Ни во время фильма, ни после, ни в рецензиях, ни в обзорах я не отыскал ответ на следующее: «Что заложено в основу картины? И какой замысел объединяет увиденные истории?» Поэтому эта рецензия — не про актёрскую игру, качество диалогов, операторскую работу и сравнение нынешнего Аллена с Алленом минувших дней. Этот обзор, прежде всего, про суть и идею — основу всякого произведения искусства.
Даже не помню, когда в последний раз увиденное так безнадёжно промчалась мимо (артхаус не считается). Появляются титры, затем исчезают, после гаснет экран. Следом проходят 10 минут, а за ними ещё 10. Минуты идут, а вот понимание не торопится. В такой момент воспринимаешь ситуацию как личный вызов и проверку на сообразительность. Фрагменты, линии сюжета, точки соприкосновения: выискиваешь подходящий связующий элемент из массы догадок, а после, как деталь пазла, встраиваешь в общую картину. Раз за разом, пока не проявится образ. И вот он, наконец, появляется.
Мне кажется, супер производительный Аллен поместил в один фильм 4-5 скопившихся сценариев, каждый из которых мог преобразоваться в отдельную киноленту. Но то ли преклонный возраст, то ли масса других сюжетов побудили режиссёра не откладывать имеющийся материал в долгий ящик. Трудность заключалась в том, что никакого объединяющего элемента у этих историй не было. А раз задуманное не подчиняется естественным правилам, значит, подчинится искусственным. Например, если происходящее на экране гиперболизировать, а персонажей переместить в альтернативную реальность, у историй появится единый признак. Прозвучит банально и поверхностно, но в роли главного героя фильма выступает гротескное римское происшествие; сцена из фантастического романа; альтернативная и абсурдная реальность. Как хотите, так и называйте.
К сожалению, это общие и штамповые характеристики, но более точечного объединяющего звена я, как ни старался, не отыскал. Возможно, получится у вас. На мой же взгляд, «Римские приключения» - пример того, как с помощью одних художественных приёмов объединить между собой ничем не связанные истории. Надеюсь, что ошибаюсь.
Третий фильм Вуди Аллена, увиденный мной, наглядно продемонстрировал фирменный стиль режиссёра: сочетание сентиментальных городских зарисовок с фантасмагорическими вкраплениями, фривольными поворотами и обязательно чудаковатыми персонажами, часть которых отличается любовью к хаотичной и неубедительной жестикуляции (включая персонажа самого Вуди Аллена).
'Римские приключения' показались мне чуть лучшим произведением по сравнению с легковесной 'Полночью в Париже' и тоскливым 'Дождливым днём в Нью-Йорке'. Здесь было несколько забавных моментов и даже пара неподдельно жизненных мудростей, украсивших этот легкомысленный фильм. Забавные моменты слишком мимолётны, чтобы на них останавливаться, а вот философский пласт стоит упомянуть отдельно. Интересно решена история с участием персонажа Алека Болдуина, который поначалу показан как реальный участник событий, потом превращается во внутренний 'голос разума', а затем вновь получает материальное воплощение. Его комментарии по поводу Моники очень точны, но больше всего мне понравилась завязка истории, когда он идёт по улочкам Рима в одиночестве, погружённый в своё прошлое. Это переживание Рима выглядит более глубинным, чем простое любопытство туристов, даже и его собственной супруги.
Вторая история - классическая иллюстрация фразы 'Так проходит слава мирская', доведённой до абсурда. Взлёт и падение простого клерка были бы не так остры для меня, если бы не попал в кадр момент, когда папарацци переключаются на другого человека: 'Смотрите, он выглядит ещё интереснее!' Это смешно, и это отличное изображение не просто хрупкости славы, а хайпа, информационной пены, бездумного следования модным тенденциям, которые держатся на поверхности, но рано или поздно уходят в небытие.
Поведение некоторых персонажей не отличалось логикой, потому отношение к ним у меня сложилось снисходительно-брезгливое. Например, мне была в целом симпатична Салли, но раздражало её поведение: с одной стороны 'А вдруг тебе понравится Моника, я боюсь, что ты влюбишься', с другой - 'Своди Монику туда-то и туда-то, я тебя очень прошу'. История жены, которая заблудилась в Риме и в итоге попала в номер известного актёра (и её мужа, который не менее феерично провёл время) не показалась смешной, выглядела слишком ёрнически и ненатурально. Занятная новелла с оперным певцом в душе, но в ней мне не слишком понравился актёр Вуди Аллен. Не понимаю, чем, но меня он раздражал. Может быть, как раз активной жестикуляцией? Его персонаж не вызвал у меня сочувствия, его настойчивость выглядела скрыто-агрессивной. По сути он пытался переломить человека, подвергнуть его устоявшуюся жизнь испытанию, которого тот мог и не выдержать.
Поначалу я думала, что все истории как-то пересекутся, хотя бы формально, но не испытала разочарования оттого, что этого не случилось. А вот приветственное слово регулировщика движения и заключительное слово с балкона смотрелись излишне пафосными, учитывая, что показаны были не десять, даже не пять вдумчивых человеческих историй, а всего четыре полукомических эпизода. Атмосфера города... да, она была отчасти. Но атмосферы, на мой взгляд, может быть несравнимо больше, и такие картины, как 'Трудности перевода', 'Париж, я люблю тебя' тому пример.
От «Римских приключений» я ожидала большего. Как минимум – «Вики, Кристина», только в Италии, но, если они чем-то и похожи, то тематикой и чуть-чуть - наполнением. А вообще создается впечатление, что Аллен, набив руку, штампует очередную 'ультраромантичную' европейскую комедию. И это уже немного поднадоело.
По сути, 'Р. П.' - это фильм, где все друг другу изменяют. Почти во всех историях главные герои имеют 'приключения' именно на почве неверности - Антонио, Милли, Джек, Леопольдо - все изменяют, причем делают это с задором, без угрызений совести и без последствий. Сравнивая 'Р. П', опять же, с 'Кристиной Барселоной', делаешь приоритет в пользу последнего, потому что в первом не чувствуется ни романтики (хоть герои и воспевают Рим, восхищаясь его красотой и древностью), ни европейской свободы. В 'Барселоне' одна из главных героинь тоже потеряла голову от страстного испанца, будучи помолвленной, но она постоянно боролась со своими чувствами и со стыдом, что заставляет нас войти в её положение и сопереживать. К римским же 'приключениям' относишься скептически.
Мои любимая история - про 'домашнего Карузо'. Любая сцена с участием самого Аллена (исполняющего свою неизменную роль - невротичного и саркастичного старика) была наполнена его ворчливыми шуточками, что выглядело очень забавно и очаровательно. Весь фильм я действительно болела за его дело - сделать из Джанкарло звезду и была неприятно удивлена, что никто из его семьи (настоящей и будущей) эту идею не поддерживал.
Фильм создаёт противоречивое впечатление, именно из-за неоднозначных поступков героев. Кажется, будто Аллен специально заставляет своих персонажей рушить семейные скрепы, забывать о семейных ценностях, с головой бросаясь в любое 'приключение', что предлагает им Рим. Но предлагает на самом деле не Рим, а Аллен, который сам никогда не был примерным семьянином. Я не прошу показать мне семейное кино, где у всех всё хорошо и без проблем. Я прошу не преподносить такие, по сути, гадкие вещи, под слоганом 'это вам не пуританская Америка, это свободная Европа!'
Сложилось впечатление, что Вуди Аллен стебался немного над собой, немного над героями, но больше всего над зрителями, которые подарили 'чудо-режисеру' кассовые сборы в семьдесят с лишним миллионов. Интересно, что чувствовали они, выходя из зала кинотеатра, а большинство из них, я уверена, пришли туда именно из наличия на афише имени Вуди Аллена? Потому что я не знаю, что поставить этому фильму - что случается со мной довольно редко. С одной стороны, мне очень понравился цвет фильма, этот приятный теплый фильтр, участие приятных актеров и это многообещающие начало. Я ожидала от этого фильма не большего - я ожидала многого. Но теперь я в растерянных чувствах. Я не знаю, что поставить этому фильму, не знаю...
А причина вот в чем - при хорошем актерском составе и примерно такой же актерской игре, сам смысл фильма безнадежно потерян. Хотя можно ли потерять того, чего нет? Сомнение в том, что фильм будет стоящим, начинает появляться в том момент, когда слышишь первый диалог (монолог по большей части) с участием Вуди Аллена. Но все же надеешься на лучшее, до самого конца, и лишь с финальными титрами надежда улетучивается безвозвратно. И ты сидишь перед экраном в недоумении еще несколько минут, пока окончательно не понимаешь, что являют собой 'Римские приключения'.
А являют они собой не весьма внятное и понятное, а местами и вовсе натянутое, повествование. История с Писанелло вообще выглядит странно - нет, не своей сутью, а своим присутствием в этом фильме - при чем здесь вообще Рим? Из бесспорных плюсов это, конечно, сам Рим, приятный цвет фильма и отлично подобранная музыка. Наслаждение для глаз - появление в фильме Алека Болдуина, пусть и роль у него странноватая, и Пенелопы Крус в ярко-красном платье. А вообще, в этом фильме все сводится к тому, что все друг другу изменяют - хорошая мораль, ничего не скажешь. Хорошо хоть Вуди Аллен вовремя понял, что постельные сцены - это не его, а то страшно и подумать, что из этого могло бы выйти. Тогда бы я, наверно, точно отважилась бы поставить этому фильму три.
Я не знаю, что поставить этому фильму, потому что картинка красивая, ожидания многообещающи, но смысл, смысл здесь отсутствует напрочь. И после просмотра остается лишь один вопрос: 'Зачем режиссер это снял?'.
Если хотите понять, что представляет собой фильм, то просто посмотрите ту сцену в финальной части фильма, где показывают театральную постановку героя Вуди Аллена - она очень точно и лаконично в миниатюре показывает 'Римские приключения'.
Пусть будет
7 из 10
исключительно за красивую картинку, великолепную музыку и приятные ожидания.
Мастер «городского» кино Вуди Аллен рассказывал нам о Барселоне, Париже, Лондоне, Сан-Франциско, а в 2012 году он поведал миру о Риме. Четыре новеллы про любовь в вечном городе вроде бы исполнены в типичном алленовском стиле, но как всегда мастер умеет найти новые акценты и преодолеть стереотипы – или же, наоборот, сыграть на них.
Картина «Римские приключения» переполнена абсурдом, жизнелюбием и каким-то гомерическим смехом, каждая история настолько нереальна в своей парадоксальности, что выглядит очень убедительно. Удивляясь, например, произошедшему с новоявленным тенором, до сих про работавшим в похоронном бюро, узнаешь приметы шоу бизнеса, в котором возможно все самое немыслимое. Причем, чем немыслимее ситуация, тем охотнее ее претворяют в жизнь. Или внезапная слава римского обывателя Леопольдо Песонелло прекрасно передает законы пятнадцатиминутной славы, на которую вроде бы каждый имеет право. История молодоженов Антонио и Милли, заблудившихся в переулках Рима и в своих отношениях, отражает, хотя и неявно, циничное отношение к супружеской верности, которое сегодня встречается гораздо чаще, чем уважение к нему. Другую грань парадоксов современной любви – вечную тягу к новизне, «поискам себя» раскрывает новелла об американском архитекторе Джеке и его увлечении подругой своей девушки. Вникая в эти рассказы, следуешь, конечно же, за авторской мыслью Вуди Аллена, и в который раз удивляешься его мудрости и художественной честности: в каком бы жанре он ни снимал, ему всегда удается преодолеть его однозначность. И каждый фильм мастера нелепых историй – это фильм о человеке и его противоречивости.
В любом из эпизодов, составляющих мозаичный узор фильма, Вуди Аллен заставляет актеров примерять какие-то карикатурные образы, он практически надевает на них клоунские маски, и суть его задумки в том, чтобы в итоге мы сумели разглядеть за слоями белил и румян ничем не приукрашенного героя. И, конечно, этот герой будет гораздо бледнее выдуманного им самим арлекина, зато он будет гораздо естественнее. Режиссеру удается создать двойную оптику образа: мы видим героя таким, каким он сам видит себя, и таким, каким его видит актер. В неравнозначности двух видений и кроется, на мой взгляд, ироничная интонация абсурдистского пафоса Аллена, в котором так тонко прописана нежность автора к каждому из нарисованных им людей.
Когда-то больше шестисот лет назад в Италии была написана книга, которая изменила сознание обыкновенного человека и положила начало новой художественной правде в европейском искусстве. Это был «Декамерон» Джованни Боккаччо, который не теряет своей свежести по сей день. Во многом именно эта книга вдохновила Вуди Аллена на «Римские приключения», первоначально он даже хотел назвать его «The Bop Decameron», и эта аналогия напрашивается сама по себе. Тогда, на заре итальянского Ренессанса писатель вскрыл пороки, надевающие на себя маску религиозности и благонравия, сегодня режиссер так же безошибочно находит болевые точки общества, поставившего во главу угла удобство и насыщение. Но обаяние обоих этих авторов в неиссякаемом желании исправить несовершенства этого мира смехом и любовью к человеку.
Принято мечтать о путешествии в Рим, принято считать его городом солнца, любви и красоты, принято восхищаться совершенством Колизея и безупречными пропорциями улиц. Вуди Аллен не станет переубеждать зрителя в этих привычных представлениях, но он расскажет что Рим – это не живописный фон для фотографий, не до боли в глазах знакомые нам открыточные виды. Рим – живой город, со своим характером и ароматом. И его создают римляне, живущие простыми человеческими заботами и радостями: именно они из окон первого этажа наблюдают за клерком Леопольдо Песонелло, отбивающегося от журналистов, или сидят на террасах маленьких кафе в непосредственной близости от съемок нового фильма с Лукой Сальта.
Говорят, что фильмы Вуди Аллена о городах, оплачивают те, кто заинтересован в увеличении туристического потока, который стремительно растет благодаря такой рекламе. Возможно, это так, возможно режиссер не влюблен во все города, о которых снимает кино. Но стоит признать гениальность такого маркетингового хода: лучшего способа подарить человеку мечту о путешествии в один из этих городов, пожалуй, не существует.
Стремительно ускользнув от разгоряченной Барселоны и дождливого Лондона, умелый жокей мировой киноиндустрии Вуди Аллен случайно шлепнулся на мокрый песок сицилийского пляжа. Измазюкавшись в грязи, одинокому американцу пришла в голову идея - снять новый фильм о бедности и богатстве, лукавстве и набожности в певучей Италии, а конкретнее - в самом Риме. Решение, принятое на скорую руку, было куда более необдуманным, чем поездка в Старый Свет. Но, не поддаваясь сомнениям, пожилой драматург все-таки направился прямиком к будущему месту съемок, которое, казалось, уже ничем нельзя испортить. В итоге, режиссер поспособствовал тому, чтобы живописная средиземноморская столица приняла свой клоунский облик и вынесла на себе тяжбы современного общества, которые испокон веков не считались для нее особой помехой.
В реальности и в культурной среде, итальянцы славятся своим высоким тембром голоса и львиной силой, что не мешает им часто ссорится и ругаться по всяким мелочам. Эти стычки - не первичное явление и в Риме, который каждый день проживает на зашкаливающих тональностях. Возможно, из-за этой редкой достопримечательности знаток семейного скандала и любитель истерических припадков Аллен и решил посетить этот старинный город? Возможно, петушиный гул и привлек заокеанского киношного психолога сюда, в обитель громких симфонических неурядиц. ..
О Риме выразиться одним простым фильмом будет мало. Для этого нужно составлять ежегодный документальный цикл из коротких выпусков про историю данного 'очага великолепия и былого достатка'. Правда, сейчас придется обойтись легкой поучительной комедией на тему 'Почему римское величие уже не привлекает?'.
Сюжет 1: Раззнакомившись в историческом квартале 'южной европейской столицы', американка Хейли (Элисон Пилл) и местный красавец Микеланджело (Флавио Паренти) сразу же влюбились друг в друга и задумались о помолвке. На что мгновенно же откликнулись родители Хейли - анти-коммунист и нервозный болтун Джерри (Вуди Аллен) и его супруга Филлис (Джуди Дэвис), - прилетевшие на смотрины, и родители самого Микеланджело, в частности его отец, работник похоронного бюро, Джанкарло (Фабио Армилиато). Пока будущие жених и невеста строили планы на совместную жизнь, неугомонный Джерри сделал своему свату Джанкарло поистине весомое предложение по поводу работы на большой оперной сцене.
Сюжет 2: Молодая американская пара, живущая в Риме и знающая почти все об Италии, Джек (Джесси Айзенберг) и Салли (Грета Гервиг), принимают у себя дома таинственную туристку Монику (Эллен Пейдж), которая становится объектом внимания неуверенного в себе Джека. Лишь его мысленный наставник архитектор Джон (Алек Болдуин) поможет признаться парню, что тот испытывает потаенную любовь к страстной путешественнице.
Сюжет 3: Неожиданно попав в телевизор, незадачливый итальянский клерк Леопольдо (Роберто Бениньи) вынужден рассказывать всей стране о самом себе, не подозревая, что это станет настоящей телевизионной сенсацией и заставит его раздавать прохожим автографы и позировать на камеру.
Сюжет 4: Молодожены Антонио (Алессандро Тибери) и Мили (Алессандра Мастронарди) отправляются в Рим на свадебные празднества. Но внезапно, юношеская идиллия разрушается появлением проститутки Анны (Пенелопа Крус).
Как бы не приходилось повторяться о смелости актера Вуди Аллена сниматься в своих фильмах, но теперь такой рискованный шаг весьма ничем не впечатлил. Вуди спасло только то, что он много говорил и советовал, что у него лучше всего получается. Но юродивого Монро ('Спящий') и трусливого Бориса ('Любовь и смерть') в нем уже не сыскать - режиссура и написание сценариев, все-таки, сильно сказались на его артистических навыках.
За 'комической акцент' показательно отвечали персонажи Роберто Бениньи и Фабио Армилиато. Роберто Бениньи уже успел поделиться с французскими и итальянскими зрителями своим помешанным 'Монстр' и превосходной 'Жизнь прекрасна', и сейчас он заблистал вновь, но уже в актерском облике. По сути, это самый удачный персонаж нового алленовского фильма. Тоже можно сказать и про голосистого Армилиато.
'Романтический акцент' не вышел боком у Эллен Пейдж и Джесси Айзенберга, который не особо впечатляет своими последними ролями в кино. Может, образ ухлестывающего укротителя мог его как-то реабилитировать, но ему почему-то не удалось проявить себя. Напротив же для Эллен Пейдж, это было неким развлекательным концертом со времен эксцентричной 'Джуно'.
Приплетать в романтические взаимоотношения испанку Пенелопу Крус не имеет смысла. Ее игра несет в себе характер 'безвкусия и плутовства', словно ее совсем не интересует свой персонаж. Чего не скажешь про героиню из 'Вики. Кристина. Барселона'.
В 'авангардную мелодраму' влез и фешенебельный Алек Болдуин, так и оставшийся модным только по костюму, а не по занимательной роли, которая, тоже, честно сказать, не очень ему шла.
Картина 'Римские приключения' - плавный рывок к позднему Гэрри Маршаллу. И пока разборчивый Вуди Аллен не совершил глупость, избрав ложное направление, хотелось бы в дальнейшем созерцать его новеллистом не на экране, а в книжках. Ведь когда дело касается 'золотой коллекции киноработ' режиссер вновь смешивает все в один коктейль, когда хочется получить простую воду без ничего.
Крик и гам присущи римской гавани. Да и про любовные преувеличения и стыд городу уже знакомо. Итальянская столица проглотила всевозможные пороки и грешные поступки, всю брань и мерзость, крутость и нелепость, славу и забытье... Теперь Рим точно ничем не удивить. Это не скромный Лондон, не загадочный Нью-Йорк или одурманенная Барселона. Это уж точно не те приключения, которые выдал за средиземноморскую изюминку мистер Аллен. Это все не то!
Так привлекает ли Рим сейчас? Конечно. Просто режиссер отрицал это как неопытный гид, который ничего не понимает в Риме и только повторяет то, что написано в буклете. Возможно, простые жители с балкона расскажут куда больше его?
Раскрасился дорогостоящий холст баллончиком с отравляющей краской!
Помню, при первом просмотре фильм показался простенькой комедией без какого-либо потаённого смысла; я даже готова была согласиться с некоторыми критиками, заявившими, что Аллен выдохся и снял пустышку. Но на днях довелось пересмотреть фильм, и кое-какой смысл я для себя в нём нашла.
На мой взгляд, все сюжетные линии объединены одной темой, темой 'звёздности'. Обыграна она во всех новеллах по-разному, но в том или ином виде присутствует всегда. Самый очевидный случай - внезапно 'проснувшийся знаменитым' герой Бениньи. Но знаменитости есть и в остальных сюжетах: провинциалка Милли теряет голову при встрече с актёром-ловеласом; американский студент изменяет девушке с начинающей голливудской актрисой; пожилой постановщик делает звезду из своего свата, любителя петь в душе.
Что самое характерное, во всех случаях звездность оказывается лишь блестящей обёрткой, под которой скрывается малопривлекательное содержимое. Слава покидает героя Бениньи так же внезапно, как она его настигла, заставляя его в буквальном смысле выпрыгивать из штанов в попытке напомнить о себе. Богемная старлетка, казавшаяся простаку-студенту идеалом чувственности и тонкой душевной организации, бросает его ради роли у крутого режиссёра. Не отстаёт и её римский коллега, казавшийся Милли героем-любовником, а на поверку оказавшийся лжецом, трусом и подкаблучником. А новоявленная звезда оперы отказывается продолжать карьеру, предпочитая ей привычную работу в похоронном бюро.
Конечно, подобная ирония по отношению к 'звёздам' и 'звёздности' может быть самоиронией Вуди Аллена. А возможно, она простирается ещё и на место действия фильма. Ведь трудно представить себе город, который привлекал бы больше туристов, чем Рим. Этот город - тоже знаменитость, тоже своего рода 'звезда' среди европейских городов. И начальные кадры фильма подтверждают эту мысль: перед зрителями проносится череда 'римских картинок', перед очарованием и/или величием которых невозможно устоять.
Но концовка фильма не то чтобы развеивает этот флёр, но заставляет задуматься о том, что скрывается под ним. Красивые картинки Рима - всего лишь картинки, имеющие мало отношения к реальной жизни. А она, реальная жизнь, одинакова везде, и в Риме, и в каком-нибудь Мухосранске, что легко увидеть на примере однообразной и скучной жизни истинного римлянина - героя Бениньи.
Ведь неспроста провинциалы-молодожёны, так стремившиеся в столицу, в итоге решают вернуться домой - всего одного дня в Риме оказалось достаточно, чтобы внести необходимое разнообразие в их отношения. Да и герой Алека Болдуина приезжает в Рим только на каникулы, чтобы вспомнить времена своей юности - жить он там отнюдь не собирается. Римский флёр, видимо, держится не так уж долго, а испарившись, обнажает обычную и ничем не примечательную повседневность. Что, разумеется, не умаляет величия Рима, а лишь напоминает читателю о том, что не нужно ничего и никого идеализировать.
И не зря заканчивается фильм ремаркой ещё одного безвестного обитателя столицы, живущего прямо на площади Испании - он заявляет, что именно он, а не кто-либо иной, лучше всех знает Рим. А знает он его будничную и совсем не звёздную сторону, в которой, тем не менее, есть и своя прелесть.
«Римские приключения» - легкий фильм и очередная комедия Вуди Аллена. Я люблю смотреть фильмы этого режиссера, но данное его кино меня особо не впечатлило. Мы видим нескольких совершенно разных героев, и все они находятся в прекрасном городе Риме. С ними случаются различные нелепые и комичные истории, а нам остается это лицезреть и разбираться в этих непростых ситуациях, в которые поставил своих героев комедиант Вуди Аллен.
Местами это кино мне показалось смешным, местами глупым, местами непонятным, а иногда вообще было скучно. Актерский состав конечно был шикарен, и даже Вуди Аллен сам снялся в своем фильме, но все равно чего-то этой комедии не хватало. Она получилась на один раз и не больше. Все комичные ситуации в этом фильме были обычными, но вот одна меня реально рассмешила и порадовала. Сцены с Пенелопой Крус, которая сыграла очаровательную проститутку, были самыми забавными и яркими, и эту комедию можно посмотреть если только из-за нее. Вот ситуации с ее героиней были и правда смешными, а сам фильм получился одноразовой комедией. То, что герой Вуди Аллен вывел на сцену человека, поющего в душе, мне показалось почему-то вообще не смешным, а даже глупым. Если Вы любите фильмы Вуди Аллена, то данное кино может Вам понравится, но не ждите от него ничего сверхъестественного, кино получилось обычной, саркастичной, запутанной комедией. Второй раз я бы не стал ее смотреть.
Каждый человек в жизни совершает ошибки, а если нет, то может жалеть об этом доживая ее. Порой сама судьба нам подкидывает ситуации, где невозможно не переступить свою честь, забыть предрассудки и просто последовать сердцу, ведь жизнь так коротка, и все хотят прослыть в ней безумцами. В фильме Вуди Аллена «Римские приключения» нет главного героя, в представлении человека, есть другой, более одушевленный из всех живых городов на планете – Рим! Рим и является главным героем фильма, его неповторимая энергия, где грех не совершить то, что давно хотел, что подкидывает судьба, подсказывает сердце!
Режиссер Вуди Аллен, вряд ли является в представлении, лишь вспомним его шедевр, как «Матч Поинт», или просто гениальную картину «Знаменитость». Хоть я и не являюсь большой фанаткой, даже поклонницей Аллена, писать о том, что лента «Римские приключения» это уже так сказать снято для поддержания имиджа (каждый год Аллен снимает по два, одному фильму) – не буду.
Итак, камера переносит нас в прекрасный Рим, где мы знакомимся с разными людьми, как и по социальному классу, так и по возрасту. Мы наблюдаем несколько историй, весьма интересных, смешных, где-то даже поучительных, но особо мне запомнилась и понравилась история о клерке Леопольдо, уж очень правдоподобно и с иронией Аллен показывает людей в положении, в которое попал Леопольдо.
Автор фильма хочет показать нам, какие ошибки можно и нужно совершать, но опять же, все исключительно индивидуально. Аллен говорит, что нужно жить полной жизнью, хвататься за каждый шанс, верить в себя, любить и разочаровываться!
История о молодоженах, впервые прилетевших в Рим, особенно показывает то, как неправильно они жили до того, пока не оказались просто в невероятных обстоятельствах, которые изменили их жизнь к лучшему. Конечно же, не всегда измена лучший вариант, но они так молоды, и это так необходимо было им осуществить свои личные фантазии.
В истории о Джанкарло и Джерри, который показал ему, чем он может еще заниматься, его талант – просто все идеально, и начало и концовка. А вот как закончилась история о Джеке – студенте архитекторе, меня разочаровала. Жаль как-то стало Салли, несмотря на взаимные чувства.
Фильм «Римские приключения» занял у меня нейтральную позицию, плюс за виды Рима, романтическая, сладкая обстановка этого города так и манит зрителя, отличные актеры, кроме Эллен Пэйдж, которая просто ужасно справилась со своей роковой ролью, просто мертвая и все, это лично мое мнение. Минус вижу так же в хитрости, то ли в оригинальности концовки. Начало фильма затягивает, чувствуешь интригу, неожиданный поворот, а видим мы все также прекрасный Рим, и просто скучное окончание ленты. Будто Аллен не знал, как закончить, много раз на месте командовал оператору, а затем, когда все актеры вымотались, кто-то мимо проходящий скомандовал и, фильм наконец-таки закончили.
Мы наблюдаем, как жизнь отдельного персонажа меняется, а Рим все так же остается вечным городом, ждущего других людей, опытных, молодых, для того, чтобы изменить хотя бы один день, подбросив на одной из своих узких улочках нужного человека…
Впечатления вроде «ах, нужно пересмотреть через два месяца» - не осталось, легкая, ироничная комедия, которую смотреть в кругу семьи. Аллена просто смотреть обязательно, Рим – кинематографичен, просто если бы снял кто-то другой, не было бы так вкусно пусть даже в начале.
-Какое там было слово? Не 'маэстро', а... эм... 'имбичиле'! Что означает это слово?
-Что ты опередил время.
«В Рим с любовью» (оригинальное название) зачем-то назвали в нашем прокате «Римскими приключениям». На самом деле, мне понятно почему, чтобы привлечь любителей «Римских каникул». Те, кому нравится фильм 1953 года отправились в кинотеатр, разумеется, в первую очередь. Фильм состоит из четырех новелл. В пятидесятые и шестидесятые выходило немало хороших европейских (чаще итальянских) кинофильмов состоящих из нескольких новелл. Только те новеллы шли одна за другой, а не вперемешку. Сегодня это делается, чтобы зритель не потерял интерес к фильму раньше времени. И не зря. Две из новелл данного фильма мне показались очень неинтересными, но чтобы досмотреть две другие, мне пришлось просмотреть и эти.
«Он станет самым популярным певцом. Уж точно самым чистым».
Самая приятная и смешная из новелл с участием самого режиссера. Родители едут в Рим знакомиться с семьей жениха и самим женихом. Папе, очень современному оперному постановщику, приходит в голову сделать из отца жениха оперного исполнителя поющего в душе (потому что только в душе он хорошо поет). В Италии был такой известный актер Альберто Сорди - часто изображающий пороки среднестатистического итальянца, его отрицательный образ в одном из первых фильмов («Белый шейх» Феллини) так не приняли зрители, что в следующем режиссера попросил убрать имя Сорди с афиш. Это я к тому, что раньше зритель чётче понимал, что перед ним ирония. Сегодня же чаще берут то, что осмеивают за пример для подражания. Вуди Аллен играет человека «непонятого», человека «родившегося раньше своего времени», человека поставившего Риголетто, где все герои одеты как белые мыши. Режиссер изображает недалекого мастера своего дела. Идея истории сначала радует, а потом зритель понимает, что эта идея - абсурд. Почему многие поют в душе? Хорошая акустика, голос звучит ярче; из-за шума воды никто нас не слышит, ну, и соответственно - в ванной комнате нас никто не видит. Но согласитесь, если мы будем петь в душе, когда нас будет слышно и видно, а сама душевая будет выставлена на сцену в опере - что останется от того уюта заставляющего нас петь? Сам персонаж-певец признается персонажу Вуди Аллена, что он стеснительный. Не верится мне, что стеснительный человек может петь раскованней и лучше будучи на сцене голым и мокрым.
Следующая новелла также навевает мне воспоминания о старых итальянских комедиях. Роберто Бениньи показывает человека который «стал знаменитым, потому что стал знаменитым». Ни с того ни с сего к нему подбегают журналисты, берут интервью, приглашают на телевидения и кинопремьеры, желают фиксировать каждый его шаг. В конце концов, герой задается вопросом, чем он заслужил такое внимание. «Думаете все кто сейчас знаменит заслуживают этого?» - все было неплохо до этой самой фразы, сказанной мудрым шофером (а это штамп) и закрывшей нам путь к самостоятельной догадке.
Образ Пенелопы Крус в третьей истории, практически образ Софии Лорен в одном из фильмов Витторио де Сика. Молодожены, приехав в Рим, изменили друг другу, а потом решили вернуться к тихой и спокойной жизни, не потому что испытали отвращение к извращенной жизни в городе, нет, потому что муж представил случайную путану за супругу своим родственникам в Риме. А сама во время первого дня медового месяца теряется в городе и встречает известного актёра (сюжет упомянутого мной выше фильма Феллини 'Белый шейх'). Третья новелла, как и четвертая, по сути изображаемых событий должна делать вывод морального порядка, а конкретно об изменах. Но сам факт измен в них не является чем-то противоестественным (в третьей истории тоже происходит измена и точно также принимается за что-то нормальное). Я снова вспоминаю Альберто Сорди и персонажей (уже показных без иронии) в трех его фильмах, в которых итальянец, живущий много лет в браке, не никогда думал изменять жене, и когда вдруг задумывается, всё оборачивается в драматическую ошибку, как результат мук совести.
В последней новелле молодой человек встречает мужчину, который был в Риме в юности. Парень водит его повсюду с собой, и люди его окружающие не слишком обращают на него внимания, но при этом признают его существование. В результате мужчина оказывается «альтер-его» молодого человека, который говорит в его голове, а заодно и с людьми его окружающими. А дальше идут пошлые разговоры, пошлые и занудные. Персонаж Алека Болдуина и Джесси Айзенберг занудствуют, а окружающие их молча слушают. Такой ход, можно было бы использовать, но в этой новелле он не оправдывает себя.
Съемки итальянские напоминают съемки парижские: стабильные кадры, удачно подобранные классические ракурсы, но цвета чрезмерно насыщенные. Похоже снимали одной и той же кинокамерой. Так же как и в «Ночь в Париже» есть «движущиеся фотографии» города, в «Париже» они были в начале, а здесь периодически встречаются в разных частях фильма. Представления Вуди Аллена о итальянцах взяты из прошлого (я даже думаю, из фильмов прошлого). Как то допустим молодожены из провинции и почти все итальянские жены героев в летах (не сами жены, но их внешний вид). Заглавная песня «Volare» (Domenico Modugno - Nel blu dipinto di blu) в оригинальном исполнении (та самая которая звучала на Евровидение в 1958 году) и ещё один хороший старый хит 'El Pasador - Amada Mia, Amore Mio', но, на мой взгляд, слишком часто звучащий, по поводу и без.