К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Одним из классических произведений американской прозы считается роман Джона Стейнбека 'О мышах и людях', опубликованный в 1937-ом году. И если потенциальный зритель британской криминальной драмы 'Лучшие планы', вышедшей в 2012-ом году, читал данное произведение либо же видел его художественную экранизацию, которые выходили не один раз, а возможно даже знаком с 'О мышах и людях' по театральным постановкам, то сразу же проведёт параллели между классикой от Стейнбека и указанной драмой от режиссёра Дэвида Блэйра и сценаристов Джереми Шелдона и Криса Грина.

В сюжетном центре 'Лучших планов' находятся некий Дэнни (Стивен Грэм) и Джозеф (Адевале Акиннуойе-Агбаже). Первый - мелкий мошенник по уши в долгах, второй - его единственный друг, которого природа наградила могучей силой, а вот ума отняла, вот и живёт бедный Джозеф с развитием пятилетнего ребёнка, постоянно втягиваемый Дэнни в различные авантюры. Но однажды Дэнни оказывается в должникам у местного гангстера Кёртиса (Дэвид О'Хара), занимающегося помимо прочего подпольными боями. Дэнни пытается увернуться, выскользнуть из лап Кёртиса, но ему приходится жертвовать Джозефом, чтобы спасти собственную шкуру. А между тем Джозеф неожиданно находит себе даму сердца, да и у Дэнни появляется романтическая привязанность, хотя больше она похожа на извращённую продажную похоть. Но даже такой низкий и подлый жулик как Дэнни получает шанс от судьбы, чтобы всё исправить и наконец-то поступить так, как поступил бы любой, заслуживающий громкого звания 'Человек'...

Так закручивается по большей части драматический, а эпизодами и трагический сюжет криминального фильма 'Лучшие планы'. Надо учесть, что он снят Дэвидом Блэйром, который вряд ли известен широкому кругу зрительской аудитории, так как он чередует полный метр с работой на телевидении. Да и все его картины не выходят в широкий прокат, поэтому и 'Лучшие планы' не самый распространённый фильм за пределами Туманного Альбиона. Ведь сейчас весь британский криминалитет с его исконной стилистикой и шармом вплотную связан с творчеством культового Гая Ричи, который совсем недавно вернулся на кинематографический Олимп с работой 'Джентльмены' (2019), ставящийся сейчас в одну линейку с признанной классикой 'Карты, деньги, два ствола' (1998) и 'Большой куш' (2000).

И как раз в последнем одну из своих самых заметных ролей на ряду с брутальной драмой 'Это - Англия' (2006) сыграл Стивен Грэм. Природа наделила этого актёра внешностью самого настоящего английского пройдохи: мелкого жулика, скользкого и противного, который может предать в любой момент, либо сбежать, испугавшись за свою шкуру. Практически Стивен Грэм - олицетворение британского характерного актёра, физиономию которого невозможно забыть. Но другое дело, что Грэм настолько врос с своё амплуа, что по-другому и не воспринимается зрителем. Хотя, по-видимому, актёра это совсем не заботит - он занимается любимым делом, а уж какой образ у него есть, такой и есть. И вначале 'Лучших планов' Грэм ничем удивить не может, но ближе к кульминации, когда его Дэнни наконец-то понимает насколько низкий и подлый он, и что пора сделать впервые в жизни что-то достойное ради единственного друга, то относиться к нему начинаешь совсем по-другому, не всё хорошее вымыли у него алкоголь и наркотики.

Адевале Акиннуойе-Агбаже сыграл в меру своих возможностей, показав, что в нём есть задатки драматического актёра, да и его персонаж Джозеф был вполне интересным. Чем-то он был схож с культовым мучеником от кино Джон Коффи из 'Зелёной мили' (1999) в исполнении Майкла Кларка Данкана. Но 'Лучшие планы' далеко не 'Зелёная миля', а Джереми Шелдон и Крис Грин вместе взятые не Стивен Кинг, но в любом случае 'Лучшие планы' весьма цельный и стилизованный фильм. Если всмотреться в персонажа Стивена Грэма, то увидишь всё дно британских трущоб, где мусор не убирается сутками, из подвалов тянет сыростью и гниющими продуктами, проституция и торговля наркотиками процветает, выжить честным путём практически невозможно, мелкое воровство даже не считается преступлением. Виноват ли Дэнни в том, чем он стал заниматься, такова ли его природа или окружение сделало его таким? Вопрос, конечно, риторический. Но именно Дэнни взял на поруки недалёкого Джозефа, взял, конечно, из корыстных побуждений, но затем он понял, что не Дэнни поменял Джозефа, а как раз наоборот. И в заключении рецензии хотелось бы отметить хорошую игру актрис - Максин Пик и Эммы Стэнсфилд. Причём последняя заслуживает не меньшего анализа, чем Дэнни, но этим лучше уже заняться Вам самим, если уж британская и более современная версия 'О мышах и людях' Вас заинтересовала.

8 из 10

06 октября 2020 | 10:46
  • тип рецензии:

В 1937 году Джон Стенйбек написал новеллу под названием 'О мышах и людях', которая рассказывала о двух рабочих-мигрантах, трудящихся на плантациях во времена Великой Депрессии, один из которых обладал недюжинной физической силой, но был слабоумен, от чего друзья-приятели немало пострадали. В 2012 году Дэвид Блэр, вдохновленный этой повестью снял свою версию, сменив жаркую Калифорнию на прохладную Англию, а в иных моментах произвел замену на более яркие атрибуты нынешнего времени, такие как проституция, негласные правила преступного мира, нелегальные бои, кокаин и издевательства подростков друг над другом. Название фильма отсылает к знаменитой цитате из новеллы, которая говорит о том, что даже лучшие планы не всегда исполняются, что по идее оформляет главную мысль фильма, но на самом деле все время хочется задать вопрос - а может не так уж они были хороши?

Блэр собирает в своей картине жалость к умственно отсталому человеку, которая растет в геометрической прогрессии, когда тот находит свою любовь, особенно такую как в данном случае, и расхожую банальщину насчет того, что проститутка может оказаться невероятно духовно богатой женщиной, обладающей талантом художника и способностью влюбиться в простого парня, а так же Стивена Грэма в стереотипной для себя роли. Насчет последнего сразу стоит оговориться - хоть и может показаться, что он все время топчется на одном месте, но на самом деле криминальный жанр это то, в чем актер смотрится наиболее органично и он способен выбирать интересные проекты по разному раскрывающие тему, однако одного таланта мало, необходима еще и помощь режиссера. Но Блэр не Мэдоуз и создать такой же яркий характер простого парня из английских трущоб как Комбо ему не под силу, даже несмотря на то, что в сценарии имеется потенциал для того, чтобы очеловечить его, но он работает не совсем идеально в содружестве с нагромождением мелодраматической банальщины в этом фильме.

А вот для Адевале Акиннуойе-Агбадже Дэвид Блэр резко меняет курс - многие любители криминального жанра должны его помнить по первому часовому драматическому сериалу HBO 'Тюрьма Оз', поменявшему многие законы телевидения, в котором его персонаж был весьма грозным и соображал на порядок больше. Теперь же Адевале умиляет нас своим героем с детской непосредственностью и временами даже преподносит с помощью него интересные мысли о том, как влияет на умственно-отсталого Джозефа его далеко не идеальное окружение, как он перенимает привычки, которые копировать не нужно. Но опять же и тут идея режиссера смотрится вторично, поскольку у нас всех жив в памяти стилистически схожий образ из 'Зеленой мили', который расходиться идейно с характером Джозефа, однако все равно незримо нависает, лишая его большей доли очарования, которое он временами проявляет. 'Лучшие планы' получились неплохим фильмом по кускам, но все же режиссер не дотягивает до той Англии в стиле социального реализма или просто талантливого свежего кино вроде того же Мэдоуза, Консидайна, Арнольд или Муллана, хоть и пытается идти по их дороге, заворачивая в конце в беспросветную тьму, куда вышеуказанные лица врядли когда-нибудь бы ступили.

17 июня 2012 | 05:03
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: