К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

История тернистого пути к великой победе талантливейшего полководца Земли обретает в руках Гэвина Худа странные очертания милитаризованного мира больших шагов, в котором действие развивается гигантскими скачками, но на деле теряется во времени. Сколько проходит дней, недель или месяцев с того момента, как Эндрю Виггина зачисляют курсантом в Боевую школу до его величайшего, но весьма неоднозначного триумфа, в экранизации южноафриканского постановщика так и остаётся непонятным. Но это далеко не главная проблема 'Игры Эндера', формально вполне честно пробегающей по всем ключевым моментам литературного первоисточника. Но эта формальность суха и лаконична в подаче, словно рапорт, вот только история Эндера далека от подобной манеры изложения. Постоянное психологическое давление, призванное искалечить душу ребёнка, ставшую ценой в битве ради безоговорочного истребления врага теряется в топорности постановки Худа, по сути пробежавшегося по верхам и снявшего довольно скучный и рваный пересказ книги Карда.

Опуская параллельную сюжетную линию сетевых интриг Питера и Валентины, гениев не хуже Эндера, экранизация отдана на откуп основной канве взращивания бесперебойного механизма по уничтожению противника во всех его формах. Но морально-психологические аспекты, которыми было насыщено действие литературного первоисточника, совершенно теряются в поверхностном видении режиссёра. Гэвин Худ упускает из виду первопричины поступков, довольствуясь лишь их последствиями и допуская чудовищные сюжетные провалы. Раз! И казавшийся мягкотелым ботаником Эндер уже одерживает свою первую победу над школьным врагом. Два! И он уже спорит со старшим по званию офицером в Боевой школе. Три! И он уже в одиночку расстреливает большую часть армии соперника в Боевой комнате. Действие движется гигантскими скачками, второпях сшивая отдельные эпизоды грубыми нитками и превращая их в бездушные зарисовки, нежели в целостную историю.

Эндрю Виггин с большого экрана вовсе не тот рефлексирующий гений военного искусства, что жил на страницах книги Карда. Он изначально не вдумчив, расчётлив и любопытен, а скорее хитёр и эгоистичен. Его внутренний мир не калечат во вращающемся на орбите училище, потому что в этом нет нужды - Эйса Баттерфилд достаточно хорошо играет глазами, чтобы зритель заметил в них безжалостность ещё в сценах мирной жизни на Земле. И именно поэтому теряется весь дальнейших смысл происходящих во время обучения событий, всё давление на неокрепший разум сводится на нет, ведь экранный Эндер предпочитает сам высокомерно диктовать условия, забывая о субординации или просто о военной хитрости. То, что на страницах романа выглядело логично и закономерно, в фильме происходит внезапно и без особых причин, потому что постоянные конфликты и препятствия, сопровождавшие обучение главного героя в фильме сведены на нет. И со временем кажется, что всё у Эндера на самом деле получается легко и просто, а потому решающий экзамен не оказывает того воздействия, какое должен был.

А всё потому, что при просмотре облегчённой версии Гэвина Худа у зрителя парадоксально не остаётся времени подумать над нравственной стороной происходящих событий. Игра в Боевой комнате полезна с тактической точки зрения, но жестока с моральной, ведь по сути дети абстрагировано учатся убивать друг друга, прикрываясь телами 'павших' товарищей. А безжалостное распыление целой расы априори влечёт за собой уничтожение несчётного количества жизней. К тому ж цели и образ мышления этой расы так и остаётся недоступен зрительскому пониманию, отчего условный эпилог выглядит смазанной попыткой оправдания эпиграфа к фильму. Эндер был прав, его всегда будут помнить как палача, а вот фильму Худа явно не суждено оставить свой отпечаток на теле истории. И пусть ближе к концу этого стерильного действия персонажи внезапно проснуться в коконах своих забронзовевших личностей, Эндер будет кричать на Граффа, Графф на Эндера, а где-то посреди космической пустоты разнесётся неслышный стон боли миллионов душ землян и жукеров - будет уже слишком поздно.

31 октября 2013 | 22:20
  • тип рецензии:

Похоже, данное развитие событий не блещет оригинальностью: книгу я прочитал только после того, как узнал что по ней будут снимать фильм. Прочитал я её в тот же день, оторваться было практически невозможно. Книга охватывает значительный временной промежуток, но автор так сильно набивает страницы действием, а действие украшает мыслями и чувствами главного героя, что оторваться от чтения практически невозможно. Ну, мне не удалось. Дочитав же стало вдвойне интересно: как справятся с экранизацией? С одной стороны история, рассказанная в книге, достаточно оригинальна чтобы хотелось увидеть её воплощение на экране. Но достоинства книги могут легко и непринуждённо стать мучением для того, кто занялся её перенесением на экран.

Вообще, превращать отзыв в сравнение книги и фильма не хотелось бы. Сам Орсон Скотт Кард принимал участие в создании фильма и ему, конечно же, лучше знать как поступить со своим творением. Ему легче выбирать, что из сюжета можно вырезать, а что просто неизбежно нужно, дабы смысл произведения он нас не скрылся а просмотр не занял полдня. Однако, судя по результату, остаётся только утешать себя - наверное, без него было бы ещё хуже. Возможно, мне так понравился первоисточник, что из-за него я просто не вижу фильма. Я вижу изменения, большие и маленькие, в основном не могу их себе объяснить, меня это раздражает, фильм - плохой. Возможно. Но давайте отбежим как можно дальше от печатных страничек. Что там видно?

Это явно неинтересный фильм. У Эндера больной на всю голову брат, он боится быть на него похожим. Он без особых, в общем-то, проблем, перескакивает с одного этапа обучения на другой. Он (по его же словам) не высыпается, пару раз хотят избить. Полковник Графф убеждает. Какая-то женщина в форме постоянно морализирует. Кульминация. Финал. Весь фильм просто краткий, не всегда правильный, скучный пересказ событий двух третей книги. Эти события, мельком показанные, лишены наполнения. Мы видим обучение в Боевой школе, но за кадром остаётся как сильно на Эндера там насели. Как ломали. Как доводили до ручки. Использовали любую возможность развить таланты Эндера. Интенсивное обучение, тренировки, непрерывное саморазвитие навязанное извне, увеличение собственных способностей, знаний – этого в фильме нет. Вырванные из контекста, просто события, делают историю нелогичной. Более того, она вполне ожидаемо теряет в динамике, ибо логические лакуны действуют наподобие колдобин на дороге, когда при очередном броске оглядываешься и невольно задумываешься, какого черта ты сюда заехал.

Пожалуй, главное. Не особо видно маленького мальчика. Просто напомню, что на момент начала книги Эндеру Виггину шесть лет. И за первые сутки, от всего что с ним происходит, он плачет четыре раза. Он маленький мальчик. И когда только прилетает в Боевую школу продолжает плакать, только уже втайне от других. Потом перестаёт. Герой же Эйсы Баттерфилда словно каменный, его не пронимает ничего. Он не растёт, он не развивается. Персонаж статичный от начала и почти до самого конца. Из этого следует вывод – если он не меняется, значит меняться нет никаких оснований. Это значит, что ни школа, ни командование не предъявляют ему требований, выполнение которых заставило бы прыгнуть его чуть выше, чем он привык. По сути, из-за этого создаётся впечатление, будто командование флотом Земли доверили человеку, который во время игр победил своей командой сразу две. И был лучше всех на тренажерах. И всё это меньше чем за год, ведь герой даже внешне не изменился. А обо всём кошмаре, через который провели маленького мальчика, мы даже догадаться не можем. Нам тупо говорят, что это так. Ничем особенным не доказывают. Ничем вообще. Постоянные стенания женщины в военном выглядели на этом фоне особенно глупо.

С прочими персонажами полная печаль. Не пойми чего наворотили с Андерсоном, превратили Депа в клишированного сержанта-солдафона. Характеры 'команды' Эндера кастрировали, лишив их большей части своей книжной индивидуальности (и так небольшой). То же самое и с Граффом, и с Рэкхемом, что как по мне особенно печально, ведь их играют Харрисон Форд и Бен Кингсли. О Валентине и Питере вообще лучше не вспоминать. Их сюжетная линия, очень даже интересная, вырезана полностью. Через неё нам показывали мир, в котором Эндер живёт. Как мир меняется и что там происходит, пока он учится его защищать. Без мыслей и чувств главного героя, вместе с отсутствием данной линии непонятно кто такой Эндер и где он такой. Его мотивация, его внутренний мир без этого слишком простые и прямолинейные, потому как очень уж много в Эндере зависело от его отношений с сестрой и братом. Т это ничем не заменили. А ещё из-за этого я так и не услышал, как в странах-участницах Варшавского договора взбунтовались славянские рабы. Обидно!

Техническая сторона дела фильм спасти не смогла. Декорации неплохие, кроме комнаты Эндера на планете жукеров. О пастбищах, полях, фабриках и заводах жукеров на их колониях забудьте, поскольку линии Питер-Валентина нет, после кульминации в сюжете начинается полная отсебятина, которая призвана хоть как-то заполнить зияющую дыру. И для этого, видимо, решили разместить инфраструктуру захватчиков под землёй. Прям как у багов Хайнлайна. Космические сражения (битвы одной тучи саранчи с другой тучей саранчи) мне не понравились.

Голос Тех, Кого Нет? Не вспоминайте. Наверное, сочли слишком трагичным.

Таким образом корень зла, на мой взгляд, в недостаточной смелости переработки текста книги. Основные этапы пути главного героя пересказываются, минуя содержания. Сам пересказ снабжён мелкими, совершенно непонятно зачем сделанными изменениями, которые при неизменности основной сюжетной линии раздражают. Зачем Деп вначале тупой солдафон, почему Андерсон женщина? Как это влияет на сюжет, что для главного героя от этого меняется? Ничего. Складывается впечатление, будто на определённом этапе хотели сделать что-то совсем другое, но потом послали всё нафиг и не особо напрягаясь спрессовали сюжетную линию Эндера до пересказа основных событий. Но это решение, выдуманное или нет, тоже не имеет смысла: «Ну, мы выкинем неплохую треть книги, от остального оставим кожуру, слив всю мякотку, и это будет так же круто как литературная основа». Так что ли? Не хотели делать так же круто? Зачем тогда вообще делать? Чтобы на прилавках книжных появилась маленькая книжица за 350-500 рублей, с кадром (или даже постером) фильма на обложке и подписью «Смотрите фильм – читайте книгу!»?

Я не могу полностью игнорировать возможность того, что книга всё же заслонила мне восприятие. Но большей части того, за что она мне нравилась, в фильме нет. А чего-то своего кино не родило. Потому и плохое.

5 из 10

01 ноября 2013 | 23:31
  • тип рецензии:

Мне, увы, не пришлось держать в руках издание книги Орсона Скотта Карда «Игра Эндера» и с литературным источником я не знакома. Но, на мой взгляд, такие престижные премии в области научной фантастики как премия «Ньюбела» и премия «Хьюго» просто так не выдают. Это уже априори говорит о качестве того материала, который оказался в руках кинематографистов. Фильмы, в основе которых лежит любой художественный текст – это уже хорошая вещь [но исключения везде бывают, само собой]. И «Игра Эндера», бесспорно, хорошее качественное кино. Скорее всего, оно могло быть и лучше. Но фильм ценен моралью и идеей, а лично для меня это знак того, что сия лента попадает в категорию «must see».

В этой картине за слоями фантастики и нагромождениями космических кораблей кроется обычная человеческая психология, вопросы общечеловеческой морали и гуманный посыл ко всем людям. Этим фильм и хорош. Тот, кто считает, что раз в «Игре Эндера» центральные персонажи дети, то значит и кино детское, глубоко заблуждается. Фильм поднимает совсем не детские вопросы. Он ставит героев перед выбором, он показывает психо-эмоциональный рост главного персонажа, ломку идеалов и ценностей, убийственную систему, в которой человек всего лишь винтик. Возможно, какие-то сюжетные ходы наивны, а речь персонажей звучит слишком идеалистически, но все это мелкие огрехи, потому что идея мощная и глобальная. И автор очень ярко демонстрирует нам последствия антигуманной политики, последствия большого механизма лжи. Кино проповедует добро. И за это его стоит любить. Война ужасна по природе своей. Ужасно, когда ломаются и калечатся судьбы, когда совершается геноцид. И ужаснее всего, когда такие вещи происходят из-за простого недопонимания. Война – это крайняя мера. Кульминация фильма так и вопит об этом, как и глаза Эндера, полные боли и отвращения к самому себе и к окружающим людям.

Сюжет местами провисает. О некой доли наивности я уже говорила выше. Помимо нее придраться можно к тотальной гениальности Эндера во всех вопросах. Просто чудо-ребенок. Но я придираться не буду, ибо мир, в котором мы с вами живем, может являть на свет вундеркиндов. Их мало. Они единичны. Но они созданы для того, чтобы быть не такими как все. И у этой медали есть обратная сторона, которую герой познает на себе.

Фильм не идеален. Какие-то диалоги кажутся лишними и ненужными, иногда пафоса становится слишком много на одну минуту хронометража, слишком много громких слов и выразительных взглядов. Но сама идея и тот посыл, что она в себе содержит, утягивает это кино наверх, и никакой балласт в виде не совсем удачных диалогов или скучных сцен не утянет фильм вниз. Этим лента и хороша. Она заставляет думать, заставляет задуматься и осмыслить, в каком мире мы живем, метафорично рассказывает нам о том, что мы есть, о выборе, который совершает каждый в своей жизни, а потом живет с этим выбором.

Аса Баттерфилд мне очень нравится. Необычный парень. Взгляд у него глубокий и вместе с тем пугающий. Он может далеко пойти – все задатки для этого имеются. И в «Игре Эндера» он не то, что не потерялся на фоне такого титана кино как Харрисон Форд, а, возможно, даже был ярче, но совершенно точно на одном уровне. Форд играет с блеском и с силой. Впрочем, по-иному он давно не умеет. Хейли Стайнфелд и Эбигейл Бреслин – две очаровательные девушки, которые слишком быстро растут. Они прибавили фильму теплоты. И понравился Бен Кингсли. Харизматичен как всегда. Хотя я не уверена, что татуировка на лице все же была нужна. Смотрится несколько карикатурно.

В наш прогрессивный век зрителя сложно удивить спецэффектами. В этом фильме размах и грандиозность космического флота поражают воображение. Но мы видели и покруче. С визуальной точки зрения фильм красив и даже роскошен. Космос, космические корабли, космические станции – это впечатляет. Качественно сделано. И радует, что фильм берет не только обложкой, но и содержанием.

«Игра Эндера» определенно найдет своего зрителя. Им могут стать как поклонники книги, так и люди, что любят качественную фантастику. Гуманистическое кино в наш техногенный век – это даже какое-то редкое явление. Фильм проповедует мир тогда, когда все так любят воевать. Побольше бы Земле таких людей как Эндер. И нет, не гениальных, а понимающих и осознающих, знанием обладающих. Именно в этом заключается сила этого мальчика, а отнюдь не в его гениальности.

31 октября 2013 | 20:20
  • тип рецензии:

Человечеству в очередной раз потребовался супергерой, суперчеловек, к которому обращены надежды на сохранение цивилизации, и, не моля Бога, оно решило само воспитать себе спасителя, создав космическую академию, куда забрасывали протестированных курсантов, заглянув предварительно к ним не в душу, но в мозг.

Некоторые нерадивые комментаторы, торопясь успеть с заметкой в номер, не утруждая себя просмотром самой картины, поспешили пересказать сюжет легендарной книги Орсона Скотт-Карда, ложно полагая, что тот, будучи сценаристом, перенесёт её на экран один к одному. Правда же состоит в том, что автор купировал своё произведение, оставив за рамками фильма сетевой проект брата и сестры Эндера, устроивших блоггерскую игру с сознанием землян, пока из главного героя вытравливали человеческое.

Нравственный аспект воспитания занял центральное место в истории становления личности, чьей миссией должно было стать сокрушение цивилизации, командование несметными войсками на звёздном поле межгалактических сражений, на пути к которым ребёнок превращается в юношу, а мальчик становится командиром армады, оттачивая стратегию в условных боях условных команд, перед которыми стоят условные цели, к которым ведут условные потери, и поэтому никто не вспоминает о ценности средств.

Эта условность может стать серьёзным разочарованием, обманывая тинейджерские ожидания ожесточённых баттлов с вихрем полётов и ураганом штурмующих бастионы стрельб, но останется в памяти несколькими головокружительными атаками, когда отряды сходятся в стремительно вращающейся светящейся среде, куда, как в воронку, затягиваются взгляды зрителей, предвкушающих сокрушительный и победоносный удар.

Однако, каждый следующий день Эндера – это лишь новая партия, состоящая из одних и тех же фигур, где его задача состоит в том, чтобы дать ответ на всё новый вызов противника, побеждая, чтобы продолжить игру, замыкающуюся на наблюдательном мостике полковника Граффа (каменнолицый Харрисон Форд), чья роль вмещает в себя воспитателя, тренера и психиатра, манипулирующего сознанием вверенного ему юнца.

Нравственный аспект, составляющий основу литературного романа, целиком и полностью переносится на экран художественного произведения, отслеживающего путь физического, карьерного и интеллектуального роста главного героя, пусть здесь даже более взрослого, чем его книжный прототип, но не менее хрупкого и вдумчивого, какой представляет его исполняющий роль Эндера Виггина Аса Баттрефилд.

Взаимодействие привычных и привходящих обстоятельств в контакте собственной воли и желаний руководства приводят в движение возмущённый разум юного победителя, ставящего под сомнение свои способности, постоянно цепляясь воспоминаниями за образ своей любимой сестры, становящейся проводником гуманизма вопреки замыслу начальников, пытающихся вывернуть наизнанку принципиальность Эндера, сомневающегося в себе и во всём.

В игровом процессе роль каждого члена команды сводится к функциональному взаимодействию с командиром группы, вверяясь его воле, не показывая воли своей, а единственным, кто может спорить с начальством остаётся бескомпромиссный Эндер, сам двигающий своих подчинённых, управляя ими с оглядкой на полковника, который орудует маленьким командиром, не представляющем предначертанной ему участи великого полководца и безжалостного врага.

Поэтому не должно удивлять скромное место подчинённых Виггина, кто сознательно, а кто вынужденно скрывающихся за его неширокой спиной, оставляя лидеру место на авансцене театра военных действий, где уставший от тренинга Эндер ждёт конца игры, как избавления от долга, не догадываясь, что пребывая в заблуждении, оторвался от реальности, оставшейся где-то в звёздной дали.

В напряженном ритме игровых боёв почти нет места лирике и 'связям', лишь мельком брошенный взгляд и необычный привет товарища, деловые отношения с коллегой (впавшая в детство Хейли Стайнфелд), союзнические с сестрой (подозрительная Эбигейл Бреслин) и нечаянная ликвидация соперника (слетающий с катушек Мойзес Ариас) – эти лица вместе с неприметным бойцом по имени Бин (притаившийся Арамис Найт) служат венцом над сияющим в перекрестье взглядов Эндером, мановением руки смахивающим с пульта битые карты и открывающего новые, поджидая свой неизбежный джек-пот.

Вспоминая тщедушного соотечественника Баттерфилда адмирала Нельсона или низкорослого императора Наполеона Бонапарта многим придётся поверить в хлипкого стратега, забыв о сказках про накачанных протеинами победителей, не обижая пренебрежением телесной слабости Суворова, в котором не сомневались, потому что верили в дух.

Несломленный дух интеллектуала Асы Баттрерфилда пригодился режиссёру в момент истины, когда убийственная правда опустошает победителя, возвращая его из программной оболочки к реальности, где уже свободный от лжи наставника Эндер сам себе отвечает на вопрос, кто есть Эндер Виггин, кто сделал его, и кем он был в этой игре. Но ещё важней то, что последует после торжествующего «Game over!», потому что жизнь продолжается, надо решаться, и это вам не игра.

29 октября 2013 | 19:23
  • тип рецензии:

Орсон Скотт Кард фантаст примечательный хотя бы потому, что получал две престижнейшие премии в своей области два года подряд, чего не позволяли себе ни Артур Кларк, ни какой-нибудь Айзек Азимов. Уж не знаю, какие зерги в этом виноваты, но период моего активного увлечения подобной литературой минул, а «Игра Эндера» так и не прописалась на моей книжной полке. Что ж, кажется, появился шанс это исправить. Экранизацией романа, изданного еще в 1985, на Фабрике грез заинтересовались еще в те времена, когда спецэффекты не занимали терабайты памяти, а понятия «Дисней» и «Звездные войны» напрямую не пересекались. Автор, боявшийся за «перекраивание» своего детища сам участвовал в написании сценария и продюсировании, что, в общем-то, еще больше прибавляло интереса к дорогому фантастическому фильму по мировому бестселлеру.

Фильм «Игра Эндера» повествует о мире будущего, где человечество столкнулось с многоглазой угрозой дальнего космоса в виде расы насекомообразных пришельцев, целыми роями обрушившихся на Голубую планету. После пары особо жарких контактов земляне решили, что главной силой в борьбе с захватчиками могут стать дети, чей ум более гибок и способен к боям в условиях космической мешанины из огневых точек и юрких истребителей. Паренек Эндрю (Эндер) Виггин, с детства тренируемый в рамках военной программы, выглядит в глазах командира Граффа будущим военным гением. Поэтому его не на шутку сжимают в тисках сурового военного воспитания, стараясь сделать из него будущего Цезаря или хотя бы Наполеона. Сам же Эндрю, конечно, упорен и находчив, но вынужден бороться с внутренними демонами: жестокими наклонностями, страхом и своим сложным нравом. Со временем «игра» становится лишь серьезнее и тяжелее.

Что сразу интересно, так это то, что фильм делает упор не на экшен и эффекты, а на драму взрослеющего раньше времени ребенка. Причем, основной конфликт фильма даже не противостояние человека и пришельца (или Эндрю с местным майором Болью). Это противостояние войны (насилия) и мира, как таковых. Дети, призванные самим своим существом быть уж никак не убийцами, подготавливаются к настоящему геноциду другой расы; Эндер сталкивается с темной стороной души, потом раскаиваясь; а командующий Графф начинает символизировать образ самой войны, где главное победа, а не методы ее достижения. Фильм получился отнюдь не легким приключением, а вполне серьезным экскурсом в мир смертельного противостояния, где есть сюжетное место и сильным переживаниям и напряженным моментам. Врага бьют так, чтобы больше не поднялся. Врага, чтобы одолеть, надо понять, и уважать как учителя, но сдать экзамен у него можно лишь пройдя дорогой борьбы, ведь диплом войны алый лишь благодаря крови. Прошедший высшую школу войны Эндер оказывается неготовым к тому, чтобы пожинать плоды своей профессии, ведь плоды у насилия ужасны.

Фабула сюжета «армейский лагерь для малолетних в космосе» интересна, но некоторые штрихи вышли не особо изящны. Вернее, отсутствие тех или иных штрихов. В первую половину вполне заметна убыстренность событий, вставленных в кинохронометраж. Это касается, например, быстрых переходов Эндера между «факультетами» своего наноХогвартса. А в рамках всего фильма словно не хватает дополнительных деталей, чтобы создать полный паззл этого трепещущего мира будущего, что живет по ту сторону экрана. Обновленную Землю мы почти не видим, звездный флот показывают не долго, основные события происходят на довольно «стерильной» космобазе. Но за подобными вещами, наверное, надо обращаться к книге, да и не слишком они портят впечатление от просмотра.

Экшена, тем более действительно эффектного, не так много, а пара масштабных битв с роем пришельцев безусловно занятна, но благодаря специфике « куча на кучу», заставляет вспомнить мешанину в чьем-нибудь блендере. Графика, впрочем, очень добротная, что обязательно доставит особые ощущения всем инсектофобам в последние минуты фильма (пришельца близко покажут только в конце). В рамках проекта создателям удалось привлечь плеяду добротных актеров, которые достойно справились со своими обязанностями, будь то старая гвардия в лице Харрисона Форда (командующий Графф) или же молодое подкрепление, где в центре внимания Эйса Баттерфилд (Эндер).

В фильме нет лихих космических полетов, юмора, любовной линии. Но это едва ли недостатки для него. Он наверняка не войдет в одну линию с мастодонтами жанра и не соберет миллиард зеленых бумажек в прокате. Но картина берет не вспышками бластеров, а серьезностью; давит не на покорновое настроение, а на сюжет и драму. «Игру Эндера» посмотрят фанаты книги, а, не читавшие ее, возможно, наконец прочтут. Этот фильм способен обрести своего благодарного зрителя, и, быть может, им окажетесь как раз вы. А, быть может, уже оказались?

31 октября 2013 | 17:38
  • тип рецензии:

Для начала, хочу сразу сказать, я являюсь давним фанатом творчества Орсона Скотт Карда, и потому с нетерпением ждал выхода фильма. Но как часто бывает, иногда ты хочешь то, что тебе не нужно. Примерно так и вышло с фильмом.

Изначально перед сценаристами стояла сложная задача, потому что книга тяжела для адаптаций, но ряд режиссеров и сценаристов опровергают правило, что книга лучше фильма - Питер Джексон, Фрэнсис Форд Коппола, Роберт Земекис, Крис Коламбус, Тейт Тейлор и куча других гениев киноиндустрий.

Так почему же 'Игра Эндера' провалилась в прокате? Все просто. Орсон Скотт Кард потрясающий прозаик, но он не сценарист, поэтому заведомо было понятно, что со сценарием своего романа он не справится. То тут, то там сюжет провисает, невероятная куча роялей в лесу отбивает охоту смотреть фильм. Вспомним персонажа по имени Бернард, который в одном из эпизодов говорит: 'А я тут что делаю?'. Действительно, что он там делает? Как по фильму понять, что Эндер гениальный полководец, за которым солдаты пойдут в огонь и воду? Через фильм идет только слова Харрисона Форда, который по строго армейской выручки говорит: 'Эндер ты гений'. Тем самым используя НЛП нам режиссер говорит, зрители успокойтесь, мы вам не покажем конечно же, но Эндер гений, я точно знаю! В конце концов это говорит великий Хан Соло и Индиана, уж ему то вы должны верить! Но я не верю, что киношный Эндер полководец, это обычный пацан, которому по прихоти непонятных нам людей доверили судьбу человечества.

Когда говорят, что невозможно в полтора-два часа вложить целую книгу, это бред. Да согласен полтора часа это идеальный хронометраж: зритель не устает, студия экономит деньги, а кинотеатры смогут большее количество раз показать фильм за сутки. Но можно снимать и трехчасовой фильм, если сюжет позволяет, а сценарист не лениться, то можно все, и зритель будет только благодарен.

Обратили внимание, я тут не говорю об актерской игре, визуальных эффектах и так далее, потому что не вижу смысла. Как бы не были талантливы актеры, оператор и даже чувак, который заведует хлопушкой, если режиссер и сценарий слабоваты, фильм уже ничто не спасет.

В зале мой сосед сказал: 'Я н...я не понял'. Так вот, после просмотра фильма, я мог сказать, я ничего не понял, думаю этим сказано все.

P.S. Даже не хочется выставлять количество баллов, потому что этот фильм просто недоразумение, которое периодически выходит на широкий экран. Но поверьте, и такое кино нам нужно, у каждого фильма свой зритель. А я просто скрещу пальцы и буду ждать и надеется, что лет через -дцать книгу все-таки достойно экранизируют.

22 января 2014 | 11:18
  • тип рецензии:

В последнее время все чаще и чаще на экраны стали забредать экранизации всяких-разных мировых бестселлеров, написанных скучающими домохозяйками или прочими любителями, и 'Игра Эндера', признаюсь, вначале и вызвала у меня подобные ассоциации - а все потому, что я не удосужился изначально узнать, что поставлен фильм по книге известного ( особенно в США) писателя фантаста, написанной аж в прошлом веке. Именно этот факт, о котором я узнал незадолго до премьеры, и толкнул меня на просмотр - больно уж хорошие были у первоисточника отзывы. И пусть с самой книгой я еще не знаком, но фильм мне понравился, став, наверное, главным сюрпризом 2013 года.

Вообще, картины научно-фантастического жанра - редкость, но в этом году их было уже многовато: целых три (Гравитацию язык не поднимается отнести к НФ). Это и 'Обливион' Косински, и 'После нашей эры' Смита-старшего, и 'Элизиум' Бломкампа. Но вот, если попытаться выделить лучшее их этих картин, то я скорее назову визуал, но уж точно не сюжет и смысловую составляющую - хоть она и присутствует в данных картинах. Но при этом или же идеи не доведены до ума, недокручены, или сами сюжеты полны ляпов, которые даже при учете жанра ляпами и остаются - настолько они нелепы, надуманны или притянуты за уши. Но в Эндере главное именно сюжет, сама история и те мысли, что она в себе несет: по части содержания - это чуть ли не самый умный, цельный и законченный продукт в нынешнем году. Никакого визуального выпендрежа, попсовости и глупости здесь нету, как и досадных, бросающихся в глаза ляпов.

Но картина не идеальна, ведь кино - не книга, тут важна и аудиовизуальная составляющая. И здесь она могла бы быть лучше - тот же оператор мог бы меньше увлекаться крупными планами, например. Но совершенству нет предела, да и технические недочеты спокойно оправдываются тем, что картина снята за небольшую сумму 100 млн. долларов и является независимой, а окупаются опять же сюжетом. При том кастинг проведен очень удачно - актеры справились с ролями хорошо, да и авторы смогли привлечь в свой проект и знаменитостей( Харрисон Форд, Бен Кингсли), и номинантов на известные награды даже среди молодежи( Хейли Стайнфелд, Эбигейл Бреслин). Визуально выглядит приятно и стильно, смотрится с интересом и удивляет в конце (а меня, как человека, достаточно хорошо знакомого с литературной и кинофантастикой, удивить непросто).

Есть, по хорошему, лишь две серьезные ошибки, допущенные создателями 'Игры Эндера': во-первых, рекламная компания не совсем верна, ведь по трейлеру и не скажешь, что перед нами серьезный научно-фантастический фильм, а не обычное развлекалово для подростков; во вторых - выпускать картину одновременно с Тором очень рискованно. Надеюсь лишь, что фильм окупится и мы сможем увидеть сиквел. Но даже если не сможем, то не страшно - фильм выглядит достаточно самостоятельным продуктом и кучи вопросов не вызывает. В итоге, перед нами один из лучших представителей научно-фантастического жанра, схожий скорее с такими образцами подростковой фантастики, как 'Инопланетянин' или 'Полет навигатора', чем со всякими 'Перси Джексонами'. Фильм серьезный, неглупый, и вполне подходящий для просмотра всем возрастам - даже взрослые люди смогут смотреть без тошноты.

P.S. И еще - 'Игра Эндера' в некоторых моментах схожа с Гарри Поттером и вероятно найдутся те, кто, не зная, в каком году написана литературная основа фильма (1985) будут обвинять авторов в плагиате, воровстве идей. Не надо так делать.

01 ноября 2013 | 07:32
  • тип рецензии:

То, что поначалу смотрится как диетическая калька 'Звёздного десанта', оборачивается экзистенциальной драмой с неожиданными ответами. СПОЙЛЕРЫ!! Сюжет: будущее, несколько десятилетий назад на Землю напали насекомообразные пришельцы. Их атака была героически разбита, но флот инопланетян готовится к новому выступлению. У человечества есть стратегия: армией среди населения отбираются талантливые дети и подростки, чтобы выпестовать из одного одаренного человека гениального полководца для беспрекословной победы. Некоторые уверены, что Эндер - тот самый спаситель Земли.

В фильме четыре смысловых слоя, один другого прекрасней. Для начала будущее, как и положено, предстаёт в декорациях причудливой антиутопии, где военные - 'звёзды' и герои для прочих людей. Отбор жёсткий, но каждое детское сердце стремится к тому, чтобы стать новым Спасителем. Военная структура - идеальная мегамашина, её слоган: стань винтиком, и, возможно, дослужишься до большого болта. Возможно здесь - главное слово, конкуренция бешеная, так что иерархия в 'Дьявол носит Prada' видится очередью в туалет в МакДо. Однако, впервые в кино (на моей памяти) мегамашина предстаёт в истинном свете. Добровольный вход туда - контракт с дьяволом, ты отдаёшь себя, а твой подъём - фиктивность, кошелёк на верёвочке. Если в 'Матрице' и 'Тёмном городе' мегамашина рисовалась как устройство, забирающее тебя и дающее взамен некие блага, то здесь - никаких чудес и волшебства, чистое пользование человека как объектом.

Второй - зыбкое поле пубертатной психики. Ошибка (или намеренное ослабление линии) создателей - небольшой накал в плане рефлексии. Подросток - маленькая бомба, в этот период происходят гормональные взрывы и срывы, характер подвергается адовой 'турбулентности', тут не то что наступление армии - себя контролировать невозможно. Но авторы выбирают этот возраст как основную точку становления сил. Если первая идея в 'Эндере' подана буквально, через прямую агитацию, то вторая уже заходит на территорию 'Повелителя мух', где не всё так однозначно. Фильм обращается к подростку с вопросом выбора, не предполагая аутсайдерской позиции: если ты готов к взрослой жизни, принимай взрослые решения. А также: быть взрослым больно, но это будет боль по твоим правилам.

Третий смысл я недавно оформил для себя в фразе: 'Становясь сильным, ты постепенно обретаешь величайшую уязвимость'. Эндер, добившись статуса полководца, уничтожает не только планету иной расы, он тем самым и самоуничтожается, потому что 'миссия выполнена'. Винтик, каким важным он ни был для завершённой задачи, программой удаляется. Здесь заложена мысль-бомба: большинство 'неуспешных' людей видят этот финал и отчаянно сопротивляются карьере, успеху, достижению цели. Написать роман, снять фильм, покорить Эверест, изобрести лекарство мешает маячащий впереди провал бездны - что с этим делать дальше?! Такое может разрушить до основания взрослого человека, подростка просто должно раздавить. Но в фильме рефлексия проходит под наркотиком, рейтинг - 12+.

Четвёртый смысл поднимает фильм на невероятную высоту. Пройдя через ад мегамашины, переломив себя и закончив войну, Эндер обретает миссию - посвящение себя ДРУГОМУ существу. И, хотя на этой ноте фильм заканчивается, продолжения здесь не нужно.

2013 киногод богат сюрпризами, но 'Игра Эндера' - из приятнейших. Он не безупречен: авторы хотели ублажить все возрастные группы, поэтому местами сумбурно, поверхностно, не хватает действия и драматических коллизий. Но, будь сценарий написан иначе, фильма бы не было. Это в 1997 году продюсеры могли себе позволить дать денег Верхувену на помпезный стёб - 'Звёздный десант'. Но даже с этими недостатками 'Игра Эндера' сильнее своего 'старшего брата'.

03 ноября 2013 | 02:49
  • тип рецензии:

Начну с того, что тему борьбы землян с жукоподобными, обладающей своей 'королевой-маткой' инопланетными существами открыл величайший писатель-фантаст, давно ставший классиком Роберт Хайнлайн в своём романе 'Звёздный десант', изданном ещё в 1959 году и не так давно малоуспешно зкранизированом господами из Голливуда (в смысле близости к оригиналу, с которым я хорошо знаком). А в 1985 году появляется чуть ли не под копирку списанный у живого тогда ещё мэтра роман Орсона Скотта Карда 'Игра Эндера' (сюжетная разница почти лишь в том, что у Карда курсанты почти пацаны и готовят их не для 'зубодробилки' а для интеллектуальной стратегической победы, и в том, что 'жукеры' имеют мощный звёздный флот, а у Хайнлайна, кстати, непонятно, каким образом его жуки добрались до Земли, у них ведь никакой техники не было!). Как это у писателей не дошло до 'плагиатного' судилища, мне не ведомо. Возможно, всё обошлось благодря ещё одному важному моменту-различию в романе Карда, о чем ниже.

Итак, что мы читаем у обоих писателей и видим в обоих фильмах?- Жесточайшую, безжалостную муштру новобранцев, где 'отдыхает' наша пресловутая 'дедовщина', где человек человеку волк (читай- враг, конкурент), где чудом удаётся сохранить в себе хоть что-то человеческое и найти хоть каких-то друзей... Почему? Да потому, что нам показывается, как формируется настоящая Армия Агрессора, а не Защитника! И агрессор этот всем хорошо известен- Американский Империализм! Да, с окончанием 'холодной войны' и победе в ней США (во многом благодаря нашим безмозглым правителям, а, вероятнее, просто предателям) термин 'империализм' стыдливо исчез из мирового политического лексикона. Но это не значит, что сам империализм исчез! Как говорится, как волка ни назови, он всё равно волк! Это именно американский империализм развязал войны во Вьетнаме, Ираке, Афганистане, Ливии, Сирии. Его сущность, описанная Лениным (какой бы он там ни был, но он был прав!) не изменилась до сих пор, и, судя по нашему фильму, не изменится и в 'космическом' будущем. Но не все ещё души потеряны! Наш гениальный мальчик Эндер, ставший адмиралом космофлота после выполнения того, чего от него ждали, понял, что сотворил, и ужаснулся! Потому что он Гений действительно от Бога, а не от Сатаны (кого-то наподобие в фильме прекрасно играет мой любимый Харрисон Форд- то ли это Буш-младший, то ли вообще Дядя Сэм во всей красе). И когда в картине прозвучал вопрос, почему надо уничтожить жукеров, которые вообще-то на Землю с тех пор не нападали (а нападали ли на самом деле, или их чем-то спровоцировали, и они ответили?) и прозвучал однозначный ответ 'Потому что их вообще не должно быть!', я резко хотел вырубить фильм. Хорошо, что не поспешил. Гений (разум!) нашего парнишки восторжествовал: 'Я же уничтожил целую планету разумных существ! А кто-нибудь попытался их понять, поговорить с ними?' И он приступил к выполнению нормальной, человечной миссии 'дипломатия вместо канонерок'. И преуспел в ней, хоть и немного... Вот в этом и состоит ещё одно, может, главное отличие романа Карда от романа Хайнлайна. И поэтому я добавляю картине 'Игра Эндера' один балл- за, пусть и вялое, но всё-таки противодействие империализму! И ёщё. Задумайтесь, почему в обоих романах инопланетные пришельцы представлены какими-то жуткими насекомыми?- Да потому что их никому не жалко давить- как тараканов на столе... А будь они гуманоидами, похожими на нас, к примеру, с голубыми глазами, как у вашей любимой девушки? Вы бы, наверное, подумали, прежде чем спускать курок? Между тем империализм сейчас во многих странах мира запросто убивает не жуков и не гуманоидов, а людей, без разбору, правых и виноватых, с голубыми или карими глазами (а как они могут оправдаться перед беспилотником-дроном, управляемым из Лэнгли?). Неужели и в будущем ?

Вот что главное в этом фильме, господа-товарищи, а вовсе не его художественные достоинства или недостатки. Зрите в корень, и узреете всё!

8 из 10

05 ноября 2013 | 22:37
  • тип рецензии:

Несмотря на то что я еще с детства увлекаюсь творчеством писателей-фантастов, будь то Азимов или Брэдберри я опасался идти на данный фильм. И дело тут даже не столько в том что мне нравятся книги Орсона Скотта Карда и герои что действуют в них, а в том что в этом году вышло уж больно много блокбастеров-пустышек. Фильмов в которых помимо красивой обертки ничего по сути и нет. Но любопытство все же пересилило скептицизм и я пошел на просмотр сей картины, о чем как не странно не пожалел. Итак, это – «Игра Эндера».

Но начну я пожалуй с одного, но существенного недостатка. И заключается он как не странно в хронометраже. Нет, я понимаю, что несмотря на нехилый бюджет данная картина является достаточно экспериментальной и не все зрители смогут оценить увиденное по достоинству (даром что к концу картины зал опустел ровно наполовину), но давайте вспомним, пожалуй, наиболее удачную экранизацию книги – «Властелин колец» Питера Джексона. Не смотря на то что каждый из трех фильмов длился практически три часа старина Джексон не смог переложить многие события на экран. Многие фанаты все еще не простили режиссеру отсутствие Тома Бомбадила и скорей всего не простят никогда. Или еще один хорошей пример – «Игра престолов». Там на одну книгу выделили десять серий по часу каждая, но опять же многие события и герои не нашли отражения в сериале, а некоторые события были несколько переделаны дабы уложится в хронометраж. Десять часов, подумать только. «Игра Эндера» же идет сто минут и разумеется этого недостаточно чтобы должным образом раскрыть того или иного героя, продемонстрировать внутренний мир Эндера со всеми его страхами, переживаниями и надеждами, а так же показать политический строй нашей с вами родной планеты и то что люди у власти в своих решениях руководствуются далеко не благородными порывами и любовью к ближнему своему. Собственно в современном мире все точно так же, но что ж поделать если даже спустя тысячу лет правительство будет руководствуется собственной выгодой, а не всепрощением? И все же Гэвин Худ все же умудрился пройтись по всем ключевым событиям в книге. В жертву была положена логическая часть и многие вопросы, увы и ах, так и останутся без ответа. Заострять свое внимание на этих вопросах я не буду, так как это повлечет спойлеры, которых мне хотелось бы избежать, но эти вопросы есть и у зрителя что не знаком с первоисточником они могут вызвать чувство глубокого недоумения. И единственное что остается мне в этом случае предложить так это либо почитать оригинальное произведение благо ответы на все, ну или практически на все, вопросы там даны либо дождаться сиквела если таковой появится.

Теперь же что касается плюсов картины. Во-первых, это прекрасная подборка актеров, как на главные, так и на второстепенные роли. И я говорю не о Харрисоне Форде и Бене Кингсли, так как по-хорошему экранного времени у этих актеров не так уж и много, а я имею в виду юных актеров. В книгах Орсона Скотта Карда дети по большей части ведут себя как взрослые и это обусловлено многими факторами, в том числе и политическими и актеры в данной картине так же ведут и действуют себя не как подростки, а как взрослые и умудренные опытом люди. Замечу не кривляются в безуспешных попытках изобразить взрослых, а играют взрослых и порой очень легко забыть что перед тобой не взрослые и умудренные дяди и тети, а юноши и девушки у которых отобрали детство ради жуткой войны, начавшейся буквально на пустом месте. Во-вторых, это то что режиссер хоть и вскользь но все же сумел показать что же из себя представляет командованье Земли и какого оно мнения о детей что отказались от детства, семьи и друзей ради каких-то эфемерных целей. А представляют они сборище циничных товарищей, для которых дети это средство для достижения цели и то что потом психику этих самых детей придется склеивать по кусочкам это вообще никого не волнует. Вполне жизненно, да. В-третьих, это то что создателям спецэффектов удалось сделать главное. Они создали жуков, которые не вызывают стойкого чувства отвращения и желания схватить в одну руку дихлофос, а в другую гигантский тапок и показать таракану-переростку кто в доме хозяин. Жуки в этом фильме не выглядят отталкивающе и это заслуга как того, что они не покрыты стекающей слизью так и того, что в их глазах присутствует разум. Именно такими я себе и представлял «Жукеров». В-четвертых, это пусть и достаточно простоватые, но от этого не менее зрелищные бои. Да, возможно многие скажут что эпическим битвам не хватает тактики, но в этом случае я рекомендую обратиться к классики, а именно к «Звездным Войнам». Кучка истребителей против всей мощи имперского флота. Там героям тоже не хватало тактики, но они брали упорством, хитростью и изворотливостью. Так же и тут. Хитрых и многоуровневых комбинаций вы, уважаемый зритель, здесь не увидите, но зато все подано красиво и с огоньком, собственно как и положено блокбастеру.

Подводя итог, хочется сказать, что данное кино получилось ярким и красивым, с интересными героями и что немаловажно оно получилось неглупым. Единственное о чем хочу вас предупредить это все-таки экспериментальное кино и не смотря на то что оно выглядит как блокбастер оно им не является ведь тут во главе угла стоит интересная история, а никак не красивая картинка. Но если вас это не смущает, то милости прошу в кинотеатр.

7 из 10

01 ноября 2013 | 07:20
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: