Список Нолана: 13 из 30 - Детские фантазии Стивена Спилберга
Если вспомнить биографию режиссёра, то можно увидеть прямую связь между детством Стивена, когда они с отцом лежали на траве, смотрели на звёзды и гадали о тайнах космоса и открытием «Близкие контакты третьей степени», когда ничего не подозревающие граждане США становятся свидетелями, а позже и соучастниками пришествия инопланетян на Землю.
Довольная долгая развязка фильма позволила оценить замысел влияния внеземной жизни на некоторых людей. Внезапное появление внеземной цивилизации ознаменовалось рядом странных событий: сбои электричества, странные лучи света, осознание людей некоторой сущности происходящего и тяга к таинственному холму. Фильм доводит до зрителя постепенную зависимость через главного героя Роя. Режиссёр показал внутренние перемены в состоянии человека, но на внешний уровень вышли более странные события.
Самолёты времён войны на территории пустыни, корабль среди песка, без намёка на жидкость. Что это? Нет объяснения, как нет и понимания сбоям работы в системе электроснабжения. Картина набирает обороты постепенно, но держит зрителя в напряжении. Да, уже уйма фильмов про гостей из других миров было просмотрено, но исключительность Спилберга (и это ещё до «Инопланетянина») заключалась в новаторстве, практически введение такой фантастики на популярную арену Голливуда.
Наблюдая за Роем, ты понимаешь его эмоции. Когда любопытство сменяется одержимостью, общее состояние персонажа отражается на окружающих. Причём, Спилберг не доказывает безумство и сумасшествие, здесь нет судорожного мандража, просто персонажу вдруг очень сильно становится любопытно. Картина на примере Роя доносит до зрителя, что он не одинок в своём желании. Осознание того, что именно объединило совершенно чужих друг другу людей, также приятно воспринимается при просмотре. Картина пусть и повторяется в демонстрации одержимости, то есть передаёт всё больше и больше совпадений, но она в тоже время ведёт нас к тайному месту.
Своего рода «Зона-51», которая отражается и в различных фантастических историях, и имеет под собой реальную локацию в США, Спилбергом преподнесена в виде саспенса, накала страстей. Ты не знаешь, чего ожидать, поэтому впитываешь ответы на вопросы, которые не давали покоя весь хронометраж. Местами картина путала и вела зрителя в ложном направлении, но только для того, чтобы продемонстрировать изменения главного героя. В целом, преобразование вышло хорошим.
Фильм стал революционным, интересным. Спилберг не трогал тематику, которая в будущем свяжет инопланетян только с единственной ассоциацией – антагонистов. Почерк режиссёра показывает любые события, любые жанры с присущей любовью и нежностью. «Близкие контакты» выступает как сюжет мира и взаимодействия, поэтому финальный эпизод выжимает драматизм. Хорошее культовое кино.
Нет сомнений - новое фантастическое произведение Спилберга в определенном плане революционное, открывающее новую веху в жанре фантастики и переобразовывающее взгляд на НЛО в нечто скомпонованное и не такое абстрактное, как это было до. Но верить этому совершенно не хочется по причине слабой актерской игры, скудных диалогов и отсутствии динамики при таких эпических масштабах. Ухватив за хвост удачу в виде феномена 'летних блокбастеров', в финансовом плане картина стала лишь чуть менее успешной, чем 'Челюсти'. Но вся это эпичность и сумасшествие героя Ричарда Дрейфуса в кадре - не более, чем 'какие-то штучки', как выразилась жена Роя Нери.
И действительно - на фоне развивающегося 'апокалипсиса' и появления странных летающих обьектов по всей территории Соединенных Штатов люди намерено игнорируют пришествие из вне 'зеленых человечков' (кстати, именно Спилберг впервые зафиксировал на экране каноничный образ 'коротышек с большими глазами и головой). Все, кроме нескольких героев, контакты с пришельцами на которых отразились весьма пагубно (в психическом плане). Одним из таких и является Рой - обычный электрик, который после 'контакта' строит в своем доме скульптуры из земли и кирпичей, пытаясь понять.
Но что понять, так никто до конца и не поймет. В том числе и зритель, который ощутит уже ближе к концу картины всю тяжесть коммерческого давления. Фильм, который можно было бы уместить в часовой хронометраж растянули до двух, где последние минут сорок - глупейшее топтание на месте без весомых на то причин. Нет, некоторые моменты действительно смотрятся стояще (за исключением подвешенных близко к камере 'летающих тарелок'), но из-за отсутствия какой-то человечности всех персонажей и действительно крепкой аксиомы (пусть и философичной) получается нудная документализация. Разве что чуть приукрашенная. Но это всего лишь 'какие-то штучки', так что режиссер, заложив фундамент для нового пласта фантастики, свою работу выполнил сполна.
Задолго до «Дня независимости», когда полчища пришельцев атаковали Землю, предваряя появление «Нечто» во льдах, но примерно в одно время с «Чужим» в свет вышел фильм Стивена Спилберга «Близкие контакты третьей степени», со временем получивший статус культового.
В разных уголках планеты происходят странные события, причем их природа до поры до времени остается неясной и пугает тех, кто за этими событиями наблюдал. То в Мексике найдутся самолеты, пропавшие еще в 1945-м, то в Монголии среди песков пустыни Гоби появляется гигантское судно, пропавшее в Бермудском треугольнике, то бытовые приборы в США приходят в бешенство, а пилоты военных самолетов фиксируют в зоне видимости НЛО… Цепочка разрозненных событий в итоге сводится к первому контакту с внеземной формой жизни.
В своем роде «Близкие контакты» на самом деле приобрели статус культового и некоторые отсылки к этому проекту Спилберга можно найти в ряде других картин. В частности эпизоды, когда слепящий свет бьет в окна и двери жилых домов, можно встретить в «Секретных материалах», где именно таким образом пришельцы навещают тех, кого собираются похитить. Гигантская летающая тарелка, застилающая собой все небо встречается в «Дне независимости», равно как и природные явления, предваряющие появление НЛО.
По части идеи, когда человечество встречается со внеземным разумом, фильм конечно не является новинкой, но я, к примеру, не припомню, чтобы до выхода «Близких контактов» были картин, рассказывающие именно о такой встрече. Обычно, если речь заходит о пришельцах, на ум приходят всевозможные интерпретации кровожадных монстров типа «Хищника», «Чужого», «Особи» или комедийные вариации типа «Людей в черном». Занятно выглядит и желание властей утаить возможный контакт, отчего треть фильма оказывается выдержанной в стиле конспирологического заговора.
Не скажу, что по части визуальных фильм получился выдающимся. Появление в кадре чего-то большого и напичканного массой огней при нечетких очертаниях – это вовсе не показатель сногсшибательных спецэффектов. Плюс ко всему некоторые сцен бросаются в глаза неправдоподобным ландшафтом и зритель сразу может определить, где съемка проводилась на натуре, а где в павильоне. Даже если отбросить эти недочеты, можно обратить внимание на другой, куда более существенный минус. Речь о смысле фильма. Какую цель преследовали создатели, показывая многообразие событий от появления пропавшей техники и похищения людей пришельцами до первого контакта и отправки на инопланетный корабль группы подготовленных людей?
Если цель заключалась в том, чтобы показать подготовку к первому контакту, возможно она была достигнута. Но в таком случае возникает масса других вопросов. Почему похищались целые самолеты и корабли и почему они появлялись там, где им не место? По какому принципу пришельцы «отбирали» нужных себе людей? Почему они забрали ребенка и вернули его через пару дней, хотя он тоже вроде как был избран? Почему в числе избранных оказались только жители Штатов, хотя пришельцы появлялись по всему миру? Что они делали с людьми в течение многих лет – проводили эксперименты, показывали новые Вселенные? Вот «Секретные материалы» в этом плане выстроены идеально, демонстрируя и возможности, и стремления, и цели инопланетян! Что касается «Близких контактов», то применительно к этому фильму сложилось впечатление, что пришельцы прилетели только для того, чтобы синхронно сыграть незатейливую мелодию.
Что еще бросилось в глаза – совершенно идиотское поведение героя Ричарда Дрейфуса. Вполне понятны опасения его супруги за себя и за детей, когда муж. Даже не пытаясь двух слов связать, чтобы объяснить, что с ним произошло, он устраивает настоящую вакханалию и выстраивание горы из картофельного пюре – это лишь малая доля его безумия. Плюс ко всему, выражение его лица, мягко говоря, говорит о том, что он не наделен интеллектом (тут тоже кажется странным, что выбор пришельцев пал на него).
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Картину 'Близкие контакты третьей степени' Стивен Спилберг в буквальном смысле сделал сам: написал сценарий, разработал концепцию визуальных эффектов, наконец - руководил съемками. Его усилия оправдались - фильм имел колоссальный зрительский успех.
На главную роль режиссер взял Ричарда Дрейфусса, с которым работал в своей предыдущей картине 'Челюсти'. Актер весьма обаятельный, но... Его типаж и, собственно, сам персонаж в сценарии уводят зрителя в дебри психических расстройств, что не лучшим образом сказывается на масштабе истории. Пожалуй, герой Дрейфусса, является главным недостатком этой большой картины.
Особую театральность фильму придает талантливая операторская работа и музыка Джона Уильямса, которая очень хорошо подчеркивает грандиозность происходящих событий.
В заключение можно добавить, что по инициативе Спилберга спецэффекты были переделаны современными средствами для перевыпуска картины на видео.
После успеха Челюстей Спилберг решил сделать еще один триллер, на этот раз фантастический, про пришельцев. Получалось отлично: таинственные огни, внезапные проблемы с электричеством, предметы двигаются, НЛО похищает людей, люди сходят с ума после «контакта». Загадочно, жутко, интересно…
Но потом видимо друзья (или еще кто-то) сказали: «Стивен, а сними нам, пожалуйста, добрую музыкальную сказку для детей среднего школьного возраста.» Спилберг почесал затылок: «Но я же уже снимаю крутой триллер про пришельцев. Хотя…»
В общем, вы поняли к чему я клоню. Начинается фильм интересно, потом постепенно начинает буксовать, а в концовке скатывается совсем в другой жанр. Если в начале страшные пришельцы похищают людей, то в концовке эти милые пришельцы с людьми разве что не обнимаются. В начале драма, слезы, психические расстройства, а в конце сладенькие улыбки, блаженство, мир во всем мире. Причем такая смена настроения не вызвана развитием сюжетной линии. Сюжета, как уже говорили, здесь вообще практически нет. Отсюда я делаю вывод, что создатели фильма так и не определились какое именно кино они хотели снять.
Нет ни одного нормального персонажа, которому можно было бы симпатизировать, либо наоборот сильно не любить. Главный герой — какой-то раздолбай, променявший жену с детьми на летающие тарелки. Группа «ученых», строящих озадаченные физиономии почти весь фильм, в концовке ведет себя так, будто они регулярно подобные мероприятия проводят. Вообще сложилось ощущение, что они всё это под препаратами видели.
Но несмотря на критику, в целом фильм смотрелся интересно. Стоит похвалить спецэффекты, да и в целом режиссерская работа сделана здорово. Всё-таки при отсутствия сюжета и нормальных персонажей, удерживать внимания зрителя более 2 часов очень непросто. По крайней мере в отношении меня Спилбергу это удалось.
После нашумевших 'Челюстей' 75-го, Стивен Спилберг в 77-ом берётся за научно-фантастический фильм о пришельцах, установившими контакт с человеком, где-то в районе штата Вайоминг. Изучив всю документалистику о встречах, контактах, наблюдениях, фантазиях (накопившуюся на то время) за НЛО. Мастер кино жанров творит, с одной стороны, очень увлекательно-уфологический блокбастер, с другой, слишком затянувшуюся фантастику-драму. Внеземной разум на 'тарелках' больше половины фильма, косвенно, воздействует на людей, пугая зрителей, то включением механических машинок и различных бытовых приборов, то выключением электричества в целом городе, а то и ярким светом в окна дома мисс Джиллиан Гуилер (Диллан). У которой затем они похитят её сына Барри (Гуффи).
Главным же действующим лицом картины стал электрик Рой Нери (Дрейфус), спятивший от видения неопознанных летательных, из-за чего от него уехали жена с тремя детьми. Рой сначала лепил из пены для бритья, потом из пюре, а затем и вовсе, в центре комнаты, до потолка из кирпичей и земли, ту самую гору 'Дэвилз Тауэр' - так называемое видение или место контакта с пришельцами. Объединившись с Джиллиан они едут в штат Вайоминг в поисках ответов, но натыкаются на военных, успевших оцепить и засекретить эту территорию.
Моментами интригующе, а порой совсем убаюкивающе действует это кино. Спилберг оттягивает всё интересное до самого финала, неся практически двухчасовой хронометраж действа на арбе запряжённой ишаком.' Творец' пытается, из мухи раздуть слона, что в принципе у него получается всегда шикарно, под конец не расставляя ни одной точки над и...
Сюжет хоть и имеет местами волнующие, а порой и типа 'страшные' эпизоды, всё таки прост, как те пять божественных нот, которые доносились с неба, но которые в последствии стали настоящим отражением в творчестве различных музыкальных групп. Реальным же шедевром вышла операторская работа Вилмоша Жигмонда, ну и конечно же уникальные, как всегда смелые, спилберговские визуальные эффекты. По-моему, после этого фильма, въелся всем известный стереотип о форме головы и глаз инопланетян.
В итоге, как мне кажется, картина стала лишь первым шагом к более зрелым и проработанным фильмам режиссёра на уфологическую тему: 'Инопланетянин' и 'Война Миров'.
Да, фильм красивый и эффектный. Работа художников и операторов выше всяких похвал. Но давайте взглянем на картину трезво, без розовых очков. Это же просто конфетка для глаз, и ничего больше. Исключительно созерцательное, бессмысленное действо. Почти каждая сцена фильма обусловлена желанием авторов как-то выпендриться и нахватать оскаров по техническим номинациям. Мол, посмотрите, как классно оператор снимает массовку, или вот, посмотрите, какие клёвые декорации. И ведь действительно не поспоришь, даже сейчас всё это смотрится вполне добротно. Только вот к сожалению, за всем этим нет более ничего.
Инопланетяне устраивают погромы в домах и салонах автомобилей, воруют маленьких детишек у любящих мам. Вы наверно подумаете, что это какой-то заговор против человечества, но на деле всё гораздо проще: так заботливый режиссёр развлекает зрителей динамичной сценкой, а то не дай бог уснут. Иного оправдания у этих сцен, увы, нет.
Главный герой фильма - это олицетворение задорновских баек про американцев, тупее индивида не придумаешь (хотя то как он пытался сынишке дроби объяснить - это пять баллов). На протяжении фильма он лишается всего, чего только можно: любящей жены, детей, друзей, работы. Вы спросите, ради чего? Ответ прост - ради разноцветных огоньков НЛО в ночном небе.
Вот и массовый зритель 'скушал' данную киноленту, восхвалил её за удивительную красоту и, подобно главному герою, забыл про всё остальное.
Мне же надолго запомнится сцена фильма, в которой один из пришельцев показывает зигу американским учёным. Такое действительно сложно забыть.
1977 год - это четые года до первого 'Индианы Джонса', десять до 'Империи солнца' и шестнадцать до 'Списка Шиндлера'. В те времена, когда Спилберг был просто режиссером, который снимал кино на чьи-то деньги, он снял кино о контактах с внеземными цивилизациями. Внеземные цивилизации оказались добрыми и очень даже музыкальными, а Спилбергу так понравилось снимать кино о человеке, который умудряется сталкиваться с инопланетянами и семейными проблемами одновременно (да еще непонятно, что страшнее), что почти тридцать лет спустя он снял 'Войну миров'.
В общем-то, если бы не расписанное мне детское воспоминание о том, насколько страшна картина прилетающих инопланетян, у меня даже и мысли не возникло бы посмотреть этот фильм. Однако чужие детские воспоминания возымели эффект.
О старых фильмах всегда сложно говорить. Вот и в данном случае при просмотре все время приходилось напоминать себе, что это снимали аж в семьдесят седьмом.
За тридцать лет Спилберг ох как поднаторел в страшилках, щупальцах и прочем. Однако не буду врать: в середине фильма был момент, который мне показался очень жутким. А конец очень красив.
Вот так и получается. Киноманам - смотреть весь фильм, просто интересующимся - момент забирания ребенка и сцену прилета дружественной цивилизации. Если бы я посмотрела этот фильм 30 лет назад (да-да, до своего рождения), это была бы десятка. Но в рамках мирового кинематографа, мне кажется, это шестерка.
6 из 10
P.S. А ведь мы так и не узнали, о чем мы своей музыкой говорили с инопланетянами. А что если в сообщении было зашифровано что-то вроде 'Земляне, сдавайтесь'?