К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Можете ли вы (я исключительно к дамам обращаюсь) представить ситуацию, в которой ваш любимый сделал бы за пару секунд нечто такое, после чего вы бы сильно в любимом разочаровались? Рукоприкладство, как вариант, я сразу отметаю. А вот герой этого фильма смог. И хотя сразу попытался исправить положение, но было уже поздно…

Пара молодых влюблённых американцев, Алекс и Ника, путешествует по горам Грузии в сопровождении местного проводника Дато, который старается сделать пребывание гостей максимально комфортным. Но и Дато оказывается не у дел во время одной кратковременной встречи, где неожиданным образом проявляет себя Алекс. Неожиданным для всех, но главным образом для Ники и для… себя самого.

«Самая одинокая планета» - не самое лучшее название для этой картины. Оно не совсем точно отражает её суть. Поэтому его легко можно забыть. И честно сказать, я пару раз так и не смог его вспомнить, когда в разговорах уже сам рекомендовал это кино другим. Но совершенно точно могу утверждать, что сам фильм уже вряд ли когда-либо выветрится у меня из головы. Наверно потому, что задевает что-то очень личное. Я даже догадываюсь, что. Но речь в данном случае все-таки не обо мне, а о фильме.

А он в определенном смысле уникален. По сути, это кино одного жеста, который делит историю на две половины. Вернее, одного непроизвольного движения. Это движение можно сравнить с оговоркой по-Фрейду, здесь уместнее будет сказать - телесной оговоркой. В психологии принято считать, что тело не врёт. Секундное проявление бессознательного одного из героев, которое иной зритель может легко прозевать, отвлекшись всего на мгновение (например, опустив глаза в корзинку с попкорном), и всё, потом уже не поймешь, почему отношения Алекса и Ники вдруг кардинально изменились. Настолько, что уже вряд ли когда-то будут прежними. Как минимум, осадок останется на всю оставшуюся жизнь. А я вот даже почти уверен, что отношения эти очень скоро завершатся…

Бывают такие моменты, когда судьба вдруг устраивает проверку, от которой потом и не открестишься, и не оправдаешься, и не отмоешься и уж тем более в шутку не превратишь. Головокружение от свободы и друг от друга заканчивается в один момент, своего рода, момент истины, оборачиваясь не соблазнительным для анализа и вроде как многое извиняющим экзистенциальным страхом по Кьеркегору, а чисто детской боязнью. Так поэты теряют иллюзии, а влюбленные – свои вторые половины.

Бывшая ленинградка Юлия Локтева (а ныне американка Джулия Локтев) знала, где устроить проверку «на вшивость», затащив в далекую Грузию свою маленькую интернациональную киногруппу: мега-звезду - мексиканца Гаэля Гарсиа Берналя, своеобразную, но органичную израильскую рыжуху Хани Фюрстенберг, а также кудесника камеры - чилийского оператора Инти Брионеса. У Локтевой кавказские горы неожиданным образом предстают не местом силы, а местом слабости, где легко обнажается человеческое естество.

01 июля 2013 | 10:23
  • тип рецензии:

'В горах все понятно - огонь, вода, тепло' - что-то подобное произносит грузин Дато, изливая свое жизненное горе молодой рыжеволосой красавице у костра. В общем, эти слова могут быть отнесены и к сюжетной части всего фильма. Казалось бы, с первого взгляда все предельно просто: путешествие с проводником в горах, кульминационный момент, диалог в ночи, продолжение путешествия. Внешний ритм картины очень не спешен, практически ничего не происходит, лишь пара 'всплесков', а все остальное -мощнейший внутренний ритм. Эмоциональное состояние героев и их чувства переданы с невероятной точностью и проникновением. Камера сосредоточена на героях и только на них, на протяжении всего фильма ни разу не показываются ни панорамы горных красот, ни небо. Камера как будто проникает внутрь героев и показывает, как каждый сосредоточен на своих переживаниях и в самом себе, как каждый себя ведет, куда смотрит. Камера фиксирует каждый взгляд и улыбку героев, их каждый шаг. Часто планы сосредоточены на ногах, руках, телах героев. До момента кульминации радостные и вдохновенные молодые идут легкой поступью по большим камням в серьезной треккинговой обуви - ботинки берегут их от соскальзывания и подворота ноги. Долгий план сосредоточен в этой сцене именно на ногах. Также и дальше, уже после всеобщего потрясения режиссер не оставляет без внимания ноги героев: Нике попадает в ботинок маленький камешек, и приходится остановиться. Алекс спотыкается почти на ровном месте, чуть не подворачивая ступню. Если внутри что-то пошатнулось, тело не может быть спасено никакой профессиональной обувью и экипировкой, и главной преградой на пути идущего вдруг становится сам идущий.

Ника - сильная девушка, сильная именно тем, что быстро пережила в себе страх и смятение от опасности и смогла продолжать шутить, петь и спрягать сложные испанские глаголы, тем самым перешагнув главную преграду - саму себя. Ни Алекс, ни Дато не смогли справиться со своими внутренними импульсами - и это, наверное, главная мужская слабость. Слабость, которая часто может сыграть роковую ошибку - это слабость именно по отношению к себе. Джулия Локтев опять (как и в своем предыдущем фильме 'День-ночь, день-ночь') показывает сильную женщину, которая борется с собой и перешагивает через себя почти во всем. Возможно в этом ее феминизм, но ее феминизм - правдивый и не преувеличенный.

Фильм действительно смотрится на одном дыхании, во время просмотра ощущаешь каждое состояние героев, переживая вместе с ними каждый момент. После выхода из кинозала внутри остается какая-то пустота, наверное именно из-за неожиданного окончания фильма, но впоследствии эта пустота наполняется осмыслением всего показанного и прочувствованного. Думаю, зритель еще долгое время будет возвращаться к воспоминаниям об этом фильме. Я очень люблю такие картины - в какой-то степени медитативные и погружающие смотрящего в мысли и ощущения, идущие напрямую от режиссера через тонкие чувственные моменты, символизм и красивые съемки, которые составляют огромный пласт для дальнейших размышлений.

11 октября 2012 | 23:15
  • тип рецензии:

Жизнь современного человека достаточно предсказуема. Она заранее определяется обществом, культурой, традициями… Мораль диктует нам нормы, в рамки которых мы безропотно загоняем себя. Образование, работа, карьера – за всем этим теряется сам человек, его природная суть. И вернуться к природе, к самому началу, без последствий оказывается не так просто.

Идея фильма довольно проста и привлекательна: три героя в пейзаже неповторимых грузинских гор. Путешествие, семейная драма, триллер, все это подходит к идее фильма. Однако, режиссер отказывается от всего этого, при этом, не упуская из вида, не отрицая возможности любого исхода до самого конца.

А вот с сюжетом дела обстоят сложнее. Проблема даже не в самом сюжете, а в его восприятии. Режиссер намеренно оставляет множество вопросов открытыми, причем ответа единого на них нет. Каждый зритель находит ответ для себя сам, и он есть правильный. Единственный выбор, который оставляет режиссер зрителю, это принять картину полностью или не принять вообще. Причем принятие происходит на каком-то чувственно-интуитивном, физиологическом уровне.

Джулия Локтев, режиссер фильма, погружает нас в зеленую красоту, в которой по сути ничего не происходит. Но это «ничего» затягивает нас, заставляет переживать, и, после окончания картины, складывается стойкое ощущение, что случилось что-то необратимое. Отсутствие цивилизации, наличия общего языка, позволяет зрителю более глубоко сосредоточиться на внутреннем мире героев. Язык – главный признак цивилизации и Локтев специально делает на этом акцент, не переводя грузинские и испанские фразы. Режиссер вынуждает нас концентрироваться на эмоциях, мимике, жестах героев. Локтев показывает игру человеческого тела, закрывая его в бескрайние пейзажи, наделяя его незнакомы языком, тем самым лишая зрителя всяческих вариантов свернуть с пути, который весь фильм выстраивает режиссер.

Этот путь также нам помогает пройти прекрасная работа актеров. Актерский состав, что не удивительно, интернациональный и имена актеров, кроме Берналя, мало кому что-то скажут. Однако со своей задачей актеры справились на отлично. Кажется, что они смогли полностью передать все идеи и мысли, которые режиссер вкладывал в фильм. Достаточно посмотреть на то как переменились герои, после того рокового случая. Это было видно в каждом движении, в каждом взгляде. Даже сухой и молчаливый проводник Дато (Бидзина Гуджабидзе), словно обновляется.

Идея перемены в человеке, когда он отходит от признаков цивилизации, на мой взгляд, является основной в фильме. Оставшись наедине с природой, начинаешь ощущать все намного ярче и острее. Изменения происходят в каждом, происходят в каждом из нас, в главных героях. Так и Ника (Хани Фюрстенберг) уже совершенно по-другому смотрит на своего будущего мужа Алекса (Гаэль Гарсия Берналь), по-другому смотрит на себя, так и Дато смиренно доживающий свои дни в горах на мгновение ощущает вкус к жизни. После фильма остается твердое ощущение недосказанности, но именно такое же ощущение, как мне кажется, и у героев фильма после путешествия. Слишком много остается вопросов, слишком много ответов, найти которые нужно самым одиноким людям на самой одинокой планете.

08 ноября 2012 | 15:55
  • тип рецензии:



Фильм Джулии Локтев «Самая одинокая планета» - неспешное роуд-муви, кинематограф антидействия, крайне минималистичный, без особого сюжета и без особой фактической информации, обнажающий предмет до самой его сути, медленно, неспешно, почти без слов ведущий внутрь сознания персонажа… Нет ничего сложнее, чем снять и посмотреть фильм, где «ничего не происходит». Но если его действительно правильно снять и правильно посмотреть, произойдет очень многое. Как минимум, встреча с самим собой…


'О, люди, я чувствую только Любовь!' К. Д. Бальмонт.

Решила начать этот текст с экзальтации Бальмонта, потому что ведь и фильм так начинается. Кажется, что для героев кроме любви вообще ничего нет. Лишь я, ты и весь мир у нас под ногами - и горы, и речки, и травы… и кумин (который, если помните, Дато в шутку назвал отравой, оставив героям жить два часа после его дегустации). От всего остального они отрезаны. И при этом потрясающе цельны. Друг другом… «Я - это ты, ты - это я, И никого не надо нам, Все, что сейчас есть у меня, Я лишь тебе одной отдам». Помните это определение любви из давней эстрадной песенки? Пока Я и ТЫ переживают эту непосредственную близость/слитность/слиянность, они в чувстве, в духе, в любви. Я + ты=мы – всецелое, подлинное, вожделенное неодиночество. И как-то вдруг, в буквальном смысле моментально, они становятся совсем другой парой - я и он (она). Вы чувствуете холодок расстояния, присутствие чужого, дистанцию руки и сердца, принципиальную неслиянность я и он? Философ Габриэль Марсель, размышляя о близости людей, писал о том, что отношение к другому человеку как к «ТЫ» является подлинным и противостоит отношению к нему как к «ОН», низводящему до уровня вещи.

Фильм «Самая одинокая планета» для меня не о том даже, как и почему близкий, теплый, родной (ты) начинает ощущаться как далекий, холодный, чужой (он), а о том, что этот переход неизбежен и, что еще страшнее, мгновенен, потому что не связь и не близость - правда-истина отношений, а одинокость (планетарная одинокость!) каждого в них (монолог Дато у костра, тошнота Ники, черные очки Алекса, вечная нехватка слов и их недопонимание адресатом – аллегорические приветы этому одиночеству).

Ника и Алекс все время под лупой режиссера, даже когда камера от них неимоверно далеко, даже когда приходится щурить глаза, чтоб хоть как-то разглядеть их на частых общих планах. Под наблюдательной лупой Джулии Локтев разные стороны их отношений (а она наблюдатель и дотошный исследователь, несмотря на естественно-спонтанную и экспрессивную, как горная река, ритмику ее кинопотока); не только предельная близость (я и ты) и планетарная даль (я - он (она)), но и менее широкие нюансы: родные души, лучшие друзья, соперники, конкуренты, чужие, далекие, сомневающиеся в себе и в другом, пытающиеся принять правду о себе и друг о друге...

Путь влюбленных, поломанным ритмом которого (то бегом, то вприпрыжку, то с камушком в башмаке, то спотыкаясь, то падая) движется этого кино, - это не просто факт передвижения в экзотически-экзистенциальном – очищенном от всего, кроме них самих, - пространстве, это способ вывести наружу, на чистую воду то, что живет в идущих, что ими движет. Этот путь – «из ниоткуда в никуда» - тоже лупа режиссера, тоже увеличительное стекло, фонарик, пронзающий тьму тайны, он делает видимыми и осязаемыми их души, выковыривая из них что-то, что страшно видеть, чем страшно дышать, что нельзя назвать словами…

Душное кино. Хоть в нем много простора. Высоких гор. Чистой воды. Хоть все так ясно и пустынно в его финале. Кино душное. Как по-другому назвать духоту, этот новый элемент, вошедший каплей яда в жизнь влюбленных, в ее химический состав, в самый ее корень? Ложь? Брезгливость? Разочарованность? Нелюбовь? Смехом оплакивая то, что в ней и в Алексе навсегда погибло, Ника поет песенку «Дон Гатто», про котика, который отдал жизнь за любовь, но тут же вернул ее за рыбу (в финале песни, если помните, Дона Гатто воскрешает запах рыбы, т.е. еда, голод, инстинкт жизни, а не любовь).

Чудо фильма, а, может, и его гениальное открытие в том, что две части, на которые он поделен несостоявшимся выстрелом, вовсе не так антонимичны, как может показаться поначалу. Да, в первой царят эйфория, счастье, смех, близость, доверие, во второй – даль, чуждость, катастрофа, крушение, взаимный проигрыш (в течение фильма оба соревновались, словно играли в равных: кто дольше простоит на голове, кто больше поймает еды ртом, кто дольше выдержит, кто первым пройдет…). Но при этом и первая, и вторая части фильма несут ощущение правды, естественности, подлинности, полного отсутствия декоративности, наигранности. В обеих частях – и высокой, и низкой - правда, Ника и Алекс и там, и там абсолютно настоящие.

Вспомнился почему-то момент из «Войны и мира», где Болконский слушает пение Наташи: «Страшная противоположность между чем-то бесконечно великим и неопределенным, бывшим в нем, и чем-то узким и телесным, чем был он сам и даже была она, эта противоположность томила и радовала его». Почему томила, понятно. Почему радовала? Потому что и то, и другое, и узкое, и великое, есть правда жизни в них и в этой минуте их любви.

У Джулии Локтев показано такое же столкновение и напряжение двух правд в любви. С чем-то неимоверным, как горы, бесконечным, как поток, великим, как небо, оказывается рядом узкое, телесное, мелкое, трусливое, как инстинкт. И столкновение это несет трагический мажор. Все-таки мажор. Ведь жизнь продолжается, Ника и Алекс рядом, они вместе, не компромиссом вместе, но новым пониманием себя и другого, приятием несовершенства, обоюдного несовершенства… и обоюдного (не разделенного и не умноженного другим) одиночества.

Но все-таки, как же душно и тяжело смотреть на мир, в котором только что на твоих глазах – без выстрела – умерло чудо.

P.S. Фильм, из которого сомнения можно доставать бесконечно, как фигурки матрешек, заставляет спросить: а как быть, если чуда не было?

13 июля 2016 | 14:07
  • тип рецензии:

Итак, дорогие кинолюбители, очень хочется поделиться с вами впечатлениями, которые любезно оставил нам долгожданный фильм Джулии Локтев «Самая одинокая планета». Начнем с того, что этот фильм может и не оправдать ваших ожиданий: в нем нет остросюжетных сцен, хотя фильм заявлен в жанре триллер, нет красивой любовной истории с happy end и всего прочего, что мы могли бы себе придумать, пока ждали выхода «Самой одинокой планеты» в прокат. Этот фильм, абсолютно потрясающий, неспешный роуд-муви, после просмотра которого, в душе что-то меняется или как пишет THE NEW PERUBLIC «Фильм, который ты никогда не забудешь»! И с этим, действительно, сложно не согласиться!

Сюжет.

Сюжет картины довольно прост: двое влюбленных американцев Алекс (Gael Garcia Bernal) и Ника (Hani Furstenberg) путешествуют по просторам Грузии в сопровождении гида Дато (Bidzina Gujabidze), который хорошо знает местность, довольно быстро ориентируется в окружающих живописных ландшафтах и достаточно внятно говорит по-английски. На протяжении всего фильма, мы наблюдаем за неспешным путешествием наших героев, за их нежными милованиями и разговорами, но все это до поры, до времени!

Казалось бы, небольшой, но довольно серьезный инцидент, неожиданно произошедший с героями, буквально надламывает жизни каждого из них. И здесь, дорогой кинолюбитель, каждый останется при своем. Кто-то оправдает Алекса, свалив все на инстинкт, а кто-то обвинит его в малодушие, но стоит подвести итог: именно после этого происшествия, герои вдруг осознают, что больше не могут быть вместе…

Герои.

О героях этого фильма можно говорить долго. Стоит отдать должное режиссеру картины Джулии Локтев за прекраснейший подбор актеров. Для меня появление Берналя в столь малобюджетном фильме стало приятной неожиданностью. Собственно это и подало сигнал, что фильм наверняка стоящий, так как господин Берналь в «нестоящим» не снимается. И действительно, Алекс получился на загляденье! Отыграно на все 100%! Хана же, которую блестяще сыграла Хани Фюрстенберг, тоже великолепно вписалась в фильм и передала всю палитру эмоций, которую только могла испытывать девушка, оказавшись в данной ситуации. Для меня госпожа Фюрстенберг стала открытием, равно как и Бидзина Гуджабидзе, для которого «Самая одинокая планета» стала очень удачным дебютом.

Мысль.

Думаю, что режиссер картины наглядным примером хотела показать, что значит быть сильной женщиной! С самого начала фильма Хана неустанно твердила, что может все сама, что она сильная и на протяжении всей картины Хана это доказывала. Её внутренняя сила присутствовала и мелькала буквально везде: в сцене стояния на лопатках, при переходе реки, после инцидента с грузинами, когда она пошла за Алексом во время дождя. Хана на протяжении всей картины проявляла выдержку и благородство, хотя после неожиданного происшествия, чувствовала совсем другое, что позже выразила в песенке про кота Дон Гато. Мужчины вокруг нее слабые, безвольные, трусливые! И именно мужчины в этом фильме подчеркивают силу Ханы. В этом вся Джулия Локтев со своей любимой темой силы слабого пола.

Подытожим.

Действительно хороший фильм. Оригинальность подачи, интересная съемка, потрясающие пейзажи и невероятная игра актеров сделала это картину безумно похвальной! «Самая одинокая планета» наглядно доказывает, что малюсенькое событие может изменить всю жизнь, что полностью доверяясь человеку, нельзя довериться ему полностью! Вот она, «Самая одинокая планета», лицом к лицу с нами, обнажает всю одинокую реальность человеческого «не одиночества».

Приятного просмотра, дорогие кинолюбители!

10 из 10

13 ноября 2012 | 01:45
  • тип рецензии:

«Самая одинокая планета» – фильм, жанр которого сложно и почти невозможно определить. История, поведанная Джулией Локтев, одновременно завораживает и отталкивает своей правдоподобностью и натуралистичностью. Некоторые сцены в кинокартине вызывают стойкое чувство отвращения. Иногда хочется выключить фильм...

Сюжет очень прост: влюбленная пара путешествует по Грузии. Ника (Хани Фюрстенберг) и Алекс (Гаэль Гарсиа Берналь) – жизнерадостные иностранцы, решившие посмотреть на грузинские горы. Они берут с собой местного гида Дато, который неплохо говорит по-английски. Но, как известно, третий человек всегда лишний. Путешествие покажет, кто есть кто, раскроет характеры героев. Прекрасные пейзажи, странники на фоне величественной природы смотрятся как точки на фотокарточках, снятых кем-то очень близким. Оказывается, никто никого не знает до конца. Это путешествие станет настоящим испытанием для влюбленных, чье желание создать семью может улетучиться навсегда. Режиссер неспроста называет фильм триллером. Всего лишь одна сцена в середине «Самой одинокой планеты» заставит занервничать всех: и зрителя, и героев. Напряжение, чувство тревоги, ожидание чего-то нехорошего... Все по-чеховски: вот-вот выстрелит ружье, вот-вот.

Композиционно фильм состоит из двух эмоциональных и смысловых частей: первая – радостная, вторая – печальная. С самого начала Ника и Алекс очень счастливы, им хорошо вместе. Эта прогулка могла бы стать одним из самых приятных моментов в жизни молодой пары, если бы не случай, который изменит все. Местные горцы обвинят девушку в чем-то страшном (зритель не узнает в чем, так как сцена снята на грузинском языке) и напугают не ее, а Алекса. В тот момент, когда мужчина должен проявить смелость, храбрость и отвагу, герой Берналя стушуется, правда, на миг. Но именно эта стыдливая пауза, или неверный шаг изменит весь ход событий в кинокартине. Сюжет не станет динамичнее, а, наоборот, путешествие приобретет медитативно-задумчивый характер. Процесс отчуждения и сближения закономерен в таких обстоятельствах: Ника все чаще будет общаться с гидом, а Алекс – идти в одиночестве.

Герой Берналя в этом фильме особенный. Улыбка на лице сменится печалью. Жизнь после того неловкого и страшного момента не будет прежней. Можно ли осуждать мужчину, который испугался и лишь на секунду спрятался за спиной Ники? Разве он не человек и не хочет жить? Его девушка оказалась сильнее. Героиня Фюрстенберг олицетворяет собой образ современной женщины, которая может все. Ника сильна не только духом, но и телом. В киноленте не раз можно увидеть ее хорошие физические данные, несмотря на внешнюю хрупкость. Ника будет идти всегда впереди Алекса и решать проблемы.

Джулия Локтев показывает сильную женщину, которая ведет за собой мужчину. Объективное отражение действительности. Представительницы прекрасной половины человечества сейчас преуспевают во всех жизненных сферах. Ника – собирательный образ красивой и независимой женщины, которая, конечно, хочет опоры и поддержки со стороны Алекса. Ее любимый проявится не с лучшей стороны. Он отвернется, не подав крепкой руки тогда, когда это будет необходимо. На первый взгляд, подобный поступок или жест может показаться некрасивым, неправильным. Многие женщины точно осудят его. Но, с другой стороны, Ника – лидер, она справится со всем. Возможно, Алекс настолько в этом уверен, что даже не подумал подать ей руку при переходе горной реки. А, может, просто равнодушие? Каждый найдет свои ответы.

В «Самой одинокой планете» режиссер затрагивает проблему «настоящих мужчин», показывая на частном примере, как не надо делать, чтобы не прослыть трусом. Но при этом Локтев забывает, что названные когда-то кем-то сильным полом тоже боятся и смущаются, переживают и плачут. Останутся ли влюбленные вместе после путешествия по Грузии, сложно сказать. Вариантов развития событий может быть много. Но то, что отношения Алекса и Ники изменятся, нет никаких сомнений.

Глубокое психологическое кино с прекрасной актерской игрой.

28 января 2016 | 01:45
  • тип рецензии:

Фильм скорее созерцательный, совершенно не динамичный, не знаю, почему в жанрах стоит 'триллер'. Если кино для вас прежде всего развлечение, не тратьте время. А то вот некоторые потратили, а потом понаписали 'ни о чем', 'не кино', 'не ожидала от Берналя' и пр. Просто этот фильм не для всех.

Дальше могут быть спойлеры.

Многие зрители почему-то восприняли фильм как оду женской силе и благородству. Я не соглашусь. Да, у героини легкий характер, и это, конечно, вызывает симпатию. Но ничего выдающегося, героического она не совершает. Никакого особенного благородства, никакого 'переступает через себя'. Нормальное поведение адекватного человека.

Также не соглашусь с теми, кто считает поведение героя предательством. Храбрый не тот, кто не боится, а тот, кто действует наперекор страху. Его застигли врасплох, поэтому его первая реакция была такая, какая была. Но уже в следующую секунду он исправляет ошибку. Да, неприятно, что у человека, который рядом с тобой, нет безусловного рефлекса закрыть тебя грудью. Но главное, что он готов умереть за тебя осознанно.

Любопытно, что герои не только не поговорили о том, что случилось, но даже не дали волю эмоциям после пережитого. Ощущение незавершенности не покидает. В общем фильм ставит много вопросов, тем и хорош: -)

15 декабря 2022 | 18:46
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: