Это ранний фильм 'Дама без камелий' (1953) Микеланджело Антониони. Фильм, который неожиданно меня и потряс, и задел, видимо, какие-то тайные мои струны и закоулки. Он про актрису, женщину, которая сначала бежит от насилия и нелюбви в отношениях с деспотом-мужем, но оказывается в объятиях 'романтичного' труса и пошляка, которому теперь вдруг оказалась не нужна... А затем, и это второй (!) личностный конфликт, очень болезненный и сильный у Антониони, – она пытается вырваться из стереотипа актрисы дешевых развлекательных полуэротических фильмов, хочет подняться до уровня звезды глубоких авторских фильмов, претендующих на настоящее искусство, но... В итоге она хочет броситься во все тяжкие, согласиться на все самое пошлое и дешевое и даже вернуть того, кто оказался недостоин ее. Вот эта боль желать не просто любви, не просто настоящего, а страсть выбраться на новый уровень и жизни, и своего таланта, на новую ступеньку осознания своей профессии, и сомнения, и отчаяние, что ты не попадешь туда, где быть достоин, – думаю, это знакомо каждому художнику. Сильнейший и до странности не очень-то известный фильм Антониони. Удивительно хорошо пойманная тема, внутренняя драма, которая задевает в тебе что-то очень важное.
Друг героини, которая давно достигла успеха и стала известной, спрашивает ее – ты когда-нибудь задумывалась что вообще такое, быть актрисой? А о том, каких жертв это стоило твоим великим предшественницам? И она смотрит на него и хлопает глазами. Она, признанная и успешная. Очень часто мы не задумываемся о самых главных в жизни вещах.
Во второй своей полнометражной ленте «Дама без камелий» Антониони обращается к исследованию мира кино, в чем-то следуя распространенному утверждению, что любой серьезный режиссер рано или поздно обязательно снимает свои «8 1/2 » (хотя «Дама без камелий» и создана почти за десятилетие до шедевра Феллини). В то же время Антониони интересует прежде всего судьба актрисы в мире большого кино, то, как из пустышки делают сенсацию, как в кино эксплуатируют женскую красоту, и как это болезненно ударяет по носительнице этой красоты. Лючия Бозе снова играет здесь главную роль, однако, в отличие от «Хроники одной любви», где она воплощала собой образ пресыщенной богатой дамы, здесь она замечательно показывает эволюцию своей героини от девической доверчивости к горечи и разочарованности в жизни.
«Дама без камелий» - это прежде всего приговор итальянскому коммерческому кино 1950-х, с которым устал бороться неореализм: он уже сам сходил на нет, а кассовое кино выглядело тогда непотопляемым (впрочем, так дела обстояли во все времена). Скромная продавщица Клара становится актрисой посредственных лент, где эксплуатируется ее красота и сексуальность, а попытки вырваться из порочного круга коммерческого кино сначала выглядят претенциозными, а потом все более и более слабыми. Постановщик «Дамы без камелий» блестяще сюжетно соединяет зависимость актрисы Клары от славы в массовом кино с ее духовным рабством в браке с кинопромышленником: в брак герои вступают быстро, необдуманно, и амбиции одного из супругов очень скоро начинают диктовать другому что делать, а чего нет.
Антониони почти по-толстовски показывает неизбежность драматического разрешения такого брака, женского несчастья в нем и попытки женщины резко все обрубить, найдя себя в отношениях с любовником, но и это оборачивается для нее клубком противоречий. По мере развития сюжета Клара постепенно набирает силы для обретения независимости в искусстве и жизни: она хочет стать серьезной актрисой и идти по жизни одна. Однако, именно в духе «Анны Карениной» Антониони показывает, как жизнь, сама судьба строит препятствия мужественной героине, мешая ей обрести свободу. Клара по сути дела вышла замуж за плохое кино, была с ним связана болезненными узами, которые унижали ее человеческое и женское достоинство, не видя в ней личность, но прорваться к иному кино и иной жизни она тоже не может, ибо о ней уже сложилась слава как о красивой, но плохой актрисе.
«Дама без камелий» в сравнении с другими лентами Антониони тех лет и особенно его поздними картинами с ослабленной драматургией чрезвычайно традиционна в формальном плане: начинается фильм очень динамично, эмоционально, выставляя напоказ всю подноготную коммерческого кино. Однако, по мере развития сюжет замедляется, на первый план выходят не события, а психология героев (достаточно одномерных, надо признать: по ходу фильма меняется лишь Клара). Вновь, как и в «Хронике одной любви», Антониони требует от итальянского кино быть более интроспективным, в «Даме без камелий» он прямо показывает тот тип кино, который ненавидит и презирает, то псевдокино, которое губит судьбы актеров и актрис, выхолащивая их внутренний мир до удобоваримой и плоской схемы.
«Дама без камелий» - во многом манифест Антониони-режиссера: зрителю, актерам и режиссерам нужно другое кино, за которое не будет стыдно, ибо масскульт не только презирает зрителя, считая его одноклеточным, но и насилует режиссеров, заставляя их ради социального выживания снимать чудовищные банальности, и главное – он ломает актеров и в первую очередь актрис, эксплуатируя их внешнюю привлекательность, ампутируя при этом их внутренний мир. И хотя финал «Дамы без камелий» пессимистичен, но показывая сдавшуюся перед напором пошлости коммерческого кино Клару, Антониони уже вынашивает в своем сознании ту альтернативу мейнстриму, которая не только станет новым словом в экранном искусстве, но и будет питать спустя десятилетия творчество таких режиссеров как Вим Вендерс, Атом Эгоян и Вонг Кар Вай.
В 1852 году в Париже была поставлена драма Александра Дюма (сына) «Дама с камелиями», переделанная им из его же одноименного романа 1848 года. Главная героиня этой драмы — женщина легкого поведения, которая пала жертвой своего благородного чувства, испытав истинную любовь. Пьеса имела огромный успех. В честь ее героини — любительницы камелий, выражение «дама с камелиями» и слово «камелия» стали употребляться в значении: женщина легкого поведения.
Во втором полнометражном фильме Микеланджело Антониони, название которого противопоставляется драме Дюма («Дама с камелиями» — «Дама без камелий»), вновь снялась замечательная актриса Лючия Бозе, придающая фильму особый шарм — почти детскую наивность, постепенно перерастающую в тщательно скрываемое разочарование. Второй шаг Антониони в большом кино — все еще уверенный, как и первый, но пьедестал маэстро все же покорит чуть позже. Однако в «Даме без камелий» (1953) гораздо более ярко, нежели в «Хронике одной любви» (1950), прослеживаются традиционные элементы более позднего творчества Антониони (активно используемые начиная с «Крика» — первого фильма так называемой «пенталогии отчуждения»).
Если первый фильм Антониони демонстрировал контраст между нищетой и буржуазией, благодаря чему отчасти мог называться неореалистичным, то второй фильм полностью окунается во вторую стезю, демонстрируя роскошные дома, костюмы, приемы — жизнь богатой киностудии во всей ее красе. Некоторые мизансцены делались словно в спешке: персонажи просто стоят друг напротив друга, жестикулируя в переполненном эмоциями споре. Благо, таких моментов не так много, а в остальном Антониони, в принципе, демонстрирует себя.
Молодая актриса Клара Манни (Лючия Бозе) в один момент становится популярной персоной. Популярность, конечно, не безграничная, но о работе простой продавщицы без сомнения можно забыть. В Клару влюбляется режиссер Джанни Франки, а вскоре после знакомства уже делает ей предложение выйти за него замуж. Но сразу после долгожданной свадьбы муж устанавливает свои правила, которые, как он считает, помогут его новоиспеченной жене стать актрисой с большой буквы. Главное правило его стратегии: выбор только серьезных драматических проектов. Он настойчиво просит Клару не сниматься в «легкомысленном кино», чтобы не портить имидж.
Достаточно тривиальные мысли о необходимости разделять работу и отношения, о выборе между тем и другим Антониони зацикливает, запирая главную героиню, начинающую актрису, которой муж-режиссер пытается создать имидж серьезной актрисы, в метафорической клетке. Нет, не в банальной «золотой клетке», устроенной по стандартной схеме: богатый муж диктует свои условия, лишая жену морального выбора, мотивируя это тем, что деньги-то у него, а не у нее, а вот когда она будет зарабатывать сама, тогда и будет принимать решения. А в экзистенциальной клетке — когда есть все возможности для развития, движения вперед, когда тебя даже подбрасывают в воздух, чтобы ты распахнула крылья и полетела вверх, а ты… падаешь вниз, бросив к небесам лишь прощальный взгляд.
Антониони сделал довольно приятный фильм поставив в центр повествования красивую молодую и успешную девушку. Вроде бы самая обычная, эта 'золушка' оказывается настоящей принцессой, которая с помощью власти киноэкранов пленяет своей красотой всю Италию. Удачный ход с замужеством на режиссере должен только укрепить позиции. Однако, вместо новых возможностей неожиданно мы получаем рефлексию.
В структурном отношении фильм пролегает между 'Красными башмачками' Пауэлла и Прессбургера и 'Все о Еве' Манкевича. Практически вся сюжетная канва построена на ожиданиях карьерных перепадов героини, однако вместо них мы получаем клубок переживаний, вывернутых наизнанку внутренних падений и подъемов.
Ей восхищаются миллионы. Она мечтает о серьезных достижениях, но мало чем готова жертвовать. Сегодня с одним, а завтра с другим. Если только сама увлечется. Потом может передумать. Вернуться. Вечно одна на фоне больших павильонов, более напоминающих развалины. А рядом полчища старлеток, готовых вцепиться хоть в один процент того потенциала, который имеет наша героиня. Справедливо ли это?
Впрочем, Антониони скорее фиксирует портрет женщины, которая не ценит то, что имеет. Получается настоящая идентификация женщины, точная и лаконичная. Возьмите любой фильм про актрису, например 'Главное-любить' Жулавски, и ведь правда, этот фильм Антониони вполне может выступать как приквел? Слишком все похоже на правду и универсально применимо к различным обстоятельствам. И если не считать 'Приключение', то перед нами вероятно лучший фильм Микельанджело.
Фильмы Антониони можно выключать на середине и досматривать через год и они от этого не будут казаться менее самодостаточными. Его герои свободны относительно друг друга и относительно самого зодчего, и тем не менее они умудряются передать его мысли и чувства в совершенно неожиданных тонах. Литературный прием свободных от текста героев Достоевского был удачно адаптирован в кинематографе великим маэстро.
В конце концов - черт ее знает, как она закончит - эта главная героиня. Да и идея не в этом. Идея в том, чтобы показать сложный и неоднозначный путь становления личности в данной конкретной сфере, хорошо знакомой режиссеру - индустрии кино.
Особенно важным моментом в фильме считаю встречу Клары и ее партнера по съемкам Лоди, к которому она неожиданно решила обратится за советом в критический момент. Осознавая уязвимость главной героини, Лоди не включает пресловутого 'итальянского жеребца', а впервые в ее жизни спрашивает чего она хочет от этой самой жизни и от самой себя! В результате мы получаем из продавщицы тканей грациозную, сильную, независимую и сексуальную женщину если не вашей, то уж моей мечты точно! БРАВО
Еще не будучи столь маститым режиссером, которым он станет к середине шестидесятых, Микеланджело Антониони создал весьма увлекательное и трогательное кино. Этот фильм показывает нам индустрию итальянского кино пятидесятых как она есть. Без прикрас. Но действо происходит в рамках приличия и идеи режиссера. Антониони рассказывает нам историю золушки с противоречивым характером и ее принца, тоже человека непростого и ухажера золушки, преследующего свои цели.
О фильме. Юная Клара попадает на сьемочную площадку прямо из-за прилавка магазина и становится популярной. Она снимается в фильмах, скажем так, категории 'В', но хочет большего. Ее теснят рамки 'массового кино', Клара хочет сыграть главную роль в фильме, о котором будут помнить долго. Она выходит за муж за продюссера, но брак трудно назвать счастливым.
'Дама без камелий' - история взлетов и падений человека, на мой взгляд чуждого киноиндустрии. Но грациозная Лючия Бозе исполнила свою роль блестяще. Она очень естествена в роли неопытной актрисы, сказывается, простите за каламбур, опыт сьемок в кино. Ее героине веришь и сопереживаешь. Мужчины в фильме тоже исполнили свои роли очень достойно. Особенно отличился в этом плане Иван Десни, его замыслы, относительно главной героини фильма я понял лишь вместе с ней. Последние двадцать минут 'Дамы без камелий' вообще являются истинным апофеозом драмы, и поднятая голова героини в конце фильма говорит о том, что несмотря на неудачи она не отказывается от своих желаний, что вселяет веру в будущее, которое может принести еще большие разочарования.