Не так уж он и плох, этот мир. — Да, вовсе неплох!
Картина снята, в уже полюбившемся зрителям разных континентов, стиле. Пересекающиеся жизненные пути. 'Случайные' встречи в шумном городе, оказывающие влияние на ход жизни. Во вступительной части, автор проводит беглый обзор проблемных и кризисных ситуаций, в которых пребывают наши герои (преимущественно героини). И теперь наступает время, когда они тем или иным образом пересекутся в электричке. А она планомерно движется в заданном направлении, как и само течение жизни. Эти мимолётные встречи призваны повлиять друг на друга. Ведь часто, запутавшемуся в своей 'неразрешимой' ситуации человеку, необходим толчок, поддержка, доброе, мудрое слово, и всё увидится в совершенно ином свете. Вот и едут по жизни наши горемычные пассажиры, и иногда всего несколько слов, возможно даже обращённых не напрямую, а просто услышанных, коренным образом меняют ход мыслей, становятся маячком в опустившейся тьме.
Эта череда 'случайных' встреч, не обязана сложиться в некий пазл, она призвана дать зрителю порцию позитива, способность произнести, вслед за главными героями: Не так уж он и плох, этот мир. - Да, вовсе не плох! И режиссёр с этой задачей прекрасно справился. Я действительно получил порцию позитива, даже не смотря на то, что фильм больше женский. Да, актёры в некоторых местах немного переигрывают, но в этом не чувствуется фальши. В стиль повествования осознанно заложена доля наивности, но она ничего не портит. Линии девушек не скатываются к дешёвому мелодраматизму. Автор говорит на серьёзные темы, но использует атмосферу сказки. Этому способствуют нарочито светлые тона, и лиричная, с струящимся оптимизмом музыка. И даже образ мудрой бабушки, которая всегда говорит абсолютно правильные вещи, не вызывает неприятия, наоборот, я испытывал поистине детское умиление. Особо затронул момент с девочкой, над которой подшучивали одноклассницы, и фраза одной из героинь фильма: Ещё такие маленькие, а поступают как женщины, напомнившую замечательную реплику: против кого дружим, девочки?
Я более знаком с авторским японским кино, приятно был обрадован просмотром качественного, современного мейнстрима. Тёплый, душевный фильм, для поднятия настроения. Смотрите и получайте удовольствие.
Фильм построен в виде сценок из жизни разных людей. Сценки невелики, но позволяют выразить очень многое. Молодая женщина тридцати двух лет накануне свадьбы узнает, что ее жених собирается уйти к другой и уже сделал ей ребенка. Поняв, что все потеряно, она решает дать ему безболезненный разрыв при условии, что ей разрешат присутствовать на свадьбе. Другая девушка живет с парнем и вынуждена терпеть его агрессивный нрав. На каждое ее предложение парень готов ее избить. Девушка принимает болезненное решение расстаться с ним. Третья мини-история о девочке-младшекласснице, которая становится изгоем среди ровесниц. Четвертая – о спонтанном романе между парнем-изгоем, который увлекается военной техникой и ходит одетым как панк, и девушкой из деревни. Пятая – о домохозяйке, которая вынуждена против желания ехать с коллективом мамаш одноклассников ее ребенка в ресторан. И еще есть солнечная бабушка, которая дает советы некоторым участникам этих историй. Всех их объединяет то, что они едут на электричке Ханкю, где и встречаются.
Сюжетообразующим вектором фильма являются случайные встречи всех со всеми. Это позволяет показать многообразие и одновременное единообразие жизни в мегаполисе. Многообразие состоит в том, что люди все-таки разные – разных возрастов и социального статуса. Единообразие – в том, что все они страдают от похожих проблем. Но «Электричка Ханкю» - это не депрессивное социальное кино, в котором с отчаянным упоением показывают одиночество человека и его беспросветный быт. Этот фильм не только пронизан светом, но еще и претендует на позитивный императив. Короче говоря, он жизнеутверждающий. Девушка, потерявшая жениха, поначалу готова плакать от горя. Даже ее план появиться на свадьбе и затмить собой новую невесту как будто не совсем удался. Ее попросили прикрыть свое платье, чтобы не вводить в заблуждение публику. Но очень быстро она смирилась со своим положением, а потом даже начала находить в нем плюсы. Это классическая история из психологии, когда за кризисом неминуемо следует выход из него. Отчасти герои каждой мини-истории проходят похожий путь – допускают в свою жизнь изменения, которые сначала кажутся невыносимыми, а потом начинают приносить пользу.
Но эти истории про кризис и выход из него все же напоминают сюжеты дешевых американских книг по психологии. Они настолько фрагментарны, что, собственно, сам этот кризис даже не получается прочувствовать в полной мере. Поэтому и выход из него не воспринимается как настоящее достижение. Этот фильм – не более чем цветная иллюстрация, аппликация, школьное сочинение на тему о жизненных проблемах и способах их решения. Это приятный, душевный фильм, но реального опыта за ним не стоит.
Наверное, самое сильное кино-впечатление этого года.
Посмотреть 'Чудо за 15 минут' мне удалось на фестивале японского кино, и этот фильм действительно достоин участия в таком серьёзном проекте.
Сразу хочется сказать, что описание фильма (на этом сайте в том числе) весьма неточное, акценты расставлены иначе, но главное всё-таки найдено: сегодня я увидела настоящую симфонию любви.
Схема построения фильма выбрана, как мне кажется, более чем удачно: как жизнь советского народа можно было понять, постояв в очереди в магазин и понаблюдав за окружающими, так японская реальность проступает во всём своём колорите именно в электричках.
Фильм построен на идее, что любой прохожий может кардинально изменить нашу жизнь, что Самые Главные Слова могут прозвучать из уст любого случайного попутчика. Главное быть открытым и честным. Я несколько раз ловила себя на мысли, что смотрю не фильм, а саму жизнь, которая поймана ловко, любовно и невероятно тактично. Ни разу происходящее на экране не показалось скучным. По-японски утрированным, рафинированным, приукрашенным - да, но не чрезмерным или грязным.
Этот фильм обязательно стоит посмотреть людям, которые стали разочаровываться в мире, в судьбе и своих силах. Удивительная японская природа, отточенная японская жизнь, красивые лица японцев доставят не просто эстетическое удовольствие, но и предложат новый взгляд на жизнь.
Мне думается, что ради таких впечатлений можно простить искусственно сконструированные встречи, немного натянутые диалоги (сомневаюсь, что у японцев принято рассказывать о причинах мести своему бывшему жениху первой бабушке в электричке) и лёгкое переигрывание актёров. Этот фильм продолжает японские традиции и утоляет даже самую страстную потребность в сильных переживаниях. Самый главный совет: пожалуйста, не оценивайте его мерками европейского кино. Боюсь, ему уже не хватает той наивности, которую продолжают нам дарить японцы.
Чесно говоря, в кинемотогрофе очень мало достойных фильмов, таких которые западают в душу на долго, которые чему то нас учат, которые хочется пересматривать и пересматривать.
Фильм «Электричка Ханкю: 15-минутное чудо», на мой взгляд, является одним из самых лучших фильмов. Он действительно научит многому, он западёт в душу, его можно и даже нужно пересматривать по нескольку раз.
Такие фильмы делают нас сильнее и человечнее. В какой то степени филосовский. Если вы не решаетесь на какой нибудь поступок, не можете принять решение, то этот фильм вам поможет.
Его действительно нужно посмотреть. Хотя не каждый его поймёт.