- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
Пожалуй один из самых инстаграмных лент российского производства – это фильм “Испытание” 2014 года режиссёра Александра Котта. Того самого Котта, который захватил и заполонил кинотеатры русскоязычного мира своими картинами вроде “Ёлок” и “Бресткой крепости”. Это примечательно, что снимал все эти картины один и тот же человек, так как “Испытание” стоит отдельно от многословных, напыщенных других картин Котта наверно по всем параметрам.
“Испытание” - это фильм без единого слова. А зачем какие-либо слова, когда и без слов все понятно между героями. Язык любви – это немой язык, а фильм ведь именно о любви. Отсутствие диалогов заставляет приковывать внимание на картине, зрителю приходится стараться гадать что же тот или иной жест, эмоция или действие означает. То, что не говорится или показывается в фильме додумывается зрителем. А для этих самых додумывании Котт дает много моментов, а возможно и весь фильм. На самом деле, Котт больше задает вопросов, нежели ответы на них.
Картина, а фильм реально можно по кадрам разобрать на картины для выставок изобразительного искусства, полна достаточно долгих кадров с интереснейшими ракурсами полных символизма. Вот отец девушки летает среди хлопчатых облаков, а вот уже глотает солнце. Вот колышутся на ветру волосы девушки, чьё имя зритель так и не узнает, а вот уже колышутся на ветру обнимающиеся рубашки влюбленных. Множество достаточно статичных кадров прощается режиссёру за их красоту, а их симметричность наряду с минималистичностью, которым мог бы позавидовать сам Уэс Андерсон, создают эффект того что действие фильма происходит не на Земле середины XX века, а где-то там, где-нибудь в космосе или в параллельном мире. Там, где время и пространство устроено вовсе не так как заведено у нас.
Фильм у несведущего зрителя, возможно, вызовет массу вопросов и непонимания. Ведь трудно понять почему колодец запирается на ключ, а дом нет. Не понятно как казахский ухажер слышит выстрел за много километров у тех кто ни разу не был в степи, где даже тихое перешёптывание слышно за много метров. Но, и у сведующего человека, будь тот истинный казах, например, кадры, когда к девушке приходят свататься люди, которые не пришли на совсем уж недавние похороны её отца вызывает лишь глубокие недоумения. Подобным же образом, тем, кто сведают о проблеме национального аспекта любви между героями кажется даже более нереальным, что в фильме этот вопрос будто-бы даже и не рассматривается. Ответы на эти молчаливые вопросы ждешь в конце, но…
Весь мир влюбленных – это небо, земля, старый домик с деревом, да и любовь друг к другу. Казалось бы, их счастье должно продолжаться еще долгие годы вперед, но их мир неразрывно связан с внешним миром, который в конечном счете врывается-взрывается в их мирок, и сметает всё и вся. Их мир разрушен, их больше нет. В фильме нет счастливого конца, а только молчаливый, как и весь фильм, укор создателей ленты к тем, кто допустил такую страшную трагедию.
Конец фильма ошеломляет, тех зрителей, кто не знает про Семипалатинский полигон, поэтому для них концовка – это, скорее всего, шок. Для тех же, кто осведомлен про место действия сюжета догадываются о необратимой трагедии. Для них фильм превращается в полнейший саспенс.
Фильм у любителей попкорновых блокбастеров и любителей цитатных диалогов вызовет отторжение. “Испытание” требует определенного настроения у зрителя, и по ходу фильма сюжет заставит зрителя войти в определенный транс, благодаря которому он и будет доволен и картиной, и концовкой.
|
прямая ссылка
05 февраля 2017 | 21:16
Посмотрел картину на показе в 'Центре документального кино'.
Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит. (с) Петр Вяземский
Бескрайняя степь, в которой встречаются небольшие поселения. Отец и дочь живут уединенно. Каждый новый день похож на предыдущий, но они давно к этому привыкли.
Первоначально проектом руководил Павел Чухрай, его история была о проведении ядерных испытаний, но бюджет постоянно возрастал и продюсеры решили перезапустить картину. Новые команды предлагали различные варианты, продюсеры же остановили свой выбор на Александре Котте и его группе.
Создателю «Брестской крепости» и «Обратной стороны Луны» предложили карт-бланш: минимальный бюджет и любой сюжет, который понравится режиссеру. Котт пошел по самому нестандартному пути, он связался с почти немым, (пара фраз в картине все-таки имеется), но самым выигрышным в итоге для создателей вариантом. Основными задачами режиссера стали помощь публике в понимании происходящего и создание интриги для того, чтобы зрители с интересом могли наблюдать за статичным сюжетом на протяжении полуторачасового хронометража.
В сценарии фильма нет долгих диалогов и сложного раскрытия персонажей. Все здесь строится на природных красотах, звуках и музыке. Сюжет картины схематичен, используется для соединения героев, природы и времени, о котором авторы ведут речь.
Актеры, участвующие в проекте, смогли получить важнейшие уроки в карьере, ведь играть без разговоров очень сложно. Им удалось продемонстрировать достойную игру, и даже передать зрителям через экран юмор. Но несмотря ни на что люди в картине кажутся лишними, второстепенными, авторы слишком увлечены природой.
Леван Капанадзе проработал и снял самую внушительную и трудную картину в своей биографии на данный момент. Главная героиня в ней - природа, она показана в лучших традициях «National Geographic». Интересно и то, что создатели смогли обойтись без настоящей степи. Т. к. выезд был бы не оправданно дорог (набор новой съемочной группы, актеров и разрешение на съемки), поэтому авторы смогли найти подходящие пейзажи в Крыму.
Александр Айги превзошел сам себя, и сочинил не просто мелодии, а музыкальные диалоги, которые заменяют здесь эмоции, разговоры, в буквальном смысле все.
Картина благодаря правильному и детальному подходу, обладает всеми возможностями 3D, без использования очков. Авторам удалось добиться объема и расширения пространства, без использования дорогостоящего оборудования.
«Испытание» - это очень редко появляющийся в нашем кино экспериментальный жанр, который с легкостью можно сравнить с Куароном и его «Гравитацией». Здесь тоже присутствует эффект визуального превосходства над сюжетом и оригинальностью, некий вызов обществу и стандартам кинематографа. Но увидеть в прокате не очередную чернуху, ремейк или невзрачную комедию российского производства, уже дорого стоит.
6 из 10
|
прямая ссылка
01 сентября 2014 | 08:04
Александр Котт, такой Ким Ки Дук местного розлива, создал великолепнейшую, в плане созерцания, картину. Оттого обиднее, что сюжета в ней на две строчки, а концовка так вообще притянута за уши. Возможно, кто-то и найдет в этой аскетичности глубокомысленность и даже скрытый философский посыл - флаг в руки, конечно. И дело ведь совершенно не в минималистических декорациях и отсутствии диалогов. Вспомним, хотя бы, 'Весну, лето...' вышеупомянутого режиссера - там все это в тему и на своем месте. Дело в отсутствии фундамента повествования. Даже если режиссер и планировал сделать казахскую степь главным действующим персонажем, а историю душевных метаний девочки второплановой, в любом случае ее можно было сделать более искренней и цельной.
Исходя из всего вышеперечисленного, советую к просмотру тем, кто хочет насладиться видами казахской природы в медлительной созерцательной картине. Ради сюжета - нет.
5 из 10
|
прямая ссылка
08 августа 2015 | 12:55
Лиля МАЯКОВСКАЯ
Рецензия на фильм 'Испытание', реж. А. Котт, 2014 (журнал 'Добрые советы')
«Испытание» испытанием.
18 сентября в прокат выходит фильм Александра Котта «Испытание». Гран-при 25-го Кинотавра. История любви на фоне конца света.
Работать над созданием водородной бомбы в Советском Союзе начали сразу после войны. Разведка СССР донесла, что Америка давно разрабатывает термоядерное оружие. Правда, оно больше напоминает конструкцию величиною с двухэтажный дом, чем бомбу. Перед советскими учеными поставили задачу – создать нечто похожее, но меньшего размера. Несколько лет понадобилось группе физиков во главе с академиком Андреем Сахаровым создать то, о чем они впоследствии очень раскаивались. Испытания этой водородной бомбы проводились на Семипалатинском полигоне несколько раз, начиная с 1949 года.
Вот об этом периоде в истории Советского Союза и хотели снимать свой фильм режиссер Павел Чухрай и продюсер Игорь Толстунов («Ворошиловский стрелок», «День рождения Буржуя», «Все умрут, а я останусь»). Но проект пришлось «заморозить» - на масштабные съемки и сложные декорации не хватало бюджета. В то же самое время другой режиссер Александр Котт, который еще со студенчества вынашивал идею фильма без слов, искал продюсера. Он и рассказал о своих планах Толстунову, который решил объединить две идеи в одном кино.
В степи, недалеко от ядерного полигона, живут отец и дочь. В девочку влюблены двое: местный паренек и приезжий москвич. Обычный любовный треугольник, как и бывает в жизни. Молодые люди выясняют отношения, плачут, мирятся и любят. И не догадывается, а скорее всего не хотят верить, что скоро этому придет конец.
Фильм снят без единого слова. Такой способ донести до зрителя суть происходящего давно используют обласканные фестивальной публикой режиссеры Ким Ки Дук и Такеши Китано. Теперь отечественный кинематограф экспериментирует. И надо сказать довольно успешно. Кино смотрится на одном дыхании. Мимика, жесты героев и каждый план говорят лучше слов. Чего только стоит момент, когда на бельевой веревке висит мужская рубашка и женское платье. И когда дует ветерок, рукава рубашки как будто обнимают это платье.
Отдельно хочется отметить работу оператора. Видно, что каждый план сначала долго выстраивали на съемочной площадке, а потом на монтажном столе долго выбирали лучший эпизод из лучших. Кадры достаточно длинные для кино, но тем самым режиссер и оператор, наверно, дают зрителю возможность стать свидетелем событий, не сидя в зрительном зале, а подглядывая из-за угла дома.
Главную роль в картине исполнила 14-летняя школьница из Москвы – кореянка Елена Ан. Александр Котт выбрал ее из сотни обычных девушке, не актрис, которые пришли на кастинг. Этот прием в режиссуре далеко не новый. Так делали еще Микеланджело Антониони и Виторио Де Сика полвека назад. По словам режиссера, он искал в свое кино без слов именно говорящие лица.
Пройдет ли картина испытание у тех, кто в основном ходит сегодня в кино и любит мейнстримные фильмы – пока сказать трудно, но критики уже пророчат «Испытанию» только фестивальную славу.
сентябрь, 2014
Лиля Маяковская
|
прямая ссылка
12 сентября 2014 | 21:25
|
|