«Талантливый мистер Рипли» — это вторая экранизация романа американской писательницы Патриции Хайсмит, написанного в 1955г. Впервые, причем очень удачно, книга была экранизирована в 1960м году французским режиссером Рене Клеманом («На ярком солнце»). Стоит посмотреть фильм Энтони Мингеллы хотя бы для того, чтобы сравнить его с французским аналогом. Мне лично интересно было увидеть, «насколько американцы все испортили» — ведь известно, что ремейки редко бывают лучше оригинала… Однако оказалось, что «Талантливый мистер Рипли» может выступить не только как элемент сравнения, но и сам по себе является хорошей картиной.
Итак, в версии Мингеллы Том Рипли — это настройщик, перебивающийся игрой на фортепиано в разных заведениях. В Нью- Йорке он случайно знакомится с богачом мистером Гринлифом, который готов заплатить ему много денег, если тот попытается вернуть домой его сына Дики, который в Европе радуется жизни, бездельничает и тратит деньги родителей. Но так получается, что Том Рипли не только не хочет возвращать Дика домой, но и готов занять его место…. Сначала действие довольно схоже с действием французского фильма, но с каждой минутой различие возрастает.
Конечно, в «Талантливом мистере Рипли» нет той французской легкости, того изящества, которыми проникнуто действие в «На ярком солнце». Все показано с большей основательностью, более детально. Появляются новые персонажи и новые подробности. Неожиданно возникает гомосексуальная тема — и так же неожиданно гармонично вписывается в общую канву. Из-за этого история о расчетливом мошеннике вдруг становится одновременно и историей о трагической любви. Причем не одной. Новые герои приводят к новым ловушкам. Но все эти разговоры о вечном, о ключике к темному прошлому не вызывают раздражения, не делают фильм более слащавым или же псевдо-психологичным, но наполняют его каким- то глубоким личностным драматизмом. Не обошлось и без голливудской тяги к насилию- посмотреть хоть на то, насколько более кровавая ключевая сцена.
Интересно также сопоставить актерский состав обоих картин. Если Морис Рене и Джуд Лоу вполне подходят под один тип, и образ Ричарда Гринлифа оказывается крайне близким и во французском, и в американском варианте (то же можно сказать и про Мардж), то ботаничного вид Мэтт Дэймон создает образ совершенно иной, чем утонченный Ален Делон. Пожалуй, персонаж Делона вызывает больше сочувствия, к концу фильма он целиком завоевывает зрительское расположение. Герой же Дэймона, изначально менее привлекательный, по ходу развития действия все больше отталкивает, даже приводит в ужас.
Но что объединяет эти два фильма, снятые с разницей в 40 лет — это напряжение, охватывающее зрителя почти в каждой сцене. Оно достигается казалось бы разными средствами — быстротой развития в французском «На ярком солнце» и нагнетанием общей атмосферы и постепенном «сжимании кольца» вокруг героя в американской версии, но при этом одинаково захватывают обе картины: хочется поставить фильм на паузу, или даже выключить его, потому что ты боишься, что твои нервы просто не выдержат больше этого ожидания. И ради этого безусловно стоит смотреть оба фильма.
К сожалению, замечательный британский кинематографист Энтони Мингелла довольно рано ушёл из жизни... Но в качестве режиссёра он оставил всем поклонникам синема три незабываемых фильма - всё началось с его успеха с 'Английским пациентом', потом был 'Талантливый мистер Рипли',вокруг которого развернулась приличная шумиха и лента приобрела значительное количество фанатов, а затем была 'Холодная гора'. И если первая и последняя упомянутые мною ленты - это военные драмы, то вот 'Талантливый мистер Рипли' - это психологический триллер, снятый в неспешном режиме, но в тоже время обладающей такой атмосферой фешенебельности и страха, что оторваться от экрана практически невозможно.
Снят он по мотивам романа американской писательницы Патриции Хайсмит. Рассказывает фильм про незадачливого на первый взгляд ботаника-очкарика Тома Рипли (Мэтт Дэймон) казалось бы, что может этот глуповатый на вид парнишка? А оказывается парень-то не промах: в нём заложен большущий криминальный талант и он не чурается даже убийством ради своей цели, а мотив у него один - зависть. Ему, может, не так и деньги нужны, хотя как же без них, но чёрное сердце Рипли заставляет идти его на преступления лишь доказать, что он достоин большего, он не в состоянии наблюдать за роскошной жизнью папенького сыночка Дики Гринлифа (Джуд Лоу), который умеет только отдыхать и развлекаться на деньги родителя и обхаживать свою подружку Мардж (Гвинет Пэлтроу), к которой испытает чувства, но это не любовь, потому что у Дики есть только одна любовь - и это он сам. Бедный студент Том Рипли решает занять место Дики, ведь никто не знает куда направит ветер путешествий и вечеринок Дики, а сам Том прекрасно умеет подделывать почерки и голоса.
Фильм не говорит о том, что богатые тоже плачут, Том Рипли не будет цинично мстить, пытаясь дискредитировать Дики, это фильм об опасности, которая может постичь богатеньких сынков, пусть и методы главного врага (хоть тот его и другом называл) Дики нестандартны, о таком и во сне не присниться, но всё же. Виртуоз своего дела Том Рипли заставляет с придыханием следить за его манипуляциями для достижения основной цели. То, что рождает его гениальная голова, уму непостижимо, но как говориться: Грань между гениальностью и сумасшествием очень тонка. Каждый шаг Рипли всё страшнее, всё больше подсознательно начинаешь бояться этого героя Мэтта Дэймона (в тихом омуте и черти водятся). Так тщательно и продуманно он подходит к достижению цели, что мурашки по коже. Отдаёшь ему должное за гениальный план, но уж лучше бы он работал на благо мира, а то так и кажется, что добиваются высот вот такие вот страшные люди с кровью на руках.
Нельзя было бы достичь такого эффекта от картины, если бы не удачный кастинг актёров. Мэтт Дэймон, как это уже можно понять, доставил эстетическое удовольствие своей игрой и вызвал бурю эмоций своим персонажем. Если его Джейсона Борна называют лучшей ролью в карьере, то Том Рипли где-то там очень близко, потому что роль превосходная. В таком же русле сыграл Джуд Лоу. Блестяще справился с образом нарцисса и мажора, особо приятных чувств не вызывал, но именно такими представляются молодые люди, живущие на состояние своих родителей. Отлично справилась со своей героиней и Гвинет Пэлтроу. Как в случае с Дэймоном, то если её роль во 'Влюблённом Шекспире' считается лучшей, то где-то очень близко Мардж Шервуд. Самозабвенно любит Дики, искренне дружит с первоначальным Томом Рипли и также искренне ненавидит его и опасается, когда она в одиночку срывает с него маску.
Рекомендуется к просмотру однозначно. Очень сильный, продуманный во всех нюансах, драматический фильм с незабываемой атмосферой психологического триллера и блестящей актёрской игрой.
Молодой американец Том Рипли, заурядный настройщик роялей, отправляется в Европу, отвечая таким образом на настоятельную просьбу владельца крупной судоверфи. Рипли должен любой ценой уговорить вернуться домой единственного отпрыска пожилого магната - мажора Гринфли-младшего, который на пару с подружкой Мардж безжалостно прожигает в Италии состояние папочки-миллионера. Знакомство с загулявшим транжирой Дики Гринфли открывает честолюбивому Рипли невиданные перспективы и предоставляет уникальный шанс для самоутверждения.
Жизнь в роскоши очаровывает малоимущего американца, и скрытое тщеславие амбициозного авантюриста без моральных ограничений находит, наконец, способ выбраться наружу из склепа косного полунищего существования. Имея от природы талант к перевоплощениям, Рипли начинает красть у красавчика Гринфли не только материальные ценности - банковские счета, но и его индивидуальность - имя, почерк, манеры, характер...
Романы Патриции Хайсмит, которую в Англии считают не иначе как наследницей Агаты Кристи, давно и охотно экранизировали, причём киноклассики, и, причём, весьма успешно. В 1951-м тогда уже американец Альфред Хичкок снял 'Незнакомцев в поезде', в 1977-м немец Вим Вендерс перенёс на экран 'Американского друга' (продолжение 'Талантливого мистера Рипли'), в 1981-м француз Мишель Девиль поставил 'Глубокие воды'...
'Талантливый мистер Рипли' был едва ли не самым желанным романом для кино, но после версии ещё одного француза Рене Клемана, вышедшей под названием 'На ярком солнце' (1959), где в главной роли впервые блеснул совсем молодой Ален Делон, попыток сказать что-то принципиально новое не наблюдалось. Прошло ровно 40 лет, прежде чем американцы отважились обновить полузабытый бестселлер, поручив реставрацию свежеиспеченному оскароносцу Энтони Мингелле.
Осознанная стилизация под кино 1950-60-х годов выражается в присущем тому времени наборе дежурных культов - от роскошных яхт, вилл на берегу океана и фешенебельных отелей до тусовок в ночных клубах с их «сладостно-пряным вкусом распущенности». Они привносят в фильм необходимый антураж ретро, но режиссёр не акцентирует на этом внимание, а сосредоточивается на отношениях героев, где происходит принципиальное смещение акцентов.
В отличие от версии Клемана, в которой речь шла именно о честолюбивом плебее, не желавшим мириться с ущербным социальным статусом, Энтони Мингелла предпочёл выделить сексуальный аспект в переживаниях интригана-приживалы. В результате суть повествования заметно меняется: Том Рипли становится рабом своего влечения к Дики Гринфли, что в итоге превращает фильм в трагическую гей-стори.
В результате умопомрачительного успеха 'Английского пациента' Мингелла в каком-то смысле сам уподобился Рипли, поскольку предложение экранизировать роман Хайсмит последовало ещё до той кучи 'Оскаров', что обрушились на тогда мало кому известного английского режиссёра, за плечами которого была только пара проходных комедий: 'Искренне, безумно, глубоко' (1991) и 'Мистер чудо' (1993).
После такого триумфа Мингелле пришлось нести на своих плечах тяжкое бремя славы и повышенного внимания к своей персоне. Этот период как раз и совпал с постановкой фильма о Томе Рипли. Рискованно отказавшись в финале от возмездия, Мингелла, тем не менее, весь фильм давит на мораль, подчёркивая тем самым безнравственность неправильно ориентированного главного героя.
Потому-то, даже несмотря на половой казус, картина невольно обретает ту нежелательную нравоучительность, которая делает её качественно-старомодной. Впрочем, это всегда было характерно для голливудской продукции, снятой с расчётом на получение очередного «Оскара». Именно таким, скорее всего, и был замысел постановщика, уже по статусу не имевшего права снять просто ещё одну киноверсию знаменитого романа.
Том Рипли. Кто же он? Выпускник Принстона? Сын миллионера? Любитель джаза? Любимчик судьбы? Или просто талантливый обманщик, который успешно справляется с любой ролью?
Насколько точно режиссер передал атмосферу таинственности! Кажется, что вот-вот афера раскроется, что все узнают кто на самом деле этот мистер Рипли... Но нет!С каждым сюжетом, каждым кадром зритель убеждается, что такие герои не умирают. Они призваны пройти сквозь время и донести осознание легкости бытия!
Игра актеров. ОНА ВЕЛИКОЛЕПНА!! Мэтт Дэймон, Джуд Лоу, Гвинет Пэлтроу - великолепная команда. Они как-будто жили своей собственной жизнью. Кажется, что аристократизм у них в крови. Конечно, хочется отметить главного героя. По-моему это невероятно сложная роль, с которой мистер Дэймон справился отлично.
Детали. О, как же это ценится в общей сложности! Режиссер не пожалел времени на на сцену с изучением итальянского ни на момент в доме Рипли с невестой Дикки и бритвой, ни на ознакомление Тома с джазом в начале фильма. Все это придает картине целостность.
Не заметила в картине ляпом. Возможно, они и были, но все настолько слажено - и игра и картинки, что не остается ничего, кроме как наслаждаться.
Давно не писала рецензии, но этот фильм меня действительно впечатлил. 2 часа проходят на одном вздохе и не отпускают еще долго после финальных титров. Невероятно..Без сомнения, этот фильм может претендовать на звание 'шедевр'.
Если бы юноша только мог открутить назад всё, и особенно самого себя, к тому самому моменту, с которого всё и началось. К тому чужому пиджаку, с которого такое началось...
В общем-то даже хичкоковский принцип — напряжение последовательно нагнетается, несмотря на то, что зритель из происходящего на экране знает, кто и почему, и как, и так далее. Причудливо изгибается, расплывается, слоится взаимообусловленность поступков, словно отражение лица убийцы. Колеблется, раздёргивается, растрёпывается галерея интриг, испещрённая осколками хрустальных перезвонов. Критичность деталей — что юноша что-то сделал с волосами, а ещё кое-кто это заметил, уже вносит подтексты в повествование. Окровавленная же скульптурная голова, валяющаяся на полу после того, как кому-то раскроили его голову, снабжает происходящее, возможно, и вдохновенностью античной трагедии.
Предупреждение ли мажорчикам, которые транжирят отцовские деньги направо и налево, и соблазняют девушек, уже имея официальную невесту? Намёк ли солидным господам, что чем больше считаешь, что прошлое сыновей можно оплатить деньгами, тем выгоднее возможности для шантажа со стороны ушлых и предприимчивых авантюристов? Или действительно фильм о юноше, съехавшем от того, что упускает брата, которого у него не было?
Гвинет Пэлтроу, играющая девушку, которая ищет иголку с ниткой, чтобы зашить лямку на лифчике, а находит обручальное кольцо... которое жених её сулился в жизни не снимать... И чья женская интуиция, такая как будто непритязательная, заткнёт за пояс тех, кто проверяет факты ещё до тех пор, как они становятся фактами. Кейт Бланшетт, которой дозволяется тащить героя в оперу, но чуть заметное трепыхание уголка её губ даже притягательнее этого... Мэтт Дэймон. Поймай его, если сможешь, скажи ему, кто он, если у него есть хоть единый шанс заблудиться в своих причёсках и идентичностях, и беги от него во всю прыть, если от него не в состоянии сбежать почти непафосная заманчивость итальянских интерьеров!
Мэтт Дэймон талантливый актёр. Его роль Том Рипли. Том Рипли великолепный актёр. Его роль - состоятельный, независимый молодой человек. Истинный Том Рипли сокрыт от глаз мира, лживой маской довольства и сытости. Том великолепный манипулятор реальности. Его интеллект страшное оружие. Им он режиссирует окружающую его действительность. Актёры попавшие в круг его театра не ведают, что их жизни находятся в чужих руках. И закончится когда Тому не придётся играть роль. Когда он сможет жить ею.
В фильме важны три вещи. Сценарий - основа. Режиссура - материализация. Монтаж - обрамление, подача. Основным материалом триллеров и драм являются актёры. Они инструменты в руках режиссёра, которые будут задевать струны нервов зрителя. Мэтт Дэймон главный инструмент. Эмоции: презрение, сожаление, восхищение. Человек чья слабая совесть, порабощена недюжинным интеллектом. Том Рипли хочет быть стоящим человеком в глазах общества. Его талант прекрасен, применение морально уродливо и технически великолепно. Игра Мэтта Дэймона дальнобойна, проницательна, не располагает фальшью и оставляет сильный отпечаток своей экранной деятельности на коре мозга. Второй скрипкой я бы назвал Гвинет Пэлтроу. На её персонажа деятельность Рипли оказывала наибольшее влияние. Актриса достоверно отобразила отпечаток Тома на своей жизни. Джуд Лоу вроде как сюжетный посредник, но на экране он долго и эффектно. Филипа Сеймура Хоффмана к своему стыду видел только в 'Голодных играх' и сравнивая двух персонажей понимаешь, что встреться они в реале, раскроили бы друг другу черепа. Образ образу рознь, что говорит об огромном таланте актёра. Сердце своё я вырезаю и отдаю Кейт Бланшетт. Для меня она главная любовь всего фильма. В то время как Дэймон легонько скалился, я на диване превращался в желе, стекал в щель в поле и быстро через подвал бежал к экрану. Меня покорил её образ и мысленно я обращался к Дэймону: вот блин я бы на твоём месте...
На чужом несчастье, счастья не построишь. Том Рипли воздвиг вокруг себя иллюзию счастья в которой сам же и разуверился. 'Талантливый мистер Рипли' качественно поставленная история злого гения. Просмотр внесёт коррективы в ваш общий портрет человеческого разума.
Много кому знакомо чувство ревности, однако иногда оно переходит все границы, заставляя человека делать страшные вещи. В данном фильме ярко показаны последствия неконтролируемого чувства одного парня, который запутавшись в своих чувствах, во лжи, однажды совершив убийство, не смог остановиться.
В фильме мы видим парня по имени Том, который ничего собой не представляет, он умен, да, изворотлив, однако не живет той жизнью, о которой в тайне мечтает. Он предстает перед нами некой темной лошадкой: загадочен и молчалив, но все вокруг подмечает и делает выводы. Можно привести в пример пословицу: 'В тихом омуте черти водятся'.
В один прекрасный день Тому поступает заманчивое предложение: найти и уговорить вернуться домой сына богатенького дяденьки. Почему бы и нет? Никто не мог предположить, что все зайдет настолько далеко. Встретив и подружившись с Дики, Том понял, что полюбил его как брата, которого у него никогда не было, а возможно, и не только ибо у героя неоднозначные предпочтения касательно сексуальный ориентации. Том заставил полюбить себя все, что любит Дики, он даже выучил имена джазовых исполнителей и их работы.
Однажды, случайный конфликт взбесил Тома, ревность заиграла в нем с новой силой, он не хотел ни с кем делить Дики, у него были планы на его счет. И он решил 'показать кто в доме хозяин'. Убил ли он Дики намеренно? Нельзя сказать. Скорее это была случайность ибо сам Том находился в шоковом состоянии не веря тому, что сделал. После этого инцидента, Том стал выдавать себя за Дики, подделывал его подпись, одевал его вещи, пользовался деньгами его отца, у него была чужая жизнь, которую он так давно хотел. Та жизнь, в которой он что-то значил. Он все же не жалел о том, что сделал, в конце фильма есть сцена, где он говорит: 'Лучше притворяться кем-то, чем быть никем'. Рипли и правда был талантлив: подделывал подписи, убедительно лгал, мастерски играл две роли: себя и Дики, при том, что даже полиция не смогла его разоблачить. Он адаптировался к любым условиям, делал все идеально. Но несмотря на все его 'таланты', он не вызывает ни восхищения, ни уважения, ни даже жалости. Наоборот, кажется противной пьявкой, от которой хочется скорее избавиться.
Мэтт Деймон отлично справился с заданием. Его игра, действия вызывают сильные эмоции, что явно указывает на талантливо сыгранную роль. Не представляю никого на его месте. Джуд Лоу также не остался незамеченным. А точнее он даже больше приковывал мое внимание к монитору, было интересно наблюдать за его поступками. Роль сынка богатого папаши ему удалась. Человек, который не знает чего хочет от жизни, пробует все, но ничем не интересуется всерьез. Что касается Гвинет Пэлтроу, не скажу, что она мне особо понравилась или запомнилась.
В целом фильм понравился. Тут много несправедливости, даже слишком много. Однако, не всем же фильмам быть приторно сладкими и со счастливым концом. Показана жестокая правда жизни: виновные не всегда поддаются наказанию.
Добро пожаловать в мир человека обезличенного и игнорируемого обществом, но отчаянно желающего стать кем-то. Кем угодно - посмешищем, пиявкой, гомосексуалистом, убийцей - только не пустым местом. Том Рипли - человек отнюдь не бесталанный, но стоит ли пользоваться талантами в благих целях? Терзания совести ( а были ли они?) - небольшая плата за возможность почувствовать себя значимым, нужным, желанным, полезным, незаменимым.
Он умеет втираться в доверие, порой доходя до крайней степени навязчивости, он как никто другой подмечает мельчайшие подробности и детали поведения людей, имеет поражающий воображение талант пародировать голоса и жесты. Влюбляясь в идеал мужчины, которым он сам отчаянно мечтает стать, Том пытается впитать все, окружающее героя собственной модели идеальной жизни и заходит слишком далеко, обуреваемый всепоглощающим желанием быть нужным.
А дальше следует классическая модель развития поведения человека, преступившего через какую-то опасную грань, которую переступать не следовало: падение за падением, невозможность остановиться, наслаивание проблем, ошибок и неудач и... чрезвычайная легкость в очередном вынужденном переступлении той самой границы. Перспектива потери всего так неожиданно обретенного так пугает Рипли, что метания, постоянный страх разоблачения, терзания отныне становятся всей его жизнью. И кто сказал, что в глубине души он не получает от этого удовольствие?
Герой, блистательно сыгранный Мэттом Деймоном, до безумия жалок, мерзок, отвратительно-навязчив, гнусен, омерзителен, но, бесспорно, талантлив. И очень несчастен.
Америка, 1950-е годы. Богатый хозяин строительной верфи Гринлиф недоволен своим сыном Дикки (Джуд Лоу), который вместе со своей невестой Мардж (Гвинет Пэлтроу) застрял где-то в Европе и тратит там его деньги почём зря. Однажды, на одной из светских вечеринок, Гринлиф старший встречает молодого человека по имени Том Рипли (Мэтт Дэймон). Разговорившись с ним, он остаётся под впечатлением от паренька и предлагает тому небольшую авантюру - Том отправляется в Европу, уговаривает его сына вернуться домой и получает за это тысячу долларов. Рипли практически моментально соглашается, ведь для него такая сумма денег совсем не лишняя. Найдя Дикки и Мардж на одном из пляжей Италии, Том втирается к ним в доверие, прикинувшись школьным знакомым Гринлифа. Их роскошная и лишенная забот жизнь очаровывает Тома, который всегда мечтал попасть в высшее общество. Знал бы только отец Дикки о том, на что мистер Рипли готов пойти, чтобы в нём остаться.
Драматически-психологический триллер по одноимённому роману Патриции Хайсмит. История, положенная в основу книги, оказалась настолько колоритной, что выражение 'мистер Рипли' стало нарицательным, а сам центральный персонаж вышел одним из самых ярких примеров человеческой одержимости. Будучи закомплексованным, мечтательным и невероятно уязвимым, Том не остановится ни перед чем, чтобы не упустить из виду своего журавля, даже если в процессе придется раздавить в руке пару синиц. Его не интересует будущее или последствия, ему нужно всё здесь и сейчас. Жажда лучшей жизни в Томасе сильна до такой степени, что он готов работать кем угодно и делать что угодно, лишь бы находиться поближе к элите. Естественно, когда дело дойдет до выбора, то Рипли принесёт в жертву всё (и всех), что от него потребует случай. Это как раз и является одной из интереснейших деталей сценария - выбор у Рипли в принципе отсутствует. Благодаря своей железной хватке, пробивному характеру и определенным талантам, позволяющим ему мастерски разбираться в людях (условно, его таланты гораздо более практичны, но называть их буду, ибо спойлер), Том может всегда выйти сухим из воды. Без исключений, потому что люди для него вторичны. Он никогда не променяет богатство и признание на каких-то там друзей. В его глазах украшения, картины, статуи и прочие драгоценности имеют гораздо большее значение, чем любые человеческие отношения.
Немалая заслуга в достойном переводе романа на экран принадлежит кастингу фильма, который подобран крайне удачно. В очередной раз отдаю должное способностям Джуда Лоу к перевоплощению, т. к здесь он просто невыносим. Бабник, громкий и пафосный, обидчивый транжира - это всё про Дикки. По Лоу элементарно видно, как его мысли не задерживаются на одном месте, мгновенно перемещаясь от одной глупой идеи к другой. Дикки не заслужил ничего из того, что у него есть, включая любовь Мардж (Пэлтроу неплохо её сыграла, но не могу сказать, что никто другой с этой ролью лучше неё не справился бы), которая наивно полагает, что этот бездарь станет хорошим мужем.
Хотя настоящая звезда тут, конечно, Мэтт Дэймон. Дэймон проделал длинный путь, перед тем как его стали воспринимать как серьёзного актёра, и роль эта пришла к нему как нельзя вовремя. Мэтт просто замечательно сыграл фанатичного Рипли. Он удивительно точно передал на экране поведение скромного человека, который медленно съезжает в бездну лжи и притворства, постепенно превращаясь в монстра, который неспособен контролировать себя самого. Чего только стоит эпизод, где он делится с Пэлтроу размышлениями о том, почему Дикки её не достоин. Честное слово, сцена на уровне 'Молчания ягнят', а такого дежавю, согласитесь, нелегко добиться. Между тем, диалоги в картине тоже не на последнем месте. Качественное взаимодействие между героями хорошо сказалось на общей стилистике, в результате чего даже Кейт Бланшетт, сыгравшая небольшую роль Мередит Лог (разумной, но умилительно смышленой дочери очередных богатых родителей), наверняка запомнится зрителю.
'Талантливый мистер Рипли' - отменный психологический триллер, с приятным налетом детектива, который вряд ли оставит равнодушным ценителей жанра. Рекомендую.
Идея заполучить чужое богатство, стать известным и уважаемым в обществе - витает, как ни странно, в умах многих людей. Человеку свойственна порочность, как мыслей, так и деяний. А когда желание завладеть чем-то значимым оказывает свое поражающее воздействие на мозг, словно вирус, то внутренняя демоническая сущность становится страшной в своих проявлениях.
Том Рипли считал себя никем, пустышкой, влачащим существование на задворках настоящей жизни элиты Нью-Йорка. Скрытый талант и предприимчивость томились в бесцельности бытия, пока судьба не преподнесла подарок – возможность отправится в солнечную Италию и уговорить блудного сына миллионера вернуться к отцу. Жажда приключений и поиск новой жизни подхлестнули Рипли немедленно отплыть в Европу.
Первая экранизация романа американской писательницы Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» вышла в 1960-м году под названием «На ярком солнце» (режиссера Рене Клеман, в главных ролях Ален Делон и Морис Роне). Второе переложение книги на кинопленку произошло в 1999-м. Если первый фильм повторял книгу полностью, то второй – это несколько иное переосмысление первоисточника.
Новый Рипли (Мэтт Дэймон) не только хитрый авантюрист, но еще и молодой человек, имеющий скрытое патологическое гомосексуальное влечение. Он настолько очарован образом Дикки (Джуд Лоу), его жизнью, привычками, манерами, запахом, телом, что готов буквально раствориться в нем. Сцена секса Дикки и его подружки Мардж (Гвинет Пэлтроу) на прогулочной яхте вызывает скрытую ярость и ревность именно к избалованному молодому человеку, а не к нежной девушке. Отвергнутость толкает Рипли на убийство. Любовная страсть наряду с бушующими эмоциями – и весло забивает насмерть красавчика Дикки. Жажда обретения нового «я» выливается в то, что Рипли становится Дикки. И это главное отличие от книги – неподготовленность, состояние аффекта, внутренний страх утраты, а не заранее спланированный сценарий.
Такова была задумка режиссера Энтони Мингелла — еще больше драматизировать образ Рипли, разжечь пламя, сжигающее его человечность изнутри. Этот тон, к сожалению, очень неровно выдерживается в хронометраже фильма. Вначале — сочная завязка, но далее драматизм и динамика сильно сбавляют обороты. Подозрения друга, полицейские допросы — снова попытка накрутить нужную атмосферу, однако то состояние, от чего замирает дыхание в предчувствии колоссального напряжения – не случается. Градус поднимается, но не так сильно, как хотелось бы. Даже накаляющая нервы сцена с монологом Рипли в белом халате, признающегося Марж в любви и держащего при этом в кармане наготове бритву, в финале не дает выхода эмоциям. Не хватает глубины Федора Михайловича.
Однако механизм запущен, действие увлекает. Во многом и за счет восхитительных съемок мест — узкие улочки Неаполя с его особой субкультурой бытия; вечно суетный громадный Рим, что так часто показан через зажатую между домами площадь Испании (намек на сужение круга расследования); красавица Венеция… Место рождает аллегории – венецианский карнавал, все люди носят маски. «В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, делают визиты». Параллель очевидна.
Венеция – это место, куда посылают умирать героев литературы и кино. И «приросшая маска окончательно готова превратиться в посмертный слепок» Дикки. Именно там он официально умер для мира. Именно там Рипли думал, что с ним покончено. Но тайна бессмертия остается. И, как Венеция с каждым годом все больше погружается на дно лагуны, так и Рипли постепенно теряет человечность. Мораль в нем умирает, обнажая хладнокровного убийцу.