Перед нами – абсурдный комедийный шедевр, в котором блестяще пародируются все навязанные литературой образы средневековья. Более того, у меня возникло ощущение, что именно это сюрреалистическое фэнтези могло вдохновить культовых британских комиков из «Монти пайтон» на создание столь же неполиткорректной истории о «Священном Граале».
Рыцари, прекрасные дамы, паладины, турниры, сражения, подготовка крестовых походов – этот героический мир подан через призму нищеты, антисанитарии и убожества средневековья. И, да не покажется это странным, смесь возвышенной романтики и низменного фарса создают ощущение правды: а, может, именно так всё и было?
Несколько жителей итальянской деревушки прячутся в бочке с дерьмом, пока храбрый германский рыцарь-одиночка отбивает их поселок от банды венгерских мародеров. Когда бой заканчивается победой смельчака, крестьяне, вместо благодарности, добивают и грабят своего спасителя. Среди его вещей они находят документ на владение городом Аурокастро. Теперь их план таков: отдать грамоту любому другому рыцарю, войти в его свиту и стать совладельцами города. Выбор падает на эксцентричного хвастуна и неудачника Бранкалеоне из Норчи, больше похожего на японского самурая. Так начинаются приключения самой никчемной и малочисленной армии в мире.
Фильм наполнен абсурдными и очень смешными персонажами, деталями и эпизодами. Чего стоит только желтый конь Бранкалеоне, который чувствует опасность гораздо быстрее хозяина. Представляю, какой хохот стоял в кинотеатрах, когда зрители видели поединки из этого фильма! А уж как жестоко поиздевался Моничелли над деградацией византийцев!
Витторио Гассману по праву досталась главная роль истории. А вот на кандидатуре Джана Марии Волонте настоял продюсер Марио Чекки Гори. Истец, рассчитывавший заработать на популярности актера после успехов вестернов Серджио Леоне, где Волонте сыграл антагониста безымянного стрелка. И, к сожалению, чувствовалось, что Джан Мария – не в своей тарелке.
Четыре года спустя Марио Моничелли снял прямое продолжение – «Бранкалеоне в крестовых походах». В 1984 году он же поставил фильм «Бертольдо, Бертольдино и Какашка» с Уго Тоньяцци и Альберто Сорди, в котором действия происходят в подобной же фарсовой атмосфере сюрреалистического средневековья.
Кстати, говорят, что термин «Армата Бранкалеоне» до сих пор используется в Италии для определения группы случайно собранных, плохо организованных и совершенно бесполезных людей. Но таковые есть не только в Италии!
Прекрасная Матильда не спешит к своему жениху. Она хочет подарить свою невинность Бранколеоне. А он верит в возвышенные материи. Задумчивый взгляд Теофилатто деи Леонци многое изменит...
Можно ли примкнуть к общине верующих христиан и тем самым спастись от чумы?
Поможет ли верный конь Аквиланте при осаде крепости? Бранколеоне придумывает хитрый план. Но важна каждая деталь в противном случае сарацины захватят крепость.
Каждый эпизод из этой новеллы заставляет нас задуматься о Средних веках. Кого на самом деле имеет ввиду автор под нескладным Бранколеоне и его невразумительной командой? Или эта история лишь про то, как придумываются исторические подвиги и ратные достижения? За скобками остается значительный объем исторической фактуры и средневековых фресок и картин, которые закодированы в визуале этой ленты. Марио Моничелли предлагает зрителю разгадать все основные отсылки, но где уж там... Его интеллектуальная викторина оказывается слишком изящной.
На протяжении всей ленты есть большой соблазн обвинить автора в жестокой иронии. Но в каждом из случаев Марио Моничелли выдерживает необыкновенный баланс, который не позволяет дать картине однозначную оценку. Именно это обстоятельство и возвышает фильм. Кстати, именно поэтому я ставлю его намного выше лент про Монти Пайтона. В то же время, смотреть картину непросто. Тут и сбивчивость повествования, и мозаичность структуры. Иногда автор сводит достаточно серьезные ситуации к заурядным гэгам. Но ведь ни дать, ни взять - именно такова армия Бранколеоне...
Еще одна особенность фильма заключается в том, что звезды тут не похожи на самих себя. В этой ленте не узнать Барбару Стил, а жгучий брюнет Джан Мария Волонте будет носить рыжие волосы и яркую одежду фиолетового цвета. Узнать их не просто. На себя не будет похож и Витторио Гассман. Этот талант будет самим Бранколеоне, предводителем армии.
Я бы назвал эту ленту безусловным шедевром. Но ее сложно пересматривать. В силу этого обстоятельства оценка будет снижена - исключительно из моих личных зрительских приоритетов. В остальном лента сколь своеобразна, столь и глубока. Без этого фильма едва ли можно познать итальянское кино шестидесятых.
Италия. Средневековье. Без гроша в кармане рыцарь Бранкалеоне из Норчи, отпрыск обедневшей дворянской семьи, встает во главе жалких проходимцев без роду и племени и отправляется завоевывать поместье Аурокастро. На своем долгом пути рыцарь Бранкалеоне и его армия будут влипать в разные приключения.
Думаю, что в истории кино трудно найти армию более расхлябанную и безнадёжную, чем шайку Бранкалеоне. На самом деле, вся эта разношерстная нетипичная армия нисколечко не опасна, а из их капитана, Бранкалеоне из Норчи (Витторио Гассман) несмотря на изысканную речь и хитрый ум, не может выйти ничего дельного.
Режиссёр Марио Моничелли в целях комедийности целиком полагается на комичность этой армии. Особенно хорошо это удается, когда он фокусируется на неблагоприятных ситуациях, которые наши герои притягивают как магнит.
Конечно, юмор не слишком тонкий, а подчас и грубый, но есть настолько ржачные моменты, что от смеха могут заболеть живот и челюсти.
В любом случае большая часть успеха фильма и его культовый статус сегодня связаны с актерским талантом знаменитого Витторио Гассмана. Одно удовольствие смотреть на его игру, однако даже в сценах где его нет, фильм смотрится на ура.