Начало фильма с Дурифом на заправке – это просто а-а-а-а…
Городские легенды
Нереально крутая завязка. Я обожаю такое. Настоящее кино, которое дарит эмоции. Вот она сила Брэда Дурифа. “Мисс, пожалуйста, зайдите на секунду в офис, это насчет вашей карточки” - а-хи-хи, шикарно. Почему рецензия тогда серая, а не зеленая?
Поймите меня правильно, фильм атмосферный (нужно отдать должное Джэми Блэнксу, не самому именитому постановщику), но когда хронометраж переваливает за 40-50 минут, градус восторга слегка (подчеркиваю) спадает. Да и убийства, положа руку на сердце, могли бы быть поярче. Субъективно!
Хотя сам убийца мне приглянулся (жалко только, что создатели отказались придумывать оригинальный костюмчик или маску). Во времена кассет, киноманы с радостью включали данный слэшер. Кстати, в России фильм имеет культовый статус (посмотрите на огромное кол-во положительных рецензий). Мое поколение выросло на “Городских легендах”.
Но, “Крик” и “Я знаю, что вы сделали прошлым летом” – вышли раньше (симпатизируют чуточку больше). Об этом обязательно надо говорить, так как все эти молодежные слэшеры варятся в одном котле (вторая половина 90-ых). “Крик” – паровоз. “Я знаю, что вы сделали прошлым летом” – второй вагон. “Городские легенды” – третий.
При любом раскладе, “Городские легенды” – вполне удобоваримый слэшер (с великолепным началом, повторюсь). Он на сто процентов киноманский (как и “Крик”). Харрис пришла от Майкла Майерса. Инглунд от Фредди Крюгера. Вышеупомянутый Дуриф от Чаки. По телевизору крутят кино с Пэм Гриер. Это все довольно мило и забавно. Плюс, целая россыпь молодых (на тот момент) актеров - Гэйхарт, Рид, Лето, Джошуа Джексон и др.
Чуть не забыл – у маньяка присутствует мотивация. Банальная? Пускай. Главное – она есть!
P.S.
Алисия Уитт после “Городских легенд” сыграет у моего любимейшего Джона Уотерса в фильме “Безумный Сесил Б.”.
«Ладно, ребята, слушайте, потому что на самом деле всё было вот так…»
Среди слэшеров я всегда предпочитал лёгкие молодёжные страшилки хардкорно-маньячным расправам в духе рассвета жанра в семидесятых годах. Поэтому я хочу сегодня замолвить словечко за одну из немногих хороших картин на подобную тематику. Речь, как вы уже догадались, пойдёт о дебюте австралийского режиссёра Джэми Блэнкса и об одной из ранних работ тогда ещё молодого Джареда Лето — фильме «Городские легенды».
Миновал 1996 год с «Криком» ныне покойного Уэса Крэйвена, прошёл 1997 год под знаменем «Я знаю что вы сделали прошлым летом» Джима Гиллеспи, и когда настал следующий год, заметно опустевшая касса после знатных сборов предыдущих хорроров приветствовала ужастик 1998 года уже отнюдь не так рьяно. Что так же можно сказать о незаслуженно посредственных рейтингах как КиноПоиске, так и на IMDb. Ну да ладно, вернёмся на 17 лет назад к дате премьеры фильма. Согласен, «Городские легенды» это не уровень «Крика», и, быть может, среди двух дебютов двух постановщиков из разных стран шотландец Гиллеспи оказался чуть ближе к аудитории, но стоит ли из-за этого сбрасывать со счетов отличную историю о резне в университетском городке со свежими лицами в актёрском составе и верной своему времени стилистикой 90х? Я, с позиции субъективного видения любителя кино и хороших слэшеров в частности, считаю, что такое ни в коем случае нельзя пропускать.
Как я уже писал ранее, задорные, не сильно замыленные годами ужасы с рвущимися в бой юными актёрами и соответствующей заряженной атмосферой по мне в сто крат лучше тех, где каждый вздох зрителя может стать последним от излишнего сопереживания происходящему или от звуков бензопилы, а экран вполне возможно не удастся отмыть от крови даже после просмотра. И хотя воспеваемая мной низкая калорийность сюжета в вышеперечисленных картинах, а в том числе и в «легендах», совершенно не означает, что картина вас не напугает. Заядлых фанов хоррора может и нет, а вот простых смертных может заставить поёрзать в кресле. Я вот, например, ознакомившись с творчеством Джэми Блэнкса в не самом подходящем для этого возрасте, спал после него с зажжённым светом. Может это и было вызвано отдельно взятым убийством, а не общим испугом от просмотра, но всё же факт остаётся фактом, поскольку другие случаи засыпания при свете лампочки я что-то не припомню.
Сюжет разворачивается вокруг жестоких расправ в студенческом городке и компании ребят, где как минимум один человек воспринимает убийства серьёзно и пытается вразумить своих друзей. Но как и полагается по неписаным законам жанра никто не берёт это в голову пока сам не станет мишенью убийцы. Вроде бы всё это бесконечно заезженно десятками режиссёров и сценаристов. Вроде бы всё это мы где-то уже видели и всё в таком духе. Да, абсолютно точно могу сказать, что это не революция и ход событий весьма предсказуем. Ну и что же? Есть одно мудрое высказывание, но к своему стыду не помню, кто его автор. Смысл фразы в следующем — не существует новых сюжетов, есть только новые способы их воплощения. Поэтому неважно сколько однотипных слэшеров снято, одни из них всегда будут выделяться на фоне других. Как раз этим «Городские легенды» и отличаются от сотен аналогичных произведений. Они здорово сняты.
Во многом эта заслуга режиссёра, поймавшего правильное течение и пустившего его в своё русло. Однако и актёрская группа не подкачала. Хочу заметить, что далеко не все ужастики могут похвастаться выдающейся командой, идеально вливающейся в повествование. Например, коллектив «Крика» для меня это идеальный вариант, причём во всех частях франшизы. Картина «Я знаю что вы сделали прошлым летом» тоже запомнилась звёздными лицами (Райан Филипп, Дженнифер Лав Хьюитт и другие). Про «Городские легенды» я могу сказать тоже самое. Особо хочу отметить частого гостя хорроров Джошуа Джексона, здоровскую роль Тары Рид и, разумеется, Джареда Лето, которого невозможно не отметить.
В заключение, самое главное — тема городских легенд, столь интересная и столь мало освещаемая в кино. Конечно, в фильме раскрыта только малая часть американского фольклора, но, не беря в расчёт богатые байками на любой вкус «Секретные материалы» и «Сверхъестественное», «Городские легенды» наверное самый лучший пример освещения этих прелестных и зловещих мифов в кинематографе.
В моем сознании прилагательное 'штампованный' имеет злую ассоциацию с прилагательным 'штопанный'. А прилагательное 'штопанный' имеет злую коннотацию, и не только в моём сознании. Поэтому язык у меня не повернётся назвать молодежный триллер 'Городские легенды' первым прилагательным. Я обойдусь без него. 'Городские легенды' начинаются с умного эпизода, в котором девушка оказывается жертвой хитроумных проделок маньяка, основывающего свои экзекуции на городских легендах. И если эти городские легенды действительно существуют в архивах какого-нибудь американского университета, то вся 'умность' этого эпизода строится не на воображении сценариста, а на воображении народа. Но обыгрывать давно придуманные страшилки, извечно кочующие из уст в уста в кампусах студенческих городков, никто не запрещал. Более того, вы только представьте, что это значит для молодых людей, когда на экране в виде конкретных художественных образов оживают зловещие рассказы, которые они ещё только вчера травили у костра или в гостиной университетской общаги, дрожа от страха и потягивая пиво.
Фильм 'Городские легенды' может научить зрителя некоторым вещам. В частности, первая заключается в том, что нет необходимости воспринимать фильмы такого рода всерьёз, занимаясь поисками недочётов, критикуя обилие абсурдных и логически неподкреплённых моментов. 'Городские легенды' - это не искусство. Это скорее кинематографическое выражение интересов молодых людей, для которых главная вещь состоит в том, чтобы в ленте было побольше криков, внезапных моментов, крови и похабного юмора. Однако 'Городские легенды', придерживаясь строгих канонов жанра слэшер, смотрятся с интересом и вызывают воспоминания о лучших образцах жанра. Вторая вещь, которую нужно извлечь зрителям, усвоившим первую, заключается в том, что фильмы типа 'Городские легенды' обладают особым очарованием, которое способны уловить только фанаты подобного кино, пересмотревшие всю когорту фильмов класса В, возглавляемую 'Хэллоуином', 'Чёрным рождеством, 'Криком' и еще бог знает кем. Хотя вполне возможно, что ни разу не опылённое бутафорской кровью сознание с первого же раза сможет впитать в себя атмосферный шарм слэшер-индустрии. Поэтому, дорогие друзья, 'Городские легенды' - это хоть и массовое кино, однако направлено на узкую аудиторию ботанов от ужастиков, настоящих задротов от саспенса.
-На счёт «три» я буду стрелять. Раз! Два! Три!..
-Четыре! *звук выстрела*
В 90-х, после случившегося в жанре застоя, слэшеры стали видоизменяться, чтобы выжить. В 1996-и году Уэс Крэйвен снял первую часть своего незабвенного «Крика», чем породил моду на слэшеры про учебные заведения. «Крик» действительно за прошедшие годы стал иконой этой разновидности слэшеров, а потому подражатели не могли у него не появиться. Уже через год, в 1997-м, свет увидел главный подражатель «Крика», вышедший на той же студии, участие в написании при этом принимал сам Кевин Уильямсон, сценарист тетралогии «Крик». На Dimension Films, долго не думая, решили браться за ими же созданный подвид слэшеров капитально, что с коммерческой точки зрения было весьма правильным шагом. Поэтому до конца 90-х Dimension Films не хило разбогатели.
В 1998-м году появляется ещё один представитель нового подвида хоррор-кинематографа – молодёжного слэшера (слэшера про учебное заведение). Имя этому фильму «Городские легенды». «Городские легенды» могут буквально с одного взгляда на актёрский состав привлечь многих современных зрителей – Джаред Лето (вокалист группы «30 Seconds to Mars»), Тара Рид («Американский пирог»), Роберт Инглунд (всеми любимый Фредди Крюгер из «Кошмара на улице Вязов») и т.д. Но не следует так дёшево покупаться. На самом деле фильм не такой уж и классный. Он в некоторых моментах скучноват, ибо часто у него проседает атмосфера, барахлит динамика, спадает уровень напряжённости. В то время, как «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» держат зрителя в напряжении на протяжении всего своего хронометража, то «Городские легенды» справляются с переменчивым успехом с этой задачей. Интригуют они знатно, не спорю, но скатываются при этом довольно часто до совершенно ненужных и попросту банальных разговоров. Картина имеет при себе множество абсолютно ненужных и банальных сцен, а потому в общем спектре выглядит невыразительно и разрозненно. Да, при просмотре «Городских легенд» чувствуются амбиции этого кинопроекта, его мощь, чувствуется, что фильм действительно способен на большее, что ещё чуть-чуть – и всё получится, но, к сожалению, большего он так и не выжимает. Немного исправляет ситуацию непосредственно концовка фильма, ибо только там динамика, раз поднявшись, не спадает вплоть до самой завершительной сцены. Но я не могу сказать, что концовка прямо-таки спасает фильм, просто немного сглаживает его многочисленные промахи под самый конец. Потому что, к примеру, до шокирующей концовки слэшера «На греческой улице» (1983), которого именно концовка от забвения и спасла, здесь далеко.
Фильму не хватает более разобранного сценария. Ох, как не хватает здесь руки мастера на такие сюжеты Кевина Уильямсона. Уж он-то бы сделал из «Городских легенд» изюминку. А ведь сама концепция фильма и его сюжет действительно хорошие, просто не те люди приложили руки к проекту. «Городские легенды» всё равно стали многими почитаемым фильмом, но это явно проходящий слэшер – посмотрел и забыл о нём навсегда. Он не оставляет тех глубинных чувств, которые оставляли в памяти после просмотра «Крик» и «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». «Городские легенды» - просто крепкий слэшер на одну ночь. И не больше.
Вердикт. «Городские легенды» - жестокий, жизнеспособный, но при этом сырой, недоделанный, молодёжный слэшер. Ему не хватает лоска и более продуманного сценария. А вот убийства здесь действительно радуют. Правда, нет ни одного особо запоминающегося.
Фильмы о маньяках убийцах, которые убивают молодых и симпатичных людей, всегда были актуальны. Но безусловно, именно “Крик” Уэса Крейвена возродил моду на такое кино. В связи с чем, все последующие фильмы хоть как то “цитировали” культовую ленту Крейвена. Повторялась сюжетная канва, диалоги и всё остальное. Этот фильм можно смело назвать продолжателем “Крика”. Потому что, ничего абсолютно нового тут нет. Типичный олд-скуловский режиссер Джэми Блэнкс так и не прославился после данной ленты. Сама же картина, заняла место среди подобных себе продолжателей “Крика”. Потому что, в данной картине можно заметить всё, что можно заметить и в остальных лентах с аналогичным сюжетом. Как триллер, картине не хватает напряжения. Фильм смотрится на острие. Но это не позволяет адреналину бешено циркулировать по кровеносной системе и не отбивает желание спокойно сидеть на своём месте. Фильм смотрится с достаточным интересом. Особенно в сценах убийств. Особыми новшествами они не могут похвастаться. Но фильм смотрится с удовольствием именно как визуальное отражение городских легенд. Не более.
Америка всегда была и останется страной неимоверных возможностей. Но для меня и моего окружения, так же станет страной, которая сильно повлияла на наше взросление. Я дитя западной культуры и всегда интересовался историческими фактами этой страны. Америка всегда была центром Фольклорного Запада. У каждого города, были свои городские легенды, которые либо были основаны на реальных событиях, либо были полностью придуманы. Всё это было актуально в то далёкое время, когда не было развлекательных условий для молодёжи. В том числе и телевидения. Это время прошло. Но эти легенды навсегда сформировали культуру этой страны. Таким образом, сюжет картины оценит далеко не каждый. Потому что, это тот редкий случай, когда фильм снят специально для американцев и снят об американцах. Сама задумка основанная на городских легендах, мне показалась очень интересной и на фоне этого, я и решил посмотреть эту ленту. Очень неплохо создатели адаптировали убийства под городские легенды. Что в свою очередь, стало пожалуй главным достоинством картины. Когда как в целом, сюжет стянут с других фильмов жанра. Включая с “Крика”, “Я Знаю, Что Вы Сделали Прошлым Летом”, “Кэндимена” и тому подобных лент. Таким образом, фильм смотрится практически не интересно. В пору того, что всё до боли знакомо и предсказуемо. В том числе и финал, который оказался слишком скромным, при сравнении со всей серией убийств ленты.
Джаред Лето на удивление не плох. Мне никогда не нравилось, когда певцы или представители других профессий, решались попробовать себя в актерах. Потому что, достойных примеров очень мало. Но Джаред одновременно хорош будучи солистом отличной рок группы и будучи редко снимающимся актером. Сыграл свою роль он очень хорошо. Даже при том, что его персонаж по сценарию очень скомканный. Алисия Уитт сыграла типичную главную героиню. Девушку, которая вызывает сочувствие и сопереживание к себе. Во многом, благодаря своей привлекательной внешности и не менее привлекательным формам. Что есть у Алисии точно. Ребекка Гэйхарт очень даже не плоха. Особенно хороша она во второй половине ленты. Было приятно увидеть Майкла Розенбаума с волосами. Образ вполне прикольный. Собственно как и Джошуа Джексона. Героиня Лоретты Дивайн слишком не серьезная и смешная для этого фильма. Чем, она в больше степени и нервировала весь фильм. Роберт Инглунд настоящая икона ужаса и тут сразу было ясно, что его пригласили для титров. Потому что, одно его имя может привлечь больше зрителей. Но не смотря на этот факт и кратковременные появления на экране, сыграна роль Инглундом, просто великолепно.
Музыка очень даже не плоха. Кристофер Янг в этом плане настоящий виртуоз. Он способен создать поистине напряженную, эффектную и таинственную музыку. Но при этом, она не поражает излишней загруженностью и легко воспринимается при просмотре картины. Собственно как и тут, он создал на редкость интересную и легкую музыку, которая создана классическим оркестральным звучанием. Но имеет нечто иное. Особенно впечатляет великолепный Main Title. Вслушиваясь, вспоминаешь главную тему Кристофера к “Незваным” и все работы Дэнни Эльфмана к фильмам Тима Бертона. Очень таинственная музыка с великолепным женским вокалом.
Моя оценка картине
6 из 10
Вполне обычный молодежный триллер, которая собрал в себе всё самое лучшее из своих “собратьев”. Один из редких случаев, когда даже сквозь фразу “Я это уже видел”, фильм смотрится легко и с интересом. Смотреть или нет, решайте сами.
Мистер Блэнкс сидел в своём кабинете. Он чертовски хотел снять новый фильм — даже какого-то Лето уговорил сыграть — девчачья аудитория будет в восторге. Оставалось только придумать сценарий.
Наконец дверь распахнулась, и влетел Сильвио Хорта — сценарист.
- Всё! Я придумал - будет страшно гениально!
Режиссёр кивнул:
- Я слушаю.
- Итак, — с горящими глазами начал сценарист, — начинается с того, что жуткой ночью симпотная такая девочка едет в машине, когда неожиданно оказывается, что у неё на заднем сиденье убийца — и он убивает её топором!
- Стоп, стоп, стоп. Что за чушь? — возмутился Блэнкс. — Как она его не заметила, на заднем-то сидении? Почему он убил её? Ужасно нелогично.
- В этом вся суть, — раздражённо ответил его собеседник, — Он — псих, и убивает он её так, потому что есть городская легенда — убийца на заднем сиденье.
- А смысл?
- Щас объясню! Эта девочка училась в колледже -там учится и главная героиня — пусть будет Натали.
- Что? Я думал, главным героем будет этот, как его — Лето!
- Так он там тоже будет! Таким пронырливым репортёром, пишущим об убийствах. Дальше: в общем, у неё там такая комания друзей есть, и их всех начинают поочереди убивать. И знаешь, в чём штука? Убивают также, как в городских легендах! Вешают, режут, травят — ну, как обычно — жутко так, зловеще. А потом… — он вдруг замолкает.
- Что?
- Я не придумал пока.
Блэнкс вздохнул. С кем только приходится работать? А говорил, страшно и гениально… Всё самому приходится выдумывать:
- Ладно, а название? Может, так и назовём: 'Городские легенды'?
- А что, мысль. Думаешь, зрителям понравится?
- Да ещё как! Только надо крови побольше… и пусть собаку в микроволновке взорвут. Вот это будет круто.
***
Простите, но я не смогла удержаться. После маленького лирического отступления — краткий экскурс. Вам НЕ надо смотреть фильм Городские легенды.
Он совсем не страшный и почти даже не смешной. Я его посмотрела только потому, что я интересуюсь самими Городскими легендами. В этом плане ничего так.
Ну, в сюжете немного неожиданные повороты, это ладно. С первого раза даже и не догадаться о финале, но всё равно не очень. Лето довольно неприятный и такой же прекрасный актёр, как чайная ложка. Единственного симпатичного мальчика убивают вторым, в самом начале.
Словом, меня фильм даже немного порадовал. Но не каждый страдает той же шизофренией, что свойственна мне. Так что, решайте сами.
На мой взгляд, «Городские легенды» достаточно неплохой триллер. Именно что неплохой, классикой жанра он не стал, но на один просмотр времени не жалко. Что лично меня привлекло к просмотру, так это участие в фильме действительно неплохих актеров, таких как Джаред Лето, Майкл Розенбаум, Тара Рид, Джон Невилл ну и, конечно же, Роберт Инглунд. К слову, от банальной глупости фильм спасает именно их игра. А вот главная героиня в исполнении Алисии Уитт немного раздражала своей слабой игрой и вечно несчастным выражением лица.
В сюжете присутствует всё, чтобы сделать «Городские легенды» интересными и приятным к просмотру: фотогеничные подростки, динамичный и постоянно развивающийся сюжет, немного романтической линии и, конечно же, тот факт, что убийцу определить здесь будет непросто.
Все восхищаются Джаредом Лето, я ничего сказать не могу - фильмов с ним не видела, а роль в 'Городских легендах ' настолько мала, что судить не о чем. Фильм просто хороший ужастик из серии 'Крик ' и 'Я знаю, что вы делали прошлым летом ' - много крови, накрученный сюжет, молодые актреры и убийца, на которого не думают. Я посмотрела перед ним целую кучу фильмов ужасов, поэтому могла предсказать почти каждый поворот сюжета, но от этого фильм не стал менее интересным.
Очень понравились так называемые Городские легенды, на которых и построен сюжет, на самом деле в любом городе найдется парочка похожих. В целом фильм оставляет о себе хорошее впечатление, хотя культовым ужастиком его назвать сложно.
Стандартный молодежный ужастик. На протяжении всего фильма не покидало ощущение дежа вю. Тем не менее, фильм полностью выдержан в классике жанра. До самого конца ломаешь голову, кто же убийца, и развязка оказывается вполне неожиданной. А это очень ценно для подобных фильмов.
Актеры не показали ничего сверхъестественного, но, в то же время, оставили неплохое впечатление. Джаред Лето, чей актерский талант я люблю и уважаю, к сожалению, не смог показать в 'Городских легендах' все то, на что он способен, но лишь в силу доставшейся роли, да и общей тематики картины. Также нельзя не отметить очаровательную Алисию Уитт, здорово справившуюся с главной ролью, и Роберта Инглунда, в чьих актерских способностях, думаю, вообще мало кто из киноманов сомневается.
Фильм интересен и динамичен, но чего-либо особенного от него ждать не следует. Хорошо снятый молодежный ужастик без претензий на гениальность.
Нет, фильм очень даже неплох. Интересный сюжет, неожиданный конец, постоянное напряжение во время просмотра. В чем-то он превосходит другие фильмы своего жанра, даже тот же 'Крик', может быть благодаря тому, что присутствуют элементы мистики (те же голоса в заброшенном здании и т.д.). В некоторые моменты, особенно в начале, становилось действительно жутко. Опять же хорошая подборка актеров, Джаред Лето как всегда бесподобен, да и Ребекка Гейхарт очень даже ничего. Фильм затягивает, время летит незаметно и действительно хочется поскорее узнать, чем же все кончится. На десятку он, конечно, не тянет, много недочетов, но и занижать баллы не хочется. Фильм действительно хороший и посмотреть его стоит.