Пожалуй один из самых инстаграмных лент российского производства – это фильм “Испытание” 2014 года режиссёра Александра Котта. Того самого Котта, который захватил и заполонил кинотеатры русскоязычного мира своими картинами вроде “Ёлок” и “Бресткой крепости”. Это примечательно, что снимал все эти картины один и тот же человек, так как “Испытание” стоит отдельно от многословных, напыщенных других картин Котта наверно по всем параметрам.
“Испытание” - это фильм без единого слова. А зачем какие-либо слова, когда и без слов все понятно между героями. Язык любви – это немой язык, а фильм ведь именно о любви. Отсутствие диалогов заставляет приковывать внимание на картине, зрителю приходится стараться гадать что же тот или иной жест, эмоция или действие означает. То, что не говорится или показывается в фильме додумывается зрителем. А для этих самых додумывании Котт дает много моментов, а возможно и весь фильм. На самом деле, Котт больше задает вопросов, нежели ответы на них.
Картина, а фильм реально можно по кадрам разобрать на картины для выставок изобразительного искусства, полна достаточно долгих кадров с интереснейшими ракурсами полных символизма. Вот отец девушки летает среди хлопчатых облаков, а вот уже глотает солнце. Вот колышутся на ветру волосы девушки, чьё имя зритель так и не узнает, а вот уже колышутся на ветру обнимающиеся рубашки влюбленных. Множество достаточно статичных кадров прощается режиссёру за их красоту, а их симметричность наряду с минималистичностью, которым мог бы позавидовать сам Уэс Андерсон, создают эффект того что действие фильма происходит не на Земле середины XX века, а где-то там, где-нибудь в космосе или в параллельном мире. Там, где время и пространство устроено вовсе не так как заведено у нас.
Фильм у несведущего зрителя, возможно, вызовет массу вопросов и непонимания. Ведь трудно понять почему колодец запирается на ключ, а дом нет. Не понятно как казахский ухажер слышит выстрел за много километров у тех кто ни разу не был в степи, где даже тихое перешёптывание слышно за много метров. Но, и у сведующего человека, будь тот истинный казах, например, кадры, когда к девушке приходят свататься люди, которые не пришли на совсем уж недавние похороны её отца вызывает лишь глубокие недоумения. Подобным же образом, тем, кто сведают о проблеме национального аспекта любви между героями кажется даже более нереальным, что в фильме этот вопрос будто-бы даже и не рассматривается. Ответы на эти молчаливые вопросы ждешь в конце, но…
Весь мир влюбленных – это небо, земля, старый домик с деревом, да и любовь друг к другу. Казалось бы, их счастье должно продолжаться еще долгие годы вперед, но их мир неразрывно связан с внешним миром, который в конечном счете врывается-взрывается в их мирок, и сметает всё и вся. Их мир разрушен, их больше нет. В фильме нет счастливого конца, а только молчаливый, как и весь фильм, укор создателей ленты к тем, кто допустил такую страшную трагедию.
Конец фильма ошеломляет, тех зрителей, кто не знает про Семипалатинский полигон, поэтому для них концовка – это, скорее всего, шок. Для тех же, кто осведомлен про место действия сюжета догадываются о необратимой трагедии. Для них фильм превращается в полнейший саспенс.
Фильм у любителей попкорновых блокбастеров и любителей цитатных диалогов вызовет отторжение. “Испытание” требует определенного настроения у зрителя, и по ходу фильма сюжет заставит зрителя войти в определенный транс, благодаря которому он и будет доволен и картиной, и концовкой.
Для настоящей любви не существует никаких границ и преград. И если судьба свела двух людей, которые чувствуют, что должны быть вместе, то никакие испытания не встанут на пути их счастья. А чтобы понять, что они действительно любят друг друга, то для этого не требуется выражать свои чувства словами; порой хватает одного взгляда, по которому можно будет понять все. Думаю, такая идея содержалась в психологической драме «Испытание».
Синопсис Где-то посреди бескрайней степи в одиноко стоящей хибаре живет водитель грузовика вместе со своей дочерью. Каждое утро он куда-то уезжает на работу, оставляя свою дочь дома в полном одиночестве. Девочка мечтает съездить в Москву, повидать мир, найти настоящую любовь. Все меняется, когда к ним в дом наведывается фотограф Макс.
Самая главная особенность фильма – это то, что в нем целиком отсутствуют разговоры, и персонажи обходятся либо постоянным молчанием, либо наполненными разнообразными чувствами и эмоциями взглядами и выражениями лиц. С учетом такой специфики большая ответственность лежала на исполнителях главных ролей. Поэтому я бы смело отметил игру Елены Ан в роли мечтающей о свободе и любви девочке Дине и Данилы Рассомахина в роли фотографа Макса, до безумия влюбленного в Дину и готового пойти ради нее на любые жертвы.
Режиссер Александр Котт рисует типичное независимое кино, в котором показывает драматическую историю любви, разворачивающуюся на фоне трагических событий в истории СССР. Поначалу режиссер демонстрирует однообразную жизнь водителя и его дочери, которая каждый день, оставаясь одна, вынуждена скучать по другой жизни, где она могла бы познать окружающий мир. Затем в этот маленький мирок режиссер вводит любовь в лице голубоглазого Макса. Разворачивается полная страстей история любви, но история происходит на фоне печальных последствий гонки вооружений, когда советские власти, пренебрегая жизнями обычных людей, без конца проводили свои ядерные испытания.
Как уже стало понятно, в фильме целиком отсутствуют диалоги. Александр Котт, который по совместительству оказался и сценаристом, создал очень необычное кино с самой простой историей любви. Главная героиня монотонно проживает день ото дня, утром провожая отца на работу, влача одинокое существование в хибаре посреди бескрайней степи, вечером встречая отца с работы. Периодический она посматривает альбом с рисунками из листьев деревьев. Однажды эту монотонность нарушает внезапно появившийся Макс. Но у Макса есть соперник в лице Кайсына, влюбленного в Дину. Постепенно эта история отходит на второй план, когда на передний выходит «испытание».
Итог Однозначно, «Испытание» - один из самых необычных фильмов, увиденных мною за последнее время. Здесь необычна манера повествования, сама подача материала, отсутствие диалогов и многое другое, что во многом обусловило положительную реакцию на фильм, который выделяется на фоне многих других фильмов о любви.
Для оценки фильма нужно ответить на вопрос: должен ли зритель знать предысторию съёмок картины, прежде чем станет её смотреть? По моему мнению, конечно, не должен.
Фильм должен говорить сам за себя. После того, как он закончен и стал самостоятельным существом, у автора нет возможности кричать залу: да вы не поняли, я имел в виду совсем другое! Нет возможности объясниться и не должно быть такой потребности.
Но воспринимать адекватно новую картину Котта, не зная предыстории съёмок - просто невозможно. Всё дело в этом дурацком, совершенно неуместном финале. Всё дело в чужих кадрах, грубо и насильственным образом, прилепленных к нежной, очень красивой картине. Они испортили всё ощущение мне, хоть я и смотрела фильм сразу после встречи с режиссером, на которой и узнала историю съёмок.
У Александра Котта давно была мечта снять фильм без слов, и свою мечту он осуществил. В 'Испытании' не звучит ни одного слова, только временами играет этническая музыка в качестве саундтрека. Вся картина - сплошное эстетическое наслаждение. В ней есть колоритная степь, красивая девушка, характерные лица остальных героев (отца и двух ухажеров девушки), есть поэтичные кадры( например, солнце, просвечивающее сквозь волосы),есть и доля абсурда во всем происходящем: люди появляются из ниоткуда и уходят вникуда, дни похожи один на другой как две капли воды, вокруг звенит степь -и слова не нужны.
Мне интересно, о чем была история изначально, до того, как появились эти кадры с ядерным взрывом, которые нужно было как-то прилепить к истории про девушку, ее отца и двух мужчин (один из которых символизирует традиции, другой - мечту).
В итоге получился странный фильм: по-настоящему артхаусный, но не гармоничный. И все же его стоит посмотреть, чтобы прочувствовать, как режиссер может балансировать на грани собственных фантазий и требований киностудии; чтобы понаблюдать за великолепной операторской работой; и чтобы насладиться тишиной.
'Испытание' - самый трогательный и гениальный российский фильм за последние лет 5, не меньше.
Отец и дочь живут в степи. Ничто не может нарушить их покой. Каждый день отец уезжает на работу, а дочь остается заниматься хозяйством. Иногда в гости к девушке приезжает местный парень, влюбленный в нее. Но все меняется с появлением в степи молодого светловолосого парня, в которого влюбляется главная героиня. Закручивается любовный треугольник. Но в отношениях третий - всегда лишний. Смерть отца вынуждает девушку начать новую, уже совсем взрослую жизнь. Но вместе с новой жизнью приходит и локальный апокалипсис.
Поражает качество фильма: зрителю показана настолько глубокая и трогательная история, при этом снятая без единого слова. Только музыка и красота дикой степи. Очень хороша операторская работа. И, конечно же, невозможно не отметить блестящую игру молодых начинающих актеров - Елены Ан и Данилы Рассомахина и не пожелать им дальнейшего творческого роста.
Есть в мире человек. Он живет, он любит. И так изо дня в день. Все хорошо, и быть по другому не может. Но однажды он умирает. Умирает вместе со всем окружающим его миром. И весь ужас в том, что никто из нас от этого не застрахован. Или, может быть, мы все уже давно мертвы, и почему-то боимся наступления того, что уже наступило?
Фильм Александра Котта “Испытание” я нашел случайно. Впрочем, уже не первый раз я встречаюсь с тем, что режиссер, работающий в “мейнстриме” вдруг неожиданно снимает фильм, который скорее относится к категории “артхаус”, и фильм неожиданно получается очень сильным. По моему “Испытание” – именно такой случай.
Автору удается найти необыкновенно выразительный образный язык, и так ярко показать, как прекрасна может быть совершенно бедная, пустынная природа, и какого смысла может быть исполнена, казалось бы, совершенно заурядная и однообразная жизнь. Несмотря на свою страшную концовку фильм необыкновенно красивый, лиричный.
Даже странно, что такая работа, похоже, не получила никакого международного признания, тем более, что это тот редкий случай, когда для иностранного зрителя не потребуется ни перевода, ни субтитров, ни дубляжа. В фильме много звуков природы и музыки, но нет ни одного человеческого слова. В самом деле, известно, что больше половины информации человек до сих пор получает по невербальным каналам, а там, где речь идет о человеческих чувствах, слова оказываются лишними и по большому счету ненужными.
Тем не менее, по жанру это еще и философская притча. И поэтому помимо очень сильной, оригинальной авторской эстетики и пластики в фильме присутствует и авторская философия. В мире, в котором существует Человек, есть три могущественных огненных божества: Солнце, Молния и Водородная бомба. Солнце – источник всей жизни. Но оно так же безжалостно выжигает пустыню Семипалатинского полигона. Молния по природе своей разрушительна, но, вспыхнувшее факелом от удара Молнии сухое дерево может указать человеку путь. И лишь Водородная бомба несет только зло, смерть и разрушение.
Жанр философской притчи дает возможность сказать многое. Финал фильма заставляет вспомнить фон Триера, но как мне кажется, именно в этом сходстве (почти нарочитом) заложена и определенная философская полемика. “Меланхолия” – фильм о самурайском достоинстве перед лицом неизбежной смерти. Для героини фон Триера “жизнь на Земле – это зло”. Автор “Испытания” сильно и выразительно показывает, как прекрасна жизнь. Но жизнь – это тоже испытание, которое нужно пройти до конца, проявляя достоинство и цельность не только перед лицом смерти, но и перед вызовами жизни. Термоядерная вспышка застает героев в тот момент, когда они обретают высочайшую степень гармонии, находят, наконец, друг друга и самих себя. Да, все уничтожается мгновенно, безжалостно и бесследно – и красота, и любовь, и нежность. Но если жизнь все-таки не совсем бессмысленна, то тогда и смерть приобретает уже другое значение.
Посмотрел картину на показе в 'Центре документального кино'.
Степь широко на просторе
Поперёк и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит. (с) Петр Вяземский
Бескрайняя степь, в которой встречаются небольшие поселения. Отец и дочь живут уединенно. Каждый новый день похож на предыдущий, но они давно к этому привыкли.
Первоначально проектом руководил Павел Чухрай, его история была о проведении ядерных испытаний, но бюджет постоянно возрастал и продюсеры решили перезапустить картину. Новые команды предлагали различные варианты, продюсеры же остановили свой выбор на Александре Котте и его группе.
Создателю «Брестской крепости» и «Обратной стороны Луны» предложили карт-бланш: минимальный бюджет и любой сюжет, который понравится режиссеру. Котт пошел по самому нестандартному пути, он связался с почти немым, (пара фраз в картине все-таки имеется), но самым выигрышным в итоге для создателей вариантом. Основными задачами режиссера стали помощь публике в понимании происходящего и создание интриги для того, чтобы зрители с интересом могли наблюдать за статичным сюжетом на протяжении полуторачасового хронометража.
В сценарии фильма нет долгих диалогов и сложного раскрытия персонажей. Все здесь строится на природных красотах, звуках и музыке. Сюжет картины схематичен, используется для соединения героев, природы и времени, о котором авторы ведут речь.
Актеры, участвующие в проекте, смогли получить важнейшие уроки в карьере, ведь играть без разговоров очень сложно. Им удалось продемонстрировать достойную игру, и даже передать зрителям через экран юмор. Но несмотря ни на что люди в картине кажутся лишними, второстепенными, авторы слишком увлечены природой.
Леван Капанадзе проработал и снял самую внушительную и трудную картину в своей биографии на данный момент. Главная героиня в ней - природа, она показана в лучших традициях «National Geographic». Интересно и то, что создатели смогли обойтись без настоящей степи. Т. к. выезд был бы не оправданно дорог (набор новой съемочной группы, актеров и разрешение на съемки), поэтому авторы смогли найти подходящие пейзажи в Крыму.
Александр Айги превзошел сам себя, и сочинил не просто мелодии, а музыкальные диалоги, которые заменяют здесь эмоции, разговоры, в буквальном смысле все.
Картина благодаря правильному и детальному подходу, обладает всеми возможностями 3D, без использования очков. Авторам удалось добиться объема и расширения пространства, без использования дорогостоящего оборудования.
«Испытание» - это очень редко появляющийся в нашем кино экспериментальный жанр, который с легкостью можно сравнить с Куароном и его «Гравитацией». Здесь тоже присутствует эффект визуального превосходства над сюжетом и оригинальностью, некий вызов обществу и стандартам кинематографа. Но увидеть в прокате не очередную чернуху, ремейк или невзрачную комедию российского производства, уже дорого стоит.
Бывало ли что после просмотра фильма вы просто сидели безмолвно и пытались понять, что же только что произошло на экране? Примерно такие же эмоции у меня вызвал фильм Александра Котта «Испытание», снятый в 2014 году. Александр Котт известен как режиссёр таких популярных фильмов: «Брестская крепость», «Ёлки», «Ёлки 2» и «Ёлки 1914», но фильм «Испытание» отличается от его вышеперечисленных работ. Это тот самый случай, когда заключительные кадры фильма переворачивают сложившееся представление о картине и тебе требуется еще пару минут, чтобы «переваривать» произошедшее. Спустя время, ты понимаешь: заключительные кадры раскрывают главную задумку режиссёра, и начинаешь догадываться, к чему такое название фильма- «Испытание». Само по себе слово «испытание» имеет несколько значений и может употребляться в разных контекстах: испытание как некая преграда и жизненный урок, или же испытание чувств, но это слово может являться и синонимом к слову «тестировать» … Так и в фильме есть несколько «слоев», что и дает возможность по-разному интерпретировать название киноленты.
Немного о сюжете: история семьи в примерно 50-ые годы XX века: отец и дочь, которые живут в маленьком доме посреди казахской степи. Жизнь течет своим ходом, отец каждое утро отправляется на работу, дочка-Дина, помогает дома по хозяйству. К Дине иногда наведывается один местный парень, который проявляет к ней симпатию.
Надо отдать должное внимание тому, как в фильме показано пространство. Не только с точки зрения съемки пейзажей, а как создание внешнего и «малого» миров. Говоря о «малом» мире, я имею ввиду местность, которую видит зритель: степь, небольшой домик, где живут герои. С другой стороны, это периодически заезжающие люди, которые отличаются от местных жителей, и являются словно знаком/признаком другой жизни и отдаленных мест. Можно лишь догадываться, что же происходит в других уголках земного шара или страны.
Одним из таких приезжих оказывается молодой парень, который влюбляется в Дину, и зритель вскоре понимает, что эти чувства взаимны. Так получается, что два парня любят одну девушку. На первый взгляд подобная история любви может показаться банальной, но это не так. Нужно отметить, что идея фильма намного глубже, чем просто история любви, но это не значит, что романтическая линия сюжета отображена неинтересно, да-да, именно отображена, так как это один из редких случаев, когда фильм нужно внимательно смотреть, а не слушать реплики героев. В фильме уловить можно лишь звуки окружающего мира: пение птиц, звук журчащей воды или работающей машины. Во время просмотра все время ждешь, когда же заговорят главные герои, ждешь диалогов, хоть словечка. Но безмолвие фильма не разочаровывает, наоборот, подталкивает зрителя искать смысл во взглядах и поступках героев. Эта лента о чувствах, где они так мастерски переданы через видеоряд, что сам зритель ощущает на себе лучи солнца и дуновение ветра. В целом, именно то, что мы видим в фильме, дает зрителю представление о том, что же происходит, что чувствуют герои, о чем они мечтают. Особенность романтической линии сюжета в ленте «Испытание» заключается в том, как она была снята и показана. Удивительно, как можно передать человеческие эмоции, чувства и судьбы людей, через «обнимающиеся» рубашки, трепещущих на ветру или через падающие листья дерева. В этом, несомненно, заслуга оператора, которая была отмечена кинокритиками. Так, фильм «Испытание» получил сразу несколько наград на Кинотавре 2014 года: Главный Приз, Приз Гильдии киноведов и критиков, и в том числе Премию за операторскую работу. И правда, это настоящее мастерство, не только красиво снять пейзажи, но и передать через кадры всю глубину чувств, которые испытывают герои, так, что слова оказываются абсолютно не нужны.
Изначально фильм кажется лишь описанием судьбы одной маленькой семьи-отца и дочери, затем, с появлением двух молодых поклонников Дины, развивается история любви, таковой она и остается вплоть до заключительных кадров киноленты. Затем Взрыв, который меняет всё. Взрыв, словно еще один признак внешнего мира, который вторгается в жизнь героев, в их «малый» мир. Нет, одна сюжетная линия не исключает другую, наоборот, они переплетены и словно накладываются друг на друга. В этом, наверное, и есть прелесть данного фильма и финала: зрителю нужно как-то соотнести событие заключительных минут, с той идеей и картинкой, которая сложилась за время просмотра киноленты. После просмотра даже сразу и не поймешь, что же это было? Фильм-антиутопия, где показан другой мир, в котором произошел взрыв? Но при ознакомлении с описанием фильма, узнаешь и имена героев, которые не были озвучены в картине, и что все действо происходит в казахской степи, недалеко от города Семипалатинск. Тогда и понимаешь, что это был за взрыв.
Мне кажется, еще одной особенность фильма «Испытание» является то, что каждый зритель может интерпретировать его по-своему, потому что, как уже упоминалась, здесь заложены несколько «слоев»: и в сюжетной линии, и в самом названии киноленты. Несомненно, я бы посоветовала вам посмотреть данный фильм, хотя бы из-за чудесной операторской работы, ведь каждый кадр несет в себе особый смысл и символ. Хотя в начале просмотра фильм может показаться непонятным из-за статичных пейзажных кадров или отсутствия диалогов и закадрового голоса, картина все же заинтересовывает своей оригинальностью.
Финальный кадр же становится заключительным пазлом, который полностью меняет ваше отношение к фильму и его понимание в целом.
При просмотре нового фильма Александра Котта «Испытание» не удастся услышать ни единого слова, но зато получится 3 раза улыбнуться, 1 раз погрустить и бесконечно созерцать.
Каждый мало-мальски приличный писатель мечтает написать помимо сатирических рассказиков - большой роман с философским подтекстом, художник помимо портретов на заказ – полотнище с каким-нибудь Бородинским сражением, а «мэйнстримовый» режиссер снять камерное авторское кино для души, которое потом окрестят «фестивальным», признают на престижном или не очень киносмотре, тем самым публично откроют в создателе крепкую творческую единицу, и он со спокойным сердцем и чистой совестью сможет продолжать снимать телесериалы.
Вот и новый фильм коммерчески вполне успешного и востребованного режиссера Александра Котта 'Испытание' очень напоминает такой опыт. Сценарий этого фильма несколько лет дожидался миллионов для создания блокбастера по задумке Павла Чухрая ('Вор', 'Водитель для Веры' и т.д.), но в результате он дождался только Котта с его концепцией и желанием снять картину совершенно противоположного толка.
И получилось ведь, оценил даже 'Кинотавр-2014'. Оценил, наверное, заслуженно, хоть эта лента и не открывает в кинематогрофе ничего принципиально нового, не является каким-либо прорывом и не блещет уникальными творческими находками, даже скорее наоборот, этот фильм во многом архаичен в стилистике своего киноязыка, да и сама идея конфликта личного и общего, временного и вечного, бренного и вселенского совсем не нова.
К примеру, что-то похожее мы уже видели у Ларса фон Триера в его «Меланхолии», разве что Триер запечатлел 'пир во время чумы' – шумный свадебный банкет перед столкновением Земли с планетой, надвигающейся из космоса, а у Котта, скорее, 'затишье перед бурей' – примитивистская, шепчущая история зарождения чувств перед техногенной катастрофой. И поэтому представляется, что приз все-таки за смелость. За смелость снять в 21 веке полуторачасовое кино без единого слова. Да еще так, чтобы получилось действительно красиво.
Взамен слов, что вполне логично, - музыка. Причем, в первую очередь, музыка безкрайней казахской степи. Фильм изобилует интершумами вроде щебета редких птичек, перелива колокольчиков, висящих на ветхом жилище героев, завываниями безудержного мозолистого степного ветра. Периодически и очень уместно в некоторых сценах вступает и музыка инструментальная – аутентичная, с легким флером тоски от неминуемо надвигающегося конца.
По-восточному неторопливое киноповествование само по себе может стать испытанием для среднестатического зрителя: больно уж неспешно разворачивается основная сюжетная линия - любовный треугольник, сложившийся аккурат перед испытанием ядерной бомбы в Семипалатинске в 1953г., между юной казахской девушкой, ее женихом из соседнего «аула» и невиданно откуда взявшимся обаятельным русским пареньком, буквально высадившимся пришельцем на их планету традиционного уклада жизни, где каждый день не отличим от предыдущего.
Только уже ближе к концу картины режиссер, будто б почувствовав, что внимание зрителя уже могло рассеяться, дает возможность ему улыбнуться во время нескольких комичных рыцарских дуэлей двух Ромео за сердце казахской красавицы, что позволяет угадать в создателе фильма автора популярнейших комедийных «Елок».
Но, на самом деле, с таким умницей-оператором как Леван Капанадзе фильм вообще мог бы обойтись без сюжета, ведь, кажется, в итоге, что он не про частную, пусть и трогательную историю, а про более универсальную и, прямо скажем, очень не новую идею конечности и алогичности человеческого существования, в котором уместнее созерцать, а не переживать. Это подчеркнуто виртуозной работой оператора, упивающегося симметрией кадров, превращающих эту самую симметрию в отдельного героя фильма, в символ величия природы и ничтожности человека перед ней. Ведь не вечна даже любовь, разница лишь только в том, что отверженные встречают ее конец с яростью и отчаянием, а влюбленные смиренно, взявшись за руки.
Резюмируя, стоит отметить, что в сухом остатке у Александра Котта получилась очень академичная картина, сделанная от и до будто бы по учебнику, больно уж она выверенная, стройная и гладкая. Но после просмотра, в целом, совсем не обидно, что для наслаждения от созерцания красоты «Испытания», ты все-таки выделил 1,5 часа своей скоротечной жизни.
Это тот фильм, который смотришь и хочешь, чтоб он длился и длился и никогда не заканчивался, до того он интересен красив и изобретателен.
А сюжет прост: Без крайняя казахская степь. Живет молодая девушка со своим отцом. Каждый день отец уезжает на работу, дочь ведёт хозяйство. За ней пытается ухаживать местный парень. Жизнь этих людей однообразна и рутинна. День похож на день долгий и длинный как сама степь. Всё меняется с появлением забавного белокурого парня, который приносит разнообразие в эту сонную степную картину. Далее, во избежание спойлеров, скажу только, что дело происходит в советское время в районе Семипалатинска.
Но главное в фильме это изобразительный метод. Создатели оставили только необходимое и отсекли все лишнее, а именно голос. Ведь фильм практически немой. Общение между героями происходит с помощью взглядов и жестов, а также красивейшей музыки, загадочных звуков природы. От этого фильм не стал скучным или трудным для восприятия. Наоборот ты смотришь, разглядываешь его как какую-то невиданную диковинку.
Что интересно, ведь этот фильм снял не кто иной, как Александр Котт. Создатель Ёлки2, Ёлки3, Брестской крепости, сериала Обратная сторона Луны и т.п. Он крепкий мейнстримовый режиссёр. Человек, которого не заподозришь в тяготении к высокому киноискусству. А «Испытание» именно такой фильм.
Создатели показали, как тонко природа взаимодействует с героями, сама становясь полноправным героем, также безмолвно говорит с людьми. Радуется, плачет горю, помогает, дает знаки.
Невероятно красивый и даже эстетский фильм, трогательный, юморной, ироничный, с множеством интересных изобразительных находок и неожиданным финалом. Точнейший баланс формы и содержания.
Далеко не всегда появляется желание поставить фильму оценку 10 из 10. Любой, даже самый идеально снятый фильм, всегда вызовет парочку каких-нибудь замечаний: примитивный сюжет, игра актёров, работа оператора, и так далее. Что в итоге, даже если сам фильм понравился, даёт повод чуть-чуть понизить собственную оценку.
Этому фильму я поставил оценку 10. Настолько он меня впечатлил, настолько заставил смотреть себя, переживать за героев, ждать дальнейшего развития сюжета! Да, здесь нет диалогов, только монолог диктора радио в начале фильма (единственное, что я услышал на человеческом языке). Но всё и так понятно без слов.
Звуки ветра, дождя, грома и грозы, птиц, стук лошадиных копыт, плюс хоть и небольшое, но вполне себе симпатичное музыкальное сопровождение очень гармонично дополняют всё то, что актёры выражают своими эмоциями, а некоторые даже их отсутствием. За весь фильм я не увидел ни одного хоть какого-то эмоционального проявления героини актрисы Елены Ан, кроме небольшой улыбки в некоторых моментах картины. Даже когда умирает любимый отец, нет никаких негативных эмоций по этому поводу: ни слёз, ни истерики, ни чего либо похожего, что характерно всем нам в данной ситуации, когда теряем близких людей. Но даже это не делает её игру плохой, она отлично справляется со своей ролью.
Кстати, только из финальных титров мы узнаём, что звали её Дина. В виду отсутствия каких-либо диалогов имена главных героев остаются для зрителя тайной до самого конца. Есть только дочь (Дина), отец (Толгат), жених-казах (Кайсын).
И самый эмоциональный персонаж этого фильма русский паренёк по имени Макс, что тоже стало для меня открытием уже из финальных титров. Остальные же персонажи, появляющиеся в редких эпизодах, вообще без имён. Но они и не нужны. И даже главным героям тоже, я так считаю, зритель и без них прекрасно обходится.
В общем, фильм очень драматичный, несмотря на отсутствие драмы как таковой, драмы, которую можно увидеть в итальянских и латиноамериканских фильмах. Здесь всё спокойно, нет истерик и скандалов. Только борьба двух парней за одну девушку, порой даже не по-детски жёсткая, а также слёзы одного из них, того, которого отправили в отставку, так сказать.
И, конечно же, финал в виде ядерного взрыва. Который является самым сильным местом фильма. Всего несколько секунд, за которые показаны эмоции оставшихся в живых к тому времени главных героев, их поведение, что с ними происходит, как они себя ведут в данной ситуации. И взрывная волна, разрушающая такой милый мирок двух любящих друг друга людей. И солнце, которое уже никогда не взойдёт для них. Как и для многих тех, кому так или иначе не повезло оказаться там 12 августа 1953 года. И кто стал очередной жертвой коммунистической системы, которой было вообще наплевать на людей, их жизни, судьбы, чувства...