К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Мой первый и возможно последний отзыв о кино.

Фильм представляет из себя сказку, которая очень хочет быть сериалом для всех родившихся в СССР, но при этом смогла быть ужата достаточно лаконично в один фильм.

Особые чувства он вызовет у геологов и туристов, бывших партийных чиновников, ведь в нём как много честного и правдивого, так и много неправды, которой приукрашена быль. Понятно, что это сделано из-за желания мотивировать зрителя на ностальгию, хоть и по тому, чего не существовало в действительности.

Просмотрен фильм в 2022 году. Полагаю, что при просмотре в год выхода фильма, мне бы и тогда показалось, что создатели пытались показать, что мы потеряли такую замечательную страну и тот настрой, который был у тех замечательных людей. Но вот ведь в чём дело, многое из того, что было показано не существовало и/или ложь: поведение, мотивация у людей, причины выбора профессии, лёгкость согласования полётов, занятия номеров, самоуправства, чрезмерное самопожертвование, нереальные персонажи, как, например, Андрей Гурин со своими лыжами и курткой из 2010-х, что особенно позабавило.

А самое печальное размещено в эпилоге фильма, где создатели написали, кому посвящён данный фильм:

'Посвящается нашим родителям, осуществившим послевоенную мечту о большой, мирной и счастливой жизни.'

18 ноября 2022 | 19:48
  • тип рецензии:

Не существует абсолютно идеального материала, так и в этом фильме есть достоинства, которые меня поразили, так и недостатки, заставляющие 'не погружаться' в просмотр.

Что же для меня было абсолютно положительным? Фильм поразил своими необъятными панорамами и красотами природы, которым не видно края. Природа и стихия показаны настолько величественными, что я понимаю, насколько человек беспомощен перед стихией и могуществом сил природы. Я затаивала дыхание от масштаба.

Не без внимания оставлю демонстрацию силы духа людей. Насколько нужно быть самоотверженным и бескорыстным, чтобы вписаться в такой проект. Многие люди настолько преданы стране и своему командиру, что выполняли самые безумные приказы.

Если человек живёт в этой среде и он любит природу, то это дороже всяких денег.

Теперь о том, что я не поняла или мне не понравилось... Гурин, Гурин, однозначно, не из той эпохи. Весь его сленг и характер пропитан современностью и надменностью, это очень отталкивало. Также к недостатку я отнесу местами обилие терминов в диалогах, но это скорее относится, к моей непросвещённости. В итоге, для меня фильм местами был откровенно скучным, потому что тянулось это всё полотном, сцен нагруженных смыслом и динамикой не происходило.

Но что заставило меня вслух возмутиться, так это написание указателей расстояния 'км от посёлка', непонятным витиеватым, абсолютно нечитаемым, курсивом.

В целом фильм мне больше понравился, чем нет! Он побуждает задуматься о воле, силе человека. И о том, какая большая, многогранная и неизведанная любимая наша страна.

25 сентября 2021 | 13:44
  • тип рецензии:

Звук начинается раньше, чем человек шевелит губами это раз. В принципе я слышу как человек записывает свой голос в студии, а не говорит там, в помещении, на улице и т.д. это два. ОЧЕВИДНО, что возникает чувство недоверия, что я смотрю фильм, а не реальную ситуацию. Это продолжается на протяжении всего фильма.

Момент с тонущим геологом. Я даже не знаю плакать или смеяться. Мужик идёт вброд через реку с огромной сумкой, не зная глубины. Всё. Этого достаточно.

“Смешно думать, что деньги улучшат жизнь”

Геолог заболел. Зачем-то выстрелил не понятно куда, не понятно во что. Зачем-то продолжает лежать и мёрзнуть в открытой палатке, вместо того, чтобы развести огонь, согреться и высушить одежду. Максимально нереалистично.

Чувствую, что у автора есть задумка показать русский дух, русскую природу как она есть, русскую глупость. Но раскрыть у него не получается ничего. Задумка есть – реализация никакая.

Ты хочешь увидеть борьбу человека с экстремальными условиями, как он наперекор приказам самоотверженно идёт к цели ради какого-то долга, ради страны, ради державы. А по итогу ты видишь упрямого балбеса, который никого не слушает и не принимает во внимание факты.

Разговор с Андреем Гуриным и журналистки абсолютно не вписывается в картину фильма, очередная попытка режиссёра раскрыть несколько проблем того времени. Бездумная глупость.

Отдельное ‘’негодование’’ у меня вызывает тот факт, что журналистка по фильму якобы красивая и молодая. Видно что актрисе за 40, одни морщины на лице, что-за глупость очередная. Сам по себе факт, что сорокалетняя журналистка НАЧИНАЮЩАЯ в голове не укладывается, это просто невозможно. В реальности она никому такая старая не нужна на начальном этапе.

Очень растянутый фильм с частыми перескоками сюжета и… имеем, что имеем – нераскрытость идей режиссёра.

Во время свадьбы нам сообщают, что умер Катинский. Кто это? Где это? Героя хоть раз показывали на экране? НЕТ. Как так можно фильм снимать.

Итог. Что мы имеем? Название фильма не оправдывает сюжета. Что же мы увидели на самом деле. Возможно, силу русского духа, способность идти наперекор сложнейшим трудностям, преодолевать их? Нет, тема не раскрыта. Не было показано таких ситуаций. Возможно, это фильм о сомнениях, терзающих русский ум, о том, что есть правда и где смысл? Нет, эта тема тоже не раскрыта до конца. Ну, может быть, это драма? Сила любви в трудных условиях, вообще возможность ее появлениях при таких обстоятельствах? Да нет, и эта тема не раскрыта. Единственное с чем справился и то, не режиссёр, а оператор – это показать зрителю красивые пейзажи. Это правда, ракурсы были хорошие, природа прелестная. Фильм о том, как геологи, терзаемые мыслями о правильном и неправильном, искали золото. Нашли, но зрителю это так и не показали. В конце оказывается, что фильме есть антигерой, мешающий нахождению месторождений золота. Именно этот человек убивал тех, кто находил его. Зачем? С какой целью? Режиссёр показал, а додумывать, видимо, я сам должен. Это явно не худший фильм, что я видел, особенно, если сравнивать его с русскими. Фильм на 5,5 из 10, выключил бы на 20-30 минуте, если бы не обязательный просмотр.

18 июля 2021 | 16:31
  • тип рецензии:

В фильме прекрасно почти все, кроме одного НО. Прекрасна работа оператора, чумовые виды Арктики, и зимней и летней, здоровенные комары, реки. Прекрасна работа костюмера и гримера - смотришь на людей и веришь, что да, так в 60х и было. Отлична работа актеров. Вот только работу сценариста или режиссера прекрасной или даже хорошей назвать сложно. 2.5 часа фильма смотрятся как мозаика, как набор эпизодов. связанных между собой иногда общими действующими лицами. Нету ощущения цельности, кто все эти люди, зачем они шарятся по замершей земле, почему я должен им сопереживать. Какие-то люди появляются в истории из ниоткуда, как жена Монголова и дядя Костя и исчезают как и появились в никуда. Кто-то умирает, какие-то события еще происходят, но они происходят так, что тебе плевать и на события и на действующих лиц. И вроде понимаю головой, что основная канва - поиски золота где-то в Арктике, но зачем? Какой интерес в этом у того же Будды? Нахрена вот это все? Скажете - почитай книгу и поймешь, но ведь кино должно пересказывать книгу хоть как-то. Из этого произведения мог бы получится хороший сериал, добротный, про романтику исследования Арктики и железных людей геологов с внятным сюжетом и раскрытием персонажей, а получилась лишь каша-малаша.

27 февраля 2021 | 20:07
  • тип рецензии:

Роман Олега Куваева «Территория» уже был экранизирован в 1978 года с Донатасом Банионисом в главной роли. И решение Александра Мельника вновь вернуться к этому сюжету в наше время могло бы стать рискованным еще по одной причине: уж слишком советская эта история. Полярники, геологи, тайга – все это неразрывно связано в нашем сознании с советским дискурсом, кажется слишком привычным понятным и не несущим ничего неожиданного.

Но режиссер взялся за «Территорию» именно с тем, чтобы показать сложность и внутреннюю глубину ситуаций и отношений. Повторение тех, казалось бы, прописных истин, не выглядит пересказом, потому что та психологическая правда характеров, проявляющаяся в экстремальных условиях, показанная современным киноязыком, деликатная и не нарочитая стилизация под эпоху, высокопрофессиональные актерский работы и захватывающие дух съемки натуры – все это превращает «Территорию» (2014) Александра Мельникова в один из лучших фильмов отечественного кино постсоветского периода.

Не зацикливаясь на набивших оскомину грехах прошлого, не утрируя его образ создатели картины сумели создать объемное полотно благодаря тщательной проработке двух планов – внутреннего, психологического и внешнего, технического. Фактура севера Красноярского края, Таймыра и Чукотки, где проходили съемки, настолько гармонично сливается с фактурой актерской, что убедительность общего образа становится безоговорочной. Константин Лавроненко, Егор Бероев, Григорий Добрыгин, Евгений Цыганов, Владислав Абашин создают очень маскулинный портрет времени, за чем мы бесконечно соскучились. Эта брутальность уравновешивается игрой одной только Ксении Кутеповой, но и здесь режиссерский такт безошибочен: эта история рассказана ее голосом. Такой баланс мужского и женского, силы и хрупкости, грубости и изящества тоже делает фильм очень запоминающимся.

Конечно, можно было бы сказать, что с учетом того бюджета и административной поддержки, которая была оказана проекты, он просто обязан был получится хорошим. Но хорошим он мог стать по-разному. Режиссер Александр Мельник, оператор Игорь Гринякин, художник-постановщик Эдуард Гизатулин главным спецэффектом выбрали максимальную приближенность к природе (еще раз об фантастических пейзажных съемках) и к сюжету – съемочная группа и артисты жили в условиях предельно похожих на те, в которых действуют герои фильма.

Сегодня в кино принято все мерить кассовым успехом, что ж, «Территория» провалилась в прокате, но это как раз тот случай, когда такой положение дела говорит, прежде всего, о состоянии самой отрасли, нежели о фильме. Все затраты полностью оправдали себя – конечно, в художественном смысле, а не кассовом. После выхода «Территории» его обвиняли в том числе и в тенденциозности. Но история нашей культуры, особенно последнего столетия, знает немало примеров, как произведения, подозревавшиеся во многих грехах, обретали новое звучание каждый раз, когда отменялись очередные идеологические установки. Это фильмы, книги, картины остаются вне времени, и «Территория», вероятнее всего, один из них.

20 ноября 2019 | 20:43
  • тип рецензии:

На ivi этот фильм можно посмотреть бесплатно в разрешении 4К: очень яркая, детальная картинка, звук, помноженный в условиях дикой природы, полный ветра, шелеста, речной волны, на тысячу оттенков, так что внутри экрана домашнего смарт-тв и встроенных колонок стандарту 4К будет, мягко говоря, тесно. Такой фильм надо смотреть на очень, очень большом экране, потому что чего-чего, а бесконечных арктических просторов в нём хватает с избытком. Технически фильм сделан очень здорово.

И вот в таких технически огромных, необъятных условиях Крайнего Севера человек кажется пылинкой, существом, для птичьего глаза находящимся на границе статистической погрешности - с высоты его можно и не заметить. И однако же, человек проходит эти просторы насквозь, преодолевает пространство в поисках самореализации и... золота.

Перед нами Территория - земля на берегу Ледовитого океана, где советские люди ведут разработку золотоносных месторождений. Но сколько бы они ни копали, золота здесь, видимо, нет. Однако, главный герой - Чинков и его подчинённые верят, что это не так: оно быть, вся их интуиция, геологоразведческая 'чуйка' говорит об этом. Ведь не спроста же то тут, то там обнаруживаются самородки. Золото здесь есть - уверен Чинков, и поэтому его надо найти, несмотря ни на что: ни на сопротивление высокого начальства, ни на собственную усталость, ни на крайне неприветливую природу.

Все символы советского бытия в фильмы либо полностью отсутствуют, либо затёрты настолько, что встречаются только на лацкане министерского пиджака в виде значка. И всё, никаких 'За работу, товарищи', 'Партия - ум, честь и совесть...', 'Выполним и перевыполним...' или что там ещё. Правда, есть сцена, где герои картины празднуют триумф первого полёта человека в космос, советского, между прочим. Может быть, это и хорошо с художественной точки зрения, но с точки зрения правдоподобия, например, фасад здания правления геологической партии без коммунистических лозунгов выглядит так же пусто и неестественно, как если бы в вашем городе все рекламные растяжки, щиты и т.п. в один момент исчезли: взгляд всё равно продолжает искать их, независимо от вашей воли.

Герои. Это настоящие труженики, выносливые, целеустремлённые, крепкие почти неимоверно. Персонаж актёра Цыганова их прямо так и называет: супермены. В его устах звучит это иронично и несколько неестественно: откуда, казалось бы, такое слово в условиях окружающего соцреализма и полярного круга. Но, с другой стороны, не ницшеанские сверхчеловеки же - память о Великой войне ещё очень-очень жива. Так вот, эти супермены буквально всверливаются в вечную мерзлоту, бросаются на штурм порогов на ледяных водопадах, один из них даже буквально голыми руками форсирует реку шириной с Волгу - преувеличение почти фантастическое, но персонаж после таких геройств заболевает от простуды и восстанавливает соцреализм действительности. Впрочем, это быстро исправляет старый мудрый оленевод, услышавший выстрел героя, и высказывает психоделическую мысль, достойную Борхеса: вероятно, звук выстрела донёсся из прошлого.

Несмотря на глянцевость и лубочность, фильм оставляет впечатление очень хорошо сработанного, технически мощно подготовленного и дорогого продукта. Мысль о неминуемом и необходимом освоении Арктики приходит в голову даже простодушному зрителю: Север - наш, и мы обязаны его завоевать. Хотя потратится придётся очень сильно, зато всё это в конечном счёте окупится огромными природными ресурсами, которые будут найдены.

Всё бы хорошо, но речь в фильме идёт не о высокотехнологических разработках, вроде аппарата для полёта в космос или исследовании новых источников энергии, не об интенсивном трудоёмком освоении сельхозтерриторий, даже не о пассивной нефти, а о банальном, лукавом золоте. Хотя - хочется надеяться - в фильме под золотом подразумевается некий универсальный эквивалент, идея процветания: добудем золото - добудем нефть, металлы, минералы, технологии.

Фильм снят по одноимённой книге Олега Куваева и в целом есть ощущение, что за кадром осталось очень многое, что имеет книга и что в ней объяснено и описано гораздо интереснее и правдоподобнее, о чём свидетельствую великолепные, классические пассажи, которые от лица повествователя зачитывает одна из героинь фильма.

29 июля 2017 | 21:52
  • тип рецензии:

Фильм о чём то и ни о чём. Именно такое впечатление картина оставляет после себя. Вроде есть персонажи, и не проходные, далеко не такие простые. Выбрать любимчика на 2.5 часа вполне не сложно. Есть не типичный сюжет про геологов - золотоискателей. Много ли знаете таких фильмов про таких людей? Не нтвшные ментовско-бандитские поделки-пострелушки, а именно жизненные и суровые будни этой профессии. Долгая холодная картина, с прекрасной, хоть довольно однотипной операторской работой с невообразимыми видами русского севера. Это невероятно кинематографичные места, которые к сожалению редко попадают на экраны.

Картина пытается доказать зрителю что в ней содержится некая философия, заставляет задуматься, но не говорит о чём, ибо она совершенно пуста. Актеры отличны, персонажи отличны, диалоги не тривиальны, места съемок потрясающие, сюжет не затерт. И этого не хватило для того чтоб отнести сей продукт в сугубо положительную сторону. Вроде бы и чёрт с ним, вон каждый блокбастер тоже пуст внутри, и берет только визуалом. Это так, но только блокбастер и не скрывает свою пустоту, а 'Территория' водит вас за дурака, все время, показывая что вот вот что то произойдет и ваше сознание окажется там, на территории. Нет не окажется. С финальными титрами приходит понимание что снова зрителя обманули, дав не то что обещали.

Самый огромный плюс и в то же время минус всего этого действия это сюжет. Нам рассказывают про обычные будни обычных советских золотодобытчиков русского севера. Показывают во всей красе, во всем масштабе необъятной нашей Родины. Завораживающе и успокаивающе картина монотонно ведет свой рассказ ни о чём. И всё было бы отлично, закончившись она примерно минут на 20 раньше, но нет же, в последние 20 минут происходит событий больше чем за все время до них. И совершенно не объясняется почему, как, что случилось? Некоторых персонажей фильм просто потерял, показав что они попали в трудную ситуацию, другие попали в совершенно странную ситуацию, не объяснимо произошедшую с ними и никакого ответа. Догадайся мол сама... Представьте если б к примеру в Звёздных войнах фильм оборвался бы на многозначительном взгляде Люка в бескрайнюю даль космоса, сразу после отлета со Звезды смерти, на которой только что погиб Оби Ван. Море философии, правда? Это вечная проблема русского кино - если отличный оператор и потрясающие бескрайние открытые пространства, то сюжет так и норовит унести зрителя в море философии, тот же Звягинцев как пример. А снимая обычное развлекательное кино можно не париться, показывать весь фильм крупные планы лиц актеров, накорню загубливая интересные порою идеи.

Ругать не хочется, потому как особо не за что. Плюсов данного произведения намного больше минусов, но последние минуты испортили полностью всё впечатление. Я прекрасно понимаю, что сейчас не прокатит кино, которое показывает обычную жизнь не самых обычных людей, не ударяясь в политику, неожиданные смерти, необъяснимую мистику, но ведь именно это и показывает данная картина почти до самого конца - монотонно подводя к финалу, которого нет, и при этом, что совершенно удивительно для тенденции последних лет, никаким боком не затрагивает советскую власть, главные герои не зеки, а профессионалы своего дела, тема водки не раскрыта и общий стиль фильма похож на фильмы тех времен, когда кино снимали про 'честных и правильных'.

Как итог приятное спокойное кино без навязанной идеологии, про нормальных людей, отлично снятое, не стандартное, в чём то даже романтичное и мечтательное, но то ли не доснятое до конца, то ли неправильно законченное, и почему-то посвященное нашим родителям, строителям послевоенной мирной жизни.

03 января 2016 | 18:26
  • тип рецензии:

Размышляя над тем, почему такой довольно затяжной и бедный на основные мысли фильм оставил во мне приятное послевкусие, я нашла себя точно в центре того зрительского сегмента, на который, как мне кажется, делал ставку режиссер. А именно: на офисы крупных городов, open space, на сотрудников, работающих 5 через 2, занимающихся аналитикой многочисленных цифр, предсказуемо возвращающихся вечером домой, а завтра утром на ту же работу с регламентированным функционалом. Это кино нужно людям, не ощущающим физического или духовного воплощения результатов своего труда, а метаморфозы стихий наблюдающих только из окон автомобилей и многоквартирных домов в виде смены дождя на солнце и обратно. Это кино нужно людям, выбравшим для собственного благосостояния практичные специальности юриспруденции и финансового менеджмента, а страсти поисков сокровищ утоляют в иллюзорных мирах книг и кино.

Да, этот фильм и для меня, для которой геологоразведка, стоит в одном ряду с такими занятиями, как археология, астрономия и алхимия. Это где-то там давно, далеко, не с нами. У меня нет знакомых геологов, мне некого за стаканом полночного вина расспросить всю матёрую правду о том, как рискованна и тяжела такая работа, как она забирает всю твою жизнь и даже больше, но не всегда что-то отдает взамен; что-то новое, грязное, прозаичное, прекрасное, о чем я даже не догадывалась в своей комфортной жизни. Но, к сожалению, изречения, которые читаются не особо приятным фоновым голосом, весьма поверхностны и штампованы, и не сильно отличаются от того, что любой из читателей данной рецензии мог бы состряпать в рамках кухонной философии. Если фоновый голос и помогает идентифицировать действия на сцене кино, дает краткую справку о персонажах, но тогда без плоских метафор, пожалуйста, без нарочитой претенциозности.

Не могу не сказать про панорамные виды, про что сказано уже много, но пусть я повторюсь. На экране кинотеатра масштабность визуального ряда сравнима с масштабностью видов фильма Властелина колец. Не знаю, почему просилось это сравнение, но именно моя любовь к свежим ветрам и большим открытым пространствам помогла мне не уснуть в темном зале на мягком кресле в обстоятельствах хронического недосыпа после 2 с половиной часов неторопливо текущего сюжета. Для меня это не фильм в стандартном понимании, это погружение в красивый диковинный мир с возможностью поразмыслить параллельно о чем-то своем внутреннем.

Не хотелось бы завершать отзыв на ноте неудачи. Во-первых, думаю, это интересный опыт для всей съемочной группы, плато Путорана, дикие условия, старомодная стилистика фильма. Во-вторых, это шаг в сторону того самого отечественного кино про летчиков, разведчиков и мореплавателей, которое хотелось бы показать своим детям, которое выполняло бы свои благородные социальные функции. Такое кино существовало в СССР и сейчас почти отсутствует, хотя все мы знаем, сила влияния массовой культуры на умы неоспорима. За воскрешение такого жанра поклон уважения А. Мельнику, его фильмография - всего 2 фильма, верю, что дальше будет лучше.

7 из 10

03 ноября 2015 | 15:09
  • тип рецензии:

Необъятна земля российская, причем чем дальше от столицы – тем необъятнее. И полна она богатствами несметными, но отдает их неохотно и только тем, кто готов и жизнь свою за них положить. О таких – настоящих и суровых, отважных и бескомпромиссных, самоуверенных и сильных духовно и физически – фильм Александра Мельника. Загадочная Территория – это геологоразведочный район на Чукотке, такой первозданный, что у него и названия толкового нет. На Территории добывают сугубо техническое олово, но ходят бередящие душу слухи о том, что где-то должно, просто обязано быть золото. Московское партийное начальство, которому верить в метафизическую «чуйку» по должности не положено, намерено закрыть разработку района, но несколько энтузиастов (и отчасти романтиков) готовы на все, чтобы найти драгоценный металл. Завязка пришлась бы впору приключенческому блокбастеру, но режиссер сделал выбор в пользу медитативной драмы, к которой очень хочется добавить исконно советское определение «производственная».

Тягучая и неспешная (чтобы не сказать занудная), «Территория» отражает ситуацию в российском кино в целом, причем здесь, как в бородатом анекдоте, есть две новости: хорошая и плохая. Хорошая в том, что отечественные кинодеятели совершенно перестали пугаться большого размаха и не мельчат даже в жанровых фильмах. Огромный бюджет был потрачен не впустую: в Сибири специально для фильма построили поселок геологов, ответственно подошли к воссозданию атмосферы ранних шестидесятых в костюмах и бытовых мелочах. Масштабные натурные съемки поражают величием – и просторов, и операторского мастерства. Фильм снят на совесть и с искренней любовью к стране, что в современном отечественном кинематографе встречается, мягко говоря, нечасто. При этом, несмотря даже на внушительный список благодарностей всем от глав сибирских поселений до самого ВВП, «Территория» не выглядит заискивающей ура-патриотической агиткой. Хочется верить, что Мельник обратился к подзабытому роману Олега Куваева в поисках новых – мирных, а не военных – поводов для национальной гордости: его герои должны бы вдохновлять своей верой – в себя и в поставленную цель, ту, что выше, чем жизнь. Вдохновлять должны, но не вдохновляют. И в этом, собственно, состоит плохая новость.

Очевидно, что создатели «Территории» подошли к съемкам серьезно и с самыми благими намерениями, поэтому искренне обидно, что результат неимоверных усилий напоминает просмотр отпускных фото: вот я тону в реке, вот мой друг нашел гору киновари, а вот другой сломал обе ноги, добираясь к нам на лыжах. Фотографии восхитительно хороши, но сами «отпускники», кажется, уже не помнят, что их привело в эти удивительные места и вдохновляло их перемещения. Когда детали подзабыты, рассказ о прошлом часто становится банальным, вот и герои фильма напропалую сыпят общими местами, только, с поправкой на величие замысла, немыслимо пафосными. Вдвойне досано, что изрекают эти низкопробные сентенции талантливые и именитые актеры, в других работах доказывающие, что слухи о смерти русской школы все-таки несколько преувеличены.

Собрав замечательный ансамбль, Мельник со своей стороны не смог предложить хоть сколько-нибудь внятного игрового материала. Спору нет, тяжеловесный роман Куваева плохо поддается экранизации, и первую версию фильма, вышедшую в 1978 году, тоже нельзя назвать особенно удачной. Однако сама идея романа обладает мощным драматическим потенциалом, и внятная режиссура с четкой авторской позицией вполне могла бы добавить содержательной динамики и существенно усилить первоисточник. У Мельника же сюжеты сыплются, как звезды с августовского неба, новые герои (по причине всеобщей бородатости очень похожие на старых) возникают из воздуха и в нем же растворяются, не сказав и пары слов и даже не представившись. Смерти и рождения для режиссера значат не больше, чем даты в производственном календаре, и даже долгожданная встреча с золотом, которой впору бы стать катарсисом, снята как проходной эпизод и заставляет крепко задуматься о том, что именно такое равнодушие к своим героям и есть самый тяжкий грех любого автора.

Среди множества территориальных жителей есть один безусловно запоминающийся – самовлюбленный геологоразведчик Гурин (в замечательном исполнении Евгения Цыганова) с замашками пресыщенного декадента, который всю дорогу вдохновенно несет невообразимую, но очаровательную ересь. Он советует главному герою, как раз предсказуемо дошедшему до стадии отчаяния в поставленной задаче, писать отчет о геологоразведке как роман, описывая не столько породы, сколько свои ощущения, и больше полагаться на интуицию. Жаль, что Мельник пренебрег фактически своим же мудрым советом и вместо приключенческого романа снял муторный двухчасовой отчет.

02 ноября 2015 | 12:54
  • тип рецензии:

Признаюсь, ничего не слышал про этот 'долгострой'(съемки проходили с июня 2011 по декабрь 2012) пока не увидел трейлер. Разумеется, туда были включены наиболее живописные кадры нашей матушки Руси и по увиденному единственное что я понял: речь будет идти о суровых русских золотоискателях где-то между жизнью и смертью. Этого вполне хватило чтобы разжечь мой интерес. Немногочисленные ожидания приятно оправдались, но было и то к чему я оказался не готов.

'Территория'- самый успешный и нашумевший роман Олега Куваева. Между прочим, начиная с 1975 года роман выдержал более 30 изданий, в том числе в Роман-газете трёхмиллионным тиражом. Издавался он и за рубежом: на французском, немецком, испанском, арабском, английском, японском и польском языках. Книгу переводили в республиках СССР, а в Европе роман вышел в 17 издательствах. Очевидно, что почва для работы более, чем благодатная, но не стоит забывать что и ответственность невообразимая. Судя потому что прочитал- произведение действительно считалось культовым и до сих, ряды поклонников не иссякают. Что уж говорить про поколение людей которое на 'Территории' росло и выросло. Отсюда могу заключить, что Александр Мельник взявшись за экранизацию данного труда, затронул не то чтобы 'необъятное' но очень ценное и хрупкое- Культурное и духовное наследие.

Если ближе к делу, фильм получился слабоватым. Не читал и до сих пор не слышал о творении Олега Куваева, от того смотрю на фильм другими глазами. Может наивен, но я всегда исхожу из убеждения, что когда люди умеющие снимать кино берутся за материал требующий особой подготовки и особого вклада в работу - действительно подходят к этому в таком ключе. Поэтому результат я не могу назвать провальным. В этом фильме я увидел, что история оригинальной 'Территории' вмещает в себя судьбы многих людей, живших в уже ушедшей эпохе. А. Мельник старался раскрыть и показать каждую судьбу и всю эпоху. Фильм идет три часа, на мой взгляд и этого мало. Повествование получилось слишком рваными и перенасыщенным диалогами, порой утомительными. Несколько сюжетных линий совершенно не складываются в один опрятный клубок, а при наступлении прямо скажем очень впечатляющих развязок(да-да их не одна, вот такой вот детективный триллер) теряешь какую-либо связь с происходящим. На самом деле каждая история потенциально богата эмоциями и драмой, и вполне могли бы претендовать на роль центрального сюжета, если не целого фильма. А. Мельник пошел по сложнейшему пути и в погоне за пятью зайцами добыл горстку малины и несколько классных фоток. В итоге фильм 'Территория' больше похож на воспоминание о былых приключениях со всеми связанными трудностями, запахом костра и еловых шишек.

Помимо прочего есть ещё один обидный минус- послевкусие 'совкой идеологии'. Диалоги многих героев можно обобщить в лозунги: 'Все для партии, Сделай или умри, Труд во имя труда и страны!'. С одной стороны понятно, что так и было. Пугает что это преподнесено с такой благодатью и ностальгией, мол: Вот были в наше время, не то что нынешнее племя. 'Не люди, болты! Молотком не забьешь, ломом не вытащишь.'- говорит один из героев. Про смелость и упорство нечего и говорить, а вот о побеге от 'режимов' и от всего вытекающего, пожалуй, стоит задуматься.

А теперь о неоспоримом. Природа! Ребят, увидев всю эту красоту в кинотеатре, я на мгновенье забыл, что имею моральное и гражданское право там побывать! Америки, Эмираты, Европа-да ну её в. ..ясно да? Даже не так давно прославившаяся Исландия не поражает на столько(а она поражает) как то, что есть у нас. Нашими просторами и непокоренной природой точно можно гордиться. Немногие смогут оценить прелесть дауншифтинга в тех края, ах стоп...ЮНЕСКО оценило уже.

6 из 10

14 июня 2015 | 23:47
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: