Оскар Уайльд, будучи даже не философом, а всего лишь литератором и эстетом, заметил однажды простую и пронзительную вещь, на которую не обратил внимания даже умница Шопенгауэр при всём его уме — человеческие чувства гораздо интереснее человеческих мыслей. Известно, что Шопенгауэр чрезвычайно отрицательно относился к желанию бессмертия, считая его одним из крайних проявлений эгоизма. Он мотивировал своё отношение к бессмертию, в частности, тем, что обыденное человеческое сознание — поток мелких и ничтожных мыслей, которым необходимо дать как можно скорее успокоиться навсегда. Для Шопенгауэра, как и для представителей абсолютного большинства школ буддизма, с аксиологией которого этическое учение этого философа имеет много общего, нет ничего менее ценного, чем человеческая личность, а человек есть нечто такое, чем лучше вообще не становиться.
Великий мизантроп не заметил, что главное в человеке — чувства, то единственное, чем человек способен оправдаться перед вечностью, ибо что значат все самые великие мысли по сравнению с желанием рая и вечной жизни в беспредельной свободе? Фильм «Испытание» — о невыразимом, о гениальных чувствах, рядом с которыми любые мысли — ничто. Он настолько замечателен, что говорить о каких-либо его художественных условностях и искусственностях просто нелепо. Это изумительная экзистенциальная драма об одиночестве и тоске по невозможному, о заведомо обречённой на провал попытке обрести смысл в адской бессмыслице жизни и о том единственном, что способно подарить иллюзию дыхания и свободы — о любви. Иллюзию — потому, что смерть всё равно побеждает любовь, а не наоборот, как хотелось бы. Ничто в мире, даже любовь, не может творить истинного бытия, да и само слово «творчество» несёт преимущественно негативную коннотацию, поскольку, сотворив нечто из ничего, вы получаете то, небытие чего несравненно первичнее его бытия, а значит, вы творите лишь обман и смерть. Спасения нет ни в чём. И всё же, пока жив хотя бы один человек, не умрёт надежда на истинное спасение мира, на преображение и бессмертие всего, что было в мире прекрасного и на чудесное просветление той тёмной и зловещей первоосновы мира, что возвышается над самим Богом, как небо над землёй. Потому, что даже если Бога нет и никогда не было, это ещё не значит, что истинное бытие для всего сущего и высшее предназначение человека невозможны.
Это тот фильм, который смотришь и хочешь, чтоб он длился и длился и никогда не заканчивался, до того он интересен красив и изобретателен.
А сюжет прост: Без крайняя казахская степь. Живет молодая девушка со своим отцом. Каждый день отец уезжает на работу, дочь ведёт хозяйство. За ней пытается ухаживать местный парень. Жизнь этих людей однообразна и рутинна. День похож на день долгий и длинный как сама степь. Всё меняется с появлением забавного белокурого парня, который приносит разнообразие в эту сонную степную картину. Далее, во избежание спойлеров, скажу только, что дело происходит в советское время в районе Семипалатинска.
Но главное в фильме это изобразительный метод. Создатели оставили только необходимое и отсекли все лишнее, а именно голос. Ведь фильм практически немой. Общение между героями происходит с помощью взглядов и жестов, а также красивейшей музыки, загадочных звуков природы. От этого фильм не стал скучным или трудным для восприятия. Наоборот ты смотришь, разглядываешь его как какую-то невиданную диковинку.
Что интересно, ведь этот фильм снял не кто иной, как Александр Котт. Создатель Ёлки2, Ёлки3, Брестской крепости, сериала Обратная сторона Луны и т.п. Он крепкий мейнстримовый режиссёр. Человек, которого не заподозришь в тяготении к высокому киноискусству. А «Испытание» именно такой фильм.
Создатели показали, как тонко природа взаимодействует с героями, сама становясь полноправным героем, также безмолвно говорит с людьми. Радуется, плачет горю, помогает, дает знаки.
Невероятно красивый и даже эстетский фильм, трогательный, юморной, ироничный, с множеством интересных изобразительных находок и неожиданным финалом. Точнейший баланс формы и содержания.
Бескрайняя казахская степь, практически безлюдная. На всю огромную площадь приходится пара домов. Молодая девушка, живет с отцом, помогает по хозяйству. Каждый ее день однообразен и размерен, одним словом рутина. Однажды в ее жизни появляется белокурый, улыбчивый юноша славянской наружности. С этого момента, спокойная жизнь меняется, так как у девушки, уже есть один местный ухажер, имеющий на нее виды. Завязывается любовный треугольник. Остается только наблюдать и ждать, что из этого получится, а получится довольно трогательная история, с довольно непредсказуемой и утопической концовкой…
Александр Котт снял поистине удивительную, практически немую картину, основными элементами которой, являются операторская работа, музыка, выразительные лица главных героев и метафоры. Диалогов нет, они подразумеваются, когда съемка ведется с дальней дистанции. Зрителю будет легко понять, о чем в тот, или иной момент, ведут неслышную беседу персонажи. Картина наполнена природными звуками, музыкой, голосом из радио, человеческим дыханием и другими выразительными звуками. Так как некоторые моменты, словно якоря, цепляют и погружают в созданную атмосферу, полтора часа превращаются в удовольствие, а не становятся испытанием для зрителя. Честно говоря, этого времени даже мало, хочется еще и еще наблюдать за происходящим и изобретательностью создателей.
Фильм снят с пиететом к зрителям, потому что проработана каждая деталь, мелочь. В нем даже шторка колышется в такт музыке. Присутствуют интересные находки – «ватные облака», «проглатывание солнца», а висящая на веревке одежда главных героев, которая при дуновении ветра начинает обниматься, вообще гениальная придумка. Таким способом, любовь еще не показывали.
Если я правильно помню, на всю Россию было выпущено всего 19 корпий «Испытания», так что его увидят далеко не все. Оно и понятно, ведь это кино элитарное, авторское, а значит не для массового зрителя. Вполне вероятно, что благодаря современной моде на динамичные, масштабные фильмы, блокбастеры, это дитя минимализма, может остаться недооцененным широкой аудиторией. Самое главное, на высоком уровне его оценили по достоинству - Главный приз Кинотавра, Приз Гильдии киноведов и кинокритиков и Приз за операторскую работу.
Что касается операторской работы, то Леван Капанадзе вполне заслуженно получил награду. По сути, это именно операторский фильм. Отлично сняты степные красоты, различные пейзажи, солнце, встающее или уходящее за горизонт, а план с жилищем молодой девушки и ее отца, в предрассветных сумерках, можно смело помещать на открытки. Хорошо передана мимика героев их взаимоотношения. Так например камера направленная на дно колодца с колыхающейся водой, в которой отражаются лица девушки и молодого человека, как бы говорит о том, что их чувства друг к другу еще не устойчивы, только оформляются, а нахлынувшие впечатления, будоражащие молодые сердца, должны прийти в спокойствие.
Исполнителей главных ролей, Елену Ан и Данилу Рассомахина, можно сказать, нашли на московских улицах. Просто искали людей с выразительными лицами. Елена в основном была смиренной покладистой, с серьезным выражением лица, что придавало ее образу загадочности, правда местами проявлялась полуулыбка, которая украшала лицо и давала понять, что за этой серьезностью, кроется нежное создание. Данила же напоминал этакого Иванушку-дурочка, в хорошем смысле слова. Его персонаж, белокурый, кудрявый юноша, с улыбкой до ушей, добрым, очаровательным и довольно выразительным лицом, и немного легкомысленным поведением. В общем, сошлись две полные противоположности.
В итоге, «Испытание» - это оригинальный, элитарный фильм, размеренный и выразительный, с трогательной историей юношеской любви, приятной, ласкающей музыкой, качественной операторской работой, красивыми кадрами и довольно неожиданной, эффектной концовкой.
Немое кино – это заявление о серьёзности. Вспомните лишь, какой резонанс в 2011 вызвал 'Артист'. Фильм Александра Котта, к слову для которого он был экспериментом (причём удачным!), и посвящён серьёзной теме: ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Испытания, вторгнувшиеся в жизнь хрупкой девушки по имени Дина.
Их с отцом саманное домишко посреди бескрайней степи словно существует в безвременье. Отец каждый день уезжает на работу, во внешний мир, а Дина остаётся дома. Её внешний мир – это карта на стене, книги и вырезки из газет. Её жизнь идёт своим чередом: работа по дому, забота об отце и немного времени остаётся на себя. Дина – сама первозданная нежность. Дитя степи и солнца, играющее в её расплетённых косах. Тут хочется отметить операторскую работу: безупречная игра со светотенью и подборка ракурсов. Нам часто показывают лицо девушки, её взгляд на происходящее, а также её одинокую фигурку на фоне степи. Трудно что-либо сказать об актёрской игре: настолько органично Елена Ан вписалась в роль, что невозможно её диссоциировать с Диной. Её фактурное лицо делает всю работу за неё. Отец в свою очередь в противовес дочери – этакий грузный мужик с багровым лицом, глотающий в одном из кадров такое же багровое солнце.
В такой вот маленький мирок Дины постепенно вторгается внешний мир, в лице двух молодых людей и загадочных научных работников, о профессии которых дают догадываться лишь соответствующая экипировка и приборы. Один молодой человек – 'свой', молодой джигит на коне. Другой, появляющийся позже, – русский парень с рыжей шевелюрой и подкупающим взглядом голубых глаз. Данила Рассомахин в немом-то кино показал игру очень высокого качества, для меня он оказался самым ярким персонажем в фильме. Он и Дина, словно Покахонтас и Джон Смит – давно знакомая всем история с многочисленными вариациями.
Фильм о серьёзном, да, но не совсем серьёзный, а скорее гротескный. Хотела бы сказать, что с преувеличенно яркими цветами, но это они такие и есть при естественном освещении! Герои фильма живут в месте, где обитает солнце. Картина удивительно красивая. Нелепые эмоции или действия персонажей словно подрубают всю эту красивую серьёзность, которую пытается фильм сообщить, не перегружая зрителя, но она там есть всегда: в звуках, в пейзаже, в не по годам серьёзном взгляде Дины и в оглушающей концовке.
Звуки в фильме заслуживают отдельное внимание: во-первых, это свистящий ветер. Фильм буквально дышит, этот ветер будто долетает до зрителя. Устойчивость тишины нарушается то ручейком, то звуком выплеснутой из ковша воды, то звуком заводящегося мотора или стуком копыт. Всё очень тонко, в полутонах, звуки не сливаются в городскую какофонию, а каждый играет свою мелодию. Кадровый набор ничем не уступает: выверенная, точная работа, в полной мере раскрывающая каждую деталь, от колышущейся от ветра белой занавески до хворостинки на высохшей земле.
От всей этой тонкости концовка и выглядит более устрашающей, оглушающей: взрыв просто не вписывается в атмосферу фильма, он там не должен быть! Как и в реальной жизни. Фильм можно разместить на одну полку с работами, пересматривающими роль человека в Советских государственных экспериментах. Светлана Алексиевич и её 'Чернобыльские рассказы' также выводят вперёд отдельных людей, живых, настоящих, в чьи миры, также как в Динин, вторгся мир внешний, разрушительный. И у Котта, и у Алексиевич на первом месте – человек и его маленький мир.
Пару лет назад Александр Котт, который ранее пробавлялся мелкопоместным варьете «Елок» и прочим нестыдным ремесленничеством, ни с того ни с этого снял невероятной величины «Испытание». На самом деле исполнил давнишнюю мечту, подходы к которой опробовал в нескольких короткометражках, но для красоты зачина лучше оставить «ни с того ни с этого». В итоге настолько чудное (оба ударения правдивы) кино получилось, что сил никаких нет о нем молчать: а шаловливая ирония в том, что как раз молчать о нем и стоило бы.
Синопсис, как и жизнь, укладывается на ладошке: отец-летчик, давно с полетами завязавший, дочь-красавица, два разнонациональных жениха и оглушающий, чуть припорошенный советскими отголосками степной простор, на огороженном колючей проволокой клочке которого зреет что-то ядерное и нехорошее. В таком составе и в таких декорациях здесь любят, слушают шелест испаряющейся с раскаленного камня воды, а затем умирают – и это даже не поэтический парафраз сюжета, потому как совершается вышеописанное в густом молчании, все – кроме любви и смерти – обесценивающем. Только единожды из радиоприемника донесется чей-то оперный голос, но вырвать героев из первородной бытийности, в которую погружают сомкнутые уста, он, конечно, окажется не в состоянии.
Заигрываний с безголосым кино можно припомнить немало: из последних на витрину просятся хотя бы «Артист» Хазанавичуса и «Племя» Слабошпицкого. Но если первый фильм оказался талантливой мимикрией под старорежимное немое кино, а второй, не будучи по своей сути немым, в угоду концепту гостил в интернате для глухонемых и нес молчание как крест, «Испытание» отправилось путем волшебства. Формальная для съемочной группы задача «молчать» удивительным образом перетекает в первостепенный для художественной реальности принцип «жить в молчании», и эта немота у Котта получилась удивительно чистой и светлой; даже не добровольной аскезой, а единственной возможностью жить и не расплескать. Колючие шерстяные носки на отцовских ногах, безответственные кушери на голове малахольного жениха, несколько ягод боярышника в граненом стакане – все сакрально, и каждый твой вдох – священнодействие, пока ты по глупости своей не начал именовать. Иными словами, транжирить такое самоценное присутствие словами было бы ой как грешно. И если глухонемые подростки в «Племени» Слабошпицкого заполняли пустоту корчами суставной артикуляции, герои «Испытания» именно что присутствуют в кадре – и тем, в сотворчестве с неуемно чуткой камерой, затопляют его до краев. Потому что и они, и жизнь – все полно, все изобильно и говорить тут как бы и не о чем, даже если этой жизни осталось на пару глотков.
Здесь нужно добавить восторженную коду: о том, что это девяносто минут искуснейшего, изразцового степного великолепия для глаз и для ушей. О том, что если в России и снимали что-то волшебнее, то я не видел и врете вы все, стервецы. О том, что лепетать тут словами про фильм, который по благословенному наитию от слов отказался – задача для придворного звездочета, так что отсель я пас. Но если все-таки спросят, о чем фильм, смело отвечайте: жизнь – это настолько чудо из чудес, что словами не описать, но быть или не быть все равно решит ядерный гриб.
Для настоящей любви не существует никаких границ и преград. И если судьба свела двух людей, которые чувствуют, что должны быть вместе, то никакие испытания не встанут на пути их счастья. А чтобы понять, что они действительно любят друг друга, то для этого не требуется выражать свои чувства словами; порой хватает одного взгляда, по которому можно будет понять все. Думаю, такая идея содержалась в психологической драме «Испытание».
Синопсис Где-то посреди бескрайней степи в одиноко стоящей хибаре живет водитель грузовика вместе со своей дочерью. Каждое утро он куда-то уезжает на работу, оставляя свою дочь дома в полном одиночестве. Девочка мечтает съездить в Москву, повидать мир, найти настоящую любовь. Все меняется, когда к ним в дом наведывается фотограф Макс.
Самая главная особенность фильма – это то, что в нем целиком отсутствуют разговоры, и персонажи обходятся либо постоянным молчанием, либо наполненными разнообразными чувствами и эмоциями взглядами и выражениями лиц. С учетом такой специфики большая ответственность лежала на исполнителях главных ролей. Поэтому я бы смело отметил игру Елены Ан в роли мечтающей о свободе и любви девочке Дине и Данилы Рассомахина в роли фотографа Макса, до безумия влюбленного в Дину и готового пойти ради нее на любые жертвы.
Режиссер Александр Котт рисует типичное независимое кино, в котором показывает драматическую историю любви, разворачивающуюся на фоне трагических событий в истории СССР. Поначалу режиссер демонстрирует однообразную жизнь водителя и его дочери, которая каждый день, оставаясь одна, вынуждена скучать по другой жизни, где она могла бы познать окружающий мир. Затем в этот маленький мирок режиссер вводит любовь в лице голубоглазого Макса. Разворачивается полная страстей история любви, но история происходит на фоне печальных последствий гонки вооружений, когда советские власти, пренебрегая жизнями обычных людей, без конца проводили свои ядерные испытания.
Как уже стало понятно, в фильме целиком отсутствуют диалоги. Александр Котт, который по совместительству оказался и сценаристом, создал очень необычное кино с самой простой историей любви. Главная героиня монотонно проживает день ото дня, утром провожая отца на работу, влача одинокое существование в хибаре посреди бескрайней степи, вечером встречая отца с работы. Периодический она посматривает альбом с рисунками из листьев деревьев. Однажды эту монотонность нарушает внезапно появившийся Макс. Но у Макса есть соперник в лице Кайсына, влюбленного в Дину. Постепенно эта история отходит на второй план, когда на передний выходит «испытание».
Итог Однозначно, «Испытание» - один из самых необычных фильмов, увиденных мною за последнее время. Здесь необычна манера повествования, сама подача материала, отсутствие диалогов и многое другое, что во многом обусловило положительную реакцию на фильм, который выделяется на фоне многих других фильмов о любви.
Фильм Александра Котта “Испытание” я нашел случайно. Впрочем, уже не первый раз я встречаюсь с тем, что режиссер, работающий в “мейнстриме” вдруг неожиданно снимает фильм, который скорее относится к категории “артхаус”, и фильм неожиданно получается очень сильным. По моему “Испытание” – именно такой случай.
Автору удается найти необыкновенно выразительный образный язык, и так ярко показать, как прекрасна может быть совершенно бедная, пустынная природа, и какого смысла может быть исполнена, казалось бы, совершенно заурядная и однообразная жизнь. Несмотря на свою страшную концовку фильм необыкновенно красивый, лиричный.
Даже странно, что такая работа, похоже, не получила никакого международного признания, тем более, что это тот редкий случай, когда для иностранного зрителя не потребуется ни перевода, ни субтитров, ни дубляжа. В фильме много звуков природы и музыки, но нет ни одного человеческого слова. В самом деле, известно, что больше половины информации человек до сих пор получает по невербальным каналам, а там, где речь идет о человеческих чувствах, слова оказываются лишними и по большому счету ненужными.
Тем не менее, по жанру это еще и философская притча. И поэтому помимо очень сильной, оригинальной авторской эстетики и пластики в фильме присутствует и авторская философия. В мире, в котором существует Человек, есть три могущественных огненных божества: Солнце, Молния и Водородная бомба. Солнце – источник всей жизни. Но оно так же безжалостно выжигает пустыню Семипалатинского полигона. Молния по природе своей разрушительна, но, вспыхнувшее факелом от удара Молнии сухое дерево может указать человеку путь. И лишь Водородная бомба несет только зло, смерть и разрушение.
Жанр философской притчи дает возможность сказать многое. Финал фильма заставляет вспомнить фон Триера, но как мне кажется, именно в этом сходстве (почти нарочитом) заложена и определенная философская полемика. “Меланхолия” – фильм о самурайском достоинстве перед лицом неизбежной смерти. Для героини фон Триера “жизнь на Земле – это зло”. Автор “Испытания” сильно и выразительно показывает, как прекрасна жизнь. Но жизнь – это тоже испытание, которое нужно пройти до конца, проявляя достоинство и цельность не только перед лицом смерти, но и перед вызовами жизни. Термоядерная вспышка застает героев в тот момент, когда они обретают высочайшую степень гармонии, находят, наконец, друг друга и самих себя. Да, все уничтожается мгновенно, безжалостно и бесследно – и красота, и любовь, и нежность. Но если жизнь все-таки не совсем бессмысленна, то тогда и смерть приобретает уже другое значение.
При просмотре нового фильма Александра Котта «Испытание» не удастся услышать ни единого слова, но зато получится 3 раза улыбнуться, 1 раз погрустить и бесконечно созерцать.
Каждый мало-мальски приличный писатель мечтает написать помимо сатирических рассказиков - большой роман с философским подтекстом, художник помимо портретов на заказ – полотнище с каким-нибудь Бородинским сражением, а «мэйнстримовый» режиссер снять камерное авторское кино для души, которое потом окрестят «фестивальным», признают на престижном или не очень киносмотре, тем самым публично откроют в создателе крепкую творческую единицу, и он со спокойным сердцем и чистой совестью сможет продолжать снимать телесериалы.
Вот и новый фильм коммерчески вполне успешного и востребованного режиссера Александра Котта 'Испытание' очень напоминает такой опыт. Сценарий этого фильма несколько лет дожидался миллионов для создания блокбастера по задумке Павла Чухрая ('Вор', 'Водитель для Веры' и т.д.), но в результате он дождался только Котта с его концепцией и желанием снять картину совершенно противоположного толка.
И получилось ведь, оценил даже 'Кинотавр-2014'. Оценил, наверное, заслуженно, хоть эта лента и не открывает в кинематогрофе ничего принципиально нового, не является каким-либо прорывом и не блещет уникальными творческими находками, даже скорее наоборот, этот фильм во многом архаичен в стилистике своего киноязыка, да и сама идея конфликта личного и общего, временного и вечного, бренного и вселенского совсем не нова.
К примеру, что-то похожее мы уже видели у Ларса фон Триера в его «Меланхолии», разве что Триер запечатлел 'пир во время чумы' – шумный свадебный банкет перед столкновением Земли с планетой, надвигающейся из космоса, а у Котта, скорее, 'затишье перед бурей' – примитивистская, шепчущая история зарождения чувств перед техногенной катастрофой. И поэтому представляется, что приз все-таки за смелость. За смелость снять в 21 веке полуторачасовое кино без единого слова. Да еще так, чтобы получилось действительно красиво.
Взамен слов, что вполне логично, - музыка. Причем, в первую очередь, музыка безкрайней казахской степи. Фильм изобилует интершумами вроде щебета редких птичек, перелива колокольчиков, висящих на ветхом жилище героев, завываниями безудержного мозолистого степного ветра. Периодически и очень уместно в некоторых сценах вступает и музыка инструментальная – аутентичная, с легким флером тоски от неминуемо надвигающегося конца.
По-восточному неторопливое киноповествование само по себе может стать испытанием для среднестатического зрителя: больно уж неспешно разворачивается основная сюжетная линия - любовный треугольник, сложившийся аккурат перед испытанием ядерной бомбы в Семипалатинске в 1953г., между юной казахской девушкой, ее женихом из соседнего «аула» и невиданно откуда взявшимся обаятельным русским пареньком, буквально высадившимся пришельцем на их планету традиционного уклада жизни, где каждый день не отличим от предыдущего.
Только уже ближе к концу картины режиссер, будто б почувствовав, что внимание зрителя уже могло рассеяться, дает возможность ему улыбнуться во время нескольких комичных рыцарских дуэлей двух Ромео за сердце казахской красавицы, что позволяет угадать в создателе фильма автора популярнейших комедийных «Елок».
Но, на самом деле, с таким умницей-оператором как Леван Капанадзе фильм вообще мог бы обойтись без сюжета, ведь, кажется, в итоге, что он не про частную, пусть и трогательную историю, а про более универсальную и, прямо скажем, очень не новую идею конечности и алогичности человеческого существования, в котором уместнее созерцать, а не переживать. Это подчеркнуто виртуозной работой оператора, упивающегося симметрией кадров, превращающих эту самую симметрию в отдельного героя фильма, в символ величия природы и ничтожности человека перед ней. Ведь не вечна даже любовь, разница лишь только в том, что отверженные встречают ее конец с яростью и отчаянием, а влюбленные смиренно, взявшись за руки.
Резюмируя, стоит отметить, что в сухом остатке у Александра Котта получилась очень академичная картина, сделанная от и до будто бы по учебнику, больно уж она выверенная, стройная и гладкая. Но после просмотра, в целом, совсем не обидно, что для наслаждения от созерцания красоты «Испытания», ты все-таки выделил 1,5 часа своей скоротечной жизни.
Бывало ли что после просмотра фильма вы просто сидели безмолвно и пытались понять, что же только что произошло на экране? Примерно такие же эмоции у меня вызвал фильм Александра Котта «Испытание», снятый в 2014 году. Александр Котт известен как режиссёр таких популярных фильмов: «Брестская крепость», «Ёлки», «Ёлки 2» и «Ёлки 1914», но фильм «Испытание» отличается от его вышеперечисленных работ. Это тот самый случай, когда заключительные кадры фильма переворачивают сложившееся представление о картине и тебе требуется еще пару минут, чтобы «переваривать» произошедшее. Спустя время, ты понимаешь: заключительные кадры раскрывают главную задумку режиссёра, и начинаешь догадываться, к чему такое название фильма- «Испытание». Само по себе слово «испытание» имеет несколько значений и может употребляться в разных контекстах: испытание как некая преграда и жизненный урок, или же испытание чувств, но это слово может являться и синонимом к слову «тестировать» … Так и в фильме есть несколько «слоев», что и дает возможность по-разному интерпретировать название киноленты.
Немного о сюжете: история семьи в примерно 50-ые годы XX века: отец и дочь, которые живут в маленьком доме посреди казахской степи. Жизнь течет своим ходом, отец каждое утро отправляется на работу, дочка-Дина, помогает дома по хозяйству. К Дине иногда наведывается один местный парень, который проявляет к ней симпатию.
Надо отдать должное внимание тому, как в фильме показано пространство. Не только с точки зрения съемки пейзажей, а как создание внешнего и «малого» миров. Говоря о «малом» мире, я имею ввиду местность, которую видит зритель: степь, небольшой домик, где живут герои. С другой стороны, это периодически заезжающие люди, которые отличаются от местных жителей, и являются словно знаком/признаком другой жизни и отдаленных мест. Можно лишь догадываться, что же происходит в других уголках земного шара или страны.
Одним из таких приезжих оказывается молодой парень, который влюбляется в Дину, и зритель вскоре понимает, что эти чувства взаимны. Так получается, что два парня любят одну девушку. На первый взгляд подобная история любви может показаться банальной, но это не так. Нужно отметить, что идея фильма намного глубже, чем просто история любви, но это не значит, что романтическая линия сюжета отображена неинтересно, да-да, именно отображена, так как это один из редких случаев, когда фильм нужно внимательно смотреть, а не слушать реплики героев. В фильме уловить можно лишь звуки окружающего мира: пение птиц, звук журчащей воды или работающей машины. Во время просмотра все время ждешь, когда же заговорят главные герои, ждешь диалогов, хоть словечка. Но безмолвие фильма не разочаровывает, наоборот, подталкивает зрителя искать смысл во взглядах и поступках героев. Эта лента о чувствах, где они так мастерски переданы через видеоряд, что сам зритель ощущает на себе лучи солнца и дуновение ветра. В целом, именно то, что мы видим в фильме, дает зрителю представление о том, что же происходит, что чувствуют герои, о чем они мечтают. Особенность романтической линии сюжета в ленте «Испытание» заключается в том, как она была снята и показана. Удивительно, как можно передать человеческие эмоции, чувства и судьбы людей, через «обнимающиеся» рубашки, трепещущих на ветру или через падающие листья дерева. В этом, несомненно, заслуга оператора, которая была отмечена кинокритиками. Так, фильм «Испытание» получил сразу несколько наград на Кинотавре 2014 года: Главный Приз, Приз Гильдии киноведов и критиков, и в том числе Премию за операторскую работу. И правда, это настоящее мастерство, не только красиво снять пейзажи, но и передать через кадры всю глубину чувств, которые испытывают герои, так, что слова оказываются абсолютно не нужны.
Изначально фильм кажется лишь описанием судьбы одной маленькой семьи-отца и дочери, затем, с появлением двух молодых поклонников Дины, развивается история любви, таковой она и остается вплоть до заключительных кадров киноленты. Затем Взрыв, который меняет всё. Взрыв, словно еще один признак внешнего мира, который вторгается в жизнь героев, в их «малый» мир. Нет, одна сюжетная линия не исключает другую, наоборот, они переплетены и словно накладываются друг на друга. В этом, наверное, и есть прелесть данного фильма и финала: зрителю нужно как-то соотнести событие заключительных минут, с той идеей и картинкой, которая сложилась за время просмотра киноленты. После просмотра даже сразу и не поймешь, что же это было? Фильм-антиутопия, где показан другой мир, в котором произошел взрыв? Но при ознакомлении с описанием фильма, узнаешь и имена героев, которые не были озвучены в картине, и что все действо происходит в казахской степи, недалеко от города Семипалатинск. Тогда и понимаешь, что это был за взрыв.
Мне кажется, еще одной особенность фильма «Испытание» является то, что каждый зритель может интерпретировать его по-своему, потому что, как уже упоминалась, здесь заложены несколько «слоев»: и в сюжетной линии, и в самом названии киноленты. Несомненно, я бы посоветовала вам посмотреть данный фильм, хотя бы из-за чудесной операторской работы, ведь каждый кадр несет в себе особый смысл и символ. Хотя в начале просмотра фильм может показаться непонятным из-за статичных пейзажных кадров или отсутствия диалогов и закадрового голоса, картина все же заинтересовывает своей оригинальностью.
Финальный кадр же становится заключительным пазлом, который полностью меняет ваше отношение к фильму и его понимание в целом.
Символизм и образность — это, несомненно, наиболее важные составляющие любого авторского кинофильма, ввиду того что именно они создают импульсные движения абстрактных танцев, двигаясь лунной походкой не по солнечному сплетению, но по нашему ассоциативному ряду.
Испытание сознания, подверженного данному влиянию, — и есть то самое, что необходимо было бы назвать «просмотром авторской кинокартины»; а если она сама по себе носит название «Испытания», то, казалось бы, и сомневаться нечего — только проникновенно и по-детски наивно внимать каждому воссозданному кадру и прорисованному кинообразу, дабы всеми клеточками тела ощутить символы, отпечатывающиеся телесно оформленными образами на периферии нашего сознания.
Российский режиссёр и сценарист Александр Котт мастерской кистью символизма Ким Ки-Дука воплотил поистине невероятную тетиву затаившихся аллегорий, натянутую по длине отмеренных человеческих судеб. Несмотря на исторически-политические предпосылки создания картины, её сознаваемый масштаб граничит с постижением начальных истоков жизни, с прикосновением к естественному циклическому круговороту, который сама эта жизнь и представляет, — а это значительнее социально-политической составляющей, которая явилась невольным толчком для запуска мыслительного механизма.
Фильм-образ. Фильм-символ. Фильм-аллегория.
Стоит только взглянуть на гармонично-цельные кадры и статично-живые эпизоды; научиться слушать тишину в абсолютном её понимании, когда даже она издаёт звуковые импульсы; проникнуть в первозданность эмоционально-выразительных веяний физической оболочки — и легче будет окунуться с головой в затаившуюся глубину светоцветового и идейно воплощаемого мироощущения.
А далее — тайными взглядами-волнами (с каждым carpe diem) системно-гармоничная паутина красных взаимосвязанных нитей начнёт стремиться к восходу и огненно-пылающему перерождению, очищая свои истоки и истинные побуждения. Тогда и исчезнет всё пыльно-насаждаемое, оставляя свободное внепространственное торжество лишь за выразительно-пылающими глазами, смотрящими в одну сторону — сторону апокалиптического единства, да крепко сцепленными руками, навсегда запечатлёнными таковыми.
Повернётся ли время вспять, словно когда ослепляющий рассветный солнечный диск в малиново-красном море спустил развевающиеся паруса и рванул обратно — в закат? Поэтически-визуально — всё возможно, и ничто не исключено, да и время — субстанция настолько относительная, что любые человеческие попытки её систематизировать в конечном итоге приведут к нулю. И если не вспять, то ударной волной перерождения его отбросит на ещё один цикл, по-прежнему стремящийся к единому Абсолюту.
В целом, созерцательно-молчаливое «Испытание» взывает к тем ассоциациям, что уже таятся в зрительских умах, порой принимая визуально-сознательные формы, которые даже не могли бы возникнуть без субъективного наслоения. И для меня это — невыразимо прекрасно, ибо погружает на следующий глубинный слой познания; а данной картине это удалось сделать, за что я безмерно благодарна.