Нанни Моретти снова удивил. С какой-то легкой небрежной иронией он начинает свой новый фильм 'У нас есть Папа', а заканчивает его настоящей драмой...
Не скрою чувства растерянности и непонимания. Как же так? Словно ты - оставленный ребенок. Но одновременно присутствует чувство логичности происходящего. Потому что другой конец был бы уместен в обычной мелодраме: герой через сомнения приходит к приятию такой важной и ответственной роли, как наместник Бога на земле. Ничуть не бывало!
Человек, который должен быть по сути своей непогрешимым и всезнающим, вдруг выбирает не слепое следование традиции, а честность. Честность перед самим собой, перед Богом и перед другими людьми.
Моретти как бы говорит своим фильмом, что если мир погряз во лжи и плутовстве, нежелании слышать и слушать, то это не значит, что каждый конкретный человек должен следовать за ним.
Здесь все герои какие-то потерянные и растерянные люди. С этим миром что-то не так. Он давно изменился, он продолжает меняться! И какое-то детское нежелание замечать перемены может привести к катастрофе.
Новоизбранный Папа испугался ответственности, которую накладывает священный престол. Но, может быть впервые, он посмотрел своей жизни в лицо и перестал прятаться за сутаной.
Он повел себя как настоящий пастырь, подав пример сомневающимся и самоуверенным. Все не так просто! И часто человек остается наедине с собой перед выбором, который будет определять, может быть, не только его жизнь. Нельзя слепо следовать за слепым, иначе все упадут в яму.
В новой работе частого призера главных кинофестивалей Нанни Моретти (Nanni Moretti) рассказывается о Папе Римском, который вдруг испугался возложенной на него миссии и ненадолго сбежал в мирскую суету – сразу после назначения, так и не появившись на балконе для официального приветствия /болельщиков/ верующих.
Вероятно, сверхзадачей режиссера было показать тяготы принятия церковного трона (который многим кажется слишком мягким) и разглядеть под маской священнослужителя то человеческое, что никому не чуждо.
Вопросы поставлены глобальные, персона выбрана знаменитая, заглянем же в темные коридоры Ватикана, где под золотыми фресками почтенные старцы, подобрав багряные юбки, разыгрывают Божественную Комедию, не забывая про волейбол.
Папу изображает Мишель Пиколли (Michel Piccoli) - крепкий, 86 летний мужчина с мудрым лицом и подозрительно белозубой улыбкой и делает это совершенно удивительно: его скованная мимика и потерянные глаза рассказывают больше, чем путаная болтовня приглашенного психоаналитика и церковных вельмож. Но это не глаза понтифика – он обычный человек, который всегда мечтал стать актером, ездить на гастроли, притворяться на сцене… не сложилось. В пышном убранстве трудно дышать и, несмотря на искреннюю веру, новый глава сбегает от паствы и пытается разобраться в себе. Он мягок и безучастен ко всему – тем неожиданнее видеть его кричащим, нервным стариком, слишком робким, чтобы сразу настоять на своем. К сожалению, в фильме его до странности мало. Примерно половина действия отдана церемониалу, быту священников и попыткам Ватикана скрыть текущие проблемы. Вместо психологической драмы мы получаем экскурсию для туристов и пресс-релизы для отвода глаз.
Религиозность здесь подана беззлобно, буднично и даже смешно. Разодетые в тюль и прах кардиналы по-детски радуются и умиленно шебечут: «Папа!Папа!» Только что это был один из них, а теперь – уже избранный Богом (большинством голосов) монарх Святого Престола. Совершенно на пустом месте раздувается культ личности: ему аплодируют, поют, славословят. Он для них теперь супергерой и волшебник, «первый и последний слуга Господа на земле», как говорит о нем «компетентное лицо с бородой» в телевизоре. Его переспросят:
- И что из этого следует? - и тот сконфужено ответит, что не знает – просто импровизировал…
Сочиться елеем хорошо, когда спектакль разыгран по нотам – сгодится любой трюизм, декорации отвлекают от смысла. Без главного игрока все рушится, поэтому чересчур задумчивого Папу умоляют вернуться. Пока его нет, публику развлекают пузатой тенью в святейшеских окнах, но обман не может длиться вечно.
Заметьте: я не раскрываю сюжетные повороты – лишь то, о чем заявлено в трейлере, но сюрпризов будет немного. У меня складывается ощущение, что в кино стали все реже снимать хорошие, внятные истории, зато море демагогии и резонерства. Слишком в лоб или абсолютно по лбу. Конечно, найдутся искатели скрытых смыслов и фанаты духовных десертов, которые сумеют выжать из папских сомнений сок благочестия…
Тем не менее, что он за человек - мы не узнаем, о чем хотел сказать режиссер - непонятно. Зачем Моретти вообще влез в собственный фильм с бестолковой ролью психоаналитика, если по делу он говорил три минуты и все оставшееся время играл с кардиналами в карты и мячик?
Первые минут пятнадцать обещали интересный фильм - ирония по отношению к ватиканским играм, съемки собственно в Ватикане, Пикколи конечно. Увы, дальше фильм свернул к чему-то в жанровом смысле тяжело определяемому, но с преобладанием мягкой сентиментальности. Право, есть что-то глубоко порочное в съемках умиляющихся миру великих старцах кинематографа перед их неизбежным уходом. Как Мастроянни в фильме Торнаторе 'У них все хорошо', так и здесь Пикколи мягко улыбаются и щурят слезящиеся глаза, получают аплодисменты( за карьеру в основном).
Большой актер Пикколи с совершенно фантастической актерской карьерой( которой не было у мало уступающих ему Монтана и Нуаре), начиная примерно со 'Ста ночей Симона Синема' превратился в живой памятник себе, появляясь то с Годаром то мельком у Иоселиани. Даже и в силу возраста и физических ограничений ждать особо от него ничего актерского не приходится - но дома не сидится и в силу деликатности он излишне часто откликается на зазывы, даря свое имя и внешность. Фильм Моретти не то, чтобы ирония, а умиление всему. Апогеем авторской манеры являются сцены игры стариков в кардинальских одеждах в волейбол - все умиляются, но чего в этом особенно значимого или интересного? Легкая ирония по отношению к нравам Ватикана особенно слащаво смотрится например рядом с 'Аудиенцией' Марко Феррери, у которого так удачно играл именно Пикколи.
Одной из замечательных особенностей итальянского кино является та смелость, с которой в этой стране обличают сильных мира сего. Досталось и Берлускони от того же Нанни Моретти, и Андреотти от Паоло Сорентино, а теперь и Папе Римскому, и всему понтификату как институту.
Конклав возвещает верующим, сутками простаивающим на площади св. Петра, в ожидании, когда будет избран новый понтифик, «Habemus Papam», и это означает, что Папа через минуту появится на балконе, благословит миллиард своих последователей, потом примет официальное имя и начнет свою пастырскую деятельность. Но что если на балконе так никто и не появится, а новоявленный Папа (Мишель Пикколи) с криком бросится бежать по бесконечным коридорам Ватикана, от осознания великой ответственности, которую, в прямом смысле слова, свалили на него товарищи кардиналы? Это допущение не столь уж невероятно. Думается, история Святого Престола знавала и не такие кризисы, а по-человечески Папу Римского вполне можно понять: ну кто захочет на восьмом десятке лет жизни становится главой государства и до самого вознесения путешествовать по миру с нескончаемыми миссиями и проповедями.
Вся проблема в том, что Папа не может сложить с себя полномочий. И пусть кардиналы списывают друг у друга во время голосования, все равно избрание официально считается промыслом Божьим, и отказаться от Престола – это не только бросить на произвол судьбы паству, но и нанести прямое оскорбление Господу, что для человека, отдавшего всю жизнь религии, немыслимо. Нанни Моретти саркастично напоминает нам, что Папа – это все-таки человек, и у него могут быть проблемы, которые под силу решить только психоаналитику, в роли которого выступает сам Нанни Моретти. Но и тут и смех, и грех. Ватикан не верит в психоанализ, и кардиналы считают вполне допустимым присутствовать на сеансе, во время которого Папе даже нельзя рассказывать о детстве, о страхах и собственных потребностях, что в общем то лишает терапию всякого смысла. Народ требует хотя бы имя нового Папы, но проблема усугубляется тем, что понтифик, как и следовало ожидать, сбежал.
Очевидно и общеизвестно, что сам Нанни Моретти придерживается атеистических взглядов, и несмотря на всю серьезность съемок, ему пришлось выстраивать декорации Ватикана, потому что даже экуменисты не оценили его сатиры. «У нас есть Папа» - это не столько о религии, сколько о неожиданно свалившейся ответственности и ужасе маленького человека, которому внезапно вручают целый мир. От католицизма здесь лишь глухота к мольбе это человека о пощаде. Ничего совсем уж еретического и оскорбительного в фильме нет. Вопрос лишь в том, о каких материях допустимо или недопустимо шутить. К примеру, в России вполне можно высмеять существующую власть, но не прямо и не на большом экране, и то лишь это стало возможным сравнительно недавно. Итальянцам не требуется эвфемизмов и косвенных намеков на ту или иную реальность, или персону. Моретти, насколько это возможно, воспроизводит совет конклава и смоделированный кризис, не оставляя себе шанса соврать, что он имел ввиду не Папу Римского, а, к примеру, Патриарха Русской Православной Церкви.
Наряду с этим, режиссер не ограничивает себя потешным юмором, создавая фильм на потребу публики. Там где дистрибьюторы пишут «драма», следует читать «трагедия». Недаром в тело сценария вводится чеховская комедия «Чайка». Избрание героя Папой в целом согласуется с сюжетом Тригорина: «Случайно пришел человек, увидел и от нечего делать погубил её». Никто не хотел становиться Его Святейшеством, ни один букмекер не ставил на главного героя, и в первых раундах голосования его имя даже не возникало, но нелепая прихоть кардиналов довела человека до нервного срыва и поставила перед самым тяжелым вопросом в его жизни, к которому тот был совсем не готов. И пусть, по мнению верующих, тут нет никакого вопроса, но в такие моменты, наверное, даже ад не так страшен, как долг перед безгранично сложным, страшным и абсурдным миром.
Только что избранный Папа шарахается от балкона, стоя на котором он должен благословить народ и представиться, как черт от ладана. Что бы это значило? Конклав кардиналов в недоумении. Ведь Его Святейшество выбрал Бог. Тысячи людей гадают где же Папа и кто же он.
Кардиналы головы ломают как же предъявить Папу народу. Его кстати играет талантище -Мишель Пикколи. И решают пригласить к Его Святейшеству ни кого-нибудь, а психоаналитика. Оцените юмор ситуации. Не к Богу за советом ринулись святые отцы..
Вот тут уж Нанни Моретти дал себе волю. Я наслаждалась каждым кадром. Этот фильм пример того каким может быть качественный умный юмор.
Кардинал, ставший Папой, перестает быть человеком в общем-то. С ним нельзя говорить о детстве, о снах, да в общем-то ни о чем. И все эти запреты озвучиваются с очень глубокомысленным видом. Как тут не улыбнуться. Понятное дело что у психоаналитика не было шанса проявить себя, и вынужденный задержаться вместе с кардиналами до явления Папы народу, он организовал среди них групповую терапию. Когда кардиналы достали пару тройку баночек со снотворным и антидепрессантами каждый я уже смеялась в голос.
Но режиссер на этом не остановился, прошелся он не только по святым отцам, но и по психоанализу. Профессор-психоаналитик, которого бросила жена-психоаналитик, которая в свою очередь тоже ушла к любовнику -психоаналитику, не мог не услышать в свой адрес вопрос:А не много у нас психоаналитиков? Неужели нам столько надо? Гвоздиков в гроб психоанализа Моретти забил много в своем фильме. Последним стала та самая жена-второе по величине светило психоанализа по сюжету, которая несколько лет не может откровенно поговорить со своими детьми о том что у нее кто-то есть, и ищущая в каждой проблеме своего клиента недостаток внимания в детстве.
Мишель Пиколли совершенно очаровательный в образе сомневающегося Папы. Его невероятно доброе лицо лучится любовью к людям. Он в этом фильме, как падишах в сказках, инкогнито гуляет среди народа, слушая его мысли (в современном варианте новости по ТВ) и пытается разобраться в себе, и при этом наслаждается каждым шагом на свободе. Первый ответ, что пришел ему в голову на вопрос психоаналитика о том чем он занимается, был актер. И много доводов он смог привести в пользу такого сравнения. Еще бы ему не сомневаться..
Финал иронично-разумный. Церковь пришла в театр-отменный ход. И Слуга Божий решается на собственное мнение. Это дорого стоит.
Замечательный фильм. При своей абсолютной легкости и обилию юмора привлек внимание к закоснелости института папства и полной его оторванности от реалий, и к нашему образу жизни.
Шикарное кино! Именно шикарное, ни гениальное, ни великое, ни выдающееся, а шикарное! Охарактеризовала бы его как трагикомедию. Обманчиво легкое, оно завершается совершенно неожиданно.
Как поется в песне 'а начиналось все красиво и легко', т.е. серьезно и одновременно смешно (несмотря на трагическое событие - смерть Папы Римского). Идут выборы нового Понтифика. Парадоксально, но достичь высшей ступени католической служебной лестницы - стать верховным правителем Святого Престола - не хочет никто. К Богу возносятся молитвы кардиналов из Сикстинской капеллы 'Пронеси эту чашу мимо меня'. Толи молитвы слишком слабы, то ли связь с Небесной канцелярией в этот день нарушилась, то ли это было просто закономерно и ожидаемо, но одному из кардиналов 'не повезло'. И вуаля, католический мир обретает Папу. Только рано радовались кардиналы, монашки и сотни верующих, собравшихся на площади Святого Петра в Риме и по всему миру. Дело в том, что новоизбранная 'жертва' не может взойти на Святой Престол, предстающий нам в виде балкона, с которого Папы традиционно посылают благословение народу и обращаются к верующим с речью.
У Папы нервный срыв (а по ходу фильма и все признаки маниакально-депрессивного психоза), а у меня, признаюсь, был прилив симпатии к несчастному человеку и безумное желание узнать, как же он и весь Ватикан с этим справится. Бороться решают современными методами (тем более, что в уставе не прописано, как поступать в данных ситуациях). В Ватикан приглашают лучшего психоаналитика Италии. В результате кардиналы и врач становятся узниками самого маленького города на Земле, а невступившый в должность Папа сбегает из клетки на поиски себя самого, решения возникшей проблемы и внутренних сил. Наблюдать и за теми и за другим безумно интересно и забавно. Найдут ли они выход из сложившейся ситуации? Поможет ли современный психоанализ герою? Смотрите и узнаете!
Что до актеров, полагаю, Станиславский сказал бы им свое 'Верю!' Мишель Пикколи (экс герой-любовник в кино) трогательно и правдиво передал переживания, охватывающие старого кардинала при мысли о папстве. Следуя за ним по улицам Вечного города, наблюдая за его мытарствами, мы осознаем, как тяжело порой бывает бремя власти. Режиссер картины, Нанни Моретти, сыграл очень итальянского, эмоционального и немного растерянного психоаналитика, который, несмотря на неожиданное 'заключение под стражу', проявляет чудеса изобретательности в сфере коротания досуга под одной крышей с кардиналами. Игра (во всех смыслах этого слова) кардиналов выше всяких похвал. Мне интересно, массовка была взята из кадров хроники или специально собрана на площади? в любом случае чувства радости и недоумения передали они очень жизненно.
Не знаю, атеист режиссер или верующий, но рискнуть 'поглумиться' над темой выборов Папы - это мощно. Как сказал один кинокритик 'Представить себе не могу, что у нас в России снимут подобное кино про выборы Патриарха'. Фильм Моретти отображает общую ситуацию разочарования европейцев в традиционных ценностях, думаю, как религиозных, так и общественных (а также в приемах психоанализа). А еще фильм показывает, что массе, буть то народ, верующие или просто группа единомышленников, всегда нужен сильный лидер. Но не каждый кандидат в лидеры может достойно ответить на все вызовы. Осуждать за это?Нет, думаю понять. В любом случае, задачу Папа выполнил - разобрался в себе и разрешил ситуацию.
9,5 из 10
П. С. Папу Римского выбирает Бог, но и у него бывают проколы.