8 женщин – первый фильм Франсуа Озона, который я посмотрел. И могу сказать, что это один из моих самых любимых фильмов. Фильм, который не имеет однозначной жанровой принадлежности: это комедия и драма, детектив и мюзикл – здесь есть все.
То, что в основе сценария лежит пьеса видно сразу. Действие происходит в доме, который из-за снегопада полностью отрезан от окружающего мира. Хотя иногда в кадр попадают окружающие пейзажи, это ничего не меняет – больше всего они похожи на театральные декорации, висящие в дальнем конце сцены.
Хотя в фильме есть детективная линия и поиски убийцы – фильм держится отнюдь не на лихо закрученном сценарии, виновника происходящих событий выявить достаточно просто и в самом начале фильма. Весь фильм – это настоящий бенефис 8 блестящих актрис. Уже одно то, что Озон смог собрать в своем фильме практически всех лучших актрис Франции, говорит о многом. Все они разные, принадлежат к разным поколениям, но всех их отличает одно – стопроцентное попадание в образ. Определить кто лучше, кто хуже практически невозможно, на мой взгляд, из общего ряда лишь немного выпадает Фермин Ричард, но с другой стороны её персонаж, мадам Шанель, далеко не самый интересный.
В фильме столько маленьких деталей, что с первого раза разглядеть их практически невозможно. Фильм надо посмотреть как минимум 8 раз, каждый раз наблюдая за только за одной из героинь, только тогда можно заметить, что даже когда камера направлена не на неё, ни одна актриса ни на минуту не выпадает из образа. Зная за кем наблюдать, можно заметить, как на лице виновницы происходящих событий отражается вина, как она наблюдает за остальными.
Каждая из восьмерки играет свою роль как бы отдельно от остальных, но все вместе они создают нечто абсолютно новое. Интереснее всего сцены, в которых собираются все актрисы. Например, сцена, в которой они обнаруживают, что в спине хозяина дома торчит нож, все вскакивают, начинают кричать, кидаться друг на друга, но присмотревшись, можно увидеть, что героиня Изабель Юпер, несмотря на происходящие события продолжает есть булочку, Вирджиния Ледуайен, в окружающей неразберихе непонятно зачем дает тумака горничной… и таких примеров множество.
Отдельно хотелось бы отметить не простой удачный, а практически безупречный дубляж, наверняка не все шутки удалось перевести на русский, да и разговаривают французы почти в 2 раза быстрее, но даже то, что удалось – заслуживает всяческих похвал. Актрисы дубляжа практически вжились в образ – при просмотре фильма на французском, кажется что изменились не голоса, а только язык речи.
О песнях. В отличие от многих мюзиклов – здесь это не просто музыкальное выступление, заполняющее паузу в сюжете. В песнях героини рассказывают о своих чувствах, о том что они скрывают от других, поэтому настоятельно рекомендую смотреть фильм в той версии, песни в которых переведены субтитрами. Слава Богу, что никто не додумался перепеть их на русский, вспоминая Чикаго, понимаешь, что это просто убило бы фильм. Не поняв смысла песен, гораздо сложнее понять мотивы героинь, конечно они в той или иной степени объясняются и в прозе, но далеко не полностью.
В начальных титрах, возле имени каждой из актрис изображен цветок, у каждой свой, отражающий не только её внешний облик, но и характер. Посмотрев фильм, понимаешь, насколько точны эти цветочные ассоциации.
Но что же произошло зимней ночью в старом поместье? Почему убит хозяин дома? У кого был мотив и возможность это сделать? Как выяснится позже – у всех.
Восемь женщин: сестра, две дочери, жена, теща, сестра жены, горничная и кухарка.
У каждой из них есть свои мотивы, скелеты в шкафу, неприглядные личные секреты.
Мадам Шанель (Фермин Ричард) – кухарка и бывшая няня дочерей хозяина дома. Образец идеальной прислуги, на которую всегда и во всем можно положиться. Но все далеко не так как кажется на первый взгляд. Во всех фильмах Озона в той или иной пропорции присутствую персонажи с нетрадиционной ориентацией. Не стали исключением и «8 женщин». Помимо Мадам Шанель это горничная Луиза (Эммануэль Беар) и сестра Марселя – Пьеретта (Фани Ардан).
Старшая дочь – Сюзон (Верджиния Ледуайен) – образец идеальной дочки. Отличная внешность, отличное поведение, отличные отметки. Сюзон – это раздражающе правильная личность, которая поступает всегда именно так как надо поступать. Но снова за блестящей внешностью скрываются мало приглядные тайны. Когда она признается матери, что беременна – это оказывается лишь верхушкой айсберга.
Людивин Санье, самая молодая из актрис играющих в фильме. Ей роль раскрывается лишь в самом конце фильма.
Старшее поколение актрис – это настоящая тяжелая артиллерия, они просто вживаются в свои роли. Невозможно уследить за всеми нюансами, когда на экране одновременно Фани Ардан, Катрин Денев и Изабель Юпер.
Фани Ардан играет роль бывшей стриптизерши, которая шантажирует собственного брата. Её героиня, на первый взгляд живущая полной жизнью и берущая от неё всё, что только возможно, на самом деле оказывается глубоко несчастной и лишенной любви. Исполняемая ею песня – просто номер в кабаре, особенно забавно наблюдать, как она бросает свои вещи публике.
Катрин Денев и Изабель Юпер – играют двух сестер: Габи (Денеы) и Агустина (Юпер), абсолютно непохожих друг на друга. На первый взгляд, единственное чувство, которое они испытываю друг к другу – это неприязнь. Денев: «Я богатая и очень красивая, а она бедная и уродливая». Хозяйка дома, красивая женщина пользующаяся вниманием мужчин, жена преуспевающего владельца завода, но и у ней есть тайны, причем некоторые её тайны уходят далеко в прошлое.
В противоположность ей, Агустина – некрасивая, склочная старая дева, тайно влюбленная в мужа сестры. Если она не пребывает в истерике, то пристает к окружающим с придирками или изображает сердечный приступ. Изабель Юпер исполняет очень грустную песню о одиночестве, о том, что невозможно понять другое человека, если судить только по его поступкам. Её преображение во второй половине фильма, показывает, что кто угодно способен измениться, хотя дальнейшее действие, показывает, что такие превращения не затрагивают сути человека.
Ненависть сестер также оказывается показной, когда выясняется, что Габи всю жизнь уберегала младшую сестру от правды, которая поломала бы всю её жизнь.
Наконец самый забавный персонаж фильма – героиня Даниэль Дарье - теща хозяина дома. Старушка, прикованная к инвалидному креслу, женщина еще в молодости потерявшая любимого мужа, и так и не вышедшая снова замуж. Она постоянно в печали, постоянно пытается привить моральные ценности окружающим её людям. Как выясняется в ходе развития сюжета: она и не парализована и мужа не любила, кроме того, она оказывается еще и алкоголичка. При всем при этом – финальную песню исполняет именно она, и эта песня – лучшая во всем фильме.
Весь фильм – это смешение комедии и трагедии, в несерьезной манере здесь обсуждаются очень серьезные вещи. Никто не кино о женщинах и любви так, как снимает Франсуа Озон. У него свой особенный стиль, но при этом ни один его следующий фильм не похож не предыдущий. Восемь женщин, возможно и не лучший его фильм, но то что самый яркий – это точно.
Однажды жил на свете цветочник Франсуа, у него, конечно, были дети и красавица жена….
Но эта сказка вовсе не со счастливым концом, да и не с добрым началом. Тогда зачем же рассказывать такую сказку, спросите вы меня. И отвечу не стесняясь: А сказка это про цветы, которые мы любим и которые не любят нас.
Так вот однажды в цветочной лавке Франсуа нечего не происходило, за окном падал снег в ожидании рождества, и окрашенная в белый цвет действительность не могла проникнуть на витрины, где тосковало солнечное лето. А через стекло на белую реальность в отдельных прозрачных сосудах с чистой водой стояли и смотрели 8-мь одиноких цветков.
Одиноки они не, потому что стоят отделимые друг от друга прозрачными стенками ваз. Они вовсе и не нужны друг другу, ведь хорошего букета все ровно не получится из таких разнокалиберных цветов. Каждая из них это отдельная женщина в вазе, что стоит и ждет, когда в магазин зайдет покупатель и выберет именно ее цветок. Возьмет в теплые руки, наденет красивый наряд из фольги и унесет куда-то далеко в неизвестность, где будут только они: мужская теплая ладонь и тонкий зеленый стебель с прекрасными лепестками у изголовья цветка.
Но в лавку Франсу никто не приходит. За окном зима. И единственным мужчиной, который заботится о своих цветах, берет в теплые руки, доливает чистой воды, был сам цветочник.
Одиноки в этом мире все. Одинокие мужчины, одинокие женщины, одинокие дети. И даже когда мы вместе мы одиноки, потому что в мечтах мы ждем своего покупателя, а пока ждем, вынуждены делить между собой одного цветочника, который одинаково любит нас, но которого вовсе не любим мы. Нам просто кажется, что мы любим тех, кто о нас заботится.
Восемь оттенков женского одиночества заключены в этих цветках. Но слово оттенок не означает цвет, восемь оттенков одного запаха имя которому Одиночество.
*Если бы бриллианты имели запах, то одиночество Габриеллы (Катрин Денев) пахло именно так. Роскошь – это когда изнанка так же прекрасна, как и лицо. Сказала однажды Коко Шанель. Но роскошь в одиночестве – это пустота, как и в изнанке, так и на лице. Бриллианты не имеют запаха, а значит, оттенок Одиночества Габриэллы пахнет пустотой.
*Ее волосы пропитались запахом виски и кубинских сигар, размазанной по лицу красной помады и придорожной пыли или зеленой листвы высоких кустов. Ей не нужна свобода без любви. Ее имя Пиррет (Фанни Ардан) и оттенок ее Одиночества пахнет увяданием красной розы.
*Еще один цветок, который пахнет пылью, только не придорожной, а благородно-книжной, но только растет он на подоконнике старого загородного дома, куда очень редко приезжают гости, а если и приезжают, то никто не замечает скромного цветочка возле окна. Одиночество этого цветка пахнет крепким кофе без молока и сахара, и имя ему Аугустин (Изабелл Юппер).
*Недалеко отходя от кухни, вы чувствуете запах домашних пирогов, черного чая и оттенок стирального порошка. Одиночество этой женщины пахнет бытом. Старым забором во дворе, железными гвоздями в стене, сморщенной от горячей воды кожей. Иногда ее Одиночество пахнет знаменитыми Chanel №5, и зовут ее тоже Шанель (Фермин Решар), только она не знаменита и духи, богатой хозяйки, которые так хочется себе присвоить.
*Рядом с запахом одиночества Шанель живет запах Одиночества Луизы (Эммануэль Беарт). Только оттенок его отличается лишь тем, что он быстро вспыхивает и сводит с ума и тут же выветривается из памяти. Оттенок ее Одиночества как игристое шампанское защекочет нежные щеки и губы, но если оставить бокал, на столе забыв про него во время разгара торжества, к финалу в бокале останется лишь безликая жидкость кислая и неинтересная.
Одинокие дети. Одинокие сказки. Одинокие мечты.
*Катрин и Сюзон. Два цветка посаженные в один горшок и названные одними отцом и матерью. Но два Одиночества. Два совершенно разных оттенка противоречащие друг другу. Один из них имя, которому Сюзон (Вержиня Ледуян) нежен как сладкая вата. Другой же по имени Катрин (Людивин Санье) дерзок как желтый лимон, посыпанный сахаром.
*Лиловый цвет. Цвет сложный и прекрасный у одиночества Мамы (Даниэль Дарье) нет одного запаха, нет одного оттенка. Если бы время имело один запах, если бы жизнь имела один запах, если бы любовь имела один запах, но все многогранно и одиночество каждого пахнет по-разному, а значит оно так же вечно как время, жизнь и любовь.
«Не бывает счастливой любви, но это наша с тобой любовь…»
Агата Кристи была бы от этого фильма в восторге… ну, или в ужасе — одно из двух. И все-таки скорее в восторге: какая женщина устоит перед той смесью восхищения, презрения, любви, насмешки и суеверного страха, с которой Франсуа Озон смотрит на свой изысканный букет героинь/актрис, а через них — на всю прекрасную половину человечества?
Казалось бы - махровый классический детектив в апофеозе логики, сопряженной с отсутствием здравого смысла. Снежный плен, убийство, восемь подозреваемых. Шантаж, подброшенный пистолет, перерезанные телефонные провода и бесчисленные скелеты, с грохотом осыпающиеся под ноги каждому, кому придет в голову открыть ближайший шкаф… Логическая задача, шахматная партия, в процессе которой игроки вполне могут вспылить и даже пойти в рукопашную, но притом точно не станут рыдать над первой из снятых с доски пешек. «Бедный Марсель» - всего лишь темный силуэт за дверью, отправная точка. «Почему» тоже неактуально: таковы правила игры, а конкретный мотив вполне случаен. Убили за то, что составил завещание. Или за то, что не составил. За то, что многое знал. За то, что был глух и слеп. За скупость/щедрость, любвеобильность/холодность или даже за то, что был безупречен и невыносим в своей безупречности.
Как и в любой игре, здесь важна не столько победа, сколько процесс, а он чрезвычайно увлекателен. Женский фактор переворачивает жанр с ног на голову, превращая детектив в фарсообразное, одновременно невероятно смешное и глубоко трагичное нечто. Непостижимая логика прекрасного пола заставляет дам запирать бабушек все в тех же опустевших шкафах или затевать игру в прятки именно тогда, когда служанка уже созрела, чтобы рассказать «ВСЕ». Страх оказаться обвиненной в убийстве отступает перед тщеславием, неприязнью к сопернице, желанием сохранить козырный туз в рукаве. Но один поворот разговора, небрежно брошенное слово, и тщеславие сменяется глубочайшей неуверенностью в себе, неприязнь — искренней сестринской любовью, а припрятанным тузом под настроение бьют жалкую шестерку. Диалоги напоминают обмен шпильками, пощечинами, безжалостными ударами, оставляющими жертву корчится в муках уязвленной гордости. Притом прямое насилие (исключая шедевральную сцену с бутылкой) проходит в режиме девичьей драки: неловкой возни на полу с целью уложить противницу на лопатки и зафиксировать, чтобы она, зараза такая, не могла ни укусить, ни вцепиться в волосы.
«8 женщин» — фильм диалогов и актрис, ничего кроме. Операторская работа, монтаж и прочее вежливо отступает в тень, не смея тянуть на себя одеяло. Музыкальные номера (а это в некотором роде мюзикл) прекрасны, но поставлены нарочито небрежно, в духе самодеятельности: смысл имеют только слова. И это оправданно. Хотя фильм выглядит телеверсией спектакля, он неизмеримо далек от пьесы Робера Тома. Начинаясь почти один в один, картина постепенно отрывается от прародительницы, а потом и вовсе прощается с ней. И вместе с неизбежным инцестом, лесбийскими игрищами и прочими тараканами Озона в нее врывается совершенно не свойственная пьесе глубина и сила характеров. Жадная пьянчужка Бабуля изрекает удивительно простые и мудрые в своей простоте мысли. Глупая вульгарная Пьеретта превращается в особу, к которой помимо «шикарная» и эпитетов то не подберешь. Нелепая Огюстин заворачивается в свою нелепость, культивирует ее, чтобы в один прекрасный момент выбраться наружу, словно бабочка из кокона. Острые грудки «правильной» Сюзон дерзко торчат под плотной материей кукольного платья, намекая, что в тихом омуте… А уж о горничной Луизе — либо площадной бранью, либо восхищенным молчанием.
Скандальность – вещь обоюдоострая, и «Женщины» чуть ли не в первую очередь известны неловким поцелуем двух прим французского кино. Стоит ли смотреть ради этого? Определенно нет. А вот ради сумасшедшего танца Эммануэль Беар, белых рук и непролитых слез Изабель Юппер, небрежно застегивающей платье Фанни Ардан... Ради женщин во всеоружии своей женственности: прекрасных и ужасающих, жестоких и милосердных, великодушных и мелочных… настоящих.
Женщины. Загадочные и таинственные существа. Что творится у нас в голове мы порой и сами сказать не можем. По одиночке женщины опасны, а когда нас много, и у каждой в шкафу есть скелет - жди беды. Вот такая беда и случилась в предместье Франции, где одним зимним днём встретились 8 совершенно разных женщин. Эта встреча закончилась смертью одного мужчины.
Главная женщина дома - Габи, в исполнении блистательной гранд-дамы французского кино Катрин Денев. Это властная и роскошная дама, неопределённого возраста, которая считает себя полноправной хозяйкой поместья. Ей нравится командовать и чувствовать себя покровительницей. Она уже давно замужем, но мужа своего не любит и собирается от него уйти. Основной недостаток Габи - ей нравится чувствовать, что другие люди ей что-то должны. Как например её сестра Агустина, в исполнении Изабель Юппер. Агустина - женщина-истеричка, старая дева, которая хочет чтобы все потакали её капризам. Она любит посплетничать, покритиковать кого-либо. По её мнению любовные романы и поцелуи до брака - зло. Но при этом она сама этим не брезгует.
Мамочку этих двух непохожих сестричек все называют Мами (она же Даниэлль Даррье). Любительница приложиться к бутылке, скупая и добродушная старушка. Но это добродушие не помешало ей отравить своего мужа. Мами, как и её дочурки, дама эгоистичная. Как говорится, яблоки от яблони недалеко упали.
Дочек Габи зовут Катрин (Людивин Санье) и Сюзон (Виржини Ледуайен). Они похожи друг на друга как зебра на жирафа. Катрин - дерзкая на язык девочка-подросток, любит говорить о людях правду им же в лицо. Сюзон же правильная, милая пай-девочка. Но даже у святых есть свои скелеты.
Ещё две героини, роли которых может быть и небольшие, но их личностям так же стоит уделить внимание. Это кухарка мадам Шанель (Фирмин Ришар) и горничная Луиза (Эммануэль Беар). Шанель - милая добрая женщина, у которой с первого взгляда никаких пороков нет. А нет, вскоре весь дом узнаёт о её любви к женщинам. Луиза же молодая, привлекательная особа, любовница хозяина дома.
Последняя дама в данной компании Пьеретта (Фанни Ардан), сестра главы дома. Личность сильная, с характером и полным отсутствием комплексов. Вообще, этот персонаж один из самых ярких во всей картине. Этот французский шарм, взгляд, который склоняет на колени мужчин.
Вот в такой компании живёт глава семейства Марсель, чье лицо за весь фильм так ни разу не показали. Эти восемь женщин выпивают из него все соки. Каждая женщина высказывает ему своё 'фи ', постоянно чем-то недовольна. В конце концов всё это заканчивается его смертью. После неё, в доме начинается хаос. Расследование, из которого выплывают все тайны обитательниц дома приводит к трагедии.
В фильме нет какого-либо закрученного сюжета. Как раз наоборот: всё идет плавно и медленно. Но всё равно. фильм зачаровывает, и не маловажную роль в этом играет музыка. Каждая песня - своеобразная мелодия души каждой из героинь. В них заложена суть каждой из этих женщин, их истинное лицо. Слушая эти песни понимаешь, что эти женщины не такие уж и плохие, несмотря на их недостатки.
Прекрасная комедия, выдержанная в славный традициях французского кино. Прекрасный актёрский состав, потрясающая музыка, хороший сюжет. Это фильм о людских отношения, о людских пороках и поступках, которые они порождают. Кино заканчивается поклоном восьми женщин, которые в самом начале были врагами и терпеть не могли друг друга. Лишь одна смерть и честные слова смогли их воссоединить. И это прекрасно.
Фильм о том, что убивают не люди, а обстоятельства, о том, что каждому из нас надо заботиться о ближнем, а не стремиться уязвить больнее. И о том, что лучше не знать правды о людях, ибо она зачастую убийственно ужасна. Блестящий фильм, блестящий актерский состав - все просто бесподобны. Этот фильм нужно смотреть обязательно.
Когда мы побежали в кинотеатр на просмотр '8 женщин', оказалось, что он уже закончился. Тётенька в кассе сказала, чтобы мы не расстраивались, 'эти бабы там поют весь фильм и у них ничего не происходит - ходят всё по этому дому... ' Боже, подумала я - камерная французская картина с прекрасными французскими актрисами, которые поют... Мы немедленно купили этот фильм.
Это очень вкусная, аппетитная картина, всё в ней выверено, доведено до высший точки, до идеала. Идеальная женщина - и чем загадочней, тем она идеальней. И в каждой женщине мы найдём то, что есть в нас самих.
А заключительная песня в исполнении Даниэлль Даррье - самая лучшая и всё объясняющая песня.
Прекрасная картина для любителей французского кино!
Этот фильм отпечатком навсегда застрял в моем сознании. И я с полной уверенностью говорю, что это мой самый любимый фильм, несмотря на то, что я считаю себя довольно-таки искушенным зрителем. Отчего так он любим мной?
От того, что это французский кинематограф, от того, что фильм пропитан шармом, от того, что дамы-героини-актрисы потрясающие лицедейки и женщины до мозга костей, от того, что саундтрек потрясающ, от того, что это Франсуа Озон...
О да...Шарм этого фильма - его визитная карточка, также как и Катрин, и Фанни, и Эммануэль...
При просмотре фильма у Вас обязательно (по крайней мере у меня возникло такое чувство) возникнет желание оказаться среди этих восьмерых женщин девятой... да, да, девятой (девятОГО там быть не может), ибо мужчине там не место. Оказаться такой же таинственной и немного порочной, оказаться Женщиной среди Женщин, с некой поволокой во взгляде...стать француженкой.
В их, закрытой от глаз людских, обители свои законы, свои порядки, своя ложь...но зато как красива эта ложь в своей греховности! Ах! Я завидую им...Так красиво лгать даже не стыдно..ведь лгали во имя любви, ведь лгали Женщины...
Франсуа Озон, довольно своеобразный представитель французского синематографа, в 2001 году несколько неожиданно удивил публику, выпустив в свет достаточно консервативную для своего стиля, классическую по постановке и практически камерную по манере действия картину '8 женщин'. Являясь экранизацией пьесы Робера Тома '8 любящих женщин', фильм Озона недалеко ушёл от версии для театральных подмостков, представляя собой своеобразное подобие водевиля, перенесённого на широкие экраны.
Время действия - 50-е годы прошлого века. Место действия - французская глубинка. В занесённом снегом доме застревают 8 совершенно разнохарактерных женщин, пытающихся выяснить, кто же убил его хозяина, чей труп был найден накануне. Телефонный провод перерезан, машина испорчена, ворота заблокированы, а за окном всё идёт и идёт непрекращающийся снегопад, служащий своеобразным фоном для действия фильма, в нарочитой легкомысленности которого Франсуа Озон расписывается практически с самого начала, создавая лёгкую и быструю завязку в ярких, граничащих с аляповатостью декорациях отрезанного от остального мира загородного дома.
'8 женщин' Озона являются, как это нетрудно догадаться, фильмом исключительно женских образов, ибо единственный мужчина в фильме (тот самый погибший хозяин дома), нарочито безлик и во время своего появления во флэшбэках напрочь лишён зрительского внимания. Зато те самые 8 женщин, на которых сосредотачивает действие режиссёр, ярки и совершенно непохожи друг на друга, в чём немаловажную роль играет собранный Озоном звёздный актёрский ансамбль. Взбалмошная и эгоистичная Огюстина (Изабель Юппер). По строгому красивая, услужливая и в тоже время невероятно обольстительная Луиза (Эммануэль Беар). Выглядящая истинной женой аристократа, но на деле весьма легкомысленная Габи (Катрин Денёв). Роковая и по-своему опасная Пьеретта (Фанни Ардан). Танцующая с плюшевым медвежонком Лолита - Сюзон (Вирджини Ледуайен). По подростковому импульсивная Катрин (Людивин Санье). Бабушка-притворщица (Даниэль Дарьё). Воплощающая образ типичной домработницы мадам Шанель (Фирмин Ришар). У всех у них практически нет точек соприкосновения, у каждой свои тайны и свои взгляды на происходящее.
'У каждого своё место, свои обязанности и роль' - замечает по ходу пьесы героиня Эммануэль Беар. И все 8 героинь киноленты придерживаются этого правила, не выходя за строгие рамки своих образов и тем самым делая ещё разительнее контраст сталкивающихся характеров. Франсуа Озон стремится уделить равное внимание каждой из женщин и постоянно подчёркивает их индивидуальность, начиная с начальных титров, в которых каждой соответствует свой цветок и заканчивая неизменными на протяжении всего действия крупными планами лиц героинь, позволяющих запечатлеть в памяти их черты и увидеть в полном объёме игру эмоций. Ещё одной отличительной чертой киноленты, во многом и создающей её атмосферу, служат выразительные музыкальные номера каждой из женщин, представляемые зрителю в диапазоне от задорно-весёлых до лирично-грустных, в которых каждая из героинь пытается донести до зрителя частичку своего внутреннего 'Я'.
Франсуа Озон симпатизирует своим героиням, практически признаётся им в любви, но эта любовь балансирует на грани фола - порой кажется, ещё чуть-чуть, и засквозит неприкрытая издёвка. Близится развязка, и фильм становится грубее и откровеннее, Фанни Ардан и Катрин Денёв уже сливаются в поцелуе на полу гостиной, и кажется, что ещё немного, и действие сорвётся и забьёт в совершенно ином ключе. Но нет, кинолента задорно подмигивает разверзающейся пропасти и продолжает свой путь в прежнем стиле, словно бы просто так, мимоходом, напоминая о том, что в каждой из героинь в той или иной степени не хватает 'добродетели', о чём каждая из них порой вспоминает с грустью. И эти воспоминания словно бы заранее дают понять, что не всё так просто в этом кажущимся милым и привлекательным экранном произведении, и что невероятный клубок интриг и сомнений, закручивающийся где-то в заснеженной французской глубинке, приведёт к весьма неожиданному и для кого-то трагичному финалу, внезапно разрушающему то легкомыслие, которое сопутствовало практически всему действию фильма.
Для меня фильм '8 женщин ' - это не совсем фильм, это скорее спектакль, который был снят на пленку. Скромные декорации, которые практически не меняются весь фильм - всё это призвано создать особую атмосферу и не отвлекать основное внимание зрителей от актеров и сюжета. Поистине, весь фильм держится именно на великолепной игре замечательных французских актрис, которую оттеняет красивая музыка и песни.
Когда я в первый раз посмотрела этот фильм, он зацепил меня почти всем - женский актерский состав, необычный сюжет, лесбийская связь Катрин Денев и Фанни Ардан, чего я себе представить никогда не могла, тонкая психологическая подоплека каждой сюжетной линии. Замечательные песни, которые надолго остаются в памяти и в плеере после просмотра фильма и великолепная игра актрис... Я, каждый раз смотря этот фильм, чувствую, что как будто сходила в театр на спектакль высочайшего класса! Поэтому рекомендую фильм всем любителям хороших классических фильмов, хороших спектаклей и красивой музыки.
И бог создал женщину… А Франсуа Озон, с подачи Кьюкора и Томаса – целых восемь, из которых пять – настоящие богини, подпитывающиеся амброзией публичного внимания простых смертных и разбросанные по искрящимся кремовой белизной сливочным сценам французского Парнаса. И собрал всех вместе, и произнёс: «Поехали!» Так началось поистине внеземное путешествие бесстрашного месье к рукотворной Планете Больших и Малых Мегер, усовершенствованной версии разобранного на метафоры Крысятника. Добро пожаловать в неповторимый и загадочный Мир восьми женщин!
Пожалуй, из всех озоновских работ именно «Восемь женщин» является наиболее сложной и глубоко структурированной по содержанию, наполненной множеством интертекстуальных ссылок на ряд известных в прошлом голливудских и французских фильмов самых разных жанров. Изящество визуального стиля плавно переносит зрителя в эпоху далёких 50-х, осовременивая выразительный техниколорный мир Дугласа Серка, звучащий всеми палитрами красок в ленте «Всё, что дозволено небесам», первичные цветные мюзиклы Винсента Минелли и возрождая образы кинодив классического американского кино – Ланы Тёрнер, Мэрилин Монро, Агнес Мурхед, Ким Новак, Грейс Келли, Риты Хейворт, Одри Хёпберн, Лесли Карон, Хэтти МакДэниэл, Хуаниты Мур, оживающие в игре современных звёзд. Каждая из них демонстрирует определённый тип характера, но внезапно возникшая неблагоприятная ситуация превращает всех без исключения в одинаково циничных и жестоких по отношению друг к другу существ в женском обличье, готовых вцепиться в горло даже близкого человека и разбить о его голову бутылку или что-нибудь потяжелее, а то и вовсе убить. Зрителей ожидает невообразимое и увлекательное зрелище. В фильме также прослеживается глубокая традиция французского кинематографа. В первую очередь, обращает на себя внимание стиль таких работ Франсуа Трюффо, как «Сирена «Миссисипи» и «Последнее метро» и обращение к Жаку Деми с его «Девушками из Рошфора». Картина также контрастирует с собственной озоновской «трилогией женского желания», занимая в ней экваториальное положение, однако присущая ей энциклопедичность автоматически выводит ленту на более высокий уровень в творчестве провокационного режиссёра.
О нетрадиционном взгляде Озона на человеческие отношения уже было сказано бесчисленное количество раз. На мой взгляд, сам автор дал здесь исключительно правдивый ответ на этот счёт. Героиня Ришар поёт песню про одиноких людей, которые спасаются от своего одиночества самыми разными способами, в том числе «девочки любят девочек, а мальчики женятся на мальчиках». Людям нужна иллюзия того, что они не сами по себе, и некоторые готовы ради этого на самые отчаянные поступки. При всей спорности этой мысли, в ней есть вполне рациональное зерно.
Общая антипатриархальная тенденция фильма, заметная невооружённому глазу, прослеживается во всём творчестве Озона. Дело здесь отнюдь не в его презрении к образу отца-мужчины, олицетворяющего собой домостроевщину, в которой по определению не должно быть места всяким скабрезным проявлениям. Скорее, Озон пытается идти от противного, демонстрируя полнейший упадок нынешнего французского общества на всех уровнях, недвусмысленно намекая на то, что без сильной руки, способной без зазрения совести дать внушительный шлепок по его причинному месту, оно обречено на самые-самые дурные последствия, как это было утрированно показано в «Крысятнике» и продолжено в данном фильме. Вопрос лишь в том, желают ли французские представители сильной половины человечества вновь стать всемогущими служителями добродетели?