К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

В фильме прекрасно почти все, кроме одного НО. Прекрасна работа оператора, чумовые виды Арктики, и зимней и летней, здоровенные комары, реки. Прекрасна работа костюмера и гримера - смотришь на людей и веришь, что да, так в 60х и было. Отлична работа актеров. Вот только работу сценариста или режиссера прекрасной или даже хорошей назвать сложно. 2.5 часа фильма смотрятся как мозаика, как набор эпизодов. связанных между собой иногда общими действующими лицами. Нету ощущения цельности, кто все эти люди, зачем они шарятся по замершей земле, почему я должен им сопереживать. Какие-то люди появляются в истории из ниоткуда, как жена Монголова и дядя Костя и исчезают как и появились в никуда. Кто-то умирает, какие-то события еще происходят, но они происходят так, что тебе плевать и на события и на действующих лиц. И вроде понимаю головой, что основная канва - поиски золота где-то в Арктике, но зачем? Какой интерес в этом у того же Будды? Нахрена вот это все? Скажете - почитай книгу и поймешь, но ведь кино должно пересказывать книгу хоть как-то. Из этого произведения мог бы получится хороший сериал, добротный, про романтику исследования Арктики и железных людей геологов с внятным сюжетом и раскрытием персонажей, а получилась лишь каша-малаша.

27 февраля 2021 | 20:07
  • тип рецензии:

«Повесть о настоящих мужчинах» - именно так позиционируется «Территория», зазывая в кинотеатр угрюмым постером с небритыми актёрами на фоне непокорённых снежных вершин. В ровной очереди военно-патриотических картин, которыми ежегодно разряжается отечественный кинематограф в аккурат под майские праздники, пейзажно-приключенческий проект Мельника действительно кажется глотком морозного свежего воздуха. И пусть геологи 60-х не самая актуальная тема, из неё точно можно выудить захватывающий сюжет…

Фильм, однако, постигает судьба всего российского: богатые ресурсы оказываются возделанными самым кустарным, непрофессиональным образом. Золотая жила невероятных событий намертво хоронится в сланце медитативно-описательного повествования, актёры необработанными самородками валятся на экран, драгоценные песчинки философии вымываются рекой пафоса. Почти с самого начала становится ясно, что внятной истории ждать не стоит. Режиссёр позаимствовал из первоисточника не фабулу и характеры, а – что странно – слова. Вместо развития событий – вялый голос рассказчицы (и где только нашли такой невыразительный тембр?), вместо создания обстоятельств, в которых бы проявляли себя герои, всё та же словесная характеристика закадровым голосом. Что удивительно, больше всего пострадали диалоги: если на бумаге геологические термины и отвлечённо-пространные рассуждения о долге смотрятся ещё куда ни шло, кино требует хлёстких реплик, приковывающих внимание. Здесь же вербальное общение между персонажами, кажется, вообще не несёт никакого смысла: диалоги не развивают конфликтов, а лишь попусту сотрясают воздух. Мельник-режиссёр с радостью снимает с себя обязанности Мельника-сценариста при любом удобном случае и передаёт бразды правления кудеснику-оператору.

Чем фильм действительно хорош, так это натурными съёмками. На экране предстают не отретушированные снимки а-ля National Geographic, а по-русски дикая природа, нагая, неприкрытая, беспощадная и щедрая одновременно. Гринякин выдаёт такие кадры, от которых мурашки по коже – и неуёмное желание уйти в тайгу. Заросшая мхом железная кружка, разломанная пластинка, в оттаявшей от морозов траве; скелет геолога, вросший костями в сырую землю; губительно-прекрасная, ледяная река, принимающая в свои холодные объятия отчаянного испытателя; огромные разломы горных хребтов, проглатывающие человека живьём. Глаз радуется, но долго ли? Сила природы – по задумке – бросает вызов силе духа, но сценарная немощь сводит этот конфликт к набору односложных анекдотов о жизни золотоискателей.

В фильме сложно выделить ведущую сюжетную линию: бравада начальных сцен («Территорию я вам не отдам!») разбивается о скучный быт геологов, которые только и знают, что чесать свои бороды у костра и заворачиваться в спальники по самые уши. Героев много: в одинаковых свитерах и спецодежде, они все на одно лицо, все без имени и отчества. Запоминается, пожалуй, лишь персонаж Цыганова, своеобразный сердцеискатель и бабодобытчик, но его пятиминутного мастер-класса по соблазнению московских журналисток слишком мало, чтобы ради этого терпеть два с половиной часа движущихся открыток. Все события в фильме словно происходят с людьми, случайно оказавшимися в кадре – даже деревья выглядят гораздо более живыми, одухотворёнными. Персонажи, которые должны были стать героями, передвигаются по Сибири, словно пешки в Богом забытой игре. Никому – кажется, даже им самим – не интересно, почему они влюбляются, почему рискуют собой, к чему стремятся. И если в советское время подобное упрощение реальности приветствовалось («Он хотел жить так же, как все нормальные люди», «У меня дома два ребёнка: Мишка и Тоська», «Пойду за тебя, ты добрый и сильный»), то сейчас это смотрится, по меньшей мере, наивно. Если Куваев в своё время мог вдохновить молодых людей уйти в Сибирь промывать золото, то Мельник – максимум – станет поводом для блогов и лайков.

Одно во всех этих красивых картинках действительно радует: российское кино становится разнообразным. Если не в средствах выражения, то, по крайней мере, в темах. А значит однажды – сквозь мох банальностей и штампов – пробьются те, кому будет, что сказать.

27 апреля 2015 | 22:59
  • тип рецензии:

Впервые увидев трейлер фильма «Территория» в кинотеатре, я сразу же загорелась идеей его посмотреть и ждала выхода картины с большим нетерпением. Меня поразили и очаровали виды природы, порадовал актерский состав, вдохновила тема фильма – истории про геологов я еще не смотрела. Но, как это часто со мной бывает в последнее время, фильм оставил очень смешанные впечатления. Меня не покидает ощущение, что могло получиться намного лучше.

Сразу оговорюсь, что операторская работа, бесспорно, заслуживает самой высокой оценки. Наверно, у всех зрителей в зале при просмотре проснулся дух авантюризма, и захотелось пойти в поход по таким красивым, непривычным для жителя мегаполиса уголкам нашей необъятной Родины. У нас просто перехватывало дыхание от увиденного, хочется поблагодарить создателей за почти три часа визуального удовольствия.

И как же лично мне обидно, что красивые кадры все же не спасают фильм, который беспощадно губит рваный сюжет, недосказанность и совершенно неестественные, мертвые диалоги. Я часто ловила себя на мысли, что понимаю отдельные слова, но не понимаю сути разговоров, мне даже местами было страшно от этого ощущения. Люди так не разговаривают и не разговаривали. Хорошо прописанные диалоги, лично для меня – это половина успеха фильма, так как во многом благодаря им ты веришь происходящему на большом экране или нет, не говоря уже о том, что по ним складывается представление о героях.

Сюжет в подробностях описать еще более сложно, а как тяжело было за ним следить… Нет, вкратце как раз все понятно – это фильм о геологах, которые несмотря на многие препятствия ищут золото Территории, ищут ради блага своей страны и во исполнение мечты, а не для личного обогащения (за одним единственным исключением). Но когда ты пытаешься уловить развитие деталей сюжета, почему-то возникает много вопросов. Кто-то постоянно куда идет – зачем? Почему? Куда именно? Почему геологи постоянно ходят по одному, это же нелогично и очень опасно? Зачем переходить реку вброд в такую влажную и холодную погоду? Какова цель, что нашел Баклаков на другом берегу, и что именно он искал?.. Как и когда Монголов успел познакомиться со своей будущей женой и почему у нее такое прозвище? Чинков – положительный персонаж, или просто неприятный тип? Чем занимается журналистка, помимо флирта с мужчинами? И это лишь небольшая часть вопросов, которые у меня возникли.

Я думаю, ответы я найду в книге, которую обязательно прочитаю. Но фильм тоже должен оставлять целостную картинку. Мне так хотелось по-настоящему погрузиться в атмосферу картины, сама задумка чудо как хороша. Это фильм о настоящих мужчинах, о людях благороднейшей профессии, о тех, кто «не трусит жить по мечте». Нам сейчас действительно не хватает таких историй на фоне обилия блокбастеров с выдуманными героями и надуманными страстями. Как жаль, что создатели где-то недоработали и с чем-то не совсем справились. Очень, очень жаль.

Тем не менее, я очень рада, что посмотрела «Территорию» на большом экране. Увиденные кадры нашей прекрасной природы навсегда останутся в моей памяти. Рекомендовать его к просмотру всем и каждому я бы, конечно, не стала – это картина на любителя. Но я уверена, свою аудиторию фильм обязательно найдет. Низкий поклон геологам и настоящим мужчинам.

6 из 10

23 апреля 2015 | 11:34
  • тип рецензии:

Предупреждаю сразу: это — мой первый отзыв. Я не фанат русского кино. Но в то же время не хочу какими то стереотипами руководствоваться. После просмотра трейлера я очень хотел посмотреть этот фильм. Позже мое желание подтвердилось довольно неплохой оценкой. И действительно — в трейлер вставили самые лучшие фрагменты. Нет. Работа оператора — просто великолепна! 10 из 10. Но остальное... А особенно — монтаж. И диалоги. Это шедевр абсурда! Сборная солянка: такое чувство, что герои то телепортируются, то перемещаются во времени. Иногда просто вставляют какой-то сюжет ради красивых кадров. Диалоги на 90 процентов состоят из «мудростей» типа «завтра будет после сегодня», или «Вася делал хорошие дела, значит он бы хороший».

К актерам претензий нет, но половина персонажей вообще не понятно зачем показаны. Ради одной фразы? Чтобы еще больше затянуть фильм?

Ну теперь итог: ооочень хорошая работа оператора, великолепно показана русская природа, да и вообще все сцены на природе. Хорошая музыка. Из плюсов добавить нечего. Из минусов все остальное, особенно — монтаж фильма и «гениально мудрые» диалоги. К актерам в основном претензий нет.

27 апреля 2015 | 23:29
  • тип рецензии:

Моя рецензия будет нейтральной т. к с одной стороны мне фильм понравился, а с другой огорчил. Мне очень понравилась работа Александра Мельника под названием 'Новая земля' и когда я узнал, что выходит в свет вторая работа этого режиссера, то ждал ее с нетерпением.

Фильму дали жанр: драма, приключения, но как драма фильм не вывозит, нет некой эмоциональности, как в фильме 'Новая земля'. Как приключение фильм соответствует жанру, особенно восхищает красота Российского севера, холодного мира. Я очень люблю красоту природы, все эти нетронутые места просто вызывают потрясающие впечатления.

Посмотрев трейлер, я ожидал большего, чем увидел. В фильме ощущается некая недосказанность, дыры в сюжете, игра актеров своеобразна, не считая главных героев фильма: Константина Лавроненко, Григория Добрыгина и Егора Бероева, а так же нет душераздирающей атмосферы, которая, несомненно, должна была присутствовать в этом фильме. Практически нет животных, только олени, а так же нам показывают секундные кадры с вороном, мертвым зайцем и уткой.

Главная цель участников 'экспедиции' на объект под названием Территория - это нахождение и добыча золота. Во время всей этой 'экспедиции' у участников возникают различные трудности, какие, вы узнаете, посмотрев фильм. А смотреть его или нет - решать только вам.

Фильм исключительно на один раз.

7 из 10

17 апреля 2015 | 19:07
  • тип рецензии:

Необъятна земля российская, причем чем дальше от столицы – тем необъятнее. И полна она богатствами несметными, но отдает их неохотно и только тем, кто готов и жизнь свою за них положить. О таких – настоящих и суровых, отважных и бескомпромиссных, самоуверенных и сильных духовно и физически – фильм Александра Мельника. Загадочная Территория – это геологоразведочный район на Чукотке, такой первозданный, что у него и названия толкового нет. На Территории добывают сугубо техническое олово, но ходят бередящие душу слухи о том, что где-то должно, просто обязано быть золото. Московское партийное начальство, которому верить в метафизическую «чуйку» по должности не положено, намерено закрыть разработку района, но несколько энтузиастов (и отчасти романтиков) готовы на все, чтобы найти драгоценный металл. Завязка пришлась бы впору приключенческому блокбастеру, но режиссер сделал выбор в пользу медитативной драмы, к которой очень хочется добавить исконно советское определение «производственная».

Тягучая и неспешная (чтобы не сказать занудная), «Территория» отражает ситуацию в российском кино в целом, причем здесь, как в бородатом анекдоте, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая в том, что отечественные кинодеятели совершенно перестали пугаться большого размаха и не мельчат даже в жанровых фильмах. Огромный бюджет был потрачен не впустую: в Сибири специально для фильма построили поселок геологов, ответственно подошли к воссозданию атмосферы ранних шестидесятых в костюмах и бытовых мелочах. Масштабные натурные съемки поражают величием – и просторов, и операторского мастерства. Фильм снят на совесть и с искренней любовью к стране, что в современном отечественном кинематографе встречается, мягко говоря, нечасто. При этом, несмотря даже на внушительный список благодарностей всем от глав сибирских поселений до самого ВВП, «Территория» не выглядит заискивающей ура-патриотической агиткой. Хочется верить, что Мельник обратился к подзабытому роману Олега Куваева в поисках новых – мирных, а не военных – поводов для национальной гордости: его герои должны бы вдохновлять своей верой – в себя и в поставленную цель, ту, что выше, чем жизнь. Вдохновлять должны, но не вдохновляют. И в этом, собственно, состоит плохая новость.

Очевидно, что создатели «Территории» подошли к съемкам серьезно и с самыми благими намерениями, поэтому искренне обидно, что результат неимоверных усилий напоминает просмотр отпускных фото: вот я тону в реке, вот мой друг нашел гору киновари, а вот другой сломал обе ноги, добираясь к нам на лыжах. Фотографии восхитительно хороши, но сами «отпускники», кажется, уже не помнят, что их привело в эти удивительные места и вдохновляло их перемещения. Когда детали подзабыты, рассказ о прошлом часто становится банальным, вот и герои фильма напропалую сыпят общими местами, только, с поправкой на величие замысла, немыслимо пафосными. Вдвойне досано, что изрекают эти низкопробные сентенции талантливые и именитые актеры, в других работах доказывающие, что слухи о смерти русской школы все-таки несколько преувеличены.

Собрав замечательный ансамбль, Мельник со своей стороны не смог предложить хоть сколько-нибудь внятного игрового материала. Спору нет, тяжеловесный роман Куваева плохо поддается экранизации, и первую версию фильма, вышедшую в 1978 году, тоже нельзя назвать особенно удачной. Однако сама идея романа обладает мощным драматическим потенциалом, и внятная режиссура с четкой авторской позицией вполне могла бы добавить содержательной динамики и существенно усилить первоисточник. У Мельника же сюжеты сыплются, как звезды с августовского неба, новые герои (по причине всеобщей бородатости очень похожие на старых) возникают из воздуха и в нем же растворяются, не сказав и пары слов и даже не представившись. Смерти и рождения для режиссера значат не больше, чем даты в производственном календаре, и даже долгожданная встреча с золотом, которой впору бы стать катарсисом, снята как проходной эпизод и заставляет крепко задуматься о том, что именно такое равнодушие к своим героям и есть самый тяжкий грех любого автора.

Среди множества территориальных жителей есть один безусловно запоминающийся – самовлюбленный геологоразведчик Гурин (в замечательном исполнении Евгения Цыганова) с замашками пресыщенного декадента, который всю дорогу вдохновенно несет невообразимую, но очаровательную ересь. Он советует главному герою, как раз предсказуемо дошедшему до стадии отчаяния в поставленной задаче, писать отчет о геологоразведке как роман, описывая не столько породы, сколько свои ощущения, и больше полагаться на интуицию. Жаль, что Мельник пренебрег фактически своим же мудрым советом и вместо приключенческого романа снял муторный двухчасовой отчет.

02 ноября 2015 | 12:54
  • тип рецензии:

Право же, мне как жителю Крайнего Севера и той самой бывшей Территории обидно, что Территория оказалась вялой и до безобразия нудной, не имеющей цельного стержня.

Несколько слов стоит сказать о книге О. Куваева, послужившей основой. Со мной многие могут не согласиться, но в настоящее время этот роман не очень читаем. Литературные качества произведения весьма сомнительны, он написан некой смесью журналистского репортажа собкора 'Пионерской правды' с Жюльверновской романтикой. Текст везде изобилует режущим слух жаргоном, на котором на самом деле на севере никогда не говорили, он отчасти придуман самим Куваевым. Если сравнивать, то Ю. Рытхэу просто невероятный гений в описании той же Чукотки по сравнению с Куваевым. Особо наивно, и даже глупо, в книге Куваева выглядит зашифровывание названий населенных пунктов, что подтверждает ориентацию романа на читателя школьного возраста. Не надо иметь много ума, чтобы понять - город - это Магадан, - Территория - это Чукотский АО, до 1993 года входивший в состав Магаданской области. Именно в Магадане располагался трест 'Северовостокзолото' имевший и Чаун-Чукотское горнопромышленное управление, которое и возглавляет персонаж по имени Чинков.

Вот это самое произведение и перенесено на экран. Перенесено а) хорошо - в части мест съемок, и б) просто отвратительно - в части сюжета и актерских работ.

К съемочному процессу только один вопрос - а, собственно, зачем было снимать Чукотку, по большей части, не на Чукотке, а на плато Путорана в Красноярском крае??? Ведь тот же 'Как я провел этим летом' с Добрыгиным про Чукотку сняли на полярной станции на побережье Чукотки с потрясающей операторской работой и видами природы. Очень странно.

Из актерского состава претензий нет только к Добрыгину, хорошо отработал. Персонаж Ксении Кутеповой вообще лишний, его нет в романе. В книге Чинков - человек в возрасте, имеющий лишний вес и больное сердце, для которого Территория - вся жизнь и последний шанс. Лавроненко со стройной фигурой, фальшивой бородой и загаром профнепригоден на эту роль. Персонаж Цыганова - Гурин - болтливый зануда, никак не влияющий на сюжет. Бероев просто ничего не играл с жуткой приклеенной мочалкой на лице. Остальные бесцельно появляются по ходу фильма.

В картине есть и ряд ляпов историко-краеведческого характера; они заметны в основном жителю Магаданской области и Чукотки, но тем не менее это ляпы.

Куваев в книге позволяет читателю только приблизительно плюс-минус 5 лет ориентироваться в событиях и, как я указал выше, примитивно зашифровал места действия. Однако в фильме непонятно зачем висит календарь с датой 1960! При этом, завуалированы топонимы. А какой тогда в этом смысл? В таком случае надпись на вывеске при входе в здание управления в Поселке 'ГУСДС Северстрой' не соответствует действительности. Прообразом Северстроя у Куваева послужил трест Дальстрой, для этого не надо быть семи пядей во лбу, который имел официальное наименование 'ГУСДС Дальстрой', где аббревиатура расшифровывается как Главное управление строительства дальнего Севера. Создателям Территории следовало бы знать, что ГУСДС исчезло со смертью Сталина и было передано в ведение Министерства металлургической промышленности СССР.

В целом фильм смотреть можно, но так, на разок... А жаль, можно было и получше что-то выдать в сухом остатке.

5 из 10

И то только за виды природы Севера и за Добрыгина.

03 мая 2015 | 09:37
  • тип рецензии:

Не существует абсолютно идеального материала, так и в этом фильме есть достоинства, которые меня поразили, так и недостатки, заставляющие 'не погружаться' в просмотр.

Что же для меня было абсолютно положительным? Фильм поразил своими необъятными панорамами и красотами природы, которым не видно края. Природа и стихия показаны настолько величественными, что я понимаю, насколько человек беспомощен перед стихией и могуществом сил природы. Я затаивала дыхание от масштаба.

Не без внимания оставлю демонстрацию силы духа людей. Насколько нужно быть самоотверженным и бескорыстным, чтобы вписаться в такой проект. Многие люди настолько преданы стране и своему командиру, что выполняли самые безумные приказы.

Если человек живёт в этой среде и он любит природу, то это дороже всяких денег.

Теперь о том, что я не поняла или мне не понравилось... Гурин, Гурин, однозначно, не из той эпохи. Весь его сленг и характер пропитан современностью и надменностью, это очень отталкивало. Также к недостатку я отнесу местами обилие терминов в диалогах, но это скорее относится, к моей непросвещённости. В итоге, для меня фильм местами был откровенно скучным, потому что тянулось это всё полотном, сцен нагруженных смыслом и динамикой не происходило.

Но что заставило меня вслух возмутиться, так это написание указателей расстояния 'км от посёлка', непонятным витиеватым, абсолютно нечитаемым, курсивом.

В целом фильм мне больше понравился, чем нет! Он побуждает задуматься о воле, силе человека. И о том, какая большая, многогранная и неизведанная любимая наша страна.

25 сентября 2021 | 13:44
  • тип рецензии:

Лента 'Территория' познакомила меня с актером Константином Лавроненко и писателем Олегом Куваевым.

Уже давно я не расслаблялась перед экраном. В этом фильме нет определенного сюжета, кульминации и завязки. Повествование просто льется, герои живут отдельно, каждый в своем мирке. Не видела ничего подобного раньше. После множества просмотренных структурированных кинолент мои глаза и разум отдыхали.

Многие из нас стремятся увидеть мир, побывать в разных городах, ощутить вкус путешествия. Во время киносеанса я поняла, что искать перечисленное за пределами страны не нужно: пожалуйста, вот какие красоты есть в России. Сначала нужно исследовать ее, узнать города и реки, только потом ехать за границы. Подчеркиваю, что имею ввиду не освоение русской целины или поиск ископаемых, а любование красотами природы.

Видно, что над картиной поработало много людей, были созданы хорошие условия и выделены значительные средства. Поражают масштабы съемки, вертолетные кадры, правдивость действий актеров. Оказывается, можно снять достойный фильм, когда этому способствует не только желание авторов и актеров, а еще и государство.

Немного смутило то, что персонажи, люди, живущие без канализации, вдали от цивилизации, находящиеся в условиях дикой природы, так ухоженно выглядят: подстриженные бороды, макияж и одежда героинь. Неужели создатели кино позабыли, где и когда работали эти люди?

Переборщили с музыкой: тебе тут и советские песенки, и зарубежное, и современное. Неувязка.

Фильм 'Территория' достойный представитель современного российского кино (это важно: современного российского кино).

7 из 10

Мой любимый момент фильма: Финал. Трое героев бегут на помощь. Красивая музыка. Надежда.

23 мая 2015 | 21:28
  • тип рецензии:

На ivi этот фильм можно посмотреть бесплатно в разрешении 4К: очень яркая, детальная картинка, звук, помноженный в условиях дикой природы, полный ветра, шелеста, речной волны, на тысячу оттенков, так что внутри экрана домашнего смарт-тв и встроенных колонок стандарту 4К будет, мягко говоря, тесно. Такой фильм надо смотреть на очень, очень большом экране, потому что чего-чего, а бесконечных арктических просторов в нём хватает с избытком. Технически фильм сделан очень здорово.

И вот в таких технически огромных, необъятных условиях Крайнего Севера человек кажется пылинкой, существом, для птичьего глаза находящимся на границе статистической погрешности - с высоты его можно и не заметить. И однако же, человек проходит эти просторы насквозь, преодолевает пространство в поисках самореализации и... золота.

Перед нами Территория - земля на берегу Ледовитого океана, где советские люди ведут разработку золотоносных месторождений. Но сколько бы они ни копали, золота здесь, видимо, нет. Однако, главный герой - Чинков и его подчинённые верят, что это не так: оно быть, вся их интуиция, геологоразведческая 'чуйка' говорит об этом. Ведь не спроста же то тут, то там обнаруживаются самородки. Золото здесь есть - уверен Чинков, и поэтому его надо найти, несмотря ни на что: ни на сопротивление высокого начальства, ни на собственную усталость, ни на крайне неприветливую природу.

Все символы советского бытия в фильмы либо полностью отсутствуют, либо затёрты настолько, что встречаются только на лацкане министерского пиджака в виде значка. И всё, никаких 'За работу, товарищи', 'Партия - ум, честь и совесть...', 'Выполним и перевыполним...' или что там ещё. Правда, есть сцена, где герои картины празднуют триумф первого полёта человека в космос, советского, между прочим. Может быть, это и хорошо с художественной точки зрения, но с точки зрения правдоподобия, например, фасад здания правления геологической партии без коммунистических лозунгов выглядит так же пусто и неестественно, как если бы в вашем городе все рекламные растяжки, щиты и т.п. в один момент исчезли: взгляд всё равно продолжает искать их, независимо от вашей воли.

Герои. Это настоящие труженики, выносливые, целеустремлённые, крепкие почти неимоверно. Персонаж актёра Цыганова их прямо так и называет: супермены. В его устах звучит это иронично и несколько неестественно: откуда, казалось бы, такое слово в условиях окружающего соцреализма и полярного круга. Но, с другой стороны, не ницшеанские сверхчеловеки же - память о Великой войне ещё очень-очень жива. Так вот, эти супермены буквально всверливаются в вечную мерзлоту, бросаются на штурм порогов на ледяных водопадах, один из них даже буквально голыми руками форсирует реку шириной с Волгу - преувеличение почти фантастическое, но персонаж после таких геройств заболевает от простуды и восстанавливает соцреализм действительности. Впрочем, это быстро исправляет старый мудрый оленевод, услышавший выстрел героя, и высказывает психоделическую мысль, достойную Борхеса: вероятно, звук выстрела донёсся из прошлого.

Несмотря на глянцевость и лубочность, фильм оставляет впечатление очень хорошо сработанного, технически мощно подготовленного и дорогого продукта. Мысль о неминуемом и необходимом освоении Арктики приходит в голову даже простодушному зрителю: Север - наш, и мы обязаны его завоевать. Хотя потратится придётся очень сильно, зато всё это в конечном счёте окупится огромными природными ресурсами, которые будут найдены.

Всё бы хорошо, но речь в фильме идёт не о высокотехнологических разработках, вроде аппарата для полёта в космос или исследовании новых источников энергии, не об интенсивном трудоёмком освоении сельхозтерриторий, даже не о пассивной нефти, а о банальном, лукавом золоте. Хотя - хочется надеяться - в фильме под золотом подразумевается некий универсальный эквивалент, идея процветания: добудем золото - добудем нефть, металлы, минералы, технологии.

Фильм снят по одноимённой книге Олега Куваева и в целом есть ощущение, что за кадром осталось очень многое, что имеет книга и что в ней объяснено и описано гораздо интереснее и правдоподобнее, о чём свидетельствую великолепные, классические пассажи, которые от лица повествователя зачитывает одна из героинь фильма.

29 июля 2017 | 21:52
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: