Фильм территория стал для меня неожиданным открытием. Как объяснить отсутствие рекламы, когда в его создании помогали «всем миром». От президента страны, до губернаторов и министров субъектов, от госкомпаний и банков, до солидных предприятий и научных обществ. Первый показ в Кремле. И ничего. Не знаю помогали ли бюджетными средствами, но связями пользовались однозначно. Так почему же нигде нет рекламы или новостей? Видимо для успешного продакшена в нашей стране нужно носить определенную фамилию и быть руководителем РАО. И да, это прямо упрек.
Можно сколько угодно говорить об упадочности российского кинематографа, о распиле бюджетов при съемке фильмов. Честно, я лишь мечтаю, что все кто помогал в организации работ по созданию «Территории» хотя бы читали сценарий... хотя бы по диагонали... Но «Территория» - это то, что мы умеем делать. Тяжелое. Важное. Серьезное кино о жизни и где-то рядом.
Дальний Восток, Заполярье и поиски золота. Всё это состоит из нескольких историй. Все герои общие, геологи, разведчики, инженеры и просто люди. Быть предпоследним авантюристом или мечтателем. Быть уверенным в золотоносности района или слепо верить и предавать. Каждая история отдельная и как будто не связана между собой. У всех героев своя жизнь, свои заботы и своё будущее, единое будущее, ведь на территории все равны.
Если недавний «Географ глобус пропил» показывал жизнь и быт городского люда, то «Территория» описывает тех, кто вырвался из паутины бетонных гробов. Вырвался, сбежал или просто решился осуществить свои мечты. Во все времена существовали те, кто не вписывался в толпу, и всегда они могли стать теми, кто готов сложить голову за идею. Так и Чинков, Монголов, даже Гурин, хоть и никогда не признается, все они готовы отдать всё. Ярчайший пример - Баклаков, знающий территорию на столько, что способен написать отчет о местах, где не бывал и отправить в экспедицию. К сожалению остаются и загадки сюжета, в перипетиях которых разберется только прочитавший оригинальный роман 1973 года. Много ли таких среди завсегдатаев кинотеатров?
Территория - это место мечты. Место, сошедшее с обложек National Geographic или Animal Planet. Большую часть мы видим именно территорию, ведь главный герой она, а вовсе не люди. Территория огромна и беспощадна, но в то же время безмятежна. Если ты готов работать, работать и еще раз работать — она полюбит тебя, ну а на нет... и тебя нет.
«Территория» - это фильм-мечта. Его нужно видеть тем, кто думает о своей жизни, о своих достижениях и своем месте в мире. Но как раз таким смотреть и нельзя. После просмотра хочется бросить всё, скучную жизнь, опостылевшую работу и уйти в Тайгу. Уйти на территорию! Но в наше время это невозможно. Работать ради мечты можно, но где-то совсем рядом за хлеб просят денюшку. Знать, что все в этом мире возможно, но не воплотить это всё в реальность.
Территория — это утопия, где с помощью труда можно исполнить мечту.
Фильм 'Территория' для меня был самым ожидаемым фильмом 2015 года, фильм с многострадальной судьбой, длительные съемки, затянувшийся процесс пост-продакшена, перенесение даты премьеры, но все это окупает конечный продукт. Мне посчастливилось одной из первых увидеть данный фильм на пресс-показе, поэтому могу передать свои впечатления тем, кому еще только предстоит просмотр в кинотеатре.
Начну с того, что фильм снят по книге Олега Куваева, основой для которой послужили реальные события, разворачивавшиеся в 1949-1950 гг. Герои фильма, как и книги не реальные личности, а скорее собирательные образы известных геологов, инженеров того времени. Прежде всего, пр просмотре ни на секунду не стоит забывать, что это не современные люди, это люди того времени, а это огромная разница.
Послевоенное время, экономика страны в плачевном состоянии, как никогда стране нужно золото, и его поиски ведутся на Крайнем Северо-Востоке страны. Это невыносимые морозы, отсутствие условий жизни, только бескрайняя природа. Никто уже не верит в то, что в этих местах может быть золото, и только Илья Чинков убежден, что золото на Территории есть, и он в течение одного сезона берется за доказательство этого.
Весь фильм - это история достижения мечты. Но чтобы мечта осуществилась, нужно работать, работать много, долго, кропотливо, наизнос. Фильм про настоящих фанатиков своего дела, людей, которые живут по мечте. Не зря журналистка из Ленинграда говорит Баклакову, что 'большинство жить по мечте трусят'. И Чинков, и Баклаков, и Гурин, и Монголов - это люди идеи, ради которой они готовы на все. Вот они герои своего времени. Герои, для которых честь и достоинство - не пустые слова. Возможно, если для подрастающего поколения герои 'Территории' станут примерами для подражания, жить станет чуточку лучше.
На пресс-конференции, режиссер картины Александр Мельник отметил, что главный вопрос, который должен возникнуть у зрителя: 'Способен ли ты честно трудиться?' Ведь жить по мечте - это в первую очередь пахать, многие ли в наше время на это пойдут?Уверена, нет, вот поэтому такие фильмы нам нужны, большие хорошие фильмы о нас. После просмотра невольно задумываешься, а что сделал ты в своей жизни, все ли реализовал, что задумывал, а пользу принес?
Так как это художественный фильм, то стоит сказать, ради чего обязательно нужно смотреть фильм в кинотеатре. Как можно понять из трейлера - это природа, безграничная, безмятежная, иногда жестокая, но в то же время спокойная и умиротворяющая. Как сказал герой фильма 'Россия - страна возможностей', посмотрев на эту картинку, ты понимаешь, что это совершенная правда. Так и хочется купить билет на самолет и отправиться в тундру, чтобы ощутить эту абсолютную свободу. Также отдельно стоит отметить исполнителей главных ролей в картине. Смотря на Егора Бероева, Константина Лавроненко, Григория Добрыгина, Евгения Цыганова, думаешь, что они выбрали не ту профессию, потому что геология - их призвание. Вероятно, этот сезон ознаменуется брутальными мужчинами с бородами, какие носят герои 'Территории'. Работа, которую проделала съемочная группа картина колоссальна, натурные съемки в тундре, куда даже вертолеты могут прилететь не каждый день, это дорогого стоит. Как и их герои в фильме, актеры также живут по мечте, отдаваясь идее до конца.
Наверняка, многие зрители фильм не поймут, и скажут, что это утопия, но пока есть вера в то, что такие герои есть и среди нас, жизнь имеет смысл. Продожительность фильма - 3 часа, но события разворачиваются последовательно, описывая поочередно жизни разных людей и соединяя их в единую историю, поэтому время проходит достаточно быстро. 'Территория' дает отличную возможность задуматься о жизни и ответить на все внутренние вопросы. Советую обязательно посмотреть этот фильм с 16 апреля на больших экранах, потому что равнодушным он вас точно не оставит.
Думаю, каждый из нас хотя бы раз гордился тем, как правильно сумел потратить деньги. Или цель была хорошая, или результат получился на загляденье... Так вот, по аналогии - правительство, банки и госкомпании, сложившиеся на съемки «Территории», могут собой в этом конкретном случае гордиться. Я давно не видела настолько цельного, красивого, жизнеутверждающего и абсолютно непафосно патриотичного отечественного кино. Вот что надо было отправлять на Оскар (при всем уважении к Андрею Звягинцеву).
Это кино не о государстве и его интересах (хотя величием России и русского духа при просмотре не впечатлиться невозможно), не о золоте и не о грандиозных целях. Оно о людях, у которых кишка не тонка голодать, замерзать, вкалывать до изнеможения — и все это в отсутствие гарантий на успех и элементарных удобств. Потому что жить лишь ради достижения этих самых удобств — все равно что зря коптить небо, будто говорят герои. И наоборот — стремиться добиться в жизни чего-то неординарного - это абсолютно нормально. Тогда ты чего то стоишь. Не зря в финале мы видим совершенно четкую параллель с достижением Гагарина и всех, кто работал над его полетом. Потому что геологи «Территории» на самом деле круты ничуть не меньше первого человека в космосе.
Хотя, конечно, не все. Экстремальные условия проверяют на вшивость каждого заблудившего в Арктику. И вот незадача: некто казавшийся абсолютно надежным предает, а вчерашний трус и слюнтяй идет на простой человеческий подвиг, который мог стоить ему жизни.
В картине много трогательных и жестоких моментов, забавных и грустных. Я удивляюсь, почему у режиссера Мельника при таком таланте это всего второй фильм. А вот у оператора Гринякина большой послужной список. Но уверена, что, снимая «Территорию», он кайфовал как никогда: такая восхитительная натура, как сногсшибательная природа заповедника в Красноярском крае, - мечта для любого эстета. А операторы — эстеты по определению.
Что касается актерской команды, то получилось просто что-то с чем-то — абсолютно у каждого. Но все же отдельный комплимент отвешу Евгению Цыганову: его охмуряющий Ксению Кутепову перфоманс впечатлит любую. Сердцеед, елки!
Посмотрел я тут на большом экране новый фильм Александра Мельника «Территория».
Фильм меня просто потряс. Во первых, давно я не видел настолько красивой с чисто художественной стороны картины. Этот фильм – подлинный гимн природе нашего Севера. А когда красоты и чудеса природы снимают с использованием новейших технологий профессионалы, да ещё и столько откровенно влюблённые в русские севера… Получается подлинный шедевр.
Космические красоты плато Путорана, гранитные пустоши, водопады, лёд и камень, лёд и вода…
Актёрские работы - практически все сыграли на очень высоком уровне. Сыграли так, что веришь. Саундтрек подобран также очень хорошо. Фактически это обращение к той самой старой доброй бардовской песне, вследствие чего происходит чуть ли не полное погружение зрителя в кинопространство картины.
Это хорошее, доброе, чистое кино. Оно словно северный ветер – чистый и холодный, освежающий (но могущий и заморозить). Это рассказ о подлинных романтиках канувшей уже, увы, в Лету эпохи. О геологах, о разведчиках недр, о профессионалах, мечтателях, альтруистах. О Территории, под которой понимаются огромные площади суровых северных гор.
Да, есть и небольшая криминальная линия, но фильм-то ведь совсем о другом. Он о том, что сила – не в золоте. Сила в душе. В той силе духа, которая позволяет человеку жить и выживать. А порою и умереть лучшей смертью, чем «от водки и от простуд»(с).
Интересно, что после первого часа из кинозала ушло две компании молодых ребят с пивом. Что ж, это было явно не их кино. Но очень много людей сидели и смотрели бегущие по экрану финальные титры уже и тогда, когда в зале включили верхний свет. Потому что данный фильм можно по полному праву поставить рядом что с «Вертикалью», что с «В диких условиях».
По сути, это чуть ли не советское кино. Хотя нет, конечно, но оно словно восстанавливает прерванную не так уж и давно традицию отечественного синематографа. Это фильм просто рассказывает своему зрителю о нашей земле и о наших людях. И не просто рассказывает, а практически втягивает людей в зрительном зале в безмолвный диалог. Да, это патриотическое кино. И нет в нём пафоса, но есть любовь в тому, что почти две тысячи лет тому назад один древний эллин назвал «дымом Отечества». И этот дым, дым походных костров, запахи ухи, кирзы и железа, а также ароматы коньяка и крепкозаваренного чая, они лишь оттеняют рассказываемую с экрана историю. Простую и в то же время подлинно героическую.
Да, этот фильм я советую посмотреть на большом экране. Потому что такие красоты нашей с вами земли просто надо видеть. Восхищаться и поражаться.
Резюме:
Отличнейший фильм. Браво!
p.s. Да, эта история произошла на другой уже Земле и в другую эпоху. Но это тот самый случай когда надо сказать что подвиг бессмертен. От средневековых ещё идущих за Камень ушкуйников, людей Дежнева, и до тех кто искал и ищет, ищет и добывает золото, олово, кто превращает дикую и прекрасную Территорию в полноценную часть нашей Ойкумены.
На фильм «Территория» Александра Мельника я решил сходить по одной причине. Мне близка тема преодоления суровых тяг дикой природы, подвига и романтика покорения неизведанных мест на карте мира. В детстве я с удовольствием смотрел такие жемчужины отечественного кинематографа, как «Земля Санникова» и «Красная палатка». От «Территории» я ожидал нечто подобное, ведь, казалось бы, есть все, что для этого нужно. Есть геологи – люди очень трудной и опасной профессии, далеко не каждый человек может стать им и уж тем более выдержать все тяготы своего призвания. Есть вызов – огромная и опасная «Территория», в которой где-то скрывается золото, нужное стране. Можно снять драму, приключения, остросюжетное кино, все что угодно – и снять хорошо. Да и рекламный ролик подавал надежду. Однако после просмотра я на всякий случай решил еще раз удостовериться в заявленном жанре фильма, так как «драма и приключения» – это не о «Территории». Александр Мельник на самом деле снял совершенно другое.
Хотя в фильме нет явных патриотических отсылок, от фильма так и веет заказом. Даже необязательно смотреть вступительные титры, где указываются спонсоры проекта. Я не против заказных фильмов, но тут создается стойкое впечатление, что смотришь корпоративное кино необъятного хронометража. Геологи-ветераны, возможно, будут рады посмотреть на себя со стороны, узнать себя и свою жизнь «в трудовом поле». Для остальных здесь нет какого-либо внятного и целостного сюжета. Основная линия – поиск золотого месторождения на «Территории» - теряется среди множества отвлеченных и откровенно скучных сцен. Их смысл найти также трудно, как пресловутое золото. Избыток персонажей без сюжетной нагрузки, отсутствие динамики и интриги напрочь убивают фильм и превращают просмотр в утомительную трехчасовую пытку. Даже форс-мажорные и трагические события полностью лишены атмосферы и напряжения. Да и вместо того, чтобы грамотно подать сцену, монотонный закадровый голос Ксении Кутеповой введет вас в курс дела, чтобы вы все правильно поняли. Таким же нехитрым способом вам раскроют характеры героев. Спасибо, конечно, но зрители все-таки приходят в кинотеатры смотреть фильмы, а не слушать аудиороманы.
Козырная карта фильма, которой швыряются киноделы – шикарные съемки крайнего севера, но и те радует глаз только первые двадцать минут. Снарядить дорогостоящие экспедиции съемочной группы, применить новейшие операторские технологии и потратить 70 часов пленки – это не гарантия отличного фильма. Печально, но факт. Запихнуть в фильм побольше отснятого материала в ущерб лаконичности – это либо своего рода режиссерское графоманство, либо малодушие перед заказчиками, которым подавай красивые кадры, да побольше, да пожирней. В таких условиях не приходится ждать какой-то вменяемой актерской игры. И если Евгений Цыганов еще как-то старается, то Егору Бероеву, по всей видимости, обещали выдать гонорар еловыми шишками, так откровенно он халтурит. Да и центральные персонажи ситуацию совершенно не спасают. Константин Лавроненко не успевает за отведенное ему время раскрыть свой образ сурового геолога, этакого сухопутного Капитана Немо, а партию Григория Добрыгина погубил сценарий: большую часть времени он просто бродит по тундре.
Вообще, одиночный маршрут на сотни километров, в краю медведей и сурового климата, мог бы стать визитной карточкой фильма. Борьба человека с экстремальными условиями, упорство и самоотверженность ради долга перед страной и товарищами – вот что я хотел бы увидеть и прочувствовать. Не убеждайте меня, в фильме этого нет. Режиссеру просто не хватило ни смелости, ни фантазии, чтобы сотворить настоящую, захватывающую сердце драму о людях с железной волей, которые разбросаны по диким краям, но при этом остаются командой в своем стремлении к единой цели. 'Территория' могла бы стать эпичным жюльверновским полотном о Подвиге, но на деле получилась невзрачная, лишенная содержания простыня.
У каждого свое кино. Фраза, послужившая заглавием к одноименному киноальманаху, снятому в 2007 величайшими кинорежиссерами мира, является по сути непререкаемой истинной.
Нет, серьезно, Вы задумывались как часто ходите в кино одни? И ходите ли вообще? В большинстве случае это семейный просмотр или дань социуму: с любимой девушкой на что-то веселое, мамой на что-то русское, лучшим другом на что-то военно-историческое или друзьями на очередное пришествие марвеловских героев. С кем угодно и на что угодно - в угоду окружающим и для поддержания статуса. С финальными титрами приходит свет и Ваше индивидуальное мнение как то рассеивается во всех этих односложных: 'ниочем', 'так на раз', 'поржать можно' или как максимум 'зачетно'.
Но раз или два в году Ваше внутреннее и индивидуальное начинает бунтовать. И Вы спешите на долгожданную премьеру того редкого, деликатесного кино, о качестве которого можно смело судить из трейлера и неизбежной, давно отслеживаемой Вами предистории. Такие фильмы собирают как правило двух-трех человек на утреннем сеансе. Они старательно отсаживаются подальше друг от друга, для сохранения какого-то личного, интимного, известного только им одним эффекта от просмотра.
Так или иначе для меня в текущем году этим личным, своим кино стала 'Территория'. Экранизация одноименной прозы Олега Куваева не вызывает обычного в таких ситуациях вопроса - а что таки сотворилось лучше книга или кино? Кинолитературный конгломерат впечатлений гармонично и без натяжек был мною воспринят. И, как неизбежное, где-то на полях моей жизни напротив слова 'Территория' поставлено обязывающее помнить и соответствовать 'NB'. Соответствовать тем многочисленным героям 'Территории' - Суперменам (у Куваева это простые люди) без которых собирательный образ настоящего Человека в общемировой литературе был бы не полным.
Но о фильме. 'Территория' А. Мельника 2015 года это прежде всего умелая визуализация первоисточника. Масштабность происходящего на экране - съемки в лучших традициях National Geographyc, отметают все вопросы и кривотолки о трендовых в Российском кино распилах бюджета. Это же подтверждает и звездность актерского состава во главе с Буддой Звягинцева - Александром Лавроненко (книжный образ Чинкова ему проигрывает по всем статьям). Музыкальное сопровождение, 'Большая медведица', стихи Кати Яровой и др. помогают зрителю погрузиться в увиденное с головой, эту самую голову при этом не отключая.
Единственным минусом картины, если это можно так назвать, является необходимость его адаптации для стороннего от геологии зрителя. Но даже если Вы никогда в жизни не слышали о 'шлихах', 'промывке' и 'Дальстрое' (аналог Куваевского 'Северстроя'), я все равно советую Вам сходить в кино на этот фильм. Это невероятно красивый в плане картинки и мудрый (все монологи взяты из первоисточника) фильм. Случай, когда пропуск в кино становится билетом в отпуск, хотя бы на два часа - подальше от Москвы.
И книга О. Куваева и фильм А. Мельника задают в финале один и тот же бескомпромисный вопрос: 'Доволен ли ты собой?'. И это не спойлер: к счастью или к сожалению до знакомства с 'Территорией' все мы вкладываем в эти слова совсем иной смысл.
Скажу сразу, очень давно я не видел ничего подобного в нашем кино. Я не буду описывать множество персонажей в данной картине и его сюжет. Постараюсь просто немного поделиться чувствами и мыслями что тебя наполняют после просмотра фильма Территория.
Во-первых, конечно радует само построение сюжета и подача материала. Всё спокойно, плавно и с душой. Чувствуется масштабность данного проекта, чувствуется безусловное старание всего актерского состава. Лавроненко, Дабрыгин, Бероев, каждый актёр данного фильма вложился со всем своим мастерством.
Великолепная операторская работа, просто великолепная. Шумные и бурлящие реки, красивые горы, мощные ветра снега и морозы, леса и конечно же сами обыватели территории. Всё снято великолепно. Конечно тут тяжело не снять красиво при такой естественной фауне, но в любом случае мастерство оператора умножает красоты в несколько раз. Очень кстати пришли к фильму технологии в том числе съемки в формате высокой чёткости 4К. Это первый российский фильм с таким качеством, и я очень рад этому.
Суть не в этом. Я лично считаю, что фильм показывает величие нашего государства того времени, и не мало важно, всё это мы МОЖЕМ вернуть. Ведь дело не только в добыче золота, фильм применим к любой сфере где важно делать свою работу качественно и от души. Фильм о широте нашей природы, о людях для которых слово Честь и Обещанное слово не было пустым звуком. Раньше ради чести погибали что бы сдержать обещание перед товарищем, а сейчас? Много ли осталось таких людей?
Фильм очень детальный и от него веет добрыми чувствами и надеждой.
Территория – это фильм о нас всех в какой-то степени. Этот фильм не что бы думать – этот фильм что бы ПОМНИТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ. Лишь от нас людей зависит, которые каждый день работают и любят родину всем сердцем. Лишь от нас зависит будет ли Территория жить такой, какой оставили её нам наши родители, наши предки. Есть ещё одно чувство после фильма, на Территории хочется остаться.
Фильм - шедевр на все времена. Только такие фильмы могут называться Кинематографом. Ну разве это не так?
Выражаю огромную признательность всем создателям этого фильма в частности режиссёру Александру Мельникову и президенту России Владимиру Путину.
Современная государственная идеология напоминает не прочный плот, на котором можно выстроить что-то фундаментальное, а соломинки, за которые цепляются власти. И кинематограф страдает от этого в числе прочего, потому что не может выдать ничего внятного, лишь набор разрозненных, часто противоречащих друг другу идей. Одной из таких соломинок является 'культ Победы'. Не отрицая значение Победы, нужно отметить, что все остальное советское время теряет свою осмысленность. Это хорошо отражено в кинематографе. Довоенное время предстает в лучшем случае прелюдией, подготовкой к Войне, а в худшем (и чаще всего) какой-то мрачной эпохой страха, когда все люди делятся на палачей и жертв. Но хуже всего с послевоенным периодом. Он вообще теряет значение, превращаясь в искривленное отражение нашего времени со всем набором 'прелестей' (безудержной коррупцией, продажными ментами, маньяками и мафией). Смысл, цели, устремления людей послевоенного СССР исчезают. Эта современная идеологическая бессмысленность бытия послевоенного советского поколения удручает. Ведь это наши отцы и матери. Думаю, Михаил Сегал в своем 'Кино про Алексеева' задумался о судьбе этого поколения. Фильм Александра Мельника пытается вернуть потерянный смысл тому времени.
Снятая по книге Олега Куваева, картина 'Территория' показывает чем жили, о чем мечтали, что пережили люди 50-х - 60-х гг. Мельник, конечно, не дословно воспроизвел произведение Куваева сорокалетней давности. Но суть передал верно. Это суровое и красивое повествование о предпоследних (а может всё же о последних?) авантюристах – геологах. Но эти советские конкистадоры, в отличие от испанских, не убивали, не разрушали, не алкали искомого золота. Для чего же они жили и трудились? Об этом сказано в самом начале ленты и, на всякий случай для самых непонятливых, это ещё раз повторено в конце. К этому стоит ещё присовокупить монолог персонажа Егора Бероева, он дополнит сказанное.
Самое красивое в картине это всё же не природа, хотя виды, конечно, потрясающие. Самое красивое в ней – это люди. Мы видим людей за работой. За большой настоящей работой. И делают они эту работу качественно, с полной отдачей. Не ради выгоды, а ради уменьшения зла в мире. И они все в ней. Без этой работы их нет. Это фильм не о поиске золота для государства, не о трудностях бытия на Крайнем Севере, это кино не о производстве или выживании. Это фильм именно о людях. Их судьбах, характерах, мыслях, чувствах. И каждый из них по-своему мудр и искренен. Потому что нельзя в таких местах и на такой работе быть глупым и лживым. Глядя на персонажей, понимаешь, что это не просто люди, а Человеки. Великаны прошлого, словно выкованные в кузне богов. Титаны, которые смогли поднять мир на свои плечи.
Картина 'Территория' это дань ушедшей эпохе. Эпохе, когда можно было жить по мечте. Когда люди могли жить работой и находить в ней счастье. Когда их не волновали бытовые и материальные вопросы. Когда дела были большими, а счастье находили в малом. Сейчас, увы, потребители захватили мир. И многим (может, и большинству) эти титаны духа и мысли будут непонятны, скучны и пусты. Но стоит сходить в кинотеатр, чтобы увидеть этих людей. Проникнуться их жизнью, взглянуть на мир их глазами, прочувствовать то, что чувствовали они. И понять, что они жили здесь, в этой стране, рядом с нами, ходили по той же земле, дышали таким же воздухом. И что всё это наши отцы и матери. Люди, которые прожили жизнь полную смысла и мудрости. И это мы наполнили её бессмысленностью и пустотой.
ЗЫ Фильмы Мельника нужно смотреть до самых титров. Они в его лентах – это важная часть картины. И вот что я увидел в конце 'Территории' – это список лиц, которых благодарили создатели картины за участие. Этот список длиннее, чем перечень актеров. Открывает его Сам Господин Президент. Затем идут Медведев, Собянин. Шойгу и прочие-прочие-прочие высокопоставленные шишки уровня не ниже членов правительства или глав регионов. Оттого у меня возник вопрос: почему при таком широком участии всяких влиятельных лиц фильм идет в довольно ограниченном прокате? Вот она та самая искренняя и патриотичная картина, на которую детей водить классами и которую надо показывать иностранцам. Но нет, лента идет не во всех кинотеатрах, да ещё по паре сеансов в день. Боюсь, что это всё тоже издержки нашей поверхностной и противоречивой идеологии, или того, что ею называется.
Комментарии к кинофильму «Территория» по роману О.Куваева.
Роман дважды был экранизирован, но, к сожалению, не совсем удачно, на мой взгляд В первой экранизации (1978) была сохранена хоть куваевская сюжетная линия. и вполне приличная игра артистов. Вторая экранизация(1914) - наихудший вариант того. что можно было сотворить из такого превосходного материала. как роман «Территория». Во-первых, показанная в фильме территория ни по содержанию, ни по духу - не куваевская. Это не Крайний Север с его суровой величественной природой. Это большей частью махровая таежная Сибирь с заповедным красивейшим плато Путорана, пригодным лишь разве для бездельников туристов. чем для трудяг геологов. Конечно ландшафт бухты Приведения ближе к природе Чаун-Чукотки. Но и это даже не то. Нет здесь знаменитых «южаков» в Певеке (Поселке), ни чудесных альпийских гор с почти райским климатом в центральной части.
Во-вторых. Скучная какая-то показушная игра артистов, слабо отражающая особенности характера, душевные качества героев романа. В большинстве своем это какие-то истуканы, идолы, лишенные человеческого тепла, нежности, любви. Даже центральная фигура - начальник геологического управления Чинков - вроде другой. Он и на Будду-то мало похож, как и на своего прототипа Н.А.Чемоданова: безжалостный властный супермен-деспот, подавляющий своей напористостью психику, дух своих подчиненных В Романе Чинков более демократичен, человечен, а его прототип - Чемоданов Николай Ильич - в быту вообще приятный обаятельный отзывчивый мужчина. Не совсем понятен артист Бероев, играющий роль Монголова, 53-летнего, уже изношенного жизнью больного геолога. В брызжущем здоровьем и уверенном в себе артисте образ Монголова как-то теряется, не реален.
Внедрение в кинофильм разного рода отсебятин, нововведений режиссера-сценариста Мельника не только не украшают фильм, но просто делают его еще более не восприимчивым, не правдоподобным. В первую очередь для зрителей-северян, не понаслышке знающих, что такое труд, быт, досуг геолога. Таких откровенных ляпов в фильме множество Например. Ни в коем разе не могла присутствовать на совещании главных инженеров у Робыкина (гл инженер Дальстроя) журналистка Сергушова - лишь по одной причине-из-за секретности подобных мероприятий в те времена. Еще нелепей выглядит визит на тракторе в одиночку к новоиспеченному мужу Монголову секретарши Люды Голливуд (в романе она жена Копкова, а сам Монголов женат и имеет двух детей). В те годы трактор - весьма дорогостоящая дефицитная техника, гонять которую впустую по бездорожью за сотни километров никто бы не позволил. Ни к чему в этом эпизоде и смерть тракториста дяди Кости. Не нужной выглядит в фильме замена, своего рода, корпоратива геологов (вечера полевиков, проводимого в конце сезона) праздником полета в космос первого космонавта, отмечаемого 12 апреля. У многих зрителей вызывает недоумение покушение на геолога Баклакова рабочего Серого. А вот, на мой взгляд, этим покушением режиссер Мельник и раскрывает все свои грандиозные задумки – нововведения, выпендрежи. Здесь-то и запрятана его основная идея. Фильм без крови, стрельбы (в романе этого нет) - это не фильм. Значит надо исправить, современный зритель этого не оценит. Поэтому надо поправить Куваева По Мельнику героизм геологов какой-то не такой. Одного труда, хоть и тяжкого, не достаточно. А если есть раненый, то его надо спасать. Вот и для коллеги Жоры Апрятина нашлось геройское дело - спасти друга. Скучен в романе полубольной стареющий геолог-скептик Монголов - тоже надо сделать из него более яркого колоритного героя. Вот и навешивает Мельник на Монголова не свойственные ему лавры: первооткрывательство ртутного месторождения, женитьбу на Люде Голливуд, которая тоже как бесстрашная декабристка, сломя голову, бросается к любимому мужу. Мне лично не понятно совсем другое - почему так «вляпался» режиссер Мельник? По незнанию предмета или нагловатой уверенности в своих способностях, или это какой то таинственный ЗАКАЗ. Просто по черномырденски: хотели (если, конечно, хотели) сделать, как можно лучше, а получилось, как всегда…
В четвертых, в кинофильме по неизвестным причинам Мельником выброшена роль одного из главных героев романа - первооткрывателя ртутного месторождения Копкова. Куваев явно этого не хотел, иначе зачем было вводит в роман этот персонаж. Значимость Копкова вполне сопоставима с другими персонажами романа теми же Баклаковым, Монголовым, Апрятиным. Он такой же авторитетный квалифицированный геолог-региональщик, заряженный на поиски любых полезных ископаемых, в том числе и на золото. Это входило в техзадание любой партии, занимающейся региональным картированием так называемых «белых пятен» - не изученных или слабоизученных в геологическом отношении территорий. Копкову удается открыть ртутное месторождение и, тем самым, привязать себя к ртутной тематике, ставшей также важнейшей для Управления. Это понимает и Чинков, который в беседе с Монголовым в присутствии замминистра Сидорчука прямо заявляет: в следующем сезоне у нас две разведки - на золото и ртуть. Важна роль Копкова как и старшего опытного товарища в коллективе, за советом к которому обращаются те же Баклаков и Апрятин. А замена Мельником первооткрывательства ртути Копкова на Монголова, не имеющего к этому никакого отношения – факт, прямо скажем, не соответствующий действительности... Ведь первооткрывательство месторождений - явление весьма щепетильное, зачастую скандальное. Ибо затрагивает личные заслуги, достижения человека, его честь, достоинство, положение в обществе, коллективе…
Подводя итог всему вышесказанному, мое резюме о кинофильме следующее. В целом это не куваевская трактовка. Нет здесь четкой куваевской глубины показа сюжета и отражения происходящих на «территории» событий ни в показе природных прелестей, ни в игре артистов, ни в характерах героев. Фильм какой-то сумбурный, рваный, как будто собран из кусков, не имеющих четких представлений, предлагаемых зрителю событий. Вроде есть хорошее начало, но кончается плохим концом и наоборот Какая то дань голливудщине: лишь бы было круто, красиво, зрелищно! Надо показать, что вот какой режиссер-сценарист Мельник - ни от кого независимый, решительный человек, знающий, что надо «впарить» современному зрителю (потребителю): хорошую операторскую проработку кинокадров, эпизодов, документально неточную игру артистов, грохотящее музыкальное оформление. То есть сделать из кинофильма развлекалово. Спрашивается, надо ли такое кино России? Не лучше ли (и чем быстрее, тем лучше) избегать подобного «шедевризма». Конечно жаль, что куваевский задор, высоконравственный энергетический потенциал испорчен в угоду низкопотребного ширпотреба. За корявый язык, стиль изложения прошу простить.
PS. Следовало бы указать, что фильм сделан не по роману О.Куваева, а по его мотивам. Тогда меньше было бы отрицательных замечаний… Это мое частное мнение как непосредственного участника и прототипа тех событий и персонажей.
В этой рецензии нет детального разбора достоинств и недостатков фильма — есть лишь попытка передать эмоциональное послевкусие.
Бывает, окажешься в какой-нибудь культурной столице, проживёшь там пару-тройку лет, и начинает казаться, что всё человечество такое яркое, прогрессивное, модно одетое и говорящее на таком изысканном языке с подвывертами да острым словцом, и бокалы все держат исключительно за ножку, и манеры у всех исключительно светские да блестящие, и все не просто небо коптят, а развиваются, да так развиваются, что ого-го — аж пыль столбом и дым коромыслом.
А потом вдруг окажешься в какой-нибудь глуши, в тайге, где нет никаких зон покрытия, где топят дровами и кормят горбушей собак, и куда добраться можно только вертолётом или по льду на собачьей упряжке. Оглянешься вокруг — ой-ёшеньки: ни одного интеллигента с родословной и ковриком для йоги! Сплошь да рядом — один простой тёмный люд: ни тебе манер, ни яркости, ни личностного роста...
На плечах — серые фуфайки да ватники, на ногах — валенки да болотные сапоги, и бокалы за ножку никто не держит, ибо вместо бокалов тут — мятые алюминиевые кружки с чифирком или брагой трёхдневной выдержки. И выражаются все как-то очень уж грубо, не витиевато, без изысков и подвывертов, ибо за каждый подвыверт можно и огрести, а за каждое словцо могут спросить ответ.
Поглядишь так вокруг день-другой, да и закричишь внутри: «Бежать! Срочно бежать куда глаза глядят, подальше от этого зверья, от этого неотёсанного быдла, из этой беспросветной тьмы «наваристого невежества»! Бежать к тем модным и развитым, крафтовым и камедиклабным, рассуждать о Кастанеде, транзитах планет и плюсах к карме — бежа-а-ать!».
Но за окном начался буран недели на две, и пока он не закончится, вертолёта не будет — надо как-то общаться. Ты глубоко вдыхаешь и выдыхаешь несколько раз, и начинаешь искать. Типа глубину личности искать: тебя ж учили там, у развитых. Ищешь, ищешь и… проваливаешься. Провалился и летишь, как Алиса в кроличью нору, и ещё дальше, потому что в глубине личности каждого этого «грязного животного» дна не обнаруживается.
Один буран сменяется другим, одна зима сменяет другую, ты теряешь счёт годам и всё летишь, летишь... Уже и не понимаешь, куда летишь: вниз или вверх — да и какая разница? Просто летишь как тот вертолёт или орлан над бескрайней тайгой, а под тобой мишки плещутся в прозрачных реках и клюкву уплетают на болотах за обе щеки.
И ты понимаешь, что вот эти дикари, это «быдло» и есть настоящее человечество. Не ты весь такой витиеватый, прогрессивно-модный и уникальный, а вот эти с виду серые, ни в чём не эксклюзивные люди, которые выживают тут изо дня в день в условиях самой что ни на есть дикой природы, где можно выйти в пургу за хлебом, сбиться с тропы, пропетлять всю ночь и к утру умереть от холода в десяти шагах от дома.
Настоящее человечество — они, а не ты. Да, конечно, ты тоже часть человечества, но ничтожно малая и искусственная, как микропротез на живом организме, а живой организм — они.
А потом вдруг кто-то говорит, что на следующем вертолёте тебе пора. Туда, к всё знающим, развитым и ярким, с родословной и подписчиками, ковриками для йоги и личностным ростом, у которых снег не тоннами с неба валит, а граммами в пакетиках продаётся.
И ты начинаешь молиться, чтобы посреди лета начался буран недельки на две. Или хотя бы на неделю, ну или на день... Ещё хотя бы одну ночь провести в этой тишине!
Но всё прилетает вовремя. И вот ты уже летишь над бескрайней тайгой не как вертолёт, а в вертолёте. А твоё сердце осталось где-то там внизу, с мишками на болотах и в охотничьей избушке у раскалённой буржуйки с парой кружек закипающего чифира и котелком шурпы на девять человек.
И ты понимаешь: куда бы ты теперь ни летел, ни плыл, ни ехал, ни шёл — эти беспросветно-тёмные дикари всегда будут с тобой. Будут греть тебя где-то глубоко внутри своим жизнелюбивым насмешливым взглядом, и их грубые хрипловатые голоса всегда будут звучать у тебя внутри как тихий, мирный и ненавязчивый голос твоей совести.