Наткнулся на фильм случайно, а когда почитал критику в его адрес то понял по чему не видел ни одной крупной рекламы. Этот фильм пожалуй самый аккуратный и честный по отношению к зрителю. Но не все поняли то, что до зрителя пытались донести...
Когда читаешь отзывы то складывается впечатление что данная картина о зверствах наших солдат в детском доме наполненном малолетними девочками и о героическом противодействии им (красноармейцам) разбитых гитлеровский частей. И честно говоря я уже и сам себя на это настроил. Первые сомнения закрадываются тогда когда видишь трейлер фильма: светлая музыка, холодный пляж, аккуратный пансион, дети и солдаты, всё мирно, тихо и почти невинно. На деле так и оказывается. Никто не пытается очернить облик всё красной армии, никто не пытается показать что фашизм это правильно или хорошо. Нам хотели показать что бывает не только война между странами или врагами, бывает война между добром и злом в общечеловеческом понимании, война между теми категориями которые неизменны для всего человечества. И за то, что режиссёр не побоялся показать это на такой болезненной для всего мира тематике уже заслуживает уважения. Кто о сказал что это 'самый деликатный фильм о войне' и это пожалуй так. Ни 'обнаженки', ни сцен насилия. А из всех 'злобных русских' здесь только пьяный майор. А на счёт немцев. Будь на их месте ты (тот кто это читает) что бы ты сделал? Ты бы не пошёл биться за детей своей страны? Нет? Ты бы не пошёл сдаваться? Картина просто завалена высказываниями о том что дескать всё это гнусная лож и вообще редкостная дрянь, так что почти не хочется говорить о технических моментах, актерской игре и прочих вещах. И в этом конкретном случае совершенно не важно, было ли то, что показано в фильме, на самом деле...
Волею судьбы и совершенно случайного выбора 8 мая 2013 года я посмотрел картину, основные действия которой происходят 8 мая 1945 года.
Фильм отличный, во всех смыслах этого слова. Отличный от привычных нам лент о войне, т. к. снят немецким режиссером (очень кстати качественно) с привлечением русских актеров (Гуськов и Мерзликин сыграли привычные для себя роли, на высоком уровне) и русского сопродюссера (опять же Гуськов). Отличный, т. к. в нем не показано как наши побеждают ненаших, в нем показано как Человек остается Человеком вне зависимости от формы, которую он надел и что подлецов, предателей, трусов и негодяев хватало по обе стороны баррикад. Отличный, в смысле - замечательный: сценарий, актерская работа (кроме наших, конечно блеснул рыжеволосый немецкий пацан - отличная дебютная роль!), операторская работа, музыкальное сопровождение (особенно хотелось бы отметить). Поставлено все на высочайшем уровне. Фильм трогает за различные струны души и пробегает по различным извилинам головного мозга, держит в напряжении и заставляет чувствовать.
Минусанул от максималки только лишь по двум причинам:
- Достаточно скупые и прямолинейные диалоги. Некоторые мотивы не подкреплены вескими основаниями, выраженными словом. Возможно это сделано в угоду хронометражу или чтобы не замедлять ритм картины, но все же иногда диалоги смотрелись инородно.
- Как и многим, раскритиковавшим фильм, мне немного жаль и обидно, что наши просто не победили ненаших, и что немцы в итоге вроде как даже героями оказались, но это так - придирка личного характера. Отбросив слепую обиду, я прекрасно понимаю, что хотел нам сказать режиссер.
РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ к просмотру!!! С ДНЕМ ПОБЕДЫ ВСЕХ!!!
У любого явления есть субъективная и объективная сторона. Война не исключение. Последнее время фильмы о II Мировой Войне стали все дальше уходить от фактов, и все больше концентрироваться на чувствах и эмоциях. Официальную статистику войны заменили истории человеческих судеб, чувства участников событий. Это прогресс – теперь, составив полную картину происходящего, мы можем домыслить множество сюжетов, анализируя войну как бы изнутри.
Фильм «4 дня в мае» лишний раз доказывает, что не все так однозначно, не все так просто, как кажется по учебникам. Может быть, даже сложнее, чем обсуждения в Ставке Верховного Главнокомандования. Здесь начинается настоящая война, когда уже прогремели победные выстрелы. Здесь настоящие Герои – по одну сторону баррикад. Здесь без разницы, русский ты или немец, ибо принципы другие – верх берет Честь.
Кому-то станет грустно от трагичности происходящего, у кого-то верх возьмет агрессия от несправедливости, но важно другое. Эти чувства пройдут, если понять, что война – не только то, что мы привыкли ей считать, применяя количественные характеристики. Последняя сцена это доказала – постоянный вопрос военных «Сколько их?» не сыграл решающей роли в «войне после победы». Победили те, на чьей стороне правда, а не количественное превосходство. Все получили по заслугам, потому что это фильм. Как бы в реальности развились события, остается только догадываться.
Та война длится до сих пор. И мы с вами её участники. Порой те же немцы, французы или англичане нам ближе, чем вымогающий деньги русский госслужащий или бездействующий мент. И аргумент, на чьей стороне правда, не всегда является гарантом победы. До тех пор, пока не удастся осознать, что у «другой войны» и победа тоже – другая, особенная.
У каждого из нас были ситуации, когда на наших глазах сильный обежал слабого, а мы молчали, уводили глаза и уходили подальше. Потому, что боялись. Боялись быть избитыми пьяными отморозками. Боялись быть обвиненными в оскорблении власти отморозками в милицейской форме. Быть уволенными с работы отморозками-начальниками. И т.д. и т.п. Для совестливых людей, воспоминания о таких ситуациях долго не дают покоя и портят жизнь.
В экстремальных ситуациях таких случаев всегда больше, так как государственная машина и гражданское общество, которые обычно обеспечивают соблюдение законов и защищают слабых, слабеют и часто не работают вообще. Совершенно очевидно, что в военное время было много возможностей не только для подвига и благородства, но и для мерзких безнаказанных поступков. Отрицать это бесполезно, так как информации об этом достаточно даже в воспоминаниях о войне, которые прошли жесткую цензуру.
Трудно представить себе, чтобы отморозки, которые нарушали закон и получали удовольствие от насилия в мирное время, вдруг исправились и стали паиньками в военное время. Война открывает для безнаказанного насилия огромные возможности. Особенно, если потенциальный насильник облечен властью. Если в мирное время он мог выгнать с работы, то теперь мог отдать под трибунал. Если в мирное время он воровал, то теперь просто забирал. Если в мирное время склонял к интимным отношениям шантажом, то теперь просто насиловал. Все это характерно для армии любой страны и считать, что советская армия была исключением может только совершенно недалекий человек.
Человек сообразительный легко поймет, что уровень злоупотреблений в военное время будет зависеть прежде всего от состояния офицерского состава армии. И здесь начинает играть огромную роль такое понятие, как офицерская честь, которой уделяли особое внимание правители всех государств. Обычно это были достаточно умные люди, которые понимали, что при бесчестных офицерах любая армия быстро превратится в сборище мародеров и насильников и будет неспособна выполнять поставленные перед ней задачи.
А теперь несколько вопросов. В какой стране во время второй мировой войны был самый 'некадровый', самый случайный, самый запуганный, самый дезориентированный в плане ценности человеческой жизни офицерский состав? В какой армии были созданы все условия для злоупотребления властью со стороны офицеров ввиду ослабленных представлений об офицерской чести? В какой армии были созданы все условия для злоупотреблений в отношении гражданского населения со стороны солдат, которые брали пример со своих офицеров?
Для того чтобы дать ответы на эти вопросы достаточно обладать минимальными способностями к логическим рассуждениям и быть честным самим с собой. А дальше остается только один вопрос: как должны были вести себя офицеры с более высокими представлениями об офицерской чести, когда сталкивались с безнаказанным насилием сильного в отношении слабого? И как долго они могли уводить глаза и молчать? И что лучше – умереть с честью или всю жизнь корить себя за трусость?
Я долго решал, писать мне об этой картине или нет. Фильм неоднозначный по-своему содержанию и если добавить к этому то, что брат моей бабушки был танкистом и погиб 6 мая, то тому, кто фильм посмотрит, станет понятно мое длительное замешательство по поводу того, стоит ли писать об увиденном, а если стоит, то, извините, что и как писать, что говорить?
И вот я решил убрать лишние эмоции и все же дать свою субъективную оценку этой ленте. Вы думаете, я начну с самой истории, с переживаний героев, с работы режиссера, оператора? Нет.
Единственным, о ком я решусь написать, будет Алексей Гуськов. По-моему, если в России сейчас есть гениальные актеры, то Гуськов один из них. И тут можно пошутить словами героини «Гаража»: «Что? Опять Гуськов?», но в данном случае с восторгом ответим на эту реплику: «Да! Не опять, а снова Гуськов!»
Сейчас, уже поостыв от первых впечатлений, которые принесли мне, прожитые с героями, четыре майских дня, я задумался над тем, а видел ли я когда-нибудь хоть одну не убедительную роль Алексея Гуськова? И ничего такого не вспомнил. Как не могу вспомнить плохие роли Никулина, Даля, Тихонова. Алексея Гуськова я ставлю в этот ряд как истинного продолжателя традиций и мастерства нашей великой актерской школы!
И думаю, что ведь рядом с ним уже не могут халтурить и остальные, если такое жесткое понятие можно употребить к актерским командам. Во всяком случае, в этом кино всё сыграно блестяще. Но герой Гуськова – это завораживающе, это веришь с первого взгляда, с первого движения, с первого слова.
И, наверное, именно поэтому, эту картину я не могу считать проходной, пустой или созданную только в желании соответствовать нынешней исторической конъюнктуре. Художественный замысел пусть останется правом авторов, одним из которых, кстати, является Алексей Гуськов - продюсер. Это всё в целом я оставлю без оценки.
Но если вы меня спросите, посоветуй, что посмотреть из недавних актерских удач, то вы уже знаете мой ответ.
Нежнейшее кино о Великой Отечественной, которое снял немец.
История про восьмерых разведчиков на севере Германии в канун Победы 8 мая 1945-ого. Остатки отряда под командованием офицера под прозвищу Горыныч (за крутой нрав и живучесть) должны стеречь побережье, чтобы ни один капитулирующий фашист не проскочил мимо. Как на зло, как только измотанные солдаты с парой пулеметов и одной сломанной пушкой расквартировываются в прибрежном детском доме и собираются немного отдохнуть, на горизонте появляются 80 фрицев, впрочем, таких же уставших. Из всех героев фильма воевать хочет лишь проблемный мальчуган лет 15ти по имени Петер. Пострелять действительно придется, но главный удар придется оттуда, откуда ни красноармейцы, ни остатки регулярной армии вермахта его не ждут. Нанесёт его измочаленная человеческая психика, и это будет пострашнее любого военного сражения.
Был ли этот случай в реальности (как уверяют создатели) или нет, не суть важно. Факт в том, что в фильме нет никакой клеветы в адрес советской армии или фашистских частей. Скорее, это самое деликатное кино про ВОВ из всех, что выходили в последнее время. Растерянные немцы в полной прострации сидят у костра и молчат, за всю нацию тут 'говорит' обреченное лицо командующего корпусом. Он похож на генерала из '17 мгновений', который рассуждал в поезде со Штирлицем о природе фанатизма, скорой гибели, несмываемом пятне для поколений и вот теперь, как и предрекал, пытается унести ноги. Очевидно, что режиссеру фон Боррису хочется многое сказать, но ему не хватает смелости, он пугается выбранной темы и на малейших щекотливых моментах (к примеру, разговор о Петербурге-Ленинграде) включает общий план, дает крупно глаза ребенка и обрывает героев на полуслове. Но, судя по тому, как болезненно у нас восприняли фильм, даже эта перестраховка не особо удалась. Просто лента неожиданно задела совсем другой нерв.
В отличие от принятых стандартов изображения Великой Отечественной тут вообще отсутствуют военно-политические выводы, гипотезы, реконструкция солдатского быта и пр., всё предельно условно и до боли злободневно: '4 дня' на самом деле - кино о войне СВОИХ против СВОИХ. То есть, не об Отечественной, а о Гражданской, которой нынче так пахнет в наэлектризованном митингующем российском обществе. Одни моральные принципы и убеждения против других.
Лично у меня к создателям только одна претензия - зря смалодушничали и не показали финальный бой. Это единственная, но глобальная ошибка создателей. Драматургическую правду и накал всего действа напрочь убивает театральная концовка с пищащей мышкой и прочими приемами а-ля Михалков. Абсурд и трагедию происходящего, в данном случае, надо было доводить до логического конца не абстрактно, а наглядно. С помощью града пуль, падающих в песок орденов и русского мата с обеих сторон. Вот оно, звериное начало! Психологическая разрядка требовалась зрителю, чуть-чуть не докрутили. Ну а в целом, очень даже неплохо.
За 67 лет после окончания ВМВ на экраны вышло огромное количество картин повествующих о 7-ми годах самой кровопролитной войны в истории человечества. Это и не удивительно, ведь ее масштаб огромный. Я пересмотрел большое количество фильмов об этом периоде из истории, и аналогов к «4 дня в мае» не могу подобрать. Сюжет действительно необычный. Советские солдаты воюют бок о бок с нацистами против других советских солдат. Естественно это маловероятно, но все-таки это захватывающий фильм.
В первую очередь – атмосферой. Картина очень атмосферная, оператор, композитор и режиссер создали великолепную картинку, которая захватывает от начала и до конца. Очень интересный операторский прием, где Питер играется с лучами, которые проходят сквозь дырявую крышу. Атмосферу фильма дополняет музыка, здесь ее много. Даже в момент боя, вместо голливудского экшена мы слышим заворожительную музыку, которая показывает ужас смерти и крови не хуже, а даже лучше чем пули и взрывы.
Актерский состав подобран хорошо, в особенности Алексей Гуськов. Он как никто другой смог донести до зрителя строгого капитана, и в то же время справедливого.
Философия. Как и любой фильм про войну, «4 дня в мае» показывает нам, что война это плохо, но именно этот фильм показывает, что война это плохо с любой стороны. Враг тоже человек, у него так же есть семья, дети, мать в конце концов. В этом плане, очень запомнился рассказ Капитана о сыне, о том, что если бы не война он был бы врачом. Еще один пример уничтоженной судьбы человека войной. Пусть эта история не совсем правдоподобна, но кино это субъективное мнение.
«Иногда граница проходит не между своими и чужими, а между добром и злом».
У советско-российских зрителей по вопросу военного кино есть проблема смешивания исторических процессов и художественного осмысления судеб людей в конкретной истории.
Пройдёмся по фактам этого потрясающего фильма, но не по фактам победы 'Красной звезды' над 'Чёрной свастикой'.
Отдельно взятый кобель в звании советского майора, по пьяни вдруг решил, что отдельно взятый детский дом с несовершеннолетними девочками - его личный гарем. Больше того, как только у него в штанах зачесалось - сразу появились танки, которых почему-то не было для выполнения приказа 'Не допустить бегства фашистов в соседнюю страну'.
Вполне естественно, что во имя справедливости нашёлся Человек в звании советского капитана, у которого было особое мнение на тему 'Что такое - хорошо и что такое - плохо?'.
Чтобы понять тех, кто считает фильм полезным для души и взросления, нужно вбить себе в башку (которая не только для еды), если ты одел форму, то твоя жизнь СОЛДАТА есть УСТАВ, а жизнь РАЗБОЙНИКА есть собственная ХОТЕЛКА.
Настоящее кино нужно не только смотреть, но и слышать!
После Победы Капитан возвращал домой в СССР для будущей жизни ЧЕЛОВЕКОВ - сыновей и мужей, а майор, говорящий по русски с акцентом, хотел вернуть домой в страну Советов БАНДИТОВ - мародёров и насильников.
А зрителям, подверженным идее лже-патриотизма, предлагаю задачку на мораль для первоклассников: изменится ли ваше отношение к судьбе немецких девочек, если бы вместо НАШИХ на этом конкретном кусочке немецкой земли решали бы свои половые и нравственные проблемы, например, американские рейнджеры???
Как редко встречаются фильмы, после которых сидишь все титры в зале, как будто тебе дали чем-то по голове, ещё реже подобные фильмы являются отечественными, а если они ещё и современные – то их надо заносить в Красную книгу. Из подобных на ум приходит только «Брестская крепость» (2010 г). Но даже при всей своей гениальности подобные фильмы редко становятся достоянием общественности, отсутствие рекламной поддержки, 1-2 сеанса в самое не удобное время, нежелание самих зрителей смотреть что-либо не развлекательное. «Два пивасика и колюшку» (с) и бегом на какого-нибудь байкера из ада в новомодном 3D. А здесь накануне 23 февраля разворачивается история об истинной мужественности, которую вместе со мной в зале смотрело 3 человека.
Я не знаю ничего о реальности данной истории, возможно, это полнейший вымысел немецкого сценариста, возможно «основано на реальных событиях», в начальных титрах ничего не сказано. Но эта картина противоположность всем военнопатриотическим фильмам, снятым про ВоВ до этого. Здесь сражаются не русские и немцы, здесь сражается добро и зло, Великая отечественная война в миниатюре с поменявшимися сторонами конфликта. Победители с фашистским поведением и проигравшие защищающие своих женщин и детей. В СССР даже за подобную идею бы уже расстреляли, но мы живём в демократической стране, теперь можно всё. В финал картины не хочется верить, понимаешь, что подобное могло происходить, что каков командир таковы и солдаты, но это полнейший разрыв шаблонов моего военнопатриотического воспитания.
До официальной победы 4 дня, отряду из 8 человек приказано охранять береговую линию. Армия противника разбита, разрозненные части прячутся в лесах в надежде перебраться в Данию, где находятся армии союзников, и сдаться им в плен. На охраняемый берег выходит группа противника в количестве 80 человек, наши запрашивают подкрепление, им отказывают. Наши предлагают немцам сдаться, им отказывают, никто не нападает, война окончена, а погибать никому не охота. И так проходит 4 дня, позиционная война с целью не дать немцам уплыть на другой берег, но и чтобы никто не погиб. Это то, что происходит снаружи.
Внутри – красные, для наблюдения за берегом, заняли детский дом, в котором остались одни девочки и баронесса, ухаживающая за ними. А солдаты прошли всю войну… ужасный соблазн. Ещё одна тут ходит в самом соку, ну почему баронесса не могла её куда-нибудь в подвал спрятать, нет человека, нет проблемы. Возможно, и всего фильма не было бы, если не та девка. Но, не-не-не того, что вы подумали, в фильме не будет, это вам не Михалков, проблема гормонов только одна из. Отношение советского капитана, потерявшего семью за время войны, и немецкого мальчика (единственный мальчик в приюте) сироты, отношение капитана (2 раза попадавшего в штрафбат) и отряда, отношение всех к советской власти. Очень много тем, задетых как бы вскользь, но на удивление очень хорошо раскрытых.
Актёры, выложившиеся на полную. Музыка, берущая за душу. Не стандартный подход к теме. Это драма, военная драма. Не пробивающая слезу, но тяжёлая по глубине мыслей. В зале уже зажегся свет, а ты сидишь и не можешь встать.
Пока Говорухин и Михалков занимаются выборами Путина, у российского кино появляется отличный шанс снять достойные фильмы. Почаще б его выбирали, что ли.
Если абстрагироваться от некоторых исторических деталей сюжета, за которые, уверен, знатоки сольют весь фильм в помойку, история рассказанная в нем достойна внимания. И не потому, что от рыжего пацана невозможно оторваться, и не только потому, что русские в немецком фильме не выглядят как свиньи, и даже не потому, что скорее всего так и победили. Фильм о том, как остаться людьми на войне и, как и 'Последний самурай' о том, что на войне зачастую линия фронта находится внутри каждого воина и какую сторону принять он должен решать сам.
Восемь советских солдат в немецком детском доме должны взять в плен немецких солдат, отступающих через море в Данию. Без танков, подкрепления и даже нормального орудия. Немцы естественно хотят выжить и не стремятся атаковать детский дом ради убийства восьмерых сумасшедших советских солдат и потихоньку пытаются переправится на катере на спасительный для них датский берег. Советские им тщательно мешают и задерживают переправу. История четырех дней, в которые уложилась и дружба, и любовь и трагедия выбора: умереть героем или продолжать жить трусом.
Отличная игра актеров, Гуськов в роли капитана небольшого отряда справился с ролью на отлично. Павел Вензел - рыжеволосый немецкий мальчишка сделал фильм от начала и до конца. Это первая роль тринадцатилетнего дарования, и дебюту парнишки вышел замечательным. Остальные актеры достойно справились со своими ролями, не внося диссонанс в настроение картины.