- сортировать:
-
по рейтингу
-
по дате
-
по имени пользователя
... Именно так можно охарактеризовать эту 'кукольную' экранизацию знаменитой сказки Юрия Олеши. Шедевральный мультфильм, и единственная, как мне кажется, достойная оригинала экранизация. Возможно потому, что режиссер не делал заведомо безуспешных попыток перенести на экран очарование прозы Ю. Олеши, а пошел своим путем, создав совершенно самобытное и довольно мрачное произведение.
Сам я обратил внимание на этот мульт благодаря тому, что его где-то сравнивали с анимационными шедеврами Тима Бертона. И это отчасти верно. А еще вернее - такое мог бы снять Тим Бертон под впечатлением от полотен Босха и Брейгеля, а в пугающем эпизоде с железными игрушками, окружившими кровать наследника Тутти, есть непрозрачная отсылка к 'Ночному кошмару' Фюзели. Зло здесь, в отличие от книги, лишено каких-либо 'смягчающих' комических черт, а гротеск заострен до того предела, за которым начинается ужас. Здесь не будет троих раскормленных 'буржуев'. Толстяки - словно единое существо, прожорливое трехглавое чудовище, в котором не осталось уже ничего человеческого. Здесь не будет недалеких стражников с солдафоном Бонавентурой во главе. Гвардейцы - ходячие роботы, лишенные индивидуальности железные исполнители чужой воли. Здесь нет трусливого учителя танцев Раздватриса - да и не учат здесь танцам. Дворец - бездонная черная утроба, где в окружении металлических уродцев, под пронизывающим взглядом череполицего Слуги медленно переваривается несчастный наследник Тутти, упорно не желающий превращаться в нового Толстяка и его кукла кажется единственным лучом света в этом темном царстве.
А вот положительные герои - акробат Тибул, оружейник Просперо, доктор Гаспар и девочка-гимнастка Суок - остались точно такими же, какими мы их помним с детства. Мир бродячих актеров упоительно прекрасен и все в нем дышит свободой и радостью. И этот контраст лишь усиливает драматизм борьбы Добра со Злом, а дополняют картину великолепные мелодии Геннадия Гладкова. Мерные, словно вколачиваемые в голову приказы Толстяков, лирическая тема разлученных брата и сестры, веселые песни циркачей... и над всем этим - гениальная и трагичная баллада 'О кукле', которая останется и тогда, когда Мастер и девочка уйдут в небытие.
В советской мультипликации, особенно кукольной, есть немало довольно странных и даже пугающих творений, способных вызвать шок и разрыв шаблона не только у детей, но и у взрослых. Однако мультфильм Серебрякова выделяется даже среди них. Это настоящий шедевр мультипликации, который будет интересен и поклонникам готики, и любителям искать всевозможные культурные аллюзии. И только детям он предназначен в последнюю очередь - возможно, это его единственный недостаток...
10 из 10
|
прямая ссылка
28 августа 2012 | 13:17
Sciolist
'Где же наши братья, где же наши сестры?..'
Великое счастье, что я не увидел этот мультфильм в детстве! Иначе было бы одной психической травмой больше.
Советскую мультипликацию мы бессознательно ассоциируем с 'Ну, погоди!', 'Крошкой Енотом', 'Домовенком Кузей' и т.д., с милым и добрым, любимым с детства. Однако в СССР было и немало странных анимационных творений, непонятно, на кого рассчитанных. Некоторые и значились как 'мультфильмы для взрослых'. Но многие из них такой отметки не имели и могли быть запросто показаны детям. Помните, как в детстве мы читали программу телепередач, подчеркивали 'Мультфильм' или 'Мультфильмы' и с нетерпением ждали их начала? Названий в программах тогда, в основном, не писали - и частенько мы испытывали разочарование, когда сюрприз от телевидения оказывался неприятным. Неведомый мультфильм оказывался или уже виденным сорок раз, или какой-то скучной кукольной мутью, или... Вот таким советским артхаусом.
К счастью, 'Разлученные' мне ни разу не попались. Посмотрел я его уже взрослым, когда, перечитав 'Трех толстяков', захотел пересмотреть их экранизации. Книжка эта в детстве была одной из самых любимых: красочные иллюстрации Владимирского, красочный язык Олеши, захватывающий и причудливый сюжет. Огромный фонарь над площадью, Тибул, идущий по канату в ярком трико. Продавец воздушных шаров, упавший в огромный торт. Мальчик, играющий с волшебной куклой... Всё представляется мне ярким и выразительным, как картинки Владимирского. Старый 'плакатный' мультик и фильм с Бракните еще более-менее соответствуют этой атмосфере. Но это...
Это гротеск. Это сюрреализм. Это хоррор! Можно ли вообразить стили, настолько непохожие на 'Трех толстяков' Олеши? Но создатели 'Разлученных' это сумели не только вообразить, но и воплотить. Яркое, полное нелепых приключений, почти карнавальное произведение превратилось в мрачную и холодную готическую историю. Даже положительные персонажи выглядят жутковато. Даже веселые сцены (например, там, где 'Живи в волшебном ящичке') смотрятся депрессивными. Три толстяка - не комичные злодеи, а какие-то жуткие существа (или одно, только трехголовое?..) вроде оживших вздувшихся мертвецов. Гвардейцы у Олеши были людьми, многие перешли на сторону народа - здесь же они изображены какими-то инфернальными железными дровосеками. Одинаковые, бездушные и беспощадные роботы.
Сюжет не претерпел особых изменений, однако темой стала не революция, а разлука Тутти и Суок (согласно данной интерпретации, они были разлучены в сравнительно позднем возрасте, и помнили друг друга). Достаточно странное смещение. Получается, будто и вся революция была устроена только для того, чтобы воссоединить брата и сестру. Другие главные герои - Просперо, Тибул, Гаспар, - кажутся второстепенными, и роль их приуменьшена.
Мультфильм рассчитан скорее на взрослую аудиторию. Не знаю, как его расценивали в 80-ые годы - но в наше время он может немало порадовать любителей хоррора и готики. Как уже было замечено, он напоминает Босха, напоминает Брейгеля, напоминает Дали, напоминает Бёртона... Он мрачен и местами откровенно страшен - и эта мрачность и страшность очень самобытные и законченные. Депрессия и жуть переданы просто отлично - вот только светлых моментов очень мало и они тоже не особо веселы. Ощущение безысходности не покидает на протяжении всего мультфильма - и лишь в самом конце наступает облегчение (впрочем, достаточно тяжелое - чем-то напоминает уход лихорадки после принятого жаропонижающего). Также есть хорошие песни. Особенно замечательна 'Баллада о кукле' - квинтэссенция всей печали 'Разлученных'.
Кстати, это единственная экранизация 'Трех толстяков', в которой появляется мастер Туб (он-то и поёт про куклу), самый трагический персонаж. Впрочем, о его дальнейшей судьбе ничего не говорится - складывается впечатление, что он просто умирает, создав свой шедевр.
Странное и страшное, депрессивное произведение. Однако после него мир кажется куда как светлей и ярче... Именно поэтому:
7 из 10
|
прямая ссылка
27 апреля 2017 | 11:53
|
|