В России умеют делать хорошее кино, убедитесь в этом сами.
Невероятные, необъятные пейзажи. Холодный, неприступный лёд. Необузданная сила природы, могучие реки - роль оператора в этом фильме поистине важна. Ведь показать всё это, попробовать запихнуть в кадр и донести до зрителя попросту невозможно, но ему это удалось - зритель видит всю ту гармонию, красоту, величие, и испытывает ужас и восхищение, что вызывает нетронутая природа.
В фильме на удивление много героев, да, вроде бы есть конкретные главные, но постепенно появляются всё новые, и они не остаются незамеченными. Зритель узнаёт их историю, зачем они там, в жестокой природе, а не дома на диване. И каково это быть за тысячи километров от дома, быть в разлуке с семьёй, или быть без неё вовсе, так как просто нет возможности её иметь. Этот фильм рассказывает о людях с сильнейшей силой духа, с силой надежды - когда ради товарища они готовы пешком пройти сотни километров, неся его на себе. Ведь либо они помогут, либо его не станет. И когда вокруг льды и никакой жизни, только одна мысль помогает идти дальше: 'Лишь бы успеть, лишь бы пройти'.
Удивительно как в таких краях, вдали от цивилизации, люди работают и просто живут. Любят, женятся, идут к цели всей своей жизни и просто радуются. Радуются своим маленьким победам - как не выпить спирту, чтобы не спугнуть фарт - радуются победам страны и всего человечества - за полёт Юрия Гагарина. И им не нужен уют, привычный нашему пониманию, им не нужны все эти потребительские 'радости' - шмотьё, электроника. Они живут просто и жалеют тех, кто считает, что жизнь может стать лучше благодаря деньгам. Для этих людей важна честная работа. Они живут по мечте, тогда как большинство просто так жить боятся. 'А доволен ли ты собой? Где был, чем занимался все эти годы?'.
P.S. Потрясающие саунды: здесь вам и невероятные композиции Туомаса Кантелинена, и песни времён СССР.
Наступят времена, когда человек начнет побеждать золото. – Александр Мельник
Зачем мы смотрим кино? Мы, в массе своей, исключая немногочисленных киногурманов и более многочисленных, но не определяющих общего вкуса приверженцев бездумных зрелищ с максимумом экшна и драйва? Не для того ли, чтобы, дав себе отдых от повседневного напряжения серой действительности, стимулировать свою фантазию и представление иного мира, лучшего уже потому, что нас там нет? Но мира и не такого уж далёкого от нас, а понятного и близкого хотя бы отдельными своими чёрточками, узнаваемого сочувствием и единомыслием своих героев. Наверное, поэтому в последнее время у нас ощущается явная усталость от бесконечного потока голливудской продукции с её многоликими империями зла и индивидуальными спасителями мира. Наверное, поэтому растёт и крепнет в нас ностальгия по тому светлому, доброму, вечному, что несло в себе советское кино. Подражать господину Западу больше уже не хочется. Но и так, как раньше, снимать невозможно: прошлое не возвращается. Да и нет сейчас того человеческого материала, которым выстроилась и стояла великая страна. Что же остаётся? Использовать тот самый материал, который был у нас десятилетия назад и не исчерпан до конца. Снимать старое содержание новыми средствами. Пусть и не гениально, зато просто и безошибочно.
Олег Михайлович Куваев – знаковая фигура для шестидесятников, с их культом труда, жизненной самостоятельности и социальной независимости. Выпускник Московского геологоразведочного института, ещё студентом обходивший Тянь-Шань и другие труднодоступные места, при распределении сам добившийся места на Чукотке, прекрасно выражал дух своего времени – времени поисков и надежд, кумиров и идеалов, раскрытия и отдачи себя. И выражал не только своей личностью, но и литературой, к которой у него оказался талант. Писатель в нём боролся с геологом, пока не победил: в конце 60-х Куваев стал профессиональным писателем. Свой наиболее известный роман «Территория» писатель переделывал семь раз, пока не нащупал основную идею: труд как религия, культ дела жизни как неисчерпаемый источник свершений, больших и малых. Это было попаданием в «десятку»: время атеистов и строителей коммунизма требовало новых духовных источников, и трудовой энтузиазм подходил тут как нельзя больше. Этот кладезь духовной энергии казался бездонным – по крайней мере, до тех пор, пока «приобретатели» (по выражению героя «Территории» Гурина) от захвата мира не перешли к перекраиванию его под себя. В мире, где не золото существует для человека, а человек для золота, трудовой энтузиазм чахнет. Хотя, как видим, и не умирает совсем.
Новая, вторая по счёту, экранизация «Территории» оказалась удивительно хороша прежде всего визуально. Эдуарду Гизатуллину, талантливому и трудолюбивому художнику-постановщику, и Игорю Гринякину, молодому, но уже заслуженному и отмеченному наградами оператору, удалось необыкновенно колоритное сочетание съёмки характерных персонажей с панорамными пейзажами Русского Севера с высоты птичьего полёта. Виды малоизученного Плато Путорана поражают своей красотой настолько, что картину вполне можно считать видеогидом для иностранцев, не знающих России. Тщательный подбор костюмов и неослабевающее внимание к деталям быта – те самые мелочи, которые чудесным образом создают дух времени и раскрывают доверие зрителя к происходящему, – выше всяких похвал. Любовь к делу и театральная добросовестность Гизатуллина здесь, очевидно, соединились с пониманием и чувствованием России Гринякиным, а также с высококачественной техникой (при создании картины, например, применено сверхвысокое разрешение 4К). Кроме захватывающей красоты панорамных съёмок, у зрителя создаётся почти физическое ощущение огромности пространств Сибири, где 1000 километров является нормой, а 100 километров – вообще как «рукой подать». И всё это, заметьте, было сделано за какие-то смешные по голливудским меркам 500 миллионов рублей!
Подбор актёров и их работа также почти безупречны. Мужественный, спокойный, но также и глубоко чувствующий Константин Лавроненко со складкой тяжёлых раздумий на переносице не слишком похож на куваевского «Будду», но тем не менее прекрасно вписывается в роль человека, живущего трудной работой и высоким долгом и имеющего волю преодолеть любые препятствия к сияющей цели. Бородатый Лавроненко, одетый в толстый свитер, походит не столько на геолога, сколько на начальника геологов, и одновременно на пророка (в своём отечестве, конечно). Егор Бероев и Григорий Добрыгин вызывают доверие своей честностью и открытостью и располагают к себе как славные трудяги, подвижники будничного героизма. Евгений Цыганов неудержимо блещет скромным обаянием «одиночного философа» и «предпоследнего авантюриста», чем покоряет не только женские сердца. Столь же интересно противоречива роль Ксении Кутеповой: её персонаж находится одновременно и в центре, и на заднем плане повествования, являясь и заинтересованным участником событий, и рассказчиком, возвысившемся над сиюминутными страстями и даже позволяющим себе философские обобщения. Приём не новый, но здесь он получился необыкновенно жизненным и реалистичным. У Мельника вообще всё реалистично и запоминаемо – даже эпизодические роли эскимосского оленевода Кьяе и его внучки Тамары.
Александру Мельнику удалось развить идеи, заложенные в литературной «Территории», сделав их не только чёткими и понятными современному поколению, но и визуально захватывающими. Человек, преданный своему делу, относящийся к нему почти с религиозным трепетом, так же как и покоритель природы неприступного Севера, ныне стал чуть ли не музейным экспонатом. В наше время человек может быть предан только обогащению, которое никак не тянет на Дело, как ни крути. Но вечные ценности потому и вечны, что их не заменить никакими новейшими «общечеловеческими ценностями». Человеку всегда будет мало как материального достатка, так и стремления к нему, ему всегда будет хотеться высшей самореализации, которая возможна только при служении высшим ценностям. И сказать об этом просто и убедительно, как это сделал Александр Мельник в новой «Территории», в смутное время «войны всех против всех» – бесспорная и большая заслуга. Из того, что показано в фильме, следует один очень простой, но не менее весомый вывод: несмотря на невиданный разлив приобретательства, всё истинно положительное по-прежнему держится на людях труда. И это очень важно для нас сейчас.
Фильм Александра Мельника, поставленный по вышедшему в первой половине 70-х годов прошлого века роману Олега Куваева, вызывает боль, ярость и отчаяние, которые, появившись буквально на первых экранных минутах, сопровождают потом всю картину.
И действительно колоссальный труд съёмочной группы, работавшей в адских условиях – на Чукотке, на плато Путорана, самоотверженность артистов, операторов, каскадёров, помощь десятков и сотен сторонних людей и организаций в создании фильма, – всё это летит в корзину, безо всякой надежды за что-либо зацепиться, по вине режиссёра и соавтора сценария.
Александр Мельник – своими руками – уничтожил этот проект, который мог стать не просто одним из лучших фильмов года, но буквально поворотной точкой в развитии отечественного кинематографа, доказав, что картины о людях труда, для которых интересы Родины превыше всего, это – сильное и волнующее зрелище, с лёгкостью затмевающее стандартное фестивальное кинонытьё…
Не доказал. Более того, провал «Территории» – это не только частная неудача Мельника и того сонма добровольных помощников (список персон, кому создатели ленты объявляют благодарность, открывают Президент и Премьер-министр), которые включились в проект, но приговор для всех возможных попыток возродить, в той или иной степени, эстетику соцреализма в сегодняшних условиях.
«Территория» с неопровержимостью свидетельствует: эстетика мертва и её реанимация на экране ничего, кроме недоумения и отторжения, не вызывает. Соцреализм, как художественная практика, в прошлом, и мы, для описания текущей реальности, обречены выдумывать что-то иное.
Самый простой пример. Для Куваева и его читателей в 70-х мотивация главного инженера Чинкова, который, преодолевая сопротивление маловеров и консерватизм высокого начальства, ищет золото, загоняя себя и подчинённых, вопросов не вызывает: оно нужно Родине, а значит, вперёд и с песней…
Для современного зрителя такое объяснение явно недостаточно: у Чинкова должна быть своя, индивидуальная, личная цель, которая не сводится к пошлой Государственной премии или ордену. Чинков готов рисковать, сжигая всё вокруг, снося заслоны и преграды, ради чего, – у авторов нет ответа: Чинков просто высечен из цельного куска гранита, он лишён каких-либо человеческих черт…
Соответственно, и как персонаж Чинков, уже данный во всей исчерпывающести своих качеств, не способен развиваться, эволюционировать, меняться. Константину Лавроненко буквально нечего играть, отчего остаётся хмурить физиономию, срываться на крик и тому подобным образом бруталить.
Однако провал с образом главного героя – это ещё не самое страшное. Мельник, отчего-то решивший перенести книгу Куваева на экран максимально подробно, не упустив ни одного значимого персонажа, довольно скоро начинает в этих персонажах путаться, то теряя, то вновь обнаруживая, то снова теряя их – теперь уже навсегда.
Первый час, когда события локализованы по бассейнам рек, ещё можно более или менее понять последовательность действий и логику поступков, хотя и тут налицо тенденция к усиленному ветвлению сюжетных линий.
Но стоит закончиться лету, когда геологи возвращаются на родную базу, собираясь в одной точке, режиссёр теряет последний контроль над личным составом, который принимается вытворять всё что заблагорассудится: внезапно уезжать, жениться, сходиться, писать отчёты, философствовать, ухлёстывать за журналистками и т.д.
Этот весёлый карнавал, развеивающий по ветру остатки фабульного смысла и нарративной стройности, оказывается, к сожалению, совсем не безобиден, поскольку во всей этой кутерьме окончательно глохнет магистральная интрига «Территории» – поиск золота.
Запев картины – совещание в «Северстрое», где начальник Главка отказывает недрам этой самой Территории в обладании золотом: только олово. Иначе говоря, Территория абсолютно бесплодна, потому любые попытки розыска бесполезны по определению.
Следовательно, первая же находка более или менее крупной партии этого металла опровергает точку зрения начальника Главка, подтверждает правоту Чинкова и закрывает историю: золото на Территории есть, можно расходиться по домам.
Дальнейшие подробности – поиск не отдельных самородков или мелких пластин, но подземных россыпей для последующей промышленной разработки – значения для аудитории не имеют: зритель, болеющий за главного героя, видит его убедительную победу, зрителю, в отличие от Совета Министров, не надо принимать решение, осваивать ли Территорию или нет…
Так вот, примерно в середине картины искомое золото возникает: Чинков привозит в Москву заветный мешочек с образцами, предъявляет их в Министерстве геологии и требует ассигнований. Получив ассигнования, Чинков отправляет новую геологическую партию – искать золото.
сейчас не о технологии разработки месторождений, тут с Куваевым, бывшим геологом, спорить бесполезно. Я лишь об архитектонике фильма, в котором кульминация (обнаружение золота) оказывается смещена, и довольно прилично, влево, что делает весь последующий рассказ излишним. Потому финал, который авторы пытаются подпереть, включив в повествовательный ход реальное событие – полёт Гагарина, выходит смазанным и невнятным.
Не добавляет симпатии к фильму и извечное стремление Мельника обрывать им самим начатый рассказ. Так, в одном из эпизодов нам дважды показывают отправляющегося куда-то в горы Чинкова, который при этом поправляет у себя на груди автомат ППШ.
Деталь – яркая, многозначительная, намекающая, что Чинкову предстоят крайне непростые приключения, иначе зачем ему такое мощное в безлюдной приполярной тундре вооружение? Чинков, с автоматом наперевес, добирается до ущелья, произносит на краю этого ущелья пафосную фразу про Территорию, которую он никому не отдаст, и надолго – до следующей осени – исчезает из поля зрения.
И таких примеров достаточно. Можно вспомнить про ленинградскую журналистку, приехавшую писать про Территорию и оставшуюся в посёлке геологов более чем на полгода. Почему она здесь – до сих пор не выполнила редакционное задание (очерк о покорителях недр на половину полосы), решила связать судьбу с суровым краем – загадка, которую Мельник не собирается прояснять.
Или конфликт Чинкова со своим непосредственным начальником Фурдецким, когда Чинков обещает порвать Фурдецкого как тузик грелку, если тот станет мешать ему в поисках золота, и Фурдецкий, если он не тряпка, просто обязан поставить подчинённого на место.
Но Фурдецкий – как, почему? – вдруг поджимает хвост, и в дальнейшем его не видно, не слышно: ещё одна перспективная арка, едва обозначившись, растворилась в стылом чукотском воздухе. И так далее, и так далее, и так далее…
Скромные финансовые результаты «Территории» действительно обидны, но, к сожалению, совершенно заслуженны. Александр Мельник выпустил откровенно сырой и неудачный фильм, который, появись он сразу в качестве телесериала-восьмёрки, возможно, произвёл бы совсем иное впечатление.
Но Мельник отважился проверить «Территорию» кинопрокатом. «Территория» проверки не прошла.
В фильме прекрасно почти все, кроме одного НО. Прекрасна работа оператора, чумовые виды Арктики, и зимней и летней, здоровенные комары, реки. Прекрасна работа костюмера и гримера - смотришь на людей и веришь, что да, так в 60х и было. Отлична работа актеров. Вот только работу сценариста или режиссера прекрасной или даже хорошей назвать сложно. 2.5 часа фильма смотрятся как мозаика, как набор эпизодов. связанных между собой иногда общими действующими лицами. Нету ощущения цельности, кто все эти люди, зачем они шарятся по замершей земле, почему я должен им сопереживать. Какие-то люди появляются в истории из ниоткуда, как жена Монголова и дядя Костя и исчезают как и появились в никуда. Кто-то умирает, какие-то события еще происходят, но они происходят так, что тебе плевать и на события и на действующих лиц. И вроде понимаю головой, что основная канва - поиски золота где-то в Арктике, но зачем? Какой интерес в этом у того же Будды? Нахрена вот это все? Скажете - почитай книгу и поймешь, но ведь кино должно пересказывать книгу хоть как-то. Из этого произведения мог бы получится хороший сериал, добротный, про романтику исследования Арктики и железных людей геологов с внятным сюжетом и раскрытием персонажей, а получилась лишь каша-малаша.
К сожалению я не успел в кино на этот фильм из-за очередной командировки в этот раз на Колыму. И мне пришлось смотреть его на телевизоре дома. Этот факт конечно испортил впечатления от фильма, но не на столько.
В силу профессии мне приходилось бывать в тех краях которые описывались в романе и показаны в фильме и общаться с людьми этой профессии.
И я был впечатлен насколько режиссеру и актерам удалось передать атмосферу и настроения людей.
Показать цели и характер каждого персонажа. Даже с фениксом и кефиром все понятно кто они и что они тут делают. Не говоря уже о Баклакове и Чинкове.
У этой земли своя атмосфера и попадая туда погружаясь в простор и пугающую пустоту ты одновременно теряешь себя и обретаешь вновь. Ты начинаешь по-другому думать и чувствовать. Начинаешь ценить людей, потому что вещи ломаются, а люди нет.
Нелинейный сюжет главный козырь. Потому что показать работу партии глазами одного человека невозможно. Партия это живой механизм высеченный из стали которая разрушает скалы.
Спасибо создателям фильма за этот шедевр. И побольше бы таких фильмов про простых суперменов которых больше чем кажется.
Кто мне скажет, что происходит в нашем прокате? Кто объяснит, почему в нашей повседневной жизни мы ежедневно видим рекламу откровенного шлака “маде ин штаты” и им подобного, а настоящие хорошие картины могут пройти незаметно?
Совершенно случайно около года назад, увидел какую то передачу о съемках “Территории”, с тех пор с нетерпением ждал выхода этой картины в прокат. И надо же такому случиться, чуть не пропустил. Мне повезло посмотреть этот фильм в кинотеатре, хотя и на последней неделе проката. Угадайте сколько человек было в зале? Двое – мы с супругой. Надеюсь что все остальные уже посетили кинозал, но верится в это с трудом. Вот она – реклама в России! Вот она работа манагеров, цель которой набивание собственных карманов баблом.
Но хватит о грустном, скажу просто и понятно – это самый лучший фильм из всех, что я видел в последнее время. Что понравилось, так это внимание к мелочам. Всё так как должно было быть. Одежда, мебель, техника, лица, книги, календарь на стене, манеры – буквально всё, по этому и веришь. Наши фильмы всегда отличались этой тонкой гранью, которая является непреодолимым препятствием для подавляющей массы продукции холивудского конвейера по зарабатыванию денег на биомассе. Картина снята по одноимённой книге Олега Михайловича Куваева. Интересно, что роман не просто основан на реальных событиях, но и во многом автобиографичен. Правдивая историческая основа – это одна из причин, по которой автор этих строк предпочитает, ихнинским киношкам, отечественные картины. В этом и есть сила “Территории” – в правде.
Кстати о силе. Лента про настоящих сильных людей, наших парней – инженеров геологов. Картина о преданности, чувстве долга и нужности своей стране (на этой фразе манагеры призадумаются). Сильные люди это не придуманные анаболические мутанты из города Готома – пример для юного штатовца, натовца и прочих гейропейцев, а именно те герои о которых идёт речь в данном романе. Исходя из вышесказанного, нисколько не удивлён, что поклонники резиновых трусов и бородатых женщин совершают судорожные попытки опустить рейтинг картине на различных киношных сайтах (кстати безуспешно). Но не будем им слишком уделять внимание.
И если уж тратить деньги, то именно на такие фильмы. В нашей стране и нашем обществе не стоит быть тупым потребителем, получайте нечто большее, чем потоковое зрелище из холливута. Расширяйте свой кругозор о нашей великой стране и нашей же истории, повышайте свой интеллект в конце концов. Такие картины как территория, по объёму полезной информации, что она даёт зрителю превышает все ихнинские киношки в сумме за месяц проката! Поспешите в кинозал (если где то ещё идёт прокат), такое произведение нужно смотреть на большом экране. В крайнем случае купите лицензию, эта лента станет жемчужиной в домашней коллекции любого вменяемого человека. Приобщайтесь к настоящему произведению искусств.
Проще говоря, не будьте биоморфами, смотрите картины, а не киношки – такие картины как “Территория”. Обещаю, вы его не скоро забудете, будет что вспомнить, над чем подумать, а может и что-то переосмыслить. Отдельно стоит сказать о музыкальном оформлении. Потрясающие композиции, к месту и не заедают (как, например у Балабанова). Если кому интересно, то бюджет фильма 14 млн. зелёных бумажек.
Что ж, рецензия завершается, а мы теперь будем ждать от Александра Мельника новых шедевров.
В наше время словосочетание 'производственная драма' вряд ли может послужить хорошей рекламой для книги или фильма. На ум сразу приходят скучнейшие советские многотомники про цемент и не более интересные фильмы с карикатурно положительными героями на фоне домны. Но производственная драма может быть захватывающей, и отличное тому доказательство - 'Территория'.
'Территория' поставлена по роману, написанному несколько десятилетий назад, совсем в другой стране, в других реалиях. Ее персонажи - люди своей героической, романтической эпохи, которая имеет мало общего с нашими прагматичными временами. Тем не менее, фильм не смотрится приветом из далекого прошлого. И после просмотра немногие, я думаю, не почувствуют желания бросить все и уехать геологом в тайгу.
'Территория', надо сказать, безумно красивый фильм, созерцательный в хорошем смысле слова. Одни роскошные виды в нем неторопливо сменяются другими, демонстрируя истинный масштаб Человека перед величием Природы, буквально завораживая. Кому-то это может наскучить, но лично я смотрел, не отрываясь. Не могу даже вспомнить настолько же красивое отечественное кино последних, да и не только последних лет.
И все-таки Человек не пасует перед Природой - 'Территория', в том числе, и об этом. За раскрытие этой темы надо сказать огромное спасибо актерам. Главным образом, Константину Лавроненко, который не является звездой первой величины, но вполне заслуживает ею быть.
Есть в 'Территории' и довольно неубедительные моменты. К примеру, можно было отказаться от закадрового голоса - в наше время он выглядит анахронизмом, хотя и добавляет фильму связности. Можно было сделать больше акцента на сюжете, именно действии, не все ведь могут два с половиной часа любоваться видами. Наверное, это привлекло бы больше зрителей.
Тем не менее, фильм колоссальный, особенно на фоне нашего нынешнего кино. Ничего подобного я в последнее время не видел - и к сожалению, вряд ли увижу вскоре. 'Территория' оставляет глубочайшее впечатление, и даже если пафос этой картины вам не близок, ознакомиться с ней обязательно стоит.
Для тех, кто знаком с романом Олега Куваева, станет очевидно, что авторы картины бережно отнеслись к литературной первооснове. Картина очень точно передает атмосферу книги, хотя трактовка некоторых событий претерпела изменения. Диалоги героев воспроизведены практически дословно. Правда, некоторых экранных персонажей авторы фильма позволили себе немного омолодить. У каждого, кто оказался на Территории своя история. Одни уже многое повидали в жизни и несут с собой груз потерь и ошибок. Другие видят впереди безграничные возможности, ими движет честолюбие и желание оставить след в истории. Но Территория каждого проверяет на прочность, диктуя свои условия. Суровый климат, тяжелая физическая работа, постоянная борьба с обстоятельствами и самими собой закаляют волю, формируют личность и помогают понять, на что каждый способен.
Подбор большинства актеров не вызывает никаких нареканий. Особенно хочется выделить великолепного Константина Лавроненко, как нельзя лучше подошедшего на роль главного инженера Ильи Николаевича Чинкова. Мастер игры на полутонах, Лавроненко сумел воплотить на экране образ человека скрытного, дальновидного, целеустремленного. Чинковым движет вера в свою правоту, он четко видит цель и готов идти к ней до конца. А как руководитель, он мастерски научился манипулировать людьми и безошибочно определять, на что способен тот или иной человек.
В роли молодого, подающего надежды геолога Сергея Баклакова даже трудно представить кого-то другого, кроме Григория Добрыгина. Роль словно специально для него написана. Стараясь казаться неприметным, в душе Баклаков чувствует, что за ним будущее. Он готов рисковать ради дела, ради идеи. И именно на него делает ставку Чинков.
Практически все актеры идеально вписались в образы своих персонажей. Нарекание вызывает только Ксения Кутепова. На мой взгляд, актриса совершенно не попала в образ. Внешний вид, поведение и манера говорить раздражает своей искусственностью. Весь фильм она воспринимается как инородное тело. Самое поразительное, что и повествование в картине ведется от лица этой героини. Философские рассуждения о смысле бытия, трудолюбии, поиске себя, написанные бывалым путешественником, геологом Куваевым, сценаристы, почему-то вложили в уста заезжей гламурной журналистки, практически ни разу не покинувшей стен своей комнаты. Такое решение кажется мне совершенно неоправданным и резко снижает всю ценность картины.
Но, повторюсь, это единственная претензия к фильму.
Нельзя не отметить безупречную операторскую работу и работу художника. Северная природа предстает перед нами во всем своем величии. Она подавляет, покоряет и умиротворяет одновременно. Созерцанием окружающей природы занимается один из героев фильма – пастух Кьяе. Он часто размышляет о Времени, о Жизни, о Счастье. Живя в гармонии с природой, он ощущает полную гармонию с собой. Он как некий проводник между естественным течением жизни и миром прогресса и науки. Возможно, поэтому именно Кьяе всегда оказывается там, где нужна его помощь, спасая жизни членам геолого-разведывательных групп.
Действие фильма разворачивается в 50-е годы прошлого века. В нем присутствует здоровый патриотизм, не плакатный. В те времена были люди, преданные своей стране, своей профессии. Именно работа имела для них первостепенное значение. Престиж или деньги никогда не ставились ими во главу угла. Они работали, не жалея сил ради дела, в которое верили всей душой. Они были на своем месте. Они были личностями. Они были настоящими.
«Территория» – фильм-повесть о трудной судьбе человека, выбравшего сложную профессию геолога. Это люди, для которых трудностей как будто не существует, им ОЧЕНЬ тяжело физически, но моральное удовлетворение от хорошо выполненной работы компенсирует все тяготы и лишения с лихвой. Какое надо иметь мужество, каким бесстрашием обладать, чтобы ОДНОМУ пойти в геологическую разведку, в земли, где не ступала раньше нога человека, с палаткой за спиной и необходимым минимумом в рюкзаке. И какое должно быть чувство долга, чтобы понимать, ЗАЧЕМ тебе всё это нужно, ради чего ты терпишь такие лишения и постоянно подвергаешься серьезной опасности. Фильм длинный, идет почти три часа, иногда может показаться затянутым, не всегда понятным из-за множества персонажей и ветвистой сюжетной канвы, но фильм интересный. О героизме, преодолении собственных возможностей, о сильных духом людях.
Актеры отличные, каждый на своем месте и каждый отыгрывает на отлично свою роль. Я давно восхищаюсь игрой Константина Лавроненко, он создан играть серьезных персонажей, героев, берущих течение жизни в свои руки, решающих судьбы людей и добивающихся великой цели.
Евгений Цыганов (тоже мой давнишний фаворит) в этом фильме как всегда прекрасен в своей роли остряка/философа/циника/интеллектуала/сердцееда, никто другой именно его героя не смог бы сыграть так естественно.
Впечатлил Владислав Абашин, ранее нигде не запомнившийся, для меня он раскрылся в этом фильме как приятный, достойный внимания актер. Григорий Добрыгин в своем обычном амплуа молчаливого геолога/разведчика/полярника идеально вписывается в предлагаемые обстоятельства.
Пётра Фёдорова и Ольги Красько мне лично не хватило, хотелось бы больше экранного времени для них, больше их историй (но это опять же просто мои личные предпочтения).
В фильме красивые панорамные съемки, правильное музыкальное сопровождение и интригующая концовка.
Я не могу поставить фильму оценку. Это не шедевр (в моем понимании) и есть некоторые недочеты, но фильм трогает за душу. Я посмотрела его вчера, но специально не стала сразу писать рецензию, дала самой себе время осознать эмоции, «остыть». И сегодня думаю весь день об этом фильме, в голове всплывают образы героев, а я ищу фразы, способные передать те чувства, которые я испытываю.
Как только появился трейлер Территории, мне стало абсолютно ясно. Кино смотреть стоит. Я был с точностью уверен, что это будущий самородок российского кинопроизводства. Фильм, который определенно должен стать культовым.
С первых кадров и заставки фильма, стало ясно что проблем с финансированием у проекта не было и продукт должен быть выйти просто конфеткой. Но с первой сцены стало ясно - не вышло.
Перед просмотром ознакомился с одноименным романом Олега Куваева. И книга произвела великолепное впечатление. Роман о суровой природе Севера, которая не прощает ошибок. О тяжеленной, суровой работе геологов, промывальщиков, шурфовчиков. О кабинетных играх престолов. О сильных личностях. О людях с непростой судьбой. Об истории освоения Территории.
Так вот. В фильме этого ничего нет. Из-за правил ресурса, я не могу поэпизодно расписать, что мне конкретно не понравилось, ибо это спойлер. Поэтому опишу мое негодование вкратце.
Во-первых обильное количество персонажей у которых отсутствует какая либо предыстория или хотя бы введение в сюжет. Они просто появляются в кадре и произносят свою реплику. Если их убрать, то фильм станет намного яснее и связаннее.
Во-вторых пейзажные кадры. Их много. Через чур много. И это не пейзажи в которых чувствуется сила, сила с природы с которой нужно считаться и быть осторожным, как это описано у Куваева. Это какое то, мать его Средиземье с хоббитами и эльфами.
И по вине обильного количества персонажей, не раскрыты главные роли. Например Чинков. Опытный мужик, со стальным характером, грамотный управленец, своего рода негласный Крестный Отец Территории, предстает перед нами бубнящим бородачем, да и еще к тому же 'стрелочником'.
Правда есть и положительный момент. Роль Гурина сыграна и показана просто блестяще. Евгений Циганов сыграл убедительно, красочно и сочно. Настоящий предпоследний авантюрист.
Хронометраж фильма можно было и сократить. И сконцентрироваться на главных героях, а не впихивать каждого, кто был в книге, ради того, чтобы он там был. Кино это кино, книга это книга. Фильмы по книге пора бы уже научиться адаптировать правильно.