К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

*'Маленькая смерть', оргазм (фр.)

Пока важные галстуки в правительстве шелестят бумажками, а рабочий класс терпеливо протирает задницами дыры в офисных стульях, люди вроде Брендона ищут смысл жизни в весьма обыденных вещах наподобие красивых ножек девушки, что сидела в метро напротив. Пока все те же офисные крысы клацают пальчиками по клавишам и потирают опухшие глаза, а ребята в правительстве хлопают ладонями по столу и переводят бутылки с минералкой вкупе с пластиковыми стаканчиками, люди вроде Брендона спокойно отходят в туалетную кабинку, закрываясь в своем статичном мирке дабы получить удовольствие от процесса естественного и простого. Зачем искать счастья в каких-то далеких и сказочных землях, когда оно так близко, на уровне опущенной руки? Эта удивительно простая философия мирка, полностью лишенного любви и искренности, где единственная функция очередной мадам- раздвинуть ноги, людям хорошо знакома, более того, эта философия отчасти любима. Каждый человек рано или поздно позволяет себе мыслить таким же образом - зачем утруждать себя чем-то, зачем вешать на себя груз ответственности, если можно удовлетворять исключительно основные потребности, при том ни в чем себя не ограничивать и не заботиться о ком-то ещё?

Стыд, как и мир в представлении древних, держится на трех точках опоры, только не на китах, а на оргазмах. И первый оргазм - это несомненно глубокое моральное удовлетворение зрителя от увиденной эротики, обнаженки, натуралистического секса, в конце концов просто голого Фассбендера, расхаживающего перед аудиторией без всякой видимой тени стеснения. Смотреть порно - это одно, смотреть высокохудожественную эротическую драму - это совсем другое, хотя по сути цели крайне схожи. Это печально, но так и остается фактом, большинство зрителей переживают подобное кино от одного перепиха к другому, прочий сюжет, и без того бледный, опуская на уровень куда более низкий, чем плинтус. В конце концов кому не хотелось жить по принципу - 'трахаю все, что движется, а то, что не движется, я двигаю и трахаю', а тут такой шанс фактически прожить два часа под этим лозунгом. Так что народ смотрит, работает ручками и кайфует.

Второй оргазм, несомненно, у бушующих эстетов, которых подгоняет то ли неудовлетворенность, то ли стремление защищать всех человеков поголовно. Ведь по сути проблема главного героя раздута до размеров приличного такого гиппопотама, в то время как все обстоит куда проще и обыденнее. Однако кому как не эстетам сыскать в стремлениях и желаниях этого человека глубокие помыслы, истинную трагедию, тяжелую боль. На деле никакой боли нет, руководствуясь все тем же 'хочу' Брендон не только девочек себе подгоняет, но и устраивает небольшие театральные сценки, вроде попытки потосковать или вызвериться на терпеливую родственницу, что остальными тут же воспринимается, как некие серьезные метаморфозы душевного мира персонажа. Персонаж же на деле живет от одной мастурбации до другой, и, увы, в этом заключается правда. Если ты не видишь ничего дальше своего члена, а прекрасный мир за окном для тебя ограничен не всякими материальными глупостями, как это происходит у человеков обычных, а количеством отверстий, способных развлечь твое то, дальше чего ты не видишь, то кто ж тебе виноват, живи по своей корявой идеологии, ибо в нашем мире никто не воспротивиться. МакКуин то ли не смог, то ли намеренно не наделил своего героя ничем изначально драматическим, тупой перечень фактов без какого-то глубокого анализа.

Третий оргазм - это осознание некой морали, чаще мифической, просто всплывшей в голове зрителей из ниоткуда, либо додуманной самостоятельно. В 'Стыде' потому и можно обмануться, что он вроде как и цели перед собой такой не ставит - учить, рассказывать, объяснять, доносить, его дело - показать, чтобы каждый получил немножко своего удовольствия. А народ уже в которой раз видит несуществующую сторону медали. Здесь прямо навязывается сравнение с 'Дневниками нимфоманки', но если в оных драму добросовестно пытались вплести в сюжетную линию (с таким же успехом книжную полку на стену можно пластилином прикреплять), даже кота для пущей пикантности добавили, то здесь за попытку можно счесть лишь музыку Баха, которая прочно ассоциируется с доктором Лектором и его явно живыми эмоциями, тем самым заставляя чувствовать и без того лишнее сопротивление фальши 'Стыда'.

Вроде бы поначалу живая история в итоге покрыта толстым слоем глянца, отчего и появляется горькое разочарование. Не подумайте ничего дурного, картина и впрямь завораживает, как и было сказано в рекламной кампании, картина привлекает, но искомого не дает - даже если к видеоряду, где Брендон скользит глазами по женским фигуркам, подобрать трагический мотив, то все равно цель достигнута не будет. Ни при каком раскладе. Не имеет смысла жаловаться на вполне сносную актерскую игру, на даже вполне сносную режиссерскую работу, но откуда-то же в итоге рождается разочарование? Опять же, продолжая толковать эпитеты, подобранные к фильму в трейлере,- обжигающий? Да нет, не обжигают ничьи слезы, сердце кровью не обливается, все пусто и пресно, будто пьешь вино, а чувствуешь вкус воды. Дерзкий? Совершенно нет, не чувствуется никакой яркой искры или уж тем более этой дерзости. Вот со стильным вполне можно согласиться, да, над фантиком МакКуин поработал, позабыв про саму конфетку. Потрясение? Потрясению-то откуда взяться? от красивого сочетания главного героя и синей простыни сочного цвета? В итоге остается лишь один единственно верный эпитет - отторжение.

12 марта 2012 | 17:04
  • тип рецензии:

'Человек одержим сексом, и он способен его купить – заплатить за самую дорогую проститутку, соблазнить девушку. Но когда все заканчивается, его волной накрывает стыд.'

Стив МакКуин


Достаточно громко растиражированный прессой и отмеченный рядом наград и номинаций престижных кинофестивалей, фильм британского режиссёра Стива МакКуина как нельзя лучше характеризует приведённая далее фраза, а именно - 'Много шума из ничего'. Прослывшая среди подавляющего числа зрителей провокационной, скандальной и до невозможности откровенной историей об притупляющем вкус к жизни внутреннем одиночестве нью-йоркского обывателя, драма 'Стыд' является наглядным пособием к тому, как, не прилагая особых на то усилий, можно смело заявить о себе; войти в зону внимания неискушённой обнажённой натурой публики, помахав несколько раз перед объективом камеры пенисом.

Что делают на экране гениталии главного героя и как велико их влияние на судьбы других персонажей остаётся только догадываться, но ясно одно: если бы не это стильное дополнение к интерьеру, прекрасные мира сего не имели бы возможности рассмотреть в глазах Майкла подтверждение трагизма сложившейся ситуации и глубины его актёрского таланта. Моральный конфликт, выдвинутый режиссёром на первый план, носит сугубо личный характер, по медицинским меркам является заболеванием и на катастрофу вселенского масштаба в общем-то не тянет, впрочем это не помешало МакКуину преподнести его так, чтоб всем сразу стало ясно: мучительные переживания героя соизмеримы только с душевными терзаниями Гамлета.

Искать причину девиантного поведения офисного работника автор сей душещипательной притчи решил в социуме, хотя логичнее всего было бы обратиться в кабинет сексолога, но зачем углубляться в корень проблемы, когда можно надумать себе Бог знает чего; говорить об одном, а рисовать абсолютно другое. Неторопливо растворяя героя Фассбендера в суете рутинных будней, британский кинематографист ошибочно зовёт его недуг одиночеством, которое позволило Брэндону заглянуть на самое дно души. Но вот стрелки на часах давно очертили полный круг, а персонаж всё ещё стоит на месте, не предпринимая попыток изменить существующее положение дел, всецело отдавшись в объятья своих низменных желаний. Так одинок он или болен?

Какова его сверхзадача, к чему он идёт и что зритель должен от него взять? МакКуин в попытках снять что-то претензионное, издал едва заслуживающий внимания пук, в котором конечно, если сильно захотеть, можно узреть некий смысл, как собственно и критичный натурализм некоторых сцен - оправдать новаторским подходом к изложению авторской мысли.

Помимо того, что идея ленты представляется довольно размытым понятием - сюжетная канва очень бедна на событийный ряд и богата на излишне затянутые мизансцены. Лишь изредка подорванный темпоритм фильма оживляют, красной нитью проходящие сквозь него, отношения между братом и сестрой, которые хоть и прописаны левой рукой через правую ногу, всё же не дают истории окончательно перерасти в монотонный сексодром. Завершить этот цирк открытым финалом - единственное возможное и верное решение, обусловленное, впрочем, тем, что режиссёр окончательно зашёл в тупик, не имея ни малейшего представления, в чём же заключается мораль его басни и какой вывод напрашивается после её прочтения.

'Моя картина не говорит «смотрите, какой ужас». Она просто показывает, как обстоят дела. Вот и вся мораль.'

Стив МакКуин

13 апреля 2012 | 21:10
  • тип рецензии:

Британский художник Стив МакКуин заставил говорить о себе мировую кинообщественность в 2007 году, когда снял свой первый полнометражный фильм - 'Голод'. Та работа отличалась совершенным визуальным стилем и одновременно глубоким содержанием. Еще в ней была некая провокационность, ибо главным действующим лицом являлся активист ИРА, находящийся в тюрьме и выражающий свой протест против политики Великобритании в Ирландии путем объявленной им голодовки. Этот конфликт, конечно, до сих пор сидит занозой в сердцах как британцев, так и ирландцев. И вот на такую острую тему не побоялся тогда высказаться МакКуин (хотя, справедливости ради, политическую подоплеку событий там постарались вынести на второй план). В свою вторую работу в качестве режиссера Стив тоже вплетает элемент провокационности, помещая в центр сюжета сексоголика. До сих пор кинематограф как-то старался обходить эту тему стороной. А если и случались прецеденты, то они были либо сатирически-иронического характера (вспоминаем 'Удушье'), либо вызывали какое-то лютое неприятие общества ('Автокатастрофа' Кроненберга, о которую моралисты в свое время немало копий сломали). В общем, МакКуин ступал на опасную территорию и наверняка это осознавал. Забегая вперед, скажу, что опасения по поводу излишней откровенности фильма оказались напрасными (если только вы этот фильм не собираетесь детям показывать).

'Стыд' открывается мощнейшей сценой в метро. Она длится несколько минут, она бессловесна, но при этом сообщает о главном герое всё, что нам вообще нужно о нем знать. Фассбендер неприкрыто разглядывает симпатичную попутчицу, сидящую напротив. Та (запоминающееся появление артистки Люсиль Уолтерс) отвечает ему не менее откровенным взглядом и кокетливой улыбкой. Затем она собирается выходить, и он пристраивается сзади нее, его ладонь на поручне соприкасается с ее. Очень точная передача характера персонажа исключительно визуальными средствами и актерской мимикой. В принципе на этом фильм можно было и заканчивать, ибо дальше МакКуин ничего нового нам сообщить оказывается не в состоянии. Хотя очень старается. Но всё старание у него уходит куда-то в сторону постановки эффектных кадров, которыми он в какой-то момент попросту начинает злоупотреблять в ущерб содержанию. Да, всё это выглядит очень красиво. По-эстетки, что называется. Но мы то ждали от МакКуина не видеоарт-инсталляции, а хорошего, глубокого кино, коего, к сожалению, так и не увидели.

Тема одиночества в большом городе, одиночества среди людей волновала многих режиссеров. И МакКуин очевидным образом старается соответствовать устоявшейся традиции. Особенно сильны здесь паралелли с 'Таксистом' Мартина Скорезе, выдающемся фильме об отчаянии в Нью-Йорке 70-х. Не зря же МакКуин избрал местом действия именно этот город, и в основном ночные его часы. Но теперь это Нью-Йорк 2000-х. На месте бунтаря Трэвиса типичный 'герой нашего времени' Брэндон. Спокойный, рассудительный, респектабельный. Одержимый внутренними демонами. МакКуин и рад бы проникнуть во внутренний мир своего героя, понять, что его гложет, но дальше сексуальных утех у него дело почему-то не идет. И даже кульминационная сцена в 'Стыде' превращается в безостановочную оргию (настолько тактично снятую, что от ее лицезрения не пострадает психика и 5-летнего ребенка). При этом замысел режиссера остается понятным. Ну да, он хочет показать, что Брэндон одинок, что он порочен, что он разлагается изнутри, что он отталкивает от себя самого близкого человека, что его лучший друг - похотливый самец с работы, а лучшая подруга - проститутка по ту сторону веб-камеры. Но после просмотра на языке вертится лишь один вопрос: ну и что? МакКуин фиксирует обыденность с таким видом, будто открывает нам Америку. Скорсезевский Трэвис объявлял всему миру войну, чтобы хотя бы попытаться изменить положение вещей. МакКуиновский Брэндон в состоянии только пойти поплакать на пристань. Если режиссер хотел показать, насколько жалкими мы все стали, то затея явно удалась.

Кроме всего прочего, МакКуин в 'Стыде' попусту растрачивает потенциал великолепного актера Майкла Фассбендера, который вынужден здесь почти весь фильм ходить с каменным и ничего не выражающим лицом. Оттого, кстати, его внезапные просветления в виде слез и прочего кажутся несколько фальшивыми. Но Майкл даже в таких условиях умудряется проявить себя (опять же, в первой сцене он восхитителен). И в итоге так получается, что всю эмоциональную нагрузку фильма несет на себе хрупкая, но до неприличия сильная артистка Кэри Маллиган, заслоняющая своим появлением и Фассбендера, и других. Именно на ее счету здесь еще 2,5 сцены, которые способны восхитить самого придирчивого зрителя. В общем то Маллиган к концу становится и сердцем, и душой 'Стыда', подчеркивая тот факт, что линию героя Фассбендера МакКуин провалил. Впрочем, быть может безликость и вправду стала атрибутом современного человека?

6 из 10

08 июня 2012 | 00:31
  • тип рецензии:

В чем уникальность человека с повышенным либидо? Человека, не верящего в любовь и отношения, ищущего облегчение в просмотре порнографии и сексе с проститутками? Не знаю, в каком вакууме живет сценарист 'Стыда', но ситуация представляется мне слишком обыденной и распространенной, чтобы можно было увлечься бессовестно тривиальной, я бы даже сказал, бездарной историей Брендона Салливана. Сегодня скорее гармоничный, счастливый человек редкость. Да и не только сегодня.

Ну да бог с ним. Предположим, авторов заинтересовала психология переживаний такого неудовлетворенного человека (бедняжка!) - но и тут получим кукиш, ибо развитием психологических портретов тут и не пахнет. А между тем, и по названию, и по предпремьерному маркетингу следовало ожидать чуть ли не фрейдистской глубины. Только и разговоров было о том, что Фассбендер появится абсолютно голым на экране - вот это вершина фрейдизма, не то слово! Но вместо эмоционального излома, герой только тем и занимается, что бесцельно бродит туда сюда, делает грустное лицо кирпичом, мастурбирует и опять делает грустное лицо кирпичом. Ах, нет, иногда он кричит на сестру. А так, захотел поплакать на мокром асфальте - поплакал на мокром асфальте, захотел потрахаться с двумя шлюхами - потрахался с двумя шлюхами (под музыку в стиле Брукнера это смотрится особенно гнусно), не хватает посторгазменных ощущений и морального очищения - зашел в гей-клуб (понимаете всю тонкость и излом ситуации? Надеюсь!)

При этом нет ни единого повода упрекнуть Фассбендера и Маллиган в недобросовестности, их амплуа переданы безупречно и вполне правдиво. Они менее всего виноваты в бессвязности нудной череды реплик, которыми приходится обмениваться по поводу и без повода. Проблемы с логикой развития бросаются в глаза не раз по ходу просмотра: либо какие-то персонажи появляются и уходят, не получив никакого развития, либо многие события ни к чему не приводят и непонятно зачем показаны.

Совершенно не в тему, например, вся канительная история с боссом Брендона, его шашни с Сисси, скучен долгий разговор Брендона и Мэриэн по дороге домой - ни о чем и с такими паузами, что становится неудобно, не пришей кобыле хвост и мотив метро - столько внимания, и безрезультатно. Да и подмигивающая рыжеволосая девушка с кольцом - так, для хронометража. Постельная сцена с афроамериканской коллегой тоже излишне подробна, не неся в себе никакой важной информации. Без того, в какой очередности он целует ее соски, можно было бы запросто обойтись.

Неуместен и Бах в исполнении Гленна Гульда, уже привычно ассоциирующийся с утонченностью, чистотой, снобизмом в конце концов, но никак не с бесхребетностью, гимном которой эту фильму можно воспринимать лишь в лучшем случае. А дурацкая песенка Сисси на пять минут экранного времени вообще пытка для зрителя - с таким голосом не возьмут даже в третьесортное кабаре, аккомпанемент тоже на редкость удручающий, а между тем можно было просто переозвучить голос актрисы.

А вот чем мучается герой Фассбендера, в чем его удивительная уникальность - так и остается непонятным. Но самый главный вопрос к режиссеру - при чем тут стыд? Если это настоящий позор!

16 февраля 2012 | 23:58
  • тип рецензии:

Фильм о сексопате. Является ли эта тема актуальной? Возможно, что для кого-то - очень. Поможет ли она страждущему? У меня в этом сильные сомнения, поскольку фильм не даёт ни истоков, ни анализа, ни вывода.

О фильме написано много положительных отзывов, в нем ищут глубокий философский смысл, которого по сути нет. Собственно, глубокую философию можно при желании усмотреть даже в сказке 'Колобок'.

Стыд? А кому из героев стыдно? Главному герою? Да ни в коей мере. Его сестре? Тоже нет. Разве что зрителю, посмотревшему художественное порно под вполне приемлемой вывеской.

Несомненно, многие получат удовольствие от многочисленных постельных сцен, красивых женских тел или обнаженного Фассбендера, замечательно смотрящегося и без одежды, но большинству, думаю, фильм покажется скучным, нудным, затянутым и лишенным психологизма.

И что бы ни говорили критики о душевном одиночестве героя, он не вызывает ни сочувствия, ни симпатии, даже несмотря на то, что играет его Фассбендер.

Не вызывает симпатии и его сестра, поскольку её образ настолько поверхностный и немотивированный, что героиня кажется глупой до предела, а к тому же и бездарной (о чем говорит скверное и слишком долгое исполнение песенки). Непонятно вообще почему она так настойчиво навязывается брату, хотя до этого вполне без него обходилась. Понятно только, что иначе автор не смог бы продемонстрировать зрителю душевную холодность героя.

09 января 2022 | 22:00
  • тип рецензии:

Сюжет. Старина Фрейд вертится как пропеллер в гробу, потому что упустил такого пациента. Вернее, пациентов – ведь людей подобных Брэндону-без-фамилии в последние годы появляется все больше и больше. В фильме не просто рассматривается такая особенность мужской (в большей степени мужской, я бы сказала) психологии как «люблю одну, сплю с другой», когда те вещи, которые мужчина не может проделать со своей женой (постоянной подругой) он идет воплощать в жизнь с мимолетными увлечениями. Что касается Брэндона, то он вообще никому не изменяет – просто потому что у него нет никого, ему никто не нужен. Он находится в некоем вакууме, который сам для себя создал – у него нет друзей, единственное назойливое напоминание о его семье – сестра Сиси, которая немного приоткрывает завесу тайны, говоря ему в одной из сцен фильма: «Мы ведь родом из ада, Брэндон». Не знаю кто были их родители и что именно они делали с детишками, но результат налицо – Сиси с суицидальными наклонностями, истеричка и лгунья, требующая внимания к себе внимания утверждая что смертельно больна, недолюбленная в такой степени, что цепляется за каждого, кто может поделиться хоть крохой этой любви и ее сексуально озабоченный братец – озабоченный настолько, что похоть становится его наркотиком, вытесняя все прочие чувства – стыд, самосохранение, привязанность. Очень интересен эпизод с его коллегой по работе – как только Брэндон начинает испытывать к ней что-то еще – интерес, какую-то нежность, то все желание секса у него стремительно улетучивается. Странно? Отнюдь. Ему нужно тело, просто тело, которое позволит сделать с собой все, что угодно, но вот тело, обладающее чем-то еще, какой-то наполненностью, внутренним миром, отпугивает его, оно ему не нужно.

Актерская игра. Безусловно, от Майкла Фассбендера потребовалась немалая доля мужества, чтобы предстать в фильме в таком вот неоднозначном, для многих отталкивающем образе. И смелость заключается не только в выставлении своего обнаженного тела на суд общественности, но и демонстрации тех душевных качеств, о существовании которых мы обычно не признаемся даже близким друзьям. При просмотре я почти непрерывно думала как я его ненавижу, презираю, жалею (это уже ближе к финалу), какой он отталкивающий тип, а это показатель того, что образ Брэндона он воплотил на «отлично». Кэри Маллиган играет блестяще, именно ее я лучше всего представляю в таких ролях – самим чертам ее лица присуща какая-то неуловимая грусть, внутренний надрыв, которые редко встречаются в породе голливудских красавиц.

Саундтрек. Не помню, что там за музыка была, но отчаяние главного героя она очень хорошо оттеняла.

Моя оценка или странности субъективного восприятия. Да-да, я про красный фон текста рецензии. Не потому что фильм плох – отчасти он гениален, но вот такого рода гениальность я искренне ненавижу всей душой. Как и фильмы Ларса фон Триера, просмотр которых для меня лично всегда становится шоковой терапией и еще неделю после меня стабильно мучают кошмары. Хвалить «Стыд» для меня означает, что я приемлю и допускаю существование такого вот образа жизни, а я не приемлю и не допускаю. Слишком уж примитивно сознание главного героя, слишком уж он зациклен на самоудовлетворении (а как это еще назвать, лично для меня это даже не секс), очень уж пуст внутренне – даже его последние сцены с сестрой меня не переубеждают в обратном, потому что это под влиянием момента, а еще немного спустя его сочувствие превратится в укор. И вот все мои положительные и негативные ощущения от просмотра сложились в отрицательную рецензию, также как математическое умножение плюса и минуса неизбежно выдает нам минус.

9 из 10

P.S. Любите своих детей, не скупитесь на внимание к ним, говорите им, как они вам нужны, иначе в итоге получите вот таких вот Брэндонов и Сиси. К сожалению, именно в наше время количество таких вот одиноких, потерянных детей (как совсем маленьких так и выросших внешне) уже зашкаливает.

26 мая 2012 | 14:25
  • тип рецензии:

Поднимая острую, интимную, а для многих нелицеприятную проблему, сам фильм не соответствуют вызывающей и грубой фабуле. Происходящее в нем блекло и скупо на детали и образы. А те интересные моменты, что есть в ленте, скорее оставляют после себя вопросы, чем дают характеристику или описание. Качественная и драматичная открывающая сцена с инструментальным аккомпанементом скорее подошла бы в конце, вместо того финала, который мы имеем, ведь правила везде одни, верно? Впрочем, это видение авторов.

Осознавая наличие и испытывая психическое расстройство, человек неизменно страдает от этого. Он борется, ведет войну, пытается справиться с собой или хотя бы примириться. В фильме «Стыд» зрителю этого почти не показывают. Развитие героя безусловно есть, но оно почти не раскрыто. Однако, стоит признать, что, когда Майклу Фассбендеру все же дают возможность выплеснуть эмоции и показать внутренних демонов его персонажа – это происходит на ура. Но таких моментов крайне мало и они через чур разбавлены в хронометраже. Даже катарсис Брендона – один из ключевых моментов фильма – показывают нам скомкано и вскользь. Зато сцена свидания в ресторане, суть которой лежит на поверхности и заключается в социальной отчужденности (а может и неполноценности) героя, снятая одной камерой, с одного ракурса, практически без движения и вообще без монтажа, длится шесть минут. Никаких технических, операторских или музыкальных изысков в фильме нет. Для выбранной темы режиссер использовал слишком сдержанную и постную манеру повествования.

Похожее восприятие и чувства вызывает работа Мэри Хэррон «Американский психопат», однако там куда большее значение было уделено деталям, характеризующим героя. Скрытный и рефлексивный характер морального уродства Патрика Бэйтмана (Кристиан Бэйл) оправдывает довольно неспешный темп движения сюжета. Тем более нечего говорить и о гиперреалистичном фильме Джона С. Бейдра «Грязь», который с ветерком и крутыми заносами прокатывает зрителей на карусели разврата, разложения и морального дна, успевая тем не менее вместить в себя много больше, чем просто аттракцион нечистот.

На таком фоне уже нельзя серьезно и глубоко проработать внутренний мир героя, обдумать и погрузиться в его проблемы и мучения. Этой картине не хватает грамотной постановки, исполнения, правильной расстановки акцентов.

14 октября 2017 | 13:24
  • тип рецензии:

Есть такой режиссёр и актёр – Мануэль Феррара. Снимает и снимается в довольно-таки любопытной порнографии. Как известно, сюжет у подобного кино всегда стоит, как бы помягче выразиться, не на самом первом месте. Что характерно, художественный фильм Стива МакКуина с точки зрения постановки, актёрской игры, информационной наполненности и даже смысла в сухую проигрывает у эпохального полотна «Raw», режиссёром которого выступил уже упомянутый мною Феррара. Это удивительно, но душевные переживания, драма человеческого бытия и трагедия главного героя лучше проиллюстрированы в порнухе, а не в «Стыде». Я так полагаю, что Майкл Фассбендер, звенящий яйцами на протяжении всей картины, не является залогом глубины и продуманности фильма? Или я ошибаюсь?

А я всё чаще замечаю (что меня как будто кто-то подменил…), что кино, в котором затрагивается тема сексуальных отношений обязательно будет воспринято зрителем со всей серьёзностью, и критики, сдвинув брови, будут рассуждать о несчастной судьбе персонажей, об их психологических проблемах и так далее до бесконечности. Велика вероятность, что такой фильм сразу станет элитным, а тот, кто его оценивает негативно автоматически получит статус дурака, ничего не смыслящего в сливках кинематографа. Да, я всё прекрасно понимаю. Режиссёр хотел продемонстрировать нам острую личностную несостоятельность, выраженную в потребительском отношении к жизни и к женщинам. И, конечно же, семья (в виде полоумной сестры) для него в итоге оказывается важнее, чем все плотские утехи вместе взятые. Однако я не вижу во всех этих перипетиях проблемы. В чём суть-то? В том, что главный герой смотрит порнуху на рабочем месте? В том, что он не желает вступать в долгие отношения? Это же его личное дело. Может, он слишком чёрств и не разделяет общечеловеческие ценности? Опять же, это его решение, жить так – его выбор. Нет драмы.

Карсон Клэй – вымышленный режиссёр и один из персонажей прекрасной комедии, творил в точно таком же жанре. Не знаю, как именно его стоит именовать. К нему хорошо подходят следующие слова: «надуманный», «унылый», «пустой», «ненужный». Перечисленные эпитеты относятся не конкретно к фильму «Стыд», а именно к жанру, представителем которого он является. Основные столпы этого жанра – грустная музыка, нелепый сюжет и серьёзность. Всё как завещал нам старик Клэй. Нельзя снимать на камеру пустоту и делать вид, что она кипит жизнью.

Всеобщее внимание к ленте привлекает откровенность. Точнее, фильм заявлен как откровенный. Но здесь её нет. Оголённые части тел и фальшивый секс – откровенность? А где же сцены анального проникновения крупным планом? Оральные ласки во весь экран? «Откровенный! Шокирующий!» - слова-приманки для старух (их, кстати, в зале было довольно много, клюнули, надо полагать) и тех, кто ищет эротически-философскую зарисовку на злобу дня. Вообще, я жду с нетерпением момента, когда на большой экран начнут выпускать порно. Тогда, наконец, подобные пустышки перестанут выходить, просто не выдержав конкуренции.

Отдельной строки заслуживает долбанная (другого слова для этого просто нет) сцена с песней «New York, New York». Всей команде, работавшей над лентой, надо вырвать руки за такой провал.

К сожалению, написать эту рецензию, не опираясь на другие фильмы («Raw», «Мистер Бин на отдыхе»), просто не получается, так как «Стыд» из себя ничего не представляет. Абсолютно несамостоятельное, пустое произведение. Если желаете прикоснуться к сексуальной тематике, посмотрите лучше «Удушье». Всё тоже самое, только снято талантливо и со смыслом.

Этот фильм можно глянуть одним глазком, без особой пользы и вреда, если вам совсем нечего делать. Но вместо этого лучше займитесь любовью.

02 марта 2012 | 11:04
  • тип рецензии:

Или о том, что минимализм поднадоел.

Кино красивое, довольно-таки стильное, и цветовая гамма приятная, и материалы сочетаются, и фактуры подобраны условно правильно и заведомо беспроигрышно – если говорить о т.н. «художественном полотне» или, как иногда любят выражаться критики, «фреске». Но ощущение такое, что режиссер хотел сыграть концерт на одной-единственной струне и у него не очень получилось, т. к. проблема в лучшем случае тянет на качественную короткометражку и желательно, чтобы к ней прилагалось еще сюжетов пять. Можно, конечно, сравнивать гражданина Фассбендера с Марлоном Брандо, но уж очень плосковато и простовато то, что нам показали, и именно на этом фильме мне очень захотелось, чтобы ну хоть кто-нибудь начал опять снимать наконец кино «про жизнь», но сложное, не эксплуатирующее бесконечно одну-единственную страстишку или патологию, или надуманные в целом проблемы, которые (честно говоря) яйца выеденного не стоят, и чтобы все-таки фильмы радовали, а не утомляли.

В русском фильме «Формула любви» вся 'трагедия', из которой тут постарались сделать целое кино, уложилась в несколько фраз Броневого: «Ипохондрия есть жестокое любострастие, которое содержит дух в непрерывном печальном положении. Тут медицина знает разные средства, лучшее из которых и самое безвредное - беседа. Слово лечит, разговор мысли отгоняет».

Очень часто из-под классического Less is more стало выглядывать ставшее уже не менее классическим Less is bore, а человек – как бы этого, возможно, ни желалось некоторым режиссерам и критикам – существо странное, живое, которое никогда не впишется всецело в рамки определенного «стиля», если, конечно, не загонять его на это прокрустово ложе силой, в том числе с помощью таких вот фильмов.

13 февраля 2012 | 21:56
  • тип рецензии:

Прежде, чем я начну анализировать данный и фильм, и, в частности, главного героя, отмечу, что я однозначно пожалела потраченного на него времени.

Первое, что я отметила для себя, это то, что фильм оставляет впечатление холодного, и на это работает всё, начиная от равнодушных голубых глаз героя, его синих свитеров и убранства его жилища до 'засиненной' картинки, вечно хмурых, дождливых небес и люминисцентных ламп. За такую работу над атмосферой фильма режиссера и оператора можно даже похвалить.

Что касается Брендона, главного героя, то первое впечатление от него - замороженная рыба. Что творится в его голове - непонятно. Применив имеющиеся знания и понаблюдав за ним повнимательнее, я пришла к выводу, что Брендон - обыкновенный социопат. Хотя слово это в клинической психиатрии безнадежно устарело. Нет, это не диагноз и даже не болезнь, это расстройство характера. Среди нас ходят такие люди с увечной душой, почти не испытывающие никаких эмоций и чувств, и не понимающие, что могут испытывать окружающее. Тем не менее, свои 'микро-аффекты', свои редуцированные чувства они могут проявлять довольно бурно. Что я и увидела в Брендоне.

Кстати, насчет болезней. Брендон - определенно нимфоман. Говоря простым языком, человек помешан на сексе, он пытается заполнить испытываемыми во время секса ощущениями ненасытную пустоту в душе. Думаю, не одна я заметила, что от сексуальных сцен в фильме страстью и желанием даже и не пахнет. Скука! Нимфомания мало чем отличается от других зависимостей, как наркомания и алкоголизм, например. Похотливыми желаниями Брендона руководит тот же процесс, ощущение, похожее на голод, просто пойди и удовлетвори эту потребность. О таких вещах, как любовь к партнеру, сопереживание ему в этом совместном опыте, и речи идти не может.

Что касается сестры Брендона, Сисси, так мне кажется, что как личность, она мало чем от него отличается. Просто она более активна в обществе и видит больше образцов для подражания. Человек абсолютно демонстративный, её поведение экстравагантно и эксцентрично, почти картинно и несомненно срисовано. Скопировано. Она также не руководствуется собственными чувствами. Та же скука, но мы хоть можем наблюдать робкие попытки себя расшевелить.

Последнее, но не менее важное, что обращает на себя внимание, это некое скрытое от зрителя событие, произошедшее между главными героями. В фильме есть некоторые моменты, наталкивающие на эту мысль: и когда Брендон застал Сисси у себя в ванной, и когда он плакал под её исполнение 'New York, New York', и когда громко, используя мат, прогнал её из постели. Первая напрашивающаяся мысль - инцест. Возможно, именно это событие не дает главным героям мирно существовать вместе и точит их изнутри.

В целом, фильм смотреть довольно скучно. Он малодинамичный, неэмоциональный и, в принципе, ничем не может удивить искушенного зрителя. Но если вы размышляете, как живут социопаты, как взаимодействуют с другими людьми, что происходит в их душах, как говорится, you are welcome, этот фильм для вас!

2 из 10

07 марта 2014 | 22:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: