08/08/08. Для многих эта дата стала «черной» в их жизни. Для кого-то она стала последней на их земном пути. Сумасшедшие и в 21-м веке правят целыми странами, а разменной монетой им служат жизни простых людей. Кинематограф уже откликался на недавние события вторжения грузинских войск в Южную Осетию с операцией «Чистое поле», то есть с зачисткой от всего живого целого города с мирным населением. Но проект «Олимпиус Инферно» оказался не столь масштабным, как «Август 8-го».
Что мне нравится, и даже поразило в фильме «Август. Восьмого»: панорамные планы съемок. Какие же красивые места все же бывают в горах! За кадровый ряд не военных действий, а за пейзажную часть, ставлю создателям «Августу 8-го» высокую оценку, ибо попадаешь из каменных московских джунглей как будто в некое сказочное королевство. Где такие горы, что кажется, сейчас над ними появится голова великана…
Фильм «Август. Восьмого» рассказывает, как конопатая миловидная блондинка из московского коммунального рая разом попадает в эпицентр боевых действий. Она пытается спасти своего ребенка Тему (Артем Фадеев), который гостил у папы – миротворца Заура (Егор Бероев).
Теперь перейдем к тому, что покоробило. Актер Александр Олешко (Егор) – банковский клерк - обучил блондинку Ксению (актрису Светлану Иванову) премудростям сексуальных отношений. « Егор - да! Да, Егор, да!»- чего это она кричит в лифте, к чему данный сценарный ход, мне вообще показалось непонятным. Уж лучше бы Егор научил Ксению сводить дебет и кредит! Потому как ненатурально она имитирует стоны в условиях тесной кабинки лифта.
Вообще, эмоции, которые пытается выплеснуть на экран актриса Светлана Иванова ненастоящие. Она явно не знакома плотно с актерским мастерством. Эмоция - есть отражение мысли, а актриса пытается думать о том, как лучше выглядеть на экране, но никак о том, КАК сыграть правдиво. Ну, пусть тренируется. У нее еще все впереди. Ее явно взяли на роль Ксении за красоту блондинки, но не более. А то, что она привлекательна чисто как женщина – сомнений нет. Но вот над актерским ремеслом придется попотеть.
Далее к минусам. В фильме многое непонятно. Начало картины, с целью захватить внимание зрителя, создано-скопировано со знаменитых «Трансформеров» Майкла Бэя. Даже роботы прорисованы аналогичные, только швыряют они «Жигули» в воздух, вместо американских «Доджей». Я сначала и не понял, то ли это у мальчика Темы глюк, то ли у режиссера фильма Джаника Файзиева, то ли у меня - зрителя. Причем тут «Трансформеры»? Это что, «Месть падших» грузинских войск?
Причем компьютерную битву авторы фильма явно затянули. И я уже настроился на очередную попытку наших киношников побить планку «Трансформеров», как далее следует реальная военная драма. Фильм во многом вышел рваным, явно сколоченным на скорую руку, по голливудским лекалам. Но это и неудивительно, если посмотреть на имя сценариста картины – Майкл А. Лернер.
Что у фильма «Август. Восьмого» не отнять, так это злободневность. Как в советские времена труженики полей рапортовали о рекордном урожае к 7 октября, так и Джаник Файзиев подогнал проект фильме «Август. Восьмого» к годовщине вторжения грузинских войск с их военным планом «Чистое поле».
Особенно несоответствие между начальным блоком фильма, выполненным по одни законам жанра, и другим, основным, проявляется в кадрах начала войны. Вот пассажирский автобус разрывается на части после атаки ракетами с грузинской стороны, металл разъезжается по середке кузова. И на полу мечутся ярко желтые птенцы курицы. Я их воспринял, как символ мира и жизни, и они тоже гибнут, как и люди. Символический кадр, удачная находка. Только как состыковать летающих роботов и умирающих людей и птенцов? Это мне неведомо.
Тот, кто смотрел фильм «Экипаж» с Леонидом Филатовым, тот самый первый советский фильм – катастрофу советского розлива, невольно может увидеть сходства между «Экипажем» и «Август. Восьмого». Та же масса огня. Те же самые героические характеры, та же самая основа - есть неожиданная беда. Там – стихийное бедствие, здесь продуманный террористический масштабный акт против целого народа.
Первыми удар грузинских сил приняли российские миротворцы. Один из них в фильме Заур (Егор Бероев) – бывший муж Ксении и папа Темы. Егор вышел в фильме «Август. Восьмого» какой-то весь НЕ ВОЕННЫЙ, НЕ боевой, а нежный. Слюнтяй. Но это делает его образ в ткани фильма человечным. И умирает он тихо, и даже с улыбкой. «Так вышло, ребята!»
На другом конце страны непростой вопрос «Отвечать ли на вторжение?» решает наш Президент. А чего, актер Владимир Вдовиченков похож чуток внешне на тогдашнего Президента РФ Дмитрия Медведева. Только вот в фильме «Август. Восьмого» спит персонаж Вдовиченкова как-то не по-президентски, мне кажется! Ему бы колпак ночной на голову, да тапочки с помпончиками розовыми. А он судьбы войны и мира решает. Нет в нем затаенной решительности, что так нужна высшему лицу государства.
Фильм «Август. Восьмого» отвечает заявленному жанру – военная драма. Стреляют тут много и охотно. Я не очень понял, почему противник изображен этаким зомби в черных масках? Почему авторы надели на каждого стреляющего грузина из правительственных войск черный чулок на голову? Они что, банк идут грабить? Я не понял. Агрессорам ведь так и стрелять архитрудно! И лицо потеет, и ни видно ни рожна.
Собственно фильм «Август. Восьмого» есть патриотический проект, и подобного кино давно не было. Сделан «Август» по голливудским лекалам: есть небольшая история любви на фоне исторической панорамы (любовь между Ксенией и спецназовцем Лехой\Максим Фадеев). Вспомним реально феерический фильм «Храброе сердце» с Мелом Гибсоном. Конечно, сравнивать «Храброе сердце» с «Август. Восьмого» это все равно, что пытаться сопоставить картину Рембрандта с мазней уличного художника, но принцип построения сюжетной линии во многом схож.
Не надо забывать, что фильм «Август. Восьмого» это попытка государства выполнить социальный заказ. Ответить народу на вопрос, как все это было 08/08/08 года.. Информационную войну в августе 2008-го Россия проиграла, хотя победила в военной операции, и даже мы – граждане своей страны – не знали толком всю правду о том конфликте. Фильм призван самым популярным языком кино объяснить, кто начал военные действия, кто кого бомбил, кто в кого стрелял. Здесь не просто боевик с массой патронов, здесь фильм несет определенную информационную и даже просветительскую составляющую.
Я бы не стал высоко оценивать саму картину с художественной точки зрения, а тем более выделять чью-то актерскую игру. Но фильм динамичен, основание его усеяно гильзами, это патриотичная картина с дальним прицелом социального заказа.
Фильм, в котором решили замиксовать всё со всем. Войну с Грузией и без труда заметно инспирированный трансформерами 'low budget' роботы. Качество визуальных эффектов сопостовимо с сегодняшними анимационными работами Pixar... Но самое сомнительное, не ясно, для какой аудитории вообще этот фильм. Для детей слишком много насилия и экшна. Для взрослых слишком сказочно. Как раз в такой момент и стоит отдать честь таким проектам как Трансформеры или Живая сталь. Создателям удалось возродить игрушки детства (Hasbro) и сделать их максимально привлекательными. Не спорю, бюджет играет тут явно ключевую роль. Но если знать заранее что с такой суммой ничего хорошего не выйдет, не стоит начинать. Добавьте еще 9 миллионов и вы получите шедевр в виде Cloverfield. Я думаю, если убрать всю муть со всякими паранормальными сценами, то получится не плохой экшн.
В фильме рассказывается о молодой девушке Ксении (Светлана Иванова), которая отправляет своего единственного сына Тему (Артем Фадеев) пожить в каникулы у папы (Егор Бероев), который несет службу в горах Осетии, на границе России с Грузией. Там же живут и Темкины бабушка с дедушкой, которые ужасно хотят провести время с внуком. Но нежданно-негаданно наступает 8 августа 2008 года. Думаю, что каждый знает и помнит о событиях, которые происходили в Цхинвале в те дни. Ксения бросает все и едет туда - в самое пекло войны, чтобы любой ценой спасти и уберечь сына.
Сюжет фильма был бы вполне понятным и адекватным, если бы он был приближен к документалистике. Но сценаристы в России не ищут легких путей. Они решили сделать из фильма о войне модный блокбастер, чем все и испортили. Машины, люди и танки периодически превращаются в роботов в воображении маленького Темы. Местами он даже родную мать считает роботом. Мне кажется, что тут на лицо уже какие-то нездоровые отклонения, видимо чрезмерное просматривание 'Трансформеров' тому виной. На месте сценаристов я бы просто и лаконично показал бы события августа 2008 года, не прибегая к излишним спецэффектам, ведь за ними абсолютно теряется весь драматизм, вся трагедия той войны.
Единственное, что мне понравилось - это игра актеров. В частности, Светланы Ивановой, которая очень разнопланова и может сыграть любую роль. Ее героиня готова пройти все трудности, чтобы увидеть и помочь сыну. В этом ей помогает Леха (Максим Матвеев) - простой русский парень - работяга, который тоже не ожидал нападения, но он не страшится принять удар и отразить его.
В работе Джайника Файзиева много неправдоподобного. Изначально понятно, что в период военных действий никто бы не позволил Ксении бегать по полям сражений в поисках сына. Да и родилась она, наверно, в рубашке, да не в одной, а в десяти. Режиссер попытался показать весь ужас войны глазами разных людей: военных, беженцев, ребенка, женщины. Но, к сожалению, вышло у него это, на мой взгляд, неудачно.
Не советую ждать от фильма чего-то выдающегося перед просмотром. Весь он держится только на неплохих актерах, местами красивых видео рядах и паре захватывающих сцен.
Российский кинематограф всегда и во всем отставал от западного - причем речь идет не только о технической части, но и несомненно о художественной. Так, скрещивать фентези с драмой в том же США уже давно научились, ярким примером является недавний 'Запрещенный прием' Снайдера, который отлично развлекал, имея к тому же под собой явное второе дно, которое в полной мере раскрывается в финале.
У нас же постоянно пытаются подрожать более удачливым соперникам - 'Август. Восьмого' четко показывает нам то, что блокбастеры для нас пока что запретная зона. И теперь уже смело можно говорить, что корень проблемы лежит вовсе не в финансировании - бюджет данного творения только на одну треть меньше 'Района №9'. Банально не хватает таланта - да об этом и речи быть не может, так как режиссером всего этого стал не кто иной, как Джаник Файзиев, на счету которого нет пожалуй ни одного хорошего фильма.
Если разобраться, то фильм не в коем случае нельзя назвать убожеством - к примеру лично для меня главным плюсом здесь является игра актрисы Светланы Ивановой. Она играет мать, ребенок которой в страшной опасности, и просто женщину, оказавшиеся в центре военного конфликта - и смотреть на ее игру одно удовольствие. В ее глазах совершенно точно прослеживается тревога за своего маленького сына - и по неволе героине Ивановой сопереживаешь во всех опасных приключениях, которым ее подвергла судьба. B]Максим Матвеев тоже не промахнулся с образом - и идеально вошел в роль военного Лехи, который проникается глубоким уважением к Ксении, и помогает ей всеми силами. Артем Фадеев конечно еще ребенок, но тут он ничего особенного не показал - и славу богу, что ребенок провел на экране довольно мало времени. Отметился Владимир Вдовиченков, сыгравший президента Российской Федерации - но после его же работ во всевозможных 'Бумерах' и 'Бригадах' это выглядело несколько абсурдно. Также здесь занят один из самых бездарных актеров, которых я только видел. Речь разумеется об Александре Олешко - практически везде одинаковый, он и тут не изменил себе, и везде где появлялся вызывал лишь раздражение. Поэтому особенно хорош тот эпизод, где Иванова сымитировала оргазм в лифте - на нем было невозможно не улыбнутся.
В визуальной стороне все печально - и если кто не понял, я говорю о разрекламированных роботах. Они появляются в общей сложности минут на семь-десять, и даже когда они на экране, за наше кино становится по настоящему стыдно. Ибо хуже прорисовки за последние лет десять я нигде не видел- роботы мало того что полностью анимированные(в начале вообще казалось, что смотришь мультфильм), но не выдерживают никакого сравнения с какими-нибудь 'Трансформерами' Бэя. И честно говоря, можно было и вовсе обойтись без игр разума маленького Темы - очевидно создатели хотели сделать что-то похожее на многослойный фильм, но это как раз тот случай, когда если не умеешь - то не берись.
Другая сторона снята вполне себе прилично - военные сцены сделаны на совесть, пушки гремят, отовсюду доносятся выстрелы. А сцена атаки автобус и вовсе сделана замечательно - жаль, что дальше авторы сбавили обороты. Потому, что в сценарном плане зрителя порадовать нечем - большинство ситуаций шаблонны, диалоги вояк топорные и вообще действие чересчур раздуто. Хронометраж двухчасовой, и за это время можно изрядно утомится - при том, что логика ближе к финалу начинает себя исчерпывать. Неубедительно смотрится то, как хрупкая девушка преодолевает поле боя и не погибает там, где полегли солдаты с опытом. Странным кажется то, что мальчику дорог его железный воображаемый друг, но нельзя того же сказать о любящей его матери. Так как он даже предпочитает не отвечать на звонки, а просто залезает под стол и сидит.
По ходу действия все очень предсказуемо, да и к тому же у нас тоже любят перебарщивать с пафосом - и 'Август. Восьмого' не исключение. И интриги тоже ждать не стоит - не смотря ни на что, точно знаешь, чем должна закончится данная история.
Еще одна проваленная попытка наших дать свой ответ западу - получилось довольно жалкое зрелище. При этом если бы отсюда убрали фантасмагорическую линию, добавили бы логики и подсократили хотя бы на полчаса - тогда как минимум можно было поставить проходной балл. А так вновь выходит ниже среднего - типичная ситуация с российским продуктом.
После просмотра этого фильма, почему-то ярко представилась следующая картина - Москва, Кремль, 1939 год. Кабинет товарища Сталина. Посреди кабинета стоит товарищ Файзиев. Говорит товарищ Сталин:
- Товарищ Файзиев, мы тут с товарищами посовещались и пришли к мнению, что надо снять фильм о Красной Армии. Хороший такой фильм. Как думаете, справитесь?
- Попробую, товарищ Сталин! А какого жанра должен быть фильм?
- Про войну. Но с интересным сюжетом, так сказать замысловатым. И чтобы в фильме четко прослеживалась руководящая роль партии. И чтобы наши новые танки мельком показали. И чтобы вся мощь Красной Армии в фильме была показана. И чтобы враг понял, как мы сильны. И чтобы красивый и счастливый конец был. Справитесь?
- Попытаюсь, товарищ Сталин!
- Попытайтесь, попытайтесь товарищ Файзиев! Попытка не пытка, как говорит товарищ Берия!
Вот такая картина мне и представилась после просмотра этого фильма. Время действия только не в 1939 году, а в наше время, даже скорее всего в 2011 году. Тоже в Кремле, и тоже разговор про фильм. Ведь скоро выборы.
Ну, а что с фильмом? Фильм снят на твердую двойку. Что сценарий, что постановка, что игра актеров, да и их подборка. Спецэффекты заслуживают твердую троечку, но больше из-за того, что очень много взрывают и стреляют. Вывод - фильм не о чем.
События фильма переносят нас в 2008 год, за несколько дней до вероломного нападения Грузии на Осетию. Сам факт свершившейся трагедии никак нельзя забыть, и по-другому, как агрессией не назвать. Но, режиссер, следуя указаниям свыше, исказил всю картину происходящего, и на горе людей снял свой бездушный фильм, пытаясь видимо заработать себе Оскара.
Фильм рассказывает о молодой женщине, которая через всю Осетию, уже частично захваченную грузинской армией, прорывается в отдаленную деревушку, в которой находится ее сын, который пересмотрел Трансформеров и бредит какими-то роботами, и самым главным Доктором Зло. По пути, главная героиня попадает в сложные ситуации, но с доблестью выпутывается из них, и идет к своей цели несмотря ни на что. Тут режиссер тоже играет на чувствах, которые нельзя затрагивать - мать и ее ребенок. Он даже проводит параллель - собака и ее два щенка, которые повстречались главной героине в ее нелегком пути. Это сюжет фильма вкратце.
Фильм изобилует ляпами - например, стрельба из пушки танка по автомобилю, причем всегда. Пулеметом пользоваться вражеские танкисты не умеют. Гарнитура связи у наших разведчиков, висящая у уха, но почему-то общающиеся знаками и кричащие в рации типа 'уокки-токки'. Выполняя указания свыше, режиссер, как ему и намекнули, показал руководящую роль партии - кабинет министров, в конце фильма вообще видимо у него разыгралась фантазия и он показывает колонну войск, двигающуюся в сторону Тбилиси, причем в колонне 2 танка и пять БТРов, а солдаты идут пешком - картина напоминает фильмы о Великой Отечественной войне, там тоже наша пехота так вот ходила строем по обочине, а по дороге двигались грузовики и танки. Такая вот мобильная российская мотострелковая пехота: ).
Режиссер не забыл и новой технике - правда новых танком мы так и не увидели, но бронеавтомобиль Тигр нам показали. Также автор увлекся и показал на экране, без сомнения - для запугивания стран блока НАТО, наш российский спецназ - все снайперы, амуниция, которой даже и у натовцев нет - одним словом все 'зер гут'. Местами фильм напоминает сборище кадров из зарубежных фильмов - Падение черного ястреба, Спасти рядового Райна и другие.
Вывод о фильме такой - режиссер с чувством подошел к решению возложенной на него задачи - снял патриотический фильм про войну, с элементами любви, предательства, самопожертвования, руководящей ролью партии - самое такое нужно кино в наше неспокойное время. Бюджет фильма составил 16 миллионов долларов - правильно было их передать в Осетию, для укрепления обороны этой страны, а не снимать фильм о постигшей эту страну трагедии в 2008 году.
Итог - не смотрите, не теряйте свое драгоценное время.
P.S. Шкала режиссера на сайте Kinopoisk.ru неуклонно идет вниз.
Да, фильм посвящен такому важному событию, как конфликт в Южной Осетии, произошедший в августе 2008 года. Важно то, что фильм не из категории «Борьба за правду», и главные события разворачиваются около главной героини и ее 7-летнего сына. Мать-одиночка отправляет своего сыночка к бывшему мужу за несколько дней до конфликта. Потом она же отправляется спасть свое дитя. На этом все хорошее закончилось.
1) Ни причин, ни адекватного объяснения «почему» началась война, в фильме нет. Ребенок живет в мире таких иллюзий, что просто страшно. Эти криворуко рисованные роботы выглядели смешно и нелепо.
2)Пытались сделать хорошо, получилось, как всегда. Особенно раздражало то, что Россия вела себя, как ангелочек, она не причем. Не получается у русских сценаристов выставить Россию невинной. Это привилегия США, и только США. Весь фильм был пропитан всем этим едким и пафосным патриотизмом.
3)Реплики и диалоги до того «сырые», что поза «рука-лицо» стала любимой на ближайшие два с половиной часа. Особенно юмор солдат удивил, настолько глупый. Казалось, что собрался кружок анонимных сценаристов-наркоманов, и что-то там они начеркали.
4) Игра актеров отвратительна. А была ли она там? Эта семейка прекрасно копировала Беллу Каллен, плоский юмор Лехи и так по мелочи. Массовка выглядела и то эмоциональнее.
5) Звуковых эффектов (музыки) не помню, спецэффектов напичкали много.
6)Ляпов и глупостей полно, начиная с пропуска журналиста, заканчивая ранением сына.
Итог: Стыдно, что из такого события сделали какую-то «дешевую» мелодраму. Я не грузинка, но у меня сердце и так слезами обливалась от того, как они перевернули все происшедшие события.
Любопытный должен был получиться конец февраля 2012 года. На экраны с разницей в несколько дней выходили два интересных боевичка - наш 'Август восьмого', на основе реальных событий и американский 'Act of valor', основанный на вымышленной истории, но с реальными морскими котиками ВМФ США вместо актеров. Сразу замечу, что в российском прокате американское творение появится чуть позже. Бюджет нашего фильма даже больше 16 млн $ против 12 млн $. Для Голливуда это очень скромный бюджет, для нашего кино наоборот. Тем интереснее сравнить два фильма. Скажу сразу, от американского фильма я в восторге, а от августа восьмого совсем наоборот.
Так уж получилось, что я интересуюсь военной тематикой, тактикой современных подразделений спецназа и поэтому на батальные сцены в фильме обращал особое внимание. Так вот ничего похожего на батальные сцены я в этом фильме не увидел. Такое ощущение, что в кадре не солдаты и спецназовцы, а пейнтболисты, которым дали АК-74 и М4 с холостыми патронами. Тактикой вообще пахнет, герои передвигаются, стреляют, переговариваются чуть лучше дилетантов, стараясь при этом скорчить этакую геройски серьезную физиономию. Вокруг хаос, солдаты из массовки бегут неизвестно куда, вместо того, чтобы отстреливаться из-за брони они выбегают зачем-то на открытую местность, где в течение двух секунд 'геройски' погибают. Наверно этим авторы фильма хотели показать выучку и профессионализм нашей армии?
Звук ужасен, если не сказать большего. Спецэффекты на уровне дешевого сериала, не иначе в программе от Adobe рисовали.
Казалось бы огромный по российским меркам бюджет фильма обеспечит отличные батальные сцены, но вместо этого зачем-то нарисовали роботов, монстров и супергероев. Зачем они здесь? Для чего?
Мой вердикт - фильм ужасно наивен, глуп и отвратителен.
Космобой или невероятные приключения Ксюши в Осетии!
Отечественный кинематограф мёртв! И этот фильм тому подтверждение! Что это было вообще??? Роботы аля трансформеры на фоне военного конфликта в Южной Осетии. Глупее ничего в жизни не видел. 16 000 000$ выделенные государством на съёмки данной картины улетели в трубу! Джаник Файзиев, который является режиссёром и сценаристом в одном лице, крайне бездарно показал события 08.08.08.; даже хуже чем это было в 'Олимпиус Инферно', снятого в большой спешке. Наличие неплохих спецэффектов не обеспечило фильму необходимой зрелищности. Сама идея понятна и в своём роде даже интересна, но её реализация в фильме оставляет желать лучшего. Светлана Иванова, играющая отважную мать Ксению, которая на протяжении фильма стремится к сыну, оказавшемуся в самой гуще конфликта, сыграла, как мне кажется, более или менее реалистично. Неплохо переданы её переживания, страх от возможности потерять сына и тот материнский героизм, с которым она шла к своему ребёнку! Но в фильме есть куча ляпов. Как и практически в любом другом военном кино меткость стрельбы хороших парней, то есть 'наших', почему-то значительно превосходит точность попаданий плохих парней - 'не наших'. Был ещё один забавный момент, когда Ксюха средь бела дня заехала на уазике в самое логово противника, который молча и удивленно, без особых действий наблюдал за происходящим. И это далеко не всё... Про космобоя, трансформеров и фразочек типа 'Аза ниси маса амаравати чандрика' вообще говорить ничего не хочу!
Давно перестал ждать чего-то выдающегося от российского кино. Фильм бредовенький, хотя смотрелся бы гораздо лучше без этой ерунды про роботов.
Кавказские трансформеры или военно-политическая драма с кавказским акцентом
Вроде фильм уже не новый (2012 год), но затронутая им тема - жизнь на войне и жизнь в войне - к сожалению, не теряет своей актуальности.
Картина 'Август. Восьмого' обещала быть гибридом драмы и боевика. Но драма длилась не более 15 минут и оказалась весьма неубедительной. Мать-одиночка, ради предсвадебного (как она планировала) круиза в лучезарный курортный Сочи со своим перспективным бой-френдом из инвестиционного банка с лёгкостью отсылает своего сына в гости к своему бывшему мужу-миротворцу в горячую точку двадцатилетнего конфликта с одним маленьким рюкзачком. Однако, претензии её эгоистичного банкира-любовника на то, что до него она была неумелой любовницей, воскресили в ней материнские чувства, разбив перспективы нового брака вдребезги. Дальнейшее повествование посвящено её долгому пути к сыну, через обстрелы, лагеря беженцев, перекрёстный огонь снайперов, вражеские военные базы, кражу документов у своих и транспорта у врагов. Параллельно, погибает бывший муж со своими родителями (о трагедии которых как-то никто и не сокрушался), но завязывается перспективное знакомство с другим не менее достойным и мужественным российским военным. В итоге, голодного и раненного ребёнка, три дня прожившего во власти собственных фантазий (или галлюцинаций) спасает его образцовая и сообразительная мать, попутно решая свои личные проблемы, враг в панике, забыв свой родной язык, бежит, подвозя из милосердия русских мамаш с детьми к русским позициям, а российские войска радостно наступают на Тбилиси. Вот и весь сюжет. Тривиальный средненький голливудский боевичок о возрождении семейных ценностей через ужасы войны, победе правого дела, возмездии за зло, бескорыстном патриотизме и человечности. Ситуация стандартная и вполне могла бы безболезненно вписаться в любой военный антураж (чеченский, приднестровский, донбасский или сирийский). Но попытки превращения картины в патриотическую агитку значительно снизило доверие к ней. Нет, вражеские солдаты не показаны кровожадными зверями, ненавистью дышащими, выпущенными из ада, чтобы захватить Цхинвали. Однако есть много непонятного.
Логика развития фильма с неприятной навязчивостью напоминает советские эпические картины о начале Великой отечественной и вероломно нарушенной коварным врагом мирной жизни ничего не подозревающих граждан. Причём, о грозящей опасности надвигающейся войны знают бабушки, владеющие ноутбуками с выходом в Интернет, где, видимо выложены все планы врагов. А вот российские миротворцы, находящиеся на осетино-грузинской границе и президент РФ, мирно отдыхающий с супругой на Волге - ни сном, ни духом. И не было двадцатилетнего вооружённого конфликта, и Цхинвали мирный город, без вооружённых ополченцев-сепаратистов (всё настолько знакомо!). И не было обострения вооружённого конфликта именно в конце июля 2008 года, с которым не справились (или не хотели справиться) российские миротворцы. Нет, враг напал внезапно и вероломно! Но складывается такое впечатление, что грузинские войска напали на Россию. Цхенвал выглядит вроде бы как российский город. Однако, если посмотреть на карту, то можно с удивлением открыть, что Южная Осетия-то формально территория Грузии, что было признанно Россией. Грузия сделала попытку силового восстановления своего государственного суверенитета и конституционного порядка. Именно точно так же, как Россия это делала в Чечне. Россия тоже была в таком же положении и вроде бы должна приветствовать процесс восстановления суверенитета соседнего государства. Ан нет, президента поднимают и супружеского ложе (едва протерев глаза, он решительно приказывает готовить контрнаступление, как будто было вторжение в Россию) и долго обсуждают министры (почему-то без премьер-министра Путина, который, видимо по задумке режиссёра, никакого влияния на принятие решений по этому конфликту не имел), как им быть. Один, особенно трусливый министр выступал против вооружённого вмешательства, сильно страшась американского ответа. Но никто даже не заикнулся, что вооружённое вторжение в соседнее государство, без его просьбы, есть прямой акт агрессии и нарушение международного права, вне зависимости от предлога вторжения. И крайне странным звучат вопросы о том, стоит ли идти на 'их' территорию или остановимся у границы? Государственная граница Грузии давно осталась позади российских войск и грузины её не нарушали. Но это же мелочи, как и международно право, которыми можно пренебречь. Ведь 'если мы уйдём сейчас, то потеряем Кавказ'. А Россия может удержать Кавказ только силой? Только завоевав его?
А на границе, возле тоннеля, стояла колонна российских военных, ждавших приказа на наступление. Приказ отдали, колонна двинулась, с военными и корреспондентами СМИ - российским и не очень. Но вот стрелковый огонь разрозненных цепей засевшего в засаде врага быстро эту колонну остановил и рассеял. Ах да, у врага был ещё один танк, который, правда, появился лишь в конце разгрома когда нужно было преследовать убегающих российских военных. У них тоже был один танк, но он сперва поломался, а когда его починили, оказался без боекомплекта. Может это такой намёк на коррупцию в военном ведомстве времён Сердюкова. Но в любом случае, исправлять всё на своей шкуре приходилось простым русским солдатам, что с лихвой было продемонстрировано в фильме. Российские актёры доказали, что они умеют воевать ничуть не хуже (а может и лучше) самих российских военных. Ну разве только, кроме неприятного эпизода с яблоком и снайпером. А в общем, российские военные вполне универсальны - могут и в город подбросить даму с голыми коленками, и взять её с собой на боевое задание, и рацию подарить, и с передовой обсуждать по мобильной связи с мамой проблему побелки потолка. Вот враги не такие - только и знают, как стрелять из засады, вести снайперский огонь по этим же девушкам или российским любителям яблок, палить из танка по солдатам-миротворцам с семьями, да аккуратно выстраивать свои танки, артиллерию и другую технику в открытых лагерях без зенитного прикрытия в разгар наступления, чтобы российским штурмовикам было удобно их расстреливать.
В итоге, наши победили, враг повержен, сын спасён, личная жизнь налажена. Только вот вызывает беспокойство психическое здоровье несчастного мальчика - явное бегство от реальности в виртуальный мир явно перерос в галлюцинаторный психоз. На что указывает кратковременность его шока от зрелища расстрела отца и любимых дедушки с бабушкой (буквально на третий же день он восторгается следующим маминым кумиром, говоря, что он крутой).
За одно большое спасибо режиссёру. Фильм не зарождает в душе ненависть. Враг безлик, фильм не наполнен натуралистическими ужасами, враг озлоблен, испуган, но не безжалостен, не ненавидящий, и от этого не ненавидимый. Ненавидимый обезличенный танк, жестоко расстреливающий безоружных людей. Но танк - это кусок металла, это безликий и холодный символ войны. Ему противостоит человек, у которого тоже есть мать, переживающая за него, и есть сердце, пробуждающее в нём всё человеческое.
Это безобразие. Не успела посмотреть трейлер, и аннотацию к фильму. Шла и думала, что это наш ответ 'Трансформерам'. Было интересно глянуть 'наш ответ Чемберлену'. Не тут-то было... Опять про Чечню...
Когда мне сказали, что фильм 2 часа, стало совсем дурно. Все самые грустные шаблоны отечественных фильмов про войну задействованы.
Мать отправляет сына в регион, где не спокойно, потому как она хочет устроить свою собственную жизнь, а потом в тоненьком ситцевом платье едет в страну, где в платьях вообще ходить нельзя, что бы спасти своего единственного ребенка. Шаблоны, шаблоны, шаблоны...
А потом взрывы, как бы красивые съемки войны, трагедии и разлетающиеся зданий. По-моему, такие виды прекрасны, но на фоне хоть какого-то мало мальского сюжета. Она проходит все мыслимые и немыслимые кордоны, попадает в точки, которые охраняются целыми отрядами, и она вся такая невинная как бы случайно, просто упрашивая военных получает все что она хочет... Хочется сказать российской армии, если Вы готовы любую юбку пропустить, когда запрещает устав и приказ, как же Вы умудрились хоть в каких-то боях победить.
Грустно, скучно, не интересно. Хочется сказать, хватит про Чечню, все самое лучшее уже снято.