Еще из древности птица считалась широко распространенным символом духа и души в древнем мире. По преданию, индийское древо жизни было населено птицами, которые символизировали человеческие души. Упанишады рассказывают о птицах Дживатма и Атма, первая из которых ест плоды древа жизни, символизируя активность души в мире, другая только смотрит на них, обозначая абсолютный дух и чистое сознание.
Какие они милые и пернатые. Людям так нравится их кормить с ладошки кормом и смотреть на них в зоопарке. Действительно люди думали так, пока Альфред Хичкок не решил показать людям, на что способны эти милые птицы и какими они могут быть.
Фильмы Альфреда Хичкока всегда удивляли своей необычностью и особой атмосферой. Я думаю, если прохожим на улице вашего города задать вопрос: \' Кого вы считаете королем ужасов\', то его имя будет одним из самых часто встречающихся. Действительно, Хичкок умел делать такие фильмы, которые опечатываются в памяти зрителя на долгое время, а часто и на всю жизнь. Вспомнить даже тех самых \' Незнакомцев в поезде\'. Фильм держит невероятно сильно, не отпускает, волнует, пытается запутать. Или может \' Психо\'? Эта легендарная кричащая женщина в душе и ненормальный маньяк, глядя на которого возникает ощущение полного ужаса.
Особое умение снимать фильмы ужасов, не акцентируясь на литрах крови и зверских убийствах – пожалуй, то самое основное, что есть в фильмах Хичкока. Исключением не стал и фильм 1963 года « Птицы». Фильм был выпущен на свет через 3 года после нашумевшего и еще не остывшего кошмара под названием « Психо». Народ естественно большими массами бежит смотреть новое творение уже великого режиссера.
Стоит отметить, что « Птицы» по общей атмосфере не в чем не уступил « Психо», а можно даже сказать, вызвал куда более большой интерес в первой половине фильма. До конца не понятные отношения местной знаменитости и известного и обаятельного юриста в зоомагазине действительно влекут. В начале фильма все похоже на историю любви. Нелегкой и капризной любви.
Может показаться, что молодая женщина по имени Мелани Дэниэлс будет самыми разными путями доказывать Митчу Бренеру свою любовь к нему. Еще бы, почему так не должно казаться. Героиня отправляется совершенно в другой город, просто ради того, чтобы сделать тому подарок.
Но все меняется, когда на Мелани неожиданно нападает чайка. И тут становится понятно, что все не так просто. Конечно, может показаться, что это просто случайность, которая может их сблизить вместе, но все последующие нападения снимают все сомнения о том, что это просто так. Зритель сразу начинает думать что да почему?
Рассказывать о фильме подробно нет смысла, его просто нужно смотреть. Смотреть то, как пугает нас мистер Хичкок совершенно на первый взгляд безобидными птицами. Согласитесь, для того времени можно было снять фильм о бешенных и кровожадных крокодилах или динозаврах. В то время зритель требовал как можно больше нового, того, что не видел раньше. Возможно что-то вроде « Кинг-Конга» или « Десятифутовых помидор-убийц». Но взяв гораздо более обычный вариант, Хичкок шокировал публику своей работой. Приятно шокировал.
Невероятное тепло в самом начале фильма, образованное из красоты главной героини и интригующих любовных отношений резко перерастает в дикий и леденящий страх и холод, когда птицы вдруг начинают самую настоящую войну против людей..
Хичкок удачно смешал любовную драму, триллер и детектив в одном флаконе. Причем, что касаемо детектива, то тут его ход просто отлично сработал. Зрителю не дается даже малейших догадок на протяжении всего фильма, откуда и зачем на людей бросаются птицы. Единственное, что приходит в голову, так это появление нового человека в городе. Сами люди же на протяжении фильма обессилены от постоянных налетов птиц, и у них просто нет сил и возможности что-либо пытаться узнать и предположить.
Мягкость и плавность сюжетной линии, пожалуй, тоже является одним из достоинств этой картины. Хичкок сделал все просто идеально. Мертвое спокойствие довольно легко и незаметно перерастает в самую настоящую бурю. Нет резкого монтажа и бешенной динамичности кадров. Он словно подготавливает зрителя к чему-то страшному, и когда тот уже готов, Хичкок начинает напускать ужас.
Смотря некоторые сцены, можно представляет, что сам находишься в том месте, где главные герои. Вспомнить сцену, когда Мелани плывет с одного берега на другой на моторной лодке. Сцена довольно длинная и можно сказать затянутая, и зритель, довольно большое количество времени смотрев ее, сам ощущает этот легкий ветерок и приятный бриз, который ласкает лицо главной героини.
Эффектов тут практически нет, зато есть настоящие живые птицы, которые большими стаями нападают на людей. Хичкок категорически отказался использовать в фильме механических птиц, так как это испортило бы всю реалистичность и общий эффект фильма в целом. Правильное решение. Если ужас слишком реален и не запределен, то ничего искусственного тут быть не должно. Наложение кадров с полетом птиц на сцены погони действительно смотрятся очень эффектно и правдоподобно. Монтажникам нужно было дать награду за лучший монтаж, так как такое сделать могут далеко не многие.
Конечно хочется отметить и отличную игру актеров. Типпи Хедрен просто неотразима. Ее грациозность, роковой взгляд и невероятно красивая улыбка несомненно украсили этот фильм. Ее героиня убедительна, загадочна, самоуверенна, интересна. Род Тейлор так же отлично показал нам обаятельного и знающего себе цену альфонса, который просто не смог устоять перед красотой неотразимой Мелани.
Этот фильм не откроет для особо требовательных зрителей ничего нового. Но он покажет, как из обычной задумки и довольно простенького сюжета можно слепить отличный рассказ о враждебной атаке безобидных тварей, на фоне которой разворачивается история любви. Просто идеальная история, сочетающая в себе все то, что нужно зрителю, который просит хороших ощущений.
Ну и в итоге, хочется сказать, что « Птицы» можно назвать одним из самых лучших триллеров 60-ых годов. В то время он уверенно держался на первых местах различных рейтингов долгие годы. Но и в наше время это кино смотрится с особым интересом. Ему несомненно нужно уделить внимание.
Особое внимание так же нужно уделять и многим другим работам великого изобретателя ужасов – Альфреду Хичкоку… Он – это наш родной Гоголь. Такие люди рождаются раз в 100 лет, и их труд никогда не останется незамеченным…Более того, это как обязательный список литературы в школе.
После авантюристического эксперимента под названием «Психо» Альфред Хичкок взял перерыв в три года, а после вернулся с фильмом, где присутствовали куда больший бюджет и многочисленные спецэффекты. Правда, Хичкок остался верен себе, в который уже раз вдоволь поиздевавшись над зрителем: весь первый час нам приходится лицезреть чуть ли не романтическую комедию/мелодраму, где Мелани (Типпи Хедрен) и Митч (Род Тейлор) элегантно и непринужденно флиртуют друг с другом. Однако немногочисленные сцены с птичками кристально дают понять, что это – всего лишь присказка, а главное действие последует чуть-чуть попозже.
Первая спланированная атака птиц на людей, скорее всего, разделит аудиторию на тех, кто с удовольствием досмотрит картину до финальных титров; и тех, кто, так и не добравшись до концовки, выключит DVD-проигрыватель. Решающим фактором здесь станет желание или нежелание поверить в аномальное, невозможное (или возможное?) поведение птиц. Режиссер отнюдь не торопится что-либо объяснять. Мы видим лишь последствия, но нам абсолютно ничего не расскажут о том, почему птицы стали нападать на людей, что ими движет, чем вызван такой странный феномен? Хичкок предпочитает, чтобы зрители владели такой же дозой информации, что и главные герои фильма. Если они не имеют наималейшего представления о том, что случилось, так почему тогда нужно всё рассказывать и разжевывать зрителю?
Хичкок не спеша, никуда не торопясь, медленно, но верно нагнетает атмосферу надвигающегося кошмара. Режиссер не сразу обрушивает на героев картины целые стаи птиц, предпочитая одиночные атаки, но чем дальше развиваются события, тем сложнее становится персонажам отбиваться уже от целых полчищ пернатых.
Весьма примечателен метод, который выбрал Хичкок для запугивания зрителей. Если в подавляющем большинстве триллеров / фильмов ужасов элемент неожиданности строится на резкой смене плана и мощном музыкальном аккорде, то здесь режиссер полностью отказался от музыкального сопровождения, оставив лишь непрекращающийся галдеж птиц, который давит на психику гораздо лучше всякой музыки.
Даже в самой концовке, когда главные герои уезжают на фоне рассвета, создатели картины не торопятся останавливать умело созданную атмосферу ужаса: в фильме отсутствует такая стандартная вещь, как титр «конец». Тем самым, Хичкок дает понять, что кошмар еще не окончен. Что ждет этих людей: спасение или множество птиц на фоне рассвета намекают на зарождение новой Земли, на которой будут править птицы?..
«Птицы» не стали новом словом в кинематографе, как предыдущая картина Хичкока, но они, пожалуй, являются последним отличным фильмом маэстро.
Черные птицы из детских глаз
Выклюют черным клювом алмаз.
Алмаз унесут в черных когтях,
Оставив в глазах черный угольный страх.
Наутилус Помпилиус — «Черные птицы»
В хичкоковском арсенале выразительных средств важное место занимает кадр-маркер. Сцена нападения фигуры с ножом в душе стала классикой жанра. Гробовое молчание гостей при виде хозяйки поместья, одетой в платье усопшей предшественницы, идеально проиллюстрировало шок. Приемы бывают разными, а для бессмертия фильму иногда хватает и распахнутых женских глаз. От панического ужаса, конечно же. От непостижимого и загадочного происшествия, объяснение которому наука и логика предоставить не способны. Обитатели калифорнийского побережья, в особенности Сан-Франциско и окрестностей, сильно подвержены разгулу стихии. Опустошительные землетрясения, тайфуны и торнадо в этих краях не редкость еще с начала прошлого века. Эту малопонятную с точки зрения кармы и очевидную — по тектоническому обоснованию особенность Хичкок с удовольствием учел. И создавая презентационный образец саспенса, он напомнил об априори невыигрышной позиции человека перед разъярившейся природой, имеющей на вооружении пернатую эскадрилью.
Трижды сэр Альфред экранизировал произведения Дафны Дюморье. Рассказ «Птицы» смотрится сиротливо рядом с психологическими романами «Таверна ’’Ямайка’’» и «Ребекка», однако тоненькая книжица, в которой при большом желании можно высмотреть библейско-апокалиптические аллюзии, показывает внезапность необычной угрозы, обрушивающейся на крошечное поселение. Деревенька в заливе Бодега отнюдь не выглядит Содомом в миниатюре, это тихая, патриархальная глубинка, где троица действующих лиц — богатая дама из Сан-Франциско, случайный знакомый из зоомагазина да его мать — соревнуются в холодности нравов. Есть, впрочем, ощущение, что все они не настолько расчетливы, коварны и циничны, какими желают казаться, а после столкновения с тучами агрессивных чаек, ворон, дроздов, соек, грачей, воробьев и стрижей негласно провозглашенный конкурс злословия теряет остатки смысла. Все внимание природному бедствию, разносящему по ветру предупредительные клики. Задумываться о справедливости и оправданности пикирующего бедствия режиссер особо не позволяет. Потратив добрый час на неспешное знакомство с потенциальными жертвами, мастер пугающего жанра по-настоящему принимается за дело.
Уникальная акустическая работа, проведенная Хичкоком, вызывает трепет и уважение как пример эмоциональной вовлеченности в творящийся ужас. Мастер тревожных раскатов стоял буквально в шаге от создания артхаусного хоррора, но под давлением продюсеров вырулил в менее экспериментальную сторону триллера, отличившегося широчайшим спектром звуковых эффектов и полным отсутствием музыкальных. Складывается ощущение, что вот еще совсем немного, самую малость, и мы услышим биение сердца в горле. Паузы между нападениями птиц неумолимо сокращаются, опасность неуклонно возрастает, и сообразно смертельным условиям в отношениях между людьми остается все меньше душевного. Хичкок однако не стремился показывать разобщенность, поскольку находил ее менее привлекательной по сравнению с визуализацией всеобщего бессилия перед превосходящими силами летучего противника. Проскальзывающая симметричность мотивов — содержание птиц в клетке и заточение людей в домах — играет на тему взаимосвязанности всех живых созданий. Могущество природы подчеркивается кадрами с заполоняющими крыши, столбы и провода пернатыми мстителями, не лишенными представлений о военной дисциплине и холодной выдержке. Они-то и определяет жанровую принадлежность фильма. «Птицы» — прежде всего триллер элитной выдержки, с самодостаточной начинкой и кровавыми примочками в качестве обязательной перчинки.
Обретший полумифический статус перфекционизм Хичкока сполна проявился в этой картине. Режиссер не щадил своих актеров, и кровь Типпи Хедрен была настоящей. В соблюдении абсолютной естественности как с реакциями на нападение, так и с взаимодействиями персонажей мелочей быть не может. Показательна перемена в настроении чопорной матери-собственницы, поначалу очень неблагосклонно отнесшейся к пассии сына. Перед лицом беды женщина сознает всю относительность застарелых представлений о власти и привязанности. Они, как выясняются, мало чего стоят, если в решающий момент не быть готовой взять протянутую руку. Вероятно, этой житейской мудростью, жирно прочерченной режиссером, и оправдывается открытый финал. Хичкок не утруждает себя объяснениями причин агрессии, поскольку для него птицы — такой же инструмент жанра, как гнетущая тишина и безысходность. С завидным хладнокровием британский классик разыграл распланированную партию, исход которой даровал людям надежду. Весьма относительную, но не потерявшую ни грамма правдоподобности. Буря разрушительна, жестока и беспощадна, но однажды она развеется, а мертвая тишина останется.
Хичкок - мастер саспенса, и это не я сказал. В начале фильма мы видим его выходящим из зоомагазина с двумя терьерами на поводке. Он частелько застовлял ждать и искать зрителя себя в толпе и череде событий, и зритель, всегда был рад заметить его. Его фильмы хороши необычны, и увлекательны.
'Птицы' – это тот самый случай, когда на протяжении всего просмотра, действительно чувствуешь себя подвешенным, и только в конце чувствуешь что спускаешься на землю. Сложно предположить как у великого мастера получилось всё так красиво и реалистично без использования современной графики. Это захватывает, держит в напряжение, впечатляет и не оставляет равнодушным, а как же хороша и прекрасна Типпи Хедрен. Браво.
Одной из особенностью фильма, является то, что в фильме совсем нет музыки, только диалоги и звуки, среди которых особенно выразительны птичьи, от чего становится особенно жутко и страшно. Не ожидайте увидеть вконце привычное The End, Хичкок специально избавился от постоянной надписи, тем самым заставив зрителя, оставить в душе ощущение незаконченного ужаса.
Безобидные птицы становятся агрессивными и нападают на людей… Сколько же треша я посмотрел с таким сюжетом, включая беспомощное «Воронье» Шелдона Уилсона, нечто под названием «Beaks», отдельные сцены из «Темной половины», «Посланников», «Джиперс Криперс 2» и т.д. Разумеется, я знал, что «Птицы» Хичкока были первоисточником и вдохновением для многих дальнейших фильмов про кровожадную орнитологию (включая сиквел (!) 1994 года «Птицы 2: Край земли»), но от этой массы беспомощных подделок у меня осталось следующее убеждение: птицы – это не страшно.
Сегодня я посмотрел таки оригинал мэтра. Беру свои слова обратно.
Ни одного случайной детали : всё в фильме имеет определенный смысл – от легкомысленного свиста в адрес героини Типпи Хедрен в первой сцене до отсутствия слова «Конец» в финале. Первые агрессивные птицы появляются на 40-й минуте фильма, первый труп – на 60-й минуте, и к этому времени зритель, даже отдающий себе отчет, что смотрит то, что сейчас назвали бы – прости-господи – зоохоррор, забывает об этом: зритель видит историю взбалмошной особы, проникающейся симпатией к мужественному незнакомцу, и, в результате череды случайностей, оказывается в маленьком городке у залива Бодега Бей. Не случись нападения птиц, из этой истории все равно получился бы хороший фильм – то ли комедия, то ли драма, но в этом то и кроется мастерство Хичкока: когда начинаются туманные намеки на странное поведение птиц, хочется уберечь персонажей от этого безумия – ведь у них впереди интересная, насыщенная жизнь, своя история, и как несправедливо, как обидно, как страшно, что вот сейчас начнется этот кошмар, встряхнет их, вырвет их из контекста обыденности и приведет к жуткому финалу… Как это непохоже на современные фильмы ужасов, где главными персонажами являются либо монстры, либо бутафорские внутренности. У Хичкока в ловушку попадают люди, которым сопереживаешь, за которых страшишься… и которых бездушные птицы готовы разорвать на части.
Помимо непосредственного «ретро-дежа-вю» (многие сцены кажутся знакомыми, но не потому, что они были сняты до «Птиц», а потому, что были сняты и увидены после) от вида нападающих пернатых в фильме полно элементов, которые воплотятся в фильмах совсем другого жанра. Необъяснимая катастрофа приводит к распаду цивилизованного общества, и люди вынуждены заколачивать двери и окна, и ждать спасения – через пять лет после «Птиц» это повторится в «Ночи живых мертвецов» Ромеро. Столкновение человека с равнодушной и безжалостной фауной – это случится в «Челюстях» через двенадцать лет. Обезумевшие от страха обыватели прячутся в маленьком магазинчике, и какая-то женщина в истерика кричит: «Это всё ты виновата! Это ты накликала беду!» - нечто похожее мы видели в недавней «Мгле» Дарабонта. Может быть «Птицы» - всего лишь простая история о внезапном безумии птиц, но количество ниточек, тянущихся от этой ленты к другим «страшным» фильмам, снятых за последние полвека, впечатляет и внушает уважение.
Самые страшные сцены в «Птицах как раз не те, где птицы норовят оторвать людям пальцы и выклевать глаза: маэстро достаточно изобразить нарастающий, как водопад, звук приближающейся стаи, чтобы люди в заколоченной досками комнате, а вместе с ними и зрители, пережили настоящий приступ ужаса. А эта лестница на второй этаж, эта дверь, открывающаяся в тишине, эти неподвижные вороньи силуэты, облепившие крыши, заборы, землю… Зритель движется через эту историю, как герой Рода Тейлора в финале – медленно переступая через одну птицу за другой, не зная, что случится через секунду… И то, что у фильма нет титра «Конец», и что спустя 44 года Тейлор снимется в фильме «Воронье», лишь доказывает, что настоящий кошмар никогда не заканчивается, если его придумал и снял Альфред Хичкок.
'Галопом за Хичкоком'. Эпоха щедевральности, заезд десятый: 'Крылатый апокалипсис или улётный Хичкок'
После выхода на экраны одного из самых знаковых фильмов за всю историю кинематографа в творчестве сэра Альфреда начался «постпсихотический синдром». Естественно, ни одна из его последующих картин априори не могла превзойти успеха шокирующей истории о маньяке из американской глубинки. Тень Нормана Бейтса ложилась на каждую работу Хичкока, а собственный титул «короля триллера» обременял его дополнительными обязанностями. Однако маэстро поступил очень мудро, постаравшись на корню пресечь все симптомы своего величия, пока они не приобрели характер хронической патологии и выпустил картину, полностью противоположную «Психо». Место малобюджетного черно-белого триллера, снятого за тридцать шесть дней на собственные деньги, занял пестрый апокалиптический блокбастер, на производство которого было затрачено почти полтора года и два с половиной миллиона (тогдашних) долларов.
Первоочередный вопрос, вот уже больше полстолетия волнующий, как простых зрителей, так и профессиональных критиков: «Почему нападают птицы?». Подошло бы и самое фантастическое, бредовое объяснение – из-за воздействие инфракрасных инопланетных лучей или потому, что их выдрессировал безумный ученый-орнитолог, либо, что это секретное оружие коммунистов, а может и сами птицы вступили в партию и по мере сил ускоряют свержение тирании империализма. Однако сверхъестественно органичный, до ужаса естественный ответ Хичкока, состоящий всего из одного слова «бешенство» привел всех в исступление. Парадоксальность ситуации заключается в том, что он был принят как абсолютно невероятный, хотя совершенно нехарактерные для птиц случаи нападения на животных и даже людей были неоднократно засвидетельствованы документально. Пусть тезис о том, что логическая причинность – позднейшее изобретение человека разумного, между тем, как разрушительный животный инстинкт существует миллионы лет крайне банален, но при этом он все же абсолютно истинен. Найти разумное ядро в ужасающей разрушительной жажде птиц невозможно априори. Нет ничего нереального в том, чтобы завтра в их существе что-то перевернулось, и они развязали войну. Да и в целом, введение логической причинности тут же разрушило бы атмосферу иррационального хаоса, на которой и держится весь фильм. Заметим только, что из множества домыслов и предположений наиболее основательна, конечно, теологическая интерпретация, описывающая птиц как своеобразных ангелов-истребителей, посланных мстительным Богом, который устал от своей доброты и решил наказать буквально все человечество (поэтому птицы нападают даже на детей из церковного хора). Гипотеза подтверждается также рядом эпизодов, снятых, что называется «с точки зрения Бога», которая оказывается субъективным планом, невозможной модальностью хищного взгляда птицы.
В художественном аспекте фильма внезапную атаку птиц объясняют в качестве своеобразной психологической метафоры, якобы иллюстрирующей эмоциональный разгул стихий в душе персонажей. Действительно, к подобным предположениям толкают в том числе и композиционные контуры картины. Так, например, возрастающая агрессия птиц коррелирует романтическому сближению персонажей и может быть воспринята как материализация подсознательных страхов и ревности матери главного героя (скажем, в эпизоде, где ей сообщают, что девушка остается ночевать у сына, спустя пару секунд в дом врываются несметные полчища безумных воробьев). В таком случае, весь окружающий антураж природной катастрофы служил бы своеобразным дополнительным выражением для драматических коллизий. Именно такое прочтение и справедливо для классических произведений. Однако Хичкок, со свойственной ему любовью к роковым неожиданностям, ставит все с ног на голову. Птичий апокалипсис у него становится настолько насыщенным и доминирующим, что как раз непростые взаимоотношения героев и выглядят на его фоне чем-то малозначимым!
По сути дела, «Птицы» являются обратной стороной абсолютного метафизического ужаса, исследование которого Хичкок предпринял в «Психо». Однако, если в предыдущем фильме чистое зло было представлено как ядро самой человеческой субъективности, то в рассматриваемой ленте оно принимает материальную форму некоей объективной, высшей воли (своеобразный аналог ветхозаветного Бога), способной к активной агрессии.
В техническом отношении у фильма очень много интересных аспектов. В первую очередь заметим, как гениально Хичкок работает с пространственной амбивалентностью. Персонажи оказываются во все более узких пространствах (пройдя путь от мегаполиса до крохотной гостиной), словно птицы и люди поменялись ролями, и в клетках теперь обязаны сидеть последние. Самой показательной в этом отношении, конечно же, является легендарная сцена, где главная героиня оказывается заперта в телефонной будке, подвергаясь самоубийственным атакам крылатой братии. В данной картине у Хичкока все открытые участки вызывают парадоксально-тревожное ощущение клаустрофобии. Подобный прием был опробован маэстро еще в хрестоматийном эпизоде из картины «К северу через северо-запад», где персонаж Кэри Гранта безуспешно пытался скрыться в чистом поле от недружелюбно настроенного кукурузника. По сути, в «Птицах» методика освоения пространств, разрабатываемая маэстро с фильма «Веревка» (1949) получила окончательное оформление и была доведена до совершенства: атмосфера фильма напоминает вакуум с перманентно возрастающей декомпрессией, словно из кадра откачивают весь воздух.
Не менее интересна и акустическая составляющая ленты. В картине полностью отсутствует музыка, тем не менее композитору Бернарду Херманну было над чем поработать. Хичкок поручил ему создать «симфонию птичьих голосов» и пропустить сей «opus» через ряд всевозможных эмоциональных модуляций. Задача оказалась архисложной как в художественном, так и в техническом аспекте. Подбор и синхронизация «мелодий» потребовали уникального чутья Херманна, а последующее микширование, занявшее несколько месяцев, гениальности и трудолюбия со стороны звукорежиссера. Но результат получился уникальным. Птичий гам выражает больше, чем любые слова, придавая каждому эпизоду тончайший эмоциональный фон и, по сути дела, генерируя весь саспенс.
Нужно особо похвалить членов съемочной команды, от которых потребовалось героическое терпение и выносливость. Все птицы, занятые в фильме, самые натуральные. В особо «дикие» дни с площадки, на карете скорой помощи, уезжали по нескольку десятков человек. Но больше всего досталось, конечно, Типпи Хедрен, которая была буквально «распинаема» птицами – чаек час за часом бросали ей в лицо, привязывали ко всем частям тела или запускали в волосы. Съемки кульминационного двухминутного эпизода продлились неделю. Под конец с Типпи случилась истерика и ее положили в больницу. Между тем, к самим птицам отношение было куда более благожелательное. На площадке присутствовала специальная комиссия, следившая за рабочим графиком пернатых и ровно в пять часов громогласно объявлявшая: «На сегодня хватит. Птицы устали!»
«Птицы», как и «Психо», совершили своеобразную революцию в жанре ужасов, вдохновив многих писателей и режиссеров. Можно заметить, что по ходу фильма, герои проходят через всевозможные закрытые локации – дом, супермаркет, автомобиль и т.д. Занятно, что из небольших фрагментов, где, например, Типпи Хендер оказывается заперта с детьми в машине, либо где местные жители баррикадируются в магазине, с легкой руки Стивена Кинга выросли полноценные художественные произведения такие как «Куджо» или «Мгла». Да и до сих пор, в самых разнообразных фильмах, таких как «Дрожь земли», «Знаки» и даже «Мир юрского периода» можно заметить прямые заимствования из картины Хичкока, которые даже спустя более чем полвека продолжают отлично работать.
Чего вы хотите? Я хочу прожить жизнь, купаясь в фонтанах обнаженной…
(примерно 40-ая минута фильма)
Птицы
Вы помните “В джазе только девушки”? Я Джозефина, а ты Джеральдина. Понял? Да, конечно, я же не идиот. Спустя несколько секунд – “Здрасьте, я Дафна!”. Какая к черту Дафна, ты же Джеральдина. Но мне Дафна больше нравится. А-хи-хи. Шикарный был фильм.
Вот и нашего любимого Альфреда Хичкока – притягивала Дафна. Хич уже в третий раз полез к Дю Морье (после фильмов “Ребекка” и “Таверна Ямайка”). Взяв из ее рассказа концепт, что птицы нападают на людей вдоль полуострова (я подчеркиваю – концепт, он не экранизировал под копирку сам рассказ, не путайте), постановщик выдал нечто грандиозное и неповторимое. Читайте – очередной шедевр. В самом начале – Хичкок показывает блондинку Мелани (красотка Типпи Хедрен).
Такая светская львица. Богатая (папа владелец газеты), беспардонная, самоуверенная, смелая, лживая. Зайдя в птичий магазин, Мелани знакомится с адвокатом Митчем (Род Тейлор). Митч вспоминает прожигательницу жизни (пересекались как-то в суде), быстренько сваливает. Дамочка буквально сходит с ума – вот же крендель! Она узнает его адрес, покупает попугайчиков-неразлучников для сестры Митча (зацените сцену в машине, как они там болтались из стороны в сторону, а-хи-хи, Хичкок еще и юморит), мчится к нему сломя голову.
Хичкок мастерски припечатывает твою моську к экрану. Безумно интересная завязка. Плюс, он подкладывает дровишки в печку. Задумываешься – почему желание должно исходить обязательно от мужчины? У Хичкока совершенно иная ситуация. Митч холоден к Мелани, а ее распирает (герой явно задел девушку в птичьем магазине). Она не может его забыть. Стоит отметить – Хичкок никогда не был пошлым режиссером.
Блондинка даже готова прыгнуть в лодку и переплыть самостоятельно с одного берега на другой, е-мое, лишь бы впечатлить Митча. Она как шпионка (когда-то Хичкок снимал про шпионов, ага, помним), наблюдает и улыбается издалека. Самое классное – тебе самому приятно наблюдать за всем этим женским (так сказать) безумием (желанием еще раз поговорить с Митчем). Магия кинематографа. Магия кинематографа Хича.
А когда герой Рода Тейлора ей в открытую заявляет – ты меня преследуешь, потому что я тебе понравился. Блондинка отмахивается, врет напропалую, типа ничего подобного, приехала к своей школьной подружке. А-хи-хи, обожаю Хичкока. Как он волшебно вырисовывал женские образы (через призму камеры) – никто так не делал. Улыбаюсь во все 32 зуба.
Позже Хич выстроит (как минимум) еще два женских образа – мама главного героя (Джессика Тэнди) и бывшую подружку (Сюзанн Плешетт). Изумительные диалоги. Крепкая режиссура Альфреда (любопытная деталь – Хич полностью отказался от музыки, сделал ставку на шумовой фон). И когда ты полностью проникаешься историей, Хичкок ломает замечательную мелодраму (именно мелодраму) ради хоррора – маэстро выпускает птиц.
Хичкок настолько крут, что может поменять жанр за одну секунду. Я так увлекся мелодрамой в первой половине, что реально забыл про птиц. Хичкок ударил молотом по голове – Зомбион, проснись, к-а-р-р-р. Птицы нападают на всех подряд без разбора (взрослые, дети). Им можно, им разрешил режиссер. Они клюют, царапают, выковыривают глаза. Выделю сцену, когда блондинка курила перед школой, а позади нее потихоньку собирались птицы.
Это классика, которая повлияла на весь кинематограф. В 60-ые годы у людей был шок, сейчас нет такого эффекта при просмотре, естественно (хотя финальная сцена в доме, положа руку на сердце, довольно неприятная и напряженная). Давайте сделаем скидку на время. Не загоняйте Хичкока в 21 век, пожалуйста. Он не виноват, что родился тогда.
Его кино многогранно (мне вообще на секунду показалось, что птицы как бы помогают Мелани остаться с Митчем, серьезно, приглядитесь) и вызывает массу положительных эмоций. Восторг!
P.S.
Сам Альфред появляется на 2-ой минуте (выходил из магазина с собачками), не провороньте!
В течение десятилетий Альфред Хичкок оставался единственным кинорежисером, чьи имя и лицо были столь же знамениты, как имена и лица различных кинозвезд. Это был удивительный, и очень талантливый человек. Его фильмы до сих пугают и поражают зрителей своей эфектностью, простотой и атмосферой. У Хичкока был особеный талант - делать страшными будничные вещи. Душ, лестница... Или птицы.
Птицы. Милые, безобидные создания. Мы видим их везде. Они приносят красоту в этот мир. Но не все может быть таким, каким оно кажется на первый взгляд...
Действие фильма 'Птицы', поставленного по мотивам рассказа Дафни Ду Морье, разворачивается в городке Бодега-Бэй и отслеживает жизнь скучающей, испорченной светской дамы Мелани Дэниэлс, заинтересовавшейся в романтическом плане красавцем-юристом Митчем Бреннером. Со временем вырисовывается напряжение между Мелани, школьной учительницей Энни Хэйуорт, бывшей подружкой Митча и доминирующей матерью Митча. Эмоциональное взаимодействие между персонажами прерывается (и отражается в) внезапным и необъяснимым нападением тысяч птиц в этом районе...
Ну, что тут можно сказать? Браво! Хичкок снял потрясающий триллер! Страшное, восхищающее публику кинополотно, одно из лучших поставленных великим режисером. Нетленная классика. 'Птицы' держат зрителя в 'саспенсе' 'железной хваткой'. Картина способна по-настоящему напугать и шокировать, но оторватся от экрана просто невозможно. Это признак настоящего мастерства ! Потрясающе !
Теперь об актерах. Здесь говорить особенно нечего, так как все сыграли замечательно. У Хичкока в фильмах актеры всегда играют отлично. Роль Мелани отлично сыграла Типпи Хедрен. Отлично смотрится и Род Тейлор, сыгравший Мича. Так-же хочется выделить отличную актерскую игру Сюзанн Плешетт, сыгравшей роль Энни Хейорт. В целом все актеры справились со своими ролями и достойно смотрелись в кадре.
В фильме нет музыки - только шумовые эффекты: крики птиц, шум крыльев и т.д. Для кого-то это минус, но лично мне кажется, что отсутствие саундтрека, делает фильм более атмосферным и придает ему особый шарм.
Резюмирую. Эталонный фильм, шедевр жанра. Именно этими словами можно охарактеризовать данное произведение. Картина Альфреда Хичкока безусловно понравится не всем, но нельзя отрицать что, лента нашла свое место в истории мирового кино и стала классикой. Рекомендуется к просмотру.
Спасибо за внимание.
10 из 10
PS: Камео Альфреда Хичкока можно увидеть в начале фильма - он выходит из магазина с двумя собаками.
Казалось бы от 'Психо' этот фильм отделяет всего 3 года, но как же заметно развитие творческой мысли Хичкока. 'Птицы' можно рассматривать с нескольких сторон, поскольку у этой ленты ни одна жанровая грань. Первые минут 30 картина напоминает типичные голливудские мелодрамы середины века, что конечно не случайно. Молодая ослепительная Мэлани увидев красавца Мича начинает вести с ним любовную игру. Неторопливый сюжет, романтические мотивы, живописная природа - все настраивает на лад приятных минут блаженства за легким фильмом о любви. Все кроме аннотации, что это хоррор. Первая птица, атаковавшая героиню едва ли удотлетворяет запросы любителей ужаса.
К середине, мелодрама плавно перетекает в драму - мельком показанные герои теперь раскрываются подробнее, каждый со своими проблемами. Здесь можно уже разглядеть поближе талант актеров: Хичкок вновь добился крайней убедительности от всех исполнителей ролей. И безусловно лучше удались женские образы, несмотря на их некоторую стереотипность. Я восторгаюсь игрой Джессики Тэнди, Типпи Хедрен и Сюзанн Плешетт, но более всех меня заинтересовала Вероника Картрайт, потрясающе исполнившая роль маленькой Кэти - никогда бы не узнал в ней героиню из 'Чужого.'
Когда накал страстей и интриг нарастает до предела начинается что-то нереальное - от такой внезапной жестокости я оказался в ступоре. Сначала десятки чаек на дне рожденья, а затем полчища певчих птиц в доме Брэннеров. И они не просто летают, а буквально врезаются в экран, клюют, бьют крыльями и когтями - такому убедительному эффекту позавидовал бы любой ЗD-фильм, а ведь это всего лишь удачный монтаж! Я кстати не знал, что Хичкок полностью отказался от музыкального сопровождения, и все ждал когда же оно появится. Но в первой же хоррор-сцене становится очевидно: она не нужна. Теперь 'Птицы' становятся триллером. Подробные кадры убитых жертв птиц зритель видит в полной тишине, отчего становится совершенно непривычно - где грохот оркестра, где пронзительные скрипки и женские крики...?! Не слышно...
Немой ужас, незнакомый страх овладевает при просмотре сцен молчания, когда слышны только птицы, птицы, птицы... Интересно, что такой необычный и страшноватый звук хлопанья птичьих крыльев крайне редко используют, хотя в 2010 году Аронофски вернулся к нему для создания несколько иной атмосферы, и попытка бесспорно удачная.
Саспенс как художественный и технический прием, по сути изобретенный Хичкоком, им же самим переводится на новую высоту - сопереживание к героям и постоянная тревога здесь ощущается гораздо сильнее, чем в 'Психо'. Постепенно из локального триллера, особенно в сценах с городскими происшествия картина перерастает в фильм-катастрофу, пусть не совсем эпическую, даже напоминающую 'Мглу' Ф. Дарабонта. Но зацепив этот жанр, режиссер тут же бросает его, чтобы показать настоящий кошмар. Финальные противостояния птиц и людей поражают своей атмосферностью и естественностью - эти сцены неоднократно будут использовать в качестве образца многие хорроры, в том числе 'зомби-муви'. Когда нервы на пределе уже у тебя, а не только у персонажей, ты пытаешься и сам найти разгадку странного поведения пернатых. И лишь эпизод их чудовищной атаки на Мэллани дает небольшую подсказку, но при этом последняя сцена тут же обрывает все догадки, внезапным окончанием оставляя в шоке и недоумении от всего увиденного.
После просмотра сложно собрать все мысли воедино: столь страшного и ослепительно красивого фильма я не мог ожидать. Его даже старым не назовешь, в силу поражающей своим великолепием природы и совершенной работы оператора. Вот для таких произведений существует термин 'классика'!
Что же касается замысла картины, то тут каждый видит (или не видит) его сам. Поэтому мои размышления о ее философии, вполне могут оказаться ошибочными. Во время просмотра меня не покидало ощущение того, что птицы действительно разумны и все вместе преследуют какую-то цель. Поначалу я думал причина в посаженных в клетку неразлучниках, но видимо все сложнее. Что мы знаем о главной героине? Она блондинка, она богата и красива. А кроме того она в какой-то степени распутна, коварна и лжива. И вспомните, для чего ей скворцы? Чтобы научить их говорить... Вот здесь мне кажется и скрыт потайной смысл этого триллера - уж не хотели ли птицы заставить ее... замолчать? Ведь она постоянно говорила и все время врала, играла и плела шутливые интриги. Лишь в конце, Мэланни, словно неживая, лежит в безмолвии, глядя застывшими глазами куда-то вдаль, как будто в жестоких животных узрела какую-то непостижимую до того истину...
А мы теперь слышим только голоса птиц, звуки природы. Молчание...
О, это милое очарование фильмов, которые в начале далеких шестидесятых получали номинации на «Оскары» за спецэффекты. Каким забавным ретро выглядят они сейчас… Хотя, наверное, моветон начинать рецензию на фильм Хичкока с такого богохульства, ведь всем известно, что фильмы Альфреда не стареют, устаревают только спецэффекты в них. Но истинные ценители мужественно не обращают на это внимания. А вот я скажу, что с удовольствием посмотрел бы современный ремейк на «Птиц», сделанный по-настоящему талантливым режиссером.
Отсюда перейдем к сюжету, о котором одним предложением, ибо все знают: по неизвестным причинам на жителей крохотного городка нападают птицы. А вот отсюда – к реализации: спецэффекты, конечно, устарели, но саспенс то нет. Вот он, в промышленных масштабах. Красивая блондинка (у Хичкока всегда был отменный вкус на женщин) сидит на скамейке, а за ее спиной на окрестных ветках собираются вороны. Мы видим одну, потом смена плана, и ух уже с десяток, затем героиня замечает одну из птиц, планирующих в небе, следит за ней глазами, поворачивает голову, и видит настоящее птичье воинство. Идеально снято, пособие не только для начинающих, но и для вполне себе матерых профессионалов.
Перфекционист Хичкок привычно не щадит актеров, снимая нападение птиц буквально вживую, привязывая их ниточками к актрисе, но результат стоит того. И теперь, когда какой-нибудь голубь в парке недобро косит на меня своим глазом (а голубь всегда косит в силу своей анатомии), я даю ему заблаговременно запасенный кусочек хлебушка. А то фильмы фильмами, но хорошие связи в мире пернатых тоже не помешают…