.
Книга о героях с обветренными лицами и свинцовой тяжестью во взгляде, живших во времени, когда в понятия 'труд', 'честь', 'долг' и 'совесть' вкладывали нечто большее, чем сейчас. О людях, про которых сегодня несправедливо забыли, а тех, кто хочет пойти по их следам сквозь податливую мякоть талого снега, становится всё меньше и меньше. О первопроходцах. О геологах.
Олег Куваев написал книгу 'без прикрас', показал жизнь геологов такой, какая она есть (будучи сам представителем этой благородной профессии), со всеми её трудностями, лишениями, а от этого – невозможными красотами и непередаваемой романтикой. Хотя сам Куваев утверждал, что романтика – не для него, а для пижонов. В книге её и нет совсем: она – о всепоглощающей страсти человека к своему делу.
Роман уже экранизировали в 1978 году, через пять лет после написания, а почти сорок лет спустя Александр Мельник взялся за эту задачу снова. Он потратил полтора года и девяносто пять тысяч метров плёнки, прежде чем всё получилось.
Территория – это место, где природа проверяет людей на прочность. Место, которому способен бросить вызов далеко не каждый. На дворе – 1960 год. Крайний Северо-Восток. Война истощила нашу страну. Для того чтобы, подобно фениксу, воспрянуть из пепла, ей необходимо золото, однако всё, что даёт Территория, – это олово. Несмотря на это, главный герой картины, инженер и геолог Илья Чинков, уверен в том, что золото здесь есть: стоит только поискать. Чинков ставит перед собой, кажется, непосильную задачу: найти драгоценный металл за один полевой сезон. Но ему требуется настоящая команда – люди, которые верят в него, верят в Территорию, верят в золото.
По случайному (или нет?) стечению обстоятельств Александр Мельник по образованию гидролог, он успел поработать в море Лаптевых. По словам режиссёра, Север очаровал его ещё на первом курсе, когда он уехал в стройотряд в Магаданскую область, а после – оказался на полярной станции. Уже тогда Александр не уставал поражаться той красоте, которую таит в себе наша страна.
В то же время для Григория Добрыгина – актёра, исполнившего главную роль, – фильм стал настоящим испытанием, но он хотел пройти его сам, чтобы было что рассказать детям, было чем гордиться. Своеобразный вызов самому себе. И это он плавал чуть ли не в ледяной воде, это он бежал в резиновых сапогах на босу ногу по 'косе', стирая пятки до кровавых мозолей и хлюпая водой, и это он упал в конце без сил – потому что они правда кончились, а не потому, что так было написано в сценарии.
Александр Мельник признаётся, что можно было бы задействовать дублёров в некоторых моментах, сделать всё эффектно, красиво и 'по-американски', но это бы противоречило концепции фильма, нарушило бы его целостность и общую картину. Кстати, режиссёр рассказал, что один из дублёров на съёмках сломал ноги по собственной глупости. На плато Путорана (место, где шли съёмки) проходили учения МЧС, он вызвался полететь с ними, повёл себя неосторожно, спрыгнув на ледник, чтобы сделать фотографию, поскользнулся и съехал вниз. В итоге спасательная операция заняла около шести часов. Ещё несколько дней ждали вертолёт.
К слову, не обошлось и без других инцидентов: к примеру, во время съёмок дикие медведи задрали трёх 'съёмочных' оленей.
Первый фильм Александра Мельника – 'Новая земля' – встретили противоречивыми отзывами, однако с 'Территорией', по словам самого творца, эта картина ничего общего не имеет.
– Если 'Новая земля' – это манифест, то здесь мне хотелось распахнуть окно в мир, в котором мы жили раньше и о котором незаслуженно позабыли. Конечно, может быть, что эти два фильма сопрягаются между собой, но я не думал об этом. Вообще, мы живём в эпоху постмодернизма, когда нужно всё, что есть, разрушить и уничтожить. Наша картина – попытка показать, что у нас есть ещё некий путь развития, который я не могу определить, как называется. Альтернатива постмодернистскому сознанию.
Помимо этого, Александр Мельник отметил, что это кино помогает единению между младшим и старшим поколением: если не решает проблему отцов и детей, то хотя бы пытается её нивелировать. Он рассказал, как на один из показов в другом городе пришла девушка лет восемнадцати со своим дедушкой, который оказался заслуженным геологом.
– Я был уверен, что она ничего не знает ни о его молодости, ни о его профессии. Но после этого фильма в ней проснулся интерес. Это очень важный посыл фильма, я считаю.
В фильме – край суровый, но безумно красивый. Режиссёр рассказывает, что за время съёмок кино актёры стали настоящими полярниками, – это читалось в их взгляде каждый раз, когда утром они выходили на мороз из палатки, когда за завтраком ели из общего котла, когда с цивилизацией их связывали всего три спутниковых телефона.
Красоты Путорана, необузданная природа и первобытный восторг – это то, что чувствуешь во время просмотра фильма. Словно глоток свежего горного воздуха среди пыльного, забитого смогом города. Может быть, он пробудит до сего момента дремавших Чинковых внутри множества людей, которым осточертела по минутам расписанная жизнь, и они – как и их предшественники после выхода романа, – если не все, то хотя бы некоторые, уедут на Северо-Восток нашей страны, в лоно дикой природы. Не за золотом. Просто потому, что холодный арктический ветер, из-за которого за несколько часов грубеет лицо, – это именно того, чего им так не хватало.
Мне даже обидно, что большое и красивое кино оказалось таким незаметным. Это неправильно, нечестно. Так нельзя обращаться с подобного рода фильмами.
Я не знаю, как примерно две сотни написавших о фильме свое мнение о нем узнали, но я открыла его только сегодня. Я потрясена в хорошем смысле, конечно. Во-первых, в нем есть авантюризм и вера в себя, в команду, в идею. Мне кажется, что эти черты пришли из советского кинематографа. И там с позиции нашего восприятия она выглядят наивной патриотической пропагандой, а в «Территории» они видоизменились, трансформировались, но гордость за страну, за историю, за прекрасных актеров, режиссера и весь отечественный кинематограф все равно наступает. И это приятное и дорогое чувство, которое давно было потеряно. Наверное, даже не возникало никогда.
Второй запоминающийся момент – некая приятная созерцательность повествования. Да, местами сюжет напряженный, но он не рвет душу, есть в нем плавность и мягкость. Я бы даже сказала, уютность.
«Территория» - невероятное кино о советском прошлом, очень красивое, очень личное. И в то же время оно большое в стремлении показать тяжелую историю страны, которую создают обычные люди, но живущие мечтой.
Атмосферная и красивая картина... Фильм снят по роману Олега Куваева - советского геолога и писателя. Золотоискатели и геологи - романтики кочевой жизни - это все основные обитатели Территории, которые объединяются в поисках золота, поставя на карту все, включая собственные жизни...
В первую очередь, что бросается в глаза - это впечатляющие масштабы, география съемок и конечно же красоты снимаемых мест, а именно Красноярского края и Чукотки. Операторская работа тут просто на высоте и не мудрено, что она ставиться во главу угла, и затмевает собой все остальное.
На выходе мы имеем очень атмосферное, спокойное, медитативное, в меру философское и поэтичное кино о нелегкой работе геологов в порой суровых и опасных для жизни условиях, в которое сразу погружаешься с головой и пропадаешь там до самого конца.
Отдельно хочется отметить музыкальную составляющую фильма, состоящую преимущественно из бардовских песен, плюс нежно-воздушный кавер песни Autum Leaves от Эрика Клэптона, влияющую на настроение и атмосферу фильма.
Хороший российский фильм с прекрасной панорамной съемкой.
Территория - фильм, получивший широкую рекламу, фильм, на который русские люди смотрят с надеждой увидеть что-то то стоящее в очередном детище российского кинематографа. Хорош ли он, сейчас разберемся.
С самого начала просмотра я начал проводить параллели с уже просмотренными отечественными фильмами такого типа. На ум пришла только 'Новая Земля', да и не случайно, ведь оба фильма являются работой одного режиссера - Александра Мельника. Как и в своей первой работе, в этой он выложился на все 100%.
Фильм снят по роману Олега Куваева 'Территория'. К своему стыду, вынужден признаться, что я его не читал. Но, судя по самой киноленте, думаю, что роман экранизирован достойно.
Место для съемок было выбрано уникальное - плато Путорана - Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Виды, снятые там, завораживают. Думаю, многие помнят 'Невероятную жизнь Уолтера Митти'. Большинству она запомнилась именно показанными там пейзажами Исландии, Гренландии и Гималаев. Пейзажи, показанные здесь, ничуть не уступает, а в некоторых эпизодах и превосходят те. Видеть поистине бескрайние просторы русского севера, чувствовать дух тундры - это дорогого стоит. Особенно поражают сцены, снятые с вертолета, когда камера медленно отходит от человека и поднимается ввысь, оставляя его одного на бескрайнем просторе. Люди, которые действительно работали в разведке месторождений, достойны уважения. Немногие бы смогли так самоотверженно пересечь эти бесконечные земли, зная, что кроме них самих им надеяться не на кого.
Вторая вещь, которая радует глаз - реализм. Геологи показаны такими, какие они есть. Поскольку они работают в тяжелых условиях, вдали от цивилизации, то можно забыть про опрятный вид. Их манеры говорить, двигаться и держать себя показаны замечательно. Игра актеров не вызывает абсолютно никаких вопросов к человеку, их набиравшего. Отдельное спасибо хочется сказать за то, что авторы освободили нас от бремени лицезреть второсортных актеров из плоских телевизионных сериалов.
Но несмотря на то, что здесь прекрасные пейзажи и хорошие актеры, фильм, в целом, скучноват. Он длится 2,5 часа и за это время успевает наскучить. Временами сцены слишком долги, а действия и вообще заторможены. Все решения принимаются медленно, а их реализация еще более затянута. Но это и понятно. Фильм снят в одном из самых труднодоступных регионов не только России, но и мира. И расстояния на севере измеряются по другому. То есть маршрут в 500 км - не проблема. Подождать 2-ое суток - легко. И самое удивительное, что несмотря на такие масштабы переходов и времени в пути, люди еще успевают работать. Но платой за такие масштабы является снижение насыщенности фильма действиями.
В целом кинолента получилась очень даже ничего. Особенно она понравится людям с естественнонаучным образованием. В фильме много терминов из геологии, поэтому человек, их знающий, может почувствовать себя просвещенным, в отличие от обывателей в кинозале. Но и обычному зрителю можно посмотреть фильм и насладиться показанными пейзажами. Здесь нет сильной драмы, нет глупых шуток и бесконечных перестрелок. Это тот фильм, который можно посмотреть вечером, не напрягаясь. Так что если вы ищите фильм именно такого типа, то он вам понравится.
Общая оценка: хороший(!) российский фильм, с красивой панорамной съемкой.
Тот случай, когда оценку 10 можно поставить только оператору...
Впервые увидев трейлер фильма «Территория» в кинотеатре, я сразу же загорелась идеей его посмотреть и ждала выхода картины с большим нетерпением. Меня поразили и очаровали виды природы, порадовал актерский состав, вдохновила тема фильма – истории про геологов я еще не смотрела. Но, как это часто со мной бывает в последнее время, фильм оставил очень смешанные впечатления. Меня не покидает ощущение, что могло получиться намного лучше.
Сразу оговорюсь, что операторская работа, бесспорно, заслуживает самой высокой оценки. Наверно, у всех зрителей в зале при просмотре проснулся дух авантюризма, и захотелось пойти в поход по таким красивым, непривычным для жителя мегаполиса уголкам нашей необъятной Родины. У нас просто перехватывало дыхание от увиденного, хочется поблагодарить создателей за почти три часа визуального удовольствия.
И как же лично мне обидно, что красивые кадры все же не спасают фильм, который беспощадно губит рваный сюжет, недосказанность и совершенно неестественные, мертвые диалоги. Я часто ловила себя на мысли, что понимаю отдельные слова, но не понимаю сути разговоров, мне даже местами было страшно от этого ощущения. Люди так не разговаривают и не разговаривали. Хорошо прописанные диалоги, лично для меня – это половина успеха фильма, так как во многом благодаря им ты веришь происходящему на большом экране или нет, не говоря уже о том, что по ним складывается представление о героях.
Сюжет в подробностях описать еще более сложно, а как тяжело было за ним следить… Нет, вкратце как раз все понятно – это фильм о геологах, которые несмотря на многие препятствия ищут золото Территории, ищут ради блага своей страны и во исполнение мечты, а не для личного обогащения (за одним единственным исключением). Но когда ты пытаешься уловить развитие деталей сюжета, почему-то возникает много вопросов. Кто-то постоянно куда идет – зачем? Почему? Куда именно? Почему геологи постоянно ходят по одному, это же нелогично и очень опасно? Зачем переходить реку вброд в такую влажную и холодную погоду? Какова цель, что нашел Баклаков на другом берегу, и что именно он искал?.. Как и когда Монголов успел познакомиться со своей будущей женой и почему у нее такое прозвище? Чинков – положительный персонаж, или просто неприятный тип? Чем занимается журналистка, помимо флирта с мужчинами? И это лишь небольшая часть вопросов, которые у меня возникли.
Я думаю, ответы я найду в книге, которую обязательно прочитаю. Но фильм тоже должен оставлять целостную картинку. Мне так хотелось по-настоящему погрузиться в атмосферу картины, сама задумка чудо как хороша. Это фильм о настоящих мужчинах, о людях благороднейшей профессии, о тех, кто «не трусит жить по мечте». Нам сейчас действительно не хватает таких историй на фоне обилия блокбастеров с выдуманными героями и надуманными страстями. Как жаль, что создатели где-то недоработали и с чем-то не совсем справились. Очень, очень жаль.
Тем не менее, я очень рада, что посмотрела «Территорию» на большом экране. Увиденные кадры нашей прекрасной природы навсегда останутся в моей памяти. Рекомендовать его к просмотру всем и каждому я бы, конечно, не стала – это картина на любителя. Но я уверена, свою аудиторию фильм обязательно найдет. Низкий поклон геологам и настоящим мужчинам.
«Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?»
'Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?'
С этими рефлексивными философскими вопросами уходит киноман в свою реальную жизнь после просмотра фильма. Почти 3 часа в сюжете режиссёр нам показывают красоту Севера и ее природы; сплетения судеб героев, которые ищут золото в трудный исторический период для нашей страны. Плюс все усугубляется грубостью тех условий и суровыми законами местной природы. Предпоследний авантюрист - философ (Гурин), простодушный добряк путешественник (Баклаков), яростный предвозмогатель (Чинков), мелкие, но важные звенья цепи (Апрятин и Кефир). Всех их объединяет работа, труд за общее дело, и не во имя денег или славы; честь и долг, сидящий в сущности человека; неизбежность сложных решений; вера в общую идею, где честность перед собой побеждает вранье.
Центральный предмет фильма - деятельность человеческая, во имя того непознанного, ради чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Фильм на примере геологов раскрывает суть жизни, и тут же спрашивает киномана 'А ты где был все эти годы и чем занимался? Доволен ли ты собой?'
Фраза 'Почему многие хотели жить, но так и не сумели?' тоже заставляет задуматься о многом. Режиссёр Мельник смог в полной мере показать картину того времени, раскрыть важность профессий геологов и инженеров, подчеркнуть ценности людей и их устремления, запечатлеть красоту природы Севера, и при этом снять глубокий философский фильм, вдохновляющий на многое каждого после просмотра.
Пишу и стираю. Не хватает моего словарного запаса передать, какое впечатление производит этот фильм. Он живой, шершавый, настоящий, теплый, жестокий, простой, романтичный, красивый? Это шедевр! Он заставляет думать о псевдо-ценностях, о побеге из бетонных коробок, о мечтах. Я не могу представить человека, что останется равнодушным. В нем есть и тепло пары кадров закопченного чайника в тундре, и счастье оставаться живым, и радость от кружки коньяка, и ветер, и облака в сопках, и алчность людей, и идейность, и любовь, и честь, и желание быть верным мечте... это можно перечислять бесконечно. После 'Территории' в городе тошно, душно и грустно. После 'Территории' я не могла дышать, мне хотелось плакать и кричать, мне хотелось на край света. Эти мысли, эти эмоции, я словно снова сьездила на край света и у каждого свой предел. Огромное спасибо автору! Я восхищена.
Мои родственники (с которыми я тесно общаюсь) живут на Территории
Я общался с геологами, работавшими в 1950-х годах
Я хожу в одиночку по Саянам
А теперь рецензия
Фильм оставил неоднозначное впечатление из-за диссонанса формы и содержания.
С точки зрения формы - все великолепно. Тут фильм получает заслуженное 'пять'. Эпично, грандиозно, красиво, масштабно - все эти понятия к нему применимы. Великолепна операторская работа. Хороша работа режиссера...
Почему же не великолепна?
Да потому что с точки зрения содержания фильм получился по-голливудски красивым, лощеным, глянцевым, гламурным...
Женщина в этом фильме ухожена и прекрасна. Мужчины в этом фильме суровы и прекрасны. И даже бороды в этом фильме ухожены и прекрасны...
А знаете ли вы, что жители Севера порой даже роман Олега Куваева ругали за избыточную, на их взгляд, романтичность? Трудно представить, что они могут сказать про фильм...
В общем, не удивлюсь, если после просмотра фильма (тем более, весна, потеплело) многие рванут на Дальний Восток - ведь он так прекрасен! Да, суров, но красиво суров!
...и вот, ослепнув от мошки, сбив ноги в кровь, закоптившись у костра, замерзнув на перевале, с матами (да, я уверен, что в отчаянии они будут материться) эти люди будут рваться обратно - к ванной и чистой простыне...
Уж больно красивым получился фильм.
Но я не собираюсь упрекать в чем-то режиссера. К сожалению, дух Голливуда слишком въедлив, что ли. Голливуд не любит крайностей, он избегает подходить к краю. Поэтому зло там наказывается, герой вознаграждается, а трудности поэтизируются.
Вот именно это и произошло с фильмом. И потому, дает ли он реальное представление о том, что пришлось пережить нашим отцам на дальнем Востоке?
'Слабый исчезал в лучший мир или лучшую местность быстро и незаметно. Кто оставался, тот был заведомо сильным' (цитата)
Потрясающий фильм! Грандиозный! Масштабный! Красивый! И вдохновляющий!
Наверное, эта самая эпичная картина, снятая в России в 21 веке, именно этичная – Человек и Мир! Человек и Природа! Человек и Россия! Наша страна в самых красочных и необъятных сценах! Человек и бескрайние просторы! Человек против холода, голода, страха, лени, боли! Человек в борьбе с самим собой! Человек против стихий природы и в гармонии с окружающим миром!
Да, сюжет несколько удален от книги (финал вообще пафосный и не логичный, но красивый и эмоциональный), и будет понятен только, тем, кто работает в нашей стране (таких людей все меньше и меньше) тем, кто видел красоту и бескрайность Севера, тем, кто стремится к мечте! Тем, кто не боится ничего на пути к своей цели! И ни ради золота, денег, безделушек, славы… а ради самой мечты! Ради жизни! А еще конечно все тем, кто любит и ценит свою красивую и бескрайнюю родину!
Снят фильм просто отлично! Замечательные пейзажи во всех временах года, горы, леса, моря и реки, воздушные съемки, динамичные сплавы по реке, красота природы и бескрайность нашей страны! Все это передано эпично и атмосферно! А музыка! Какая простая, но гармоничная музыка! Она создает атмосферу и подчеркивает эмоции!
Актерский состав подобран не идеально, но ключевые роли сыграны отлично! Натурально и достоверно! Смотришь и веришь! Но видишь не эпоху, не личности отдельных актеров, не эпатаж, не выдуманные любовные романы, а жизнь! Настоящую жизнь и настоящих людей! Простых людей, которые меняют этот Мир! Делаю его лучше! Ведут вперед, к новым достижениям и успехам! О них этот фильм!
И может быть поэтому, фильм не будет успешен в кинопрокате (ни кто не бухает, не ворует, не убивает, не ездит на крутой тачке и не торгует красивой улыбкой). Кто не поймет этот фильм, тот и не жил, и не живет, так существует…
И Фильм достоин большего! Это настоящее российское кино! Фильм достоин массового зрителя и самых высоких наград! Такое кино необходимо России! Такое кино необходимо миру! Такое кино необходимо людям! Качественное! Творческое! Эмоциональное! Масштабное! И Настоящее!
Большое спасибо всей съемочной группе, актерам и всем создателям этого Фильма!
Хотелось бы также отметить, что на фоне дешевых коммерческих роликов (псевдо фильмов), последние годы в российский прокат выходят качественный киноленты мирового уровня, и это очень приятно и дает надежду на более масштабное возрождение российского кинематографа.