Сейчас посмотрел Дух Времени, последнюю часть. До этого смотрел две остальные, и ощущение с которым сел смотреть, сложно описать. Эти документальные фильмы, я имею в виду всю трилогию, обладают особенностью, когда фильм трогает тебя, но трогает не сердце, а разум. В самом деле, тут прямо-таки болит голова от открытий, о которых ты мечтаешь в тайне, но не задаешься этими вопросами, боясь или наплевав.
Третья часть начинается с разбора Человеческой природы, а именно с самого рождения человека и его периода эмбриона. Как влияет окружающий мир на младенца, как он адаптируется к нему и какие последствия могут быть нанесены на будущую его жизнь те или иные поступки. На самом деле это ни для кого не секрет, что дети из неблагоприятных семей, где условия жизни оставляют желать лучшего, где родители наплевательски относятся к воспитанию ребенка - такие дети склонны к насилию и в дальнейшей жизни. Но Дух Времени, копает глубже, он доказывает, что социальная среда, с ее государственным строем и жизненными моралиями уже диктует правила, по котором в дальнейшем будет жить человек. Например, бесконечное накопление денег, ведущее только к смерти. Система порабощает человека, когда он еще в состоянии зародыша. Мать, питая будущего ребенка, сообщает ему невербально 'как обстоят дела снаружи', он принимая сигнал 'готовится' к предстоящей жизни.
Вообще эта первая часть резко отличается от всех частей, на которые делились предыдущие фильмы. Но она приятно удивляет, во первых сильной метафорой, а во вторых, нам, зрителям и поклонникам, всегда интересны на столько глубокие подробности. Дух Времени любит удивлять подобной информацией, а мы любим смотреть ее и пережевывать в своем мозгу.
Вторая часть более традиционна для серии. Экономика и ее бесконечный цикл Работодатель - Потребитель - Работник. Это как раз в духе Духа Времени. Мы уже знакомы по предыдущим частям трилогии с некоторыми ошеломляющими подробностями рынка. Так здесь нам открывается еще один закон, а именно, что ЭКОНОМИКА ВЕДЕТ К СМЕРТИ. Громкая фраза, которую так любят разработчики фильма.
Первый термин, который ставят перед нами это ВВП. Признано считать, что ВВП страны и есть показатель ее развития. Приводится пример абсурдности этого выражения. Чем больше мы имеем больных и умирающих - тем лучше экономика. Чем больше преступников - тем так же больше денег выделяется на их содержание, тем больше денег тратит правительство на эту программу, тем выше уровень ВВП страны, тем она престижней выглядит в глазах остальных стран. Весь процесс ведет только к увеличению, к бесконечному увеличению. А значит только к ЭКОГЕНОЦИДУ - вот это мне очень понравилось. Такие выводы, казалось бы лежат на поверхности, словно сливки, но мы почему-то не задумываемся над ними, нас все устраивает и мы не привыкли думать в таких масштабах. Не проще было бы подумать над сумочкой, которую я хочу, не лучше было бы рассчитать при каких условиях удобней взять кредит.
До этого момента то и дело возникает непреодолимое желание узнать, что нужно делать, что надо делать?! Иногда Дух Времени ставит проблему, а ответ на него не дает, за что можно сильно поругать этот фильм. Вот он обостряет ситуацию вокруг, ставил проблему ребром, а ответа не дает. Во второй части ответ, как показалось, существует - Экономить. Человечество ушло от настоящего понятия экономики - 'Эффективно и избирательно направлять сырье для производства и распространения товаров, для поддержания жизни'.
Дальше, не имеет смысла рецензировать, так как я совсем уже много наговорил.
Хотелось бы в завершении поднять вот какой вопрос: 'Аудитория на которую предназначен документальный фильм?' Есть такие псевдоборцы за свободу от корпарационной зависимости, есть и реальные революционеры, которых к сожалению гораздо меньше. Видит Бог, дойдет сообщение до своего зрителя и может быть только тогда мы освободимся от бесконечного цикла, катящегося в бездну небытия.
Не секрет, что каждый может перечислить целый список проблем и неудач современного общества. Многие понимают и осознают что происходит вокруг на самом деле. Лишь некоторые предпринимают попытки что-то изменить к лучшему. И есть такие, кто совершенно серьезно относятся к этому вопросу. Именно они решили снять фильм в котором научно, хоть и не всегда обоснованно проводится анализ человеческого общества как единой системы. Но пожалуй, такой крупный орех не по зубам. Поэтому фильм разбит на смысловые части - развитие человека и человечества.
На протяжении повествования часто можно увидеть уважаемых людей: ученые, доктора наук, общественные деятели. Они рассуждают, что мы имеем и что мы будем иметь в дальнейшем, если оставим все как есть. Аргументировав состояние нашего привычного хода событий как тупик нам предлагают принципиально новую концепцию, по сути утопию.
Документалистика ли это? Я вижу глобальную драматичность и как альтернативу предложенную утопичную фантастичность. Утопия - такая желанная и добрая сказка в которую хочется верить. Уверен, все мы хотели бы оказаться в обществе здоровом и кристально чистом. Рассказ так сладок, что хочется слушать еще и еще...
Но увы, это лишь фантазия, но фантазия не лишенная смысла.
Кто внимательно смотрел фильм и тем не менее понял его суть и цель не будет его критиковать. Мы все привыкли к бесплатному сыру в мышеловке, по-этому опасаясь очередного обмана боимся даже представить о таком месте на планете Земля, где не надо будет работать на надоевшей работе, ежемесячно оплачивать счета, все время думать о том, как прокормить семью... А ведь это все часть системы.
Новый рекламный ролик так красочно рассказывает о том, что эта усовершенствованная бритва лучше предыдущей, а этот йогурт такой чудодейственный - все это двигатель торговли, а значит и двигатель рабства. Ведь для того, чтоб все это купить надо РАБотать РАБотать РАБотать РАБотать РАБотать...
Уже давно научные институты, исследователи и деятели в разных областях науки разрабатывают все новые устройства для улучшения и упрощения нашей жизни. Например, в новых производственных машинах устанавливаются фото- термо- датчики, которые анализируют и определяют техническое состояние оборудования, место неполадки, что автоматически делает ненужным проводить ежедневные осмотры, ежемесячные плановые ремонты.
Соответственно эту технологию уже давно можно применять и в иных отраслях нашей жизни. Так в фильме предлагается проводить анализ ресурсов, в которых нуждается человек - почему-бы не установить этот же датчик в холодильнике, который будет подавать сигналы о том, что человек использует часто, чего не хватает, а что в избытке? Так можно будет не тратить время на поход в супермаркет, причем отпадает время на принятие решения какой продукт купить - тот который подороже или тот, который рекламируют. Конкуренции не будет, поскольку она лишена смысла.
И где же здесь массовое порабощение? Где управление? Чем управляет холодильник и так ли он опасен для людей?
Это все научные решения для упрощения нашей жизни, к чему и надо стремиться. Сделать первый шаг не так уж сложно, надо просто поверить. И если в душе есть надежда - пора действовать...
Дух времени: Следующий шаг - третий фильм в серии нашумевших работ Питера Джозефа. Интересно наблюдать за эволюцией стиля автора этих замечательных произведений искусства: если первый Дух времени был очень эмоциональным, бросающим вызов зрителю, с большим количеством красивых метафор и аллегорий, то третий фильм больше выдержан в академическом стиле и наполнен научными фактами.
В этот раз Джозеф собрал выдающихся учёных и специалистов в различных областях, которые буквально разрушают устоявшиеся в умах людей мифы и предрассудки относительно природы человека, функционирования общества и других важнейших аспектов нашей жизни. Большинство людей в современной культуре не придают особого значения всем этим вещам, однако, от степени нашего понимания окружающего мира и знаний о самих себе зависит очень многое. Например то, как устроено наше общество, как мы воспитываем своих детей, как решаем возникающие проблемы и самое главное - что мы ценим в своей жизни. Фильм Питера буквально на пальцах объясняет принципы работы современной системы, приводит конкретные примеры и описывает её ключевые механизмы. И ведь это всё не является просто очередным мнением автора или конспирологической теорией, а представляет собой объективный научный анализ ситуации и любой разумный человек может в этом убедиться самостоятельно. Именно в этом и заключается основной посыл всех трёх работ серии Духа времени - начать размышлять, стремиться стать образованнее, не быть безразличными к происходящему вокруг и вылезти из своего уютного 'мыльного пузыря' для того, чтобы наконец принять ответственность за себя и всех остальных людей на планете. Для многих такие вещи кажутся наивными, звучат пафосно и вызывают скептицизм. Такому отношению очень содействует современная культура - конвейер по созданию бесполезных и отупляющий развлечений, а также мнимый авторитет лицемерных политиков, которые ныне выполняют роль обычных актёров, которые говорят лишь то, что хотят слышать люди. Большинство людей давно свыклись с мыслью о том, что от них ничего не зависит, за них давно всё решают 'серьёзные дяди в пиджаках', а единственным авторитетом является телевизор. Как раз с целью пробудить, открыть глаза, помочь поверить в силу, данную каждому человеку изменить мир и был создан первый Дух времени. Но никто, даже сам автор не ожидал такого сильного отклика от людей. Резонанс получился просто невероятный - более 100 миллионов просмотров за первый год после выхода фильма. Джозеф не мог и мечтать об этом. Это был шок. Люди требовали ответов на свои вопросы, просили его продолжать работу. Были и негативные отзывы, ненависть, агрессия и непонимание, т. к. фильм ставил под вопрос укоренившиеся в массовой культуре убеждения и взгляды. Но 'свобода начинается с сомнения' - это единственный путь к развитию. Если мы никогда не будем ставить под сомнение свои ценности, свои убеждения и методы, то ни о каком общественном, интеллектуальном и даже духовном прогрессе не может идти и речи!
Последовавшая за первым фильмом работа 'Дух времени: Приложение', создание международного неполитического движения 'Дух времени', релиз третьего фильма... - всё это является результатом реакции пробудившихся и уставших от творящегося в мире абсурда людей. Именно сомнение, стремление докопаться до сути вещей и бесстрашие перед непоколебимыми авторитетами послужили первой искрой к началу революции в головах. И этот процесс набирает обороты, распространяясь по всему земному шару, игнорируя любые искусственные границы - становятся безразличны национальности, политические взгляды, вероисповедание... люди приходят к новому пониманию того, что все мы - одно. Мы живём на одной планете и вынуждены искать пути разумного, мирного и устойчивого развития для всего человечества, иначе мы просто обречены на гибель. Дух времени: Следующий шаг является отражением новой, зарождающейся парадигмы мышления - следующего шага в нашей эволюции как вида. В данном вопросе субъективные мнения и чьи-то эмоции совершенно ничего не значат. В природе существуют эмпирические законы и принципы, которые работают независимо от того, как вы к ним относитесь. Если мы разрушим всю экосистему планеты, вырубим все леса, истребим всю живность на суше и в море, истратим все ресурсы - то мы просто погибнем, подобно жителям Острова Пасхи. И на сегодняшний день есть лишь одно настоящее решение - разумное использование ресурсов планеты, применяя научный метод как основной инструмент в принятии решений. А вы готовы сделать следующий шаг?
Бесспорно, это наиболее важный документальный фильм из когда-либо созданных.
Фильм поднялся в глазах многих, в сравнении с первой и второй частью, выросшей философией, реальными идеями и словами.
Это фильм о сути человеческого бытия на планете Земля, о той сути которую 99% населения этой самой Земли не видит.
Фильм как никогда ставит перед нами вещи такими какие они есть, без накидывания завесы обмана, недомолвок, подтасовок, чем не отличались первые части фильма. Это рассказ о жизни, о разумной жизни, о том как человек должен и обязан использовать данный ему разум, во благо себя, общества и планеты.
Фильм представляет нам человека не как Номо Sapiens, а паразита на спине планеты, высасывающего все до последней капли и не думающего о своем будущем.
Мы должны научиться жить друг с другом, как братья, или погибнуть вместе, как глупцы (Мартин Лютер Кинг).
В этот раз создатели не приводили сенсационные факты, для пущего доказательства порочности нынешней системы, в этот раз создатели не пытались завлечь зрителя эпатажностью и непредсказуемостью сюжетной линии, не ратовали за безоговорочную попытку открыть глаза на реальный мир зрителю, хотя и эти компоненты затрагивали активно, позволю себе использовать этот термин, киноэпопею XXI века. В этот раз создатели максимально простым и доступным языком для любого человека, живущего в адекватном обществе, пытались донести рациональные, интеллектуально завершенные и нравственно здоровые посылы по реформированию и реанимированию нынешней псевдообъективной, квазиблагородной, лжесправедливой социальной системы.
В этой части фильма акцент ставится на приоритетных ценностях современной цивилизации, представленными бинарными оппозициями: деньги/здоровье, общество/личность. Создатели говорят о безоговорочном влиянии денежной независимости на здоровье человека в целом, указывая тот факт, что богатые люди любой страны мира, как правило, живут дольше и благополучнее в физиологическом аспекте в частности, чем менее обеспеченные слои Земли - золотая истина, при этом сегодня богатство и здоровье всегда ассоциируется с успехом и высоким, титулованным статусом в обществе. Создатели говорят о безоговорочном влиянии общественных отношений, социальных институтов, общественных порядков и законов на становление личности - еще одна золотая истина, при этом взаимосвязь общественных отношений базируется на первом уровне: деньги/здоровье.
Таким образом, согласно концепции некоего “Большого брата”, именно богатый и здоровый человек должен иметь высокий сан в социальной иерархии и при этом являться гармонично, всесторонне развитой, добродетельной личностью, способной диктовать образ жизни и образ мышления другим людям. На первый взгляд, все справедливо! Однако если вдаться в подробности данного вопроса и проанализировать нынешнюю конъюнктуру, статус-кво, сразу же у благоразумного человека появляется ряд, в большинстве своем, риторических вопросов. Богатство еще не означает, что группы людей, обладающие глобальными ресурсами, являются высокоинтеллектуальной, просвещенной и справедливой элитой, несмотря на то что себя они так и позиционируют.
Это одна из знаковых проблем. Мнимая дань уважения общества отдана по своей сути жутким расточителям ресурсов всех Землян, строптивым любителям необоснованной роскоши, дьявольского тщеславия и духовной клеветы. Тогда как воистину умные, благочестивые, мудрые, гуманные люди остаются не у дел, за неимением баснословной роскоши и безапелляционного финансового превосходства над другими.
В современном 'цивилизованном' мире явно все не так хорошо, как декларируют многие популярные личности наших дней. Европа, США и другие высокоразвитые титаны современного мира нагло эксплуатируют более слабых - слаборазвитые государства Африки, Азии, Америки. Носители знамен доброй воли щеголяют своим добродушием, бескорыстностью, распыляя семена филантропии по планете, о которых мы только слышим в пестрящих заголовках газет и телесводках, в реальности же - этой помощи никто и никогда не видит, по крайней мере в тех масштабах, которые декларируются. Главы влиятельных государств ежегодно собираются за круглым столом для решения экологических, социальных, экономических, технических, научных и других безотлагательных вопросов, но почему-то до нас доходят лишь отголоски их речей, реальных действий на глобальном уровне мы, к сожалению, по-прежнему не видим.
Вот это и есть наш нынешний мир: мир иллюзий, неплодотворных дискуссий, ярких и напыщенных словес, праздных обещаний. Мир 'большой' политики, носителей 'благих' ценностей и 'гениальных' идей. Мир теней, 'праведного' гламура и политического лоска, жалкой авторитетности и приторной выхоленности мирового истеблишмента. Это авансцена.
Но есть еще и непредсказуемая мизансцена неугасаемой, вечно бурлящей человеческой прыти, веры, надежды и любви. Любви к ближнему, любви к самому себе, любви к человечеству в целом, любви к гуманным идеям. Воплощением этой духовной любви ко всему человечеству и является фильм-откровение 'Дух времени: следующий шаг'. Творцы данной киноэпопеи дерзко замахнулись сменить нынешнюю ложную парадигму капитализма на абсолютно новую, ранее не апробированную парадигму благоденствия всего человечества, сотканную из передовых идей технократической эры и лучших идей наших пращуров, в основе которой лежит ресурсориентированная экономика, классовое равенство, социальная, интеллектуальная, этическая справедливость и ряд инновационных технических разработок человечества!
Общество, где миром правит культ разума и благородия, мир, где понятие слабый, голодный, обездоленный, изможденный является историзмом, история, в которой мировые войны являются горькой людской архаикой, люди, не имеющие четкого представления о таких понятиях, как зависть, обман, вражда, угнетение, гнев, страдание – это наша непоколебимая, всеобщая цель! Это наша планета и только вместе мы в состоянии превратить нашу Землю в рассадник добра, любви, гармонии и счастья!
Третий документальный фильм Питера Джозефа, «Дух времени: Следующий шаг», начинается с рассказа об игре «Монополия». Смысл игры заключается в том, что абсолютный победитель становиться безоговорочным монополистом, завладев всей собственностью проигравшихся участников.
Но когда игра заканчивается всё возвращается обратно в коробку. Все фабрики и заводы, банки и корпорации… Всё.
Не находим ли мы, что и в жизни, вокруг нас происходит нечто похожее? Несмотря на то, что сегодня «есть только одна целостная система систем». В которой «Америки нет, демократии нет, есть только IBM, ITT, TNT, DuPont, RBB и Exxon». Несмотря на то, что «сегодня они являются нациями мира». Несмотря на то, что «сегодня это естественный порядок вещей». Несмотря на то, что «мир это бизнес, мистер Билл»… (Фильм «Телесеть».) Где Рокфеллеры зарабатывают чистой прибылью полмиллиарда долларов на Первой мировой войне и более 2 миллиардов на Второй мировой. Где число людей проживающих в нищете за прошедшие 40 лет выросло вдвое, где сегодня 49 стран мира рассматриваются как наименее развитые, тогда как в 1971 году их было только 25, чьи природные ресурсы всё быстрее истощаются, а крайняя, всепоглощающая зависимость от импорта является фатальной угрозой. Где сами ресурсы ограничены…
Невозобновляемые ресурсы составляют основу современной мировой экономики. Одним из таких ресурсов является нефть. От неё зависит транспорт, сельское хозяйство, современная медицина, водоснабжение, микросхемы и многое другое. Что же произойдет со всей нашей экономикой, когда общество поймет, что ресурс, за счёт которого во многом экономика существует, иссякает на глазах?
Ранее не приходилось задаваться вопросом об ограниченности ресурсов, и вся европейская социально-экономическая система развивалось исключительно в парадигме их неисчерпаемости. Но даже за все прошедшие десятилетия экологической, энергосберегающей политики готова ли наша цивилизация лишиться энергии заключённой в нефти? «Вся пластмасса - это нефть. Большинство красок, все пестициды производятся из нефти. Всё, начиная с зубной пасты и заканчивая зубной щёткой, производится из нефти. На каждую автопокрышку приходится семь галлонов нефти. Не существует ничего такого, что могло бы заменить эту структуру, построенную на ископаемом топливе». (Фильм «Развал».) По пессимистическим оценкам глобальный пик добычи нефти уже пройден или вскоре будет пройден, оптимистические заявляют более поздние сроки. Так или иначе, снижающаяся доступность ресурса или угроза его потенциальной недоступности заставляет цены расти вверх, что уже приводит к усугублению глобальной рецессии вызванной текущим мировым экономическим кризисом.
Согласно Тайтнеру (Д. Тейнтер «Коллапс сложных обществ») - коллапс общества определим как быстрый процесс (несколько десятилетий), сопровождающийся резким сокращением разрывов в доходах, сокращением специализаций и профессий, децентрализацией власти, сокращением контроля, сокращением инвестиций в искусство и архитектуру, а также сокращением торговли.
Причины крушения цивилизации Тайтнер видит в том, что «человеческое общество, как все живые системы, требует энергопоток для поддержания своей деятельности. С ростом сложности и структуры общества растут и требования к количеству энергии требуемой для работы системы». В какой-то момент соотношение сложности системы и количество доступной энергии вступает в неравновесное состояние, что приводит к коллапсу.
Согласно своей теории Тайтнер видит две стратегии, которые позволят обществу избежать коллапса:
1. нахождение новых источников энергии, влекущих за собой рост производительности труда и плотности населения, что сделает дальнейшее усложнение структуры общества оправданным с точки зрения энергозатрат;
2. покорение менее развитых обществ, что позволит компенсировать энергонеэффективность центра, за счет интенсивности присоединенных территорий.
Очевидно, что второй вариант стратегии имеет чётко ограниченные рамки. Если огромное количество нищих стран сегодня колоссально зависимы от импорта, а их природные ресурсы близки к истощению, то не говорит ли это о том, что вторая стратегия уже исчерпана? Разве внешняя политика США не проводила всё прошлое время именно такую стратегию? Game Over? Не пришёл ли конец игре?
Сможет ли человечество реализовать альтернативную стратегию? Сможет ли найти достойный ответ глобальным вызовам? Ведь это неминуемо влечёт трансформацию не только социальной парадигмы, не только культурной, психологической, но и экономической парадигмы современной цивилизации.
Множество сложнейших вопросов. Вопросов требующих профессиональных знаний. Эти вопросы не часто возникают в общественном дискурсе. А большинство из проводимых обсуждений как правило ограничены ложной политкорректностью, страхом или же вопиющим невежеством.
«Дух времени: Следующий шаг» - это документальный фильм, раскрывающий голую, неприкрытую правду, какой бы горькой она ни была. Фильм привлекает науку, и научные знания в качестве мерила «За» или «Против». В фильме нет места ложным ценностям и предвзятой системе оценок массовой культуры. Это непопулярный фильм. Ведь инициатива наказуема. Но именно первый шаг начинает путь. Дорогу осилит идущий.
…сделаем следующий шаг к новому естественному порядку вещей.
Совсем недавно, 25 января, стала доступна для просмотра широкой аудиторией пользователей сети интернет новая часть документального фильма «Дух Времени» (Zeitgeist), которая носит название «Следующий шаг».
На мой взгляд, данная работа документалиста Питера Джозефа и его соратников является наиболее завершенной и непротиворечивой в сравнении с предыдущими фильмами, что впоследствии может плохо сказаться на ее популярности среди зрителей. Уже вторая часть данного документального фильма вызвала меньший резонанс в интернете, месте обитания целевой аудитории проекта. Это, несомненно, связано с подаваемым материалом. Я не буду касаться технической стороны, то есть визуального ряда, замечу лишь, что его качество с каждым фильмом возрастает, но в документальном кино данная составляющая играет второстепенную роль.
Что же можно сказать о смысловой составляющей?
Поднятые в первом фильме вопросы о сущности религии, об экономическом и политическом устройстве общества были весьма оригинальны, но вместе с тем и достаточно маргинальны. Это было выражением взглядов отщепенцев от науки и философии, которые не принимались достаточно большой частью людей. Эти взгляды были выражены в доступной и занимательной форме и благодаря развивающимся популярным технологиям нашли своего зрителя, для которого представленные в фильме идеи стали открытием. Фильм подвергался многосторонней критике, в большинстве своем обоснованной, многие моменты в нем действительно сомнительны, а прочие откровенно притянуты за уши. Тем не менее, фильм был интересен именно своей оригинальностью. Я, критически оценивая информацию, предложенную к рассмотрению и отмечая многочисленные спорные моменты, смотрел фильм с тем интересом, с которым, скажем, читал антиутопии Джорджа Оруэла и Олдоса Хаксли.
Второй фильм стал выражением идей современных «инженеров-утопистов». Логической связки между первым и вторым фильмом я не уловил, и у меня появилось чувство, что автор, делая первую часть фильма, еще не представлял, о чем будет вторая и будет ли вообще. Фильм опять же изобиловал неподтвержденными и даже не поддающимися, в наличествующих условиях, проверке фактами. И в дополнение к ним была предложена модель «общества всеобщего благоденствия», разработанная малоизвестными учеными и сочувствующими им деятелями. В фильме также был предложен определенный набор действий, необходимых для выполнения в целях трансформации общества, которые выглядят весьма ненадежными ввиду ограниченности аудитории имеющей возможность ознакомиться с предложенными идеями, а уж тем паче полностью с ними согласиться.
Краткое описание фильмов предшествующих тому, которому и посвящена данная заметка, было сделано для того, чтобы можно было сравнить их смысловую составляющую. Как я указывал выше, на мой взгляд, данное произведение является наиболее завершенным и непротиворечивым. Что я хотел этим сказать? Идеи, раскрытые в «Следующем шаге», уже не так легко падают под ударами критики, как те, что были раскрыты в предшествующих работах Питера Джозефа. Они непротиворечивы ни внутренне, ни внешне, то есть основываются на фактах, достаточно разработанных и во многом даже общепринятых среди определенных категорий людей, для которых эти вопросы являются объектом изучения. Представленная в фильме концепция «природы человека» была разработана еще в XVIII веке французским просветителем Жан-Жаком Руссо, а после подхвачена многочисленными гуманистами, среди которых, например, можно выделить нашего великого соотечественника Льва Николаевича Толстого. То же самое можно сказать по поводу «социальных болезней», о которых говориться во второй главе фильма, присовокупив к упомянутым выше мыслителям, прочих социалистов, коммунистов и анархистов.
Выступающие с экрана монитора ученые отмечают, что им чуждо определение себя и своих идей через призму какого либо «изма», что не мешает нам подумать, как эти идеи соотносятся с идеями тех, кто от этих «измов» не открещивался. Социалисты, коммунисты и анархисты в целом довольно похоже представляют себе потенциальный «идеальный мир», разница между ними, главным образом определяется теми методами, которые они избирают для переустройства мира существующего. В анализируемом мною фильме данная тема вообще обходится стороной. После рассмотрения «природы человека» и «болезней общества» авторы сразу переходят к модели будущего общества в третьей главе, названной «Проект Земля». То есть, судя по всему, те действия, которые были предложены в фильме «Дух Времени: Приложение», по мнению создателей, являются достаточными для всеобъемлющей революции, необходимой для претворения в жизнь модели ресурсо-ориентированного общества, что весьма наивно и потому менее практично, чем методы, содержащиеся в упомянутых выше теориях, обремененных опостылевшим суффиксом «изм».
Сама модель также, если не считать технологической составляющей, была широко рассмотрена многочисленными мыслителями-гуманистами и утопистами прошлого. На первый взгляд может показаться, что техническая составляющая концепции идеального общества, разработанная инженерами и прочими людьми практического ума, оригинальна, но следует вспомнить многочисленных футурологов и фантастов, которые уже с первой половины XX века примерно также представляли себе общество будущего.
Завершающая глава, ужасающими примерами статистики должна убедить нас в невозможности дальнейшего существования действующей системы. Должна, но не убеждает. Все эти факты уже давно производят на людей такое же впечатление как предупреждения минздрава на пачках сигарет. Финальная сцена, изображающая какую-то абстрактную революцию, лишена какого-либо практического смысла и потому не может восприниматься иначе как красивая картинка и то же самое можно сказать и обо всем фильме в целом. По сравнению с остальными частями «Духа Времени», «Следующий шаг» является шагом вперед, но только в пределах теории.
Ответ, к чему всё клонят авторы цикла фильмов 'Дух времени', заключён в последней трети данного фильма. Проект будущего безналичного общества описан в утопических деталях. Прекрасны идеи самодостаточного, футуристического, концентрического городского дизайна.
К сожалению, этот фильм не дает представление об эффективном гражданском сопротивлении при нашей неустойчивой социально-политической морали. Это видеопутешествие в мир разрозненной и сомнительно выглядящей информации (см. раздел о психосоциальном неравенстве), которая оставляет зрителя потерянным в тумане риторики.
Приятно, что в фильме есть вся информация, которую мы по кусочкам урывали там-сям. И вот, все в целом с картинками и объяснениями. Много не порассуждаешь - все фильме. Основные выводы. Во первых, надо начинать Думать самостоятельно. Во вторых, все хорошее, доброе, светлое, чистое тоже нуждается в рекламе. В третьих, богатые и знаменитые сами давно и бессовестно противопоставляют себя 'обычным' людям, а фильм только наглядно продемонстрировал это. И, если на их стороне все деньги и власть, то на стороне всех людей всего мира элементарное численное преимущество, а деньги - это просто бумажки в конце концов, да и власть без денег не получится. А то, что в фильме пофантазировали о городах, роботах и гидропонике, то это просто как вариант, чтобы показать, что существующая модель мира не является единственно возможной.