Не секрет, что первый «Бегущий по лезвию» был визуальной конфеткой, которая даже по сегодняшним меркам выглядит весьма впечатляюще. Особенно, если держать в уме, что первая часть прямиком из 1982-го. Продолжение старательно пытается перенять палочку эстафеты и финишировать, не сдавая позиций. И стоит признать, что этот аспект фильму удался. В нем есть все то, за что можно любить визуальный ряд первой картины: огромный мегаполис по дождем; заброшенные места; улицы, кипящие толпами людей разной расовой принадлежности под неоновым светом; цветовые фильтры. Ко всему этому добавляется обильная игра со светом и тенью. Настолько обильная, что начинает казаться, будто авторы фильма-продолжения стремятся создать красивую картинку ради красивой картинки. Нет, делают они это с удовольствием и на загляденье. Но отличие от первой части состоит в том, что там визуальная часть дополняла сюжет или актерскую игру атмосферой и при это не уводила на себя столько внимания. Это было частью фильма, а не только его фишкой.
И такой перебор не только с визуальной частью. Фильм настолько детализировано погружается в раскрытие главного героя, что уводит акцент от сюжетных линий между ним и другими персонажами. А ведь большинство из этих линий привносит другие темы, отклоняясь от центральной фабулы фильма, начатой в первой части и получившей прямое продолжение во второй. В итоге они получаются обрубленными во благо центральному сюжету. Из-за этого складывается впечатление, что фильм не привносит ничего фундаментально нового во Вселенную «Blade runner».
Так же этот момент подчеркивает обилие отсылок к оригиналу. И тут уже стоит применить название «Бегущий по лезвию» к авторам, которые пытаются балансировать на тонкой грани, чтобы фильм в итоге не стал цитатником первой части. При чем эти моменты в основе своей не несут какой-либо существенной информации из предыдущего фильма. Это сделано исключительно в ностальгических целях.
И если все вышеперечисленные огрехи, как медаль с двумя сторонами, так же являются и достоинствами фильма: много вижуала, но он чертовски классный; скомканные побочные сюжетные линии, но целостный центральный сюжет и проработанный главный герой; не большое, но все же злоупотребление отсылками. То к логике поступков и мотивации персонажей возникают вопросы. Возможно, из-за того, что фильм все-таки по масштабу своему превосходит первую часть и не с первого раза можно рассмотреть все детали.
В целом продолжении получилось под стать своему родоначальнику: медитативное, красивое, атмосферное и затягивающее внимание. Но в своей зацикленности на воссоздании ощущений «как в предыдущей части» создатели сиквела несколько переборщили. Из-за чего кино не выглядит самостоятельным вне контекста фильма 1982-го года.
Способен ли фильм, являющийся продолжением, не ударить в грязь лицом, особенно, если оригинал является культовым фильмом? Знаете, способен. Иногда, один раз на десяток продолжений, делают по-настоящему достойную вещь, за которую не стыдно.
Дени Вильнев продолжил детище Ридли Скотта в том направлении в котором это нужно было. Он не стал ничего кардинально менять. Он взял за основу то, что сделал Скотт и улучшил мир репликантов до идеала. И это показывает, что Вильнев очень бережно отнесся к оригиналу. Мир, над которым Вильнев трудился, имеет все те же тона, что у Ридли Скотта: дождливый, спокойный и не торопливый мир с мрачными синими оттенками, но с добавлением радиационно-красной пустыни, отсылающей к “прошлому”, и снега, который успокаивает и дает надежду. И, как мы помним, в оригинале большая часть действий происходили в помещения и за диалогами, а в Бегущий по лезвию 2049 в связи с возможностями технологий события сместились в сторону открытого мира. Нет, не на много, но это чувствуется. И этот открытый мир завораживает. И фактически, мир фильма – это альтернативная вселенная, если при выходе оригинала его можно было считать, как будущее, то тут однозначно альтернативная вселенная, даже по тому факту, что Советский Союз в мире “2049” существует.
Визуально-эстетический шедевр в исполнении Дэни Вильнева, Роджера Дикинсон и всех художников нужно было подкрепить хорошим сюжетом, который являлся бы не копией оригинала, как это достаточно часто бывает, когда за фильмом в-первую очередь стоит желание заработать. И Хэмптон Фанчер, написавший оригинальный сценарий, при помощи Майкла Грина создали сценарий, которому можно смело поставить оценку хорошо. И спросите вы: что же там такого хорошего? Я отвечу: Отцы и дети! А потом вы добавите: и что я там не видел? Эта же тематика перетерта и затерта до дыр в мировом кинематографе. Да, эта тема затерта до дыр, но всё-таки она в нашем мире актуальна, как никогда. Она всегда была, есть и будет актуальна пока живы люди. Сценаристы зрителям дают подумать и поразмышлять над, такими вопросами как кто такие любящие отцы? Что они должны сделать ради ребенка, чтобы он был жив? На что они готовы пойти ради жизни своего ребенка? Каково жить воспоминаниями, не зная свои они или нет? Можно ли остаться прежним, когда ты находишь своего отца, но буквально через пару часов тебе говорят, что ты ошибаешься? И естественно Фанчер и Грин задаются вопросами искусственного интеллекта и что лучше бумага или цифровой носитель, а также еще пол десятка вопросов, скрытых в деталях проработанного до идеала мира, над которыми можно поразмышлять. Сам же сюжет крутиться вокруг “чуда”, который может разрушить последнюю стену между людьми и репликантами. В общем, многогранный фильм, не уступающий смысловой нагрузке оригинальному фильму.
И так, визуальная составляющая фильма отличная, сюжет хороший с намеками на отлично, но что же в фильме с актерами? С актерами в Бегущий по лезвию 2049 также хорошо, как было в оригинале 1982 года. На первой половине фильма может показаться, что герои чуть ли не копии героев оригинального фильма, но все эти намеки разрушаться от финала фильма. В фильме есть все тот же Дэкард в исполнении Харрисона Форда. Сыграл отлично и самое главное, что Дэкард не равен Хану Сола. В фильме хорошо сыграли Райан Гослинг и Джаред Лето. И отличный состав на женские роли: Робин Райт, Ана де Армас и Сильвия Хукс. Но постоянно было ощющение, что они могли сыграть лучше, особенно относиться это к мужской части актерского состава. За исключением Дэйва Батисты при условии, что вы видели короткометражку про него.
И перед тем, как подытожить, мною будет озвучен второй минус фильма, который заключается в очень затянутой первой части фильма. Сам фильм идет 163 минуты, что я люблю, но первый час можно было сократить, как минимум, на минут 20, если не больше.
В сухом остатке, мы имеем следующее. Бегущий по лезвию 2049 Дени Вильнева – это фильм с отлично проработанным миром, как с сюжетной стороны, так и визуальной, который отлично дополняет и развивает мир Бегущего по лезвию. С хорошим подбором актеров, как на главные роли, так и на второстепенные. Со смысловой нагрузкой, которая при определенном раскладе на уровне оригинального фильма. Но с небольшим минусом в слишком затянутом повествовании в первой части фильма.
Когда речь заходит о футуристическом будущем, то человечество нередко оказывается под угрозой исчезновения — то ли по причине надвигающегося апокалипсиса, то ли из-за репликантов — идеальных суррогатов людей. Для Дени Вильнёва, успешно заявившего себя в области умной фантастики, было непростой задачей поставить интересный сиквел, хотя в то же время отсутствующий первоисточник о продолжении давал волю воображению. Это в неоновые 80-е мистер Скотт задал новый тон научной фантастике, создав культовое кино о противостоянии человека и андроида, вскользь воплощающее идею ницшеанского сверхчеловека. Но искушённой современности нужно было что-то более глобальное и нетривиальное, так что Вильнёву приходилось искать нечто среднее между мейнстримом и артхаусом — с вечными вопросами о реальности и значении человека, как и репликанта, в мире.
Спустя тридцать лет люди так и не научились сохранять полный контроль над андроидами, тогда как те, благодаря их создателю Ниандеру Уоллесу, размножились до того, что способны заменить человечество, которое и так близко к началу своего конца. Пока Рик Декард находится в неизвестности, не менее ловкий блэйдраннер по имени Кей пытается держать репликантов под контролем. Правда, в этот раз действие развивается не так прямолинейно, и сюжет строится куда более витиевато. В 2049-м практически стёрлась грань между человеком и андроидом, и последние, будучи свободнее, мечтают уже о большем, чем об электроовцах. Земля становится бесплодной и стерильной, за городскими высотками одна пустошь да пыль, и летают электрически насекомые, как описывал Дик. Отсылаясь к произведению писателя-фантаста, режиссёр при этом расширяет его вселенную, изображая новые парадоксы будущего, которое стремительно преображается, — и кто знает, каким будет мир через следующие тридцать лет.
Длинные планы Дикинса и нагнетающие циммеровские аккорды — Вильнёв неспешно и со свойственной ему сдержанностью выстраивает события, эмоционально шокирующие его героев. Кей, подобно Рику, обречён идти по тому же пути. Тронутая Скоттом тема самопожертвования — что рано или поздно приходится идти против своей природы — поднимается вновь. Но режиссёр не торопится ставить какую-либо точку, он концентрируется на различных деталях, имплантированных воспоминаниях и ощущениях, давая прочувствовать совершенствованный им мир, где репликанты, ничего не знающие о жизни, боятся уже её потерять, равно как и не знающие о душе, желают её обрести. Они перевоплощаются в людей, тогда как человечество, оказывающееся в мире симулякров, близко к глобальной войне за право оставаться доминирующей формой жизни. Выдавая сюжетные твисты — один интереснее другого — Вильнёв, как и Скотт, не даёт чётких ответов по поводу мотивации и действий героев. Но в холодном мире будущего он всё же оставляет место для чувств, и не имеет значения, кто их проявляет — человек или андроид.
Фильм «Бегущий по лезвию» я смотрела где-то около года назад, и он меня не особо впечатлил. То ли настрой был не тот, то ли еще что. Но запало лишь одно, это невероятная атмосфера и сама идея.
И что же мы имеем сейчас? «Бегущий по лезвию 2049», вызвал не только бурю эмоций и киноманского благоговения и трепета, но и побудил пересмотреть первый фильм, что, на мой взгляд, является отличным показателем. Дени Вильнев, справился с задачей на 100%. Он приготовил нам выжимку всего самого лучшего из первого фильма и создал свое произведение искусства, по-другому этот фильм назвать я просто не могу! Мощное по содержанию, тихое по развитию, кино вышло крепким, атмосферным. Сюжет не отпускает, музыка творит что-то невообразимое просто! Актеры внушают доверие. Райану, на мой взгляд, удалось передать эмоции Гг одними глазами! Такие типажи определенно ЕГО тема Непревзойдённый мир, с его яркими и в то же время наимрачнейшими красками полностью поглотил мое сознание и подсознание. Этот фильм определенно лучше, для меня, чем фильм 1982года. Да и сравнивать их как-то не особо то и хочется, если честно.
Я не знала, сколько все это действо длится, и тот факт, что просидела я в кресле, 2часа 40 минут меня дико удивил, совершенно не заметила. В итоге: Дикий восторг! И я требую добавки! Хватит читать этот отзыв! Бегом в кино! P.S. Ложечка дёгтя: слишком мелкие титры! Как это таким слепошарам как я читать?! И под конец фильма, музыка по мозгам уже прям била.
Потрясающе зрелищный, прекрасно снятый фильм, затягивающий с первых же кадров в свою невероятную реальность! Не будучи любителем фантастических фильмов, я не могла глаз оторвать от того красочного мира, который удалось создать съемочной группе. Хотя с устройством такого мира во многом можно не соглашаться, он втягивает зрителя, как трясина, окутывая неповторимой атмосферой нелицеприятного будущего.
Захватывающий сюжет не дает шанса остаться равнодушным. Местами он предсказуем, местами нет, и в этом и заключается его непредсказуемость. Как бы то ни было ситуация расследования и моральные выборы, которые совсем не кажутся сложными для изображенных персонажей, вносят определенную интригу в развитие сюжета.
У этого фильма очень своеобразный ритм, темп повествования: его нельзя назвать динамичным, напротив, он позволяет событиям растягиваться, но при этом все равно держит зрителя в напряжении (во многом за счет музыкального сопровождения).
Фильм полон ярких персонажей, вызывающих мощные зрительские переживания, что, естественно, является заслугой актеров: Райан Гослинг умеет создать располагающий к себе образ, не прибегая к зашкаливающей эмоциональности; не ожидала, что Дэйв Батиста умеет так психологически тонко играть (это особенно явственно заметно, если посмотреть короткометражку 'Некуда бежать'), Робин Райт блестяще воплотила образ командующего главным героем лейтенанта, а Ана де Армас просто обворожительна в роли Джой. Джаред Лето и особенно Сильвия Хукс создали по-настоящему пугающих персонажей, способных на непредсказуемые поступки.
Одним словом, это очень красочный фильм со своей особой, неповторимой, притягательной атмосферой, как бы невзначай ставящий серьезные вопросы о судьбе человечества и человека перед своим зрителем.
Насколько культовым был первый 'Бегущий по лезвию', скольких творцов он вдохновил на создание новый фильмов в жанре фантастики, как много вещей он предсказал, какие философские мысли он доносил. Многие фанаты первой части ожидали увидеть нечто подобное, но Дени Вильнёв представил нам свой взгляд на вселенную, при этом сохранив дух первой части.
Сюжет
Создатели фильма приложили все усилия, чтобы держать сюжет в секрете, и это было сделано не напрасно. Чтобы не раскрывать суть сюжета хочется лишь сказать, что это истории о том, что так или иначе, каждый считает себя в чём то избранным.
Режиссура
Дени Вильнёв так же привнёс нам много того, что человечество реализует в ближайшем будущем. В большинстве своих фильмов Вильнёв затрагивает тему детей, в этом фильме он также посвятил много времени теме родителей и детей. На самом деле, как отметили некоторые критики, картина очень похожа на работы Тарковского, медитативное повествование фильма позволяет поразмышлять на философских вопросы: реальны ли все наши воспоминания и действительно ли человек это высшее существо.
Музыка и визуальные эффекты
Несмотря на то, что над фильмом работали два выдающихся композиторов (Бенджамин Уоллфиш и Ханс Циммер), музыки в фильме довольно мало и она не запоминается. В основном, все композиции очень похожи друг на друга и создают исключительно напряжённую атмосферу. Малое количество оригинальной музыки в фильме, частично компенсирует появление в фильме песен Фрэнка Синатры и Элвиса Пресли. В отличие от музыки, фильм поражает визуальной составляющей. Фильм реализовывает совершенно новые, креативные дизайнерские идеи, благодаря которым испытываешь настоящее визуально наслаждение.
Итог
В итоге, можно сказать, что Вильнёв не превратил 'Бегущего по лезвию 2049' в ещё один ремейк, основная задача которого рассказать туже самую историю с современными технологиями съёмки для привлечения новой аудитории и продажи игрушек. После просмотра фильма есть сильное желание посмотреть это снова на большом экране.
В 1982 году на экраны вышел фантастический триллер «Бегущий по лезвию», который не сразу нашёл славу и признание. Давящая атмосфера футуризма, бескрайняя мрачность, слабо захватывающий сюжет, неторопливое повествование и своеобразная режиссёрская работа Ридли Скотта не позволили картине окупиться в прокате. Частичной компенсацией стали две номинации на премию «Оскар» и симпатии поклонников данного кинематографического стиля.
Тем не менее, можно смело сказать, что картина выдержала проверку временем и сейчас фильм об «отправляющем в отставку» репликантов офицере полиции является эталоном для жанра киберпанк.
Спустя 35 лет картина обзавелась прямым продолжением. Создатель оригинального фильма Ридли Скотт уступил режиссёрское кресло более молодому Дени Вильнёву, а сам занялся продюсированием ленты.
События «Бегущего по лезвию 2049» разворачиваются в Лос-Анжелесе спустя 30 лет после завершения событий оригинальной картины. Мир заселён репликантами – искусственно созданными людьми, которые выполняют самые тяжёлые виды работ и находятся на службе человечества. Держит репликантов под контролем специальный правоохранительный орган, сотрудников которого называют «бегущими по лезвию». Если репликант сбегает, убивает человека, или у него истекает «срок годности», то служба обязуется ликвидировать провинившегося – «отправить в отставку». Главным героем фильма является офицер этой службы по имени K (Райан Гослинг). Однажды офицер становится обладателем сверхсекретной информации, огласка которой может стереть грань между репликантами и людьми, тем самым мир может измениться до неузнаваемости раз и навсегда.
Очень сложно говорить об этом фильме, раскладывая все по полочкам, так как в нём понравилось абсолютно всё. Серьёзно, у этой картины есть все шансы войти в историю и стать новым образцом для кинофантастики.
Даже несмотря на затянутые эпизоды (которые имели место и в первой картине) фильм смотрится весьма динамично, сюжет заинтересовывает буквально с первого же диалога. Несколько отличных сюжетных поворотов заставляют удивляться, восхищаться, переживать целую гамму чувств, тем самым приближая фильм к статусу шедевра.
Картинка просто невероятна! В принципе, этот фильм можно смело смотреть без звука, его визуальная часть приносит огромное эстетическое удовольствие. Грязно-белый тон меняется синим, потом приходит очередь чёрного, затем синий, насыщенный оранжевый… Каждый цвет соответствует сцене, её настроению и драматизму.
Отлично передана атмосфера будущего, в котором человечество ждут темнота и загазованность из-за загрязнения окружающей среды. Если вы недолюбливаете фильм 1982 года из-за слишком нуарной картинки – смело берите билет на сиквел, он в разы контрастнее, при этом не теряется атмосфера вселенной франшизы.
Музыкальное сопровождение не может похвастаться оригинальностью и новизной, но как же все эти космические и футуристические звуки в тему! До мурашек и дрожи внутри.
Актёрская игра ожидаемо на высоком уровне. Райан Гослинг органично вошёл в образ терзаемого вопросами и противоречиями полицейского К. Невероятно порадовал старичок Харрисон Форд, чьё появление в кадре обернулось ярким перфомансом, он даже взял на себя комедийную роль на пару минут и разбавил мрачное течение картины. Заслуженный Дракс вселенной Марвел Дэйв Батиста получил совсем немного экранного времени, но зато какими были эти несколько минут, просто нужно видеть! Джаред Лето реабилитировался за неудачную роль Джокера в «Отряде самоубийц», сыграв по сути того же самого Джокера, только с сформировавшейся идеей хаоса и порядка, нормальными репликами и без ядерного грима.
Особо стоит отметить работу режиссёра Дени Вильнёва, который сделал всё для успеха картины.
«Бегущий по лезвию 2049» - это не просто классный фильм с отличной идеей, шикарной постановкой и качественной игрой, это невероятное путешествие в мрачное, опасное, депрессивное, но такое интересное будущее, которое способно захватить вас с первых минут и не отпустить до финальных титров.
'Бегущий по лезвию' — культовый фильм Ридли Скотта, снятый в 1982 году по мотивам произведения 'Снятся ли андроидам электроовцы?' (1968), легендарного писателя-фантаста Филипа Дика. Автор книги, посмотрев готовый вариант картины, воскликнул, что именно так себе и представлял мрачный, холодный мир сурового будущего, ожидающего человечество в ближайшей перспективе. Полотно Ридли Скотта прошло проверку временем, а значит, по не самой славной традиции Голливуда (снимать ремейки хорошего кино каждые 20-30 лет), пришло время А - Ремейка или же Б - продолжения.
Ремейк 'Бегущего'... Уже забавно звучит, не так ли? Огромная аудитория фанатов заклеймила бы фильм провальным еще на стадии анонса, не давая режиссеру с командой и шанса на успех. 'Бегущий' — это вам не 'Робокоп', а целое культурное событие, 'икона' в нагрудном кармане любителя кино, переснимать которую — форменное самоубийство. Следовательно, боссам с холмов оставался второй вариант, делать продолжение культового кино, вернув в строй потасканного продолжениями некогда любимых фильмов, 'Бегущего в отставке', Харрисона Форда.
Приобретя Форда в каст за немалые, думается, деньги и получив благословение от Ридли Скотта, оставшегося в сценаристах ленты, Студия приступила к поискам знающего свое дело режиссера. Вариантов была масса, но остановились толстосумы на одном имени — Дени Вильнев. Подающий надежды, перспективный режиссер, к своим 49-ми, на тот момент, годам имеющий две номинации на премию 'Оскар'. Видимо, после 'Прибытия', в руки Дени было не страшно доверить крупнобюджетную сай-фай историю. Да не просто историю, а своеобразное продолжение великого фильма, снятого по книге легендарного автора-фантаста.
Сложно оценить тот груз ответственности, который 'взвалил' на свои плечи Канадский режиссер... Снимать продолжение фильма, любимого и почитаемого во всем мире. Сделать его не 'проходным', а знаковым, достойным оригинала — задача для воистину гениального человека. И Вильнев справился с ней, явив искушенному зрителю продолжение таким, какое оно должно быть. Без нелепости, без притянутых за уши ситуаций, без повтора оригинального сюжета... Он снял свою ленту, полноценную. Грамотно продолжающую, но не заимствующую.
Действие в 'Бегущем по Лезвию 2049' разворачивается, изобразите удивление на лицах, в 2049 году. С момента событий оригинального фильма прошло 30 лет. Охотников на репликантов, приписанных к полиции, по прежнему называют 'Бегущими по лезвию' и главный герой, как вы могли догадаться по трейлерам, один из этих 'славных парней'. Роль полицейского по имени Джо, истребляющего устаревшие модели некогда послушных машин, исполняет Райан Гослинг. Он молчалив, в меру суров и невероятно брутален. Его работа — скотская, а сам он живет исключительно ради выполнения приказов своего начальства. Начальство в фильме, к слову, сыграно очаровательной Робин Райт, которая может быть властной женщиной, когда того требует роль. Вспомните 'Карточный Домик' и представьте, как стильно выглядит Райт в образе лейтенанта полицейского департамента.
Одно из расследований, начавшееся с банального 'списания' скрывавшегося репликанта старой модели, наводит Джо на след, в корне меняющий представление человечества о бездушных 'кожаных куклах'. Более того, чем дальше протагонист следует по детективной нити, распутывая 'клубок загадок', тем глубже он погружается в события тридцатилетней давности, о которых практически не сохранилось записей. Именно таким образом события продолжения 'входят' в рамки истории, показанной Ридли Скоттом в далеком 1982 году... Джо встречает Рика Декарда, покинувшего урбан в надежде начать новую жизнь.
Рик Декард в исполнении Харрисона Форда, тот самый образ, обожаемый поколением VHS, вернулся на экраны, передавая эстафету молодым. Его герой 'сегодня', уже не тот красавец в развивающемся плаще... Декард нашего времени или же 2049 года по хронологии вселенной фильма — загнанный, хрипящий в агонии и доживающий последние деньки в постоянном страхе, пес. Он изранен, покрыт пылью времен и скорбью, прошедшей с ним через десятилетия. Он постарел вместе с нами, что печально, но увы — неизбежно. В отличии от появления в другом культовом образе, вспоминая седьмой эпизод 'Звездных Войн', в 'Бегущем' появление Форда — уместно и не вызывает раздражения. Постаревший Декард в продолжении — полноценный второстепенный персонаж, приглашенный в фильм как дополнение к хорошей истории, а не для 'игры' на ностальгии, как в тех же 'Звездных войнах'.
Сеттинг в продолжении — максимально передает дух оригинального фильма. Здесь и застроенные 'под завязку' городские локации, где царят похоть и преступность, под светом голографических вывесок на всех языках мира. Здесь и великий в прошлом Лас-Вегас, ныне 'залитый' гигантскими волнами раскаленного песка пустыни Мохаве... Даже огромная свалка мародеров, живущих на останках цивилизации, присутствует, впечатляя своими масштабами и своеобразной красотой размашистых, покрытых ржавчиной, пейзажей.
Невероятно красочная передача пейзажей 'нового мира' и потрясающая глубина кадра в 'Бегущем по Лезвию 2049', целиком и полностью заслуга одного человека — Роджера Дикинса. Ветеран кинопроизводства, Роджер был 13 раз номинирован на премию 'Оскар', но так и ни разу не получил заветную статуэтку. Дикинс — признанный мастер операторского ремесла. Он снимал такое количество отличных фильмов, что не хватит пальцев двух рук, чтобы пересчитать их... Искренне хочется надеяться на его победу в 2018 году, ведь 'Бегущий по лезвию 2049' достоин получить 'золотого болванчика' за лучшую операторскую работу, как никто другой.
Итог. Дени Вильнев, благодаря своему таланту и хорошему сценарию, снял качественную, стильную философскую драму, продолжающую культовый научно-фантастический фильм. Он не 'ушел' в излишнее самокопание, не поймал дьявольский кураж, 'ломая' все очарование оригинала к чертям. Вильнев бережно перенес сеттинг обожаемой миллионами истории, с любовью отнесясь к деталям мира, описанного в далеком 68-ом и показанного в 82-ом. Мы получили то, что без зазрений совести и 'скидок' можно назвать достойным продолжением 'Бегущего по лезвию'.
Спустя 35 лет, Мы, Люди, увидели то, во что невозможно поверить.
Сразу нужно уделить внимание одному моменту - я не являюсь горячим поклонником фильма 1982 года и не питаю к нему никаких ровно по той простой причине, что посмотрел его впервые примерно за неделю до написания данных строк. *место для грустной ностальгической истории о том, как маленький мальчик начал читать Филиппа Дика, ничего не понял и к фильму решил даже не прикасаться* Второй по важности момент: фильм Бегущий по лезвию бритвы 2049 мне несомненно понравился. И уж если я ниже начну (а я начну) разводить мысли по поводу того что старое лучшее нового то это вызвано вовсе не ностальгией. Смотрите выше, у меня её нет. И даже не ради того чтобы дежурно попинать 'бездушную эру сиквелов и ремейков', так как данный фильм сделан максимально качественно и попытка выехать в этой теме на его плечах бесперспективна и обречена на провал. Третий момент - мне кажется, что первый фильм лучше второго.
Проклятый удел всех сиквелов - постоянно соревноваться с оригиналом. Судиться не насколько хорош он сам, но насколько хуже или лучше своего предшественника. И имея за плечами такого предшественника было заранее ясно, что 2049 ждет суровая борьба, в том числе и за свою самобытность. С одной стороны фильм безусловно удался и, насколько я могу судить, запомнится сам по себе. Но есть несколько моментов из-за которых, как мне кажется, сиквел проиграет оригиналу в битве со временем.
Бегущий по лезвию 1982 года (при всей своей культовости) не является идеальным. Особенно с точки зрения современного зрителя. Однако огромным его преимуществом является концовка. Она настолько хороша, она настолько выделяется, что смотрится как фильм в фильме. С того самого момента, где Рой Батти начинает преследовать Рика Декарта, я потерялся в этом кино без остатка. Более интересного, более жуткого и динамичного преследования я не видел за всю жизнь. Но даже эта погоня меркнет в сравнении с финальным монологом Роя Батти под дождём. Объяснять здесь что-то бесполезно, это просто катарсис и одна из самых красивых и драматичных сцен в истории кино.
Есть ли в новом фильме хоть что-то, сравнимое по силе воздействия на зрителя? С моей точки зрения нет. Даже отдалённо. Передав точно атмосферу мира из старого фильма, его настроение, колорит.. сделав хорошо всё что только можно новый фильм не родил некую свою мощную и впечатляющую сцену. Что-то, что будет всплывать в мозгу при словах 'бегущий по лезвию' наравне с монологом Роя Батти, плачущего под дождём в последние мгновения своей короткой жизни. А то и оттеснит его в сторонку. За эту неделю я трижды пересмотрел только его. Ещё раз пока пишу всё это. Ничего подобного в сиквеле нет и это мой самый сильный аргумент в пользу того, что он затеряется во времени.
Далее. Хоть верная передача атмосферы это несомненный плюс нежели минус, твёрдой рукой записывать это в графу 'положительное' мешают два момента. Что первый, что второй фильм не являются экшен-боевиками. Но второй при этом идёт на час больше. И на этом самом дополнительном часу я и поймал себя на мысли, что уже устал смотреть этот фильм. Надеюсь дело не в том что у меня плохо с усидчивостью и воспринимаем больших объемов информации в течение длительного времени. Надеюсь дело именно в этом дополнительном часе, который буквально обнажает структуру фильма перед уставшим мозгом. А это:
- чаще монотонное, редко со стрельной или дракой действие в локации имеющие значение для сюжета
- пролёт аэрокара под шикарную музыку под шикарными видами депрессивных городов будущего
- монотонная локация, раскрывающая странность мира будущего и населяющего его персонажей
- пролёт аэрокара под шикарную музыку под шикарными видами депрессивных городов будущего
Порядок действий и шаблон в локациях может меняться, но пролёт аэрокара под шикарную музыку под шикарными видами депрессивных городов будущего будет с вами почти до самого конца фильма. И лично меня это порядком утомило. Первый фильм строился точно так же, тут я не питаю иллюзий. Но, как уже упоминалось, идёт он на час меньше а заканчивается не в пример мощнее сиквела, отчего и скука и усталость и монотонность проходят мимо оригинала.
Последнее настолько субъективно и мелочно что мне с одной стороны неловко перед другими, с другой стыдно за себя - ведь для меня это важно. Да не будет крамольным это сравнение, но Харрисон Форд напоминает мне Брюса Уиллиса в плане усталости от актерской работы и игры. Я лично не вижу большой разницы между новым Индианой Джонсом, новым Ханом Соло и новым Декардом в исполнении Форда. Но если первые два похожие друг на друга типы, то к Декарду (особенно уже постаревшему) это не относится. Глядя на этого бодрого, саркастичного старикана я не могу представить себе, что это тот же самый человек, которого двадцать лет назад спас андроид и рассказал ему про пылающие штурмовые корабли над Орионом. Я не ощутил этого, не почувствовал. Субъективно, без сомнения, но мне это сказалось в плане удовольствия от просмотра.
Самое интересное, что при всём при этом 2049 вне всякого сомнения шикарный фильм вообще и один из лучших фантастических фильмов снятых за долгое время. Возможно, что сложись всё иначе, посмотри я раньше фильм 1982 года, то распевал бы сейчас исключительно дифирамбы. Теперь же нетрудно заметить, как сильно мне снёс мозг фильм 1982 года, от чего восприятие сиквела несколько поехало.
Но, повторюсь, Бегущий по лезвию 2049 действительно шикарен. Невероятно, жутко атмосферный. Великолепная музыка, звук, картинка - технически фильм выше всяких похвал и добивается ровно того же самого, что и фильм первый. Все эти эффекты показывают как звучит и выглядит темный, депрессивный, нуарный и неоновый мир будущего. Непривлекательный, но завораживающий и притягательный. В котором, не смотря ни на что, хочется жить. Как мне кажется, в достижении хотя бы этого была самая главная и самая сложная задача фильма. Игра актеров и сюжет не теряются на этом фоне. Сюжет не отвергает атмосферу фильма и его фактическое наполнение, не вступает в противоречие с его основными правилами. Не могу сказать, что мне нравятся все повороты истории, но следить за ней не на много менее интересно, чем за миром вокруг этой истории. Некоторый сцены чересчур затянуты. Некоторые диалоги и монологи отдают словоблудием. Но остальные элементы фильма не перестают завораживать, не происходит расторжения с реальностью фильма.
Несмотря на недостатки и благодаря достоинствам я провёл эти три часа словно загипнотизированный.
Для меня «Бегущий по лезвию 2049» был самым ожидаемым фильмом года. Прогулял пары ради первого в городе сеанса и по просмотру могу сказать, что ожидания оправданы. Перед нами всё тот же старый добрый «Бегущий» - философия в киберпанк-мире будущего, которая подаётся в сопровождении великолепного визуала, синтового саунда и неоновых вывесок.
Как сиквел, лента смотрится невероятно хорошо - с первых минут видно, что над проектом работал истинный фанат оригинального фильма. Атмосфера поглощает с головой, события тянутся плавно и неспешно, что является характерной чертой серии и для многих является минусом (но не меня). Несмотря на близкое родство с оригиналом, лента Вильнева точно может удивить и показать нечто новое. Практически полностью исчезла эстетика нуара, а взамен предложены увеличенная порция экшена и большее разнообразие локаций, знакомящее зрителей с миром будущего за пределами мегаполисов.
Говоря об актёрах и их персонажах хотелось бы особо выделить Дэйва Батисту, которого было крайне мало, но за столь короткий промежуток экранного времени ему удалось создать запоминающийся и интересный образ, предысторию которого можно было увидеть в короткометражном приквеле «2048: Некуда бежать», снятом Люком Скоттом. Также за малую долю хронометража успели отлично раскрыться герои Джареда Лето и Харрисона Форда. Последний даже в совместных сценах с главным героем умудрился перетянуть внимание зрителя на себя своей бесконечной харизмой. Сам же Офицер Кей в исполнении Райана Гослинга получился неоднозначным. В целом роль для канадца самая классическая - Райан постоянно играет молчаливых малоэмоциональных молодых людей с грустным взглядом, а в данном фильме это ещё и объясняется особенностями персонажа.
Не обошлось, конечно, и без минусов. Для меня явными недостатками стали провисающее повествование в конце первого часа хронометража, небольшая затянутость, даже по сравнению с оригинальной лентой, не до конца раскрытые арки персонажей (в основном Уоллеса), а также саундтрек. Он, безусловно, хорош, Ханс Циммер как всегда на высоте, но всё же новому «Бегущему» не хватает того шарма, который дарили треки Вангелиса, композитора первой части. Но ни один из этих минусов нельзя назвать хотя бы серьёзным, отчего впечатления от картины остаются исключительно положительные.
Проделана огромная работа с материалом, техническая сторона фильма выглядит просто выше всяких похвал и заслуживает как минимум номинаций на Оскар за саундтрек, визуальные эффекты и операторскую работу. Достойное продолжение классики, которое в очередной раз доказало всем, что Дени Вильнев - один из лучших режиссёров наших дней.