Санкт-Петербург. Предпремьерный показ, которого наш геологический факультет ждал, наверное, целый год. Все в предвкушении сидят в большом зале перед экраном, но фильм начинается с бесконечного списка благодарностей всем людям и компаниям, которые, так или иначе, помогли фильму появиться на свет. Деньги собирали всей страной...
Итак, действие происходит в жестоких условиях Заполярья во время полевых сезонов. После войны, восстанавливающая экономика страны отчаянно нуждается в золоте, но Территория даёт только олово. Геолог Чинков верит, что Территория богата золотом, однако, ему мало кто верит на слово. Используя свой авторитет, уговоры или прямые приказы - он заставляет партию продолжать поиски, которые пока ни к чему не ведут...
Этот фильм однозначно рассказывает о тех, других людях другого времени, которые искренне могли обрадоваться такому знаменательному событию как 'полет первого человека в космос' или протащить раненного друга на себе через тундру, продуваемую всеми ветрами и не сдаться, не оставить его погибать. Они верили в себя, верили в окружающих людей, верили в удачу и упорный труд и были до упоения влюблены в свою тяжелую, полную испытаний и препятствий, такую незаметную, но важную профессию.
Много слов сказано о красоте нашей Родины, так много, что они уже не производят должного впечатления. Воспринимаешь это как данность до тех пор, пока своими глазами не видишь захватывающие пейзажи и панорамы суровой тундры, стремительные воды опасных рек, которые за ночь могут покрыться толстой коркой льда, горные пики, подпирающие небосвод и укрытые ледниками. Природа Территории здесь - скорее отдельный, главный персонаж фильма. Она создает все трудности, создает настроение, неповторимая и капризная. Но они, все до единого, любили и боготворили ее.
Очень порадовали новые глазу актеры, которые прекрасно справились со своими ролями, несмотря на то, что иногда им приходилось произносить банальные или слишком неестественные в жизни фразы. Отдельно стоит отметить саундтрек, включающий большое количество бардовских песен, а также весьма атмосферную музыку.
Все время просмотра я думала: 'Какие сильные, бесстрашные люди. Они, не жалея себя и своих сил, работали и получали от этого удовольствие. На их крови, поте, на их жизни, сейчас мы живем и продолжаем их дело. Достойна ли я этих людей? Достойна ли я называться геологом, какими являются герои романа и фильма? Время покажет.'
При просмотре фильма мне было стыдно, и хотелось попросить прощения. Не в смысле окончательно ахеджакнуться умом, и принести цветы с табличкой 'Pardonne nous' к посольству Франции. А в смысле той подписи на памятнике Гагарину: 'Юра, прости нас, мы всё про***ли'.
Замечательный советский фильм, снятый в 2014 году. Фильм о простых и одновременно великих людях - наших родителях. О той когорте, в которой даже отрицательные персонажи не были окончательной дрянью - они просто отстаивали свою позицию, никогда не в ущерб общему делу.
Рекомендую смотреть до самого конца, вплоть до окончания титров - как минимум, чтобы увидеть (фото в юности) и мысленно поблагодарить за труд автора исходного романа, Олега Куваева. Геолога, навсегда оставшегося 40-летним. Воспевшего простые и забытые ныне темы - честный труд, верность и любовь.
Это не современное 'наше кино'. Это настоящие 'тени забытых предков' (с). Юра, прости ещё раз.
Эпиграф, не имеющий отношения к фильму, но из той же ментальной плоскости:
'Алиса, ты меня помнишь, мы лежали с тобой вдвоём
в больнице. Ты помнишь? Я - Юля, Грибкова Юля.
Алиса, ты меня слышишь, ответь мне, приём, приём!
Мы тут все в шоке. Нас кажется, обманули.
Вы обещали, что Мила станет врачом,
а она торгует, держит точку на «Черкизоне»,
Фима бухает, Герасимов стал бичом,
я растолстела, Сулима сидит на зоне.
Что у вас там случилось? Вы проиграли войну?
Спаси, сохрани нас, Господи, твоя воля.
Пираты сбежали, или ещё в плену?
Ведь им ничего не сказал истерзанный мальчик Коля.
Алиса ты меня слышишь, ответь мне, приём, прием!
Наш мир завоевали Крысы с Весельчаками.
Но мы ещё терпим, мы дышим, живём и ждём,
что скрипнет белая дверь в заброшенном доме
с высокими потолками'
'Территория' - фильм, который обязательно будут смотреть мои дети.
Вчера ходил на премьеру 'Территории'. Ну что можно сказать, если вы хотите два с половиной часа получать эстетическое удовольствие от прекрасных видов природы, то это ваш фильм - операторская работа на высоте. А вот если вы хотите посмотреть Фильм как объект кинематографического искусства, то такового искусства там вы не увидите. Первое, что вы увидите это отсутствие актерской игры! В первые минуты просмотра складывалось ощущение, что смотрю современный русский сериал - актёры с минимальными потугами зачитывают текст (а некоторые и без потуг). Единственный кто сыграл хорошо, это Цыганов, правда сыграл он своего стандартного типажа из 'Питер FM' и 'Космос как предчувствие' - этакий интеллектуальный денди стоящий над толпой плебса.
Ещё очень раздражал закадровый голос, эту моду в русском кино ввёл Михалков, но в его фильмах это служит для добавления пафоса, а в этом фильме, я боюсь, он служит клеем для разваливающегося на фрагменты кинодейства. Вообще я заметил, когда режиссер не может рассказать историю посредством обычных кинематографических приёмов, он вводит закадровый голос. Теперь о фоновой музыке - это винегрет, тут тебе и Визбор, и английская военная песенка, различные барды, советские патриотические песни, а основные лейтмотивы писал какой-то финский композитор в стиле унылого пафоса (на самом деле фоновая музыка не должна выпячиваться на передний план, она должна создавать настроение, не более).
Конечно же не обошлось без 'клюквы' - действие в книге Куваева происходит на Чукотке, и герои фильма неоднократно упоминали тундру, но её нам так и не показали, зато показали огромные сосны на заднем плане, когда Баклаков идёт в одиночном маршруте. Конечно авторы вправе перенести действие хоть в Африку, но тогда зачем твердить про тундру? Ещё ляп - в начале фильма упоминается, что действие происходит в 58-м году, за 2,5 часа экранного времени прошло около года, а перед самыми титрами нам все дружно радуются полёту Гагарина. Первый полёт человека в космос состоялся 12 апреля 1961 года - без комментариев.
Мне очень, очень хотелось, чтобы фильм вышел хороший, ведь я родом из тех краёв, получил геологическое образование, книгу Куваева прочитал ещё в школьные годы. Но не получилось. Горько и обидно за русское кино в последнее время, а особенно обидно, что испортили такую книгу.
Закончился Год российского кино, на Кинопоиске были опубликованы несколько статей, подводящих итоги. Они наводили на размышления. И мне вспомнился фильм, который вышел в прокат более двух лет назад.
Территория
Этот фильм был особо интересен. В трейлере были замечательные пейзажи, и было ясно, что речь пойдет об открытии золота на Чукотке. И я специально перед просмотром прочитала роман Куваева…
Заставка фильма была великолепна. Небольшие зарисовки карандашом в полевой пикетажке превращались в прорисованную цветную карту, а затем – в геологическую карту Дальнего Востока. Этот момент вызвал восторг.
Однако потом восторг сменился… нет, отнюдь не разочарованием. Фильм был, несомненно, очень хорош – и визуальным рядом, и правильным посылом о пользе обществу.
Итак, золотые запасы Дальнего Востока достаточно быстро вырабатываются. Необходимо найти новый источник, и известный геолог-производственник Чинков совершенно уверен, что на Чукотке он есть. Но в то же время на этой территории ведут поиски на руду олова – касситерит. И книга о том, как вели разведку, о «повседневном героизме» и возникающих конфликтах интересов.
Создатели постарались дотошно перенести на экран роман, дословно приводили реплики персонажей. И надо честно признать, это пошло фильму скорее в минус. Все недостатки первоисточника стали еще рельефней и ощутимей. Некоторые моменты напрягли меня еще при чтении. Уйти в 500-километровый маршрут в одиночку, без продовольствия и ружья, зная, что придется форсировать крупную реку? За такое инженера по технике безопасности, да и начальника партии, если бы герой погиб, могли натянуть по полной. Реки встают так быстро, что лед, по которому можно ходить, образуется буквально за несколько дней? Женщины – чукчанки ходят без верхней одежды - а какой-нибудь нефрит заработать не хотите? Чинкова в фильме мало, и он мало похож на уверенного в себе и грозного книжного Будду. Даже имея некоторое отношение к сфере геологии, я не понимала внутреннюю логику поведения некоторых героев - автор не объяснял ее. Например, поведение Гурина. Мотивы поступка Седого непонятны совершенно… При этом второстепенные персонажи из простых работяг получились более понятными и рельефными! Кроме того, имея приблизительно четыре сюжетные линии, автор бросает нас от персонажа к персонажу, вперемешку, сообразуясь только с хронологией событий.
Есть другие книги на сходную тему, написанные более логично и качественно. Например, мне очень нравятся повести Григория Федосеева о многолетнем проведении геодезических съемок в Сибири. Эти люди тоже делали очень важную для страны и общества работу, в тяжелых условиях, но нисколько не кичились этим. Начинали они еще до войны – «По Восточному Саяну». Но самая моя любимая – «Злой дух Ямбуя» - написана очень легким языком и читается захватывающе – как детектив, затем как триллер. На этом фоне роман Куваева, по моему мнению, значительно проигрывает в стиле изложения и расстановке логических акцентов.
Музыка в фильме – также прекрасна. Чего стоит одна «Баллада о Большой Медведице»! Мелодии бардовских песен создают необходимый колорит и дух эпохи. Но, может быть, стоило и вставить оригинальное произведение, написанное специально для фильма?
В целом можно сказать – идея была прекрасна. Съемки проведены с огромным тщанием, а виды великолепны. Сюжет только бы стоило немного адаптировать и прояснить логику персонажей – чтобы фильм стал понятен всем.
Несмотря на все недостатки, в моем личном списке этот фильм получает почетное звание лучшего российского фильма 2014 г.
Моя рецензия будет нейтральной т. к с одной стороны мне фильм понравился, а с другой огорчил. Мне очень понравилась работа Александра Мельника под названием 'Новая земля' и когда я узнал, что выходит в свет вторая работа этого режиссера, то ждал ее с нетерпением.
Фильму дали жанр: драма, приключения, но как драма фильм не вывозит, нет некой эмоциональности, как в фильме 'Новая земля'. Как приключение фильм соответствует жанру, особенно восхищает красота Российского севера, холодного мира. Я очень люблю красоту природы, все эти нетронутые места просто вызывают потрясающие впечатления.
Посмотрев трейлер, я ожидал большего, чем увидел. В фильме ощущается некая недосказанность, дыры в сюжете, игра актеров своеобразна, не считая главных героев фильма: Константина Лавроненко, Григория Добрыгина и Егора Бероева, а так же нет душераздирающей атмосферы, которая, несомненно, должна была присутствовать в этом фильме. Практически нет животных, только олени, а так же нам показывают секундные кадры с вороном, мертвым зайцем и уткой.
Главная цель участников 'экспедиции' на объект под названием Территория - это нахождение и добыча золота. Во время всей этой 'экспедиции' у участников возникают различные трудности, какие, вы узнаете, посмотрев фильм. А смотреть его или нет - решать только вам.
В наше время словосочетание 'производственная драма' вряд ли может послужить хорошей рекламой для книги или фильма. На ум сразу приходят скучнейшие советские многотомники про цемент и не более интересные фильмы с карикатурно положительными героями на фоне домны. Но производственная драма может быть захватывающей, и отличное тому доказательство - 'Территория'.
'Территория' поставлена по роману, написанному несколько десятилетий назад, совсем в другой стране, в других реалиях. Ее персонажи - люди своей героической, романтической эпохи, которая имеет мало общего с нашими прагматичными временами. Тем не менее, фильм не смотрится приветом из далекого прошлого. И после просмотра немногие, я думаю, не почувствуют желания бросить все и уехать геологом в тайгу.
'Территория', надо сказать, безумно красивый фильм, созерцательный в хорошем смысле слова. Одни роскошные виды в нем неторопливо сменяются другими, демонстрируя истинный масштаб Человека перед величием Природы, буквально завораживая. Кому-то это может наскучить, но лично я смотрел, не отрываясь. Не могу даже вспомнить настолько же красивое отечественное кино последних, да и не только последних лет.
И все-таки Человек не пасует перед Природой - 'Территория', в том числе, и об этом. За раскрытие этой темы надо сказать огромное спасибо актерам. Главным образом, Константину Лавроненко, который не является звездой первой величины, но вполне заслуживает ею быть.
Есть в 'Территории' и довольно неубедительные моменты. К примеру, можно было отказаться от закадрового голоса - в наше время он выглядит анахронизмом, хотя и добавляет фильму связности. Можно было сделать больше акцента на сюжете, именно действии, не все ведь могут два с половиной часа любоваться видами. Наверное, это привлекло бы больше зрителей.
Тем не менее, фильм колоссальный, особенно на фоне нашего нынешнего кино. Ничего подобного я в последнее время не видел - и к сожалению, вряд ли увижу вскоре. 'Территория' оставляет глубочайшее впечатление, и даже если пафос этой картины вам не близок, ознакомиться с ней обязательно стоит.
Даже не зная, что снято очень много материала, об этом можно догадаться. Фильм длинный (что-то два с половиной часа), затянутый и откровенно скучный. Потрясающе красивые виды нашей страны. Наверное мало кто это видел живьём. Но это же не фильм национального географического общества! Сюжет понятен, НО очень много действующих лиц, фамилий, кличек, сюжетных линий, всё так неспешно. Вообще фильм позиционируется как приключенческий. События фильма приключениями язык не поворачивается назвать. Добрыгин, предваряя просмотр фильма, сказал, мол потерпите полчасика, потом будет интересно. Интересно не стало. Были сюжетные нестыковки. Очевидно, снимая полтора года и находясь все это время в материале, у группы взгляд 'замылился' и какие-то очевидные для них вещи не понятны для зрителей. После просмотра я слышала обсуждения и поняла, что многие, как и я, чего-то не поняли. Это вопрос неудачного монтажа. И потом - посвящение фильма нашим родителям должно быть вначале, а не в конце, тогда зрители были бы больше подготовлены к просмотру. В общем, жаль двух с половиной часов моей жизни.
Манера повествования в фильме напомнила мне сказку, которые родители обычно рассказывают детям. Поэтому сразу возник некоторый когнитивный дессонанс - жанр вроде бы ничего фантастического не предполагает.
Но потом начались чудеснейшей красоты, которую ни словом сказать, ни пером описать, а только на видео показать можно. Красоту суровой северной российской природы создателям однозначно удалось показать с самых лучших ракурсов. Эстетические чувства мои (хотя их во мне не так много, конечно) удовлетворены полностью.
Актерский состав придавал надежду и реалистичности всего показанного. Персонажи получились очень человечными, настоящими, колоритными. Правда, порой, конечно, переигрывали некоторые.
Но... как всегда, не может не быть 'но'. С одной стороны, герои все настоящие суровые мужики, немногословные, с другой стороны, как говорится, редко, но метко толкающие дивные филосовские речи, порой совсем как будто бы не в тему вписанные, но звучащие красиво и замысловато. Причем все. Все герои вели высокоинтеллектуальные философские беседы с претензией на сарказм, скептицизм и цинизм, запивая это, на удивление, не водкой, а конъяком. Понятно, что хотели придать фильму серьезности и разваить русскую философскую мысль, но в некоторых местах это было явно лишним.
Сюжетная линия мне тоже показалось не совсем понятной. Чего хотел Седой, для меня вообще осталось загадкой? Радостные и трагические события показаны как-то тупо... Иного слова мне не подобрать. Как будто бессмысленно все... Все бренность бытия. И некоторые поступки совершаются тупо, потому что совершаются. Наверное, я слишком далека от геологического дела и поиска золота, что так и не врубилась в сюжет картины.
Но фильм мне несмотря на множественные его недостатки мне все равно понравился.
В нем очень хорошо показана сама работа горных инженеров, увлеченных своим делом. Фильм так и мотивирует отправиться в тундру на поиски. Красивое естество дикой природы просто завораживает. А в философских диалогах можно было уловить и нечто актуальное. Впрочем, философия вообще неплохо получилась, только ее было слишком много. Обычные люди такими речами не общаются друг с другом. Ну, впрочем, это же фильм. Тут главное суть вещей, которую понимаешь, работая золотоискателем, передать. Впрочем на меня все равно не сработало. Но мне захотелось. Очень захотелось. Действительно, есть в этом что-то романтическое, что-то натуральное. Какая-то естественная часть меня просто взывала, увидав все эту красоту и посмотрев, как люди реальным делом занимаются, а не бумажки перекладывают. В общем, недостатков куча, но фильм все равно впечатляющий.
А раз фильм впечатляет, то плевать на все остальное.
Лет пять назад я узнал о самом существовании Олега Куваева и его литературного наследия. Прочел запоем все романы и рассказы, что смог найти в сети. А в 2012-ом - узнал об этом фильме. Побольше бы таких совпадений!
Итак, традиционные 'три года ждут' окончены, фильм просмотрен. Сказать хочется одно - картинка невероятная. Оторваться невозможно, хочется выбраться из прямоугольника кадра и вертеть головой во все стороны, чувствовать ветер на своем лице. Если вы хоть раз были в горах, тундре, в этом бесконечном просторе, где человек - не больше пылинки, фильм пробудит в вас это чувство на раз. А если не были - вряд ли оставит равнодушным.
С сюжетом, конечно, сложнее. Вариантов в экранизациях обычно два - отрезать лишнее, либо пытаться вместить как можно больше, жертвуя деталями, логическими связями, и затрудненным понимаем картины у тех, кто книгу не читал. Думаю, получилось ближе к второму варианту. Но, что интересно, - оно как-то не напрягает. Вообще.
Неспешный ритм повествования, фантастическая природа, закадровый голос, череда персонажей, характеров и судеб увлекает тебя и несет, как река. И, завороженный этой красотой, ты и без всякого сюжета понимаешь основную, стержневую идею о нахождении своего места в жизни; труде, для которго предназначен, и получения счастья от исполнения того, что можешь, и должен.
Резюмирую: более чем достойно, а уж в сравнении с прочей нашей кинопродукцией - так вообще ого-го! Да, лично мне не хватило немного динамики и цельности повествования, но за ТАКУЮ картинку - прощаю все. Спасибо!
p.s. Особенно понравился старик Кьяе, что молча курит свою трубку, размышляя о круговороте жизни, а потом раз за разом спасает геологов, как малых детей. Так и хочется сказать: 'эх, что делать мне с ними, бедовыми'.
Пожалуй, как и многих других, на фильм меня завлёк трейлер. Трейлер сделан просто сногсшибающе: постоянное движение, суровые действующие лица, экшн, да и всё это на фоне невероятных картин природы, да к тому же сюжет, явно, крутится вокруг золотодобычи - всяко будет невероятно интересно. Я был по уши заинтригован.
Через определённое время просмотра я понял, как сильно я был обманут этим трейлером: захватывающего действия в фильме нет и в помине! (не спешите плеваться и кидать в меня камни-минусы, это всё-таки положительная рецензия). Что же в фильме есть? Начну с того, что я счел за недостатки.
Есть большое количество действующих персонажей. Очень большое. Всем им отведено разное экранное время, поэтому, к сожалению, хорошо их узнать или запомнить - задача не из простых. К тому же на это накладывается постоянно перескакивающее с места на место (простите за каламбур) место действия. Город-посёлок-ручей-нагорье-озеро-плато-посёлок-стоянка. Голова идёт кругом. Но к середине фильма к этому уже привыкаешь, и это вовсе не раздражает.
Есть множество сюжетных ответвлений (как притоков большой реки), но в то же время сюжет как таковой не ярко выражен на протяжении фильма. Что тоже немного обескураживает практически до самой концовки. В какой-то момент времени начало казаться, что просто смотришь на жизнь и быт людей на довольно большом временном промежутке их жизни (на самом деле так и есть).
В чем же достоинства? Ради чего стоит идти на этот фильм, который довольно неспешно тянется почти три часа?
Разумеется, это невероятные, потрясающие воображение пейзажи прекрасного севера. Настоящая отрада для глаз. А музыка! Музыка!!!
Далее. Разнообразные как цвета северной тундры характеры персонажей, великолепно переданные актёрами. Отлично переданный быт геологов и вся романтика севера. Всё это настолько органично и естественно связано вместе, что захватывает дух и внимание и без какого-либо действия и экшна.
Так о чем же фильм? Фильм о людях. О стальных людях, работающих экстримальных условиях сибирского Севера. Фильм о тех, кто живёт по мечте, живёт в эпоху Великих свершений.
'...Если была бы в мире сила, которая вернула бы всех, связанных с золотом Территории...все они повторили бы эти годы. Не во имя денег, так как она знали, что такое деньги во время работы на Территории, даже не во имя долга, так как настоящий долг сидит в сущности человека, а не в словесных формулировках, не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека.'