Как известно, ниша мокументари фильмов, где нам показывают якобы подлинный материал, добытый с давно потерянных видеоплёнок, полнится с каждым месяцем. Так вот у 'Аполлона 18' есть все шансы, чтобы занять в ней достойное место, на одном уровне с первой 'Ведьмой из Блэр' и испанским 'Репортажем'.
Фильм лаконичен, необычен локациями умело воссозданного космического пространства да холодными цветами плёнки и в целом крайне смотрибелен, что в нынешнюю эпоху приторно-цветных внешне одинаковых фильмов большая редкость (во время просмотра не тянет смотреть на часы, дожидаясь титров).
О сюжете уже сказано достаточно и, чтобы не портить впечатление непосмотревшим ненужными спойлерами, просто стоит отметить, что всё выглядит связно и успешно укладывается в рамки камерного фантастического триллера. Здесь всё логично и всё по сюжету. Актёры, которых всего трое (два высадившихся на поверхность Луны космонавта и один, ожидающий их на орбите), выглядят очень достойно, не переигрывают и сидят в своих скафандрах и костюмах, как влитые.
Да, при желании можно предъявить фильму претензии насчёт отсутствия оригинальности. Дескать, был уже и культовый 'Чужой' (1979) и много ещё чего, где холодный враждебный космос открывался людям со своих самых неприятных сторон. Но вот не хочется выискивать в 'Аполлоне 18' минусы. Фильм очень качественный и приятный, насколько может быть приятной история о предательстве и отчаянии. Хотя любители блокбастеров почувствуют определённый зуд, не дождавшись лютого экшна (по этому вопросу вам к 'Звёздному десанту', 'Крикунам', 'Дюне' и тому подобным сверхфантастическим опусам; ну или же к 'Аватару' с 'Супер 8').
Что ещё порадовало: нет американского ура-патриотизма, нет нападок на СССР (привет пелевинскому злобному пародийному фарсу 'Омон-ра'). Интересующиеся космосом смогут поискать соответствия в экипировке и оборудовании, не интересующиеся скучать тоже вряд ли будут. Характеры героев весьма правдоподобны и психологически точны. Удачно воплощена лунная гравитация с характерными прыгающими шагами и куда меньшим, чем на Земле, притяжением.
В общем и целом, с ещё одним отличным пополнением в коллекцию мокументари-триллеров, господа ценители! Лесная 'Ведьма из Блэр' у нас есть, 'Ад каннибалов' с непролазными джунглями - тоже, квартирные 'Паранормальное явление' и 'Репортаж' мы тоже видели. Теперь получили хорошую порцию космического found footage. Наслаждайтесь.
В последнее время жанр так называемой псевдодокументалистики набирает обороты. Фильмы снятые любительской камерой достаточно высоко ценятся кинозрителями за ощущение реальности происходящего, которое не может подарить знаменитое 3D. Но этот фильм выделяется среди прочих картин. Во-первых, сама съемка, которая велась на такие же камеры и такую же пленку, которыми пользовались во время настоящих полетов на Луну. Во-вторых, малое количество спецэффектов. В-третьих, отсутствие официального дубляжа картины, и в кое-веки русский голос без признаков акцента. И в-четвертых, ощущение настоящей тайны, которую долгое время скрывали.
Сев в кресло, в кинозале, я была настроена весьма скептично, поскольку ожидала увидеть очередное прославление американского патриотизма, и 'нехороших русских, которые пытаются во всем помешать хорошим честным американцам'. Но я не увидела ни того, ни другого. Не было ни пресловутого героизма, ни патриотизма, ни героя, который спасет всех. Были показаны некие события, которые никогда не происходили, некая катастрофа, которая нигде не была официально задокументирована.
Фильм рассказывает о некой секретной экспедиции на Луну, информация о которой была предоставлена в 84 часах записи на камеру. Эти часы включали в себя общение с астронавтами, сам полет, расстыковку, и наконец само пребывание на единственном спутнике Земли. В кинотеатре естественно показана 'сокращенный' полуторачасовой вариант, смонтированный из оригинала. Конец был неожиданный и пугающий, в основном из-за 'досье' и 'официального рапорта'.
И выйдя из темного зала, и вспоминая попытки астронавтов, пытающихся понять суть странного поручения Министерства Обороны США, суть которого нам так и не раскрыли полностью, оставляя место для фантазии, невольно начинаешь думать: 'А вдруг это не просто умело смонтированный фильм?' Вдруг это действительно имело место быть? Ведь в истории СССР и США немало нераскрытых тайн, разгадки на которые лежат в пыльных архивах с пометками 'Совершенно секретно'.
За умело преподнесенную тайну и непередаваемое ощущение реальной рассекреченной истории: 8 из 10
P.S: А также + 2 балла за первый, за последний месяц (то бишь август), удачный для меня фильм, который не заставил жалеть о потраченных деньгах.
Давно я не начинал свою рецензию с исторического факта. Мне хочется рассказать, для начала, про то, как впервые люди попали на Луну, а именно о программе «Аполлон». Она была принята в 1961 году, об этом говорил в своей речи президент Соединенных Штатов Америки — Джон Ф. Кеннеди. И вот, 20 июля 1969 года, «Аполлон — 11», на борту которого были пилоты: Нил Армстронг и Базз Олдрин, выходит в открытый космос и высаживает людей на Луну. Данная программа НАСА принесла огромный вклад в развитие науки. «Аполлон» закрыли в 1975.
И вот в 2011 году американцы решили поставить картину, которая рассказывала про «Аполлон — 18», который был полностью засекречен. Хотя по официальным данным последним космическим кораблем, которого отправляли — это был «Аполлон — 17». Фильм возглавил режиссер Гонсало Лопес-Гальего. Продюсеры выделили ему бюджет в размере пяти миллионов американской валюты. Про картину «Аполлон — 18» будет моя рецензия.
Режиссерская работа мне понравилась. Лопес-Гальего поставил отличный фильм, который относится к жанрам: триллер, ужасы. Но честно сказать, очень сильного ужаса на меня он не смог намести. Постановщику в большей степени удалось создать очень занимательную и завораживающую киноленту. Конечно, были моменты, когда немного вздрагиваешь, но их было мало. Но вот что интересно, такое малое количество страшных эпизодов, благотворно повлияло на качество фильма. Еще мне очень понравился тот факт, что режиссер решил снимать картину в документальной стиле. Отличная была сработанность режиссера и оператора. Гонсало прекрасно объяснил главному оператору свой замысел. Такого рода съемки создавали отличное влияние на атмосферу фильма.
Несколько слов про сценарий. Он мне показался вполне качественный и интересным. В нем не было каких-либо закрученных сюжетных линий. Все шло плавно и размеренно. Но сценарий оказался на удивление очень завораживающим. Он прекрасно рассказывает зрителям интересную историю, которая прекрасно влияет на зрительское внимание. Диалоги продумали до мелочей. Они замечательно передают суть происходящего.
Актерская игра. Ее очень сложно охарактеризовать. Все из-за того, что на экране было всего два актера, которые были больше всего на экране. Но они прекрасно справились со своей задачей. Им достойно удалось передать на экран все эмоции своих персонажей. Так что они привнесли большую часть качества в киноленту.
В итоге скажу, что фильм мне понравился. Я редко смотрю картины такого жанра и такой постановки. Но иногда появляются такие фильмы, которые достойны внимания. «Аполлон — 18» входит в класс таких кинолент. Я остался доволен просмотром, но оценку больше восьми баллов я не поставлю.
Я давно мечтал посмотреть этот фильм. Даже то появления трейлера он заинтересовал меня одним своим описанием и стилистикой. Я вообще мало видел фильмов подобного типа, где съемка ведется ручной камерой. Я много слышал о подобных фильмах, 'Монстро', 'Паранормальное явление', 'Репортаж', но не смотрел хоть одного из них и мне не с чем было сравнивать. И вот, я наконец-то дождался дня премьеры 'Аполлона 18' в РФ и с нетерпением пошел в кинотеатр, возлагая все свои надежды на фильм. И он меня не разочаровал.
Сама идея и задумка достаточно неплоха. Обычная экспедиция на Луну, сбор материалов и полет домой, но не тут то было. Сценарий написан достаточно неплохо, сценаристы смогли выдумать такую сногсшибательную историю буквально на пустой основе.
Мне очень понравилось как в фильме воссоздали очень жуткую и страшную атмосферу. И мне понравилась сама постановка. И главную роль здесь играет как раз таки стиль съемки, который полностью погружает вас в космос, на Луну. Этот фильм не выглядел бы так впечатляюще, если бы в нем была обычная киношная съемка хорошего качества. Как раз таки все эти камеры из корабля, ручная камера, с которой главные герои ходили и исследовали Луну, это выглядело очень красиво и впечатляюще, а ведь на самом деле, съемки проходили в обычном павильоне и на зеленом фоне. Всего лишь за $5 000 000 используя все минимальные средства для съемки, создатели смогли максимально передать всю атмосферу, появляется чувство присутствия.
И в общем. Этот фильм показывает реализм, показывает то, на что способны люди и ради чего способны, как легко способны разрушить семью и чье-то счастье. Мне очень понравился эта картина, она идеальна в плане передачи атмосферы.
Работа испанского режиссера Гонсало Лопес-Гальего «Аполлон 18» вполне может стать основанием для его повышения и доверия к нему в других голливудских проектах. Хотя сама картина «Аполлон 18» ни капельки не встряхнула жанр научной фантастики, и уж тем более, манеру документальной стилистики повествования фильмов.
Казалось бы, в псевдодокументальном жанре сказано уже все, однако, несмотря на саму дислокацию работы камеры с Земли на Луну, авторы картины выдержали неплохую стилистику съемок свойственную тому времени. В первую очередь, что можно сказать о фильме – атмосферно, и вряд ли картина Гонсало Лопеса-Гальего выбьет из марафона других конкурентов по жанру, но некоторые ожидания, возложенные на картину, были оправданы.
Игрой актеров Уоррена Кристи и Ллойда Оуэна остался доволен, не имеющие должной практики в крупных проектах, актеры в данном фильме сыграли хорошо, передали свой страх и эмоции без фальши, хотя в тот же момент ничего гениального в их игре не произошло.
Фильм практически не дает ответов на заданные вопросы, большая часть ответа возлагается на изысканную фантазию зрителя, однако можно предположить, авторы фильма со своей задачей справились. Фильм «Аполлон 18» способен удержать не визуальным рядом или сценарием, а в первую очередь мрачной атмосферой фильма, и разовый просмотр фильма вполне допустим.
Со сверхзвуковой скоростью набирает популярность жанр Found Footage, дословно означающий найденную видеозапись. В последнее время подобная псевдодокументалистика неразрывно связана с фантастикой и, что примечательнее, имеет инопланетную тематику. Недавно, на кинофестивале «Астана», Тимура Бекмамбетова заинтересовал неординарный сценарий, написанный дебютантом Брайаном Миллером, и вскоре авторская концепция вылилась в полнометражный сай-фай триллер.
Сюжет фильма строится вокруг засекреченной после ряда невероятных событий лунной экспедиции «Аполлон 18». Два безалаберных астронавта, игнорируя простейшие правила техники безопасности, исследуют глубокие кратеры, обыскивают трупы советских коллег, находят местное население в виде пуленепробиваемых членистоногих, в общем, делают всё, чтобы найти приключения на свой скафандр. Главной задачей мокьюментари всегда было погружение зрителя в свою правду, изложение придуманных фактов таким образом, чтобы сделалось невозможным упрекнуть создателей в вымысле. Введение зрителей в заблуждение может достигаться разными путями, но есть уже сложившиеся каноны жанра, от которых обычно псевдодокументальная фантастика старается не отходить. Фирменная лихорадочная камера, внеземные существа, которых толком не дают разглядеть из-за мизерного бюджета, и, конечно же, подлинные архивные видеоматериалы, внедрённые для усиления эффекта достоверности - живой Кеннеди, как говорится, прилагается.
Акцентированная плёночная рябь и объектив, улавливающий невыгодные планы, часть специфической манеры съёмки на настоящие камеры для космических вояжей- такое визуальное решение обостряет ощущение реальности происходящего, и, стало быть, задача, поставленная перед режиссёром, выполнена. Как только огрехи операторского дела в некоторых напряжённых сценах и хвосты из других фильмов начинают вылезать наружу, наступает ошеломляющий финал, бьющий наотмашь, и тут уже не до порицательных возгласов. Смелый, пугающий фильм, виновником в котором оказываются не сэкономленные на обшивке шаттла средства, не педантично враждебные коммунисты, а простой патриотизм. Всё-таки лучше не воровать американские флаги, представительно взгромождённые на чужих планетах.
Жанр псевдодокументалистики ныне живет и процветает, и это неудивительно – ибо при минимальных вложениях продюсеры могут смело рассчитывать на получение весьма солидных денег - ведь та же приснопамятная Ведьма из Блэр до сих пор остается одним их самых прибыльных фильмов в истории, если брать в расчет соотношение между затратами и сборами.
Аполлон 18 относится именно к этой категории – рекламная компания строилась на пленках о секретной американской миссии, якобы найденных продюсером Тимуром Бекмамбетовым на Байконуре и позднее смонтированных в фильм - чтобы не портить картине “легенду”, даже имена актеров играющих главные роли не были внесены в титры.
В принципе, успех фильмов снятых в стиле 'found footage' обычно зависит от двух факторов: насколько режиссеру удалось/не удалось грамотно выстроить атмосферу и заставить зрителя проникнуться судьбой персонажей. Так вот, ни один из этих пунктов в Аполлоне 18 на мой взгляд не сработал как следует.
Во-первых, режиссер Гонсало Лопес-Гальего потратил массу усилий на воссоздание лунного антуража и придания пленки как можно более аутентичного вида, но при этом кажется совершенно забыл про историю. Да, стилизация под документальные съемки реальных лунных экспедиций на мой взгляд вышла достаточно неплохой (хотя конечно небольшой бюджет не дает возможности поразить нас каким-то масштабом), да, местами в фильме удалось передать атмосферу пугающего лунного безмолвия и полной оторванности героев от Земли. Проблема заключается в том, что остальные составляющие ленты оставляют желать лучшего.
Секретная миссия Аполлона, заговор, инопланетяне советские космонавты на Луне – звучит многообещающе, не правда ли? Так вот, то что интриговало в синопсисе и трейлере, в фильме смотрится совершенно неинтересно. В Аполлоне 18 мало загадочности, нет чувства тайны, которую нам хотелось бы разгадать вместе с персонажами или каких-то неожиданных сюжетных твистов – сюжет весьма прост, не лишен ряда характерных штампов, и что самое обидное, предсказуем, из-за чего действие частенько провисает, да и интрига, на мой взгляд, достаточно условна (а ведь тот же недавний Погребенный заживо доказал, что можно снять фильм не выходя за пределы гроба - и он будет и динамичен и даже с интригой).
Пугают тут вполне стандартно – то что-то резко выскочит прямо в камеру из темноты, то на заднем плане начинается некие, по идее зловещие движения – не думаю, что сейчас кого-то можно этим удивить. Думаю ситуацию мог бы улучшить звук - ибо как правило, грамотный и мощный звук в такого рода лентах помогает значительно усилить эффект присутствия - но увы, создатели Аполлона 18 сэкономили на этом компоненте.
Второй момент, на котором хотелось бы заострить внимание, это персонажи. В фильмах, где все действие происходит в некой замкнутой локации, и акцент делается на создании атмосферы безысходности, успех зрительского восприятия сильно зависит от того, насколько они будут симпатизировать героям и проникнемся их бедственным положением. И в этом вот и заключается одна из проблем Аполлона 18 – ибо персонажи получились такими же серыми, как и окружающий их лунный пейзаж, и потому их злоключения по большей части не вызывают каких-то эмоций. Режиссер пытается время от времени их оживить, показывая предстартовые интервью, кадры с семейным барбекю и семейные аудиозаписи, но все равно астронавты производят такое же впечатление, как и актеры в документальных фильмах, которые воссоздают реальных людей – потому им достаточно трудно сопереживать. Трудно занести это в актив ленты, независимо от того, получилось ли это случайно или подобный эффект был заранее предусмотрен.
Не особо способствуют возникновению симпатии и поведение горе-астронавтов, которое местами откровенно удивляет, и их реакция на окружающие события – во всяком случае трудно поверить что советский аппарат на Луне вызвал у них намного большее удивление, нежели признаки существования инопланетной жизни. Да и для профессиональных космических исследователя герои на редкость слабо интересуются происходящими вокруг них явлениями и даже не пытаются как следует исследовать их природу. Значительная вина в этом, думаю лежит на местами хаотичном монтаже – и есть сильное подозрение, что многие моменты из сценария (на который кстати есть много достаточно хороших отзывов) были вырезаны в угоду сокращения хронометража.
Таким образом, на выходе имеем на мой взгляд достаточно стандартный для жанра фильм, который запоминается главным образом лишь за счет необычного места действий - ибо все остальное в нем выполнено на среднем уровне.
16 июля 1969 года произошло очень значимое события для каждого американца – высадка человека на Луну. Аполлон-11 стал первым, кто на своём борту привез людей. В 2:56 по Гринвичу Нил Армстронг ступил на поверхность Луны, где и сказал свою знамению фразу: Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества». Позже было еще 6 полётов по программе Аполлон. Последний из них, Аполлон-17 приземлился 7 декабря 1972 года. После 72-го года ни одного полета совершено не было, несмотря на огромный технологический прорыв. Так почему мы больше не летаем на луну?
Когда я посмотрел трейлер фильма, сразу возникло желание его посмотреть. Что-то зацепило. И вот, в день знаний я как раз попал на премьеру.
Тема фильма на мой взгляд очень интересна. Вокруг Луны и высадки на неё до сих пор кружится очень много тайн. И тут нам хотят раскрыть одну из них, на мой взгляд главную – «Почему мы больше не летаем на Луну?» В недавно вышедших «Трансформерах» эта тема тоже преподносится, но в тематике фильма. В «Аполлон-18» своя версия.
Снят фильм по типу «на любительскую камеру». Но здесь все преподносится, как документальные съёмки. Причем, преподносится очень удачно. Получилось очень антуражно и харизматично. При этом нет постоянных дёрганий и мельканий, как например, в «Монстро».
Жанр фильма – ужасы. Причем ужасы психологические, как «паранормальное явление». Но, в отличие от него фильм действительно страшный. А сами посудите, что страшнее? Неведомая ерунда, открывающая двери у вас дома или застрять на Луне в маленьком лунном модуле, в окружении очень враждебной среды, с больным напарником и почти без кислорода? Но идея без воплощения ничего не стоит, но, к счастью, воплощение не подкачало. Атмосфера передана очень добротно. Конечно. если бы не школьники, сидящие в кинотеатре, было бы ещё лучше, но и так хорошо.
Кроме пугающей атмосферы часто применяется старый дедовский приём – резкие, громкие звуки и выскакивающие страшные морды. Но вкупе с атмосферой все это довольно не плохо заставляет вздрагивать.
Отдельной темой стоит присутствие СССР на Луне. Я никогда не поверю, что наши корабли так и не долетели до Луны. Да, допускаю, что их было меньше, но что бы все провалилось – не верю! Вот и создатели фильма не верят. И причем присутствие советов на Луне занимает довольно большую часть сюжетной линии.
Игра актёров. Тут особо говорить не о чем. Сыграли они вполне прилично. По крайней мере, страх, который испытывают астронавты им передать удалось. А больше от них ничего и не надо.
В общем, фильм очень добротный. За 5 миллионов снять фильм такого уровня – это надо хорошо постараться. Конечно, очень многое значит сюжет, а здесь он действительно интересный.
9 из 10
P.S. Страшных инопланетян вам не покажут. Вернее, инопланетян покажут, но это не подобие «Чужого» или «Хищника». Так что не рассчитывайте на зубастых, чешуйчатых тварей.
'Люди, которые пришли на Луну с миром, останутся на Луне покоиться с миром'
'Апполон 18' не относился к числу премьер, ожидаемых мною. Да и в начале просмотра картины я не испытывал перед ней особого пиитета (никогда не любил фильмы, стилизованные под документальную съемку), но через четверть часа все кардинально изменилось. В итоге я увидел один из самых жутких фильмов в своей жизни.
'Апполон 18' снят просто отвратительно (в хорошем смысе этого слова). Именно так, как и должно было быть в 70-х годах (именно тогда происходит действие фильма). Очень много помех, частые рывки и скачки, черно-белая съемка перемежается цветной, монохромной и ночного видения. Но, пожалуй, самая потрясающая составляющая видеоряда картины - резкие, неожиданные моменты. Они натягивали нервы словно струну. По настоящему начинаешь испытывать неописуемый ужас и поглядывать по сторонам. Видеоряд пробивает брешь в тонкой грани между вымыслом и правдой и смешивает все воедино. Не знаю как Вы, но я поверил...
На создание жуткой атмосферы значительным образом повлиял и звуковой ряд. Особенно пугает звук таинственных радиопомех, все время мешавший связи американского лунного модуля. Игру актеров оценивать не берусь, да и она тут не главное. Саундтрека как такового не было (за ненадобностью). 'Апполон 18' - отличный пример того, как с пользой вложить 5 млн. долларов. Я просто уверен, что этот фильм запомнят на долго. По крайней мере я! Может быть это впечатление и обманчиво, но мне показалось что финальными закадровыми пояснениями создатели фильма подготовили почву для сиквела.
Напоследок скажу пару слов об атмосфере фильма. Она невероятно жуткая и трагическая. В воздухе просто зависло ощущение безысходности, чувство неизбежного конца. Особенно усиливает его невероятно холодный разговор между одним из космонавтов и заместителем министра обороны США. Звучит шокирующе. Остается только догадываться, как бедному астронавту удалось сохранить самообладание после всего этого. Берегите нервишки!
P.S. 'Когда я смотрю в иллюминатор, появляется ощущение, что и на меня оттуда кто-то смотрит...'
А первыми на Луне все-таки были русские! И это единственное, что меня порадовало в фильме. Остальное очень удручило. И дело даже не в отсутствии космических спецэффектов. Этим уже наелись, и дрожание камеры с иллюзией документальных съемок здесь как раз более уместно и технически оправдано, хотя и утомляет.
Удручает сценарий фильма. Просто примитив и логические нестыковки. Если американское руководство полета знало о гибели русской экспедиции и даже о каких-то тварях, представляющих биологическую опасность (космонавта решили не возвращать на Землю и то, что на него напали и он заражен, похоже никого не удивило) какого хрена было отправлять в этот же район своих людей на верную гибель да еще и за немалые деньги налогоплатильщиков? На разведку? Почему тогда не обеспечили их ни соответствующей аппаратурой ни инструкциями. Космонавты не могли выйти на связь из собственного модуля, но легко дозвонились из советского, да еще их начальничка наши быстренько подозвали к телефону. А то как американец завел советский космический модуль с полпинка за минуту как мопед, легко разобравшись в сложном оборудовании чужой страны, еще раз порадовало. Умеем все-таки технику делать не хуже чем они! Но даже это шитье белыми нитками фигня по сравнению с разгадкой тайны: что же все-таки заставило свернуть космическую лунную программу.
Блин! Сколько версий, слухов и сплетен ходит о том, что видели на Луне американцы и почему они все засекретили и решили туда больше не летать. Это США - страна, которая считает себя самой сильной и крутой на нашей планете, на другой планете похоже столкнулась с чем-то более сильным и могучим, чем она сама. Какую конфетку можно было бы сделать из этой темы! Но к сожалению фантазии создателей фильма хватило только на дешевых космических монстриков 'а-ля Чужие'. И вся затея создать псевдосенсацию свелась к банальному убогому ужастику.
Пишут что фильм 'напрягает', 'держит в напряжении'. Наверно напрягает, но тех кто такое кино видит впервые. Фильм предсказуем и построен на штампах. В самом начале уже ясно, что ничего хорошего не будет, поэтому к напряжению привыкаешь и ничего хорошего не ждешь. Ждешь разве что чего-нибудь интересного и необычного в повороте сюжета. Но, к сожалению, этого не происходит.