Фильм 'Класс' когда-то перевернул мое сознание. Это был первый фильм, по окончании которого я даже не сразу вспомнила, что нужно протянуть руку и выключить титры. Этот фильм я пересматривала снова и снова, каждый раз замечая что-то новое, я практически знаю его на память. И естественно, когда я узнала о существовании продолжения, я сразу кинулась искать его на бескрайних просторах Интернета.
Когда наконец я его нашла и скачала, я села и смотрела его не отрываясь... Но нужно оставаться объективной и отодвинуть на задний план всю мою радость по поводу того, что я узнаю, как сложилась дальнейшая судьба полюбившихся героев.
Уже к концу третьей серии возникло ощущение какого-то неудовлетворения. Когда я стала размышлять, стало понятно, что мне не нравится, что из-за систематических хэппи эндов всех эпизодов сериал выходит не таким психологически ударным и сильным, как фильм. Оно и понятно, видимо, надо было как-то сгладить создавшуюся после первого фильма совсем уж мрачную картину. Ведь даже изображение в 'Классе' намного более тусклое и мрачное, чем в 'Класс: жизнь после'. Да и жизнеутверждающий саундтрек - не чета 'классовскому'. И вот оно - объяснение! ЖИЗНЬ после! Если в 'Классе' авторы хотели показать природу жестокости в современном мире, и в частности, среди молодежи, то в его продолжении цель уже совсем другая - показать, как люди продолжают жить, несмотря ни на что, после случившейся трагедии. Также особенно ярко отображены темы прощения, раскаяния и справедливости.
Также недостатком показалось лишнее акцентирования внимания на судьбе людей, даже не появлявшихся в первом фильме. Гораздо интереснее было наблюдать за переживаниями непосредственных участников трагедии, хотелось больше подробностей.
Итак, оценка. Да, мало психологического надрыва, но разве он нужен, чтоб передать главную идею этого фильма? Да, местами смотрится как голливудский фильм с хэппи эндом. Хочется чего-то 'эдакого'. Ну... 'Вы есть очень много кушать. В смысле зажрались!' как говорила героиня одного известного фильма. И все-таки, дорогие мои, как же я за вами соскучилась!
К огромному сожалению я не видела фильм 'Класс' раньше. Но к великой радости фильм еще имеет продолжение: 'Класс: Жизнь после'. Смотрела я сериал сразу после фильма, поэтому скажу так - сериал сняли не зря!
Когда смотришь фильм - остается большой вопрос: 'Как с этим жить?' Как жить одноклассникам, храня тайну, которая стала причиной убийства и навсегда отпечатается на ихней совести? Как жить родителям умерших детей, незная почему умер их ребенок? Как жить учителям, которые и пальцем не ударили, чтобы предотвратить случившиеся? Как жить выжившему убийце с кровью на руках?
Именно ответы на эти вопросы и дает сериал.
Как жить одноклассникам, храня тайну, которая стала причиной убийства и навсегда отпечатается на ихней совести?
Наши дети - это отображение взрослых.
Этот мир жесток - знает каждый. В школе он жесток вдвойне. Выросшие дети с неокрепшей психикой, взрослые, которые уже не помнят, как были детьми. Каждый сам был в школе и каждый сталкивался с насилием - физическом или психологическом. Но одних оно ломало, а других делало сильнее... а третьи стояли в сторонке и делали все, чтобы оно не переключилось на них.
Девочка Керли, как и все остальные наблюдала за насилием, прячась за темными прядями и черным цветом, чтобы не увидели ее 'несовершенство' и не нашли повод ее мучить. Но после случившегося, сняв с себя маску, она в открытую начинает борьбу против равнодушия одноклассников.
Мальчик Томас, который принимал активное участие в мучениях и получив свое наказание, навсегда оказывается в инвалидном кресле. Но он понимает свою вину и раскаивается.
Девочка Тео, которая мучается из-за предательства и бездействия. Она так же получила наказание, хотя так и до конца не поняла за что.
Класс, который избавившись от мучителей, наконец смог стать нормальным и даже поставил пьесу в драм кружке, а не наблюдал за побоями одноклассников.
Как жить родителям умерших детей, не зная почему умер их ребенок?
Их можно только пожалеть.
Каждый нормальный родитель, который растит свое чадо, мечтает, чтобы оно стало Человеком. Но на каком-то этапе не все из них начинают видеть в своем ребенке Человека, не обращает внимания на некоторые детали, которые нельзя упустить при формировании гармоничной личности. И как же больно родителям понимать, что вместо Человека они с любовью и заботой растили монстров, а теперь поплатились за свою невнимательность.
Особое внимание хочется уделить родителям Йозепа и бабушке Каспара. Почему они были настолько невнимательными к своим детям? Почему они были настолько бессердечными? Почему они не защитили своих детей? Ответ прост - Они думали, что их дети уже взрослые и разберутся сами.
Как жить учителям, которые и пальцем не ударили, чтобы предотвратить случившиеся?
Они не знали что делать.
Весь фильм 'Класс' я задавалась вопросом: 'Где взрослые? Почему они ничего не видят?' В сериале очень яркий ответ: 'Они заняты своими проблемами'. Они не имеют авторитета у детей, приходят отчитать урок, а про беседы с детьми вспоминают только после трагедии, а к трагедии они абсолютно небыли готовыми.
Как жить выжившему убийце с кровью на руках?
Он был всегда честен.
Все 6 сериала я предвкушала - последнюю седьмую серию, чувствуя, что она будет про главного героя. Как с его чувством справедливости ему удастся снова найти место в этой жизни. Он раскаивается в содеянном и понимает свою ошибку. Он хочет жить с грузом свершившегося преступления и нести наказание каждую минуту своей жизни в первую очередь перед самим собой. А иногда понимаешь, что Каспар и Йозеп - это не только жертвы и убийцы - они избранные дать всем нам урок жизни. От свершенного над кем-то насилия будет плохо всем.
Сочувствие Каспару весь сериал настолько сильно, что затмевает понимание, что он то убийца. Но мир нельзя делить на белое и черное, есть оттенки. Весь сериал мы видим эти оттенки, сменяющиеся от темно-серого до почти белого. Каждый, смотря этот сериал, как и фильм, не только не останется равнодушным, но и хоть всего на немного изменит свое мировоззрение.
Отличная игра актеров, работа режиссеров и сценаристов, полное включение в фильм, эмоции, которые вызывает фильм - делает его стоящим для просмотра и лично для меня незабываемым. Пусть все вынесут урок из этого сериала и даже, когда все плохо - жизнь продолжается.
Продолжения… Высокобюджетный сиквел по мотивом кассового сюжета в угоду продюсерскому кошельку и ажиотажному зрительскому интересу или дешевая копия некогда достойной картины в надежде, что и ее за порядковым номером в названии тоже кто-нибудь посмотрит… Продолжения далеко не всегда нужны… Но драматическая история, блестяще рассказанная в фильме «Класс» (Klass, 2007), хотя и является вполне самостоятельной, не может не отозваться у своего зрителя вопросами: А что же дальше?
И именно поэтому, если бы не существовало данного продолжения – его бы следовало придумать. И именно на этот вопрос, не менее блестяще, чем оригинал, отвечает его мини-сериальное продолжение под названием «Класс: Жизнь после» (Klass - Elu pärast, 2010). Дело здесь не только в аутентичной нашим реалиям обстановке (как никак Эстония к нам гораздо ближе, чем Америка, а посмотри на кадры самого фильма – и не отличишь прям так сразу ту местность от вида за собственным окном) и не только в том, что подобная история может, а где-то и имела место в реальной жизни. В данном случае на руку новинки играет еще и тандем непосредственных связей временных рамок и одних и тех же групп героев прямиком из первоисточника. При этом новый проект не выезжает к высоким оценкам исключительно за счет впечатлений от оригинала. И хотя без него подобный продукт вряд ли имеет смысл, но и сам по себе, за счет своего собственного драматизма, за счет своих собственных историй «Класс: Жизнь после» оказывается далеко не блудным сыном некогда впечатляющей картины.
Постановка мини-сериала не только идет по стопам качества технической стороны оригинала, но еще и преподносит события после трагедии не в традиционном ключе один центральный герой сквозь все семь эпизодов, а с грамотным подходом отдельного центрального лица на каждую серию. Таким образом, подача сюжета получилась оригинальной и за раз за разом одинаково драматичной, не говоря уже о наибольшем охвате участников предыдущих событий и пары новых лиц, которых раньше не было видно. Подогреть интерес к последнему эпизоду (пусть не по предыдущим историям, но по лицам задействованным в финале) у создателей так же получилось мастерски.
Единственным потенциальным минусом проекта можно посчитать то, что все эти ситуации при всём их драматизме, жизненности и разнообразии центральных действующих лиц от серии к серии не меняют своего однотипного морального посыла и идут по одной и той же зеркальной схеме сюжетных ходов... Но разве подобные счастливые исходы, подобный положительный настрой, в конце концов, вера в то, что всё пройдет, каким бы тяжким ни был путь (а именно это и пытается донести нам эпизод за эпизодом весь этот сериал) – разве это когда-нибудь будет минусом?
Класс: Жизнь после - фильм, который является продолжением первой части. Он настолько же поучительный, как и первый. Это просто шедевр. Готов пересматривать этот фильм снова и снова. Сюжет просто чудесен. Сценаристы просто сделали то, что в других фильмах не увидеть. А актеры, они смогли передать чувства так, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Фильм очень современный, хотя и снят он не в настоящее время. Он будет оставаться пунктуальным еще долгое время, потому что такие проблемы подростков останутся вечными. Но теперь перейдем к самому фильму.
Фильм рассказывает нам про героев, которые выжили и стали дальше жить после трагедии в школе. И если сравнивать начало и продолжение, то это две разные вещи. Все просто изменились в корни свои. Некоторые поняли, что таить издевательства ужасно и закрывать глаза на это нельзя. Кто - то осознал все свои совершенные поступки и решил, исправит их, насколько это возможно. Другие поняли, что большое предательство простить нельзя и обратно дружбу вернуть будет практически невозможно. А кто – то нашел свою настоящую любовь и готов отстаивать права своего любимого человека, чего бы это ни стоило.
Смотря продолжение первой части можно осознать и то, что все можно изменить. И тогда точно случится счастье, которого мы так добиваемся. Ведь оно рядом и нужно только это понять и не искать его везде. Каждый из эпизодов этого фильма оканчивался на хорошей ноте. Все мы совершаем ошибки, но если во время их обнаружить и исправить, то можно изменить жизнь в обратную сторону и сделать её настолько приятной, что все будет казаться счастьем. Счастье – душевное состояние человека, которое определяется его окружением и отношением к жизни. В каждом из эпизодов и в реальной жизни существовало и существует счастье, но люди стали относится к этому не бережно, равнодушно, но когда мы понимаем, что оно может исчезнуть, вот тогда мы осознаем важность и значимость его в нашей жизни.
И в заключении хотелось бы сказать, берегите то, что рядом с вами, возможно, его скоро может и не быть.
Продолжение достаточно известного эстонского фильма 'Класс', сделанное в семи сериях, теперь не триллер, а больше психологическая драма. По-моему, создатели картины сделали очень правильно: после произошедших в 'Классе' событий было очень интересно узнать, что дальше. Конечно, дальше не должно происходить ничего особенного, всё самое страшное уже случилось, занавес, аплодисменты, слёзы. Но...
Этого было мало. Мало, потому что после школьной бойни, после шока от увиденного, после переосмысления обязательно приходит мысль: как пережили инцидент одноклассники, учителя, родители? Ведь должно же произошедшее к чему-то вести, что-то изменять в людях. Это не может исчезнуть просто так...
'Жизнь после' не только показывает депрессию героев, полную переоценку ценностей, но ещё сводит их судьбы, пробуждает чувства, на которые ранее никто бы не решился. Таким образом, история набирает обороты, и каждая серия связно, но слегка отдельно от прочего повествования обрисовывает спадающий накал глазами каждого важного персонажа, делая своеобразный новый хаос, теперь ведущий к пробуждению в обществе всего человеческого и человечного.
Спустя три года после выхода на экраны провокационного фильма 'Класс', создатели решили продолжить действие и разразились целым мини-сериалом в 7 серий, который описывает события произошедшие непосредственно после трагедии в школьной столовой. Каждая серия показывает жизнь одного из героев оригинального фильма (за редким исключением в лице новых персонажей), исследует как изменилось их существование, мировоззрение и место в социуме.
1) Мы, оставшиеся в живых
Главная героиня серии готичная девушка Керли - одноклассница стрелков. Она единственная из всего класса жаждет справедливости, хочет чтобы все узнали, что Йозеп и Каспар не просто отмороженные идиоты, а ещё и жертвы невыносимых издевательств своих одноклассников. Очень сильная серия. Оценка: 9 из 10
2) Я не умру вам назло
Перед зрителями предстаёт трагедия отца Йозепа Маргуса. Ему придётся смириться с тем, что его сын убийца, которого ненавидят тысячи людей, что выстрелы были произведены из его собственного оружия, и что частично, он сам виноват в трагедии, постоянно наседая на сына с проповедями о том, что настоящий мужчина обязан постоять за себя. В конце серии к Маргусу приходит понимание, что именно произошло, а вместе с ним приходит и раскаяние. Довольно нудная серия. Оценка: 7 из 10
3) Пропавшие детские тени.
В кадре - классный руководитель злополучного класса Лайне. Она не может простить себе, что как учитель не замечала происходящих в классе событий. В течение этой серии ей предстоит понять ушедших и простить оставшихся в живых, а также убедить себя в своей невиновности. Очень хорошая и мощная серия с отличной игрой Лайне Мяги. Оценка: 9 из 10
4) Я и они
Бывшая девушка Каспара Теа, предавшая его ради нормальных отношений с классом, мучается от своего собственного поступка и всячески пытается заслужить его прощение. Можно ли простить предательство и как быть если предал ты сам - вот основной посыл серии. Оценка: 8 из 10
5) Утешение.
Серия про родителей одного из убитых мальчиков Пауля. Довольно слабая и невнятная серия, про то как найти утешение в такой ситуации и не развалить семью. Оценка: 6 из 10
6) Условное лишение свободы
Пожалуй, лучшая серия в сериале. В кадре Томаас - один из жестоких мучителей Йозепа и Каспара, получивший пулю в живот. Он выжил, но навсегда остался прикован к инвалидному креслу. Он искренне раскаивается, страдает от навалившейся на него неполноценности, и с ужасом осознаёт, что это на всю жизнь. Оценка: 9 из 10
7) Правосудие
Серия про адвоката Каспара, молодую женщину Игрид. Между ней и Каспаром возникает романтическое чувство, которое мешает Ингрид объективно выполнять свою работу. Большая часть СМИ и общественное мнение стоит на стороне Каспара, но Игрид прекрасно понимает, что если Каспар получит мягкий приговор, то это по сути будет признанием того, что брать в руки оружие в случае издевательств - приемлемый выход. Оценка: 7 из 10.
Если рассуждать о сериале в целом, то он получился крайне неровным, именно потому, что каждая серия посвящена разной проблеме и разным персонажам. Изначально предполагалось, что будет снято 12 серий, но в итоге Ильмас Рааг решил сократить продолжительность до 7. Лично я бы пошёл ещё дальше. Сделал бы 2-часовый фильм, в которой вперемешку вложил бы истории про Керли, Лайне, Теа и Томаса. И было бы просто замечательно, на уровне с оригинальным фильмом.
Не понравился конец последней серии и всего сериала, так как этим концом создатели убили всю неоднозначность оригинального фильма.
Очень понравилась музыка. Правда она досталась сериалу в наследство от фильма. Но музыка отличная.
В общем, сериал местами очень сильный, но только лишь местами. Если вам вдруг захочется посмотреть продолжение фильма, но не охота смотреть весь сериал, гляньте несколько серий. Друг от друга они почти не зависят. Советую только тем, кого сильно зацепил оригинальный фильм.
Если в полнометражном фильме режиссер Ильмар Рааг задавался вопросом о том, бывают ли такие унижения, за которые нужно наказывать смертью, и можно ли оправдать убийство, то гепталогия (сериал из семи частей, отсылающий, кстати, к структуре оригинальной картины) 'Класс: Жизнь после' посвящена последствиям убийства и осознанию каждым из участников этой драмы своей меры ответственности.
Каждая серия, сосредоточенная на ком-то из героев, показывает, как изменила стрельба в школе жизнь этих людей: девочка-гот Керли пытается ответить на вопрос, почему стрелки выпустили ее из столовой; Маргус, отец Йозепа, старается осознать, насколько виноват он в том, что его сын застрелил других и застрелился сам из их домашнего оружия; классный руководитель Лайне испытывает тяжелое чувство вины - это она, как ей кажется, в первую очередь не заметила, что весь ее класс - жестокие и бесчеловечные выродки; Теа, бывшая подружка Каспара, задыхается от жгучего стыда из-за предательства, которое она совершила; родители убитых детей стараются справиться с двойным горем - со смертью дорогих чад и с тем, кем на самом деле были их дети; Тоомас, один из тех, кто издевался над стрелками, выжил, но теперь он навсегда прикован к инвалидному креслу, и этот факт позволяет ему осознать меру вины перед Каспаром и Йозепом; и, наконец, Каспар... он не смог убить себя после стрельбы в столовой, и теперь ему нужно понять, стоило ли ему спускать курок вслед за Йозепом.
- В каждой школе есть один-два мальчика, от которых неприятности. А здесь — целый класс. Не понимаю, как вы можете быть такими бессердечными.
Таким образом, создатели сериала-продолжения сумели не только охватить круг тех людей, что изначально оставались за кадром, в стороне от этой истории, но и значительно углубили тему, подняв совершенно новые проблемы. Вывод, к которому приходят герои в финале, можно считать неким руководством к действу. Адвокат Каспара на суде говорит буквально о том, что в случившейся беде виновато общество - это оно не предложило доведенным до отчаяния парням другого выхода, кроме как взять в руки оружие. С этим можно соглашаться, можно спорить, но что-то в этом есть.
Именно общество в лице одноклассников и учителей (они видели, что творится в классе, но ничего не предприняли) во многом порицается в оригинальном фильме. Порой это так тяжело, но нельзя быть равнодушными, нельзя отворачиваться, когда происходит такое.
- Нужно изменить то, что можем, смириться с тем, чего мы не можем изменить и научиться различать эти вещи.
Сериал интересен тем, что он дает, кроме всего прочего, возможность как разочароваться в людях (ведь Кати фактически становится новым 'преступным' лидером класса, значит и трагедия ничему не учит некоторых людей?) так и поверить в них (Томас, один из самых мерзких по фильму героев, меняется в сериале до неузнаваемости, причем происходит это вполне естественно). В этом смысле сериал, как и фильм, очень приближен к жизни: среди нас хватает как тех, кто многое понимает, как и тех, кого не учит даже горький опыт. Такие уж мы, люди, странные существа...
После фильма «Класс», казалось бы, уже не надо придумывать чего-то… Он не нуждался ни в каких продолжениях и объяснениях. Все было предельно ясно. Ильмар Рааг оказался другого мнения и посчитал нужным направить взгляд зрителя на последствия ужасной трагедии.
Быть может нас просто слишком часто разочаровывали продолжения состоявшихся фильмов, но здесь оно совсем не лишнее. Этот сериал не похож на другие. Он построен по иным правилам. Каждая серия повествует о своем герое, переживающем, так или иначе, душевную травму.
Керли-пример того, что из каждой ситуации есть выход. Всегда можно обрести понимание со стороны даже тех людей, к которым испытываешь большую ненависть. Она сумела сама выбраться из загнанности в угол, а также смогла восстановить правосудие, с помощью которого жизнь всего класса обрела новый смысл.
Родители Йозепа-эти люди оказались в самой сложной ситуации. Они стали не только жертвами, но и виновниками…
Лайне-классный руководитель-сердце, от которого исходит вся помощь и понимание, но также и все беды. Обвиняя себя в трагедии, она могла бы навсегда замкнуться, но у нее хватило сил не только объясниться с учениками, но и помочь родителям погибших. Лайне действительно, пропустила через себя все переживания и поступила героическим образом, сумев понять и принять последствия и не боясь говорить о том, что случилось в ее классе.
Тэа-самый сложный персонаж, как в фильме, так и в сериале. Она совершенно разбита и не может определиться со своей дальнейшей судьбой. Тэа первая, кто начинает свою жизнь с прощения. Ей кажется, что большая часть вины в случившимся-ее. Однако, надо смириться с тем, что уже произошло и продолжать жить, ведь ничего уже не будет по прежнему.
Родители-им досталось самое страшное-потеря. Предстоящая жизнь без своих детей и обвинения со стороны-все это угнетает и делает будущее туманным и непреодолимым. Теперь каждый из них ищет свой выход, задаваясь вопросами, на которые уже слишком поздно получать ответы.
Томас-совершенно неожиданно было увидеть его среди выживших. Возвращение к жизни стало хорошим уроком для него. Пока он не осознает всей тяготы, но это научит его бороться за свое существование. И быть может, откроет ему глаза на немного другой мир, в котором, даже не являясь лидером, можно многое значить для окружающих, которым ты поистине не безразличен.
Адвокат-сложно сказать что-либо про чувства самого Каспара. Осознал ли он, какой ужас совершил или же нет. Возможно ему помогает сильная поддержка со стороны родственников, Ингрид… На мой взгляд, для него это как определенный этап в жизни, пойдя который придет осознание с которым мириться будет очень сложно. Ведь не все люди сразу начинают понимать масштабы содеянного. Каспар уже не сможет жить так как раньше, но и великим наказание для него это не будет, что печально…
Жизнь всех этих людей изменилась 26 октября, после стрельбы в школе. Каждому теперь предначертана своя судьба. Все они знакомы, но не могут понять причин и найти объяснения своих действий. Эта трагедия стала переломным моментом в судьбах людей. И уже невозможно винить учителей в том, что они плохо понимают своих учеников или родителей в том, что они мало времени уделяют своим детям… Теперь уже слишком поздно, но можно все преодолеть, во избежание такой же участи остальных подростков, не понимающих, что сегодняшнее развлечение может оказаться завтрашней смертью и сломанной жизнью.
Не все хорошо, что нам нравится, не все это имеет место быть в жизни. Ведь права и шансы равны у каждого человека.
Нашумевшая эстонская драма обзавелась продолжением в виде мини-сериала. Может многим покажется, что идея исчерпала себя и послесловие неуместно, но мне было интересно посмотреть, как сложились судьбы героев. Поскольку мои знания эстонского не позволяют смотреть сериал в оригинале, пришлось довольствоваться одноголосым переводом.
Сначала хочу пару слов написать о концепции. Каждая серия посвящена определенному персонажу, связанному с данной трагедией. В принципе, серии можно смотреть в произвольном порядке. От этого целостность сюжета не нарушится. Мне понравилось, что каждая история тесно связана с фильмом, т.е. в начале каждой серии есть прямые отсылки к событиям в школе. Нам показывают, где и при каких обстоятельствах персонаж столкнулся с этой ситуацией. А еще отмечу замечательную мелодию в каждой серии, которая всегда играла в нужных моментах. Теперь буквально пару слов о каждой серии.
1) Керли. Девушка, которую выпустили из столовой до начала стрельбы. Естественно она очень эмоционально восприняла эту ситуацию и решила уехать из города. Но внезапное исчезновение спровоцировало одноклассников на подозрение в сговоре со стрелками. Драма девушки понятна. Ее мучают угрызения совести от собственного бездействия. Минус: не показали, как именно разрешился ее конфликт в классе.
2) Родители Йозепа. Эта серия мне очень понравилась, потому что поведение отца меня возмущало в самом фильме. Было интересно наблюдать за его реакцией после. Безумно жалко мать мальчика. Почти всю серию смотрел с комом в горле. Траурная атмосфера передавалась через актерскую игру. По поводу отца могу процитировать Байрона: 'Искренна скорбь того, кто плачет втайне'. Отличная серия. Это именно то, что я хотел увидеть в продолжении.
3) Классный руководитель. Эта серия мне тоже очень понравилась. Как бы школьники не ругались со своими педагогами, но учителя все равно воспринимают свой класс, как своих детей. Эта женщина попала в очень сложную ситуацию. Во-первых, смерть детей. Во-вторых, чувство вины перед родителями. В-третьих, неведение того, что творится 'под носом'. Именно осознание того, что дети ее боятся и не могут довериться выбивает из колеи педагога со стажем.
4) Тэа. Бывшая подружка Каспара получила ранение. Она до сих пор не может себя простить за свой поступок на пляже. Чтобы искупить свою вину, девушка пытается связаться с родителями Каспара и попросить у него прощения за предательство. В классе узнают, что она собирается сделать визит в тюрьму и это становится причиной раскола коллектива.
5) Родители погибших. Эта серия мне понравилась меньше всего, потому что основная идея немного ушла в сторону. Трагическая атмосфера, которая чувствовалась во всех сериях, здесь не так заметна. Возможно так получилось из-за того, что данные персонажи не слишком тесно связаны с фильмом. Бытовая драма и любовный треугольник неплохие, но уже из другой оперы. Из всех эпизодов этот мне меньше всего понравился.
6) Томас. Один из обидчиков главных героев фильма в перестрелке выжил, но получил серьезное ранение. Он остался в инвалидном кресле и врачи дают неутешительные прогнозы, что он больше никогда не сможет ходить. Парень переходит в другую школу и начинает совсем по-другому смотреть на жизнь. Хорошая серия. Лично я поверил, что он изменился.
7) Адвокат Ингрид. Последний эпизод, конечно, самый интересный, поскольку касается главного героя фильма Каспара. Мне больше всего хотелось узнать, что с ним случилось. В общем, государство предоставило ему адвоката. Молодая девушка Ингрид взялась за это казалось бы решенное дело, но не стала халтурить и любыми способами пыталась добиться справедливости. Интересное судебное заседание и кое-что еще в конце. Но об этом я не стану говорить. Лично мне понравилось.
Поводя итог, хочу сказать следующее. Уж если и снимать продолжение к фильмам, то оно должно быть именно таким. Все сюжетные линии пришли к логическому завершению. Самое главное, что нам показали, какой урок из этой ситуации многие для себя вынесли. Я бы посоветовал посмотреть этот мини-сериал Валерии Гай Германике, которая любит только обнажать проблемы в школьной среде, но никогда не показывает, как их можно решить. Ну и конечно, всем посмотревшим эстонскую драму, у кого остались вопросы, будет интересно получить на них ответы.
Мне сложно сравнивать оригинальный фильм и сериал, потому что, на мой взгляд, они ставят перед зрителем разные вопросы. Если в полнометражном фильме перед каждым отдельным человеком стоял вопрос морального выбора (можно ли оправдать ли убийство обидчиков, растоптавших честь и достоинство), то в сериале автор в лице адвоката Ингрид ставит вопрос уже перед обществом. «Сказали ли мы им, что они могли сделать, не потеряв достоинство? Мы не помогли найти им другое решение». Действительно, куда бежать за помощью двум униженным и оскорбленным подросткам? К родителям? У Каспара не было отца, а отчим был ему совсем не близким человеком, как и мать. Единственная его родная душа – это бабушка, но разве мог бы 17-летний мальчик разговаривать на такие темы с бабушкой? У Йозепа был отец, но разве такому отцу можно было рассказать? Он считал, что все проблемы можно решить с помощью кулаков, а сына называл слюнтяем и размазней, совершенно не пытаясь понять его внутренние переживания. Идти в полицию? Достаточно вспомнить первую серию, когда одноклассница Керли пыталась добиться правды в полиции, которая, в свою очередь упорно пыталась ее скрыть. Действительно, был ли выбор у подростков, когда они шли на преступление?
Очень сложная тема, с которой режиссер справился гениально. Сериал смотрится на одном дыхании, и после него еще несколько дней остается сильное впечатление от той атмосферы, которой буквально пронизан весь фильм. И что самое главное, это кино заставляет зрителя серьезно задуматься.