Впервые фильм посмотрел в 2015 году и с тех пор она у меня в списке.
Что за список?, да и сам не знаю. Но пересматриваю фильм наверное несколько раз в год. И когда показывают по ТВ и просто под настроение.
В 2015 году летали на Камчатку и произошла безумная синхронизация с фильмом и книгой, которую также перечитываю пару раз в год.
Ощущения после просмотра: Тоска, потерянность, желание... Но это все не в негативе, а в желании жить! И зависть... зависть перед людьми, которые жили в те времена! Когда у людей была цель! Самопожертвование! И отсутствие лишних мыслей!
Как говорит Гурин: 'Есть цель. Есть ум. И абсолютно нет предрассудков, именуемых этикой.'
Фильм и книгу можно разбирать на цитаты. Мотивирующие и думающие.
Картинка в фильме просто прекрасная! Персонажи прописаны цельно, но не без изъянов. И это становиться заметно, когда читаешь книгу. Некоторые характеры в фильме изменены, некоторые черты не понятны, но это фильм. Когда читаешь книгу начинаешь понимать, почему и как действовали герои.
Да, хочется, чтобы эта глубина была в фильме, но фильм на то и фильм, что есть различия. И это его не портит, просто немного другое. Это как одну историю рассказывают разные люди.
Описывать сюжет нет смысла, фильм нужно смотреть! Книгу нужно читать!
После просмотра внутри что то сжимается и хочется рвануть на севера, чтобы почувствовать это цельное чувство, когда у тебя есть цель и нет предрассудков.
Сквозь весь фильм, как тонкой нитью проходят несколько монологов: О потребительстве, о сверхчеловеке, о работягах, без которых никак и которые всегда первые там, где после них возникнут райские кущи.
Фильм о жутких индивидуалистах, которые знают себе цену, но которые не видят себя без коллектива и команды. Которые работают ради себя, но готовы отдать все ради людей, с которыми работают и живут иногда эфемерной целью и, как бы не звучало пафосно, государственной целью и нуждами.
Я замечал такое отношение, кода перелетаешь Байкал. Люди вроде как живут не богато, но с убеждением, что они - это авангард страны. И это отождествление себя со страной достигает порой не понимаемых рамок. Патриотизм в Сибири и на Дальнем Востоке - это часть жизни и внутреннего ощущения.
Если бы я посмотрел фильм в 25 лет, то думаю меня бы ничто не удержало от того, чтобы бросить все и уехать... Поскольку даже сейчас после просмотра начинаю просматривать вакансии и думать о том, А почему бы и нет?...
Фильм рекомендуется к просмотру! Да, фильм не для всех, но у многих он затронет струны души!
«Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?»
'Где был? Чем занимался ты все эти годы? Доволен ли ты собой?'
С этими рефлексивными философскими вопросами уходит киноман в свою реальную жизнь после просмотра фильма. Почти 3 часа в сюжете режиссёр нам показывают красоту Севера и ее природы; сплетения судеб героев, которые ищут золото в трудный исторический период для нашей страны. Плюс все усугубляется грубостью тех условий и суровыми законами местной природы. Предпоследний авантюрист - философ (Гурин), простодушный добряк путешественник (Баклаков), яростный предвозмогатель (Чинков), мелкие, но важные звенья цепи (Апрятин и Кефир). Всех их объединяет работа, труд за общее дело, и не во имя денег или славы; честь и долг, сидящий в сущности человека; неизбежность сложных решений; вера в общую идею, где честность перед собой побеждает вранье.
Центральный предмет фильма - деятельность человеческая, во имя того непознанного, ради чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Фильм на примере геологов раскрывает суть жизни, и тут же спрашивает киномана 'А ты где был все эти годы и чем занимался? Доволен ли ты собой?'
Фраза 'Почему многие хотели жить, но так и не сумели?' тоже заставляет задуматься о многом. Режиссёр Мельник смог в полной мере показать картину того времени, раскрыть важность профессий геологов и инженеров, подчеркнуть ценности людей и их устремления, запечатлеть красоту природы Севера, и при этом снять глубокий философский фильм, вдохновляющий на многое каждого после просмотра.
В этой рецензии нет детального разбора достоинств и недостатков фильма — есть лишь попытка передать эмоциональное послевкусие.
Бывает, окажешься в какой-нибудь культурной столице, проживёшь там пару-тройку лет, и начинает казаться, что всё человечество такое яркое, прогрессивное, модно одетое и говорящее на таком изысканном языке с подвывертами да острым словцом, и бокалы все держат исключительно за ножку, и манеры у всех исключительно светские да блестящие, и все не просто небо коптят, а развиваются, да так развиваются, что ого-го — аж пыль столбом и дым коромыслом.
А потом вдруг окажешься в какой-нибудь глуши, в тайге, где нет никаких зон покрытия, где топят дровами и кормят горбушей собак, и куда добраться можно только вертолётом или по льду на собачьей упряжке. Оглянешься вокруг — ой-ёшеньки: ни одного интеллигента с родословной и ковриком для йоги! Сплошь да рядом — один простой тёмный люд: ни тебе манер, ни яркости, ни личностного роста...
На плечах — серые фуфайки да ватники, на ногах — валенки да болотные сапоги, и бокалы за ножку никто не держит, ибо вместо бокалов тут — мятые алюминиевые кружки с чифирком или брагой трёхдневной выдержки. И выражаются все как-то очень уж грубо, не витиевато, без изысков и подвывертов, ибо за каждый подвыверт можно и огрести, а за каждое словцо могут спросить ответ.
Поглядишь так вокруг день-другой, да и закричишь внутри: «Бежать! Срочно бежать куда глаза глядят, подальше от этого зверья, от этого неотёсанного быдла, из этой беспросветной тьмы «наваристого невежества»! Бежать к тем модным и развитым, крафтовым и камедиклабным, рассуждать о Кастанеде, транзитах планет и плюсах к карме — бежа-а-ать!».
Но за окном начался буран недели на две, и пока он не закончится, вертолёта не будет — надо как-то общаться. Ты глубоко вдыхаешь и выдыхаешь несколько раз, и начинаешь искать. Типа глубину личности искать: тебя ж учили там, у развитых. Ищешь, ищешь и… проваливаешься. Провалился и летишь, как Алиса в кроличью нору, и ещё дальше, потому что в глубине личности каждого этого «грязного животного» дна не обнаруживается.
Один буран сменяется другим, одна зима сменяет другую, ты теряешь счёт годам и всё летишь, летишь... Уже и не понимаешь, куда летишь: вниз или вверх — да и какая разница? Просто летишь как тот вертолёт или орлан над бескрайней тайгой, а под тобой мишки плещутся в прозрачных реках и клюкву уплетают на болотах за обе щеки.
И ты понимаешь, что вот эти дикари, это «быдло» и есть настоящее человечество. Не ты весь такой витиеватый, прогрессивно-модный и уникальный, а вот эти с виду серые, ни в чём не эксклюзивные люди, которые выживают тут изо дня в день в условиях самой что ни на есть дикой природы, где можно выйти в пургу за хлебом, сбиться с тропы, пропетлять всю ночь и к утру умереть от холода в десяти шагах от дома.
Настоящее человечество — они, а не ты. Да, конечно, ты тоже часть человечества, но ничтожно малая и искусственная, как микропротез на живом организме, а живой организм — они.
А потом вдруг кто-то говорит, что на следующем вертолёте тебе пора. Туда, к всё знающим, развитым и ярким, с родословной и подписчиками, ковриками для йоги и личностным ростом, у которых снег не тоннами с неба валит, а граммами в пакетиках продаётся.
И ты начинаешь молиться, чтобы посреди лета начался буран недельки на две. Или хотя бы на неделю, ну или на день... Ещё хотя бы одну ночь провести в этой тишине!
Но всё прилетает вовремя. И вот ты уже летишь над бескрайней тайгой не как вертолёт, а в вертолёте. А твоё сердце осталось где-то там внизу, с мишками на болотах и в охотничьей избушке у раскалённой буржуйки с парой кружек закипающего чифира и котелком шурпы на девять человек.
И ты понимаешь: куда бы ты теперь ни летел, ни плыл, ни ехал, ни шёл — эти беспросветно-тёмные дикари всегда будут с тобой. Будут греть тебя где-то глубоко внутри своим жизнелюбивым насмешливым взглядом, и их грубые хрипловатые голоса всегда будут звучать у тебя внутри как тихий, мирный и ненавязчивый голос твоей совести.
В нём нет 'клюквы', нет истеричных НКВД-шников, нет тупых руководителей, нет океанов водки с бесконечными попойками, нет кубометров грязи, нет похабных сцен с обнажёнкой и сексом, нет шаблонных героев и злодеев, нет противоречащего себе сценария, нет Никиты Михалкова с Фёдором Бондарчуком и Жорой Крыжовниковым, нет Александра Петрова с Данилой Козловским.
В принципе, учитывая выше сказанное, он уже стоит того, чтобы посмотреть, но для полноты картины опишу и другую сторону фильма.
В нём есть люди (настоящие, со своими точками зрения, с понятной причинно-следственной связью поступков), есть развитие личностей, есть характеры, есть сложные ситуации, есть тяжёлые решения, есть отличные виды на красоты нашей страны, есть интересный сюжет, есть трудная и опасная, но нужная стране работа (та работа, что ближе к слову 'труд', т.е. не за зарплату, а ради созидания).
В общем, лучшей оценкой фильма, на мой взгляд, были аплодисменты зрителей в кинотеатре после его просмотра в последние дни проката. Редко когда такое встретишь.
К сожалению, уже второй фильм, снятый по одноименной и знаменитой книге Олега Куваева 'Территория', не смог отразить ни атмосферу романа, ни бесконечную романтику и глубину Русского Севера.
Однако на этом точку ставить нельзя. Несмотря на некоторые несущественные расхождения с книгой, фильм оказался очень зрелищным. Проделанная совместно с Русским Географическим Обществом операторская работа, надежно прикрепляет зрителя к экранам и не дает оторваться до самого конца. Музыкальный ряд и основная тема, несмотря на то, что это перепетая советская песня 'Большая медведица', во многом превзошла оригинал и очень гармонично легла на киноленту.
Есть ряд существенных минусов: закадровый женский голос журналистки, идущий до конца фильма (хотя герой она второстепенный), огромное количество фамилий, в которых можно запутаться даже тем, кто прочитал роман и отсутствие основного смысла, выведенного автором устами главного героя Сергея Баклакова. И всё же фильм я оцениваю положительно. Получил от просмотра удовольствие.
Первый мой просмотр фильма произошел чисто случайно. Сначала прочитала книгу о геологах по рекомендации самих геологов, которые были очень горды тем, чем они занимаются. А затем в интернете нашла информацию, что в России вышел фильм 'Территория'. Посмотрела на одном дыхании. Оказывается, работа у геологов сопряжена с такими рисками, что это все-равно, что какой-то квест надо пройти, для того чтобы обнаружить золото или алмазы. Ладно найти, так надо еще и добраться до места расположения экспедиции живым и невредимым (не только со стороны дикой природы), а также избежать опасностей и со стороны твоих же коллег, для того чтобы доложить, что нашел. Т.к. драгметаллы и алмазы буквально ломают людей и не все могут удержаться, чтобы не украсть, не убить своего товарища за металл. Природа в фильме показана просто шикарно. Я сама из Сибири поэтому гордость берет, что показали не только морозы и туманы с темп. -50, а вообще всю красоту нашего края. Молодым людям и их родителям, тоже фильм был полезен к просмотру. Особенно, для тех из них, у которых не остыл интерес в жизни поработать по-настоящему. Для них есть шанс найти супер-интересной дело всей жизни. Знаю, такие люди еще есть, даже из очень благополучных семей. ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА!
Намедни посмотрел 'Территорию'. В фильме впечатлили 2 вещи: бесподобно запечатленные картины безграничной русской природы и самоотверженный подвиг людей, бескорыстно одержимых любимым делом. На мой взгляд, 'Территория' - имидживовое, мотивирующее кино, заслуживающее просмотра, если в киноискусстве больше всего ценишь умело обращенный к зрителю призыв к созидательному подвижнечеству и искренне стремишься открыть для себя очередную грань истины: как нужно жить, чтобы быть максимально полезным для своей эпохи. Основанный на реальных событиях фильм может показаться большей частью скучноватым, но в этом, скорее всего, его плюс, а не минус. Зачем искажать факты и превращать в экшн то, что и без особых спецэффектов может впечатлить внимательного зрителя и заставить вздрогнуть его душу?! В общем, фильм хороший (7 из 10).
PS. Очень понравились 2 высказывания (есть, над чем подумать!):
1.'День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего и причина грядущего дня создается сегодня'.
2. '...мы обречены на работу. И это есть лучшая и высшая в мире обреченность'.
Давным-давно в далекой-далекой галактике…на берегу ледовитого океана, глядя на закат и тающие льды, стоят два бича.
Кто не смотрел, к просмотру советую однозначно. Кто не смотрел, счастлив, что увидит впервые. Кто читал книгу, не будет разочарован. Кто смотрел «Территорию» 1978 года, будет рад, что наш кинематограф жив.
Очень понравилось: игра всех актеров, начальные титры в виде ярких географических карт, удивительный саундтрек, финальная сцена и финальные титры. Этот фильм создан для коллекции, для неоднократного просмотра.
Вместе с тем, должен предупредить, что после просмотра (может такое случиться) вам станет невыносимо грустно.
Основным вектором произведения незыблемо утверждается: «Мы все обреченные люди. Мы все обречены на нашу работу и это есть лучшая и высшая в мире обреченность!».
Этот тезис из другого века и другой земли, когда были задекларированы всеобщее равенство и братство, когда все строили что-то далекое и прекрасное для всех и каждого, сейчас не работает. Нынешняя всеобщая обреченность на работу не лучшая и не высшая. А впрочем, не мне судить. Но если вдруг загрустили, то, как говорится «Спокойно, товарищ, спокойно. У нас еще все впереди!».
Официальные аннотации к этому фильму вводят в заблуждение. К тому же, везде картина попадает в категорию жанра 'приключения'. К сожалению, это совершенно не так. Я думал, что увижу приключенческий фильм с очень красивыми пейзажами северных краёв и мощной атмосферой. Да, пейзажи были. Сочные, красочные, ошеломительные краски Русского Севера будоражат. Речные воды кажутся то нежно-бирюзовыми, то насыщенно-синими, такими глубокими...
Меня, как любителя красивой съёмки и годной операторской работы, это подкупило.
Но сюжет не оправдал ожиданий. Фильм очень медленный. В нём нет совершенно никаких действий, нет и динамики. Как следствие, приключений тоже нет. Аннотации гласят о 'команде золотоискателей', но этого не было. Да, разговоры о золоте не раз появляются, но нет никакого духа авантюризма, конкуренции, конфликтов, препятствий... Диалоги, диалоги, диалоги... В целом, даже отношения внутри коллектива показаны не были, герои сами по себе, историю каждого из них рассказывает Кутепова (игра её, к слову, было оловянно-деревянной).
Сложилось впечатление, что целью 'Территории' было вкратце поведать о конкретных героях, но не более того. Это просто кусок, выдернутый из жизни, без кульминации и развязки. Слишком линейно и слишком пресно.
Под конец фильма появились хоть какие-то события. Пожалуй, это вкупе с прекрасными советскими песенками заставило меня окрасить рецензию в зелёный, а не серый. Мне понравилась сцена, где геологи узнали о полёте Гагарина, понравилась концовка и... титры. А ещё Жора — персонаж запоминающийся и интересный. Единственный, кто вызвал любопытство.
Поскольку фильм снят красиво, очень богат на роскошные картинки, а также нацелен, всё же, на укрепление патриотичности, думаю, что эту ленту можно порекомендовать к просмотру.
Главные события фильма в непривычной плоскости - на уровне сознания
Сочно, красочно, дух захватывает! Местами кажется, что смотришь не российскую киношку, а 'Властелина колец'. Никогда бы не подумал, что в России действительно есть такие пейзажи. И ведь ничего не приукрашено - водопады и вправду такие огромные, трава на самом деле пронзительно зеленая!
Есть небольшие претензии к монтажу, местами сюжет зажеван, невнятен - НО!!!..
Если продолжат снимать подобное кино, с удовольствием пересяду с западной заказухи на отечественную!
ИМХО считаю, что в нашей смысла, красоты и пользы на порядок больше.
Мы как-то подзабыли, как выглядят правильные герои и НАСТОЯЩИЕ супермены. Пересмотрели американского кина и потеряли точку опоры. А ведь кино, помимо развлечения еще одно из самых мощных средств пропаганды. Конечно есть большие сомнения в том, кто будет решать как его использовать, но в данном случае все получилось так как нужно.
Хорошее кино! Интересное, нужное, правильное! Еще есть?