До момента объяснения Татьяны с Евгением фильм воспринимался мною на ура. Да, и Файнс - Онегин от Бога, и Тайлер - бесподобная Татьяна. Но последние сцены заставили поморщиться, честно говоря. Никогда не думала, что Татьяна (именно Пушкинская Татьяна) отказывая человеку, будет рыдать, как истеричный подросток. Очень жаль, что из оригинала взяли только письма героев. Как сейчас помню, что Татьяна говорила 'Но я другому отдана, и буду век ему верна!' И вряд ли Пушкин имел в виду, что Татьяна в этот момент судорожно сжимает руку Онегина и буквально умоляет его уйти.
В общем и целом, 6 из 10, даже несмотря на мое восхищение Лив Тайлер.
Перво-наперво мне стоит сообщить, что всем зрителям, которые хотят посмотреть картину, снятую по какому-либо написанному произведению, следует помнить о том, что фильм и книга - абсолютно разные вещи. Глупо ждать от кинематографической картины полного соответствия тексту произведения. Большинство читателей никогда не будет полностью довольно экранизациями и это вполне нормально.
Если оценивать этот фильм как самостоятельное, оторванное от книги произведение, то он получился действительно хорошим, во всяком случае - твердая четверка с плюсом. Никаких 'Россия, водка, балалайка' и прочих чисто русских штампов я, на удивление, не заметила. За это хочется поблагодарить зарубежных создателей, которые взялись на съемки картины о дворянской жизни Российской Империи. Весь фильм выдержан в спокойных, несколько мрачных тонах. Как поэт использует для описания окружающего мира слова, как кинематографы справляются с этой задачей с помощью визуального ряда. Отдельное слово хочется сказать о сцене дуэли - было выбрано очень красивое место, советую обратить особое внимание на пейзажи этого эпизода.
Теперь об актерах, сюжете и связи оных с произведением. Как мне кажется, актеры были подобраны действительно отлично. Скука в глазах Онегина, которого играл Рэйф Файнс, его манеры. Ленский мне особенно запомнился своей игрой - его искренность, рассеянность меня подкупили и к концу его сюжетной линии я даже простила то, что создатели несколько отошли от книжного образа с 'кудрями черными до плеч' и взяли на роль Тоби Стивенса. И Татьяна и ее сестра так же вышли очень хорошо. В целом - тоже твердая четверка.
Так как фильм с самого начала я старалась смотреть фильм, не сравнивая его сюжет с книгой и не придираясь к мелочам. Поэтому общая картина меня вполне воодушевила. За действиями и диалогами было интересно наблюдать, что ж, похвально, господа сценаристы!
Собственно, рекомендую смотреть этот фильм тем, кто не ждет большого сходства с книгой и просто любит картины о дворянской жизни, романтические истории, Россию, то есть - менее претенциозным поклонникам творчества Александра Сергеевича.
В фильме мне понравились только две сцены, только они и впечатляют – дуэль над холодной пропастью реки и то, как пишут письма главные герои. В остальном, конечно, усадебный быт, особая чувственность Татьяны, веселость и беззаботность Ольги, пылкий нрав Владимира переданы посредственно. Обстановка везде не жилая, видно, как необдуманно, по-музейному создавали декор. Музыка обескураживает, для русского слуха все это конечно не уместно.
Рэйф Файнс играл не плохо, но не понятно, за что его полюбила Татьяна? Не дерзость, а утомление он показывал, не болезненное самомнение, будто может насмехаться над чувствами других, а просто скуку, безрассудство. Не показан был его мотив заигрывать с Ольгой, слишком однобоким вышел Евгений, совсем в нем пылкости не было, а ведь это не правильно. Татьяна отлично перевоплотилась в светскую леди, это был яркий момент. Но слишком мало внимания уделено завязке, тем отношениям, которые разыгрывались в деревне. А вот петербургские мучения Евгения слишком затянуты, в конце-концов, все и так уже знают, что будет после дуэли.
Фильм не был рассчитан на русских зрителей, для которых Онегин священен не меньше, чем Отче наш. Потому, в качестве упрощенного донесения русского произведения американцам и европейцам вполне сгодился. Однако, и наш шедевр 1958 года, с четким текстом Пушкина, музыкой Чайковского очень устарел. Хочется надеяться, что в России создадут современную версию, благо, талантливых режиссеров и актеров у нас хватает, а это произведение достойно зрительного обновления. Странно, что экранизации были и в Австрии, и США, и Германии. В России же, в 2013 году снимут нечто еще менее близкое к Онегину, чем в варианте американцев. Молодой сценарист и режиссер Артем Аксененко перенесет действие в современность, Пушкинский слог заменит молодежным сленгом. Ну зачем сиё творенье называть «Евгений Онегин»???
Да, американцы (и вообще запад) плохо представляют себе, что здесь и как.
Но режиссер - личность свободная и претензий на доскональную точность у него не было. К тому же, мрачный тон всей картины задан внутренним состоянием Онегина в данном случае, история 'видится' его глазами. А состояние влюбленности, переданное Лив - достаточно убедительно вне зависимости от того, стоит ли их дома на возвышенности или нет.
Сама суть трагедии достаточно глубоко раскрыта и фильм смотрится на одном дыхании, вызывает воспоминания собственной первой влюбленности...
P.S. А чем же это так удачен образ мужа Татьяны, который появился там на полторы минуты?