Я геолог и хорошо знаком с книгой-первоисточником, первую половину жизни прожил в СССР, но не оставил абсолютно все самое лучшее и дорогое в тех временах, как многие мои пожилые коллеги. Возможно, мое мнение о фильме будет интересным.
Для кого этот фильм?
Во-первых, конечно для нас – геологов, геофизиков и прочего экспедиционного люда! Не у всех человеческих общностей есть Свой фильм. Некоторым повезло: у альпинистов есть «Вертикаль», у подводников – «72 метра»… Вот и геологам очередь подошла. Со второго захода. Ведь «Территорию» уже единожды экранизировали – еще в 1978 году; но тот фильм получился слабеньким.
Во-вторых, конечно это фильм предназначен людям старшего поколения - «нашим родителям, тем, кто тяжелым трудом построил в послевоенные годы счастливую жизнь». В кавычках, кстати, цитата из титров фильма, посвящение. Весьма редкая для современного российского искусства позиция, согласитесь! Но массовый современный зритель, который сделает (или не сделает) фильму основную кассу, и что гораздо важнее, которому фильм «Территория» сделает (или не сделает) какой-то важный сдвиг в душе, этот зритель молод, не читал роман «Территория», далек от геологии и Советского Союза. Полагаю, и для него этот фильм. Для тех, кто сегодня крутится как белка в колесе зарабатывая деньги, но в глубине души подозревает что не в деньгах счастье; тех кто видит мир через экран ноутбука и планшета, но сетует окружающим что «графика обалденная, а сюжет отстой»; тем кто посмеивается над лохами-романтиками, но кому гаджеты не утоляют скуку; тем кто живет комфортной «атомизированной» жизнью подальше от «быдломасс», но кому порой бывает одиноко.
Всем перечисленным выше категориям граждан я категорически советую сходить на фильм. Прихватив с собой жен и детишек, ибо в фильме нет ни разврата, ни кровищи, ни пошлятины.
Фильм «Территория» очень красивый. При этом компьютерная графика в нем отсутствует. Лично я, зная пристрастие к ней нынешних «кинотварцов», испытал шок! Возможно что что-то где-то слегка «отфотошопили», но основная масса кадров – это вал красивейших натурных съемок, в том числе с воздуха, наверное с беспилотника-квадракоптера, так как большой вертолет поднял бы рябь на зеркалах рек и озер, к которым опускается камера. Ощущение полетов во сне…
Зато на титрах компьютерные видеохудожники отвели душу. Может быть, кто-то сочтет мой восторг неуместным, но мне при виде «геологических» вступительных титров захотелось вскочить и зааплодировать, так ловко и с пониманием сделано.
В «Территории» нет ни слова о «кровавой гебне», хотя действие происходит не где-нибудь, а на Колыме (ну, совсем рядом). Весь сюжет построен вокруг того, что один из главных героев – Чинков – идет «наперекор системе» и «совершает вопреки». Но при этом в кадре ни разу не появляется никаких отвратительных «тоталитарных упырей» – даже если действие происходит в Городе (т. е. Магадане) на заседании геологического управления «Северстроя» (то есть, Главного Управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой») или в Москве, в кабинете заместителя министра. С удивлением видишь вокруг людей. Хороших, плохих, всяких. Весь фильм – про людей. В нем нет привычных киномонстров! Нет отвратительных «чернушных» мразей. Нет дебильных клоунов. Нет штампованных злодеев и их «тупых подручных», нет «забавных приятелей» главного героя.
Чем же заняты эти люди? Живут, решают многочисленные проблемы. Не скучают – некогда. Сопли с сахаром не разводят – не принято. Переживают радости – вроде свадьбы, или горе – вроде смерти близких. Думают. Совершают поступки.
И вот об этом – фильм.
Сюжет, конечно, есть. И к чести экранизаторов, сюжет взят из книги почти без искажений. Автор романа, напомню тем кто не в курсе, сам геолог, проживший и проработавший в тех краях много лет, он писал «Территорию» с натуры, вплоть до того что у героев есть реальные прототипы, пусть иногда собирательные. Но сюжет и в книге и в фильме, на мой взгляд вторичен. Он играет роль рамки для портретов, для взаимодействующих характеров.
Портреты хороши. К подбору актеров по мелочи придраться можно, но в целом - отлично.
Взаимодействие характеров – изюминка произведения. И тут я должен поставить создателям фильма жирный плюс. Они сделали акцент на одном из сюжетных элементов романа, который, на мой взгляд, придает смысл всей затее с повторной экранизацией «Территории» именно сейчас.
Один из главных героев – петрограф Гурин – смотрится инородно среди других персонажей (это и по книге и по фильму так). Яркое пятно на сером фоне. И вот во время одной сцены, очень подробно (дословно!) воспроизведенной авторами фильма из текста романа, он говорит: «Хочу дожить до восьмидесяти. Посмотреть, чем все это кончится… Вторая техническая революция. Всеобщее забалдение. Квартиры, финская мебель, мечта жизни - машина. Приобретатели, по-моему, собрались захватить мир. И ну его к черту!»
И тут словно пелена падает с глаз.
Гурин - эгоист, пижон и эстет, любитель красивых фраз, красивых поз, красивых шмоток и дорогой выпивки, но при этом высококлассный специалист и романтик в душе – это вылитый наш современник. Оглянувшись вокруг мы увидим много таких Гуриных, успешных, амбициозных и креативных. Его мечта сбылась, он дожил до наших дней, посмотрел, чем «все это кончилось». Вместе с нами посмотрел. И затем каким-то чудом (талантом писателя Олега Куваева и режиссера Александра Мельника), словно в фантастическом романе, он вновь попадает в прошлое к «простым советским фанатикам», «совкам» вроде главного героя Баклакова, работяги-шурфовщика Кефира или старого чукчи Кьяе. И мы вместе с ним задаем себе вопрос – зачем живут эти люди? Интересны ли они нам? Нужны ли они нам? Как нам относиться к их странной философии – «уважать тех, кто пахнет потом, жалеть тех, кто пахнет деньгами», проступки «искупать работой», а работать по принципу «делай или умри»?
Если вас интересует ответы на эти вопросы – сходите на «Территорию». Не пожалеете.
И становится понятно, почему «не взлетел» фильм 1978 года, не потянул на Свой для геологов. Хоть снимался на той же Чукотке. Дело здесь не в прогрессе видеотехники (хотя он конечно просто потрясающий). И уж конечно не в том, что сценаристы или актеры сейчас стали лучше (достаточно вспомнить недавнюю череду убогих ремейков советской киноклассики). Главное – сорок лет назад, когда снимался первый фильм, не был пройден еще до конца путь советской геологии. А не пройдя его, не потеряв многое из того что тогда казалось незыблемым, и не обретя того, что казалось тогда немыслимым, нельзя было взглянуть под нужным углом на эпоху «Северстроя», рубеж пятидесятых и шестидесятых. И увидеть ее людей более живыми, боле близкими, более правыми и более нужными, чем из 1978 года, как это не парадоксально.
«Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?»
'Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?'
С этими рефлексивными философскими вопросами уходит киноман в свою реальную жизнь после просмотра фильма. Почти 3 часа в сюжете режиссёр нам показывают красоту Севера и ее природы; сплетения судеб героев, которые ищут золото в трудный исторический период для нашей страны. Плюс все усугубляется грубостью тех условий и суровыми законами местной природы. Предпоследний авантюрист - философ (Гурин), простодушный добряк путешественник (Баклаков), яростный предвозмогатель (Чинков), мелкие, но важные звенья цепи (Апрятин и Кефир). Всех их объединяет работа, труд за общее дело, и не во имя денег или славы; честь и долг, сидящий в сущности человека; неизбежность сложных решений; вера в общую идею, где честность перед собой побеждает вранье.
Центральный предмет фильма - деятельность человеческая, во имя того непознанного, ради чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Фильм на примере геологов раскрывает суть жизни, и тут же спрашивает киномана 'А ты где был все эти годы и чем занимался? Доволен ли ты собой?'
Фраза 'Почему многие хотели жить, но так и не сумели?' тоже заставляет задуматься о многом. Режиссёр Мельник смог в полной мере показать картину того времени, раскрыть важность профессий геологов и инженеров, подчеркнуть ценности людей и их устремления, запечатлеть красоту природы Севера, и при этом снять глубокий философский фильм, вдохновляющий на многое каждого после просмотра.
Фильм 'Территория' для меня был самым ожидаемым фильмом 2015 года, фильм с многострадальной судьбой, длительные съемки, затянувшийся процесс пост-продакшена, перенесение даты премьеры, но все это окупает конечный продукт. Мне посчастливилось одной из первых увидеть данный фильм на пресс-показе, поэтому могу передать свои впечатления тем, кому еще только предстоит просмотр в кинотеатре.
Начну с того, что фильм снят по книге Олега Куваева, основой для которой послужили реальные события, разворачивавшиеся в 1949-1950 гг. Герои фильма, как и книги не реальные личности, а скорее собирательные образы известных геологов, инженеров того времени. Прежде всего, пр просмотре ни на секунду не стоит забывать, что это не современные люди, это люди того времени, а это огромная разница.
Послевоенное время, экономика страны в плачевном состоянии, как никогда стране нужно золото, и его поиски ведутся на Крайнем Северо-Востоке страны. Это невыносимые морозы, отсутствие условий жизни, только бескрайняя природа. Никто уже не верит в то, что в этих местах может быть золото, и только Илья Чинков убежден, что золото на Территории есть, и он в течение одного сезона берется за доказательство этого.
Весь фильм - это история достижения мечты. Но чтобы мечта осуществилась, нужно работать, работать много, долго, кропотливо, наизнос. Фильм про настоящих фанатиков своего дела, людей, которые живут по мечте. Не зря журналистка из Ленинграда говорит Баклакову, что 'большинство жить по мечте трусят'. И Чинков, и Баклаков, и Гурин, и Монголов - это люди идеи, ради которой они готовы на все. Вот они герои своего времени. Герои, для которых честь и достоинство - не пустые слова. Возможно, если для подрастающего поколения герои 'Территории' станут примерами для подражания, жить станет чуточку лучше.
На пресс-конференции, режиссер картины Александр Мельник отметил, что главный вопрос, который должен возникнуть у зрителя: 'Способен ли ты честно трудиться?' Ведь жить по мечте - это в первую очередь пахать, многие ли в наше время на это пойдут?Уверена, нет, вот поэтому такие фильмы нам нужны, большие хорошие фильмы о нас. После просмотра невольно задумываешься, а что сделал ты в своей жизни, все ли реализовал, что задумывал, а пользу принес?
Так как это художественный фильм, то стоит сказать, ради чего обязательно нужно смотреть фильм в кинотеатре. Как можно понять из трейлера - это природа, безграничная, безмятежная, иногда жестокая, но в то же время спокойная и умиротворяющая. Как сказал герой фильма 'Россия - страна возможностей', посмотрев на эту картинку, ты понимаешь, что это совершенная правда. Так и хочется купить билет на самолет и отправиться в тундру, чтобы ощутить эту абсолютную свободу. Также отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей в картине. Смотря на Егора Бероева, Константина Лавроненко, Григория Добрыгина, Евгения Цыганова, думаешь, что они выбрали не ту профессию, потому что геология - их призвание. Вероятно, этот сезон ознаменуется брутальными мужчинами с бородами, какие носят герои 'Территории'. Работа, которую проделала съемочная группа картина колоссальна, натурные съемки в тундре, куда даже вертолеты могут прилететь не каждый день, это дорогого стоит. Как и их герои в фильме, актеры также живут по мечте, отдаваясь идее до конца.
Наверняка, многие зрители фильм не поймут, и скажут, что это утопия, но пока есть вера в то, что такие герои есть и среди нас, жизнь имеет смысл. Продожительность фильма - 3 часа, но события разворачиваются последовательно, описывая поочередно жизни разных людей и соединяя их в единую историю, поэтому время проходит достаточно быстро. 'Территория' дает отличную возможность задуматься о жизни и ответить на все внутренние вопросы. Советую обязательно посмотреть этот фильм с 16 апреля на больших экранах, потому что равнодушным он вас точно не оставит.
Если герои Джона Тёртелтауба ищут награбленное и накопленное «отцами-основателями» добро в городском ландшафте, разгадывая головоломки, то герои Александра Мельника ищут «сокровище нации» в суровых местах, полагаясь на научные знания, чутье, крепкие жилы и плечо товарища. Однако, несмотря на то, что начальные титры предвосхищали авантюрную производственную ленту в голливудском стиле, «Территория» оказалась несколько иным кино.
Не знаю, была ли в этом задумка авторов, но лента получилась без героя, хотя литературную основу «Территории» составил одноименный роман Олега Кураева, богатый, как говорят, на психологический материал. Пожалуй, героями «Территории» стала сама Территория и Дух большого осмысленного беззаветного труда и товарищества, который буквально парил над бескрайними и могучими просторами Красноярского края, где проходили съемки. Эти две Силы просто не потерпели бы какого-то конкретного героя, им нужны были все, все от Чинкова до Кефира. Более того, Дух большого труда и товарищества мог поселиться только в таком месте как Территория. При этом положении вещей драматургия, выписанный психологический герой, яркие объемные людские отношения просто приносятся в жертву этим двум стихиям. По всей видимости, это та обязательная жертва, которую должен принести режиссер, когда он ставит не драму, а рисует кинематографическое полотно.
Сложно судить стоила ли эта жертва «пролитой крови», но одно я могу сказать точно. Несмотря на локальную фальшь в игре и некоторых сценах, на конкретный исторический контекст событий, на современную политическую ситуацию и довольно этатистский пафос режиссера, я почувствовал инъекцию того самого энтузиазма и авантюризма, потребности в большой задаче и солидарности. Впрочем, вполне возможно, что Мельник просто попал фильмом в мою систему координат, и я готов оправдать его за эту работу.
Однако я вынужден согласиться с Лидией Масловой, назвавшей «Территорию» «выброшенным на берег умирающим китом», хотя и не по тем причинам, что изложены в ее рецензии. Полагаю, что в сегодняшних производственных отношениях, в Век развитого капитализма, «выброшенный на берег умирающий кит» скорее всего свидетельствует о смерти того самого Духа, который владел «нашими родителями, осуществившим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни», кому и посвятил Александр Мельник свою «Территорию». Вот и получается, что «Территория» - это своего рода эпитафия… Впрочем, даже в нашем мире найдется место самоотверженности и человеческой солидарности.
Россия – самая большая страна в мире, что обуславливает ее природное разнообразие и неповторимость. Кажется, что если ты решишься покорить территорию нашей страны, то ты не найдешь и края, т. к. картина постоянно сменяется одна другой. Россия – это страна, где человек по-настоящему может почувствовать себя в единении с природой, независимо от того, для чего он связывает себя с ней. Похожие чувства может испытать зритель во время просмотра приключенческой драмы, снятой по мотивам романа Олега Куваева «Территория».
Синопсис СССР, 1960 год. Спустя 15 лет после окончания войны страна срочно нуждается в золоте, однако так называемая «Территория» в последнее время дает только олово. Руководство страны намерено свернуть производство, но начальник этого района Илья Николаевич Чинков, который уже более двадцати лет занимается разработкой полезных ископаемых на «Территории», уверен, что золото там есть. Он собирает команду лучших инженеров-геологов и поручает ему найти это золото. Во время своих поисков герои не только осваивают «Территорию», но также познают самих себя.
Игра актёров Фильм вобрал в себя мощный актёрский состав, в который вошли такие видные актёры как Константин Лавроненко, Григорий Добрыгин, Егор Бероев, Ксения Кутепова, Евгений Цыганов и другие. Каждый из актёров воплотил на экране уникального персонажа, придав ему более жизненный, более натуральный характер, т.е. герои буквально жили на экране. Более всего хотелось бы выделить Константина Лавроненко и Евгения Цыганова. Лавроненко исполнил сложную роль Чинкова, человека, который в весьма тяжелые времена должен пойти против воли государства ради своей веры и своих принципов, уповая на поддержку друзей и соратников. Цыганов исполнил роль одного из геологов-инженеров Гурина, который предстает перед зрителем настоящим философом и человеком открытой культуры, предпочитающим слушать западную музыку и курить кубинские сигары.
Режиссура Фильм предваряется весьма многообещающим началом, в котором герой Георгия Добрыгина «в чем мать родила» бежит по скованному льдом озеру. Не буду скрывать, меня сразу это смутило, как и многих сидящих за мной зрителей. Однако я был приятно удивлен дальнейшим развитием действия, в особенности после того, как узнал, что «Территория» - это только вторая кинолента в режиссёрской карьере Александра Мельника. Стоит отметить, что фильм не касается исключительно того, как герои искали это золото. Фильм, прежде всего, о жизни этих геологов в суровом мире Сибири и просто о смысле жизни. Каждый из героев имеет свою уникальную судьбу, свои скелеты в шкафу, но это не мешает им просто жить, влюбляться, жениться, опускаться, быть преданным своим принципам и идеям. Находясь наедине с воинственной природой Русской Сибири, они познают самих себя. Тем не менее, несмотря на глубокий смысл, режиссура отличается, на мой взгляд, существенным недостатком, заключающимся в чрезмерно медленном развитии действия и излишней затянутости. Честно, я считаю, что создателям с такой динамикой либо стоило превратить отснятое в сериал, либо отказаться от сцен с замедленной съемкой, т. к. это сильно раздражало и хотелось просто поскорее перемотать пленку.
Сценарий К сожалению, мне не довелось прочитать роман Олега Куваева, но я ничуть не сомневаюсь, что его содержание и смысл заинтересуют меня, судя по периодическим вставкам с рассказами героини Ксении Кутеповой, которая периодически комментировала по поводу того или иного героя. Это помогало осознать героев, понять причину совершаемых ими действий. Сам по себе сюжет изобилует диалогами, которые чаще касаются обычных жизненных или бытовых проблем, нежели поисков золота. Однако, отмечу, что отдельные сцены, не мог сказать, присутствуют они в книге или нет, казались лишними. Достаточно было показать, что тот или иной герой выжил, или об этом могла сообщить журналистка. Но, несмотря на все это, кино все равно увлекает.
Работа оператора Думаю, будет грешно не написать о потрясающей работе оператора Игоря Гринякина. Зрители, наверное, уже по трейлеру заметили, что фильм изобилует тем, что так не хватает в наших фильмах, а именно аэросъемок, которые, во-первых, придают картине эпичность происходящего и, во-вторых, передают силу и мощь природы Красноярского края. Такое разнообразие, такая чистота, видишь те места, где, возможно, до этого момента не ступала нога человека. В общем, такие съемки не могут не оставить сильного впечатления.
Саундтрек Думаю, создатели фильма поступили правильно, что наняли для написания музыкального сопровождения финского композитора Туомаса Кантелинена, поскольку, к большому сожалению, на данный момент мы вряд ли можем найти российского композитора, который сумел бы написать стоящую симфоническую мелодию. «Террторию» отличает сильный саундтрек, т.е. при просмотре ты действительно ощущаешь эпичность картины. Ты словно погружаешься в мир главных героев, для которых необозримые просторы Сибири, несмотря на ее суровость, это тоже дом, в какой-то степени даже родной. Как мне кажется, именно такие эмоции передает музыка в фильме.
Итог Не буду скрывать, после просмотра я вышел с неопределенным впечатлением, но сейчас могу сказать, что оно скорее положительное, чем отрицательное. Все-таки «Территория» - это фильм с поистине глубоким смыслом и с многогранным сюжетом. Здесь рассказывается не только история о том, как наши герои помогли стране с золотом, но также это фильм об обычных людях, которые о чем-то мечтают, к чем-то стремятся, во что-то верят, это фильм о единении с природой. Думаю, хотя бы раз, но его стоит увидеть.
Территория – место, где живут духи. Там оживают скалы, дышит беспокойно холодный океан, ночами разговаривают со звездами северные олени, смотрят по вечерам на закаты тени оставшихся навсегда людей. Здесь природа властна над человеком, а не наоборот. Здесь – просторы и гармония цветов и очертаний.
Этот фильм – лучшее, что я видела за последний год. Но я – будущий географ, и потому, наверное, эта оценка была предопределена самой тематикой. Смотреть «Территорию» для меня все равно, что общаться с семьей. Потому что все, кто попадает в эти профессии, становятся одной большой семьей, тайным сообществом, закрытым клубом.
Всю картину кто-то ищет золото, но на самом деле фильм совсем не о золоте. И не о партии. И не о нюансах жизни и работы при советской власти. Многие говорят, что там есть проблемы с сюжетом, но там не может быть сюжета, как не может быть его в жизни – настоящей, сложной, простой, радостной. Территория – о людях-суперменах, о суровом, но прекрасном северном крае, о тяжелой, но классной работе. В фильме люди просто делают свою работу, потому что это их работа, обычная работа, за которую получают зарплату и которую любят, а не геройство или испытание. Профессию геолога не выбирают, это она выбирает тебя. Далеко не все способны выносить и любить жизнь полевиков.
Еще многие говорят, эти мужчины в фильме – действительно последние романтики. Но нет, в Главном Здании МГУ десять этажей будущих геологов, вокруг меня – пять этажей будущих географов, а за Уралом – сотни и тысячи километров еще неосвоенной земли. Только в городах этих романтиков-полевиков и впрямь не видать, да и что делать им в городах? И, кажется, их нет. Но они просто слились с разнотравьем тундры.
Садясь смотреть фильм, надо расслабиться. Забыть о ярком экшене в соседних залах и позволить себе раствориться в картинке и звуке. После Территории праздничность и яркость торгового центра меркнет и раздражает, жизнь большого города кажется мелочной и скучной, шумной и суетной. Территория – шанс человека на три часа вернуться к своим истокам.
Для тех, кто знаком с романом Олега Куваева, станет очевидно, что авторы картины бережно отнеслись к литературной первооснове. Картина очень точно передает атмосферу книги, хотя трактовка некоторых событий претерпела изменения. Диалоги героев воспроизведены практически дословно. Правда, некоторых экранных персонажей авторы фильма позволили себе немного омолодить. У каждого, кто оказался на Территории своя история. Одни уже многое повидали в жизни и несут с собой груз потерь и ошибок. Другие видят впереди безграничные возможности, ими движет честолюбие и желание оставить след в истории. Но Территория каждого проверяет на прочность, диктуя свои условия. Суровый климат, тяжелая физическая работа, постоянная борьба с обстоятельствами и самими собой закаляют волю, формируют личность и помогают понять, на что каждый способен.
Подбор большинства актеров не вызывает никаких нареканий. Особенно хочется выделить великолепного Константина Лавроненко, как нельзя лучше подошедшего на роль главного инженера Ильи Николаевича Чинкова. Мастер игры на полутонах, Лавроненко сумел воплотить на экране образ человека скрытного, дальновидного, целеустремленного. Чинковым движет вера в свою правоту, он четко видит цель и готов идти к ней до конца. А как руководитель, он мастерски научился манипулировать людьми и безошибочно определять, на что способен тот или иной человек.
В роли молодого, подающего надежды геолога Сергея Баклакова даже трудно представить кого-то другого, кроме Григория Добрыгина. Роль словно специально для него написана. Стараясь казаться неприметным, в душе Баклаков чувствует, что за ним будущее. Он готов рисковать ради дела, ради идеи. И именно на него делает ставку Чинков.
Практически все актеры идеально вписались в образы своих персонажей. Нарекание вызывает только Ксения Кутепова. На мой взгляд, актриса совершенно не попала в образ. Внешний вид, поведение и манера говорить раздражает своей искусственностью. Весь фильм она воспринимается как инородное тело. Самое поразительное, что и повествование в картине ведется от лица этой героини. Философские рассуждения о смысле бытия, трудолюбии, поиске себя, написанные бывалым путешественником, геологом Куваевым, сценаристы, почему-то вложили в уста заезжей гламурной журналистки, практически ни разу не покинувшей стен своей комнаты. Такое решение кажется мне совершенно неоправданным и резко снижает всю ценность картины.
Но, повторюсь, это единственная претензия к фильму.
Нельзя не отметить безупречную операторскую работу и работу художника. Северная природа предстает перед нами во всем своем величии. Она подавляет, покоряет и умиротворяет одновременно. Созерцанием окружающей природы занимается один из героев фильма – пастух Кьяе. Он часто размышляет о Времени, о Жизни, о Счастье. Живя в гармонии с природой, он ощущает полную гармонию с собой. Он как некий проводник между естественным течением жизни и миром прогресса и науки. Возможно, поэтому именно Кьяе всегда оказывается там, где нужна его помощь, спасая жизни членам геолого-разведывательных групп.
Действие фильма разворачивается в 50-е годы прошлого века. В нем присутствует здоровый патриотизм, не плакатный. В те времена были люди, преданные своей стране, своей профессии. Именно работа имела для них первостепенное значение. Престиж или деньги никогда не ставились ими во главу угла. Они работали, не жалея сил ради дела, в которое верили всей душой. Они были на своем месте. Они были личностями. Они были настоящими.
Давным-давно в далекой-далекой галактике…на берегу ледовитого океана, глядя на закат и тающие льды, стоят два бича.
Кто не смотрел, к просмотру советую однозначно. Кто не смотрел, счастлив, что увидит впервые. Кто читал книгу, не будет разочарован. Кто смотрел «Территорию» 1978 года, будет рад, что наш кинематограф жив.
Очень понравилось: игра всех актеров, начальные титры в виде ярких географических карт, удивительный саундтрек, финальная сцена и финальные титры. Этот фильм создан для коллекции, для неоднократного просмотра.
Вместе с тем, должен предупредить, что после просмотра (может такое случиться) вам станет невыносимо грустно.
Основным вектором произведения незыблемо утверждается: «Мы все обреченные люди. Мы все обречены на нашу работу и это есть лучшая и высшая в мире обреченность!».
Этот тезис из другого века и другой земли, когда были задекларированы всеобщее равенство и братство, когда все строили что-то далекое и прекрасное для всех и каждого, сейчас не работает. Нынешняя всеобщая обреченность на работу не лучшая и не высшая. А впрочем, не мне судить. Но если вдруг загрустили, то, как говорится «Спокойно, товарищ, спокойно. У нас еще все впереди!».
Всем большое спасибо, кроме сценариста! И немного о прототипах.
Невольно смотрела этот фильм глазами отца, который приехал в город специально для просмотра. Он – один из немногих ещё живых бывших коллег описанных в романе персонажей и самого автора. Он же мне рассказал, что персонажи и фильма, и романа – мягко говоря, не только собирательные образы. Два главных немолодых героя имели своих прототипов, фамилии которых даже мало изменены. Два других молодых главных героя – раздвоенное альтер эго автора и/или собирательные образы. На этот счет были споры среди коллег. Образ перебирающего своего оружия геолога – собран из двух протопипов, один из которого раздражал своих коллег именно чрезмерной любовью к оружию. Прототипы были и у Бороды, и у большинства других персонажей.
Пару персонажей книги, которые тоже имели прототипов в жизни, в фильме объединены – свадьбу играл и ртуть нашел на самом деле другой персонаж в книге и другой соответственно человек в жизни.
И действительно был случай смерти во льду, только и в жизни, и в романе никакой женщины в кабине не было. В жизни его нашли через две недели и долго доставали из-подо льда, чтобы похоронить.
Мастер промывки, помогающий Чинкову в фильме, действительно был легендой в партии в реальной жизни. Его уважали и как профессионала и как человека, так как был он человеком скромным и отзывчивым. Когда он умер (намного позже описанных в романе событий) вся управа пила три дня. Он был контрольным промывальщиком и на его мнение опирались многие профессионалы.
После выхода роман был очень популярен как среди широкого круга читателей, так и в профессиональной среде. Конечно, многие обсуждали, насколько персонажи были похожи на прототипов. И многие были недовольны негативным образом молодого начальника, которого в первой части фильма Чинков «ставит на место». Его прототипа уважали как хорошего дельного начальника.
Прекрасно воссозданы все детали работы: лотки, процесс промывки и всё, этому сопутствующее. Конечно, кроме самой местности. Действие происходило в тундре – сопки, сопки, сопки и никакого леса. Понятно, что на экране это было бы «не очень», поэтому съемки перенесли на плато Путарана. За это как раз ругать создателей фильма не хочется, так как перенос обеспечил фильму прекрасные пейзажи, которые завораживают, прямо иногда мурашки бегают по коже! Прекрасно сняты. Комнаты бараков, в которых жили геологи, были в два раза меньше и с намного более низким потолком. А вот девиз «сделай или умри» действительно был в ходу. Как и обычай дать после поля три дня на помывку и иное и явка к начальству бритым на четвертый день.
Вообще атмосфера у фильма есть и мощная. Выходишь из кинотеатра под сильным впечатлением и вновь и вновь прокручиваешь в голове увиденное! Оператору просто хвала! Плюс общая идея о том, как и за что геологи и геофизики любили свою работу, хотя могли бы сидеть в Питере и Москве в тёплых квартирах, развернута замечательно.
Чего не скажешь об адаптации романа под фильм. Весь фильм во все стороны торчат белые нитки оборванных сюжетных линий. Фильм приходится воспринимать в основном чувствами, так как, включая голову, мучает просто взрыв вопросов вроде: а почем этот герой едет туда, а доехал ли он, а что получилось у этих, а что грозит тем, а в чем был смысл той поездки? Мозг цепляется за высказывания героев о чем-то, что потом в фильме не упоминается. Видимо, потому, что главу романа опустили, но тогда надо было и диалог подправить! И этих деталей много. Понимаю, что в романе много персонажей и сюжетных линий и их приходится сильно сокращать, но всё это сокращенное надо как-то увязывать друг с другом. Чтобы и человек, не читавший книгу, тоже всё понял, а не просто любовался пейзажем и приблизительно понимал ход сюжета. Я читала книгу в глубоком детстве и ничего, увы, не помню. И поэтому не раз во время фильма у меня всплывала пара матерных слов в сторону сценариста, хотя я не любитель ненормативной лексики.
Вы думаете, сценарист боялся добавить лишние реплики от себя, которые пояснили бы повороты сюжета из-за трепетного отношению к роману? Как бы не так. Когда после фильма я перечислила отцу сцены, которые, по моему мнению, были лишними и неуместными в фильме (вроде игры на гармони и приветствия Гагарину), на это получила ответ: а таких сцен в романе и не было. И, кстати, события романа были до полёта Гагарина. Да и сцена, с этим связанная добавляет приторный пафос фильму. Совершенно излишний ввиду того, что эмоциональный посыл фильма в этом вопросе и так силен и создан на основе своей романтики: геологов и геофизиков. Я сразу погрузилась в тот мир, который описывали мне родители, приезжая с поля, в те песни, что пела мне мать в моё детство. И сейчас моя дочь в качестве колыбельной предпочитает «полевую» песню о людях-романтиках, бредущих по свету.
Но всё же смотреть стоит! Недостатки сценария не настолько плохи, чтобы сделать этот фильм непривлекательным.
И ещё: фильм настойчиво вызывает желание прочесть книгу. Вот дописываю этот отзыв и бегу открывать старый, привезенный много лет назад из Певека, экземпляр.
Действия происходят на Таймыре. Люди авантюрного, как кажется, склада ищут золото для страны.
Принято думать, что Россия богата природными богатствами, поэтому просто копай землю, продавать на Запад и покупай айфоны. Кино про то, как именно эти богатства России достаются, какими подвигами, для обычного горожанина - так просто самоубийственными поступками. Мы как-то подзабыли, что освоение Сибири, Севера - то, чем нам тоже надо гордиться. Фильм естественным образом к этому подводит: вот дядя Костя, он брал Вену в 45-м, а теперь тракторист, вот по радио сказали о полёте Гагарина, а команда ждёт результата разведки Территории. Один ряд.
Но довольно пафоса. Тем более что в фильме, к огромной заслуге режиссёра, его нет. Никто не читает мораль и не рвёт рубаху 'за наших людей'. Но снято так, что ты не можешь не гордиться этими людьми, своим народом после просмотра. Многие зрители не уходили из зала, пока шли финальные титры, и на экране показывали старые семейные фотографии простых трудяг, северян. И я стоял, зачарованный, наивно надеясь, что промелькнёт фото и из моего семейного альбома: например, папа и вертолёт (автор этой рецензии сам, сын лётчика, прожил на Таймыре 7 лет).
К безусловным, объективным заслугам создателей фильма следует отнести великолепную операторскую работу, сильную, но без 'ушей Великого Автора' режиссуру, отличную, далеко за гранью 'верю!!' актёрскую работу. Подбор актёров: нет смазливых ботоксных лиц, кочующих из фильмов в сериалы и обратно. Роли второго плана просто великолепны. Режиссёр обошёл все пошлые штампы - в фильме нет 'за запаха тайги', 'комсомольского огня в глазах', 'свирепого политрука' и прочего мути, успешно перекочевавшей из милых советских фильмов в современные 'о стране, которую мы потеряли'.
Создатели фильма перенесли своего зрителя из уютного кресла в центре Москвы, с её бентлями, шлюхами, прокурорами и потребительством (о котором, кстати, так неожиданного и точно для 1960 года - времени действия фильма - говорит Гурин!) туда, за МКАД, на Восток, на зов восходящей над соснами Луны. Фильм 'советский' в самом лучшем, высоком смысле: как по уровню поднимаемых вопросов, так и по уровню исполнения произведения.
Фильм о Мечте и о людях, которые ею жили. Сейчас многие из них - простые пенсионеры, осевшие на 'материке' (так говорят о не-Северной части России на северах). А тогда они были просто - скромные советские Титаны, державшие свод нашего общего благополучия на своих плечах. Держали и курили 'Беломор'.
Самая искренняя благодарность всем создателям и спонсорам этой Картины!